Агентство Юридической помощи

Принципы бк РФ

Содержание

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы;

  • разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы;

  • самостоятельности бюджетов;

  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

  • полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • сбалансированность бюджета;

  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;

  • общее покрытие расходов бюджетов;

  • прозрачность (открытость);

  • достоверность бюджета;

  • адресность и целевой характер бюджетных средств;

  • подведомственность расходов бюджета;

  • единство кассы.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через бюджетную, налоговую политику государства.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении закона о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы бюджетов и источники финансирования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов;

  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа или между законодательным и исполнительным органом власти;

  • стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджета за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

  1. Сущность и структура государственных расходов и государственных доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета.

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система в РФ основывается на следующих принципах:

· единства бюджетной системы РФ;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

· Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов

· сбалансированности бюджета;

· Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· Принцип прозрачности (открытости);

· Принцип подведомственности расходов бюджетов

· достоверности бюджета;

· Принцип единства кассы

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единство форм и правил ведения бухгалтерского учета, применение единых санкций за бюджетные правонарушения, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.. Однако анализ бюджетной практики свидетельствует о том, что данный принцип не всегда был реализован в полной мере. Так вплоть до 1999 года, органы, занимающиеся сбором и учетом доходов федерального бюджета, а именно казначейство и налоговые органы, руководствовались в своей работе разной бюджетной классификацией, что не могло не сказаться на качестве выполняемой работы. С введением, приказом МФ РФ от 25 мая 1999г. № 38н, указаний о порядке применения Бюджетной классификации РФ, установленной Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» это противоречие разрешилось.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление доходов и полномочий по расходам за соответствующими уровнями власти. На самом деле, до сих пор не решен на практике этот основополагающий вопрос бюджетного устройства. Как справедливо отмечают В.Б. Христенко и А.М. Лавров: «региональные и особенно местные бюджеты перегружены финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями вышестоящих властей без определения источников финансирования (в международной терминологии такие обязательства называют «нефинансируемые мандаты»).» Нарушение соответствия доходов и расходов особенно наглядно иллюстрирует ситуация с передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на балансы местных органов власти без соответствующего финансового обеспечения и наделения доходными источниками, которая получила широкое распространение в 1993-1996гг. По нашему мнению, необходимо предусмотреть в законодательстве механизм ответственности за возникновение «нефинансируемых мандатов».

Принцип самостоятельности бюджетов, регламентированный в ст.31 Бюджетного кодекса предусматривает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

·право и обязанность органов власти на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев определенных БК РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направление расходования средств бюджета ( за исключением расходов которые осуществляются за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней, или без определения бюджета;

· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств за счет средств бюджетов других уровней;

· недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства или законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов;

· недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам;

· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней дополнительных расходов и потерь в доходах.

Однако зависимость большинства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов от размеров дотации, получаемой из федерального бюджета, позволяет центру «диктовать» свои условия.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями установленными БК РФ,

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджетах.;

В целях достижения указанных целей в качестве первоочередных задач следует выделить мероприятия по осуществлению централизации всех государственных ресурсов на счетах органов казначейства.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные) органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации.

Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета показателей бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направленности их на финансирование конкретных целей.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Бюджетный кодекс РФ/Глава 5

Глава 5. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчётности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казённых учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счёт средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах.

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учёту средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определёнными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесённых в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

обеспечение доступа к информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчётного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Статья 37. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.

Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статья 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включённым в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьёй 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Статья 38.2. Принцип единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 307-КГ17-6575 по делу N А05-14667/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании субсидии, подлежащей возврату в бюджет субъекта РФ. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как ответчик не обеспечил контроль за соблюдением получателями субсидий условий их предоставления.

Суд первой инстанции, удовлетворяя при новом рассмотрении дела заявленные требования частично, руководствовался статьями 28, 78, 157, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», положениями закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ «О наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области», по смыслу которых обязанность по обеспечению результативности, целевого характера направляемых финансовых средств областного бюджета, по контролю за теплоснабжающими организациями — получателями субсидий возложена на администрацию как на главного распорядителя бюджетных средств и орган, ответственный за принятие мер по организации надежного теплоснабжения потребителей.

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 303-ЭС17-667 по делу N А51-73/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как ответчик имел задолженность по обязательным платежам и прекратил предпринимательскую деятельность, на осуществление которой была предоставлена субсидия.

Руководствуясь статьями 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», суды пришли к правильному выводу об утрате обществом права на использование субсидии.

Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2017 N 304-ЭС17-1183 по делу N А81-6560/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о взыскании субсидии. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку ответчиком нарушены условия договора.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 8, 307, 309, 310, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.09.2012 N 753-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми», суды установили, что предпринимателем нарушены условия договора: получателем субсидии не достигнуты заявленные показатели, указанные в бизнес-плане, предоставленном в целях получения субсидии, а также не подтверждено целевое использование средств субсидии.

Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2017 N 305-ЭС17-803 по делу N А40-248257/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании предоставленных субсидий, неустойки и расходов на оплату услуг представителя. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что ответчиком не были выполнены в полном объеме и в установленный срок условия договора.

Суды установили, что ответчиком не были выполнены в полном объеме и в установленный срок условия договора, поэтому удовлетворили иск на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 304-ЭС17-1008 по делу N А03-21187/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а выплата пособий на оплату коммунальных услуг льготникам, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством именно субъекта Российской Федерации.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт, суд апелляционной инстанции, с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь при этом статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 31, 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», установив, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а выплата пособий на оплату коммунальных услуг льготникам, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством именно субъекта Российской Федерации, в отсутствие доказательств обращения общества к субъекту Российской Федерации (Алтайскому краю), пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленных обществом исковых требований о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением многодетным семьям льготы на оплату электроэнергии.

Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 307-КГ16-21431 по делу N А44-658/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого представления, поскольку действия заявителя по установлению доплат заместителям начальников отделов при замещении ими должностей начальников отделов на период ежегодного оплачиваемого отпуска соответствуют требованиям действующего законодательства.

Разрешая спор, суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 24, 28, 30, 34, 38, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 21, 22, 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 23 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2003 N КАС 03-25, и пришли к выводу о незаконности оспариваемого представления, поскольку действия Росреестра по установлению доплат заместителям начальников отделов при замещении ими должностей начальников отделов на период ежегодного оплачиваемого отпуска соответствуют требованиям действующего законодательства.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 134-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чигаева Руслана Сулумбековича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяя порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает возможность возврата таких субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3). При этом порядок возврата субсидий определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, принятыми в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887). Данное правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 304-ЭС16-20277 по делу N А45-27740/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании субсидии, использованной не по целевому назначению. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства нецелевого использования ответчиком денежных средств.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области от 08.12.2006 N 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области», суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии, поскольку доказательств нецелевого использования обществом денежных средств истцом не представлено.

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 303-КГ16-19728 по делу N А04-10586/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительным уведомления государственного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды пришли к выводу о законности оспариваемого уведомления.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 130, 166.2, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»), Законом Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого уведомления.

Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 N 303-ЭС16-11829 по делу N А59-532/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд исходил из того, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ; неправомерность действий (бездействия) РФ не установлена.

Суд руководствовался статьями 72, 76 Конституции Российской, статьями 28, 31, 84, 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *