Агентство Юридической помощи

Стратегия национальной безопасности 683

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — со­стоя­ние за­щи­щён­но­сти от­дель­ной стра­ны и её на­се­ле­ния от внут­рен­них и внеш­них уг­роз во всех сфе­рах жиз­не­дея­тель­но­сти.

Впер­вые по­ли­тическое по­ня­тие «национальная безопасность» упот­ре­бил в 1901 году американский пре­зи­дент Т. Руз­вельт в по­сла­нии к на­ции. Офи­ци­аль­но тер­мин «национальная безопасность» поя­вил­ся в 1947 году с при­ня­ти­ем в США за­ко­на «О национальной безо­пас­но­сти». В РФ тер­мин «национальная безопасность» вы­сту­пил как раз­ви­тие тер­ми­на «безо­пас­ность», сфор­му­ли­ро­ван­но­го в Фе­де­раль­ном за­ко­не РФ «О безо­пас­но­сти» (1992 год). Со­глас­но «Стра­те­гии на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции до 2020 го­да» (2009 год), национальная безопасность — со­стоя­ние за­щи­щён­но­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва от внутренних и внеш­них уг­роз, ко­то­рое по­зво­ля­ет обес­пе­чить кон­сти­туционные пра­ва, сво­бо­ды, дос­той­ные ка­че­ст­во и уро­вень жиз­ни гра­ж­дан, су­ве­ре­ни­тет, тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность и ус­той­чи­вое раз­ви­тие РФ, обо­ро­ну и безо­пас­ность го­су­дар­ст­ва. Лю­бая пря­мая или кос­вен­ная воз­мож­ность на­не­се­ния ущер­ба этим пра­вам, сво­бо­дам, су­ве­ре­ни­те­ту и пр. яв­ля­ет­ся уг­ро­зой национальной безопасности. Для российского го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва в кон­крет­ных сфе­рах их жиз­не­дея­тель­но­сти к основным уг­ро­зам и ис­точ­ни­кам уг­роз национальной безопасноси от­но­сят­ся сле­дую­щие.

В сфе­ре во­енной безо­пас­но­сти — по­ли­ти­ка за­ру­беж­ных стран, на­прав­лен­ная на дос­ти­же­ние пре­об­ла­даю­ще­го пре­вос­ход­ст­ва в во­енной сфе­ре, пре­ж­де все­го в стра­те­ги­че­ских ядер­ных си­лах, пу­тём раз­ви­тия вы­со­ко­точ­ных, ин­фор­мационных и др. вы­со­ко­тех­но­ло­гических средств ве­де­ния воо­руженные борь­бы, стра­те­гических воо­ру­же­ний в не­ядер­ном ос­на­ще­нии, фор­ми­ро­ва­ния в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке гло­баль­ной сис­те­мы про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны и ми­ли­та­ри­за­ции око­ло­зем­но­го кос­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, спо­соб­ных при­вес­ти к но­во­му вит­ку гон­ки воо­ру­же­ний, а так­же на рас­про­стра­не­ние ядер­ных, хи­мических, био­ло­гических тех­но­ло­гий, про­изводство ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния ли­бо его ком­по­нен­тов и средств дос­тав­ки. Не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на со­стоя­ние во­енной безо­пас­но­сти РФ и её со­юз­ни­ков усу­губ­ля­ет­ся от­хо­дом от ме­ж­ду­народных до­го­во­рён­но­стей в об­лас­ти ог­ра­ни­че­ния и со­кра­ще­ния воо­ру­же­ний, а так­же дей­ст­вия­ми, на­прав­лен­ны­ми на на­ру­ше­ние ус­той­чи­во­сти сис­тем государственного и во­енного управ­ле­ния, пре­ду­пре­ж­де­ния о ра­кет­ном на­па­де­нии, кон­тро­ля кос­мического про­стран­ст­ва, функ­цио­ни­ро­ва­ния стра­те­гических ядер­ных сил, объ­ек­тов хра­не­ния ядер­ных бо­е­при­па­сов, атом­ной энер­ге­ти­ки, атом­ной и хи­мической промышленности, др. по­тен­ци­аль­но опас­ных объ­ек­тов.

В сфе­ре государственной и об­щественной безо­пас­но­сти — раз­ве­ды­ва­тель­ная и иная дея­тель­ность специальных служб и ор­га­ни­за­ций иностранных го­су­дарств, а так­же отдельных лиц, на­прав­лен­ная на на­не­се­ние ущер­ба безо­пас­но­сти РФ; дея­тель­ность тер­ро­ри­стических ор­га­ни­за­ций, груп­пи­ро­вок и отдельных лиц, направ­лен­ная на на­сильственное из­ме­не­ние ос­нов кон­сти­туционного строя РФ, дез­ор­га­ни­за­цию нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния ор­га­нов государственной вла­сти (вклю­чая на­сильственные дей­ст­вия в от­но­ше­нии государственных, по­ли­тических и об­щественных дея­те­лей), унич­то­же­ние во­енных и промышленных объ­ек­тов, пред­при­ятий и уч­ре­ж­де­ний, обес­пе­чи­ваю­щих жиз­не­дея­тель­ность об­ще­ст­ва, уст­ра­ше­ние на­се­ле­ния, в т. ч. пу­тём при­ме­не­ния ядер­но­го ору­жия и хи­ми­че­ско­го ору­жия ли­бо опас­ных ра­дио­ак­тив­ных, хи­мических и био­ло­гических ве­ществ; экс­тре­ми­ст­ская дея­тель­ность на­цио­на­ли­стических, ре­лигиозных, эт­нических и иных ор­га­ни­за­ций и струк­тур, на­прав­лен­ная на на­ру­ше­ние един­ст­ва и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти РФ, дес­та­би­ли­за­цию внут­ри­по­ли­тической и со­ци­аль­ной си­туа­ции в стра­не; дея­тель­ность транс­на­цио­наль­ных пре­ступ­ных ор­га­ни­за­ций и груп­пи­ро­вок, свя­зан­ная с не­за­кон­ным обо­ро­том нар­ко­тических средств и пси­хо­троп­ных ве­ществ, ору­жия, бо­е­при­па­сов, ВВ; со­хра­няю­щий­ся рост пре­ступ­ных по­ся­га­тельств, на­прав­лен­ных про­тив лич­но­сти, соб­ст­вен­но­сти, государственной вла­сти, об­щественной и эко­но­мической безо­пас­но­сти, а так­же свя­зан­ных с кор­руп­ци­ей.

Современные угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Анализ положений Стратегии национальной безопасности РФ выявляет основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности, имеющие комплексный взаимосвязанный характер.

Во внешнеполитическом плане со стороны США и их союзников оказывается противодействие с целью сохранения своего доминирования в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики.

В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением.

Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

Осложняются, как уже отмечалось, мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

Деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации направлена на защиту национальных интересов от угроз национальной безопасности в соответствии со следующими стратегическими национальными приоритетами.

В сфере обороны страны основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения, военные опасности и военные угрозы определяются в Военной доктрине Российской Федерации, представляющей собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военной угрозой является состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

К основным военным угрозам относятся:

  • — резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
  • — воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
  • — создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории России или на территориях ее союзников;
  • — демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
  • — активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Противодействие военным угрозам осуществляется военной организацией страны, представляющей собой совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В сфере государственной и общественной безопасности основными угрозами являются:

  • — разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • — деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • — деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • — деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • — деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • — преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
  • — коррупция;
  • — стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Угрозами качеству жизни российских граждан являются:

  • — неблагоприятная динамика развития экономики;
  • — отставание в технологическом развитии;
  • — введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации;
  • — нецелевое расходование бюджетных ассигнований;
  • — усиление дифференциации населения по уровню доходов;
  • — снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Главными стратегическими угрозами в области экономики являются:

  • — низкая конкурентоспособность экономики;
  • — сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • — отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
  • — незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
  • — уязвимость экономики информационной инфраструктуры;
  • — несбалансированность национальной бюджетной системы;
  • — регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
  • — ухудшение состояния и истощение сырьевой базы;
  • — сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
  • — прогрессирующая трудонедостаточность;
  • — сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;
  • — неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  • — возникновение эпидемий и пандемий;
  • — массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм;
  • — увеличение случаев травм и отравлений;
  • — доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются:

  • — размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
  • — снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом;
  • — попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

По стратегическим национальным приоритетам в области науки, технологии, образования и области живых систем и рационального природопользования определены факторы, негативно влияющие на национальную безопасность.

В настоящее время преступность и сопряженные с ней формы противоправного поведения приобретают характер реальной угрозы национальной безопасности. В связи с этим становится особенно актуальным обеспечение законности, являющейся важнейшим обязательным принципом правового государства, без соблюдения которого механизм государства не сможет эффективно осуществлять поставленные перед ним задачи, обеспечивать правовой порядок в обществе. Требование законности выступает в качестве всеобщей конституционной обязанности соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в результате чего в обществе складывается правовой порядок как цель правового регулирования общественных отношений.

Основной угрозой национальной безопасности является международный терроризм. Терроризм, как никакое другое преступление, связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. По своим масштабам, направленности и тяжести последствий он опасен для всего мира. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом.

Под терроризмом в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В основном эту деятельность осуществляют правоохранительные органы.

Преступность как явление существует в любом обществе и тесно связана с ним. На рост преступности большое влияние оказывают изменения в социальной сфере, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мировой практике считается, что если разрыв в доходах между богатыми и бедными (децильный коэффициент) превышает соотношение 1:10, то такое общество и страна обречены на социальный взрыв. Децильный коэффициент является одним из показателей национальной безопасности Российской Федерации. Превышение разрыва в доходах основной массы населения и небольшой богатой его группы приводит к неустойчивости правопорядка в целом.

Другой серьезной угрозой национальной безопасности России является коррупция, определенная в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Этим законом закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Следует отметить, что коррупция как социальное явление существует во всех странах, но в разных масштабах. По экспертным данным неправительственной международной организации Transparency International, коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции в 2016 г., опубликованных этой организацией, участвовали 177 стран, где Дания заняла 1 место, Россия — 134, а США — 18.

В интересах объединения усилий органов власти и местного самоуправления, общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016— 2017 годы.

Этот план определил основные направления противодействия коррупции:

  • 1) ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности, модернизация антикоррупционного законодательства;
  • 2) создание стимулов к антикоррупционному поведению;
  • 3) создание антикоррупционного стандарта поведения.

Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

В мировой практике используются различные методы борьбы с коррупцией, вплоть до публичных расстрелов, как в Китае. В нашей стране предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, которая устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами (УК РФ, КоАП РФ и др.). В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, а также обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении гражданского служащего. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии.

С целью реализации антикоррупционной политики был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с международными договорами действие этого закона распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

К органам с «повышенным коррупционным риском», как правило, относятся органы исполнительной власти, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы, и большой объем контактов с гражданами и организациями.

Причинами распространения коррупции в органах исполнительной власти также являются сложность структуры этих органов, наличие множества формализованных, бюрократических процедур, создаваемых самими государственными служащими, отсутствие эффективного внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата государственного управления. К негативным факторам, обусловливающим возникновение коррупционных проявлений, относятся административные барьеры, выражающиеся в особых проявлениях общественных отношений и оказывающие негативное влияние на интересы личности, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что обеспечение экономической безопасности осуществляется в том числе путем «улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды». В связи с этим недопустима генерация правил избыточного государственного регулирования, способствующих появлению предпосылок для всевозможных злоупотреблений со стороны государственных и (или) муниципальных органов (должностных лиц), наделенных соответствующей компетенцией.

С целью модернизации российской экономики в 2000 г. было провозглашено последовательное проведение линии на «снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала», которое, как считает Ю. А. Тихомиров, должно «способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности». В ходе российской административной реформы, проведенной в 2006—2010 гг., осуществлялись следующие общесистемные меры снижения административных барьеров: совершенствование системы лицензирования, аккредитации, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, системы государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования.

В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить пробелы в законодательстве.

В связи с этим были приняты Федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморе- гулируемых организациях»; от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, злободневность проблемы негативного влияния административных барьеров не уменьшилась. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2016 г. отмечается, что «вопросом национальной безопасности» является развитие «масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения», для чего необходимо «снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки».

На природу административных барьеров позволяют взглянуть справедливые точки зрения В. М. Манохина и Ю. А. Тихомирова о дискреционных (т.е. по усмотрению) полномочиях исполнительной власти. Так, В. М. Манохин выделяет два вида усмотрения: 1) правоприменителя, избирающего принудительную меру, установленную государством; 2) реализацию правоприменителем своего намерения в виде постановления, распоряжения, приказа и т.д. При дифференциации элементов компетенции исполнительной власти и росте численности объектов управления, отмечает ученый, «поспеть за этим процессом… в смысле постоянного, повседневного правового регулирования (как нормативного, так и правоприменительного) … практически невозможно, остается часть отношений для дискреционного способа их реализации». Для усмотрения появляется «лазейка» действовать не только с позиции законности, а с точки зрения целесообразности.

Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает сущность административных барьеров через категории «дискреция» («административное усмотрение») как «легальную возможность должностного лица, госслужащего действовать самостоятельно в рамках своей компетенции». По его мнению, административное усмотрение ориентировано на выполнение норм закона; полное последовательное осуществление полномочий; выбор вариантов решений и действий в пределах их норм; проявление способности анализировать и оценивать динамичные управленческие решения. Однако на практике имеет место некомпетентность, боязнь действовать, иерархическое послушание, злоупотребление полномочиями, превышение или сужение их объема.

Административные барьеры выступают фактором национальной безопасности в случаях неопределенных правовых условий, когда субъекты (государственные и муниципальные служащие) могут управлять по своему усмотрению, основываясь не на принципе законности, а на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. С целью минимизации действия административных барьеров необходимо исключить неправомерное отклонение от правовых норм, четко соблюдая правовые статусы субъектов обеспечения национальной безопасности в соответствии с принципом законности.

Вместе с тем при осуществлении антикоррупционной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • 1) в современных условиях недостижима «абсолютная победа» над коррупцией;
  • 2) коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами;
  • 3) потери от коррупции гораздо больше, чем затраты на реализацию антикоррупционных программ;
  • 4) противодействие коррупции является эффективным, когда оно осуществляется постоянно всеми субъектами обеспечения национальной безопасности.

С целью укрепления правопорядка, формирования развитого гражданского общества, повышения уровня обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо воспитание уважения к праву, повышение правового сознания и искоренение правового нигилизма всех граждан.

Стратегия НБ РФ(2015)

Конституция РФ

Безопасность — важнейший элемент правовой системы РФ.

На сайте Совета Безопасности содержится извлечение из ст 83 К РФ, а именно полномочия Президента РФ, особенно нас интересуют полномочия в области национальной безопасности, а именно пункты:

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Ч 2 ст 80 Конституции РФ закрепляет, что

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Также, согласно ст 114 Конституции, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Слайд 5

ФЗ «О безопасности»

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности (глава 2), а также статус Совета Безопасности Российской Федерации(глава 3)

Статья 13. Совет Безопасности

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

Слайд 6

Стратегия НБ РФ(2015)

Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Согласно ст. 30:

30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются:

укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;

сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

повышение конкурентоспособности национальной экономики;

Слайд 7

31. Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

оборона страны;

государственная и общественная безопасность;

повышение качества жизни российских граждан;

экономический рост;

наука, технологии и образование;

здравоохранение;

культура;

экология живых систем и рациональное природопользование;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Слайд8
Определены основные угрозы государственной и общественной безопасности. В их числе — деятельность иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, радикальных общественных объединений и группировок, преступных организаций; коррупция.

Очерчены меры по устранению названных угроз.
Также перечислены мероприятия, направленные на повышение качества жизни граждан.

Слайд 9

Военная доктрина РФ

1. Военная доктрина Российской Федерации (далее — Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

2. В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства.

В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
а) военная безопасность Российской Федерации (далее — военная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;
б) военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;
в) военная угроза — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

Данная доктрина устанавливает основные внешние военные опасности, внутренние опасности, военные угрозы, а также характерные черты и особенности современных военных конфликтов, основные задачи ВС в военное время.

Слайд 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *