Агентство Юридической помощи

Принцип обеспечения конкуренции

Содержание

Принципы контрактной системы

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок
2. Принцип обеспечения конкуренции
3. Принцип профессионализма заказчиков
4. Принцип стимулирования инноваций
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru.

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.

На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!

Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
Комментарий к статье 8
1 — 2. В комментируемой статье раскрыто содержание принципа обеспечения конкуренции. Понятие «конкуренция» определено в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.
В качестве обозначения одной из двух составляющих содержания указанного принципа ч. 1 комментируемой статьи среди целей функционирования контрактной системы в сфере закупок называет создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. В развитие данного положения также предусмотрено, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Эту составляющую рассматриваемого принципа учитывает положение п. 4 ст. 3 комментируемого Закона, определяющее участника закупки как любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. На реализацию изложенной составляющей направлены в том числе положения ч. ч. 1 и 2 ст. 27 комментируемого Закона, согласно которым: участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Законом; в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Обозначая другую составляющую содержания принципа обеспечения конкуренции, ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В развитие этого положения в данной части также установлен запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям комментируемого Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Данные положения закреплены соответственно тому, как в ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Кроме того, положениями ч. ч. 2 и 3 указанной статьи 17 предусмотрено следующее:
наряду с установленными ч. 1 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений;
наряду с установленными ч. ч. 1 и 2 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

§ 8. Принцип поддержки конкуренции

1. Отличие данного принципа от других прежде всего в том, что необходимость развития конкуренции может рассматриваться как публичная цель, оправдывающая различные по степени интенсивности ограничения предпринимательской деятельности. Поскольку публичные, конституционно-значимые цели исчерпывающим образом закреплены в ч. 3 ст. 55 Конституции России, возникает вопрос, к какой из перечисленных в ней целей можно отнести поддержку конкуренции. Выбирая из таких целей, как защита основ конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства, можно остановиться на такой цели, как защита основ конституционного строя, поскольку среди конституционных принципов, составляющих основы конституционного строя, значится и такой принцип, как поддержка конкуренции (ст. 8, ч. 1).

В предложенном Конституционному совещанию «президентском» проекте Конституции РФ принцип поддержки конкуренции не был предусмотрен, равно как и в проекте конституционной комиссии. Работая в качестве эксперта и участника Конституционного совещания, автор настоящей работы внес предложение включить в состав конституционных принципов в качестве основы экономического строя принцип защиты конкуренции. Это предложение было поддержано как Конституционным совещанием, так и конституционным законодателем *(251). Конкуренция как основа рыночной экономики создает механизм, который заставляет работать цены на рынке, зависящие от соотношения спроса и предложения. Конкуренции противостоит монополия, когда число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказывать влияние через регулирование предложения товаров на их цену.

Государство с целью поддержания рыночных механизмов должно контролировать монополии. Поэтому в Конституции РФ делается акцент на недопустимости использования свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции.

2. Основной закон различает два понятия: добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

В ч. 1 ст. 8, в которой гарантируется поддержка конкуренции в Российской Федерации, речь, безусловно, идет о добросовестной конкуренции. В ч. 2 ст. 34, напротив, установлено, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В п. «ж» ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка». Опираясь на положение о едином экономическом пространстве (ст. 8), можно утверждать, что и законодательство о конкуренции, и антимонопольное законодательство относятся к ведению Российской Федерации.

§ 9. Принцип неприкосновенности частной жизни

1. В соответствии со ст. 23 (ч. 1) Конституции России «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

Положения, содержащиеся в ст. 24 и 25 Конституции, также охраняют неприкосновенность частной жизни.

Конституционный принцип неприкосновенности частной жизни выводится из совокупности конституционных положений, содержащихся в ст. 21 (ч. 1), 23-25.

По мнению И.Л. Петрухина, неприкосновенность частной жизни — это комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права и включающий такие компоненты, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, возможность человека контролировать информацию о самом себе, недопустимость слежки за человеком, прослушивания и записи личных разговоров, тайна банковских вкладов, личные и семейные тайны *(252).

По мнению К. Экштайна субъектом права на защиту от посягательств на частную жизнь может быть только человек, т.е. данное право в принципе не предусмотрено для юридических лиц *(253).

В. Шмитт-Глезер иначе определяет сферу действия конституционного принципа неприкосновенности частной жизни. С его точки зрения, носителем права на неприкосновенность частной жизни могут быть как граждане, так и юридические лица, поскольку данное право по своей сущности может быть реализовано корпоративно *(254).

Конституционный Суд РФ придерживается мнения, согласно которому ст. 125 (ч. 4) Конституции России не определяет круг субъектов, правомочных обращаться в КС РФ с жалобами, оставляя это на усмотрение законодателя. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о Конституционном Суде РФ правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан. По смыслу указанной нормы граждане и созданные ими объединения (в том числе — хозяйственные общества и товарищества — Г.Г.) вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности самого объединения, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями) *(255).

2. Принцип неприкосновенности частной жизни пока редко применяется Конституционным Судом РФ. Дела, связанные с защитой частной сферы, немногочисленны.

Определением от 2 марта 2000 г. N 38-О КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы граждан Л.А. Межрицкой, А.А. Аксеновой, Е.П. Горбуновой и И.А. Стяговой на нарушение их конституционных прав положением абз. 6 ч. 11 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг».

Указанные граждане, являясь акционерами открытого акционерного общества «Союз», обратились в КС РФ с жалобой, в которой просили проверить конституционность положения абз. 6 ч. 11 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» *(256), предусматривающего, что в обязанности держателя реестра владельцев ценных бумаг входит предоставление зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данных из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

На основании указанной нормы арбитражный суд Архангельской области решением от 30 июля 1998 г. обязал Некоммерческое партнерство «Первая судоходная депозитарно-клиринговая компания» — держателя реестра акционеров ОАО «Союз», предоставить ОАО «Армейские инвестиции», владеющему более одного процента обыкновенных акций ОАО «Союз», данные из реестра об именах владельцев (полном наименовании), количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг ОАО «Союз». Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда Архангельской области и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, рассматривавшего кассационную жалобу на данное решение, оно было оставлено без изменения.

Заявители полагали, что содержащиеся в реестре сведения о владельцах акций относятся к информации о частной жизни гражданина, право на неприкосновенность которой закреплено ст. 23 (ч. 1) Конституции РФ и поскольку в соответствии со ст. 24 (ч. 1) Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, такие сведения не могут предоставляться, если владелец акций не дает на это своего согласия. Положение же абз. 6 ч. 11 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг не содержит условия об обязательности согласия гражданина, зарегистрированного в реестре акционеров, на предоставление данных из реестра о его имени, количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих ему ценных бумаг и потому оно противоречит ст. 23 (ч. 1) и 24 (ч. 1) Конституции РФ.

В принятом Определении КС РФ констатировал, что в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде РФ основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемая норма или закон в целом. При этом разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, КС РФ с учетом требований Закона о Конституционном Суде РФ должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых норм закона и является ли в связи с этим обращение допустимым.

Данные об акционерах, которые в соответствии с абз. 6 ч. 11 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг обязан предоставлять держатель реестра, характеризуют правовой статус гражданина-акционера как владельца определенного имущества, а именно, эмиссионных именных ценных бумаг, закрепляющих права на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Оспариваемая норма не устанавливает общедоступности этих сведений для любых заинтересованных лиц, а закрепляет право на их получение лишь тех зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг, которые владеют более 1% голосующих акций акционерного общества, т.е. регламентирует раскрытие этой информации исключительно для самих акционеров при аккумулировании ими определенного пакета акций.

Доступ к данным, содержащимся в реестре акционеров, является неотъемлемой частью общего права акционера (и особенно акционера, имеющего существенное количество акций) на получение информации о делах акционерного общества, включая и сведения о других акционерах. В его основе лежит право собственности на акции, необходимость защиты акционером своих законных прав и интересов. В более широком плане раскрытие информации о владельцах именных ценных бумаг выражает наиболее фундаментальный принцип функционирования современного фондового рынка: требование его информационной прозрачности, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и прежде всего самих владельцев ценных бумаг.

Информация об именах (наименовании) акционеров, о принадлежащих им ценных бумагах позволяет судить о праве того или иного лица участвовать в общем собрании общества, о количестве голосов, которыми он располагает, его возможностях влиять на состав совета директоров, исполнительного органа акционерного общества и соответственно на принимаемые обществом решения. Получение указанной информации может быть, в частности, связано с необходимостью установления контактов с другими акционерами в целях направления им предложений о приобретении дополнительных акций или предложений о выкупе долей других акционеров, для организации противодействия или поддержки каких-либо действий и т.д. Таким образом, посредством доступа к данным реестра обеспечивается реализация и защита акционерами своих законных прав и интересов.

Следовательно, пришел к выводу Суд, в рамках акционерного общества, во взаимоотношениях акционеров друг с другом и с акционерным обществом, складывающихся в связи с владением ими ценными бумагами этого общества, сведения об имени (наименовании) и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им акций имеют характер деловой информации и не могут быть отнесены к личной или семейной тайне, к сфере исключительно частной жизни соответствующего лица.

Таким образом, отсутствие в оспариваемом положении абз. 6 ч. 11 п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг условия об обязательности согласия гражданина, зарегистрированного в реестре акционеров, на предоставление данных из реестра о его имени, количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих ему ценных бумаг не может рассматриваться как нарушение конституционного права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

3. Можно ли применять конституционный принцип охраны частной сферы в области трудовых отношений? На наш взгляд, ответ должен быть положительным (в дополнение к тому, что к области трудовых отношений в определенно-ограниченных пределах относим принцип свободы договора, а принцип неприкосновенности частной жизни означает установление определенных пределов при законодательном регулировании прав и обязанностей частного работодателя). Понятно, что частные работодатели и государство как работодатель не могут быть поставлены на один уровень. Частный работодатель должен иметь право отказать в приеме на работу на том основании, что какие-либо качества кандидата его не устраивают. И это — проявление защиты частной сферы работодателя. В то же время государство, принимая на службу чиновника, подвергается большим ограничениям, вытекающим из действия принципа запрета дискриминации: нельзя, к примеру, отказать в приеме на государственную службу только по причине не совпадающих политических взглядов.

Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности

Поддержка государством конкуренции — лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция это тот способ, с помощью которого осуществляется координация индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Для поддержания конкуренции необходимо ликвидировать монополизм. К основным направлениям правового регулирования конкуренции и монополии относятся: регулирование и контроль государственных и естественных монополий, контроль предоставления государственной помощи, правовое регулирование и контроль размещения публичных заказов. Статья 8 Конституции Российской Федерации /1/ указывает, что наряду с другими права и свободами гарантируется и поддержка конкуренции. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с принципом поддержания добросовестной конкуренции государство гарантирует сохранение и упрочнение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, принятие и реализация такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.

Исключением из принципа свободы экономической является принцип запрещения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, который закреплен в статье 34 Конституции Российской Федерации.

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством. По своей природе монополия — это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Она должна быть ограничена законом в случаях, когда её использование приводит к нежелательным для общества последствиям.

Регулирование отношений конкуренции и монополии на законодательном уровне осуществляется преимущественно Федеральным Собранием Российской Федерации. Вопросы регулирования конкурентных отношений рассматриваются в отраслевых и межотраслевых комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. Особо следует отметить значение Счетной палаты Российской Федерации, которая является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетна Федеральному Собранию. Данный орган необходим для обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля). Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроль в сфере законности размещения государственных и муниципальных заказов, обеспечивает в пределах своей компетенции меры по противодействию коррупции.

Законодательные и представительные органы регионов и муниципалитетов не могут создавать каких-либо механизмов в сфере регулирования конкуренции и монополии, их нормы могут лишь реализовывать законодательные положения в данной сфере, определенные на федеральном уровне. Участие Президент в формировании законодательства в области монополии и конкуренции осуществляется путем подписания соответствующих федеральных законов. Правительство России как высший орган исполнительной власти несет ответственность за осуществление руководства деятельностью органов исполнительной власти в целях реализации государственной политики страны в различных сферах, в том числе экономики, торговли, промышленности, хозяйственной деятельности. Ключевое место в системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим контроль и регулирование в сфере конкуренции и монополии, является Федеральная антимонопольная служба. Она осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В рамках правового регулирования конкуренции и монополии на определенные сферы хозяйственной деятельности не распространяются требования обеспечения конкуренции и запрета монополизма. К таким защищенным от конкуренции сферам относится естественная и государственная монополии. Натуральная монополия проявляется в таких отраслях, в которых конкуренция является нежелательной, например, снабжение населения водой, натуральным газом, электрической энергией. Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства. В рамках государственной монополии осуществляется, например, эмиссия наличных денег, военно-техническое сотрудничество.

Для установления системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики разработан «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».

Он содержит список требований, предъявляемый к органам исполнительной власти региона: утверждение перечня приоритетных и социально значимых рынков, разработка плана мероприятий по развитию конкуренции, создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Принятие унифицированного стандарта имеет важное значения для реализации системного и единообразного подхода к деятельности исполнительных органов государственной власти по развитию конкурентной среды на всей территории страны, а также способствует развитию конкуренции. Таким образом, экономическая деятельность государства обеспечивает нормальные условия работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, разрабатывает и организует выполнение законодательства в экономической сфере.

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе всфере закупок № 05-02/22-18

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/22-18
21.02.2018 г.
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее — Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии главного врача ГБУ «Целинная центральная районная больница» (далее – ГБУ «Целинная ЦРБ»),
в отсутствии представителя ООО «Антарес» (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),
рассмотрев жалобу ООО «Антарес» на действия Заказчика – ГБУ «Целинная ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку фиброгастроскопа в комплекте с принадлежностями (извещение № 0343200025418000019), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:

14.02.2018 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Антарес» (вх.№817) на действия Заказчика – ГБУ «Целинная ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку фиброгастроскопа в комплекте с принадлежностями (извещение № 0343200025418000019).
В жалобе заявитель указал, что в аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к поставляемому товару, отвечающие характеристикам конкретной модели оборудования, что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающий потребностям заказчика.
Полагает, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам делам по рассмотрению жалобы.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 09.02.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку фиброгастроскопа в комплекте с принадлежностями (извещение № 0343200025418000019).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 855 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Комиссией Курганского УФАС России на заседании по рассмотрению жалобы установлено, что часть 3 аукционной документации «Техническое задание» содержит описание характеристик необходимых к поставке фиброгастроскопов.
Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает, что установленные в данной закупке требования к таким характеристикам фиброгастроскопов как источник света, время работы одной лампы, габариты и вес товара характеризуют оборудование «Гастрофиброскоп Pentax FG-29V» производителя HOYA Corporation, Япония, что ограничивает участие в аукционе производителей другого эндоскопического оборудования.
Оценивая вышеуказанный довод Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Предметом данного электронного аукциона является поставка товара.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика век зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, используемого при оказании авиационных услуг, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить технические характеристики, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Требования заказчика к поставляемому товару не приводят и не могут привести к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в электронном аукционе на поставку фиброгастроскопов.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики). Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Спорные требования к объекту закупки являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в закупке.
Кроме того, жалоба Заявителя содержит указание на нарушение Заказчиком ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, с учетом просительной части жалобы, а именно просьбы о приостановлении проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу, жалоба принята к рассмотрению в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Относительно этого довода о наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Заказчика, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.
А именно, рассмотрение заявления и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая также содержит требования к форме и порядку подачи указанного заявления.
Таким образом, в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции могут быть рассмотрены действия каких-либо субъектов исключительно на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, а именно, на наличие в таких действиях признаков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако указанная выше жалоба, подана в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Антарес» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Принцип конкуренции

Принципы конкуренции

комплекс принципов, определяющих условия формирования и эффективного функционирования коммерческого расчета и маркетинга предприятий; служат обеспечением динамичного развития рыночных отношений. Экономические основы конкуренции закладываются в процессе производства (качество продукции, объемы товарного производства, сроки выхода продукции и т.д.), но во всей полноте она обнаруживается при выходе предприятия на рынок, где происходит общественное признание каждого конкретного производства. Если внутренняя экономическая база оказывается слабой и неразвитой, то предприятие при выходе на рынок вряд ли станет конкурентоспособным. Какими бы развитыми ни были рыночные коммерческие отношения, но они не дадут должного эффекта, если продукция не будет отвечать сложившимся на рынке критериям конкурентоспособности. Следовательно, конкуренция, хотя и является рыночным явлением, но пронизывает всю структуру хозяйственных отношений — от производства продукции до ее сбыта и закупа потребителями. Конкуренция выполняет ряд важных общественных функций, основная из которых — выявление и установление рыночной или общественной стоимости и ценности продукции, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Конкуренция вызывает выравнивание индивидуальных стоимостей, оптимизацию издержек и соответственно дифференциацию размеров доходов и прибыли различных контрагентов рынка исходя из различий в эффективности производства. В отраслевом аспекте конкуренция к тому же формирует среднюю норму прибыли, ведет к переливу капиталов в сферу более эффективного и необходимого в общественном отношении производства. Она создает условия для динамичного развития состоятельных предприятий и не позволяет продолжительно существовать слабым. Сущность рыночной конкуренции заключается не в усилении стихийности (что больше свойственно неразвитому рынку), а в относительной стабилизации экономических отношений. Это не исключает дифференциации продукции по ценам, а также товаропроизводителей и поставщиков по доходам (а даже предполагает ее по ряду качественных и количественных показателей), но колебания скорее указывают на противоречия между спросом и предложением, на необходимость устранения дисбаланса и служат критерием уравновешивания рыночных отношений. Эффективный рынок является относительно устойчивым, где вариации уровней дифференциации продукции по ценам, а товаропроизводителей по удельным доходам, не характеризуются широким размахом относительно среднего (исходного) уровня, но тонко и гибко реагируют на потребительский спрос и платежеспособность потребителей. Вместе с тем в силу известных причин конкуренция товаропроизводителей (как и другие рыночные институты) долгое время не признавалась в стране в качестве двигательной силы развития производственной и торгово-сбытовой сферы. В результате, сейчас, в период перехода к рынку, имеется острейший дефицит знаний в отношении сути конкуренции, выполняемых ею функций, целесообразных форм и стратегий. Участвуя в формировании рыночных отношений, отечественные товаропроизводители не имеют достаточного представления о принципах конкуренции и нормах поведения на рынке. Специальная экономическая литература не дает на этот счет пока полных знаний. Вместе с тем, нарушение принципов имеет, как правило, серьезные экономические последствия для предприятия и товаропроизводителей, которые выражаются обычно через претензии и материальные санкции потребителей и конкурентов. Поэтому нами сделана попытка определения некоторых важнейших принципов конкуренции (В. Г. Гусаков Экономическая реформа и предпринимательство: эффективные методы. — Минск: БелНИИ аграрной экономики, 2001. — С. 175—189). Суть их в следующем: принцип наличия предмета конкуренции указывает на то, что конкуренция возможна только при достаточной конкурентоспособности и высоких потребительских свойствах продукции. Продукция низкого качества, как правило, не может создавать конкурентной обстановки и выступать гарантом обеспечения определенных потребностей; принцип альтернативности вариантов предполагает одновременное присутствие на рынке многих конкурентов, представляющих достаточный ассортимент продукции определенного наименования (сортамент, категория качества, характерные свойства и пр.). Конкуренция возможна в условиях выбора продукции из многих вариантов по каждому ее виду в зависимости от нужд потребителей; принцип конкурентной среды означает формирование специфических условий для образования и поддержания конкурентной ситуации: необходимых рыночных структур, механизма ценообразования, систем саморегулирования, порядка контроля за функционированием рычагов рыночного хозяйствования и т. д.; принцип многообразия субъектов конкуренции требует взаимодействия товаропроизводителей, посредников и потребителей, представляющих собой различные категории контрагентов рынка. Предпосылкой реализации данного принципа является демонополизация сфер производства, обслуживания, переработки и сбыта продукции, а также расширение многообразия качественных и количественных форм соб-ственности и хозяйствования; принцип спроса указывает на то, что для образования конкретной конкурентной ситуации необходимо предварительно сформировать спрос на продукцию и сориентировать производителей и поставщиков на удовлетворение данного спроса. Конкуренция возникает лишь на основе состязательности за наиболее полное обеспечение потребительского спроса. Любое производство и обслуживание целесообразно для потребления. Значит, сфера потребления является двигателем конкуренции товаропроизводителей; принцип отношений собственности указывает на то, что в роли конкурентов на рынке могут выступать только собственники и производители продукции, либо их представители, посредники. Не имея прав на владение, пользование и распоряжение продукцией, невозможно вступать в конкуренцию и бороться за реализацию экономических интересов; принцип запаса конкурентоспособности требует надежной производственно-экономической базы и достаточного уровня конкурентности для гарантии конкуренто-способности при любой конъюнктуре рынка и маркетинговой стратегии; принцип сочетания основной линии поведения предприятия (товаропроизводителей) на рынке с мобильностью и гибкостью производства указывает на необходимость, с одной стороны, выработки устойчивой рыночной политики и стратегии, способной создать предприятию высокую марку, привлечь потребителей и стабилизировать связи, а с другой — налаживания гибкой и действенной системы коммерче-ского расчета; принцип риска означает, что полновесной конкуренции без риска практически быть не может. Предприятия и товаропроизводители в стремлении удовлетворить потребительский спрос и максимизировать собственные доходы вынуждены предпринимать различные меры, направленные на достижение целей связанных с определенной степенью риска. Умение рисковать, управлять риском и извлекать необходимые выгоды от рисковых мероприятий — элемент конкуренции и коммерческого расчета; принцип окупаемости и мотивации предпринимательских усилий говорит об обязательности экономической выгоды от конкуренции и реализации рисковых меро-приятий. Бессмысленно вступать в конкуренцию, не рассчитывая на экономический эффект. Это не означает, что следует исключать всякие убытки. Риск не может быть без определенных потерь. Но в суммарном выражении конкуренция выгодна и целесообразна лишь в связи с укреплением экономической заинтересованности и состоятельности; принцип законности используемых методов и приемов исключает применение противоправных и непризнанных обществом средств конкуренции. Все виды производственно-экономической, сбытовой и потребительской конкуренции не должны противоречить действующему законодательству, сложившимся общественным нормам поведения контрагентов на рынке; принцип обязательности рекламных и пропагандистских обещаний, полной выполнимости обязательств, честности договоров и строгой ответственности за нарушение экономических отношений означает взаимосвязь юридических и нравственных норм регулирования конкуренции с целью соблюдения, поддержания и развития суверенитета экономических интересов всех участников рынка. Принципы конкуренции определяют во многом условия формирования и эффективного функционирования коммерческого расчета и маркетинга предприятий, а следовательно, выступают обеспечением динамичного развития рыночных отношений. Изучение показывает, что рыночные отношения складываются не стихийно, а при соблюдении ряда непременных требований, среди которых особую роль играют принципы. Можно вывести своеобразную формулу: принципы рыночной экономики = принципы коммерческого расчета с учетом требований маркетинга + принципы конкуренции. Из этого следует, что рыночная экономика представляет собой стройную и упорядоченную систему отношений, развивающуюся на основе ряда обязательных условий при соблюдении необходимой свободы и законодательных условий функционирования экономических методов и рычагов. Реализация принципов рыночной экономики позволяет говорить о новом качестве экономического развития, которое заключается в структурной оптимизации производства, внедрении эффективных форм самохозяйствования и самоуправления в трудовых коллективах, изменении функций собственности (становлении многообразия форм с приоритетом полной собственности товаропроизводителей на средства производства и результаты хозяйствования), рациональной организации и сквозном стимулировании развития товарно-денежных отношений и в целом в комплексном реформировании хозяйственного механизма. В связи с этим новое качество экономического развития предприятий в рыночных условиях предполагает не только дальнейшее динамичное развитие производительных сил, активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, модернизацию производственных мощностей и совершенствование технологий производства, но и адекватное развитие гибкости и динамизма предприятий, реформу производственных отношений, использование прогрессивных организационных форм, персонификацию собственности, придание подлинного смысла финансово-кредитной системе, выработку новой концепции взаимодействия с потребителями (на основе всестороннего учета взаимных интересов), определение критериев нового качества продукции и т. д. Сама суть нового качества рыночного экономического развития может быть характеризована динамикой изменения и степенью соответствия количественных и качественных критериев реального производства потребительских товаров, отношений обмена и распределения продукции и ресурсов уровню общественных потребностей и быстро изменяющимся интересам конкретных потребителей. Необходимая динамика сбалансированного экономического развития возможна, как правило, в условиях целесообразной свободы функционирования всех рыночных структур (включая непосредственно производство) и целенаправленного прямого и косвенного экономического и правового централизованного стимулирования и регулирования хозяйственного механизма в его целостном и сквозном (от производства до потребления) срезе. Так, если это касается сферы производства, новое качество рыночного экономического развития предполагает: более высокие по сравнению с традиционными (присущими административно-командной системе) темпы роста производительности труда и экономической мощи предприятий, высвобождение излишней занятости и рациональное перераспределение трудовых ресурсов по сферам приоритетного их использования, снижение и оптимизацию ресурсоемкости производства; более высокие темпы роста доходов предприятий и товаропроизводителей, концентрации капитала, обновления ресурсной базы, укрепления и расширения производственных возможностей (ресурсного потенциала); коренное улучшение качества продукции, увеличение ее полезного эффекта, более полное соответствие свойств продукции интересам потребителей; более динамичное реагирование на изменение рыночного спроса и реальное определение стратегии потребительского рынка; установление более эффективных связей и отношений с партнерами, конкурентами и потребителями продукции и т.д. Аналогичные изменения при рынке претерпевают и другие хозяйственные структуры как элементы целостного механизма. Предпосылками нового качества рыночного экономического развития являются: 1) создание комплекса условий внутреннего и внешнего порядка для эффективной деятельности товаропроизводителей (правовые гарантии свободы экономических отношений и полной собственности на имущество, меры поддержки приоритетов развития, режим благоприятствования эффективного и конкурентного производства, эффективное ресурсное снабжение и обслуживание производства, ускоренное становление прогрессивных форм собственности и хозяйствования, применение стимулирующих рычагов регулирования производства, обеспечение становления развитой рыночной инфраструктуры и пр.); 2) расширение использования достижений науки, внедрение приоритетных наукоемких и ресурсосберегающих технологий и систем производства, обеспечивающих требуемый рост окупаемости ресурсного потенциала с целью дальнейшего расширения базы инвестиционной деятельности; 3) повышение качества и потребительской ценности сельскохозяйственной продукции, как основы укрепления конкурентоспособности предприятий; 4) демократизация и либерализация производственной деятельности, развитие основ самоуправления и самохозяйствования; 5) развитие обслуживающей и снабженческой инфраструктуры в связи с установлением прямых партнерских связей, позволяющих предприятиям осуществлять приобретение любых средств производства на основе прямых рыночных отношений; 6) установление сбалансированности материальных и денежных потоков при осуществлении межотраслевого товарообмена, устранение диспропорций и дефицитности ресурсо-и продуктоснабжения; 7) поддержание экологического равновесия в связи с целями и задачами производства, обеспечение условий для нормального функционирования окружающей среды.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Принцип конкуренции

Смотреть что такое «Принцип конкуренции» в других словарях:

  • Принцип конкуренции — (principle of competition) экономический принцип, утверждающий, что если на рынке какие либо продукты обеспечивают получение чрезмерно высокой прибыли, то неизбежно появление конкурентов, что приведет к снижению этой прибыли … Экономико-математический словарь

  • принцип конкуренции — Экономический принцип, утверждающий, что если на рынке какие либо продукты обеспечивают получение чрезмерно высокой прибыли, то неизбежно появление конкурентов, что приведет к снижению этой прибыли. Тематики… … Справочник технического переводчика

  • Принцип конкуренции — (COMPETITION, PRINCIPLE OF) принцип оценки, согласно которому в случаях, когда прибыль превышает доход, необходимый для оплаты факторов производства, конкуренция на соответствующем рынке усиливается, что, в свою очередь, приводит к снижению… … Словарь инвестиционных и оценочных терминов

  • Принцип конкурентного исключения — открытая Г. Ф. Гаузе (1934) закономерность, согласно которой два вида со сходными экологическими требованиями не могут длительное время занимать одну и ту же экологическую нишу; экологическое разобщение, наблюдаемое при конкуренции тесно… … Экологический словарь

  • Принцип оценки имущества — основные экономические факторы, определяющие стоимость имущества. В практике оценки имущества используются принципы спроса и предложения, изменения, конкуренции, соответствия, предельной продуктивности, замещения, ожидания, наилучшего и наиболее… … Финансовый словарь

  • ПРИНЦИП БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ — основной принцип гражданско правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского оборота. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на… … Юридическая энциклопедия

  • Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия

  • ПРИНЦИП БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ — основной принцип гражданско правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского оборота. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Принцип «загрязняющий платит» — – один из основных принципов, одобренных Советом ЕЭС при принятии Первой программы экологических действий (1973 76 гг.). В числе приоритетных целей в Программе провозглашено предотвращение, снижение и, по возможности, ликвидация загрязнения и… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

  • ГАУЗЕ ПРИНЦИП — Вольтерры Гаузе принцип, принцип конкурентного исключения, Гаузе закон, утверждает, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество и… … Биологический энциклопедический словарь

Основные принципы программирования: конкурентность

Перевод статьи «Programming Concepts: Concurrency»

Рассказывает Аарон Краус

В третьей статье цикла “Принципы программирования” мы поговорим о конкурентности (concurrency). Конкурентность — это свойство систем (программы, сети, компьютера и т.д.), допускающее одновременное выполнение нескольких вычислительных процессов, которые могут взаимодействовать друг с другом. Вычисления запускаются, проходят и завершаются в пересекающихся промежутках времени; они также могут происходить абсолютно одновременно (параллелизм), но это не обязательно.

Конкурентность в программировании

Конкурентность реализована в логике программирования таким образом, что она явно устанавливает отдельные точки исполнения вычислений или процессов, называемые управляющими потоками. Они позволяют этим вычислениям избежать ожидания завершения всех остальных вычислений — как это происходит в случае последовательного программирования.

Конкурентные и параллельные вычисления

Хотя и считается, что конкурентные вычисления включают в себя параллельные, у них есть существенные отличия.

Параллельные вычисления используют более одного вычислительного ядра, поскольку все управляющие потоки работают одновременно и занимают весь рабочий цикл ядра на время исполнения — именно поэтому параллельное вычисление невозможно на одноядерном компьютере. В этом они отличаются от конкурентных вычислений, которые фокусируются на пересечениях жизненных циклов вычислений. Например, этапы выполнения процесса могут быть разбиты на временные промежутки, и если процесс не заканчивает своё существование до конца промежутка, он приостанавливается, предоставляя другому процессу возможность работать.

Зачем нужно конкурентное программирование?

Главным преимуществом этого подхода является максимально возможное использование ресурсов системы. В начале 2000-ых стало популярным использование многоядерных процессоров, пришедших на смену одноядерным, пускай и с очень мощным на то время ядром. Это в первую очередь позволяет оптимизировать время выполнения программы путём разделения нагрузки на ядра. Я не буду углубляться в эту тему — принципы синхронизации процессов и потоков различны в разных ОС — но вы можете почитать об этом, например, .

В современных языках программирования принцип конкурентности обычно реализован в виде процесса многопоточности. Многопоточность позволяет программе работать в нескольких потоках, предоставляя преимущества параллелизации (быстрое исполнение, эффективное использование ресурсов и т.д.), но она также сохраняет и её недостатки (о них ниже), поэтому некоторые языки используют механизм, названный Global Interpreter Lock (GIL). Обычно его можно встретить в стандартных реализациях Python и Ruby (CPython и Ruby MRI соответственно), он предотвращает одновременное исполнение более чем одного потока — даже на многоядерных процессорах. Это похоже на недостаток, но GIL нужен для предотвращения потоконебезопасных активностей. Реализации с GIL обычно повышают скорость работы однопоточных программ и облегчают интеграцию с библиотеками C, но за это приходится платить возможностями многопоточности.

Проблемы конкурентного программирования

Поскольку идеей конкурентности является одновременное исполнение вычислений, может случиться так, что эти отдельные вычисления получат доступ к разделёнными между ними ресурсам и случайно изменят их (так называемое потоконебезопасное поведение). В таких случаях используются арбитры, но такой тип активности может создать неопределённость и привести к взаимной блокировке и голоданию.

Всё это делает координацию конкурентных задач очень важной, поскольку даже в тех местах, над которыми у разработчика почти нет власти — например, в распределении памяти в стеке и куче — может возникнуть неопределённость.

Прим. перев. Рекомендуем также почитать наши материалы по теме многопоточного программирования:

  • Безопасность потоков в С++;
  • Обработка исключений в многопоточных приложениях;
  • Задача с разбором решения: “Разработайте класс, обеспечивающий блокировку так, чтобы предотвратить возникновение мертвой блокировки”.

Будущее конкурентного программирования

Конкурентное программирование — это очень мощный инструмент, даже с учётом его недостатков. Несколько языков предоставляют феноменальную поддержку инструментов для использования этого принципа: больше всего это проявляется в API языка Go, созданного в Google. Разработчики других языков, например, Python и Ruby, видят отрицательные стороны конкурентности и поэтому используют GIL по умолчанию. Так или иначе, если вы пишете приложение, которое использует принципы конкурентности, обязательно уделите особое внимание планированию, иначе вы рискуете повредить данные.

Не смешно? А здесь смешно: @ithumor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *