Агентство Юридической помощи

Незаконная агитация на выборах

Статья 5.10 КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

Текст статьи 5.10 КоАП РФ в новой редакции.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения — отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект — установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.

Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 — 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.

В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 — 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду — зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:

— органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

— воинские части, военные учреждения и организации;

— благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;

— избирательные комиссии (комиссии референдума);

— иностранные юридические лица;

— международные организации и международные общественные движения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений — на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).

2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании — см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования — со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Роскомнадзор предупредил о запрете на агитацию в «день тишины» и в день выборов

Москва. 7 сентября. INTERFAX.RU — Роскомнадзор напоминает средствам массовой информации и кандидатам на предстоящих выборах о запрете предвыборной агитации в «день тишины» 7 сентября, а также в единый день голосования 8 сентября.

«С целью профилактики нарушений российского законодательства Роскомнадзор обращает внимание СМИ и кандидатов на запрет проведения 7 и 8 сентября предвыборной агитации», — говорится в сообщении ведомства.

В Роскомнадзоре напомнили, что предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

«Соответственно, проведение предвыборной агитации в день голосования (8 сентября) и в «день тишины» (7 сентября) запрещено», — подчеркнули в Роскомнадзоре.

Предвыборной агитацией в соответствии статьей 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за или против кандидата. За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность, предупредили в Роскомнадзоре.

«Информация о кандидатах, распространяемая СМИ, не является предвыборной агитацией при условии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации и не имеет признаков агитационных действий», — отметили в ведомстве.

В Единый день голосования, 8 сентября, в России пройдут прямые выборы губернаторов 16 регионов, еще в трех субъектах выберут парламенты. Кроме того, пройдут довыборы четырех депутатов Госдумы, трех мэров и 13 законодательных собраний. В Санкт-Петербурге выберут муниципальных депутатов.

В частности, 8 сентября пройдут выборы депутатов Мосгордумы седьмого созыва. Все 45 депутатов будут избраны по одномандатным округам, выборы по партийным спискам не предусмотрены. В этом году в трех избирательных округах впервые пройдет эксперимент по дистанционному электронному голосованию.

В Совфеде предложили ужесточить наказание за агитацию в день выборов

Москва, 12 сентября. Комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ предложила обсудить возможность ужесточения наказания за распространение политической агитации в день выборов. Об этом сообщил глава комиссии Андрей Климов в ходе заседания рабочей группы, передает корреспондент Федерального агентства новостей.

Климов подчеркнул, что американские корпорации Google и Facebook вмешивались в ход единого дня голосования в России. Члены комиссии Совфеда подвергают медиагигантов критике из-за распространения ими политической рекламы в день тишины и в сам единый день голосования.

«Google и Facebook не могли не знать о запрете на распространение политической рекламы, но тем не менее продолжали это делать», — указал Климов.

Глава комиссии отметил, что задача российских властей — не допустить повторения подобных нарушений.

«Учитывая масштабы этих площадок, мы делаем на этом особый акцент. Даже одно слово, опубликованное в Google, несопоставимо по охвату с тем, как какое-либо сообщение тиражируется например в районной газете», — подчеркнул сенатор.

Как отметил Климов, западные интернет-компании, в том числе Facebook, заявляют, что в первую очередь нужно наказывать самих рекламодателей, передает НСН.

«Заметьте, об этом говорит не только Совет Федерации, но и американская компания. Нам надо иметь в виду. Может наше законодательство должно быть более ощутимым по отношению к недобросовестным рекламодателям», — предположил парламентарий.

Глава комиссии подчеркнул, что это, тем не менее, не извиняет Facebook за вмешательство в суверенные дела России.

Напомним, ранее заместитель главы Центризбиркома РФ Николай Булаев заявил, что Google публиковал политическую рекламу в день выборов, а это можно расценить как вмешательство во внутренние дела России. Как считает замглавы ЦИК, Запад отрабатывает способы вмешательства во внутренние дела РФ перед выборами 2021 и 2024 года.

Отметим, что в преддверии выборов Роскомнадзор предупредил Facebook, Instagram, Google и YouTube о недопустимости распространения политической рекламы в единый день голосования, сообщает «Царьград». В ведомстве подчеркнули, что несоблюдение этих правил будет расцениваться как вмешательство в суверенные дела России, а также как враждебное воздействие и воспрепятствование проведению демократических выборов в РФ, передает Infox.ru. Ранее члены Общественной палаты пригрозил американским компаниям многомиллионными штрафами за вмешательство в российские выборы.

19 Февраля 2018

Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».

Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).

Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).

В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».

Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск

Статья 5.10. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законами субъектов РФ.

2. Определения понятий предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума даны в п. 4 комментария к ст. 5.8.

3. Гражданам, общественным объединениям, политическим партиям и другим субъектам указанное законодательство обеспечивает право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) при соблюдении ее условий. В частности, установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (например, ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.

Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования.

4. Законодательством РФ о выборах и референдумах устанавливаются не только сроки проведения агитации, но и оговариваются места, запрещенные для проведения агитации посредством массовых мероприятий — собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и других мероприятий (п. 10 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

О размещении печатных агитационных материалов см. комментарий к ч. 2 ст. 5.12.

5. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях по проведению агитации с нарушением правил относительно времени или места ее проведения, т.е. проведение агитации вне агитационного периода (с ноля часов по местному времени за сутки до дня голосования и в день голосования), а также проведение агитации в запрещенных местах — в воинских частях или воинских организациях, в помещении избирательных комиссий и т.д.

6. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, осуществляющие незаконную агитационную деятельность, так и должностные лица, разрешившие, например, проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в месте, где ее проведение запрещено законом. Также введена ответственность и юридических лиц — организаций, осуществляющих или допустивших предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума) вне агитационного периода.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях составляют члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).

За нарушения в агитации всегда отвечает кандидат, решил Конституционный суд

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Кандидаты несут личную ответственность за нарушения в агитации, даже если она велась без их ведома, решил Конституционный суд М. Стулов / Ведомости

Кандидат в депутаты несет ответственность за нарушения, допущенные при распространении его агитации, даже если он не принимал в ней участия, решил Конституционный суд. Он не нашел оснований для проверки положений ст. 5.12 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за изготовление и распространение агитматериалов с нарушением требований избирательного законодательства. С жалобой в Конституционный суд обратился Максим Кац, которого в ходе кампании по выборам в Мосгордуму в 2014 г. оштрафовали на 500 руб. за размещение печатной агитации на рекламных конструкциях без разрешения их владельцев. Кац доказывал, что он не может отвечать за действия других людей, разместивших агитплакаты с нарушением закона.

К административной ответственности лицо можно привлекать только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, согласился Конституционный суд, но вопросы установления такой вины не входят в его компетенцию. В целом же из положений избирательного законодательства вытекает, что на кандидате лежит обязанность обеспечить соблюдение установленных законом требований при проведении своей предвыборной агитации. «В сфере его контроля во всяком случае находится размещение печатных агитационных материалов, для размещения которых требуется заключение договоров с собственниками или владельцами подходящих для этого объектов, и он должен принимать все разумные меры, чтобы соответствующие условия размещения не были нарушены», – говорится в определении суда.

Опоздали

Конституционный суд отверг запрос депутатов Госдумы от КПРФ о законности введения в Москве торгового сбора. На момент решения вопроса о принятии запроса к рассмотрению большинство подписавших его депутатов уже утратили свой статус и подписей под запросом стало меньше требуемого, указал суд.

Кац называет решение Конституционного суда странным. «Я всегда считал, что нарушением является не изготовление агитации, а сам акт ее размещения в неположенном месте. Сейчас будут президентские выборы, и я бы с удовольствием посмотрел, как будут штрафовать Путина за то, что его листовку неправильно расклеили где-нибудь в Магнитогорске», – говорит он. Кац напоминает, что независимым кандидатам вообще очень трудно арендовать какие-то рекламные поверхности – им просто никто не продает ни билборды, ни баннеры, ни доски у подъездов. Поэтому они очень часто раздают листовки сторонникам, которые проводят агитацию по месту жительства, – в таких условиях проконтролировать чистоту расклейки практически невозможно.

Предвыборная агитация якобы в пользу кого-то из кандидатов довольно часто используется его оппонентами, говорит руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Он вспоминает, что во время выборов в Законодательное собрание Тверской области призывы голосовать за кандидата от КПРФ рисовали красной краской на дверях новостроек. Доказательством того, что именно кандидат виновен в нарушении, должно быть его письменное распоряжение о размещении рекламы, в противном случае любой участник кампании легко может стать жертвой провокации, предупреждает Соловьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *