Агентство Юридической помощи

Статья 89 конституции

Содержание

Статья 89 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Комментарий к Статье 89 Конституции РФ

Комментируемая статья закрепляет традиционные для главы государства, независимо от формы правления, полномочия. Для указанных полномочий характерны два общих признака: 1) Президент осуществляет их от имени Российской Федерации и сам является ее олицетворением; 2) они реализуются в отношениях с участием граждан и иных физических лиц.

А. Согласно п. «а» комментируемой статьи глава государства решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см. комментарий к ст. 6).

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте имеет сугубо совещательные полномочия. Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере.

Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007) утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которым в соответствии со ст. 63 Конституции конкретизируются условия и порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основание лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Предоставление убежища, как и его лишение, производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.

Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи к полномочиям Президента отнесены награждение государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Согласно п. «с» ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76). В связи с высказанным тезисом существенное значение имеет сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»*(981) правовая позиция. В частности, по мнению одного из заявителей (Правительство Республики Карелия), из ч. 2 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, следует, что по предметам совместного ведения не могут издаваться никакие иные федеральные нормативные правовые акты, кроме законов, поэтому ряд статей Кодекса, прямо предусматривающие либо предполагающие издание именно иных федеративных нормативных актов, не соответствуют Конституции.

Суд подчеркнул: что касается подзаконных нормативных актов, то о них ничего не сказано не только в ч. 2, но и в ч. 1 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следуя аргументации заявителя, надо было бы предположить, что и по этим вопросам (которые согласно ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации) не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов, а значит вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера. Более того, надо было бы признать, что по предметам совместного ведения не может быть и индивидуальных правоприменительных актов, притом не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, поскольку издание таких актов, в том числе по предметам совместного ведения, в ст. 76 Конституции не предусмотрено.

Между тем, как следует из ст. 90, 115, п. «а» ч. 2 ст. 125 Конституции России, Президент и Правительство принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, действительный смысл положения ч. 2 ст. 76 Конституции не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Данная статья регулирует не вопрос о том, вправе ли федеральные органы государственной власти издавать нормативные акты подзаконного характера, а вопрос о том, как действует федеральный закон и как он соотносится с актами, принимаемыми субъектами Федерации: в каких случаях приоритет имеют федеральные законы (ч. 1, 2 и 5), а в каких, напротив, нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 4 и 6). Поэтому предусмотренная оспариваемыми статьями Лесного кодекса 1997 г. возможность издания не только законов, но и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, сама по себе не является нарушением ч. 2 ст. 76 Конституции.

Таким образом, возможность издания нормативных актов подзаконного характера по вопросам ведения РФ (как и совместного ведения РФ и ее субъектов) Конституцией не исключается в принципе.

В условиях пробельности законодательства регулирование тех или иных отношений подзаконными нормативными правовыми актами, действующими до принятия соответствующего федерального закона, может быть единственным способом обеспечения прямого действия Конституции. Однако такое регулирование, вполне оправданное для 1994 г., едва ли может считаться отвечающим требованиям Конституции на современном этапе конституционно-правового развития, а изложенная позиция Конституционного Суда РФ быть распространена на интерпретацию п. «б» ст. 89.

Иными словами, указанные в п. «с» ст. 79 и ч. 1 ст. 76 Конституции положения в их системном единстве с п. «б» комментируемой статьи — Президент «награждает государственными наградами Российской Федерации» — означают, что учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, — полномочие федерального законодателя, а не Президента. Между тем учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 12.08.2008). Если в 1994 г. «указное» регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли возможно считать отвечающим требованиям Конституции.

В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более 60). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах, а также соответствующее подразделение в составе Администрации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Представляется, хотя это в Конституции специально не оговорено, что главе государства принадлежит право давать согласие на награждение граждан РФ орденами и медалями других стран, а также на присвоение им почетных званий, что можно было бы предусмотреть в специальном законе о государственных наградах и почетных званиях Российской Федерации.

Высшие воинские звания — маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п., установленные различными правовыми актами (например, согласно ч. 6 ст. 41 Закона о прокуратуре «порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации», хотя адекватность такого делегирования соответствующего полномочия главе государства требованиям Конституции вызывает сомнения), присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.

В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президенту предоставлено право осуществлять помилование. Уголовный кодекс в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции конкретизировал институт помилования, — в частности, согласно его ст. 85 помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление. Актом помилования можно также снять судимость.

Таким образом, речь идет о полной или частичной отмене примененных в отношении осужденного санкций, их изменении или отказе от дальнейшего исполнения. Это означает, что глава государства может воспользоваться своим полномочием только после вступления приговора суда, которым лицо признано виновным, в силу.

При этом в силу единства правовой системы России, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования, данное полномочие потенциально распространяется на всех лиц, осужденных за совершение преступлений, независимо от их вида и инстанционной подсудности.

Помилование осуществляется от имени Российской Федерации. В связи с этим Конституция не предусматривает право Президента делегировать свои полномочия по осуществлению помилования другим органам или должностным лицам. Однако участие в этом процессе других органов, поскольку они управомочены Президентом как носителем соответствующего конституционного полномочия, не исключается при условии, что решение о помиловании принимается самим Президентом. В частности, в 2001 г. глава государства упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте и изменил порядок подготовки решений о помиловании. В составе Администрации Президента сохранилось Управление по вопросам помилования, а в субъектах Федерации созданы Комиссии по вопросам помилования, действующие на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Глава государства, однако, не связан позициями названных органов.

Комментарий к Ст. 89 КРФ

а) На основании Конституции, ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; с изм.), ФЗ от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670; с изм.) Президент решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; отменяет решения о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации, издает соответствующие указы.

Президент не вправе лишить гражданства или выслать гражданина из страны, поскольку Конституция в качестве основополагающего принципа провозглашает, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 61).

В соответствии с ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Указом Президента от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства (СЗ РФ. 2002. N 16. Ст. 4571; с изм.). Положением предусматривается процедура рассмотрения этих вопросов, принятия, исполнения и отмены соответствующих решений, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства (см. комм. к ст. 6).

Предоставление политического убежища является суверенным правом Российской Федерации как субъекта международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища — прерогатива Президента, который реализует свое конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией.

Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища и процедура рассмотрения ходатайств по этим вопросам установлены Положением, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. N 746 (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 360; 2003. N 49. Ст. 4755). Положением регулируется также порядок лишения Российской Федерацией политического убежища на основе указа Президента (см. комм. к ст. 63).

б) Президент в соответствии с Конституцией награждает государственными наградами и присваивает почетные звания РФ. Указом Президента от 2 марта 1994 г. N 442 утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации (САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 775; с изм.). Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более шестидесяти). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах; вопросами награждения и присвоения почетных званий занимается также Управление Президента по кадровым вопросам и государственным наградам (Указ от 25 июня 2004 г. N 799//СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2652).

Президент присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов, специальные звания сотрудников высшего начальствующего состава органов внутренних дел, органов налоговой полиции, наркоконтроля, некоторых других органов и служб, дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1-го и 2-го классов, квалификационные разряды, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п.

в) Президенту Конституцией предоставлено право помилования. Помилование — акт верховной власти, освобождающий осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц (ст. 85 УК) в отличие от амнистии, объявляемой в соответствии со ст. 103 (п. «е» ч. 1) Конституции Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ст. 84 УК).

Для предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных созданы комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации утверждено Указом Президента от 28 декабря 2001 г. N 1500 (СЗ РФ. 2001. N 53. Ч. 2. Ст. 5149; с изм.).

Разбираемся как получить политическое убежище

Политическое убежище — это правовой институт, дающий человеку право пребывания в стране и гарантирующий защиту, если на родине он преследовался по политическим мотивам. Правила и порядок предоставления политического убежища основаны на межгосударственных соглашениях.

Институт политического убежища

Убежище — правовой институт, зачатки которого сложились еще в античном мире. Однако в древности убежище могло предоставляться не только людям, преследуемым за свои общественно-политические взгляды, но и совершившим уголовные преступления.

Например, в Древней Греции и Риме защиту давали языческие храмы, статуи римского императора и иные священные места. На Древнем Востоке существовали особые города, предоставлявшие укрытие людям, совершившим кровную месть. В поздней античности и Средневековье пристанищем для преследуемых стали христианские храмы. Однако с установлением твердой государственной власти в странах Европы церковный иммунитет практически отмирает.

XX век с его политическими перипетиями потребовал возрождения правового института. Еще в 20-е годы был введен «Нансеновский паспорт», позволявший белоэмигрантам из России получать паспорт лица без гражданства и пользоваться укрытием в странах Запада.

Современное понимание института политического убежища впервые было сформулировано Декларацией прав человека и гражданина (1948 год). Статьей 14 декларации было утверждено, что любой человек вправе получить политическое убежище в других странах, если он преследуется на родине. Также статьей было сформулировано и то, что право не предоставляется лицам, совершившим преступление неполитического характера или деяние, противоречащее принципам и целям ООН.

Дальнейшими международными соглашениями были сформулированы основные правила предоставления политического убежища.

Справка! В России право защиты иностранных общественно-политических деятелей гарантировано Конституцией (ст. 63).

Сейчас в мире существуют две разновидности политического убежища:

  • территориальное — статус дается в стране пребывания лица;
  • дипломатическое — человек получает укрытие в дипломатическом представительстве страны.

Последний случай является исключением из общих правил, так как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. его запрещает. Однако страны Латинской Америки, опираясь на сложившиеся в регионе политические традиции и Каракасскую конвенцию Организации Американских государств, практикуют подобную форму защиты. При этом иммунитет гарантируется на территории посольств, консульств и экстерриториальных образованиях (воздушные и морские суда и т. д.).

Кто предоставляет убежище

Предоставление политического убежища является прерогативой органов власти страны и является формой проявления суверенитета государства. В России таким правом обладает глава государства, то есть президент. При этом подача ходатайства производится через Главное Управление по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ.

В других странах перечень тех, кто предоставляет политическое убежище, рассматривает соответствующее заявление, может отличаться. Обычно, этим занимаются различные властные органы:

  • Иммиграционная служба (США);
  • Национальная служба поддержки беженцев (Великобритания);
  • Миграционное управление по делам иностранцев (Турция) и т. д.

При этом претенденту на защиту нет нужды обращаться непосредственно к представителям конкретного властного органа, заведующего миграцией. Достаточно по прибытии в страну обратиться к сотрудникам пограничной службы, которые свяжутся с миграционной службой конкретной страны.

Кому дают убежище

Подобная форма защиты может быть предоставлена только иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым властными органами другого государства. Лицо не может получить подобный статус в стране, гражданином которой он является.

Внимание! Кроме самого соискателя, убежище предоставляется членам его семьи.

Также соискатель статуса должен доказать, что он преследуется по общественно-политическим мотивам и не может законным образом избежать притеснений и получить защиту на родине. Таким образом, для претендента обретение нового статуса должно являться единственной формой защиты его жизни, здоровья и свободы.

Защита предоставляется только тем лицам, которые прибыли непосредственно из того государства, где им грозит опасность. Если они прибыли не из той страны проживания, то вероятен отказ.

Получить статус политического беженца не могут следующие категории лиц.

  1. Преследуемые за совершение уголовного преступления, административного правонарушения и других неполитических деяний.
  2. Совершившие деяния, характер которых противоречат принципам и целям ООН. Например, если человек, преследуемый из-за своей общественно-политической позиции, придерживается радикальных взглядов и пропагандирует их, ему, вероятнее всего, будет отказано.
  3. Состоящие в браке с российским гражданином. Подобные лица вправе претендовать на пребывание в РФ по другим основаниям.

Важно! Если лицо, получившее политическое убежище, занимается радикальной деятельностью или пропагандирует взгляды, противоречащие принципам ООН, оно будет лишено подобного статуса.

Основания для предоставления политического убежища

В мировой правовой практике политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым по:

  • расовым;
  • национальным;
  • гендерным;
  • политическим;
  • общественным мотивам.

Справка! Однако российское законодательство для большинства вышеуказанных мотивов применяет другую форму защиты граждан, например, статус беженца или получателя временного убежища.

Основания для предоставления подобного статуса сформулированы отечественной правовой базой:

  • соискатель должен осуществлять общественно-политическую деятельность, не противоречащую основным демократическим принципам;
  • претендент должен преследоваться властными органами страны проживания за свою общественно-политическую деятельность;
  • преследование должно быть направлено против самого лица, ходатайствующего о получении статуса.

Порядок предоставления убежища в России

Правила предоставления политического убежища сформулированы Постановлением Президента РФ от 26.07.95 №763.

  1. Лицо должно обратиться с письменным ходатайством в компетентный орган (сейчас — ГУВМ МФД РФ) не позднее 7 дней со дня прибытия либо с того момента, когда возникли обстоятельства, препятствующие его возвращению на родину.
  2. В ходатайстве, составляемом на имя Президента РФ, должны быть перечислены основания, по которым лицо вправе претендовать на защиту. На период рассмотрения ходатайства соискателю выдается справка, позволяющая оставаться на территории России на законных основаниях.
  3. Компетентный орган рассматривает ходатайство на предмет соответствия законодательству. Далее ГУВМ МВД направляет заключение в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
  4. Комиссия рассматривает поступившие материалы и направляет документы главе страны для принятия окончательного решения вопросов предоставления политического убежища. При положительном решении разрешение подписывает Президент РФ.

Срок рассмотрения в каждой инстанции не может превышать 1 месяца с момента поступления материалов.

Отличие статуса политического убежища от беженца

Статусы лиц, получивших политическое убежище и статус беженца, различаются, что во многом отличает отечественную правовую базу от законодательства других стран. Различаются и отечественные нормативно-правовые акты, на основании которых представляется статусы.

  1. Предоставление политического убежища основано на Постановлении Президента РФ от 26.07.95 №763.
  2. Для беженцев действует Федеральный закон от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

В РФ политическое убежище предоставляется исключительно лицам, преследуемым по конкретным общественно-политическим мотивам, при этом преследование инициировано иностранным государством и направлено непосредственно на человека, а не представляет собой абстрактную угрозу.

Статус беженца предоставляется иностранцам, которые преследуются по этническим, религиозным, расовым, социальным или иным мотивам, не связанным с политической или общественной деятельностью. Статус беженца может быть предоставлен людям, которым не грозит конкретная опасность со стороны государственных органов другой страны. К примеру, если человеку на родине угрожает опасность со стороны общественных организаций или враждебного социума, он вправе претендовать на статус беженца.

Как показывает практика, органы власти РФ крайне редко предоставляют политическое убежище или статус беженца иностранцам. Причиной этого могут являться сложность самой процедуры, бессрочность обоих статусов, нежелание самих соискателей или непопулярность России как страны пребывания для подобной категории людей. И если число лиц, ставших беженцами в России, ежегодно исчисляется десятками, то людей, получивших политическое убежище — и вовсе единицами. Например, за последние годы статус политического убежища был предоставлен всего 14 раз.

Важно! Намного чаще властные органы РФ предоставляет соискателям временное убежище. Оно дает меньше прав получателям, но его гораздо проще оформить.

Политическое убежище — правовой институт, регулируемый международным и национальными законодательствами. Однако его положение в современном мире неоднородно. На Западе убежище предоставляется массово и по широкому кругу мотивов. В России подобная форма защиты иностранных граждан применяется крайне редко.

Полезное видео

Еще раз о получении убежища в видеоролике:

Что такое политическое убежище

Право на политическое убежище имеют граждане любой страны и лица без гражданства. Понятие политического убежища определяется как право человека — не гражданина находиться в течение длительного срока в границах государства и пользоваться его законодательно-правовой защитой. Причины такой ситуации допускаются следующие:

  • проведение на территории государства беженца военных действий, представляющих угрозу для жизни и здоровья гражданин этой страны;
  • угрозы, репрессии и гонения со стороны государства по причине политического или религиозного инакомыслия;
  • несоответствие формата отношений между полами, принятыми в государстве, с природными особенностями гражданина;
  • национальная нетерпимость.

Чтобы попросить убежище в другой стране, преследуемому лицу необходимо сначала в нее попасть. Собираясь заняться оппозиционной или другой рискованной деятельностью, нужно оформить загранпаспорт и иметь в резерве средства для быстрого бегства за границу.

Эмиграция по политическим мотивам удается не всегда. Необходимо выбрать страну, наиболее лояльно относящуюся к въезжающим в нее иммигрантам. Так, для белорусов наиболее благоприятной страной является Чехия. Россиянам не особо рады в Польше, а Норвегия вообще предпочитает жить, не разбавляя свой народ иностранцами. Их доля здесь — всего 10 %.

Кто предоставляет политическое убежище

С просьбой о предоставлении политического убежища нужно обращаться в межведомственное учреждение страны, выбранной для места будущего жительства.

Вопросами беженцев занимаются:

  • префектура во Франции;
  • Иммиграционная служба в Соединенных Штатах;
  • Совет по беженцам Федерального уровня в Швейцарии;
  • Национальная служба поддержки беженцев в Англии;
  • Управление по убежищу и защите в Испании;
  • Миграционное управление по делам иностранцев в Турции;

Обратите внимание! Перелет в страну, предоставляющую убежище, должен предоставлять собой прямой рейс из государства, гражданином которого является беженец.

По правилам Дублинского соглашения:

  • можно просить защиты в первой безопасной стране по пути следования. Любая следующая страна будет вынуждена отправить беженца назад;
  • условия предоставления политического убежища в Европе осложнен тем, что вопрос предоставления убежища будет решать страна, выдавшая визу, а не та, в которую приехал беженец.

Чтобы увеличить шансы на получение убежища, необходимо как можно скорее подать соответствующее прошение. Правильным будет сделать это в первый контакт с пограничной службой страны в день прилета. Продолжительное нахождение в границах государства с последующим запросом на получение статуса беженца будет выглядеть странным в глазах миграционных офицеров и снизит вероятность положительного решения.

Как получить политическое убежище

Нужно понимать, что статус беженца гарантирует только временное убежище и изменившиеся обстоятельства могут спровоцировать высылку беженца с семьей в свою страну.

Для того, чтобы убедить ответственные лица в необходимости получить политическое убежище, человеку нужно доказать, что на своей Родине он подвергался реальной опасности. Для этого подойдут документы на различных носителях: электронные, аудио и видео записи, информация в текстовом формате.

Документы — доказательства существования угрозы

  1. Судебные решения, повестки в силовые органы, в налоговую службу. Все задокументированные действия правоохранительных органов, направленные на ущемление прав человека, если причиной вызовов были политические и социальные взгляды.
  2. Медицинские документы — справки, освидетельствования, выписки из истории болезни. Любые аналогичные свидетельства того, что человеку был причинен моральных или физический вред.
  3. Письменные свидетельские показания с подписью и копией паспорта свидетеля, подтверждающего факт репрессий в отношении беженца.
  4. Фото и видео материалы, содержащие информацию об участии гражданина в митингах, демонстрациях, пикетах — во всех мероприятиях, участие в которых карается правоохранительными органами страны.
  5. Материалы из печатных изданий, свидетельствующие о травле и репрессиях или об их возможном начале из-за конкретной ситуации.
  6. Рекомендации медийных персон, известных своей благотворительной деятельностью по защите прав человека.

Документы нужно заблаговременно перевести на язык страны, в которой беженец собирается просить убежища.

Дорожное интервью

Важный момент в жизни иммигранта — собеседование с иммиграционным офицером. Общей инструкции о том, как общаться с должностными лицами и какие аргументы приводить, нет.

Для повышения вероятности приобретения статуса беженца можно заручиться поддержкой адвоката, который будет присутствовать на интервью. Услуги профессионала стоят недешево, но в переломный момент лучше переплатить, чем рисковать, делая ошибки из-за волнения и собственного негибкого мышления.

Чтобы произвести благоприятное впечатление, на все вопросы миграционного офицера отвечать нужно кратко и по существу. История для получения статуса беженца должна быть правдива. На интервью нужно сообщить причины своего бегства из страны, приводя только подтвержденные факты. Все личные измышления справедливо будут подвергнуты сомнению и будут заданы соответствующие уточняющие вопросы.

Например, если человек утверждает, что его телефон и квартира прослушивается, потому что он слышал щелчки в телефонной трубке и видел странные провода за окном, то этот довод во внимание приниматься не будет. Доказательством прослушивания могут быть распечатки разговоров и аудио записи, прикрепленные к репрессионному делу, но никак не предположения гражданина.

ТОП-10 стран, предоставляющих политическое убежище

Не все страны, предоставляющие политическое убежище, готовы обеспечить беженцам социальные гарантии безопасной и безбедной жизни. Наиболее высокие пособия получают в Финляндии, в Дании и в Швеции. Политика государств, которые поступили наоборот, уже признана нецелесообразной и даже опасной. Люди, которые становятся беженцами, не всегда готовы жить по законам принявшей их страны. Потоки мигрантов из неблагополучных стран заставляют местные власти пересматривать законодательство, делая свою страну менее привлекательной для жизни в ней иностранцев. По этим причинам пособие в Европе беженцам снижается, и сужается круг возможных претендентов на него.

Даже в ужесточившихся условиях количество желающих жить в цивилизованных странах не убавляется, при этом оформить убежище в России спешат немногие.

Политическое убежище в Соединенных Штатах

Одно из самых желанных, но и наиболее трудных в получении статуса беженца государств. Причина №1 — перелет в страну стоит приличных денег. Причина №2 — визу в эту страну получить непросто, особенно в последние годы, особенно для россиян.

Прошение о защите можно подать как в самой стране, так и в диппредставительствах, расположенных в крупных городах всего мира. Подача заявления в посольстве предполагает приобретение статуса беженца, а запрос убежища на территории США — политического беженца. Разница в видах убежища состоит в необходимости предоставления доказательств преследования по политическим мотивам аппликанта, находящегося на территории своей страны.

Положительный результат от миграционных служб зависит также от кейса на политическое убежище в США. Пример правильного составления и типичных ошибок можно найти в интернете.

Просить политическое убежище в США нужно следующим образом:

  1. Заполнение заявления по форме I-589.
  2. Получение приглашения на интервью и участие в нем.
  3. Ожидание решения от двух недель до двух месяцев.
  4. Получение уведомления о предоставлении убежища или о рекомендациях одобрения, или о направлении в миграционный суд, или об отказе.

Положительное решение будет сигналом для начала серьезной проверки аппликанта по линии ФБР и бесплатной медицинской диагностики. Статус лица, получившего политическое убежище, дает право на государственную поддержку.

Социальные гарантии для беженцев в США:

  • единовременное пособие в 400 $;
  • ежемесячное пособие по 350 $;
  • социальная карта для бесплатного проезда;
  • компенсация расходов на съем жилья — 800 $ на семью ежемесячно;
  • талоны на бесплатное питание и возможность совершения покупок по низким ценам в специальных супермаркетах.

Через год после получения статуса беженца можно приступать к оформлению вида на жительство.

Предоставление политического убежища в РФ

Ходатайство для получения статуса беженца принимается в территориальных органах МВД, заменяющих бывший ФМС России.

Предварительное решение принимается в течение 5 дней. Второй этап — вынесение окончательного решения — может занимать время до 3 месяцев. Национальный паспорт беженца в России изымается, взамен него выдается свидетельство и проездной документ для перемещения по стране.

Охотнее всего беженцами в РФ признаются лица, пострадавшие в ходе военных действий. В связи с событиями на Украине, были изданы специальные документы, регулирующие прием и ускоренное оформление украинцев, прибывших из мест, где проводятся боевые действия.

Каждые 1,5 года беженец должен проходить переучет.

Основания для предоставления политического убежища в России — общепризнанные нормы права, гарантирующие защиту гражданам, претерпевающим гонения за политические, религиозные убеждения, по расовому или национальному признаку.

Свидетельство о признании беженцем в России дает некоторые социальные гарантии:

  • предоставление единовременного пособия в размере минимальной оплаты труда на каждого аппликанта, если он относится к категории нуждающихся: одинокие матери, возрастные пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. В случае размещения беженцев в сельской местности, размер пособия увеличивается до двух МРОТ;
  • разрешение работать без получения лицензии и разрешения, необходимых для работы на территории РФ другим иностранцам;
  • бесплатное медицинское и лекарственное обеспечение;
  • внеочередное предоставление места в детсадах;
  • ежедневное обеспечение питанием, жильем из временного или резервного фонда, согласно статье 11 ФЗ «О беженцах».

По перечню предоставляемых гарантий можно понять, что беженец не будет голодать и жить на улице, но для обеспечения своих потребностей ему придется работать. В этом отношении многие страны Европы более гуманные и предоставляют ежемесячное пособие, которое позволяет жить безбедно, не работая.

Политическое убежище в Германии

Институт политического убежища в ФРГ очень развит, но именно это стало причиной кризиса в стране. Лавина беженцев из неблагополучных стран, обрушившаяся на страны Евросоюза, ухудшила некогда роскошные социальные условия для политических беженцев. Сейчас граждане, ожидающие решения по присвоению им статуса и не имеющие собственных средств, размещаются в актовых и спортивных залах. Минимальная площадь, приходящаяся там на одного человека — 6 кв.м. Ежемесячно Германия выплачивает аппликантам по 385 евро. Права граждан без статуса ограничены по признаку перемещения. Они не могут выехать за пределы административной единицы, в которой были размещены по предварительному решению миграционных органов.

Чтобы попросить убежище в Германии, требуется личное присутствие при подаче ходатайства, за исключением случаев нахождения аппликанта в местах лишения свободы, наличия у него проблем со здоровьем, несовершеннолетним и имеющим ВНЖ сроком более полугода. Граждане из этого списка могут направить ходатайство по почте.

Чтобы оформить статус беженца, нужно пройти несколько этапов:

  1. Подача заявления.
  2. Получение сертификата, подтверждающего легальность пребывания просителя убежища на территории страны, размещение в лагере — пристанище беженцев. В первом лагере нужно прожить не менее 3 месяцев, только потом государство может предоставить комнату или квартиру.
  3. Процедура рассмотрения миграционного дела временных границ не имеет. Можно получить статус беженца за 3 месяца или ждать его несколько лет.

Положительное решение обеспечивает иммигранта государственным социальным пособием по 385 евро на каждого члена семьи, выплачиваемого до момента трудоустройства беженца.

Политическое убежище в Канаде

Подать запрос на получение статуса беженца можно сразу в аэропорту, где дежурят миграционные офицеры.

Отказать в предоставлении жилья и обеспечении минимального пособия власти не вправе. Жить на государственном содержании беженец может в течение 60 дней до получения результата по своему делу. В этот период социальная поддержка обходится Канаде в следующие суммы из расчета на одного человека:

  • 490 канадских долларов — компенсация за жилье;
  • 220 канадских долларов — на питание;
  • 130 долларов — компенсация проезда, положенная тем, кто ездит на курсы по изучению языка.

Активное обучение на курсах профессиональной переквалификации, языковых курсах увеличивает шансы на положительное решение. При принятии такового, беженец может запросить 5000 долларов на свое профессиональное обучение. Деньги не выдаются на руки, а переводятся учебному заведению.

Получить статус беженца в Канаде можно гражданам других стран, которые на своей Родине подвергались преследованиям по политическим, расовым, национальным, социальным и половым признакам.
Россияне могут подавать ходатайство о признании беженцем через представительство ООН.

Большое влияние на принятие решения отказывает уровень демократии в стране, гражданином которой является беженец. Для этого составлен специальный рейтинг, в котором Россия находится ниже Замбии и Гондураса.

Политическое убежище в Финляндии

Обратившись в посольство или дипломатической представительство Финляндии за защитой, вы ее не получите. Подавать заявление о предоставлении политического убежища можно только пограничнику при въезде в страну или в полицейский участок на территории страны. Текст может быть оформлен на родном языке заявителя.

Убежище в Финляндии предоставляют гражданам неблагополучных стран. Россия к ним не относится, но частные случаи преследования по политическим убеждениям и ориентационным признакам принимаются во внимание, и прошение может быть удовлетворено.

После подачи прошения заявителя приглашают на собеседование, а затем его ждут следующие шаги:

  1. В течение года нужно оставаться на территории страны, ожидая решения и никуда не выезжая.
  2. При положительном решении оформляется пакет документов на финском языке. Помощь переводчика придется оплатить самому беженцу.
  3. Получив официальный статус, беженец начинает получать пособие в размере 292 евро на взрослого и от 165 евро на ребенка.

Также социальные льготы включают бесплатные курсы финского языка, предоставляется бесплатное питание, а для семейных — отдельное жилье на территории лагеря для беженцев.

Политическое убежище в Испании

Испания не встречает политических беженцев с распростертыми объятиями. Если при оформлении визы умолчать о своем намерении получить политическое убежище в Испании, это может быть расценено как обман, просителя заключат в полицейский участок на 72 часа до выяснения обстоятельств.

Исключение составляют граждане, терпящие гонения за религиозные убеждения, которые оформляют визу через содействующие им центры. Таким переселенцам официальный статус предоставляется охотнее всего.

Политические мотивы часто бывают недостаточным аргументом для предоставления защиты государства. Испания принимает всего 4 беженцев из 10 претендентов, оберегая этим свою безопасность и национальную цельность.

Правила для аппликантов достаточно строги, но вполне выполнимы:

  1. Заполнять заявление нужно строго по форме и на испанском языке.
  2. После подачи заявления ждать нужно месяц, живя на территории страны.
  3. Время от месяца до полугода проходит в ожидании оформления официального статуса. В этот период беженец обеспечивается государственными гарантиями: 50 евро в месяц, проживанием и бытовым обслуживанием в Центре приема беженцев.
  4. Получение статуса беженца позволяет оформить документ беженца — карту TIE, являющуюся временным удостоверением личности.
  5. В течение полугода начинается интеграционный период, в течение которого беженцы получают субсидию за жилье и социальное пособие в размере ежемесячную субсидию в 500-700 евро для аренды жилья, а также социальное пособие в 300-500 евро. Также предоставляется психологическая, медицинская и правовая помощь.

Претендовать на получение испанского гражданства можно по прошествии 5 лет проживания в стране в статусе беженца, а начать работать — через полгода после получения статуса.

Политическое убежище в Украине

Практически полное отсутствие социальных гарантий от государства делает эту страну непривлекательной для беженцев. Тем не менее существует определенный контингент, стремящийся переехать именно в эту страну.

Чтобы получить статус беженца, им необходимо:

  1. Подать заявление в течение 5 дней после прибытия. Срок рассмотрения — 3 дня.
  2. При одобрении заявления выдается справка о законности пребывания на Украине и приглашение на интервью. На этом этапе предоставляется временное жилье и возможность временного трудоустройства. Проводится медицинское обследование и оказывается необходимая правовая помощь.
  3. При получении статуса беженца выдается удостоверение, которое необходимо ежегодно продлевать. Обо всех передвижениях внутри страны и об изменении места жительства необходимо оповещать миграционные службы.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры принятия статуса беженца, получить его очень непросто.

Политическое убежище в Израиле

Плюсы признания политическим беженцем в Израиле: возможность находиться и работать в стране, предоставление жилья и социального пособия, не обязательно знать иврит, процедура оформления статуса достаточно быстрая.

Приемом заявлений и дальнейшим рассмотрением дел занимается Департамент по делам беженцев. После получения прошения выдается виза без права на работу. В течение 1-3 месяцев идет проверка данных претендента.

Принятое положительное решение позволяет получить временную визу А5 сроком на 1 год., которая продлевается на два, затем на три года.

В последнее время статус беженца гражданам России, Украины и Грузии дают крайне неохотно. Причина в том, что настоящими мотивами иммиграции в 90% случаев являются экономические претензии. Существуют мошеннические схемы, когда фирмы, предлагая помощь в получении политического убежища, фактически просто отправляют людей на нелегальные заработки.

Как получить политическое убежище в Израиле

Политическое убежище в Великобритании

Аппликанты, приехавшие в Великобританию, лишены права выбора города, в котором желают жить. До получения официального статуса беженца обеспечивают жильем и пособием в 170 евро. Устраиваться на работу соискателям запрещено.

Для семей с малолетними детьми и беременных предусмотрено дополнительное денежное обеспечение.

Для всех соискателей на время ожидания решения по их делу предоставляется доступ к бесплатной медицине и образованию.

Политическое убежище во Франции

Беженцы во Франции размещаются в специальных общежитиях, где обеспечивают минимум бытовых социальных услуг, бесплатное питание из продуктового банка и социальное пособие.
Глава семьи может рассчитывать на 204 евро в месяц плюс доплата по 102 евро за человека.

После получения разрешения на нахождение в стране беженец может рассчитывать только на себя. Ему нужно будет найти работу, арендовать жилье.

Такая ситуация возникла из-за неспособности государства регулировать наплыв переселенцев из неблагополучных стран.

Как стать беженцем из России

Страны, принимающие беженцев из России с минимальным количеством отказов:

  • Литва — страна без социальных льгот для беженцев, но с простой процедурой принятия статуса;
  • Аргентина — безвизовый режим с хорошим процентом одобрения предоставления политического убежища для россиян;
  • Финляндия с ясным пониманием российской политической обстановки.

Знаменитая нетерпимость русских к нетрадиционной ориентации вызывает сочувствие в Европе. Лучший вариант — давить на линию ЛБГТ. Запастись доказательствами репрессий от представителей власти, применении насилия от нетолерантного населения.

Хороший вариант – Бельгия. Политика местного ведомства справедлива, здесь мало отказов и можно быстро получить статус.

Получить рекомендации для конкретной страны можно также по линии ООН.

Примеры и отзывы людей, получивших политубежище

Негостеприимная Украина

Российский оппозиционер, принадлежащий партии «Яблоко», писал в соцсетях антиправительственные посты. Власти РФ завели на него уголовное дело. Егоров решил бежать, но Украина, приняв его заявление на политическое убежище, отказала по немотивированным причинам. Сотрудники СБУ сняли его с рабочего места, без объяснения причин отвезли в съемную квартиру и приказали собирать вещи.

Толерантная Швеция

Пара активистов ЛБГТ мужского пола решила пойти путем абсурда. Они подали заявление в ЗАГС на регистрацию брака и пытались усыновить ребенка. Отказы ведомств они просили прислать по почте. Таким образом получилось собрать доказательства о притеснении прав нетрадиционных меньшинств. На руку сыграло и то, что этот случай описали в местной газете. Вооружившись отказами, публикацией и отличной историей о непонятой любви, ребята направились в Швецию, где их приняли и обеспечили политическим убежищем. Только на месте пара не торопилась оформлять отношения и заводить приемных детей. Что это было — продуманный ход или игра случая, мы теперь не узнаем.

Польская резервация для иностранцев

Мы понимали, что в Европе кризис мигрантов, но почему-то ожидали, что к нам, белокожим будет иное отношение. Как же мы ошибались! В ожидании статуса нас поселили в лагерь, разделив по разным помещениям, хотя мы официально женаты. Везде грязь, антисанитария. Но это можно терпеть. А вот отношение поляков. Не знаю, какие слова подобрать, но, получив статус, мы поняли, что жить здесь не хотим. Как поступить дальше, пока не решили. Одно знаем точно — нас здесь никогда не полюбят.

Осторожная Германия

В ФРГ нам отказали. История на интервью была про наше участия в демонстрациях против произвола властей, административного преследования за них, переквалифицированного в ст. 212 УК РФ. Это как раз их случай — уголовное преследование за политическое инакомыслие. Мы, конечно, полны негодования, но формулировка отказа до смешного противоречива: отказ в связи с уголовным преследованием за участие в массовых беспорядках. Смысл — у нас своих таких хватает.

Благополучная Финляндия

Попасть в Финку для жителя Спб вообще не проблема — автобусы ходят несколько раз в день. Решение пришло сразу, как только я познакомился с ребятами, живущими там в статусе беженцев. И хорошо живущими. Они подсказали, как получить политическое убежище. Пришлось немного слукавить, но оно того стоило. Живу здесь 3 года, через пару лет получу гражданство и лучший в Европе паспорт для путешествий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *