Агентство Юридической помощи

Срок получения основного общего образования

Формы и нормативные сроки обучения, уровни образования

Статья 17 Закона носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование).

Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

В ГБОУ Школа № 887 предусмотрено обучение по следующим формам:

  • очная;
  • семейное образование.

Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.

В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.

Вместе с тем, представляется, что такая возможность должна быть реализована через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану. Выбор родителями, например, формы получения образования в виде обучения в образовательной организации, но при этом изучения, например, русского языка и литературы в форме семейного образования крайне сложно реализовать в аспекте оформления государственного (муниципального) задания образовательному учреждению, а также расчета нормативных затрат на такую «усеченную» услугу. В этом смысле реализация индивидуального учебного плана технически существенно проще для оформления. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, стандарт должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной.

Для общего образования указанные вопросы конкретизированы в том числе и в самом законе. В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанная третья часть устанавливает следующее. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное). Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически, экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно).

В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Частью 5 ст. 41 Закон устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому также не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что индивидуальный учебный план должен обеспечить освоение имеющейся образовательной программы (со всеми вытекающими последствиями в отношении структуры и объема обучения). Прохождение же аттестации экстерном также производится на основании имеющейся образовательной программы. Таким образом, первична, в любом случае, образовательная программа образовательного учреждения. Все вопросы (сочетания форм обучения и форм получения образования, прохождения аттестации экстерном, индивидуальных учебных планов и т.п.) могут решаться только с учетом анализа конкретного содержания образовательной программы.

Уровни образования, реализуемые в ГБОУ Школа № 887:

  • дошкольное образование ( нормативный срок обучения: 4 года (с 3-х до 7 лет));
  • начальное общее образование (нормативный срок обучения: 4 года);
  • основное общее образование (нормативный срок обучения: 5 лет);
  • среднее общее образование. (нормативный срок обучения: 2 года).

Нормативные сроки обучения в школе.

РЕАЛИЗУЮТСЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: очная Формы обучения представлены школьными занятиями (урок, лекция, факультатив, объединение дополнительного образования) и внешкольными (экскурсии, поисковая деятельность, домашние задания, дистанционное обучение). По количеству учеников имеют место быть групповые и индивидуальные формы обучения.

По медицинским показателям — индивидуальная надомная форма обучения

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ – НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (нормативный срок освоения – 4 года), 1-4 класс – обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ – ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (нормативный срок освоения 5 лет) 5-9 класс обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создает условия для становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. На второй ступени образования реализуются следующие технологии обучения: стартовая дифференциация (6-7 классы), обучение по учебным планам (8-9 классы).

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ – СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (нормативный срок обучения 2 года) 10-11 класс – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательных базовых среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуальных учебных планов.

Формы обучения

Формы образования

Формы обучения

Общеобразовательные программы

В образовательной организации

(в школе)

Очное обучение

ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования с углублённым изучением предметов художественно-эстетической направленности

Очно-заочное обучение

ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования

Заочное обучение

ОП основного общего, среднего общего образования

Вне образовательной организации

(вне школы)

Семейное обучение

ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования

Самообразование

ОП среднего общего образования

Из статьи 17 главы 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

3.Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5.Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Уровень среднего общего образования

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС СОО, 10-11 КЛАССЫ)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Стандарт включает в себя требования:

    — к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО);

    — к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

    — к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

    — формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

    — проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    — активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

    — построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ»):

    — любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

    — осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

    — креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

    — владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

    — мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

    — готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

    — осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;

    — уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

    — осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

    — подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

    — мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 06октября 2009 г. № 413 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Скачать

«ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)

Скачать

Плюсом сюда добавляем с сайта из раздела 4:

Карта самооценки готовности ОУ к введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования — DOC (284 kb)

Дорожная карта введения ФГОС СОО ZIP (242 kB)

Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2020 годы — DOC (27 kb)

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЛИЦЕЕ. 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности..

Согласно части 4 статьи 66 Закона № 273-ФЗ профильное обучение — это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Выбор профиля обучения в рамках освоения основной общеобразовательной программы. Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы) в условиях реализации ФГОС СОО в 2019-2020 учебном году в лицее

Направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы образовательной организации

Картинка 1

Профили обучения среднего общего образования

ОО может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования. Предусмотрено пять профилей:

    естественнонаучный;

    гуманитарный;

    социально-экономический;

    технологический;

    универсальный

Учебный план профиля составляют:

    обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей;

    учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;

    учебные предметы для изучения на углубленном уровне (3 или 4);

    индивидуальный проект;

    элективные курсы

Почему обязательно включать в учебный план «Индивидуальный проект» и что это такое?

    Индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающихся, выполняется в лицее обучающимся 10-х классов в течение одного (10 кл.) или двух лет (9-10 кл.) в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

    Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного (п.11 ФГОС среднего общего образования).

    Курирует выполнение индивидуального проекта в лицее координатор проектной деятельности лицеистов и научный руководитель из числа педагогов

    Задача индивидуального проекта – обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях государственной итоговой аттестации выпускников на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов по 14 учебным предметам.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы

Презентации для родителей 9-классов о формировании профильных классов в лицее за 2 года:

    Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы) в условиях реализации ФГОС СОО в 2019-2020 учебном году

Скачать

    Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы) в условиях реализации ФГОС СОО в 2019-2020 учебном году

Скачать

Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы) в условиях реализации ФГОС СОО в 2019-2020 учебном году

Скачать

Модель профильного обучения (2018-2019 уч. год) в условиях введения и реализации ФГОС СОО

Скачать

Модель профильного обучения (2019-2020 уч. год) в условиях введения и реализации ФГОС СОО

Информация об эффективности профильного обучения на уровне среднего общего образования в лицее

Скачать

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 06октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС СОО»

    Скачать файл: ФГОС СОО.pdf

  • «ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)

    Скачать файл: Примерная основная образовательная программа среднего общего.pdf

  • Карта самооценки готовности ОУ к введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

    Скачать файл: Карта готовности ОУ к введению ФГОС СОО.doc

    Просмотр документа онлайн: Ссылка

  • Дорожная карта введения ФГОС СОО

    Скачать файл: Дорожная карта введения ФГОС СОО_Лицей №3.pdf

  • Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2020 годы —

    Скачать файл: Мероприятия по обеспечению введения ФГОС СОО в ОУ Иркутской области на 2013-202 годы.docx

    Просмотр документа онлайн: Ссылка

  • Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы) в условиях реализации ФГОС СОО в 2020-2021 учебном году

    Скачать файл: Профильное обучение в 10 классе_2020-2021.pdf

  • Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы) в условиях реализации ФГОС СОО в 2019-2020 учебном году

    Скачать файл: Профильное обучение в 10 классе 2019-2020.pdf

  • Модель профильного обучения (2018-2019 уч. год) в условиях введения и реализации ФГОС СОО

    Скачать файл: Модель профильного обучения 18-19.docx

    Просмотр документа онлайн:

  • Модель профильного обучения (2019-2020 уч. год) в условиях введения и реализации ФГОС СОО

    Скачать файл: Модель профильного обучения 19-20.docx

    Просмотр документа онлайн:

  • Информация об эффективности профильного обучения на уровне среднего общего образования в лицее

    Скачать файл: Информация об эффективности ПО.pdf

Общие положения ФГОС НОО

Пункт не дает ясности по срокам обучения детей с ОВЗ. 1) «для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования». АООП будут разрабатываться по этому стандарту или по действующему ФГОС НОО ОВЗ? Если по последнему, зачем тогда такая формулировка? 2) «увеличивается не более шести лет». Явная описка. Предполагаю, что должно быть «увеличивается и составляет не более шести лет». Однако, по 1 варианту АООП в соответствии с ФГОС ОВЗ увеличение срока обучения детей с ОВЗ не предполагается. Неясность остается. Увеличение сроков обучения для детей с ОВЗ предполается по программам, разработанным на основе именно этого стандарта? 3)»для обучающихся по ИУП освоения ООП НОО, срок получения образования может быть сокращен». Формулировка ограничивает права детей с ОВЗ обучаться по ИУП (если он вообще предполагается для таких детей по этому стандарту), поскольку их ИУП может предусматривать не сокращение, а увеличение срока освоения программ, в т.ч. по отдельным предметам. Данный пункт в целом нуждается в уточнении как минимум в трех формулировках, т.к. оставляет неясным нормативные сроки обучения детей с ОВЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *