Агентство Юридической помощи

Проезд для пожарной машины

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых «строительные нормы и правила». Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий». При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны — при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м — не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м — не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения — при ширине их до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14 комментируемой статьи требования к сквозным проходам через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях ранее содержались в СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания». Согласно п. 1.10 названных норм сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

15. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи при использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось. Ранее подобное требование содержалось лишь в московских городских строительных нормах (МГСН), а также в нормативных документах рекомендательного характера.

16. В ч. 16 комментируемой статьи включено положение п. 4 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка», устанавливающее, что к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

17. Часть 17 комментируемой статьи изменяет требование, которое содержится в п. 4.2.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»*(82), прин. постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94*(83), и согласно которому планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. к домам, расположенным на приквартирных участках.

18. В ч. 18 комментируемой статьи вошли следующие требования п. 5.7 и 5.8 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»:

на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м (п. 5.7);

на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м (п. 5.8).

Все правила, требования и нормы относительно пожарных проездов регламентирует ФЗ №123, поскольку предотвращение пожаров на промышленных объектах и в инфраструктуре населенных пунктов является одной из главных задач. Важными средствами тушения возгораний являются пожарные машины, для которых необходимо обеспечить беспрепятственный и оперативный проезд на территории и рабочую площадку для дислокации у зданий. Эти участки автомагистралей не должны быть загроможденными, на них запрещается парковаться другим транспортным средствам.

Нормы современного пожарного проезда

ФЗ №123 был отредактирован в 2017 году, после этого для транспортных маршрутов автотранспорта пожарников предусмотрены следующие критерии:

  • ширина проезда для пожарных машин должна быть не менее 350 сантиметров при высоте объекта до 12 м., 420 сантиметров – для сооружений до 45 м., 600 сантиметров – для более высоких зданий;
  • дистанция от края въезда машин МЧС до здания высотой в среднем 5 этажей должна быть не больше 25 м., девятиэтажных домов – 8 м., более этой высоты – 10 м;
  • если ширина объекта не превышает 18 метров можно сформировать односторонний проезд к фасаду, если превышает – 2-стороний;
  • при ширине сооружения более 100 погонных метров или площади, превышающей 10 тысяч м2 необходимо строить дороги со всех сторон;
  • если специализированные выезды совпадают с основным подъездом, в их ширину разрешается включать пешеходный тротуар;
  • искусственное покрытие подъездных путей должно быть рассчитано на значительные статические и динамические нагрузки, оказываемые специализированной техникой;
  • для проезда противопожарной спецтехники сооружаются арки, их высота должна быть не меньше 450 сантиметров, а ширина – не менее 350 сантиметров, в районах старой застройки эти проезды должны находиться друг от друга на расстоянии не более 300 метров, в новостройках – 180 метров;
  • к природным и искусственным водоемам, находящимся в непосредственной близости к инфраструктуре населенных пунктов должен быть сооружен проезд, согласно противопожарным требованиям;
  • на территориях товариществ садоводов (СНТ), дачных кооперативов, коттеджных поселков, в сельской местности необходимо организовать подъездные пути к каждому из участков и сооружениям общественного использования, согласно требованиям ширина проезжей части должна быть не менее семи метров, а подъездных путей – не менее 350 сантиметров, чтобы пожарная машина прошла по ширине.

На заметку! В тупиковых дворах необходимо предусмотреть возможность для маневрирования спецтехники создание площадки, размерами 15х15 метров. При необходимости рядом с подъездными маршрутами устраиваются гидранты с возможность подключения к спецтехнике.

Знак противопожарной безопасности

Регламент строительства

Уже на этапе разработки проекта строительства должны решаться вопросы противопожарной безопасности. Целью расчетов должна быть возможность предотвращения пожаров на ранней стадии. В плане строительства должны быть спроектированы пожарные проезды по всем нормам ширины и расстояния. Так, чтобы автомобили МЧС могли остановиться непосредственно у очага возгорания для незамедлительного устранения пламени. Кроме Федерального Закона №123 необходимо руководствоваться СП-42.13330-2011 и СП-4.13130-2013.

Расчет ширины

На удобство прибытия противопожарной спецтехники в первую очередь влияет ширина пожарного проезда. Этот параметр рассчитывается в зависимости от количества этажей объекта, поскольку, чем выше здание, тем больше единиц специальной техники необходимо для тушения пожара. Поэтому, чем выше сооружение, тем шире должна быть дорога. Если в подъезды включаются пешеходные тротуары, но они должны обустраиваться искусственным покрытием, выдерживающим массу автотранспорта из расчета 16 тон на ось.

Важно! На расстоянии от поверхности земли 4,25 метра не должно быть препятствий для свободного движения, так чтобы пожарная машина свободно прошла по высоте. То есть ветки деревьев и воздушные электрические линии должны располагаться выше и в стороне.

Дороги для автомобилей МЧС в общем плане противопожарной безопасности предприятия

Разновидности оформления

Площадки для спецтехники технических аварийных служб и проезды для пожарной машины во всю ширину должны быть покрыты разметкой, а бордюрные пути – светоотражающей краской красного цвета. Уклон дороги – не более 6 градусов. При необходимости поворотов на пути, их обустраивают под углом не более 12 градусов. Платформа для разворотов обрабатывается антисептическим средством полностью, и обустраивается сливными отверстиями для стока излишков воды. Если на обустраиваемой территории имеются закругления, они отмечаются криволинейными бортовыми камнями.

Следует понимать. На конкретной территории толщина искусственного покрытия рассчитывается индивидуально, исходя из качества материалов, результатов гидрогеологических исследований, особенностей эксплуатации и потенциальных нагрузок.

Для социальных объектов – образовательных заведений и учреждений здравоохранения необходимо обустраивать пожарный проезд вне зависимости от общих требований и норм по габаритам сооружения – с двух сторон.

Пожарный водоем в СНТ с подъездом для автотранспорта пожарников

Исключения из предписанных нормативов

В районах городов, где располагается историческая застройка, необходимо максимальное сохранение существующих объектов. Поэтому для таких кварталов предусмотрены исключения:

  • при огнестойкости соседних домов на уровне 1 и 2 степени и при отсутствии в них окон можно сокращать расстояния до 20%;
  • при огнестойкости соседних домов от 3 до 5 степени расстояние следует увеличивать на ¼;
  • если соседние дома выстроены из легковоспламеняющихся материалов и имеют не более 2 этажей, расстояние увеличивается на 1/5;
  • если сейсмическая активность местности достигает 9 баллов, величины следует увеличивать на 1/4;
  • нормативы не предусматривают дистанции между хозяйственными строениями, но им априори присвоена степень огнеопасности по ГОСТ 30247.

Совет! Важно не только обустроить территорию, согласно нормативам и требованиям, но и в процессе эксплуатации следить за состоянием зон: регулярно красить, освобождать от частных транспортных средств и т.д.

Организация движения автотранспорта на строительной площадке

Дополнительные условия

Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций. На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей. Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:

  • для бесперебойной и продолжительной подачи воды нужен стационарный гидрант на месте происшествия;
  • подготовленная площадка с надежным покрытием, способная выдержать значительные нагрузки;
  • возможность быстро и беспрепятственно подъехать к очагу возгорания и маневрировать на месте, например, для ротации техники, в зависимости от сложившейся ситуации.

Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон. Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.

Здравствуйте, уважаемые обитатели Лиги Юристов. Приключилась со мной пренеприятнейшая ситуация. Прошу у вас совета годного али слово доброго.

Мои родители пару лет назад купили участок в деревне и построили там дом. Первый год занимались отделкой и всякими облагораживаниями участка, а на второй год по весне заселились туда, чтоб жить не тужить и добра наживать. Участок находится на второй линии и подъезд к нему осуществляется от главной (центральной) автодороге. От дороги до въезда на участок подъездной путь занимает 150 – 200 метров. Он выполнен из грунта, травы, тракторной колеи и остатков древних цивилизаций. Летом на авто с обычным клиренсом, под углом в 20 градусов проехать можно. Но когда началась поздняя осень, а за ней и зима подоспела, проезд до участка стал выглядеть как раллийная трасса для специально подготовленных автомобилей. Благо соседи с первый линии разрешили парковать авто у них т.к. на обычной, гражданской машине проехать и не застрять в грязи или сугробе достаточно проблематично. В следствии, образовалось затруднение проезда для автомобилей спец. служб, скорая и пожарная, в частности (а дом то деревянный).

С этой вестью я обратился в местную администрацию. Целый день звонков в поисках ответственных лиц, которые не отвечают по телефону и ни за что, в принципе. Попытка аудиенции у местного феодала и его заместителей тоже не увенчалась успехом, дальше приемный я никуда не прошел. И был послан на хрен и по совместительству в районною цитадель. В администрации района история повторилась, никто не хотел сотрудничать, даже слушать особо не хотели, типа пишите бумажку, а мы вам отписку на нее напишем и тд. В итоге, я решил обратиться к “оплоту справедливости”, порталу Добродел. Создал заявку, описал проблему, прикрепил фото и стал ждать ответа. «Уж, там разберутся!» — думал я. В ответ я получил следующее: что указанная в обращение дорога является бесхозной, официально не существует и считается подъездным путем к КФК «Звездочка» (за участком поле находится) – и вот весь ответ. Возможно, я был слишком наивен и ждал в официальном ответе ссылки на акты нормативные иль еще чего, но что есть, то есть.

После гугления аналогичных проблем, возникло больше вопросов, чем ответов. Возможно, они покажутся вам глупыми в силу моей некомпетентности.

— как я прочитал в интернетах в соответствии со ст. 27 ФЗ 221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проезд от участков общего пользования. Дому присвоен адрес, а земля в кадастре зарегана., по идее, участок без подъездных путей на поставили бы на учет в кадастре?

— как дорога может считаться безхозной или они просто употребили этот термин? Ведь земля даже без дороги должна быть муниципальной или частной, например.

— считается ли подъездной путь к участку дорогой? Или вообще, чем он по закону считается?

— обязана ли администрация сделать мне хоть какую-нибудь ровную дорогу, не говорю уж про асфальтированную за счет государства? Ведь если мы с соседями скинемся и сами что-то придумаем, это самострой будет, а дороги – это сложные инженерные конструкции и тд. Оштрафуют еще 

Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации! За ссылки на законы и кодексы буду очень признателен. Всем посылаю лучи добра и хорошего настроения!

Место, пространство для прохода, проезда, 6 букв, 1 буква «Д», сканворд

  • «лежит брус во всю Русь, а станет — до неба достанет» (загадка)
  • «неживая — а идет, неподвижна — а ведет» (загадка)
  • «скатертью …»
  • «славен обед едоками, а … — ездоками» (посл.)
  • «Туда ему и …»
  • «шагаешь — впереди лежит, оглянешься — домой бежит» (загадка)
  • Автотрасса, проезжая часть
  • городское полотно для «зебр»
  • грунтовка, автострада
  • для русского это то место, где он собирается проехать
  • дороги, пути, пояс, млечный путь
  • Её осилит идущий
  • Если бы встала, то до неба достала
  • если она — российская, то у нее «семь загибов на версту»
  • Железная или просёлочная
  • зимник
  • Зимник или стезя
  • Каждая из тех, что ведёт в Рим
  • картина французского художника Ж. Сера «Пустая …»
  • картина французского художника Поля Гогена «Крутая … в Осни»
  • Место для проезда
  • Место, пространство для прохода, проезда
  • молодым она у нас везде
  • Одна из бед России
  • одна из всех, ведущих в Рим
  • одна из двух бед в России
  • Пара к дураку в российских бедах
  • Петляет зигзагами
  • повесть российского писателя И. А. Ефремова «… ветров»
  • повесть русского писателя П. И. Замойского «Столбовая …»
  • полоса земли, предназначенная для передвижения
  • Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения
  • понадежнее было бы рук твоих кольцо, покороче … наверно, мне легла
  • Понадежнее было бы рук твоих кольцо, покороче… наверно, мне легла
  • поэма русского поэта В. А. Луговского «… в горы»
  • пребывание в пути
  • Просёлочная …
  • простонародное млечный путь, дороги. Иерусалимские слезки, вино, водка. дворянин, жид, еврей
  • Путеводительница для странника
  • Путешествие, пребывание в пути
  • Путь следования
  • Путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры. Автомобильная дорога
  • Путь, полоса земли, предназначенная для передвижения
  • путь, стезя
  • роман американского писателя Эрскина Колдуэлла «Табачная …»
  • роман американской писательницы Даниэлы Стил «… судьбы»
  • роман итальянской писательницы Г. Деледды «… зла»
  • роман российского писателя А. Грина «… никуда»
  • роман русского писателя М. Пришвина «Осударева …»
  • российская беда, в которую зовет отпуск
  • сборник русского поэта С. И. Кирсанова «… по радуге»
  • сборник стихов русского поэта Я. В. Смелякова
  • Серая лента в свете фар
  • Синоним путь
  • Скатертью …
  • Скатертью …!
  • Стезя
  • тамб. батыева, моисеев или млечный путь
  • тамб. тул. моисеева дорога, млечный путь
  • тракт
  • тракт, шоссе
  • Трасса
  • тянется нитка — на клубок не смотать (загадка)
  • фантасмагория русской поэтессы XIX века К. Павловой
  • Фильм «Долгая … в дюнах»
  • фильм Александра Сурина «… домой»
  • фильм Алексея Федорченко «Железная …»
  • фильм Сэма Мендеса «… перемен»
  • фильм Яна Фрида «… правды»

Пожарный проезд: нормы и требования

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

Знак “Пожарный проезд”

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

Знак Пожарный проезд установленный в дворе дома

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008. Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

Пожарный проезд (агитация)

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это СП 4.13130.2013, в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

  • О районе
    • Структура
    • Руководство
    • Положение об управе
    • Краткая характеристика района
    • Символика района
    • Контакты
      • Контактная информация
        • Контакты управы района
        • Справочная служба Правительства Москвы
    • ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА
    • Карта района
    • Карта района с делением на кварталы
  • Направления деятельности
    • ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И УСЛУГИ
      • ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ НА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
      • Адресный перечень размещения нестационарных торговых объектов
      • О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей
      • «Бытовое обслуживание населения»
      • Перечень предприятий осуществляющих льготное обслуживание
      • Информирование
        • Новости
        • Статьи
        • Объявления
        • Обязательная цифровая маркировка товаров с 2019 года
    • СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ
      • ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ ШЛАГБАУМОВ С ПОСТАМИ ОХРАНЫ В ЦЕЛЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА НА ВНУТРИДОМОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ
      • РЕКОНСТРУКЦИЯ РАЙОНА
      • Обучающие семинары
      • Оформление соглашений о выплате денежной компенсации за сносимые гаражи с владельцами гаражей на следующих автостоянках
      • Информация о проведении публичных слушаний
      • Программа реновации жилья
    • Социальная сфера
      • Квартальные планы
      • План проведения Новогодних и Рождественских мероприятий
      • Нормативные правовые акты Департамента культуры города Москвы
      • О порядке предоставления оказания адресной социальной помощи жителям
      • Обращаем Ваше внимание, что в 2017 году изменен порядок предоставления бесплатных путевок для отдыха и оздоровления детей льготных категорий.
      • Социальная помощь бездомным гражданам
    • Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство
      • Согласование адресных перечней ( объектов подлежащих капитальному ремонту, благоустройству дворовых территорий, ремонту спортивных площадок) на территории Академического района
      • Пункты приема вторичного сырья в Академическом районе
      • ГБУ «Жилищник»
      • первый этап реализации мероприятий по обеспечению раздельного сбора (накопления) твердых коммунальных отходов в городе Москве с 1 января 2020 г.
    • Спорт и досуговая работа
      • Расписание занятий ГБУ ЦСД «Орион»
      • Правила поведения на катке и телефоны экстренных служб
      • План культурно-досуговых и физкультурно — массовых спортивных мероприятий ГБУ ЦСД «Орион»
      • ГБУ «Орион»
      • Новости ГБУ ЦСД «Орион»
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Отчеты главы управы
    • Планы работы управы
  • Документы
    • Нормативно-правовые акты г. Москвы
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Медиа
    • СМИ
      • ГАЗЕТА «Твоя Газета», 2012 год
      • ГАЗЕТА «Твоя Газета», 2013 год
      • ГАЗЕТА «Твоя Газета», 2014 год
      • Окружная газета «За Калужской заставой»
      • Сайт районной газеты «ТвояГазета»
  • Муниципальный округ Академический
    • Депутаты муниципального собрания
    • Сайт муниципального округа Академический
    • Новости муниципального округа Академический
  • Закон и порядок
    • ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
      • Прокурор разъясняет. 2019 г.
      • Прокурор разъясняет 2020 г.
      • Порядок обжалования действий и решений следователя
      • Ответственность за уклонение от уплаты алиментов
      • «Восстановление на работе»
      • Выселение
      • «Новый порядок кассационного обжалования судебных решений вступивших в законную силу по уголовным делам»
      • Особенности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью источником повышенной опасности.
      • Участие органов опеки и попечительства в спорах, связанных с воспитанием детей
      • Понятие экстремизма. Административная и уголовная ответственность.
      • Утвержден порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
      • Противодействие коррупции.
      • О понятии нормативного правового акта и его существенных признаках
      • Разъяснения собственникам жилых помещений требований закона о порядке и способах заключения договоров обслуживания на внутриквартирное газовое оборудование
      • Московская таможня привлечена к ответственности за нарушение трудового законодательства
      • Прокурор разъясняет: порядок выплаты зарплаты
      • По общему правилу просьба работника о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы
      • Как погасить долги за жилищно-коммунальные услуги в рассрочку
      • Информационное письмо
      • Порядок и сроки оплаты налогов для граждан Российской Федерации
      • «Служебный подлог»
      • Информирование
        • Новости
        • Статьи
        • Объявления
    • МВД
      • Контактная информация
    • Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета
    • Действия при ЧС
    • Телефоны экстренных служб
    • ОПОП района
      • ОПОП района
    • МОГО
    • Правила безопасности
    • Правила содержания и выгула собак в городе Москве
    • Московская городская военная прокуратура
    • Безопасность москвичей
    • УВД
    • ФНС
    • ОФИЦИАЛЬНО
    • Военкомат информирует
  • Выборы
    • Выборы мэра москвы
      • Участковые избирательные комиссии Академического района
      • Территориальная избирательная комиссия Академического района
    • Выборы депутатов Московской городской Думы 6 созыва
      • Карта размещения УИК
      • Территориальная избирательная комиссия Академического района
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва
      • Карта размещение УИК
      • Территориальная избирательная комиссия Академического района
    • ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018
      • Территориальная избирательная комиссия Академического района
      • Голосование по месту нахождения. Инструкция по применению
      • Карта размещения участковых избирательных комиссий
    • Выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва 8 сентября 2019г.
  • Торги
    • Официальный сайт Российской федерации для размещения информации о проведении торгов
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методический материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Формы документов
      • Специальное программное обеспечение «Справки БК» (версия 2.4) и информационные материалы по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Сведения о доходах
      • Сведения о результатах деятельности ГБУ «Жилищник района Академический» по исполнению государственного задания
      • Сведения о результатах деятельности ГБУ ЦСД «Орион» по исполнению государственного задания
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Приказ об утверждении положения о Комиссии
      • Приказы управы Академического района об изменении состава Комиссии
      • Протоколы заседаний Комиссии
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Конкурсы и тендеры
  • Электронная приемная
  • Публичные слушания
  • Активный гражданин
  • «Центр государственных услуг «Мои документы»
  • Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов
  • Общественные советники
    • Общественный советник в твоем доме
    • Институт общественных советников
    • Как стать общественным советником
    • Работа с общественными советниками
      • 2019
      • 2020
  • ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ
    • ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ НА УЛИЦЕ
      • ПАРКОВКИ В РАЙОНЕ
      • СПОСОБЫ ОПЛАТЫ
      • ЛЬГОТЫ
      • УСТАНОВКА ШЛАГБАУМА
      • ДОКУМЕНТЫ
      • Часто задаваемые вопросы
      • НОВОСТИ
      • Обратная связь
    • ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ СО ШЛАГБАУМОМ
      • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПАРКОВКАМИ
      • ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ПАРКОВКИ
    • ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ПАРКОВКИ
      • ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ПАРКОВКИ
      • Как пользоваться парковками
      • ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ПАРКОВОК
  • Благоустройство на средства от платных парковок
    • 2016
    • 2017
    • 2018
  • Статьи
  • Объявления
  • Встречи главы с жителями
    • Видео встреч 2015-2016 годов
    • Видео встреч 2017 год
    • ВИДЕО ВСТРЕЧ 2018 ГОД
    • Видео встреч 2019 год
    • Видео встреч 2020 год
  • ПРОГРАММА РЕНОВАЦИИ ПЯТИЭТАЖНОГО ЖИЛОГО ФОНДА
  • Противодействие терроризму
    • НАГЛЯДНЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРАВИЛА О-МПОВЕДЕНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА»
    • ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ТОЛПЕ
    • УРОВНИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
    • КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
    • КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ВЗРЫВА БОМБЫ
    • Порядок действий должностных лиц
    • Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета
    • интернет-портал Национального антитеррористического комитета
    • Антитеррористическая комиссия города Москвы
    • Окружная комиссия
    • Нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму
    • Контакты
  • РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГАРАЖНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • СХЕМА ПРИОБРЕТЕНИЯ
    • КАК БУДЕТ РАССЧИТЫВАТЬСЯ НАЛОГ НА МАШИНО-МЕСТО?
    • Машино-места от государственного застройщика
    • Адресный перечень объектов гаражного назначения в ЮЗАО
  • МЧС
    • Структура, Общая информация, Справочная информация
    • Анонсы мероприятий
    • Новости
    • Пожарная безопасность
    • Гражданская оборона
    • Безопасность на воде
  • Мой район. Академический
    • Благоустройство 2019
    • Видео

Наша продукция

  • Журналы
    • Канцелярские товары для журналов
    • Книги учета и амбарные книги
    • Комплекты журналов
    • Журналы, которые должны быть во всех организациях, независимо от вида деятельности
    • Журналы по ГО, ЧС и антитеррористической защищенности
    • Журналы по безопасности дорожного движения (БДД)
    • Журналы, необходимые в зависимости от вида деятельности и работ
    • Журналы, применяемые в кадровом и общем делопроизводстве
    • Бухгалтерские журналы
    • Журналы по электробезопасности
    • Журналы, применяемые в процессе обслуживания, ремонта и эксплуатации тепловых энергоустановок
    • Журналы для строительных организаций
    • Журналы для ЖД транспорта
    • Журналы для организаций общественного питания
    • Журналы для СЭС
    • Медицинские журналы
      • Журналы для лабораторий
      • Журналы для АХО лечебно профилактические учреждения
      • Журналы для регистратуры лечебно профилактических учреждений
      • Журналы для род. домов
      • Прочие медицинские журналы
    • Журналы для предприятий оптовой и розничной торговли
      • Складские журналы
    • Журналы для промышленных предприятий
    • Журналы для предприятий газовой отрасли
    • Журналы для АЗС и АЗГС
    • Журналы для предприятий сельскохозяйственной отрасли
    • Журналы по экологии
      • Журналы учета отходов и загрязнений
    • Журналы для образовательных учреждений
    • Журналы для организаций, занимающихся охранной деятельностью
    • Журналы для таможенной службы
    • Журналы для вооруженных сил
    • Журналы для детских садов
    • Журналы по виноделию
  • Удостоверения
  • Знаки безопасности
    • Знак на ножке
    • Вспомогательные знаки
      • Прочие вспомогательные знаки
      • Знаки «Ответственный за ____»
      • Знаки «Курение»
      • Знаки «Парковка»
      • Знаки «Осторожно/ Опасно»
      • Знаки «Вход/выход/выезд/въезд/проезд/проход»
      • Знаки «Пожарная безопасность»
      • Указательные знаки
      • Эвакуационные знаки
    • Знаки для общественных мест
      • Прочие знаки для общественных мест
      • Знаки «Съёмка/ Аудиозапись/ Видеонаблюдение»
      • Запрещающие знаки для общественных мест
      • Wi-Fi
      • Таблички «Открыто/ Закрыто»
      • Туалет (WC)
    • Знаки для автотранспорта
    • Знаки для строительных организаций
      • Знаки по строительству
      • Таблички на двери для помещений
    • Комбинированные знаки
    • Знаки по электробезопасности
    • Категории пожароопасности
      • Синий квадратный
      • Красный квадратный
      • Белый круглый
      • Белый квадратный
      • Белый прямоугольный
      • Красный прямоугольный
      • Желтый треугольный
    • Знаки для газопроводов СТО Газпром
    • Безопасность на воде
      • Прочие знаки безопасности на воде
      • Запрещающие знаки
      • Предупреждающие знаки
      • Указательные знаки
    • Водоохранные знаки
    • Знаки навигационные внутренних судоходных путей — ГОСТ 26600-98
    • Знаки для буровиков
    • Знаки по непроизводственному травматизму на жд транспорте
    • Запрещающие знаки
    • Предупреждающие знаки
    • Предписывающие знаки
    • Знаки пожарной безопасности
    • Эвакуационные знаки
    • Знаки медицинского и санитарного назначения
    • Указательные знаки
    • Фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности
    • Фотолюминесцентные эвакуационные знаки
    • Фотолюминесцентные знаки медицинского и санитарного назначения
  • Плакаты
    • Держатели для плакатов
    • Охрана труда
    • Пожарная безопасность
    • Безопасность в строительстве
    • Безопасность на автотранспорте
    • Электробезопасность
    • Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
    • Безопасность на воде
    • Нефть и нефтепродукты
    • Агитационные
    • Общественное питание
    • Сварочное производство
  • Стенды
    • Охрана труда
    • Первая помощь
    • Пожарная безопасность
    • Газовое хозяйство
    • Сосуды работающие под давление
    • Строительство
    • Электробезопасность
    • Машины, механизмы, инструмент
    • Сварочные работы
    • Общественное питание и пищевое производство
    • Безопасность на воде и в аквапарке
    • Транспорт
    • Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
    • Антитеррористическая безопасность
    • Для детей
    • Экология
  • Уголки потребителя
  • Тактильные пиктограммы и оборудование
    • Тактильные мнемосхемы
    • Тактильная плитка
    • Тактильные пиктограммы
      • Прочие тактильные пиктограммы
      • Тактильные знаки СП-101-2001
      • Тактильные знаки по ГОСТ Р 52131-2003
      • Тактильные знаки индивидуального проектирования
      • Предупреждающие пиктограммы
    • Беспроводная система вызова помощи
    • Тактильные пиктограммы и таблички шрифтом Брайля
    • Тактильные наклейки
      • Для поручней и дверей
      • Для кнопок лифта, домофона, банкомата
    • Ленты
  • Нормативная литература
    • Литература для уголка потребителя
    • Литература для медицинских учреждений
    • Общие и межотраслевые требования охраны труда
    • Газ, нефть, химия
    • СанПиН, ГН, СП
    • Электроэнергетика и электробезопасность
    • Пожарная безопасность
    • Газовое хозяйство
    • Котлы. Трубопроводы. Сосуды под давлением
    • Строительство. Проектирование. Производство строительных материалов
    • Транспорт
    • Подъемные сооружения
    • Сварка и термообработка
    • Жилищно-коммунальное хозяйство
    • Гражданская оборона и Чрезвычайные ситуации
    • Книги
  • Бланки
    • Бланки по делопроизводству, кадровой работе и бухгалтерскому учету
    • Бланки для транспорта
    • Бланки по охране труда, электробезопасности, промышленной и пожарной безопасности
    • Бланки по виноделию
    • Медицинские бланки
    • Инструкции
  • Пожарное оборудование
    • Огнетушители
    • Кронштейны, крепления и подставки для огнетушителей
    • Комплектующие (запчасти) для огнетушителей
  • Ленты
    • Маркировочная лента
    • Сигнальная лента
    • Оградительная лента
  • Знаки и оборудование для перевозки опасного груза
    • Таблица с кодом ООН
    • Табло класса опасностей
    • Вспомогательные оборудование
    • Знаки безопасности
    • Литература
  • Схемы строповки и складирования грузов
    • Знаковая сигнализация и таблица весов
    • Прочие Схемы строповки и складирования грузов
  • Учебные видеофильмы
  • Кабельные бирки
  • Перекидные устройства, карманы и рамки
    • Перекидные системы настенные
    • Перекидные системы настольные
    • Рамки с клик-профилем (настенные)
    • Карманы
  • АКЦИИ и СКИДКИ

Знаки пожарной безопасности: виды и правила размещения

Использование знаков пожарной безопасности обязательно для всех организаций. Не послушаетесь — не пройдете проверку МЧС и придется платить штраф.

Основные документы: НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» от 24.07.1997 и ГОСТ Р 12.4.026-2015 от 01.03.2017.

Как разместить знаки пожарной безопасности?

Следуйте этим правилам при выборе места для знака:

  • Видимость. Фона, посторонние предметы или яркостный контраст при освещении не должны мешать восприятию знака.
  • Поле зрения. Знак должен быть в поле зрения при естественных условиях видимости.
  • Расстояние. Между одноименными эвакуационными знаками или указывающими на расположение пожарно-технической продукции должно быть менее 60 м.
  • Близость. Размещайте знак близко к объекту, к которому он относится.

Помните, что у производителя знаков пожарной безопасности должна быть соответствующая лицензия!

Виды знаков пожарной безопасности

У любого знака есть два основных цвета: сигнальный (фон) и контрастный (символ). Сигнальный цвет определяет смысловое значение знака, а контрастный усиливает зрительное восприятие.

Знак Размер Вариант исполнения
Диаметр круга: 50, 100, 150, 200, 300, 350, 400 Допускается применять поясняющую надпись черного цвета; при этом
полоса не наносится
Сторона треугольника: 50, 100, 150, 200, 300, 350, 400 Допускается применять поясняющую надпись черного цвета
Диаметр круга: 50, 100, 150, 200, 300, 350, 400 Допускается применять поясняющую надпись белого цвета

Сторона квадрата: 50 х 50, 100 х 100, 150 х 150, 200 х 200, 300 х 300, 350 х 350, 400 х 400

Сторона прямоугольника: 100 х 300, 150 х 300, 200 х 400, 300 х 600

Для знаков, указывающих места нахождения пожарно-технической продукции, фон знака — красный; для целей эвакуации — зеленый

Доступных размеров много, однако на практике используют 150 х 150 мм для квадратных знаков и 150 х 300 мм для прямоугольных.

По форме знаки могут быть плоскими и объемными. К первым относят наклейки и световые табло, ко вторым — знаки, на всех гранях которых есть изображения. Их устанавливают в театрах, кинотеатрах и других зрительных залах.

Основные знаки пожарной безопасности. Источник: МЧС России

Обозначение противопожарного оборудования

Эти знаки используют красный сигнальный цвет и обозначают различную противопожарную технику и ее местонахождение.

Форма квадратная.

Код Знак Название Размещение и рекомендации
F 01-01 Направляющая стрелка Указывает направление движения к месту нахождения средств противопожарной защиты. Используется только вместе с другими знаками пожарной безопасности.
F 01-02 Направляющая стрелка под углом 45° См. F 01-01.
F 02 Пожарный кран В местах нахождения комплекта пожарного крана с пожарным рукавом и стволом.
F 03 Пожарная лестница В местах нахождения пожарной лестницы.
F 04 Огнетушитель В местах размещения огнетушителя.
F 05 Телефон прямой связи с пожарной охраной В местах размещения телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.
F 06 Место размещения нескольких средств противопожарной защиты В местах одновременного нахождения (размещения) нескольких средств противопожарной защиты.
F 07 Пожарный
водоисточник
В местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин.
F 08 Пожарный сухотрубный стояк В местах нахождения пожарного сухотрубного стояка.
F 09 Пожарный гидрант У мест нахождения подземных пожарных гидрантов. На знаке должны быть цифры с расстоянием до гидранта (в метрах).
F 10 Кнопка включения установок пожарной автоматики В местах ручного пуска установок пожарной сигнализации, пожаротушения и систем противодымной защиты. Или в местах подачи сигнала пожарной тревоги.
F 11 Звуковой оповещатель пожарной тревоги В местах нахождения звукового оповещателя или совместно со знаком F 10.

Запрещающие знаки

Их объединяет перечеркнутый красный круг.

Код Знак Назначение Размещение и рекомендации
P 01 Запрещается курить Если курение может стать причиной пожара.
P 02 Запрещается пользоваться открытым огнем Если открытый огонь или курение могут стать причиной пожара
P 04 Запрещается тушить водой Если тушение водой не допускается
P 12 Запрещается загромождать проходы или складировать Используется на путях эвакуации, у эвакуационных выходов и для обеспечения свободного доступа к пожарно-технической продукции

Предупреждающие знаки

Сигнальный цвет — желтый, он означает «Внимание! Будь осторожен!». Их задача состоит в предупреждении возможного пожара.

Форма треугольная.

Код Знак Название Размещение и рекомендации
W 01 Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества Указывает на наличие легковоспламеняющихся веществ.
W 02 Взрывоопасно Указывает на наличие взрывоопасной среды или взрывчатых веществ.
W 11 Пожароопасно. Окислитель Указывает на наличие окислителя

Информационные знаки

Они предписывают выполнение тех или иных действий. Отличаются синим цветом и белым контрастирующим символом.

Форма круглая.

Код Знак Название Размещение и рекомендации
Место курения Обозначает место для курения

Эвакуационные знаки

Эвакуационные знаки пожарной безопасности отличаются зеленым фоном и белым символом. Они светятся в темноте, чтобы их можно было разглядеть в задымленном помещении.

Форма может быть квадратной или прямоугольной.

Бывают трех видов:

  • объемные самосветящиеся с автономным питанием и от сети переменного тока,
  • плоские с внешней подсветкой от аварийного источника электроснабжения,
  • плоские с фосфоресцирующими белыми элементами.

Так выглядит фосфоресцирующий пигмент, который наносят на изображение

Код Знак Название Размещение и рекомендации
Е 01-01 Выход здесь (левосторонний)

Над дверями или на дверях эвакуационных выходов, открывающихся с левой стороны.

На стенах помещений вместе с направляющей стрелкой для указания направления движения к эвакуационному выходу.

Е 01-02 Выход здесь (правосторонний) См. E 01-01.
Е 02-01 Направляющая стрелка Использовать только вместе с другими эвакуационными знаками для указания направления движения.
Е 02-02 Направляющая стрелка под углом 45° См. E 02-01.
Е 03 Направление к эвакуационному выходу направо На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу.
Е 04 Направление к эвакуационному выходу налево См. E 04.
Е 05 Направление к эвакуационному выходу направо вверх На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу по наклонной плоскости.
Е 06 Направление к эвакуационному выходу налево вверх См. E 05.
Е 07 Направление к эвакуационному выходу направо вниз См. E 05.
Е 08 Направление к эвакуационному выходу налево вниз См. E 05.
Е 09 Указатель двери эвакуационного выхода (правосторонний) Над дверями эвакуационных выходов.
Е 10 Указатель двери эвакуационного выхода (левосторонний) См. E 09.
Е 11 Направление к эвакуационному выходу прямо Над проходами, проемами, в помещениях большой площади. Размещается на верхнем уровне или подвешивается к потолку.
Е 12 Направление к эвакуационному выходу прямо См. E 12.
Е 13 Направление к эвакуационному выходу по лестнице вниз На лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу.
Е 14 Направление к эвакуационному выходу по лестнице вниз См. E 13.
Е 15 Направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх См. E 13.
Е 16 Направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх См. E 13.
Е 17 Для доступа вскрыть здесь В местах, где для доступа в помещение или выхода необходимо вскрыть определенную конструкцию
Е 18 Открывать движением от себя На дверях помещений для указания направления открывания дверей.
Е 19 Открывать движением на себя См. E 18.
Е 20 Для открывания сдвинуть На дверях помещений для обозначения действий по открыванию сдвижных дверей.
Е 21 Пункт сбора На дверях, стенах помещений и в других местах для обозначения заранее предусмотренных безопасных пунктов.
Е 22 Указатель выхода Над дверями эвакуационного выхода или в составе комбинированных знаков безопасности для указания направления движения к эвакуационному выходу.
Е 23 Указатель запасного выхода Над дверями запасного выхода.

Положение стрелок и человеческих фигур (Е 01-01 и Е 01-02) на этих знаках должно соответствовать направлению движения к эвакуационному выходу. Они как путеводная нить ведут людей в безопасную зону кратчайшим путем.

Правила размещения знаков пожарной безопасности

Выбор знаков пожарной безопасности

Стоимость знаков пожарной безопасности зависит от материала таблички:

  • на ПВХ пленке (~ 7 ₽),
  • на пластике (~ 68 ₽),
  • на металле (~ 400 ₽).

Сроки изготовления в зависимости от объема будут от 2 до 10 дней.

Нужны знаки пожарной безопасности? Звоните! У нас есть не только лицензия, но и скидки на большие заказы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *