Агентство Юридической помощи

О статусе столицы РФ

§ 17. Москва и Подмосковье



1. Используя карту (см. рис. 7), дайте характеристику географического положения Москвы.

Ответ:

Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке).

Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Ходынка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах.

2. Раскройте статус Москвы как столицы Российской Федерации.

Ответ:

Согласно статье 70 Конституции РФ, столицей Российской Федерации является Москва. В городе находятся высшие законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны (за исключением Конституционного Суда РФ, который с 2008 года располагается в Санкт-Петербурге), дипломатические представительства иностранных государств. Московский Кремль является официальной резиденцией Президента Российской Федерации.

Москва является самостоятельным субъектом федерации в статусе города федерального значения. Она также служит административным центром Московской области, в состав которой не входит, и Центрального федерального округа. Особенности правового положения Москвы как столицы регулируются федеральным законом «О статусе столицы Российской Федерации» и городским Уставом.

3. Выберите верный ответ. Год основания Москвы: а) 1147; б) 1712; в) 1918.

Ответ: а

4. Выберите утверждения, характеризующие Подмосковье:

а) скопление городов науки;

б) высокая степень хозяйственной освоенности территории;

в) преобладание продукции отраслей химической промышленности в структуре промышленного производства;

г) хорошая обеспеченность транспортной сетью;

д) интенсивно развивающееся сельское хозяйство.

Ответ: а, б, г, д

5. Используя карту Москвы и топонимический словарь, создайте топонимический образ столицы (топонимика – наука о географических названиях). Попытайтесь выяснить, что скрывается за названиями улиц, районов Москвы. Эту работу можно выполнять индивидуально или с товарищами.

Ответ:

История московских улиц и домов Москвы, начиная со средних веков, имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.

Правый берег Москва реки, район Замоскворечье, был заселен представителями купечества, которые торговали преимущественно в рядах на Красной площади.

Улицы центра Москвы, до Садового кольца (с улицами Арбат, Остоженка, Малая Дмитровка, Каретный ряд, Поварская, Пречистенка и других), населяли именитые дворяне и чиновный люд.

Мелкие купцы, ремесленники, мещане жили в домах района от Каретного ряда и до главной городской реки.

Многие названия московских улиц связаны с местом компактного проживания различных общин и их историей.

Большую и Малую Ордынку представляли выходцы из Золотой Орды – татары. Выходцы из Украины облюбовали район Хохлов у Маросейки (Малороссейки). Переводчики с татарского, т.н. толмачи, селились по Толмачевскому переулку.

6. Москва – крупнейший город страны. Используя публикации периодической печати, выясните, какие проблемы стоят перед столицей, чем они вызваны и как решаются. Составьте список проблем по их важности: а) для города; б) для жителей.

Ответ:

а) для города:

• Уличные пробки

• Густая концентрация производств, экологические проблемы

• Перенаселенность

б) для жителей:

• Высокие цены

• Рост коммунальных платежей

• Уличные пробки

• Много выходцев из южных республик

• Низкие заработки

• Коррупция

• Много бомжей

7. Титул «культурной столицы» у Москвы оспаривает, и небезуспешно, Санкт-Петербург. Как вы думаете, с чем это связано?

Ответ:

Это связано с тем, что Санкт-Петербург в 1712 – 1918 гг. был столицей нашего государства. Кроме того, в городе располагаются 8464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10 % всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. В Санкт-Петербурге работают: свыше 200 музеев и их филиалов.

8. Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Чувства, выраженные в этих строчках А. С. Пушкиным, разделяют многие россияне. А что для вас Москва? Для ваших родственников, друзей? Какие события вашей жизни связаны с Москвой? Свое мини-исследование оформите в виде рассказа от первого лица, стихотворения, рисунка, альбома (по выбору).

Пример ответа (тезисы):

1. Москва для меня – не просто столица России. Это город моей мечты! Москва – это город возможностей. Я мечтаю переселиться сюда и устроиться на престижную работу.

2. Говорят, в провинции нет таких перспектив, как в Первопрестольной.

3. Мои родственники говорят, что Москва – город перенаселенный.

4. Мои друзья мечтают съездить в Москву посмотреть достопримечательности и концерт любимой группы, которая в провинции бывает редко.

5. А еще Москва – это город, где нет места спокойствию, уравновешенности. Здесь все кипит и движется.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Статья 1. Столица Российской Федерации
  • Статья 2. Понятие статуса столицы Российской Федерации
  • Статья 3. Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации
  • Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан — участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе Москве
  • Статья 5. Содействие органов государственной власти Московской области в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации
  • Статья 6. (утратила силу)
  • Статья 7. Особенности территориального планирования города Москвы — столицы Российской Федерации
  • Статья 7.1. Выявление и учет мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации. Информирование по вопросам осуществления реновации
  • Статья 7.2. Особенности регулирования отдельных градостроительных и земельных отношений в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, строительства, реконструкции объектов регионального значения в городе Москве
  • Статья 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации
  • Статья 7.4. Обеспечение прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации
  • Статья 7.5. Обеспечение прав субъектов малого и среднего предпринимательства при прекращении права аренды находящихся в собственности города Москвы нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации
  • Статья 7.6. Порядок вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации
  • Статья 7.7. Московский фонд реновации жилой застройки, цели его деятельности, задачи и функции
  • Статья 7.8. Управление фондом
  • Статья 8. Здания, строения, сооружения, помещения, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности
  • Статья 9. Особенности предоставления земельных участков, расположенных на территории города Москвы
  • Статья 10. Предоставление в аренду зданий, строений, сооружений и помещений, находящихся в собственности города Москвы, федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации
  • Статья 11. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и иных публичных мероприятий в городе Москве — столице Российской Федерации
  • Статья 12. Особенности принятия и изменения Устава города Москвы — столицы Российской Федерации
  • Статья 13. Особенности территориального деления города Москвы

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I
«О статусе столицы Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

Положения настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ), регулирующие отношения, возникающие в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в субъекте РФ — городе федерального значения Москве, не применяются к отношениям, возникающим в результате признания в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 15.04.1993 Подробная информация

Наименование документ ЗАКОН РФ от 15.04.93 N 4802-1 «О СТАТУСЕ СТОЛИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган вс рф
Номер документа 4802-1
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 15.04.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 1993, N 19, ст. 683
Навигатор Примечания

ЗАКОН РФ от 15.04.93 N 4802-1 «О СТАТУСЕ СТОЛИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

15 апреля 1993 года N 4802-1

Статья 1. Столица Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации — место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Статья 2. Понятие статуса столицы Российской Федерации

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Статья З. Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации

Статус столицы Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливается настоящим Законом.

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти города Москвы могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, установленных настоящим Законом. Органы государственной власти города Москвы по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, установленных настоящим Законом.

Не урегулированные настоящим Законом отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы, возникающие в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, регулируются договорами, заключаемыми между указанными органами.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации

В связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы — столицы Российской Федерации;

участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Статья 5. Содействие органов государственной власти Московской области в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации

Органы государственной власти Московской области содействуют в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации путем участия:

в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы — столицы Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию Московской области;

в строительстве, реконструкции и содержании на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти города Москвы;

в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;

в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Москвы и Московской области;

в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области.

Затраты Московской области, связанные с содействием в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации, компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации, за Счет платежей за предоставляемые областью услуги, вносимых федеральными органами государственной власти Российской Федерации и соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Статья 6. Компенсация затрат города Москвы в связи с осуществлением им функций столицы Российской Федерации

Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти Российской Федерации, представительствами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.

Субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации на осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации выделяются отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации в рублях и в валюте.

Статья 7. Особенности перспективного планирования развития города Москвы — столицы Российской Федерации

Проект генерального плана развития города Москвы, разрабатываемый администрацией города Москвы, согласовывается с Правительством Российской Федерации в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации и вносится на утверждение Совета народных депутатов города Москвы.

Споры, возникающие по вопросам перспективного планирования развития города Москвы, разрешаются согласительными комиссиями, создаваемыми заинтересованными органами государственной власти на паритетной основе.

Статья 8. Собственность на здания, строения, сооружения, помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации, и на земельные участки, на которых расположены эти здания, строения и сооружения

Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения, находятся в федеральной собственности Российской Федерации.

Статья 9. Особенности предоставления федеральным органам государственной власти Российской Федерации земельных участков, находящихся в собственности города Москвы

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством Российской Федерации. Указанные земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти Российской Федерации в федеральную собственность Российской Федерации или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

Статья 10. Предоставление в аренду зданий, строений, сооружений и помещений, находящихся в собственности города Москвы, федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации

Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В решении вопросов о предоставлении в аренду указанных зданий, строений, сооружений и помещений интересы дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти города Москвы представляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Особенности проведения митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и манифестаций в городе Москве — столице Российской Федерации

Проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и манифестаций в городе Москве — столице Российской Федерации не допускается на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Границы указанных территорий устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации по согласованию с этими органами и органами государственной власти города Москвы.

Статья 12. Особенности принятия и изменения Устава города Москвы — столицы Российской Федерации

Устав города Москвы — столицы Российской Федерации принимается Советом народных депутатов города Москвы. Проект устава в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации согласовывается с Верховным Советом Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Порядок этого согласования устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. В том же порядке в Устав вносятся изменения и дополнения.

Установление и изменение структуры администрации города Москвы и компетенции ее структурных подразделений производятся Советом народных депутатов города Москвы по представлению администрации города Москвы.

Статья 13. Особенности территориального деления города Москвы

Территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления.

Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *