Агентство Юридической помощи

В российской федерации управление федеральной собственностью осуществляет

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии — Государственная Дума.

Б) осуществление помилования — Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Функция охраны общественного порядка на территории муниципального образования

В Конституции Российской Федерации функция охраны общественного порядка — важнейшая социальная функция любого государства — имеет, образно выражаясь, двойной адрес. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся и совместном ведении Российской федерации и ее субъектов. При этом осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью отнесено к полномочиям правительства Российской Федерации (п. “е” ст. 114 Конституции РФ). 3десь можно отметить, что нередко в научной литературе функцию охраны общественного порядка характеризуют как первую основную функцию исполнительной ветви государственной власти.

В то же время в соответствии со ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка — это функция органов местного самоуправления. Конституционное положение о том, что они вправе самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка развивается в Федеральном законе «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. В нем охрана общественного порядка названа вопросом местного значения и отнесена к ведению муниципальных образований (п.8 ст.6 Закона).

В данном случае, представляется абсолютно справедливым существующее мнение о заведомой безрезультативности любых попыток выделения каких-либо “местных дел”, принципиально отличных от государственных.

Функция охраны общественного порядка имманентно присуща местному самоуправлению: полнокровное самоуправление немыслимо без возможности удовлетворения населения в должном общественном порядке. Вместе с тем, вопросы охраны общественного порядка имеют местное значение лишь в том плане, что решаются на конкретной территории и данными субъектами местного самоуправления, несомненно, оставаясь при этом частью общегосударственного дела обеспечения правопорядка и стране

Таким образом, для определении роли и места органов местного самоуправления в решении вопросов охраны общественного порядка, необходимо установить, какая часть отношений, составляющих общественный порядок, подлежат регулированию и должна охраняться на общегосударственном уровне, а какая — на муниципальном.

Представляется, что интересы местного самоуправления в области охраны общественного порядка могут быть связаны прежде всего с возможностью реализации конкретных потребностей населения и обеспечении личной и имущественной безопасности, поддержании обстановки общественного спокойствия, создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций, труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. При таком подходе основное внимание государства будет направлено на разработку общегосударственных программ укрепления правопорядка в стране, создание правовых и экономических условий решения на местах задач охраны общественного порядка. Иными словами, в ведении государства должны быть сосредоточены вопросы стратегии, а в сфере местного самоуправления — вопросы тактики охраны общественною порядка.

Анализ действующего законодательства и сложившейся практики позволяет выделить ряд полномочий органов местного самоуправления в той или иной степени имеющих отношение к охране общественного порядка. В настоящее время органы местного самоуправления выполняют следующие функции:

1. определяют задачи и разрабатывают меры по соблюдению на территории муниципального образования законов, правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению охраны прав и свобод граждан;

2. формируют за счет собственных бюджетов дополнительную штатную численность милиции общественной безопасности (местной милиции);

3. утверждают в должности начальников милиции общественного порядка (местной милиции, городского, районного органа внутренних дел, участковых инспекторов милиции;

4. заслушивают отчеты начальников городских, районных органов внутренних дел о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории;

5. создают необходимые условия для работы милиции (предоставляют служебные помещения, средства связи, оказывают коммунальные услуги, обеспечивают сотрудников милиции жилой площадью, выделяют места в детских дошкольных учреждениях детям сотрудников милиции и др.);

6. накладывают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения;

7. принимают предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных, и других массовых общественных мероприятий;

8. участвуют в пределах своей компетенции в обеспечении безопасности дорожного движения;

9. осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры по спасению людей, защите их жизни и здоровья, сохранению материальных ценностей, поддержанию порядка;

10. содействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования;

11. привлекают граждан, общественные организации, предприятия и учреждения к решению вопросов охраны общественного порядка.

В решении отдельных задач охраны общественного порядка участвуют комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная, образуемые органами местного самоуправления.

Ведущую роль в охране общественного порядка на территории муниципального образования в настоящее время играет милиция общественной безопасности (местная милиция) городских, районных отделов (управлений) внутренних дел. В соответствии с Законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. и Указом Президента Российской Федерации “ О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12 февраля 1993 г. милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру МВД России. Последнее обстоятельство существенно ограничивает право органов местного самоуправления в решении вопросов охраны общественного порядка. Речь, прежде всего, идет о том, что эти органы лишены функции руководства в отношении местной милиции. Представляется, что выходом из данной ситуации может стать договор между органом местного самоуправления и городским, районным органом внутренних дел, в котором были бы отражены права и обязанности сторон по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не только закрепляет за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, но и относит к ведению муниципальных образований организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, а также осуществление контроля за их деятельностью — органы местного самоуправления получают возможность самостоятельно заниматься охраной общественного порядка на своей территории силами собственных муниципальных правоохранительных формирований.

Таким образом, под муниципальными органами охраны общественного порядка следовало бы понимать правоохранительные формирования, создаваемые органами местного самоуправления, им подчиненные и контролируемые, финансируемые из средств местного бюджета, которые призваны защищать в пределах установленной компетенции, на территориях обслуживаемых муниципальных образований жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы населения соответствующей территории, общества и государства от преступных противоправных посягательств.

Муниципальные органы общественного порядка по своей сущности могут быть отнесены к исполнительным органам местного самоуправления и поэтому не должны входить в систему органов государственной власти, в том числе и в систему МВД России. Их наименование, компетенция, структура и штатная численность могут быть определены уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Эти положения можно рассматривать в качестве основополагающих в понимании сущности муниципальных органов охраны общественного порядка. Сложнее обстоит дело с определением объема их правоохранительных функций. В отечественной научной литературе чаще всего приводятся две отличные друг от друга модели муниципальных органов правопорядка:

Первая предусматривает трехуровневую структуру: милиция общефедеральная, милиция субъектов Российской Федерации и муниципальные органы охраны общественного порядка. В этом случае на муниципальные органы охраны общественного порядка должны быть возложены практически все функции, осуществляемые сегодня федеральной милицией в городах и районах. Структура таких муниципальных органов правопорядка — условно их можно назвать «сильными» — во многом может совпадать со структурой городского, районного отдела (управления) внутренних дел.

Вторая модель подразумевает, что муниципальные органы общественного порядка действуют не вместо органов федеральной милиции на местах, а наряду с ними, но при четком разграничении компетенции, надлежащем контроле и в тесном взаимодействии. Такие «слабые» муниципальные органы правопорядка будут выполнять лишь некоторые функции ныне действующей милиции общественной безопасности (местной милиции), например: предупреждение и пресечение уличных и бытовых преступлений и административных правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление в пределах предоставленных полномочий контроля за выполнением решений органов местного самоуправления. Структура муниципальных органов охраны общественного порядка в данном случае будет соответствовать решаемым задачам.

Зарубежный опыт организации охраны общественного порядка на самоуправляемых территориях признает любую из приведенных выше моделей и различные их варианты. В то же время, исходя из реалий современной криминологической и экономической ситуации в стране, представляется возможным рассматривать эти модели не как противостоящие друг другу, а как дополняющие их. Если первая модель в своем классическом виде более подходит для страны стабильной в социальном отношении, то вторая имеет переходный характер и больше применима для России сегодняшней.

Выбор же конкретной модели муниципальных органов охраны общественного порядка, определение их функций и организационной структуры будет зависеть от совокупности социально-политических, экономических, территориальных, криминологических факторов, исторических, национальных и иных местных традиций. Однако в любом случае можно ожидать, что создание муниципальных органов охраны общественного порядка позволит решить извечные полицейские проблемы: отчужденность от обслуживаемого населения, информационный вакуум и социальный контроль. Социализация правоохранительной системы, тенденция которой наметилась уже сейчас, является объективной потребностью. Построение гражданского общества диктует необходимость создания сил правопорядка, максимально приближенных к населению, наиболее полно учитывающих интересы жителей конкретных территорий, активно взаимодействующих с гражданами и действующих под их постоянным контролем. Именно такими качествами могут и должны обладать муниципальные органы охраны общественного порядка.

Полномочия Правительства Российской Федерации

Рамки компетенции Правительства Российской Федерации закрепляет статья 114 Конституции Российской Федерации. Перечень вопросов, закрепленных в этой статье, не является исчерпывающим, так как в соответствии с пунктом «ж» Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации являются:

а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнение; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществление управления федеральной собственностью;

д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Федеральный закон «О правительстве Российской Федерации» более подробно определяет сферу деятельности Правительства, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 12 Закона Правительство Российской Федерации, как высший орган исполнительной власти, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Для осуществления этих полномочий могут создаваться территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, и определяет порядок их создания. Оно назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Также Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий и осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

К общим полномочиям Правительства Российской Федерации относятся следующие вопросы:

—организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

—осуществление регулирования в социально — экономической сфере;

—обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

—формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

—реализация предоставленных ему права законодательной инициативы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством в сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально — экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

Важной сферой деятельности Правительства Российской Федерации является решение вопросов бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Основные принципы распоряжения Правительства Российской Федерации средствами государственного бюджета должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации. Так, в Верховный Суд Российской Федерации оспаривал часть 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», согласно которой в случае отклонения совокупных поступлений доходов в федеральный бюджет от объёмов, предусмотренных данным Федеральным законом, расходы федерального бюджета на 1998 г. финансируются Правительством Российской Федерации строго пропорционально годовому назначению с учётом фактически полученных доходов федерального бюджета. При этом допускаются отклонения от пропорционального финансирования по статьям за каждый квартал не более чем на 5 процентов (за исключением платежей сезонного и единовременного характера), если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению Верховного Суда, данная норма даёт основания Правительству самостоятельно сокращать объём финансирования расходов федерального бюджета на судебную систему (и другие области государственной и общественной жизни—Л.У., А.М.) в зависимости от состояния доходной части бюджета, а поэтому противоречит статьям 10, 76 (часть 3) и 124 Конституции Российской Федерации.

В своём Постановлении Конституционный суд Российской Федерации подтвердил мнение Верховного Суда, признав положение части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджета на 1998 год» не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет Правительству самостоятельно сокращать расходы федерального бюджета.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно — эпидемиологического благополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Важная роль Правительству Российской Федерации отводится в сфере природопользования и охраны окружающей среды, что подтверждается наличием в Федеральном законе «О Правительстве Российской Федерации отдельной статьи, повещенной данному вопросу (ст. 18). Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Особое место Правительству принадлежит в сфере гарантировании и обеспечения конституционного принципа высшей ценности прав и свобод человека и гражданина. Оно участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В последние годы огромная роль Правительства проявляется в законотворческой деятельности. Оно не только представляет парламенту программу законодательной деятельности, но проводит подготовку законопроектов, используя право законодательной инициативы носит их в Государственную Думу и опираясь на парламентское большинство обеспечивает принятие наиболее важных федеральных законов. В.Б. Исаков, оценивая сложившуюся в отечественном законодательном процессе ситуацию, отмечает: «В России сложилось предубеждение, повторяемой и в печати, и в официальных документах, что подготовка и принятие законов—исключительная прерогатива парламента, и даже не всего парламента, а лишь его нижней палаты—Государственной Думы. Не могу с этим согласится. Подготовка законов—это важнейшая функция правительства, форма руководства обществом, средство реализации правительственной экономической и социальной программы. Между тем Правительство прочно заняло позицию одного из субъектов законодательной инициативы, перекладывая всю ответственность за подготовку и принятие законов на парламент».

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации, руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации, обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по ним, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств, отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает российских граждан за пределами территории России; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно — технического и культурного сотрудничества.

Полномочия Правительства РФ

Полномочия Правительства РФ установлены Конституцией, Законом о Правительстве РФ, рядом федеральных законов и указов Президента РФ. В ст. 113 Конституции РФ отдельно закрепляются основы полномочий Председателя Правительства РФ, который определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Среди основных полномочий Правительства РФ Конституция (ст. 114) называет:

  • — разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • — обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью;
  • — осуществление мер по обеспечению государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  • — осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Эти конституционные полномочия Правительства РФ конкретизируется и дополняются в федеральных законах и указах Президента РФ.

В области экономики Правительство РФ осуществляет руководство и регулирование всей экономической деятельности; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; прогнозирует и разрабатывает основные направления социально-экономического развития; разрабатывает структурную и инвестиционную политику; осуществляет управление федеральной собственностью; реализует политику международного экономического сотрудничества и др.

В бюджетной и финансовой области Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Федеральному Собранию проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; разрабатывает и руководит реализацией налоговой политики; регулирует рынок ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет единую политику цен и др.

В области социальной Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию социальных прав граждан; принимает меры но реализации трудовых прав граждан; разрабатывает единую государственную миграционную политику; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма и др.

Правительство РФ обладает значительными полномочиями по реализации своей конституционной обязанности принимать меры по обеспечению обороны страны. Так, Закон об обороне возлагает на Правительство РФ:

  • — осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • — руководство деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
  • — организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
  • — организует разработку и выполнение государственных программ вооружения;
  • — утверждает государственную программу развития оборонно-промышленного комплекса и организует ее выполнение;
  • — определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военных сборов;
  • — утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, а также перечень военно-учетных специальностей;
  • — определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской обороны;
  • — ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения и др.

В области внешней политики Правительство РФ осуществляет меры по реализации ее основных направлений; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своей компетенции заключает международные договоры; обеспечивает исполнение обязательств России по международным договорам и соглашениям; защищает законные права и интересы граждан Российской Федерации за рубежом; осуществляет регулирование и организацию внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

В области законотворческой деятельности Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которое реализует путем внесения законопроектов в Федеральное Собрание. Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ при рассмотрении законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, обязательно наличие заключения Правительства РФ. Порядок законопроектной деятельности регулируется постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации».

Правительство РФ обладает правом нормотворческой деятельности. В соответствии с Конституцией (ст. 115) оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России.

Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней со дня их подписания. Они могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Многогранную деятельность Правительства РФ обеспечивает его рабочий орган — Аппарат Правительства РФ, осуществляющий свою работу в тесном взаимодействии с Администрацией Президента РФ.

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан,охране собственности и общественного

порядка, борьбе с преступностью — Правительство

Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации — Президент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *