Агентство Юридической помощи

Статус товара

Статус перемещаемых товаров

  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТОВАРОВ

    Понятие, цель и элементы системы управления рисками Система управления рисками (СУР) основана на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу. Под риском понимается степень вероятности несоблюдения…
    (ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ)

  • Действия лиц по уплате таможенных платежей за перемещаемый товар

    Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию 1. При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент…
    (ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ)

  • Перемещение подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации

    Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через…
    (Налогообложение коммерческой деятельности)

  • Перемещение подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза

    Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. В настоящее время в консолидированном бюджете Российской Федерации он устойчиво занимает четвертое место после НДС, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, в Республике Беларусь акцизы обеспечивают…
    (Налогообложение коммерческой деятельности)

  • Правила определения страны происхождения товаров

    При проведении таможенного оформления и таможенного контроля не менее значимой категорией является определение страны происхождения товара. В соответствии с гл. 7 ТК ТС страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. В качестве…
    (Таможенное дело)

  • Определение страны происхождения товара

    Для осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории определяют страну происхождения товара. Под страной происхождения понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке…
    (Коммерческое право)

  • Принципы страны назначения и страны происхождения товара

    Если государство избрало территориальный принцип построения налогообложения НДС, то дополнительно используются принцип страны назначения (destination principle) или принцип страны происхождения товара (origin principle). Данные принципы позволяют решить вопросы внутреннего налогообложения участвующих…
    (Налоговое право зарубежных стран)

  • Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг

    Любой экономический ресурс является товаром, т. е. объектом купли-продажи. Цена на любой из факторов производства устанавливается в соответствии с рыночными законами ценообразования и определяется соотношением спроса и предложения. Также, как рынки товаров и услуг, рынки факторов производства могут быть…
    (Экономическая теория)

  • Внешние эффекты и производство общественных товаров

    Внешние эффекты Рассмотрение экономических процессов на фирме и у потребителя предполагало, что в этих процессах участвуют два субъекта: производитель и потребитель. Первый осуществляет определенные затраты и производит продукт, обладающий полезностью, второй покупает этот продукт, получая право…
    (Экономическая теория)

Правительство Российской Федерации принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; (ст. 14, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Правительство России защищает интересы «отечественных производителей товаров», однако, ни в одном российском или международном нормативно-правовом акте нет определения понятия «отечественный производитель товаров», и соответственно нет и критериев отнесения того или иного лица к категории «отечественных производителей товаров». Только по совокупности косвенных признаков можно предполагать, что имеется в виду под категорией «отечественный производитель товаров». Я попытаюсь проанализировать содержание данной категории и выявить максимально возможное число косвенных признаков, чтобы по крайней мере стало бы понятно в каком направлении двигаться, чтобы ответить на вопрос, является ли фирма «А», изготовитель товаров «Б» на территории России «отечественным производителем» этих товаров.
Из этой категории только термин «товар» имеет законодательно установленное определение, и не одно, что само по себе создает определенные, но преодолимые, сложности. Так, Налоговый кодекс признает товаром любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, и содержит отсылку на законодательство Таможенного Союза для определения, что такое товар в таможенных правоотношениях. Таможенный же кодекс Таможенного Союза устанавливает, что товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Федеральный закон «О защите конкуренции» к товару относит любой объект гражданских прав (в том числе работу, услугу, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а, например, Федеральный Закон «О рекламе» определяет товар, как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Я не исключаю, что в других законах или иных нормативно-правовых актах дано иное определение товара, однако и из приведенных выше определений можно вывести: товар есть объект гражданских прав, предназначенный для введения в гражданский оборот. Исходя из анализируемой нормы Федерального Конституционного Закона «О Правительстве Российской Федерации», в совокупности с упомянутыми нормами права, возможно сделать достоверный вывод «от противного», то есть противопоставить товары работам и услугам), и рассматривать товар как вещь, предназначенную для введения в гражданский оборот.
Вторая составляющая рассматриваемого термина — слово «производитель» (речь идет о «производителе» вещей) — законодательного определения не имеет. Приходится смотреть в словари, так Современный экономический словарь определяет термин «производитель» как предприятие, организацию, компанию, лицо, производящее, изготавливающее продукцию, товары, оказываемые услуги. Максимально близкий, законодательно определенный общий термин к рассматриваемому понятию — термин «изготовитель» определяется Законом «О защите прав потребителей» как организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Таким образом, и в словаре и в законе одно понятие определяется через другое и обратно, а следовательно, логично предположить, что понятия «производитель» и «изготовитель» идентичны.
При этом данный закон раскрывает содержание понятия «производитель» (он же «изготовитель»), описательно, через перечисление основных прав и обязанностей «производителя-изготовителя». То есть «производитель» это лицо, которое несет определенный объем обязанностей перед потребителями. Точно такой же описательный подход к раскрытию понятия «производитель» содержится в некоторых законах России, например, «производитель лекарственных средств — организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ); «Производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции и обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции» (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ); «13) товаропроизводитель — зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства» (Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ). Все прочие законы РФ употребляют понятие «производитель» в качестве понятия, не требующего пояснений.
Некоторые нормы права, например, Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15.04.2005 (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Порядка, определяющего понятие «Промышленная сборка» и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» в качестве требования к производителю, устанавливают обязательное наличие производственных мощностей в России и перечень технологических операций, которые производитель обязан выполнить, чтобы пользоваться льготами, установленными в соответствии с законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 г. N 166; Решение КТС от 27.11.2009 N 130, п. 7.1.1).
Концептуально к этой норме об автопроизводителях близко Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2010 N 858-р (ред. от 17.12.2010) о разработке и утверждении значений параметров, методики определения значений параметров и порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения поручено Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России в 2-месячный срок разработать и утвердить «параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения». Данное поручение в срок выполнено не было, на что есть две причины фактического и юридического характера: в России отсутствует компонентная база телекоммуникационного оборудования, следовательно все оборудование будет произведено из импортных компонентов, при этом отсутствует орган, который бы имел полномочия подтвердить российское происхождение собранных товаров.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 184 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области.» Согласно этому постановлению, изготовление путем сборки автомобилей при выполнении технологических операций, не предусматривающих сварку, сборку и окраску кузова автомобиля, не считается достаточным, чтобы считать изготовленные автомобили, происходящими из России, соответственно и производитель этих автомобилей российским производителем считаться не может. Вместе с тем, те же самые операции, если они делаются лицами, осуществляющими «промышленную сборку» на стадии крупноузловой сборки (то есть ввозится кузов автомобиля в сборе, а на него монтируются также импортные агрегаты), считаются достаточными для того, чтобы этих лиц считать производителями, а изготовленные ими автомобили российскими. Причина этому проста, участники проектов по промышленной сборки приняли на себя существенные обязательства перед Правительством России в лице Минэкономразвития, а поэтому Правительство России принимает меры по защите их интересов, рассматривая их как отечественных производителей.
Исходя из вышеизложенного, в общем случае понятие «производитель» не связано со страной происхождения товара, а связано с наличием предприятия в России. В частных случаях, помимо наличия предприятия, чтобы стать производителем, необходимо обеспечить соблюдение специальных норм, установленных специальной нормой права. Из этих частных случаев можно сделать вывод о наличии общей тенденции, подхода Правительства России к определению критериев отечественного производителя: производитель будет отечественным только тогда, когда товар, им производимый, изготавливаемый в России, будет соответствовать критериям российского происхождения товара. Естественно предположить, что если такие критерии появится, то основываться они будут на критериях определения страны происхождения товаров, применяемых во внешней торговле для целей ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (например, Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года «О Правилах определения страны происхождения товаров»).
В соответствии с Правилами, утвержденными Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года, заключенным Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение от 25 января 2008 года) на единой таможенной территории государств страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Понятие «критерий достаточной обработки/переработки» в соответствии с Правилами, утвержденными Решением от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, согласно которой «критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции».
В соответствии с п. 6 Правил определения страны происхождения товаров, установленных Соглашением от 25 января 2008 года, для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
С учетом вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, производителем товара является лицо, совершившее последние операции с товаром для придания этому товару потребительских свойств и несущее юридические обязанности изготовителя этого товара.
И, наконец, хотя значение термина «отечественный» не определено, будет правильным избрать консервативный подход: отечественным будет являться российское общество, лицо, зарегистрированное на территории России и имеющее предприятие в России.
На основании вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, отечественный производитель товаров это российское лицо, осуществляющее последнюю существенную обработку товара на Российском предприятии.

Статус поставщика.

  • Поставщики базового турнродукта и оптимальный турпродукт

    Необходимо углубить и конкретизировать понятие «оптимальный турпродукт», привязав его не только к приоритетным потребностям целевой группы, но и к каждому конкретному базовому тур- продукту и к финансовым возможностям хозяина этого базового турпродукта или туроператора, связанным с проведением мероприятий,…
    (Технология создания турпродукта: пакетные туры)

  • ПОДГОТОВКА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРОВ С ПОСТАВЩИКАМИ УСЛУГ

    Если туроператор приходит к выводу, что производить выбранный турпродукт экономически целесообразно, он уточняет наиболее подходящих поставщиков услуг и переходит к следующей процедуре — заключению договоров с поставщиками услуг. До организации встречи с целью заключения договора туроператор уже на месте…
    (Технология создания турпродукта: пакетные туры)

  • Модели для выбора товаров и их поставщиков, базирующиеся на учете разнородных критериев.

    Для реализации товарной концепции разработаны модели, базирующиеся на оценке относительной важности товаров и их поставщиков методом нормирования с использованием нескольких критериев и учетом их весовых коэффициентов. Для пояснения идеи, положенной в основу модели, приведем матрицу соответствия элементов…
    (Методы организации сложных экспертиз)

  • ПРОЦЕСС ГОСЗАКУПКИ В УСЛОВИЯХ 94-ФЗ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКАЗЧИКА И ПОСТАВЩИКА

    Данная глава представляет собой расширенную и переработанную версию статьиМ.А. Рожкова и О.Н. Балаевой «Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика» (Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. № 18. С. 62—73) и доклада О.Н. Балаевой «Практика госзакупочной деятельности в…
    (Эмпирический анализ системы госзакупок в России)

  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ 94-ФЗ: ПОВЕДЕНИЕ ПОСТАВЩИКОВ

    РЕФОРМА СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК И ПРАКТИКА ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИИ В 2004 И 2008 гг. (ПОДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ) В 2000-е годы с ростом доходов государственного бюджета в России существенно выросли объемы государственных заказов, размещаемых…
    (Эмпирический анализ системы госзакупок в России)

  • РЕФОРМА СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК И ПРАКТИКА ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИИ В 2004 И 2008 гг. (ПОДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

    В 2000-е годы с ростом доходов государственного бюджета в России существенно выросли объемы государственных заказов, размещаемых федеральными и региональными органами власти среди предприятий. Так, поданным, приводимым в докладе Всемирного банка , если в 2002 г. объем госзакупок составлял…
    (Эмпирический анализ системы госзакупок в России)

  • Количество поставщиков

    С точки зрения эффективности государственных закупок проблемы могут возникать и в ситуации, когда потенциальных поставщиков слишком мало, и когда их слишком много. При олигополистической структуре рынка, т.е. когда на рынке присутствует несколько крупных поставщиков, возрастает вероятность сговора, у…
    (Эмпирический анализ системы госзакупок в России)

  • Кейс 1. Дорожное строительство и ремонт: последствия координации поставщиков

    Рынок дорожного строительства был выбран неслучайно, так как существует ряд факторов, которые упрощают реализацию сговора. Для данного рынка характерны высокие барьеры входа на рынок. Как следствие, количество потенциальных поставщиков ограничено, они хорошо осведомлены об издержках друг друга, что упрощает…
    (Эмпирический анализ системы госзакупок в России)

  • Кейс 2. Долгосрочные отношения между заказчиком и поставщиком на рынке медикаментов

    В этом кейсе акцент сделан на реализации вертикального сговора между заказчиком медикаментов и поставщиком. В частности, рассматривается, как на реализацию сговора повлияло признание заказчика виновным в ограничении конкуренции на торгах. Характеристики медикаментов Лекарственные средства обладают…
    (Эмпирический анализ системы госзакупок в России)

Для зарегистрированных пользователей Портала предоставляется возможность подачи заявки на присвоение статуса поставщика «Производитель продукции», «Официальный дилер», «Производитель инновационной продукции» и «Лидер Портала поставщиков».
Для подачи заявки на присвоение поставщику статусов «Производитель продукции», «Официальный дилер» и «Поставщик инновационной продукции» необходимо в разделе «Мои оферты» выбрать отображение оферт в табличном виде, установить в качестве критерия статус «Зарегистрирована», проставить флаги у требуемых оферт и нажать кнопку «Подать заявку на присвоение статуса».
В открывшемся окне поставщику необходимо заполнить форму заявки и нажать кнопку
Форма заявки соcтоит из следующих полей:
— вид статуса — выбор из выпадающего списка следующих значений: «Производитель продукции», «Официальный дилер», «Инновационная продукция»;
— год статуса (по умолчанию стоит текущий год);
— номер;
— ссылки для добавления одного или нескольких файлов с документами, подтверждающими возможность присвоения статуса;
— таблица с выбранными офертами, где отображается номер оферты, артикул, дата публикации оферты и дата окончания действия оферты;
— кнопки «Подписать» и «Отменить».
Примечание – При выборе статуса «Инновационная продукция» доступен для скачивания шаблон с примером.
После подписания заявка автоматически передается Администратору Портала.
После рассмотрения и утверждения заявки Администратором система автоматически присваивает поставщику статус с заданными параметрами. Поставщик получает уведомление о присвоении статуса. В выбранных офертах поставщика автоматически отображается знак статуса поставщика.
Если Администратор Портала отклоняет заявку на присвоение статуса, то поставщик получит уведомление с причинами отклонения заявки.
Статус «Лидер Портала поставщиков» назначается Администратором Портала.
Поставщик получает уведомление о присвоении статуса. В карточке поставщика отображается знак статуса поставщика
Статусы поставщиков отображаются в офертах в виде графических знаков следующим образом:
— «От Лидера Портала поставщиков» – отображается во всех офертах поставщика;
— «От Производителя продукции» – отображается только в офертах, выбранных при создании заявки на присвоение статуса;
— «От Официального дилера» – отображается только в офертах, выбранных при создании заявки на присвоение статуса;
— «Инновационная» – отображается только в офертах, выбранных при создании заявки на присвоение статуса.

Некоторые термины, используемые в таможенном законодательстве Таможенного союза

Понятие «товаров таможенного союза» и «иностранных товаров». Применение термина «страна происхождения товара». Понятие таможенной границы Таможенного союза.

В действующем ТК ТС содержится несколько десятков легальных дефиниций основных терминов, используемых в таможенном законодательстве Таможенного союза. Благодаря одинаковому пониманию одних и тех же категорий, благодаря унификации понятийного аппарата таможенного законодательства, удается в большинстве случаев избегать скрытых коллизий (столкновения) правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Выстраивая внутреннюю архитектуру ТК ТС, законодатель использовал несколько необычную технику: наряду с общим терминологическим словарем, помещенным в ст. 4 ТК ТС, в текст данного документа были включены специализированные глоссарии, применяемые к отдельным институтам таможенного права. Например, такие глоссарии содержатся в гл. 18 «Система управления рисками» (ст. 127 ТК ТС), гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля» (ст. 137 ТК ТС), гл. 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования» (ст. 351 ТК ТС).

Среди «терминологических новшеств», введенных ТК ТС, особое значение имеет категория «товары таможенного союза». Под товарами Таможенного союза в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС следует понимать товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые были:

  • • полностью произведены на территориях государств – членов Таможенного союза;
  • • ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления);
  • • изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из товаров, полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза, либо из товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и приобретших статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, товар приобретает статус товара Таможенного союза в случае, если он изготовлен из товара, который ранее имел статус товара Таможенного союза);
  • • изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, после завершения процедуры переработки иностранные товары выпускаются для внутреннего потребления).

К сущностным признакам товара следует отнести его: движимость и перемещаемость. Товарами Таможенного союза может быть как движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (например, водные и воздушные суда).

Другой важной характеристикой товара является «страна происхождения товара». В зависимости от нее все товары можно разделить на две группы: товары Таможенного союза и иностранные товары. Такое подразделение товаров позволяет в дальнейшем определить необходимость применения или неприменения к ним в рамках отдельных таможенных операций или таможенных процедур мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных стран.

Краткое определение термина «товары таможенного союза» можно сформулировать следующим образом: товары, которые в результате производства либо выпуска таможенным органом могут находиться на таможенной территории Таможенного союза без каких-либо ограничений прав собственности на пего со стороны таможенного законодательства Таможенного союза.

Не следует оставлять без комментариев далеко не безупречное утверждение законодателя о том, что под товаром Таможенного союза следует понимать только товар, находящийся на таможенной территории Таможенного союза. С ним можно согласиться лишь отчасти, поскольку в ряде случаев товары Таможенного союза, хотя и покидают таможенную территорию Таможенного союза, все же не утрачивают, вследствие этого обстоятельства, статуса товаров Таможенного союза (например, при осуществлении процедуры таможенного транзита товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС)).

Все остальные товары, находящиеся на территории Таможенного союза и не отвечающие вышеуказанным признакам товаров Таможенного союза считаются иностранными товарами. Легальное определение иностранных товаров дается в подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС: иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС.

Важно знать, что иностранные товары, в отличие от товаров Таможенного союза, на территории Таможенного союза всегда находятся иод таможенным контролем. Пользование и распоряжение иностранными товарами может осуществляться только в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС.

Обращает па себя внимание и то обстоятельство, что иностранные товары для целей таможенно-тарифного регулирования не представляются в виде однородной массы. Так, для применения ставок ввозных таможенных пошлин, обеспечения учета иностранных товаров в статистике внешней торговли применяется критерий «страны происхождения товара».

Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами этой страны. Под страной происхождения товара могут также пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

В целях таможенно-тарифного регулирования (применения ставок ввозных таможенных пошлин) принято выделять следующие категории товаров:

  • • происходящие из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (ЕС, США, Канада, Китай, Япония и др.);
  • • происходящие из стран, не пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (Алжир, ранее Литва);
  • • происходящие из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);
  • • происходящие из наименее развитых стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.);
  • • происходящие из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли);
  • • произведенные на территории свободной экономической зоны;
  • • имеющие статус товаров Таможенного союза на момент их вывоза за пределы таможенной территории.

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 01.01.2010. Тарифные преференции дают импортерам право применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Создание единой системы преференций принципиально ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне КТС были утверждены:

  • • Перечень развивающихся стран (103 государства), в отношении которых предусмотрено снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
  • • Перечень наименее развитых стран (49 государств), в отношении которых установлена нулевая ставка ввозной пошлины;
  • • Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп), в отношении которых устанавливается обязанность представления при их таможенном оформлении сертификата происхождения по форме «А».

В рамках Таможенного союза применение понятия «товар Таможенного союза» предусмотрено наряду с понятием «товар государства – члена Таможенного союза». Отличие этих двух понятий заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.

Единая таможенная территория Таможенного союза. Таможенная граница Таможенного союза. Преимущества и недостатки установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Использование в таможенном законодательстве терминов «единая таможенная территория Таможенного союза» и «таможенная граница Таможенного союза» взамен понятий «таможенная территория Российской Федерации» и «таможенная граница Российской Федерации» является новацией.

Таможенное право распространяет свое действие на единую таможенную территорию Таможенного союза, в которую согласно п. 1 ст. 2 ТК ТС входят территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Исключительная юрисдикция устанавливается в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

За пределами территориального моря РФ находится исключительная экономическая зона (далее – ИЭЗ). Она не входит в состав государственной территории РФ, но па нее распространяется исключительная юрисдикция РФ.

Рассмотрим пример. На практике иногда возникает вопрос о возможности взимания НДС с реализации товаров в исключительной экономической зоне. Рассуждая логически, можно прийти к ошибочному выводу о том, что взимание НДС с реализации товаров в ИЭЗ не допустимо, поскольку ИЭЗ нс входит в территорию РФ. Высказанное мнение отчасти подтверждалось и письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.1996 № B3-6-03/887, № 04-03-08 «О налоге на добавленную стоимость», (утратило силу): «… морская акватория, находящаяся за пределами территориальных вод Российской Федерации (за пределами 12-мильной зоны), является территорией мирового океана и к территории Российской Федерации не относится.

Исходя из вышеизложенного, продукция морского промысла, добытая в мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагается как продукция, добытая и реализованная за пределами территории Российской Федерации».

Правовой режим ИЭЗ во многом схож с правовым режимом территории Мирового океана, а реализация продукции на территории Мирового океана не создает объекта обложения НДС.

Однако в вышеуказанном письме Госналогслужба России и Минфин России выдвинули субсидиарное условие, а именно: «без пересечения таможенной границы Российской Федерации». В связи с этим правильный ответ на поставленный вопрос должен выглядеть следующим образом: ввоз товаров с таможенной территории Таможенного союза в ИЭЗ РФ не признается объектом обложения НДС, а вот ввоз товаров с территории иностранного государства в ИЭЗ РФ должен признаваться объектом обложения НДС.

Понятие «таможенной границы таможенного союза» содержится в подп. 2 п. 2 ТК ТС: пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Преимущества и недостатки от установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Преимущества от установления единой таможенной территории Таможенного союза сводятся к следующему:

  • • благодаря образованию Единой таможенной территории Таможенного союза происходит становление общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран с огромной территорией и населением около 170 млн человек;
  • • объединение Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС позволяет устранить таможенные барьеры внутри него. Так, с середины 2010 г. таможенный контроль товаров был полностью перенесен на внешнюю границу Республики Беларусь, а с лета 2011 г. внешней границей Таможенного союза стала также внешняя граница Республики Казахстан.

Рассмотрим пример. Если раньше товар, направлявшийся из Республики Беларусь в Республику Казахстан, пересекал две таможенные границы (российскую и казахстанскую) и половина времени уходила на простои и оформление, а таможенные сборы достигали 15% себе стоимости товара, то в настоящее все изменилось: оформления экспортных деклараций не требуется; беспошлинно перемещаются как товары собственного производства, так и иностранные, выпущенные для внутреннего потребления одной из стран – участниц Таможенного союза; не применяются меры нетарифного регулирования (т.е. не нужно иметь лицензии, разрешения, соблюдать квоты). Кроме того, удалось сформировать единый подход к любому иностранному товару, откуда бы и в какую бы страну Таможенного союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую таможенную границу. Таким образом, снятие таможенных барьеров внутри Таможенного союза самым благоприятным образом сказалось на товарообороте всех участников, объем взаимной торговли, по мнению специалистов, вырос на 25–30%;

  • • отпала необходимость нести дополнительные расходы на услуги таможенных посредников;
  • • удалось сформировать на постсоветском пространстве наднациональный орган управления – КТС и т.д.

К недостаткам от установления единой таможенной территории Таможенного союза можно отнести следующие:

  • • обычный потребитель существенно «не выиграл» от появления Таможенного союза, поскольку цены на потребительские товары не снизились;
  • • произошло, в буквальном смысле, «наводнение» внутреннего рынка Российской Федерации и Республики Беларусь дешевыми китайскими товарами – китайские товары легкой промышленности через Республику Казахстан стали транзитом попадать в сопредельные государства – члены Таможенного союза;
  • • в рамках Таможенного союза не удалось перейти на электронное декларирование;
  • • не удалось добиться унификации в решении ряда вопросов в сфере валютного регулирования. Например, если российское юридическое лицо покупает национальную валюту Республики Казахстан для оплаты таможенных платежей в Республике Казахстан, то оно попадает под валютный контроль в России. По-прежнему является необходимым соблюдение требования об открытии паспорта сделки, если российская компания собирается осуществлять поставки российской продукции в Республику Казахстан и др.
  • См.: Халипов С. В. Таможенное право. С. 74.
  • См.: Соглашение от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36 данный документ вступил в силу с 01.07.2010.
  • См.: Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».
  • Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
  • Понятие «территория Российской Федерации» определено в Конституции РФ. Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  • Статья 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону Российской Федерации как «морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права».
  • См.: Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»; «Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. Банком России 01.06.2004 № 258-П.

Товары таможенного союза

Главная » Бухгалтеру » Товары таможенного союза

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Таможенные товары
Товары Таможенного союза — находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:
— полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза;
— ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза;
— изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза из вышеуказанных товаров и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза (п. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Соответственно, если товары не могут быть признаны по этим критериям товарами Таможенного союза, они для таможенных целей рассматриваются как иностранные товары.
Естественно, существенным образом отличается и правовой статус этих товаров. Товары Таможенного союза могут свободно перемещаться на единой таможенной территории, и при таком перемещении товаров ТК ТС не предусматривает необходимости совершения с ними каких-либо таможенных формальностей. Иностранные товары находятся под таможенным контролем все время их нахождения на единой таможенной территории Таможенного союза. При этом ТК ТС предусматривает четкий порядок таможенных операций, которые должны быть совершены в отношении иностранных товаров, права и обязанности лиц, обладающих полномочиями в отношении иностранных товаров, и сроки совершения юридически значимых действий.
Таким образом, иностранные товары, ввезенные на единую таможенную территорию Таможенного союза и получившие в соответствии с ТК ТС статус товаров Таможенного союза посредством их таможенного декларирования и помещения под соответствующую таможенную процедуру, получают право свободно перемещаться по всей таможенной территории Таможенного союза, без каких-либо ограничений и выполнения таможенных формальностей.
Например, для получения статуса товаров Таможенного союза ввезенные иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую, что такие товары будут находиться и использоваться на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению. Следует отметить, что в отношении ввозимых товаров только три таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС предусматривают изменение статуса иностранных товаров на товары Таможенного союза — выпуск для внутреннего потребления, отказ в пользу государства и реимпорт.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (п. 1 ст. 179).
Указанными в статье иными случаями являются случаи, когда товары в соответствии с ТК ТС подлежат таможенному декларированию, но не подлежат помещению под таможенные процедуры:
— транспортные средства международных перевозок (глава 48 ТК ТС);
— товары для личного пользования физических лиц (глава 49 ТК ТС);
— припасы (глава 50 ТК ТС).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Лицами, которые могут вступать в правоотношения, связанные с таможенным декларированием товаров, являются таможенные представители. Таможенным представителем является юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Институт таможенного представителя определен ст. 12 — 17 ТК ТС, но применяется с учетом особенностей, установленных в каждом государстве — члене Таможенного союза, в силу того, что ТК ТС по достаточно широкому кругу вопросов, связанных, например, с функционированием данного института, порядком включения лиц в реестр таможенных представителей, содержит отсылки к уровню национального таможенного законодательства государств — членов Таможенного союза.
Правомочия лиц выступать в качестве декларанта определяются в соответствии со ст. 186 ТК ТС.
Исходя из общего правила, в качестве декларанта вправе выступать лицо государства — члена Таможенного союза, которое:
— заключило внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, если товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза в связи со сделкой, заключенной лицом государства — члена Таможенного союза;
— имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Таким образом, ст. 186 ТК ТС связывает правомочия лиц выступать в качестве декларантов в первую очередь с наличием у этих лиц права собственности на подлежащие таможенному декларированию товары. Проще говоря, правомочия декларанта неотъемлемо связаны с наличием у лица права решать юридическую судьбу товаров вплоть до их уничтожения.
Если при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза отсутствует лицо государства — члена Таможенного союза, п. 2 ст. 186 ТК ТС определены иностранные лица, которые вправе выступать в качестве декларанта, которыми являются:
— физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
— лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС, к которым относятся дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, отдельные категории иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами;
— организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена Таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
— лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена Таможенного союза.
Для заявления таможенной процедуры таможенного транзита круг лиц, которые правомочны выступать в качестве декларанта, включает в себя всех вышеперечисленных лиц (лица, указанные в п. 1 и 2 ст. 186), а также перевозчика, в том числе таможенного перевозчика и экспедитора, если он является лицом государства — члена Таможенного союза.
Основной сложностью при правильном определении лица, правомочного выступать в качестве декларанта, является необходимость ориентироваться не только на нормы таможенного законодательства Таможенного союза, но и на нормы гражданского законодательства государств — членов Таможенного союза. Так, например, одним из проблемных вопросов в правоприменении является упомянутый в статье термин «внешнеэкономическая сделка», которого нет ни в ТК ТС, ни актах национального законодательства государств — членов Таможенного союза. Пока каждая из стран — участниц Таможенного союза работала в рамках своей национальной таможенной территории, любая сделка, участники которой являлись резидентами разных государств, являлась внешнеэкономической. После создания единой таможенной территории появился вопрос: а возможно ли с точки зрения правомочий лиц выступать в качестве декларантов, признавать внешнеэкономическими сделки, заключенные между резидентами государств — членов Таможенного союза?

Если посмотреть на данный вопрос по аналогии с ситуацией, когда существовали национальные таможенные территории, то для таможенных целей важна именно та внешнеэкономическая сделка, в связи с совершением которой товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза. Но в данном случае нельзя забывать, что есть ситуации, когда факт декларирования товаров не связан с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, например, если таможенная процедура временного вывоза либо переработки вне таможенной территории завершается помещением товаров под таможенную процедуру экспорта. Кроме того, не следует забывать, что в ряде случаев товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза не в связи с совершением какой-либо сделки. В целом можно сказать, что ст. 186 ТК ТС дает достаточно универсальный набор вариантов, позволяющих правильно подойти к вопросу определения лица, правомочного выступать в качестве декларанта товаров.
Говоря о правомочиях лиц выступать в качестве декларантов товаров, нельзя не упомянуть, что в переходных положениях ТК ТС об особенностях совершения таможенных операций (ст. 368 ТК ТС) предусмотрено, что до вступления в силу международного договора государств — членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза:
— декларация на товары подается таможенному органу государства — члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 186 ТК ТС, когда в качестве декларанта могут выступать иностранные лица;
— дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств — членов Таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства — члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.
Наличие в ТК ТС такой переходной нормы обусловлено тем, что на текущем этапе развития Таможенного союза и Единого экономического пространства применяется единое таможенное законодательство, однако другие отрасли законодательства государств — членов Таможенного союза (валютное, финансовое, гражданское, налоговое, банковское и т.д.) не унифицированы. Например, даже параметры, позволяющие идентифицировать налогоплательщиков, в трех странах различны. Не унифицированы ставки налога на добавленную стоимость. Различен порядок регистрации юридических лиц. И еще достаточно много проблем, как юридических, так и организационно-технических, требуют наличия данной переходной нормы в таможенном законодательстве Таможенного союза. Ее наличие в ТК ТС также направлено на создание оптимальных условий таможенного декларирования товаров в Таможенном союзе, а также на обеспечение надлежащего таможенного контроля, в том числе и при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Иначе говоря, в ТК ТС предусмотрено, что хозяйствующие субъекты государств — членов Таможенного союза должны декларировать товары в государствах, резидентами которых они являются. Безусловно, это переходное положение не затрагивает вопрос декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, а также случаи, когда ТК ТС наделяет полномочиями выступать в качестве декларантов иностранных лиц.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации. Форма декларирования есть не что иное, как способ заявления таможенным органам сведений о товарах, заявляемой таможенной процедуре и всех иных сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. С учетом международного опыта видится, что существующий уровень развития информационных технологий в государствах — членах Таможенного союза способствует все более широкому применению именно электронной формы декларирования, постепенно вытесняя письменную форму декларирования товаров. Однако существуют ситуации, когда декларанту все же более удобно использовать письменную форму декларирования. Например, при разовых поставках товаров либо при таможенном декларировании товаров низкой стоимости, образцов, рекламных материалов, товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий. В этих случаях, как правило, применяется упрощенный порядок декларирования товаров, когда в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные) коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров (п. 4 ст. 180 ТК ТС).
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Декларация на товары применяется при таможенном декларировании товаров, транзитная декларация — особый вид таможенной декларации, которая используется исключительно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Пассажирская таможенная декларация предназначена для таможенного декларирования товаров, предназначенных для личного пользования физических лиц, а декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки. Согласно п. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС транспортные средства международной перевозки — транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Формы и порядок заполнения всех четырех видов таможенных деклараций определены решениями Комиссии Таможенного союза:
— декларация на товары — решение Комиссии Таможенного союза «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
— транзитная декларация — решение Комиссии Таможенного союза N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;
— пассажирская таможенная декларация — решение Комиссии Таможенного союза N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;

— декларация на транспортное средство — решение Комиссии Таможенного союза N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».
Упрощенный порядок декларирования товаров, когда в качестве декларации на товары используются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, содержит решение Комиссии Таможенного союза «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары».

Таможенная стоимость
Таможенная декларация
Таможенная декларация, таможенный декларант
Таможенное дело
Таможенная инфраструктура
Контрабанда


| | Вверх

Подтверждение статуса товаров Союза

При экспорте товаров из России за пределы таможенной территории ЕАЭС эти товары будут иметь статус товаров Союза, если они были произведены на таможенной территории ЕАЭС (в частности, в России) или имели ранее статус иностранных товаров (товары иностранного происхождения) и приобрели статус товаров Союза после таможенной очистки на таможенной территории ЕАЭС.

В целях подтверждения статуса товаров Союза, произведенных в России, можно представить таможенному органу документы о происхождении товаров (пп. 5 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС). Перечень таких документов приведен в разд. 6 Приложения № 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов». Как правило, на практике происхождение товаров подтверждается сертификатом происхождения, который имеет разные формы.

Все формы сертификатов происхождения товаров в России оформляются Торгово-промышленной палатой РФ (ст. 12 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Иностранные товары приобретают статус товаров Союза после помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. п. 1 и 2 ст. 134 ТК ЕАЭС). Товары помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления путем подачи декларации на товары (п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС).

Отметим также, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу ДТ и завершается выпуском товаров. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров (п. п. 2 и 3 ст. 128 ТК ЕАЭС).

Следовательно, в целях подтверждения приобретения иностранными товарами статуса товаров Союза можно представить таможенному органу сведения о ДТ, поданной в отношении этих товаров и имеющей отметки об их выпуске.

Таким образом, при экспорте товаров из России за пределы таможенной территории ЕАЭС статус товаров Союза можно подтвердить путем представления сертификата происхождения товаров в РФ или сведений о ДТ, поданной ранее для помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Полный текст документа в КонсультантПлюс:

Вопрос: Каким образом при экспорте товаров из России за пределы таможенной территории ЕАЭС можно подтвердить статус товаров Союза? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *