Агентство Юридической помощи

Ст 108 об образовании

Содержание

Учиться, учиться и еще раз учиться

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В нашей стране существует система непрерывного образования. Это юридический термин и введен он еще в советские годы. Непрерывное образование дает возможность совершенствования личности разносторонне, ее развития и реализации духовных, нравственных потребностей, проходя все существующие уровни образования в РФ.

Образование, регламентируемое законом

1 сентября 2013 года в действие вступил закон No 273. Он серьезно изменил привычное для наших граждан представление об образовательном процессе. За основу была взята Болонская система образования, применяемая во многих странах Европы.

Согласно новому закону в России существуют уровни образования – те стадии, ступени, которые проходит каждый гражданин, чтобы получить образование, социализироваться и освоить профессию. Некоторые из этих уровней необязательны.

Давайте рассмотрим их детально.

Дошкольное образование

Это первая ступень в системе образования, направлена на воспитание, обучение, формирование, уход и оздоровление за детьми.

Программы дошкольного образования реализуются в детских садах. Эти учреждения работают с ребятами, учитывая их возможности и потребности.Бывают комбинированные, общеразвивающие, компенсирующие, с уклоном, центры образования.

По мнению специалистов именно сад формирует личность, определяется психические и физические особенности, помогает ребенку войти в социум.

Дошкольное образование получают малыши в возрасте до 6 лет.

Система общего образования

Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней — общее образование.

Начальное общее образование

В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование

Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование

Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.

Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Профессиональное образование

Среднее профессиональное. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливают специалистов по направлениям, удовлетворяющим потребности граждан и государства.Это все рабочие профессии.

Поступить в учреждения СПО (техникумы или колледжи) могут ребята, имеющие основное или среднее общее образование.

Срок обучения для выпускников 9 — х классов составляет 4 года. Те кто поступает после 11 класса предстоит учиться 2 года.

Высшее образование

Высшее профессиональное образование. Его цель — подготовка кадров всех специальностей и профессий, актуальных для социума в настоящее время. К обучению допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. При этом, принятый в 2013 году закон, предполагает несколько уровней высшего образования:

Бакалавриат — первый уровень, дающий базовые знания и теоретические представления в специальности. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения после сдачи экзамена.

Выпускникам выдается диплом о высшем образовании, в котором прописана степень бакалавриата. Для такого лица возможно трудоустройство в соответствии с требования, применяемыми к должности.

Магистратура — следующий после бакалавриата уровень. На магистратуру поступают те, кто уже имеет диплом бакалавра и желает углубить свои знания. Также магистратуру можно закончить и в качестве второго высшего образования Срок обучения составляет два года.

Дополнительное образование

В нашей стране дополнительное образование осуществляют подготовку детей и взрослых по программам дополнительного образования. Оно направлено на реализацию потребностей человека в саморазвитии, проявлении своих талантов, возможностей, освоении дополнительных навыков и умений, которые не дают другие уровни образования.

Для детей ДПО чаще всего представлены кружками и секциями физической, художественной, научно — технической, естественной направленности.

Взрослые получают дополнительное образование в рамках обучения на курсах.

Система образования в РФ и СССР часто сравниваются между собой. Разумеется, что некоторые аспекты остались прежними. Но в целом можно наблюдать ряд новшеств, без которых в условиях научного — технического процесса, состояния экономики, переоценки нравственных и культурных ценностей просто невозможно.

Современная система образования в нашей стране строится на принципах, которые используют в европейских странах и только начала свое развитие.

И хочется верить, что рано или поздно наше новую Российскую систему образования, как и Советскую признают самой сильной и эффективной.

До новых статей!

   Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 27. Документы об образовании

Статья 27. Документы об образовании

1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по программам последующего уровня образования.

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование — бакалавриат;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

6) послевузовское профессиональное образование.

6. Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организация обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется:

1) в отношении федеральных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

2) в отношении иных образовательных учреждений — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

оглавление |

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

  • среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
  • начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
  • высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
  • послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

  • основные общеобразовательные программы дошкольного образования — образовательным программам дошкольного образования;
  • основные общеобразовательные программы начального общего образования — образовательным программам начального общего образования;
  • основные общеобразовательные программы основного общего образования — образовательным программам основного общего образования;
  • основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования — образовательным программам среднего общего образования;
  • основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) — программам бакалавриата;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) — программам подготовки специалистов;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) — программам магистратуры;
  • основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре — программам ординатуры;
  • основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки — программам ассистентуры-стажировки;
  • образовательные программы профессиональной подготовки — программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • дополнительные общеобразовательные программы — дополнительным общеобразовательным программам;
  • дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств — дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;
  • дополнительные профессиональные образовательные программы — дополнительным профессиональным программам.

3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:

  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
  • образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

10. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

12. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

13. До 1 января 2014 года:

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:

  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:

  • организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

14. До 1 января 2019 года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Особенности инклюзивного образования

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так же как и все дети с ОВЗ, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Люди с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующую их особым образовательным потребностям.

Индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, а дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.

Пребывание в образовательной среде специально приспособленной для аутичных детей и исключительно среди аутичных детей может оказать отрицательное влияние на социальное развитие такого ребенка. Однородность состава учеников облегчает создание комфортных условий пребывания, приспособление среды и адаптацию методов обучения к возможностям детей, но объединение детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать их социальному развитию. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей.

Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка является постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению. Это может быть как класс общеобразовательной школы, так и классы для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Диапазон различий в развитии детей с аутизмом столь велик, что определение единого для всех итогового уровня школьного образования невозможно, слишком много детей в этом случае окажется вне поля образования. Вследствие неоднородности состава диапазон различий в уровне и содержании школьного образования детей с аутизмом должен включать как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность специального обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.

В проекте специального федерального государственного стандарта специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра, составленном заведующей лабораторией Института коррекционной педагогики РАО Ольгой Никольской, выделены четыре варианта образования для детей с аутизмом.

Первый вариант (цензовый уровень) предполагает возможность получения ребенком с ОВЗ цензового образования — соответствующего уровням образования массовой общеобразовательной школы — в среде сверстников и в общие с ними календарные сроки.
Обязательным условием освоения детьми с аутизмом этого варианта стандарта является систематическая психолого-педагогическая поддержка.

При втором варианте ребенок с ОВЗ получает цензовое образование среди сверстников со сходными проблемами развития, где организация среды, рабочего места и самого процесса обучения может оптимально отвечать нуждами обучаемой категории детей.

В этом случае обучение может быть в большей степени индивидуализировано, а его сроки продлены.

Возможен вариант начального образования ребенка с аутизмом среди детей с ДЦП (детский церебральный паралич), обучающихся по общей программе или по программе для детей с задержкой психического развития.

Эти варианты интеграции могут быть плодотворными лишь при условии, что способности к обучению аутичного ребенка и его соучеников находятся на сопоставимом уровне и при отсутствии выраженных проблем поведения и нарушений коммуникации у его одноклассников.

В связи с особым характером задержки психического развития при аутизме градация простого и сложного у аутичного ребенка может быть несколько иной, чем у его одноклассников, поэтому в обучении он может, как отставать, так и опережать их. Это требует индивидуальной корректировки программы обучения, позволяющей и оказывать коррекционную помощь и увеличивать интеллектуальную нагрузку, выходя за рамки программы и не занижая возможности ребенка.

Третий вариант специального образования для детей с ОВЗ (нецензовый) также предполагает их обучение в среде сверстников со сходными проблемами развития. Третий вариант открывает для значительной части аутичных детей возможность обучаться в школе или классе для детей с умственной отсталостью. Для успешного обучения такому ребенку требуется массированная специальная психолого-педагогическая поддержка и уменьшение наполнения класса, в который он интегрируется.

Четвертый вариант специального стандарта предполагает индивидуальный уровень итогового результата школьного образования.

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ОВЗ играют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляют подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; а также содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

С 1 апреля 2012 года ПМПК работают на базе каждого административного округа города Москвы.

В связи с принятием 28 апреля 2011 года Закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» в Москве в каждом округе определены школы, реализующие инклюзивную практику. Эти образовательные учреждения представлены на электронном портале, посвященном инклюзивному образованию в Москве.

В справочнике «Образовательные учреждения города Москвы, реализующие инклюзивную практику» представлены ресурсные центры по развитию инклюзивного образования и образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику в системе дошкольного образования.

Для проведения коррекционно-развивающей работы специалистов различного профиля с детьми с синдромом раннего детского аутизма (РДА), обеспечения первичной адаптации в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого, подготовки ребенка с РДА к посещению инклюзивной группы в некоторых детских дошкольных учреждениях созданы группы развития «Особый ребенок».

В настоящее время в Москве открыто 70 групп «Особый ребенок».

Направление детей в группы кратковременного пребывания детских садов осуществляется окружными управлениями образования по месту жительства ребенка на основании заключений, выданных окружной ПМПК. В сборнике «Московские организации, помогающие детям с особенностями развития» перечислены группы кратковременного пребывания, в том числе «Особый ребенок».

Получение высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Список учреждений, рекомендаций и интернет-ресурсов по реализации дистанционного обучения представлен в справочнике «Дистанционное обучение». Среди высших учебных заведений — Московский психолого-педагогический университет, Московский авиационный институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики и другие.

Среди столичных высших учебных заведений, имеющих некоторый опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями, — Русский гуманитарный интернет-университет, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Московский государственный социальный университет, Московский государственный университет печати и другие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Так как это не цензовое образование — они получают справку об образовании в учебном заведении

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Общая характеристика АООП НОО для слепых обучающихся Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы)

Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 — 5 классы)

Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 — 5 классы)

Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 — 5 классы).

3.1.,3.2-общее:

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяю: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения). Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль. Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения, по своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает: — слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве; — слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет 65 использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке); — слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.

3.3 отличается от 3.1,3.2 тем,что особенности психического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и 482 понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.

3.4 отличается от всех тем,что Для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой 481 сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию ребенка, в частности, к условиям школьного обучения. Уровень психофизического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) невозможно соотнести с какими- либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений.

3.1,3.2 схожи в том,что В условиях слепоты имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта

3.3 отличается от 3.2,3.1

Независимо от времени потери (нарушения) зрения многие слепые с интеллектуальной недостаточностью отстают в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, в наличии стереотипных движений. У многих из них имеет место нарушение осанки, отсутствует пластичность и координированность движений, эмоциональная выразительность, что усиливается затрудненностью (невозможностью) зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

А в 3.1,3.2

Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающегося, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудности передвижения в пространстве.

В 3.4

Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических 483 показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.

так как это не цензовое образование — они получают справку об образовании в учебном заведении

3.3. отличается от 3.2.,3.1 тем,что У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно- следственных связей, временных и пространственных обозначений, наличие скудного словарного запаса.

3.3,3.4 схожи в том,что у них имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у школьников нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.

3.1..3.2 СХОЖЕСТЬ-У данной категории обучающихся имеет место значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к имеющимся у слепого обучающегося нарушениям).

Оценка:

В 3.1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для слепых обучающихся предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

А в 3.2 Система оценки достижения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке двух групп результатов образования: личностных и предметных.

3.3 отличается от 3.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех 136 трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В 3.4 же оцениваются возможные личностные и предметные результаты, которые достигнуты слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии).

В предметах:

В 3.2

Основным объектом оценки метапредметных результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО служит сформированность таких метапредметных действий как: речевые, среди которых, особое место занимают навыки осознанного чтения и работы с информацией; коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками (в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья).

В 3.4

С учетом особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать широкий спектр оценок. При выборе способа оценивания достижений обучающихся этой группы необходимо выбрать такой способ, который бы стимулировал учебную и практическую деятельность конкретного обучающегося, оказывал бы положительное влияние на формирование у него жизненно важных установок, представлений и умений.

С учетом особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать широкий спектр оценок. При выборе способа оценивания достижений обучающихся этой группы необходимо выбрать такой способ, который бы стимулировал учебную и практическую деятельность конкретного обучающегося, оказывал бы положительное влияние на формирование у него жизненно важных установок, представлений и умений.

В 3.1

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для слепых обучающихся предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики слепых обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность преодоления вторичных отклонений развития.

К таким интегративным показателям в соответствии с ФГОС НОО относятся: сформированность умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве; сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни; проявление познавательного интереса, познавательной активности; наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования; 29 проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах); сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; способность к проявлению социальной активности; способность осуществления самоконтроля и саморегуляции; готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

В 3.3

Система оценки достижения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке двух групп результатов образования: личностных и предметных. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Учебный план:

3.1 отличается от 3.2.3.3,3.4 тем,что

Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

3.2,.3.3,3.4 -схожи в том,что Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Образовательные области:

Законодательство о порядке получения среднего профессионального образования

Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:

  • Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и

  • Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).

Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно современной статистике:

  • из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;

  • приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;

  • еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование

Довольно часто на страницах интернета путают понятия:

  • начальное профессиональное образование и
  • среднее профессиональное образование.

Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.

Понятие «Начальное профессиональное образование» использовалось до конца 2012 года в утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» — Статья 22 «Начальное профессиональное образование».

В соответствии с данной статьей:

  • начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» использовалось также понятие «Среднее профессиональное образование» — Статья 23 «Среднее профессиональное образование».

В соответствии с этой статьей:

  • среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

  • подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;

  • граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;

  • среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

  • образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.

В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:

  • профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование – как один из 4-х уровней профессионального образования;

п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования — могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (среднего профессионального образования);

п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование — направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

  • образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

    • начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

    • среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

  • образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

    • основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

    • основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.

Получение среднего профессионального образования

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

  • программы подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Его можно получить:

  • после 9-ти классов основного общего образования или

  • 10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

  • колледжи, техникумы, лицеи, другие образовательные учреждения и организации.

Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:

  • аттестат об основном общем образовании (9 классов) или

  • аттестат о среднем общем образовании (10 или 11 классов).

Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:

  • то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,

  • а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.

Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:

  • учащийся поступил после основного общего образования;

  • когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:

  • в некоторых образовательных организациях среднего профессионального образования проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.

В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • могут поступать в образовательные организации среднего профессионального образования только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:

  • не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:

  • обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

  • не является получением второго или последующего среднего профессионального образования ПОВТОРНО.

п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:

  • сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;

  • в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.

С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Диплом о среднем профессиональном образовании

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2

С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.

Согласно новому закону определены следующие уровни образования:

Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.

Что он означает

Начальное общее образование

Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)

Основное общее образование

Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат

Среднее общее образование

Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки

Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом

Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».

Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.

до 01.09.2013

с 01.09.2013

Начальное (общее) образование Начальное общее образование
Основное (общее) образование Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
Высшее профессиональное образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат
Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура Высшее образование — специалитет или магистратура
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Послевузовское профессиональное образование в ординатуре Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?

Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.

Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.

Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».

В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».

А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.

Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».

С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».

Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *