Агентство Юридической помощи

Режим государственной границы

Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы

Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы

Режим Государственной границы включает правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Какие существуют правила режима государственной границы

К режиму государственной границы относятся следующие правила:

  • пересечение границы людьми и ТС;
  • пропуск через границу людей и товарной продукции;
  • ведение на границе предпринимательской и другого вида деятельности;
  • разрешение пограничных инцидентов.

По общим правилам, граждане из соседних государств вправе въезжать, выезжать и временно находиться на протяжении определенного времени на территории другой страны по подлинным документам, выданным компетентными органами. Подлинность документов определяется по специальному соглашению о взаимных гражданских поездках.

Содержание режима государственной границы

Пропуск через границу работников, обслуживающих ЖД транспорт, и их пребывание в пределах пограничных ЖД станций либо полосы отвода на перегоне между пограничными станциями, производится на основании 2-сторонних договоров. Граждане и транспортные средства могут пересекать границы исключительно в установленных пропускных пунктах. Лица, которые выехали в определенном пункте пропуска через границу с территории одного государства, но при отсутствии подлинных документов, предоставляющих право въезда на территорию другой страны, возвращаются назад.

Замечание 1

Режим государственной границы определяется по национальному законодательству и международным договорам РФ.

Пример 1

Для примера приведем Соглашение между Правительством России и Правительством Китайской Народной Республики о пропускном режиме на российско-китайской государственной границе (от 1994-го г.).

Национальным правом дополняются правила международных договоров по поводу режима границы. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации лица и транспортные средства могут пересечь Государственную границу на суше на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения или в других местах, установленных в международных договорах России либо согласно решениям российского Правительства. Данные документы определяют время пересечения границы, а также порядок перемещения от Государственной границы до пунктов пропуска и в обратном направлении. Причем запрещено высаживаться людям, выгружать грузы, товары, животных и принимать их на транспортные средства.

Определение 1

Пункт пропуска через Государственную границу представляет собой территорию в пределах ЖД, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов, открытых для международных полетов, а также других специально оборудованных местах, в которых производится пограничный, а при необходимости и иной контроль и пропуск через границу людей, транспортных средств, грузов, товарной продукции и животных.

Что запрещено судам при следовании от границы до пропускных пунктов

Судам в процессе следования от границы до пунктов пропуска и обратно запрещено (за исключением случаев, предусматриваемых в международных договорах Российской Федерации, нормативных актов России):

  • заходить в порты (на рейды) Российской Федерации, неоткрытые российским Правительством для захода иностранных судов
  • заходить в запретную для плавания либо временно опасную для плавания область, а также в зону безопасности, которая установлена вокруг искусственных островов, установок или сооружений в случае, если об этой области или зоне сообщено для всеобщей информации
  • останавливаться, высаживаться (садиться) людям, выгружать (грузить) любые грузы, товары, валюту, животных, спускать на воду либо принимать на борт любые плавучие средства, поднимать в воздух, подсаживать либо принимать на борт любой летательный аппарат, вести промысловую, исследовательскую, изыскательскую или иную деятельность без соответствующего на это разрешения, выданного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, или с их разрешения, но при нарушении условий этого разрешения
  • совершать иные действия, запрещенные законом и международными договорами России

Иностранными судами, иностранными военными кораблями и другими государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях, российскими судами при следовании от Государственной границы до пропускных пунктов через Государственную границу и назад, при нахождении в российской части вод пограничных рек, озер и прочих водоемов без захода в порты (на рейды) России должны выполняться следующие требования пограничных органов и пограничных войск:

  • показ своего флага, если он не был до этого поднят;
  • смена курса в случае, если он ведет в запретную для плавания либо временно опасную для плавания область, а также в зону безопасности, устанавливаемую вокруг искусственных островов, установок или сооружений;
  • сообщение о целях захода на российскую территорию;
  • иные требования, предусматриваемые законодательством и другими нормативными актами РФ

Отношения, возникающие при судоходстве на пограничных реках, озерах и прочих водоемах с пересечением Государственной границы без захода в порты (на рейды) Российской Федерации и соседних стран, регулируют международные договора РФ.

Пересечение границы воздушными судами по специально выделенным воздушным коридорам осуществляется при соблюдении правил, определяемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документации аэронавигационной информации. Пересекать границы вне выделенных воздушных коридоров возможно лишь с разрешения Правительства Российской Федерации.

Замечание 2

В интересах обеспечения безопасности российского государства по решению Правительства Российской Федерации пересечение границы на конкретных ее участках может временно ограничиваться либо прекращаться с последующим уведомлением властей заинтересованных стран.

Режим государственной границы

Данный режим своей правовой основой имеет Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.

«Государственная граница Российской Федерации, — говорится в Законе, — есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» (ст. 1).

Режим Государственной границы включает правила:

— содержания Государственной границы;

— пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

— пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

— ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

— разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Закон определяет, что с учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным (ст. 7).

Пограничный режим.

Пограничный режим — режим пограничной зоны, территориального моря РФ, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе — служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы.

Пограничный режим включает правила:

— въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

— хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне;

— учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавание и передвижение по льду в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов;

— ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части пограничных рек, озер и иных водоемов.

Установление иных правил пограничного режима не допускается, Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренном законом (ст. 16).

Понятие государственной границы и её режим

Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверени­тета.

Прохождение границы устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориенти­рам;

на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными госу­дарствами определяются по соглашению между ними);

на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договорном поряд­ке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юриди­ческой принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направле­ния прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка тер­ритории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновре­менным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знака­ми — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает пра­вила:

содержания границы;

пересечения границы лицами и транспортными средствами;

пропуска через границу лиц и товаров;

ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной границы следует отличать погранич­ный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Погра­ничный режим нацелен на создание необходимых условий для охра­ны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах при­граничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осу­ществляется в целях недопущения противоправного изменения про­хождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физи­ческими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государст­венную границу.

Органы ФПС РФ вправе:

вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;

задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Госу­дарственной границы;

пресекать нарушения Государственной границы.

В территориальных и внутренних водах в отношении иностран­ных невоенных судов органы ФПС имеют право:

предложить судну изменить курс, если он может повлечь наруше­ние режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изме­нить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;

осуществлять преследование «по горячим следам» — преследо­вать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звуко­вого сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инци­дентов создан институт пограничных представителей (уполномочен­ных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблю­дением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных гра­ницах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Понятие и режим государственной границы

⇐ ПредыдущаяСтр 84 из 85

Государственные границы определяют пределы государственной территории. Значение границ государства состоит, прежде всего, в том, что они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами и определяют пределы территориального верховенства государства. Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории. Запрещается насильственное изменение государственных границ и всякое насильственное посягательство на них.
Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.
Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров между сопредельными государствами и обозначаются на местности. Как правило, границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, реки и т.п.). Границы могут проводиться также по прямой линии от одной точки до другой и могут совпадать с параллелями и меридианами.
Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы по рекам устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами. Чаще всего они проводятся по тальвегу (линия наибольших глубин судоходной реки), по середине главного фарватера или по середине несудоходной реки; на озерах и иных водоемах — по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема. Морскими границами государства являются внешние пределы его территориальных вод или линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориальных вод устанавливаются законодательством прибрежного государства, но не далее чем 12 морских миль (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.).
Граница территориальных вод при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними. При этом действует ряд международных правил, в частности правило о том, что ни то ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свои территориальные воды за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод каждого из них. Однако это правило не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо провести иное разграничение.
Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Никаких специальных соглашений по боковым воздушным границам государства не заключают. Высотный предел воздушной государственной границы пока еще в договорном порядке не установлен. Существует лишь консенсус о том, что с высоты 100-110 км над уровнем Мирового океана начинается космическое пространство.
Современные границы в большинстве случаев представляют собой линии, точно обозначенные на карте и на местности. Как правило, такие границы устанавливаются по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в таком международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установлении линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая, руководствуясь договором о делимитации, обозначает положение линии границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границы). О всех действиях по демаркации составляют специальные документы — протоколы с описанием прохождения линии границы, положения пограничных знаков, а также схемы и снимки этих знаков.
Кроме договорных, существуют так называемые исторически сложившиеся границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но которые длительное время соблюдались на практике сопредельными государствами.
Согласно принципу неприкосновенности государственных границ, установленная на местности линия границы неприкосновенна, что означает запрещение произвольно изменять положение линии границы какой-либо стороной. Для обеспечения неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы, определяющий права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы, а также порядок ее пересечения и т.п.

  • Так, Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. устанавливает, что содержание режима государственной границы включает в себя следующие правила:
    • содержания государственной границы;
    • пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
    • перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
    • пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
    • ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
    • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (ст. 7).

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства (ст. 9).
В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами. Режим пограничной зоны включает правила въезда в зону, временного пребывания, проживания, передвижения, производства там работ, а также правила учета и содержания плавсредств (и средств передвижения по льду), их плавания или передвижения в пределах территориальных и внутренних вод или пограничных реках, озерах и иных водоемах.
Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», в частности, предусмотрено, что хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации, не должна: наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба; создавать помехи содержанию государственной границы и выполнению задач органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ст. 13).
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств (ст. 17).
Для укрепления добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этих целей применяют институт пограничных комиссаров (пограничных представителей).
В Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители) назначаются руководителем Федеральной пограничной службы Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.

  • Международное право дает три основания для изменения границ:
    • во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;
    • во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;
    • в-третьих, это наибольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.
  • Развивая приведенные положения общего международного права, Российская Федерация в ст. 2 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. закрепила следующие принципы, которыми она руководствуется при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории:
    • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
    • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
    • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
    • мирного разрешения пограничных вопросов.

Этапы установления Государственной границы

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

1. Делимитация –согласование в договорном порядке государствами направления прохождения государственной границы и нанесение ее на карту, прилагаемую на карту.

2. Демаркация –установление государственной границы на местности и обозначение ее пограничными знаками

*Редемаркация – проверка и уточнение (в соответствии с соглашением) прохождения ранее демаркированной границы (и восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа на другой, установка дополнительных знаков.)

СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

сЕКТОРЫ ТЯГОТЕНИЯ В АРКТИКЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ

МОРСКОЕ

ПРАВО

принципы

международного морского права

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ МИРНОГО ПРОХОДА

(через территориальное море)

Мирный проход (ст.18 Конвенции ООН по морскому праву)

— плавание с целью:

· пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

· пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

РЕЖИМ ОТКРЫТОГО МОРЯ

КОВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г.

РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Исключительная экономическая зона открытое море

До 200 морских миль

классификация проливов

(по правовому режиму)

ДЕЙСТВИЯ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЛЯ ВОЕННЫХ

КОРАБЛЕЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ

И ПОРТАХ иНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ по горячим следам

ꗬÁ‹Йዸ¿ကЀ벖

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Международное воздушное право – это совокупность юридических норм,которые устанавливают правовой режим воздушного пространства и регулируют отношения между государствами по поводу его использования и организации международных сообщений.

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО

ВОЗДУШНОГО ПРАВА

Международное космическое право- это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим

ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

основные Источники

международного космического права

УРЕГУЛИРОВАНИЕ

ПОГРАНИЧНЫХ

ИНЦИДЕНТОВ

Структура

аппарата пограничного представителя

Российской Федерации

Аппараты представителей ФПС России являются подразделениями соединений и воинских частей Пограничной службы Российской Федерации, предназначенные для обеспечения деятельности представителей ФПС России

ПОГРАНИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Основные права ПОГРАНИЧНЫХ

представителей ФПС России и

сотрудников их аппарата

ОБЯЗАННОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ

обязанности пограничных

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ фпс рОССИИ

И СОТРУДНИКОВ их АППРАТА

ПОГРАНИЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ

И Сотрудникам ЕГО аппаратА

Запрещается:

Основные задачи

официального представителя ФПС РФ в сопредельном государстве и

сотрудников его аппарата

основные функции

официального представителя ФПС РФ В СОПРЕДЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

НАСЕЛЕНИЕ

И

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ

АКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

НАСЕЛЕНИЕ

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ

И

КОНСУЛЬСКОЕ

ПРАВО

ИСТОЧНИКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО И

КОНСУЛЬСКОГО ПРАВА

ВИДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНОВ

ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

КЛАССЫ глав дипломатических

представительств

дипломатические привилегии

и Иммунитеты

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ РАНГИ В РФ

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬСТВА

ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

международные организации

Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных соответствующим учредительным документом, и развития всестороннего сотрудничества государств

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств–членов при уважении их суверенитета

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ПРИЕМ НОВЫХ ЧЛЕНОВ В ООН

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

СЕКРЕТАРиат ООН

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

В

БОРЬБЕ

С

ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Основные ИСТОЧНИКИ

МЕЖгосударственного СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ СПРЕСТУПНОСТЬЮ

Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. 1968 г. Конвенция о борьбе с захватом заложников. 1979 г. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами. 1949 г. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. 1988 г. Конвенция о борьбе с терроризмом. 1963 г. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 1990 г. Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими. 1923 г. Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков. 1929 г. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. 1984 г. и другие.

Двусторонние договоры России с другими государствами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Соглашения МВД России, ФСБ России с соответствующими ведомствами других государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и другими видами преступности. Соглашения России с другими государствами СНГ об обмене правовой информацией. Соглашения России с другими государствами СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Соглашения России с государствами СНГ о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей. Соглашения России с другими государствами о сотрудничестве в борьбе с преступностью и др.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ

С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Соблюдение принципа суверенитета государств и невмешательство в их внутренние дела

Соблюдение основных прав и свобод человека, а также общепризнанных процессуальных гарантий при привлечении к уголовной или иной ответственности

Взаимная правовая помощь по гражданским, семейным и уголовным делам

Борьба с наиболее опасными видами преступности: незаконный оборот наркотиков, терроризм, наемничество, работорговля, пиратство и др.

Транспарентность уголовной статистики и обмен информацией о совершенных правонарушениях и личности правонарушителей

Следует иметь в виду, что универсальная система принципов международного сотрудничества в борьбе с преступностью еще не сложилась. Эти и другие принципы содержатся в отдельных международно-правовых актах.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

преступления международного

характера

— это предусмотренные международными договорами преступления (не относящиеся к международным преступлениям), посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях (ответственность несет не государство, а индивиды)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРУМЫ,

ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ

С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ПРАВО

ВООРУЖЕННЫХ

КОНФЛИКТОВ

Право вооруженных конфликтов –это система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих или ограничивающих применение определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ

КОНФЛИКТОВ

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ

КОНФЛИКТОВ

НАЧАЛО ВОЙНЫ

УЧАСТНИКИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

ОКОНЧАНИЯ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ

ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИИ

по резолюции 3314, принятой на XXIX cессии га оон 14.12.74.

ограничение стратегических ядерных вооружений

Государственная граница: понятие и стадии установления

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии воображаемая вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории — суши, вод, недр, воздушного пространства — т. е. пределы распространения государственного суверенитета.
Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.
Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ.
В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют — как правило, по карте, без проведения работ на местности — описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.
В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы.
Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы — проведения её на местности (демаркации).
Демаркация границы (лат. demarcatio — разграничение) — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
Демаркация границы осуществляется на основании документов о делимитации границы (договор, описание линии государственной границы с приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах.
Во время работ по демаркации производится топографическая съёмка или аэрофотосъёмка местности, на основании чего составляется крупномасштабная топографическая карта пограничной полосы, устанавливаются пограничные знаки (столбы, проволочные заграждения и т. п.) и определяются их топографические координаты. О всех действиях по демаркации границы составляются специальные документы: протоколы с описанием прохождения линии границы и пограничных знаков (к протоколам прилагаются схемы и фотоснимки этих знаков).
Пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению, и стороны обязаны следить за содержанием их в надлежащем состоянии.
Проверка ранее демаркированной границы и восстановление или замена разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Государственные границы и способы их установления. Изменение государственных границ. Территориальные споры

Под государственной границей понимают линию, проведенную на карте и установленную на местности, территориально ограничивающую распространение юрисдикции государства.

Виды государственных границ:

  • 1) по источнику существования: исторические (существуют на основании международно-правового обычая) и договорные (на основании международного договора)
  • 2) в зависимости от территории: сухопутные, водные, воздушные (высота воздушной границы у всех государств — 100-110 км над уровнем моря)
  • 3) по способу установления: орографические (границы, которые проведены с учетом рельефа местности), геометрические (территория государства выглядит как квадрат или прямоугольник, в основном в Африке), географические (в зависимости от прохождения параллелей и меридиан).

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря будет государственной границей на море. Стоит заметить, что она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления государственных границ включает две стадии:

  • 1) делимитация — договорное установление линии государственной границы, осуществляемое на карте и дополняемое подробным описанием. Создается делимитационная комиссия, составляется протокол, создается текст международного договора о государственной границы, который подлежит обязательной ратификации.
  • 2) демаркация — определение и обозначение линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации границ и приложенными к ним картами.

Договор о государственной границе, ратификационные грамоты, материалы делимитационных и демаркационных комиссий передаются на хранение генеральному секретарю ООН.

Государственная граница может быть изменена на основании международного договора.

Правовой режим государственной границы определяется государством самостоятельно с учетом его международных соглашений.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

  • 1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
  • 2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.
  • 3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.
  • 4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т.д.).
  • 5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Защита и охрана государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.

Правовые способы изменения государственной территории (соответственно и государственных границ):

  • 1) Возвращение незаконно отторгнутой территории;
  • 2) Отторжение территории как санкции за агрессию;
  • 3) Изменение территории в результате национально-освободительной борьбы;
  • 4) Обмен территориями;
  • 5) Воссоединение или отделение территории по итогам референдума;
  • 6) Цессия, или уступка территории: дарение, продажа;
  • 7) Концессия, или временная уступка территории.

Территориальный спор — международный спор между двумя или несколькими государствами по поводу юридической принадлежности определённой территории. Каждая из сторон в споре утверждает, что данная территория является её собственностью, так как она осуществляла либо осуществляет свою власть на данной территории. Территориальный спор считается таковым, когда все из спорящих сторон признали его существование. В общем случае, однако, по мнению Международного суда ООН, выраженному в решении по конкретному делу, «Недостаточно одной стороне в спорном деле заявить, что спор её с другой стороной существует. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора, так же как и простого отрицания недостаточно для доказательства того, что такого спора не существует».

Признание государством существования территориального спора по поводу некоторой территории одновременно представляет собой признание того, что юридическая принадлежность данной территории точно или окончательно не установлена

Режим государственной границы

Режим государственной границы включает правила: содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц и товаров; ведения на границе хозяйственной и иной деятельности; разрешения пограничных инцидентов. По общему правилу, граждане сопредельных стран могут въезжать, выезжать и временно пребывать в течение установленного времени на территории другого государства по действительным документам, выдаваемым компетентными органами. Соответствующие документы определяются специальным соглашением о взаимных поездках граждан. Пропуск через границу персонала, обслуживающего железнодорожный транспорт, и его пребывание в пределах пограничных железнодорожных станций или полосы отвода на перегоне между пограничными станциями, осуществляется на основе двусторонних договоров. Пересечение границы гражданами или транспортными средствами осуществляется только в установленных пунктах пропуска. Лица, выехавшие в установленном пункте пропуска через границу с территории одной страны, но не имеющие действительных документов, дающих права въезда на территорию другого государства, подлежат возвращению.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о режиме российско-китайской государственной границы (1994 г.).

Национальное право дополняет правила международных договоров о режиме границы. Так, в соответствии с законодательством РФ пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими документами определяется время пересечения границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Под пунктом пропуска через

Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных полетов, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Судам при следовании от границы до пунктов пропуска и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами РФ, нормативными актами РФ):

  • а) заход в порты (на рейды) России, не открытые Правительством РФ для захода иностранных судов;
  • б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;
  • в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря РФ и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;
  • г) другие действия, запрещенные законодательством и международными договорами РФ.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов без захода в порты (на рейды) РФ обязаны выполнять следующие требования пограничных органов и пограничных войск: показать свой флаг, если он не был поднят; изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения; сообщить о целях захода на территорию РФ; другие требования, предусмотренные законами и иными нормативными актами РФ.

Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водоемах с пересечением Государственной границы без захода в порты (па рейды) РФ и сопредельных государств регулируется международными договорами.

Воздушные суда пересекают границу по специально выделенным воздушным коридорам с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение границы вне выделенных воздушных коридоров, допускается только по разрешению Правительства РФ.

В интересах обеспечения безопасности России решением Правительства РФ пересечение границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.

Раздел III. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы
Режим Государственной границы включает правила:
содержания Государственной границы;
пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Статья 8. Содержание Государственной границы
Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы.
Документы совместных проверок прохождения Государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.
Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами
Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пограничным органам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих органов и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы.
Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водоемах с пересечением Государственной границы без захода в порты (на рейды) Российской Федерации и сопредельных государств регулируется договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов без захода в порты (на рейды) Российской Федерации обязаны выполнять следующие требования пограничных органов:
показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят;
изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения;
сообщить о целях захода на территорию Российской Федерации;
другие требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судам, указанным в части шестой настоящей статьи, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):
а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для захода иностранных судов;
б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;
в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;
г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в части двенадцатой настоящей статьи, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации.
Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации запрещаются (кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом):
а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов;
б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Федерального агентства воздушного транспорта или Министерства обороны Российской Федерации, согласованным с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;
г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства Российской Федерации пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают Государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации.
Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
несчастного случая;
аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
доставки спасенных людей;
оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
Капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного (озерного) порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Российские рыбопромысловые суда, осуществляющие промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без выгрузки (погрузки) уловов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем, охлажденном или замороженном виде для переработки или реализации на территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов. Указанным российским рыбопромысловым судам запрещаются выход в открытое море, заход в исключительную экономическую зону, в территориальное море, во внутренние морские воды иностранного государства, в иностранные порты и осуществление без соответствующего на то разрешения пограничных органов высадки (посадки) людей, выгрузки (погрузки) любых грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные органы.
Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля в отношении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи российских рыбопромысловых судов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных
Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.
Статья 11. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.
Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации и сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации) и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пропуск через Государственную границу российских воздушных судов, выполняющих специальные международные полеты из аэропортов, с аэродромов, не открытых для международных полетов, а также иностранных и российских воздушных судов, осуществляющих вынужденные посадки в неустановленных местах, производят органы федеральной службы безопасности Российской Федерации совместно с администрацией аэропортов, аэродромов или командованием авиационных частей Вооруженных Сил Российской Федерации с последующим уведомлением заинтересованных органов Российской Федерации.
Пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Строительство и оборудование указанных объектов является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна:
наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;
создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами.
Указанная в части первой настоящей статьи деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы
Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации или Министерства иностранных дел Российской Федерации определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и ее режиме, иными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, решениями Правительства Российской Федерации.
Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда в отношении указанных в части третьей настоящей статьи нарушителей Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, пограничные органы в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством.
Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Пограничные представители Российской Федерации
Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы руководителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
Пограничные представители в своей деятельности руководствуются настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, Положением о пограничных представителях Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих (за исключением объектов или военнослужащих пограничных органов, когда не затрагиваются интересы предотвращения опасной военной деятельности), осуществляется представителями Министерства обороны Российской Федерации, при необходимости — с участием пограничных представителей Российской Федерации.
Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или представителями Министерства обороны Российской Федерации, разрешаются по дипломатическим каналам.

Смотреть что такое «Режим государственной границы» в других словарях:

  • Режим государственной границы — правила содержания государственной границы, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещения и пропуска через государственную границу грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее … Официальная терминология

  • Режим государственной границы — (англ (англ. frontier regime, boundary regime) в РФ установленные нормативными правовыми актами правила пересечения государственной границы РФ лицами и транспортными средствами, следования от гос ной границы РФ до пунктов пропуска через нее и в… … Энциклопедия права

  • Режим государственной границы — (англ (англ. frontier regime, boundary regime) в РФ установленные нормативными правовыми актами правила пересечения государственной границы РФ лицами и транспортными средствами, следования от гос ной границы РФ до пунктов пропуска через нее и в… … Большой юридический словарь

  • РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — установленные федеральными законами и международными договорами РФ правила содержания государственной границы, ее пересечений, перемещения и пропуска через границу грузов, товаров, транспортных средств и животных, а также ведения на границе… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • правовой режим государственной границы — valstybės sienos teisinis režimas statusas Aprobuotas sritis valstybės sienos kontrolė ir apsauga apibrėžtis Teisės aktų nustatyta valstybės sienos nustatymo, žymėjimo ir perėjimo tvarka, valstybės sienos priežiūra. atitikmenys: angl. legal… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

  • Границы государственные — линии, определяющие пределы государственной территории. Сухопутные и водные Г.г. устанавливаются по соглашению между соответствующими государствами. Процедура установления границ имеет 2 стадии: договорное определение направления и… … Большая советская энциклопедия

  • Режим антитеррористической операции на Украине: основные положения — Согласно закону Украины О борьбе с терроризмом от 20 марта 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) антитеррористическая операция определяется как комплекс скоординированных специальных мер, направленных на предупреждение,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Режим пограничной зоны — система установленных в пограничной зоне правил, регулирующих порядок въезда, проживания и передвижения в ней граждан; порядок производства полевых, лесных и других работ; порядок содержания плавучих средств, рыбной ловли и водопользования на… … Контрразведывательный словарь

  • пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда… … Большой юридический словарь

  • ЗАКОН РФ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РФ (Закон РФ №4730-1) — Закон РФ от 1 апреля 1993 г.№4730 1 «О Государственной границе РФ» (с изм. от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г.). Закон содержит определение Государственной границы РФ, правила… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *