Агентство Юридической помощи

Фкз об изменении статуса субъекта российской федерации

Содержание

Изменение статуса субъекта Российской Федерации: территориальные аспекты

Под статусом субъекта Российской Федерации обычно понимаются совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями, а также указание на его принадлежность к определенному виду субъектов РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу1. Нормы, определяющие основы статуса субъекта РФ, отражены в конституционном законодательстве, что и характеризует данный статус как конституционный, т. е. юридически закрепленный на высшем конституционном уровне. Конституционный статус субъекта РФ устанавливается федеральной Конституцией и конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ и характеризуется обладанием субъектом всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституция РФ допускает возможность изменения статуса субъекта Федерации. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким образом, ни Российская Федерация, ни ее субъекты не вправе в одностороннем порядке изменять конституционный статус субъектов РФ. В основных законах субъектов РФ часто воспроизводится федеральный конституционный императив. Например, в ст. 13 Устава Омской области установлено: «Никто не может изменить государственно-правовой статус Омской области в одностороннем порядке».

Федеральный конституционный закон об изменении статуса субъекта Российской Федерации еще не принят, хотя проекты его разработаны давно . Вместе с тем в конституциях (уставах) некоторых субъектов РФ определен порядок выражения согласия субъекта на изменение его статуса. Так, согласно Конституции Республики Тыва изменение конституционно-правового статуса Республики возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 1). Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах других субъектов РФ. В уставах отдельных субъектов РФ устанавливается порядок выражения согласия на изменение их статуса. Так, согласно Уставу Красноярского края изменение статуса края, а также его объединение с другими субъектами РФ могут быть произведены только на основе решения, принятого на краевом референдуме, если иное не будет предусмотрено федеральным законодательством (ст. 15). Соот-ветствуюшая формулировка Конституции Республики Мордовии более мягкая: «Республика Мордовия выражает согласие об изменении своего статуса с учетом мнения населения Республики Мордовия» (ч. 2 ст. 56).

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами:

  • 1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;
  • 2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ1. Например, область может быть преобразована в край, край — в республику и т. п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения .

Среди ученых бытует мнение, что без изменения вида и территории субъекта РФ изменение его индивидуального названия является изменением статуса субъекта. Представляется, что в данном случае нельзя рассматривать как изменение статуса субъекта РФ смену по его инициативе наименования, поскольку, кроме этого, ничто другое не меняется.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», регулирующим процедуру объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Объединение субъектов РФ проводится в целях: 1) обеспечения сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территориях соответствующих округов; 2) ускорения социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышения уровня жизни населения, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территориях округов; 3) эффективного осуществления государственной власти; 4) организации местного самоуправления с учетом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительных гарантий для коренных малочисленных народов.

Объединение субъектов РФ влечет возникновение нового укрупненного субъекта Федерации в территориальных границах объединенных субъектов. По существу, прежние субъекты РФ (на практике это автономные округа) прекращают свое существование и в границах их территорий возникает новый субъект, который может: 1) сохранить тип и наименование одного из прежних субъектов (например, Красноярский край при его объединении с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийский автономными округами); 2) при сохранении наименования избрать новый тип из перечня установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ (например, Пермский край при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); 3) избрать новый тип и новое наименование (например, Забайкальский край при объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Во всех трех случаях изменение статуса субъекта Федерации сопряжено с изменением его территории.

Необходимо обратить внимание на некорректные положения ряда уставов, в которых объединение с другими субъектами Федерации выведено из понятия «изменение статуса». Так, согласно ч. 4 ст. 3 Устава (Основного Закона) Саратовской области «изменение статуса области, ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Более ярким примером служит положение Устава Волгоградской области: «Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в порядке, установленном действующим законодательством» (ч. 4 ст. 1) (выделено мной. — И. #.).

Необходимо заметить, что в науке также существует мнение о том, что объединение в форме присоединения субъекта РФ к уже сущест-вуюшему субъекту РФ и, как следствие, изменение его территории и населения не означает изменения его статуса — необходима процедура признания прекращения существования присоединенных субъектов РФ и легитимации изменения территории и населения субъекта РФ, в состав которого вошли присоединенные субъекты Федерации1.

В. В. Кульчевский полагает целесообразным процедуру прекращения существования субъекта РФ рассматривать как изменение статуса территориальной единицы, а не изменение статуса субъекта РФ, объясняя это тем, что субъект Федерации представляет собой определенное правовое образование, «наличие территории у которого является лишь одним из признаков. Статус же субъекта Федерации — это его правовое качество» . С данной позицией сложно согласиться, поскольку без своей территории, на которую распространяется юрисдикция его органов, субъекта Федерации как государственно-территориального образования просто не может быть.

В теории конституционного права выделяют и другие способы изменения статуса субъекта Федерации, сопровождающиеся территориальными изменениями:

  • 1) разделение субъекта Федерации на несколько новых субъектов;
  • 2) выделение части территории субъекта Федерации с предоставлением ей статуса субъекта Федерации;
  • 3) объединение частей территорий нескольких граничащих между собой субъектов Федерации с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта Федерации.

Федеральным законодательством эти способы не предусмотрены, что объясняется необходимостью исключения самой возможности дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории России, наличие самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания ряда субъектов РФ, такая позиция законодателя вполне оправданна.

Вместе с тем о возможности не только объединения, но и разделения субъекта упоминают отдельные региональные акты, например Устав (Основной Закон) Томской области (ч. 5 ст. 2), Устав Челябинской области (ч. 5 ст. 1), ч. 2 ст. 6 Устава (Основного Закона) Орловской области.

Разделение субъекта Федерации может не только иметь отрицательный эффект, связанный с усложнением системы управления территориями, но и быть обусловлено обострением в нем межнациональных отношений, когда разделение служит исключительной мерой снятия напряжения в регионе. Примером может служить опыт разделения Чечено-Ингушетии на два субъекта РФ. В силу обострившихся экономических и социально-политических проблем на данной территории принятое решение предотвратило конфликт между чеченцами и ингушами, а также не дало распространиться событиям, произошедшим в 1990-е гг. в Чечне, на территорию Ингушетии1. В основе разделения субъекта лежало взаимное согласие двух субъектов и Федерации.

Обращает на себя внимание позиция, высказанная Конституционным Судом РФ в отношении вхождения автономных округов в состав края, области. Суд отметил, что для изменения статуса автономного округа не требуется согласия края или области . Но ведь изменение статуса автономного округа может включать и выход из состава края, области, в результате которого изменится и территория последних. Очевидно, в федеральном законе о порядке изменения статуса субъекта Федерации этот вопрос должен быть решен.

Иногда к способам изменения статуса субъектов Федерации относят изменение границ между субъектами РФ путем разрешения приграничных споров, что представляется неверным, поскольку в данном случае речь идет об изменении границ территории субъектов, за счет чего они могут уменьшаться или увеличиваться без изменения статуса субъектов.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ может осуществляться лишь в рамках Конституции РФ. Конституция не содержит права субъектов РФ на выход из Российской Федерации, поэтому изменение статуса субъекта не может осуществляться таким способом.

В зарубежных федерациях, например в Индии и Пакистане, допускаются в качестве исключительной меры юридической ответственности преобразование и даже ликвидация субъекта федерации. Российское конституционное законодательство не знает таких мер ответственности субъектов РФ.

  • См.: Филиппов И. К. Правовой статус республик — субъектов Российской Федерации: автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 1992. С. 5.
  • См.: Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М., 1994. С. 44.
  • См., например: Козлов А. Е., Румянцева Т. С., Чехарина В. И. Инициативный проект федерального конституционного закона Российской Федерации «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, образования в ее составе нового субъекта и принятия в Российскую Федерацию нового субъекта» // Государство и право. 1996. № 3. С. 110—117.
  • См. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П; постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П; постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»; Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации».
  • Некоторые ученые изменением статуса субъекта Федерации считают его преобразование в иной вид, аргументируя этот вывод тем, что между субъектами РФ нет никаких различий, кроме конституции и государственного языка в республиках. По мнению В. В. Иванова, «изменение статуса субъекта Российской Федерации — это отказ региона от статуса субъекта Федерации с последующим включением его территории в состав другого региона либо с предоставлением этому образованию какого-либо иного статуса в Федерации» (Иванов В. В. К вопросу о концепции территориального образования // Государство и право. 2003. № 11. С. 52). Относительно второго положения можно возразить, поскольку оно не предусмотрено Конституцией РФ.
  • См.: Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации. М., 1999. С. 90.
  • См.: Михалева Н. А. Указ. соч. С. 139.
  • СмДамдинов Б. Д. К вопросу об объединении «сложносоставных» субъектов Российской Федерации: первый опыт и перспективы (конституционные и финансовоправовые аспекты) // Сибирский юридический вестник. 2004. № 2.
  • Кульчевский В. В. Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации // Право и политика. 2008. №11.
  • См.: Чертков А. Н. Перспектива расширения способов изменения субъективного состава Российской Федерации //Административное и муниципальное право. 2008. № 5. С. 14.
  • См.: Чертков А. Н. Перспектива расширения способов изменения субъективного состава Российской Федерации. С. 14.
  • См. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П.
  • См.: Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 303.
  • См.: Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 105.

Для регулирования, контроля и регламентирования разных сфер жизни, устройства государства, военной службы принимаются законы. Для контроля и урегулирования правоотношений между гражданами, государством, служащими и прочими лицами используются принятые ФЗ. При помощи Федеральных законов можно избежать конфликтов, беспорядков и разрешить возникшие споры в лучшую сторону.

Порядок принятия закона в РФ

Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности

Схема принятия законов в РФ:

  • Первым делом закон составляется. Он может быть составлен Президентом России, Верховным, Конституционным или Высшим судом, депутатами Гос. Думы, Правительством России или Советом Федерации. (ФЗ о конституционном суде в РФ читайте );
  • Затем в трех этапах ФЗ анализируется депутатами Гос. Думы. Во время первого этапа депутаты рассматривают общие положения, основные принципы, цели и задачи. Во время второго этапа рассматриваются дополнительные положения, вносятся дополнительные нюансы и детали, корректировки. Во время третьего этапа проходит голосование и законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ или Гос. Думой;
  • Обязательно при принятии каждого закона проходит голосование депутатов в Гос. Думе. Депутаты голосуют «за» или «против» него. Если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, то он передается на рассмотрение Совету Федерации. В случае срочных Федеральных законов достаточно голосов трех или четырех человек «за» и он будет принят;
  • ФЗ принят в случае, если голосов на заседании Совета Федерации больше половины. В случае Федеральных конституционных законов количество голосов во время голосования должно превысить 70% для вступления в силу. Совет Федерации одобряет или отклоняет законопроект в течение 14 дней. В случае, если он был отклонен, его отправляют обратно в Гос. Думу для повторного рассмотрения или внесения поправок;
  • Когда закон прошел все инстанции и каждый совет принял его, он передается Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14 дней проверяет его, рассматривает и в конце подписывает или отклоняет и отправляет обратно. Документ снова должен пройти через Государственную Думу для повторного голосования и внесения необходимых изменений. Если повторно закон набрал более 66% голосов в Гос. Думе, то он принимается без согласия Президента, он обязан подписать его в течение семи дней;
  • Президент ставит подпись на документах законопроекта и в течение недели он должен быть открыто опубликован и передан в СМИ. А в течение десяти дней ФЗ вступает в силу.

При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324

О ФЗ 25 в последней редакции читайте

Кто разрабатывает проект закона?

Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.

Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:

  • Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
  • Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
  • Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
  • Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.

Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.

О последних изменениях в ФЗ 220 читайте

Когда законодательный акт вступает в силу?

Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.

Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.

Кто утверждает поправки в ФЗ?

В Государственной Думе проводится несколько чтений. Во время этих чтений депутаты обсуждают, рассматривают, предлагают и регулируют изменения и поправки в положениях ФЗ. После обсуждений в Государственной Думе все рассмотренные изменения в документах и бумагах передаются в Совет Федерации. Там анализируются поправки, предложенные депутатами Государственной Думы в течение нескольких недель. Если Совет Федерации принимает поправки, они передаются на подписание Президенту Российской Федерации, но в случае отклонения Советом поправок, проводятся другие процедуры.

Согласно статье 208 Бюджетного Кодекса, в случае отклонения изменений Советом Федерации бумаги передаются в согласительную комиссию. Уполномоченный орган обязан разрешить разногласия. Согласительная комиссия анализирует бумаги и изменения, предлагает решение и отправляет бумаги Государственной Думе.

70. Порядок образования в рф нового субъекта

  • •1.Верховная государственная власть: понятие, признаки, институты.
  • •2.Виды общественных объединений по территории, по государственной принадлежности, по возрастному критерию.
  • •3. Виды организационно-правовых форм общественных объединений.
  • •4.Возбуждение вопроса о проведении референдума, его назначение и проведение.
  • •5.Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в рф.
  • •6.Всеобщее избирательное право: понятие, ограничительные цензы. Гарантии всеобщего избирательного права.
  • •7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.
  • •8. Въезд в рф и выезд из рф иностранных граждан.
  • •9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
  • •10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
  • •11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • •12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
  • •13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • •14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
  • •15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
  • •16. Гражданство детей.
  • •17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
  • •18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
  • •20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
  • •21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
  • •22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
  • •23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
  • •24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
  • •25.Институт полномочных представителей Президента рф: виды, правовой статус, задачи, функции.
  • •26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
  • •28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
  • •29. Источники конституционного права как отрасли права
  • •30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
  • •31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
  • •32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
  • •33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
  • •34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
  • •35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
  • •36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
  • •37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз «о федеральном бюджете на 1998 год».
  • •38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
  • •39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
  • •40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
  • •41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • •42. Статус судей Конституционного суда рф.
  • •43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
  • •44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
  • •45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
  • •46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
  • •47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
  • •48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
  • •49. Ограничения прав и свобод личности.
  • •50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
  • •51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
  • •52. Основания прекращения гражданства рф.
  • •53. Основания приобретения гражданства рф.
  • •54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
  • •56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
  • •57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
  • •59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
  • •60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
  • •61. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • •62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
  • •63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
  • •Определил:
  • •64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
  • •66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
  • •67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • •68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
  • •69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
  • •70. Порядок образования в рф нового субъекта
  • •71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
  • •72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
  • •73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
  • •74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
  • •75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
  • •76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
  • •77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
  • •78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
  • •79. Правовое регулирование федеративных отношений в России: формы, источники, проблемы.
  • •80. Правовой статус Администрация Президента рф.
  • •81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • •82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • •83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
  • •84. Правовой статус национально-культурной автономии.
  • •3 Группы прав нка:
  • •85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
  • •86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
  • •89. Принципы российского гражданства.
  • •90. Производство по делам о российском гражданстве по фз «о гражданстве рф» и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
  • •91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
  • •93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
  • •94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
  • •95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
  • •96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
  • •97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
  • •98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
  • •99. Решения Конституционного Суда рф как источники права.
  • •100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
  • •101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
  • •102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • •104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • •105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
  • •107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
  • •108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
  • •109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
  • •110. Территория субъектов рф: понятие, состав. Изменение границ между субъектами рф.
  • •111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
  • •112. Федеральное Собрание России и его палаты: структура, срок полномочий, функциональное назначение в системе высшей власти.
  • •113. Федерация: понятие, признаки, виды.
  • •114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Состав Российской Федерации может быть изменен в результате принятия нового субъекта или образования нового субъекта Российской Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Закон предусматривает две процедуры:

  • 1) принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части;
  • 2) образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

И принятие, и образование нового субъекта может осуществляться только на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Порядок принятия нового субъекта в состав Российской Федерации включает несколько этапов:

  • а) инициатива — предложение о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта:
    • • направляется Президенту РФ;
    • • может исходить только от иностранного государства;
  • б) Президент РФ уведомляет о поступившей инициативе:
    • • Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
    • • Государственную Думу Федерального Собрания РФ;
    • • Правительство РФ;
  • в) заключение международного договора о принятии нового субъекта в Российскую Федерацию;
  • г) проверка международного договора Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ;
  • д) ратификация международного договора. Одновременно с этим — принятие федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

В настоящее время имеется практика принятия в Российскую Федерацию новых субъектов РФ — это республика Крым и город федерального значения Севастополь. 18 марта 2014 г. в Москве был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Также был принят Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Первыми правом на объединение воспользовались Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, образовав в 2004 г. Пермский край. Затем объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ (2005 г., возник Красноярский край); Камчатская область и Корякский автономный округ (2006 г., возник Камчатский край); Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (2006 г., возникла Иркутская область); Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ (2007 г., возник Забайкальский край).

Этапы образования нового субъекта:

  • а) инициатива образования нового субъекта — принадлежит субъектам, на территориях которых образуется новый субъект;
  • б) направление предложения об образовании нового субъекта Президенту РФ — совместное предложение от законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации и от высших должностных лиц;
  • в) Президент РФ уведомляет о поступившей инициативе:
    • • Совет Федерации;
    • • Государственную Думу;
    • • Правительство РФ;
  • г) проведение референдумов на территориях заинтересованных субъектов РФ — инициатива проведения референдумов принадлежит высшим должностным лицам субъектов РФ;
  • д) принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

  • ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части … Юридическая энциклопедия

  • НОВОГО СУБЪЕКТА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА … Юридическая энциклопедия

  • СУБЪЕКТА НОВОГО В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА … Юридическая энциклопедия

  • Образование в составе РФ нового субъекта — 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую… … Официальная терминология

  • Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ — Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Федеральный конституционный закон Российской Федерации — Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… … Википедия

  • Конституция Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

  • Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

  • УКРУПНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ — процесс объединения граничащих субъектов Российской Федерации. Необходимость укрупнения российских субъектов Федерации возникла, вероятно, сразу после распада СССР, когда новая российская власть начала выстраивать отношения с регионами. Тогда и… … Большая актуальная политическая энциклопедия

  • Муниципальное образование «Котлас» — Городской округ России (АЕ 2 го уровня) … Википедия

Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части (ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ).

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации).

Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:

  • а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
  • б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;
  • в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
  • г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
  • д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается.

Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения.

В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными.

Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.

В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

Проанализировав положения законодательства, определяющего общий порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации, а также специальных федеральных конституционных законов об образовании Пермского края и Красноярского края, заметим, что объединение двух и более субъектов Российской Федерации может происходить по одной из двух основных схем:

  • 1) слияние, в результате которого прекращается существование всех субъектов Российской Федерации, территории которых объединяются, и появляется абсолютно новый субъект Федерации (объединенный субъект Российской Федерации с новым названием);
  • 2) присоединение, при котором прекращается существование одного или более субъектов Российской Федерации в силу фактического включения его (их) в состав другого существующего субъекта Федерации.

Дело в том, что ч. 2 ст. 5 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает, что «образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению». Буквальное толкование закона дает возможность утверждать, что объединение вовсе не предполагает неизбежного прекращения существования всех объединяющихся субъектов, притом, что в ч. 2 ст. 1 данного закона любое изменение состава субъектов Российской Федерации, не связанное с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части, называется «образованием в составе Российской Федерации нового субъекта». Таким образом, «новый» вовсе не означает ранее не существовавший: новыми могут быть территория, административно-территориальное устройство, население, система органов государственной власти и т.п.

Территория нового субъекта Российской Федерации в любом случае складывается из территорий объединившихся. Однако следует учитывать специфику так называемых сложносоставных субъектов Российской Федерации, к которым относилась Пермская область и относится Красноярский край. При объединении этих субъектов с входящими в их состав автономными округами, объединенная территория нового субъекта Федерации остается в границах ранее существовавшего сложносоставного субъекта, т. е. территориальный критерий не может выступать в качестве универсального признака, позволяющего разграничить названные схемы объединения. Полагаем, более наглядную картину дает характеристика особенностей функционирования органов власти объединившихся субъектов Федерации в течение переходного периода и порядка формирования системы органов государственной власти нового.

Первая модель объединения реализована при образовании Пермского края. Что же касается присоединения, то порядок образования нового субъекта Российской Федерации — Красноярского края, на наш взгляд, указывает на практическую реализацию именно этой схемы. Подобный вывод можно сделать даже несмотря на то, что ст. 4 ФКЗ «Об образовании Красноярского края» говорит о прекращении существования абсолютно всех объединяющихся субъектов Российской Федерации. При объединении Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа образуется новый субъект Российской Федерации, наименование и статус которого полностью совпадают с наименованием и статусом одного из объединяющихся субъектов. И как было проиллюстрировано выше, специфика функционирования органов государственной власти в переходный период, а также порядок формирования органов государственной власти нового субъекта свидетельствуют в пользу того, что в данном случае имеет место именно присоединение одних субъектов Российской Федерации (автономных округов) к другому (краю).

Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку принятия федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта, изложенному в предыдущем разделе работы.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Федеральный Конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ

17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ

О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

Одобрен
Государственной Думой
30 ноября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта

1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе.

2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть.

2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее — международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором.

Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА

1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором

1. Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы:

а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;

б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;

в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.

2. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.

Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта

1. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

2. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации).

2. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются: (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

1-1. Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

1-2. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

1-3. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

2. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

4. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом Российской Федерации.

2. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального конституционного закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:

а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;

г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *