Агентство Юридической помощи

Меры социальной поддержки детей

Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми в 2020 году

Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», рядом других федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которыми для всех семей предусмотрены:

  • Пособия на детей
    • Перечень детских пособий гражданам, имеющим детей, связанных с их рождением и воспитанием, установлен Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
  • Ежемесячные выплаты на детей
    • Назначаются в соответствии с Федеральным законом N 418-ФЗ от 28 декабря 2017 года “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей” с 1 января 2018 года.
  • Материнский семейный капитал
    • Назначается один раз при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года.
  • Субсидирование ипотеки
    Предоставляется:
    • в течение 3 лет — в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. второго ребенка;
    • в течение 5 лет — в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. третьего ребенка.
  • Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада
    • Назначается за присмотр и уход за ребенком организацией, осуществляющей дошкольную образовательную деятельность. При предоставлении компенсации критерии нуждаемости устанавливают органы государственной власти субъектов РФ законами и иными нормативными правовыми актами.
  • Социальная пенсия по потере кормильца
    • Назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.
  • Налоговые льготы родителям на детей
    • Установлены статьей 217 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В целях усиления эффективности мер социальной поддержки семей с детьми в отдельные социальные категории выделены студенческие семьи, многодетные семьи, малоимущие семьи, одинокие матери. Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям и малоимущим семьям более подробно изложены в соответствующих раздела портала.

В дополнение к федеральным мерам социальной поддержки семей с детьми на региональном уровне могут приниматься другие меры господдержки. Так, в Московской области в соответствии с Законом от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» установлены следующие виды социальных пособий для семей с детьми:

  1. единовременное пособие при рождении ребенка;
  2. ежемесячное пособие на ребенка;
  3. ежемесячное пособие детям-инвалидам;
  4. ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей.

А Социальный Кодекс Санкт-Петербурга устанавливает семьям, имеющим детей, ежемесячные пособия на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов:

  • на ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет;
  • на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет;
  • на ребенка в возрасте от 7 до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, но не старше 18 лет;
  • на ребенка в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба законных представителя (единственный законный представитель) являются инвалидами I и(или) II групп;
  • на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет;
  • на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба законных представителя (единственный законный представитель) являются инвалидами I и(или) II групп;
  • на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет;
  • на ребенка-инвалида с особыми потребностями.

Подробнее с региональными льготами и мерами социальной поддержки семей с детьми можно ознакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах» по региону проживания.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)

21 декабря 1996 года N 159-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 22.12.2014 N 442-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018), от 03.08.2018 N 322-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. (преамбула в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование
  • Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение
  • Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
  • Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы
  • Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
  • Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

25 лет социальной работы в России – повод обменяться опытом

29 апреля 2016 | 4313

28 апреля на базе РГСУ состоялся круглый стол в рамках V Всероссийского съезда социальных работников и социальных педагогов России «Социальной работе в России 25 лет: вчера, сегодня, завтра»

В рамках круглого стола рассмотрен опыт социальной работы с населением в Великобритании, Дании, России, проблемы внедрения профессиональных стандартов.

Участие в работе круглого стола приняли 85 человек, представители 32 регионов Российской Федерации, гости из Великобритании, Дании, Кыргызской Республики, руководители и специалисты системы социальной защиты населения, ученые и преподаватели, работники государственных и общественных организаций.

Целью мероприятия было обсуждение актуальных вопросов реализации социальной работы и выработка предложений по улучшению государственной политики в социальной сфере.

Открыла заседание ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок. С докладами, посвященными социальной работе и подготовке специалистов для данной сферы выступили зарубежные гости – профессор Хенрик Хаубро (Дания), директор социальных служб Джон Ричардс (Великобритания) и профессор Рей Джоунс (Великобритания).

Председатель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области Людмила Нещадим рассказала о системе работы социальных служб в регионе и проблемах внедрения профессиональных стандартов.

Старший научный сотрудник Дирекции развития профессиональных квалификаций НИИ труда и социального страхования Ольга Прянишникова проанализировала процесс развития национальной системы квалификаций и рассказала об особенностях применения профессиональных стандартов.

Декан факультета социальной работы Российского государственного социального университета Валерия Сизикова представила доклад, посвященный разработке, адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы.

Юрий Ярецкий, ректор Института социального образования, рассказал о практике реализации Воронежским институтом социального образования программ дополнительного образования и о требованиях к таким программам.

Заведующая лабораторией Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Марина Гурьянова и заведующий кафедрой социальной педагогики Российского государственного социального университета Лев Мардахаев подняли вопрос о необходимости разработки отдельного профессионального стандарта и восстановлении системы подготовки социального педагога.

Вопрос профессионально-общественной аккредитации образовательных программ осветила Галина Калабухова — доцент кафедры теории и методики социальной работы Российского государственного социального университета.

Представители Ивановского государственного университета Наталья Птицина и Донского педагогического колледжа Елена Дедова рассказали об особенностях подготовки социальных работников.

После круглого стола все участники направились на торжественное заседание «Милосердие, благотворительность, социальное служение – путь к сплоченности общества» которое прошло в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

В рамках торжественного мероприятия состоялась церемония награждения лучших представителей этой благородной профессии медалью «Знак высокой социальной ответственности» и медалью «За активную гражданскую позицию и патриотизм».

В этот же день состоялось открытие Благотворительного Фонда поддержки социальных работников и социальных педагогов «Ангел добра и милосердия». Этот фонд станет еще одной надежной площадкой помощи всем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

29 апреля прошло Пленарное заседание съезда в Колонном Зале Дома Союзов. С приветственным словом выступит Министр труда и социальной защиты РФ Максим Анатольевич Топилин.

Факультета социальной работы РГСУ

25-летие социальной работы в России

Уважаемая госпожа Президент «Союза социальных работников и социальных педагогов» России, дорогая Антонина Николаевна!

Уважаемый господин Владыченко! Вы несете нам идеи социальной сплоченности и идеи Совета Европы, которым мы глубоко привержены.

Уважаемая госпожа Марешаль! Вы любезно согласились участвовать в сегодняшнем лекционном дне, чтобы рассказать о том, как во Франции реализуется Европейская социальная хартия.

Уважаемые дамы и господа!

Очень рад принимать Вас сегодня по случаю открытия лекционного дня в рамках юбилейного съезда Общероссийской общественной организации «Союз социальных работников и социальных педагогов» России, посвященного 25-летию социальной работы в России.

Для меня большая честь, что сегодня так много участников собрались в Посольстве Франции.

Юбилейный съезд проводится по случаю 25-летия социальной работы в России.
25 лет, — это самый расцвет молодости. Это возраст, когда в багаже у человека уже есть первые достижения, и когда мы создаем и реализуем новые проекты с той же энергией, хотя и уже более продуманно, стараясь взвешивать все «за» и «против».

Это прекрасный возраст, устремленный в будущее.

Во Франции социальная работа немного постарше, но это не возраст старости. 60 лет, 65 лет – это возраст по-прежнему активной и ответственной зрелости.
Эти годы: и 25, и 65 лет, оставляют свой след в нашей памяти. Кроме этого, их объективной иллюстрацией служит история использования терминов.
Согласно исследованию частотности использования термина » социальный работник » (sotsialni rabotnik), которое вам предложено, то активно это понятие стали использовать в России в 1990 году.

Аналогичное выражение во Франции, означающее социальных работников (» travailleurs sociaux «) возникло в 1950 году, пик частоты его использования приходится на 1954 и 1956 г.г.

Что же происходило в эти годы?

В 1950 году Франция оправляется от войны и восстанавливается. В 1954 году все непросто, стоит очень суровая зима. В Париже замерзла Сена (для русского человека в этом нет ничего удивительного, но для французов, у которых нет такой привычки, это тяжелое испытание). Тысячи людей остаются без крова и жестоко страдают от холода.

Чрезвычайно низкие температуры подтолкгули аббата Пьера выступить по радио и подать «сигнал бедствия», известный как «призыв 1954 года», чтобы собрать средства, которые позволят приютить людей, оказавшихся на улице.

В ответ на этот призыв начинают поступать массовые пожертвования от частных лиц, но также и от государственных органов. Благодаря призыву, французы узнают о созданном в 1949 году движении «Эммаус», которое в то время активно развивалось.

Аббат Пьер остается одним из наиболее почитаемых во Франции видных деятелей гражданского общества, несмотря на его кончину в 2007 году.
Созданное им движение «Эммаус» — светская организация по борьбе против исключения из общества — включает Фонд имени Аббата Пьера по строительству жилья для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также целый ряд других ассоциаций, фондов и предприятий социальной направленности. Все эти структуры существуют до сих пор.

Волна холода вернется зимой 1956 года, и февраль 1956 года станет для Франции самым холодным месяцем 20-го века.

Кроме этого, 1956 год — это год создания национальной федерации общественных организаций по приему и социальной интеграции людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (FNARS), президент которой Луи Галлуа завтра и послезавтра выступит на Вашем съезде.

Именно к этому времени относится возникновение во Франции самого понятия «социальной работы»: это сочетание активного участия общественных организаций (которые Вы называете «некоммерческие организации») и поддержки со стороны государственных органов власти, которую мы с того времени развиваем, и которая, как мы считаем, является вполне разумной.

Для отдельных людей, для гражданского общества, для государственных органов власти солидарность — это долг.

Для лиц, затронутых исключением и маргинализацией, которы и предназначена эта солидарность, — это право, признанное и провозглашенное международным сообществом.

Социальные права — это несомненная часть прав человека, универсальных и неотъемлемых, которые Франция и России признали в своих международных обязательствах.

Прочту Вам два отрывка из Всеобщей декларации прав человека:
«Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».
» Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Эти принципы были дополнены и получили дальнейшее развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом на Генеральной ассамблее ООН в декабре 1966 года, а также в Социальной хартии Совета Европы, обязательства в рамках которых приняли на себя наши страны.

И, тем не менее, для части граждан наших стран эти права могут быть весьма далекими от их повседневной реальности. И в этих случаях в дело вступаете именно вы, социальные работники.

Социальная работа — это еще и творец демократии.

Демократия наделяет властью тех, кто получает большинство голосов, но она выделяет место в политической системе для меньшинства, а также наделяет правом голоса всех своих граждан.

Общество, которое исключает людей, не является демократическим. Если часть граждан, оказавшись вне общества в силу своей маргинализации, не может участвовать в общественной жизни, то это имеет те же последствия, что и цензовое избирательное право, которое существовало во Франции и в России и стало причиной столь многочисленных несправедливостей и страданий.

Социальная работа восстанавливает социальные связи, которые являются условием существования чувства гражданственности и ее выражением.
Во Франции закон недвусмысленно поручает эту миссию общественным организациям, которые помогают лицам, находящимся в ситуации бедности и неустроенности.

Это предполагает их участие, возможность того, что их услышат и поймут и отнесутся в ним как к равным; чтобы они могли приобрести новые знания и умения и применить свой опыт; чтобы они способствовали изменению общества и изменению своего положения; чтобы, наконец, они ощущали себя гражданами и вновь стали гражданами своей страны через восстановление своей способности к действию.

Нет демократии без социальной сплоченности.

Нет демократии без открытого общества.

Нет демократии там, где граждане при всех своих различиях не имеют реального равенства возможностей.

Превращая эти ценности в реальность, социальная работа — это рычаг для изучения, упрочения и защиты демократии там, где ей угрожает отступление от принципов солидарности, безразличие и неприятие ближнего, разного рода экстремизм и политический эгоизм.

Это прекрасная и очень нужная миссия как во Франции, так и в России. Ваша приверженность этому делу вызывает наше восхищение и нашу глубокую признательность.

Социальная помощь детям, подросткам и их семьям

Все социальные службы для детей, подростков и семей объединяются понятием «детско-юношеская помощь». Работа с детьми и подростками подразделя­ется на два аспекта: забота о подростках и помощь в воспитании.

Забота о подростках охватывает все мероприятия по организации свободного времени или досуга детей и подростков: деятельность молодежных центров, ра­бота в молодежных организациях, работа в области образования молодежи, содействие и помощь спортив­ному движению, строительство спортивных площадок, мероприятия по проведению каникул, помощь в прове­дении отдыха, международные встречи, охрана прав и труда подростков. Речь идет о широкой превентивной работе с детьми и подростками.

Что касается «помощи в воспитании», то подразу­мевается оказание социальной помощи подросткам и тем семьям, в которых имеются значительные трудно­сти, например, проблемы в воспитании, проблемы об­щения и насилия в семье, аномалия родителей, детей и подростков. Первые мероприятия и законы о защите детей и подростков появились еще в конце прошлого столетия.

В мае 1990 года был принят закон о профилактике детской и юношеской преступности. В законе:

– осознанно учитываются различные семейные обстоятельства и многообразие жизненного уклада, как, например, разлука, развод и всевозможные другие неурядицы;

– отменены вмешательства в правопорядок;

– подчеркивается преимущество амбулаторной помощи детям и подросткам;

– обращает на себя внимание определенная се­мейная ориентация, т.е. заслуги, успехи принадлежат всем членам семьи, прежде всего родителям;

– новым и подлинно прогрессивным является принятие постановлений о защите, т.е. сбор, накопле­ние, использование и передача другим лицам инфор­мации возможны только с согласия семьи.

Работа в области детско-юношеской помощи, а так­же по профилактике детской и подростковой преступ­ности, а вместе с ней и работа с родителями проводится в соответствующих социальных организациях разны­ми профессиональными группами, а именно, соци­альными работниками, социальными педагогами, пси­хологами, педагогами, социологами, а также частично воспитателями, врачами и юристами. Социальные ра­ботники и социальные педагоги, использующие всеох­ватывающие и комплексные методы работы, представ­ляют собой самую сильную профессиональную группу.

В противовес первичной традиционной работе по предупреждению детской и подростковой преступнос­ти, которая только тогда активизируется, когда пробле­мы обостряются вплоть до безнадежности, все большего успеха добивается профилактическая, превентивная работа. Необходимо различать первичную и вторичную профилактику. Первичная оказывает влияние на жиз­ненно важные стабильные обстоятельства. Вторичная – означает профилактическую помощь в сложных ситуа­циях, которые могут перерасти в кризисные. Такие тя­желые ситуации представляют собой переходы между жизненными фазами и полями в самой биографии: на­пример, рождение ребенка, посещение ребенком детс­кого сада, школы, поступление на работу, уход из роди­тельского дома и т.д. или особые непредусмотренные изменения и события, такие как безработица, перемена места жительства, развод, осуждение, болезнь, смерть.

Основной принцип профилактики, которыйвомногих регионах вследствие недостаточной социаль­ной инфраструктуры не может быть осуществлен, пред­полагает раннюю и своевременную поддержку и сня­тие с обвиняемого вины. Этому соответствует принцип социальной работы «помощь и воспитание вместо наказания», чему способствует внутреннее развитие и готовность к изменению, например, внутри семьи.

Принципы социальной работы базируются на гума­нистической психологии, которая исходит из того, что каждый человек как личность должен и хочет быть серь­езно воспринят в своей готовности и желании жить в мире, согласии и счастье с другими людьми и для реали­зации своего намерения нуждается в поддержке. Отсю­да исходит принцип «понимания вместо осуждения». Но под этим не следует понимать, например, что каждое преступное поведение может быть одобрено, наоборот, каждого человека необходимо принимать таким, каков он есть, а причины его поведения исследовать и разбирать. Речь идет о том, чтобы дать возможность провинившему­ся выразить свои чувства как позитивные, так и негатив­ные, понять их и серьезно принять.

Принцип «добровольность вместо контроля» пред­полагает предоставление клиенту возможности самому решать, какая помощь ему необходима и какую он хочет принять. Под этим также подразумевается, что соци­альный работник не должен навязывать подопечному свое мнение в форме советов или указаний, полагая, что он лучше знает то, что нужно подростку. Отношения в области социальной работы, находящиеся под контро­лем и включающие советы и доказательства, порожда­ют приспособляемость на основе страха и делают не­возможным собственное развитие подопечного.

В тесной связи с этим основным принципом стоит принцип «помощь для самопомощи» или «активность вместо пассивности». Если социальный работник сам активен, все делает для своего подопечного и не требу­ет от него самостоятельных действий, то тем самым он делает его еще более беспомощным и зависимым, так что в конце концов тот вообще не способен быть за себя в ответе. Напротив, социальный работник должен дать ему возможность самому строить свою жизнь.

Принцип «скрытность, конфиденциальность» от­ражает право каждого на уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житей­ских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия клиента.

Принцип «открытость (искренность), доверие» направлен на установление доверия. Подразумевается открытое и честное поведение профессионального соци­ального работника, который ничего не позволит себе делать за спиной своего подопечного, например, получать сведения о клиенте от третьего лица. Так может нарушить­ся доверие подростка к социальному работнику.

Принцип «семейная ориентация» исходит из того, что защита и помощь находящимся под угрозой детям может быть обеспечена только совместными усилиями социального работника и родителей, при условии из­менения ситуации и отношений в семье. Это означает также, что родители принимают на себя ответствен­ность за решение проблем своих детей и направляют на это все силы семьи.

Принцип «объединенная помощь – комплексная помощь» затрагивает совокупность проблемных жизнен­ных обстоятельств. Помощь социального работника дол­жна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот последний принцип показывает, что в соци­альной работе все большего признания добивается про­цессуально-систематическое видение социальных про­блем, которое объединяет материальные, физические, духовно-психические, личностные и общественные про­блемы.

Функции социальной работы исходят из процессу­ально-систематического способа видения, которое имеет дело не столько с состоянием отдельных изоли­рованных частей, т. е. отдельных личностей, сколько с взаимодействием между частями внутри системы и между системами на различных уровнях. Отдельные люди в своих стремлениях реализовать материальны­ми, эмоциональными и духовными средствами и воз­можностями свои планы и решить свои проблемы в современном сложном обществе руководствуются поддержкой неформальных и формальных систем своего узкого и широкого социального окружения, например, семьи, родственников, соседей, друзей, знакомых, цер­кви, социальных организаций, школ, больниц, учреж­дений, полиции и т.д.

Но существуют группы населения, например, так называемые группы риска, которые в силу своих соци­ально-психологических особенностей не в состоянии или не имеют возможности получить необходимые средства и поддержку. Поэтому социальная работа в основном занимается вопросами общения между людь­ми в проблемных ситуациях и их социальном окруже­нии, т.к. эти отношения и общение между отдельным человеком и его социальным окружением, или, как это было выше сказано, неформальной и формальной сис­темами, оказывают влияние на его способности и воз­можности решения жизненно важных задач.

Отсюда можно вывести главные функции социаль­ной работы:

– формирование способностей человека и расши­рение возможностей для разрешения проблем и жиз­ненных задач;

– установление связи и улучшение отношений между людьми и социальными системами;

– содействие эффективному и гуманному действию этих систем;

– социальная помощь в развитии и улучшении проводимой социальной политики.

Защита воспитания – это одна из форм поддерж­ки семей, имеющих проблемы в воспитании. Задача службы по защите воспитания, в которой заняты соци­альные педагоги, состоит прежде всего в оказании поддержки родителям по вопросам воспитания детей, а также в оказании помощи детям и подросткам в фор­ме совета или действенной помощи, чтобы таким обра­зом предупредить надвигающуюся опасность или пре­дотвратить всевозможные семейные конфликты и отклонения в поведении подростков.

Социально-педагогическая помощь семье осуще­ствляется социальным педагогом непрерывно (более чем 3 года) и интенсивно (до 20 часов в неделю) в форме бесед с родителями и детьми в свободное время. Цель социально-педагогической помощи семье заключает­ся в том, чтобы не допустить направления детей в дет­ский дом или интернат. Помещение детей в семьи об­ходится дешевле, чем пребывание в интернате, поэтому в силу своей эффективности в последние годы такой форме работы оказывается содействие в дальнейшем ее совершенствовании и развитии.

Проблемы наркомании, токсикомании имеют место во многих детских и юношеских учреждениях, напри­мер, молодежных центрах, интернатах и т.д. Беспомощ­ность педагогов перед лицом проблемы наркомании, алкоголизма и токсикомании – последняя особенно распространена среди девушек – привели к тому, что эта проблема вылилась в создание специальных орга­низаций помощи. Первыми в этой области стали консуль­тационные пункты по борьбе с наркоманией. Их помощь заключается в проведении бесед и амбулаторной тера­пии. При этом все большее распространение получает работа с родителями и родственниками находящихся в опасности детей и взрослых (индивидуальные беседы и групповая работа). Эффективными формами оказания социальной помощи являются также воспитательные мероприятия для молодых наркоманов, смена места жительства между выпиской из клиники и стационар­ной терапией, превентивные интернаты для находящих­ся в опасности детей и др.

Вслед за апробированными англо-американскими моделями, во многих крупных городах Германии полу­чила развитие в рамках службы социальной помощи молодежи новая форма «открытой» социальной рабо­ты, ориентированная на проблемы улицы.

К воспитательным мероприятиям, направленным на предотвращение опасности для групп детей и несовер­шеннолетних подростков, относят как помощь общего характера, так и специальную помощь, связанную с предотвращением опасности для отдельной личности.

Целью социально-педагогической работы в этом случае является не только предотвращение различного рода негативных процессов среди уличной молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать раз­витию личной ответственности детей и подростков и их самоопределения через организацию клубной работы.

Существуют различные концепции социальной работы на улицах города. Все они включают прежде всего превентивные (профилактические) меры:

– как можно раньше предопределить возникнове­ние запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление «случайных» контактов с ними в периоды их сборов и проведения свободного времени;

– определить потребности, проблемы уличных групп молодежи и формы оказания им соответствую­щей помощи, как индивидуальной, так и групповой;

– принять меры для предотвращения количества групп, способствовать их распаду и направлению их активности в менее агрессивное русло;

– выявить особо опасных подростков в уличных группах и попытаться вовлечь их в молодежные груп­пы, находящиеся под социально-педагогической опе­кой социальных работников;

– найти помещение для уличных групп молодежи и проводить с ними экскурсии, различные формы орга­низации досуга с целью ускорения процесса их соци­ализации или ресоциализации;

– установить контакты с наркоманами, направить их в соответствующее заведение.

В процессе контактов с уличными группами детей и подростков социальный работник должен проявлять максимум понимания и участия в их жизни. Вместе с тем, необходимо предъявлять молодым людям и опре­деленные требования.

Социальная помощь трудным подросткам в социально-реабилитационных центрах

Причины негативных проявлений и предупреждение девиантного поведения подростков становятся важнейшими направлениями деятельности не только и не столько правоохранительных органов, как это было до недавнего времени и во многом остается и сегодня, сколько иных государственных и общественных структур и институтов, в том числе подростково-молодежных клубов и центров, социальных служб для молодежи .

Чтобы стимулировать и оптимизировать процесс развития подростково-молодежных центров, учреждений социальной помощи для подростков, придать ему должную динамику, требуется программно-целевой подход к решению накопившихся проблем на функциональном уровне.

В основу деятельности этих центров должны быть положены следующие принципы:

— профилактика преступности среди подростков в сочетании с медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения;

— постепенная замена репрессивного механизма ранней профилактикой подростков, мерами по социально-психологической адаптации подростков;

— создание среды общения подростков по месту жительства путем организации одноименных клубов общения.

Также в связи с ростом и распространением в среде подростков таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, преступность, а также с ростом числа подростков-беженцев, беспризорных возникает необходимость создания специальных учреждений по оказанию комплексной помощи подросткам с асоциальным поведением. В основном в нашей стране такими несовершеннолетними занимались органы правопорядка, а социальные службы, которые существовали, оказывали лишь минимальную помощь. Но сейчас возникла необходимость в таких центрах, куда входили бы:

* центр социальной помощи семье и детям, занимающийся профилактической работой, консультативной помощью, имеющий подразделения по оказанию практической помощи;

* центр психолого-педагогической помощи подросткам, который помогает в предотвращении эмоционального и психического кризиса, в преодолении конфликтов;

* служба экстренной помощи по телефону («телефон доверия»);

* социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, который осуществляет помощь и поддержку тому, кто оказался в жизненной кризисной ситуации;

* служба социально-правовой защиты и юридической помощи несовершеннолетним;

* социальный приют для детей и подростков, который предоставляет временное убежище детям-беспризорным, беглецам и т. д.

Основное назначение таких центров:

— оказание семьям помощи в воспитании подростков подготовке их к обучению в школе, формировании гармоничных взаимоотношений между родителями и подростки,

— содействие педагогической адаптации и творческому развитию подростков;

— оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для них положении;

— реабилитация физического и душевного состояния здоровья, подвергшихся психофизическому насилию;

— участие в работе по профилактике наркомании, алкоголизма, заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧСПИДа среди подрастающего поколения, сохранению репродуктивного здоровья и пропаганде здорового образа жизни;

— оказание социально-бытовых услуг населению при наличии в Центре соответствующего оборудования.

Выполнение центром многоплановых функций, расширение спектра услуг, оказываемых подросткам и семьям, обусловливает необходимость не только увеличения числа, и номенклатуры работающих в нем специалистов, но и повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.

Воспитанники социально-реабилитационных центров — это процесс многосторонний. Сотрудники защищают права подростков, оказывают им экстренную помощь, оздоравливают, ведут работу, ориентированную на коррекцию психического и личностного развития, помогают восстановить его связи с кровной семьей или найти замещающую. Каждый специалист использует принятые в сфере его профессиональной деятельности методы и решает конкретные задачи. Однако все их усилия служат главной целью-восстановлению социального статуса воспитанника в основных сферах его жизнедеятельности и социализации — в семье, по месту учебы и в ближайшем окружении.

Подросток, как и взрослый человек, находится в системе социальных связей и взаимодействий и имеет определенный социальный статус.

Набор возможных социальных статусов не только у взрослого, но и у подростка может быть достаточно широким. Он включает статусы, полученные при рождении (сын, дочь, мальчик, девочка).

Каждая из статусных ролей многозначна, по своему развивающему социализирующему потенциалу. Выполняя ее, подросток взаимодействует с разными людьми, имеет определенные обязанности и реализует те или иные права. Чем богаче сфера реальных контактов ребенка, его социальных связей и выполняемых им функций, тем полнее он может реализовать свои права, чем ответственнее он относится к предписанным, тем или иным статусом обязанностей, тем богаче его жизнедеятельность и шире возможности для психического, физического, нравственного развития и социальной адаптации в обществе.

Деформация или утрата, какой- либо значимой для детского возраста социальной роли отрицательно сказывается на индивидуальном развитии и социальном становлении личности ребенка.

Жизнь подростка в неблагополучной семье, где родители и не заботятся о его содержании, уклоняются от воспитания, подвергают насилию, ведут к тому, что его статус человека, имеющего устойчивое положение в семье, расшатывается и деформируется, у него все отчетливее проявляется социальная дезадаптация.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успешная реализация всех программ государства и общества в целом в отношении подростков, создание центров и служб по работе с подростками, адресная работа могут привести к созданию благоприятных условий для существования и развития данной категории населения в обществе — ведь именно они будущее нашей страны, продолжатели рода человеческого.

Профилактика различных форм деструктивного поведения, социальная помощь подростков «групп социального риска» являются сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди подростков в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и многие другие, которые характеризуются высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом.

Детская беспризорность и безнадзорность остаются одной из наиболее острых и тревожных для российского общества проблем, так как ведут к социальной дезадаптации подростков, деформации или утрате их социальных связей с семьей, школой, отчуждению от познания и труда, росту ранней подростковой алкоголизации, девиантному поведению, правонарушениям. Смягчить остроту этих проблем помогает в значительной степени сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи. Социально-реабилитационные центры оказывают помощь подросткам и семьям, которая включает в себя социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую реабилитацию, а также проведение профилактических мероприятий по безнадзорности, раннее выявление дезадаптированных семей.

Социальная помощь является общей категорией для разных наук, но во всех случаях она предполагает устранение проблем ресоциализации и интеграции личности подростка в социум. Основа ее в восстановлении нарушенных связей и отношений с социальной средой (коллективом, семьей, средой неформального общения). Социальная помощь заключает в себе двоякий эффект: личностный — социальная помощь подросткам, возвращение их к нормальному процессу социализации и социальный — сокращение численности подростков «группы риска», уменьшение резерва преступности несовершеннолетних. Задачи социальной помощи определяются как создание условий, гарантирующих каждому подростку реальное включение в жизнь окружающей его культурной среды.

В центры поступают подростки с нарушением эмоционально-психологической сферы: эмоционально неустойчивы, непредсказуемы в своих действиях, не способны адекватно оценивать свое поведение. Несовершеннолетние пребывают в стрессовом состоянии: высокая тревожность, раздражительность, импульсивность, враждебность или замкнутость, недоверие. Основная часть подростков с низким интеллектуальным уровнем. Главное в программе психолога, специалиста по социальной работе в процессе социальной помощи — восстановить, укрепить душевное здоровье и психику подростка, помочь поверить в себя, довериться взрослым, а также обрести чувство собственного достоинства, желание освоить профессию, уметь строить перспективу жизни. Социальная помощь — это, прежде всего воспитание, в процессе которого подросток получает то, чего он был лишен в семье.

В ходе работы в центре осуществляется поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной помощи несовершеннолетних, обеспечивающие восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; оздоровление системы межличностных отношений трудных, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения; содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей; оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

Свою деятельность социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют в соответствии с концепцией реабилитационного пространства, сформулированной в ходе практической работы с подростками и их родителями. Все отклонения в поведении несовершеннолетних — безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, — имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию. В свою очередь, причина социальной дезадаптации — проблемы в семье. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка — это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные усилия специалистов должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.

Выявлена деятельность социального работника в условиях отделения социальной помощи:

Включение подростков в различные виды деятельности.

Привлечение психолога по организации релаксационных мероприятий, уход от жесткой регламентации в семье и школе.

Компенсаторные мероприятия, т.е. желание ребенка, подростка решить личные проблемы, реализовать потребности в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе или семье.

Совместная работа с социальным педагогом по организации развивающих мероприятий, т.е. создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

Рассмотрев социальную помощь с «трудными» подростками в социально-реабилитационных центрах можем выявить основные направления:

— оказание семьям помощи в воспитании подростков подготовке их к обучению в школе, формировании гармоничных взаимоотношений между родителями и подростки,

— содействие педагогической адаптации и творческому развитию подростков;

— оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для них положении;

— реабилитация физического и душевного состояния здоровья, подвергшихся психофизическому насилию;

Таким образом, можно сказать, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные семейные условия накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.

Рассмотрев социальную помощь «трудным» подросткам в социально-реабилитационном центре можно сделать вывод, что социально-реабилитационный центр представляет следующие виды помощи социально-педагогическую, социально-педагогическую, педагогическую, социально-экономическою, профессиональную, спортивную и многую другую.

Статья 25. Меры социальной поддержки детей и подростков

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 25 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 25. Меры социальной поддержки детей и подростков

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Закона

Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, гарантируются:

1) пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении (по рекомендации врачей) в течение всего времени лечения;

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ пункт 2 части первой статьи 25 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 3 части первой статьи 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) ежемесячная компенсация в размере 35 рублей на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям, а также ежемесячная компенсация в размере 180 рублей на питание обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям.

Детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона. Эти же меры социальной поддержки распространяются и на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.

Меры социальной поддержки семьям с детьми, предоставляемые через подведомственное учреждение государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

    • О министерстве
    • Структура
    • Подведомственные организации
    • Коллегиальные органы
    • Вакансии
    • Открытые данные
    • Общественный совет
    • Планы и отчеты
    • Государственные программы
    • Нормативные правовые акты
    • Контрольно-надзорная деятельность
    • Защита персональных данных
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Развитие конкуренции
    • Конкурсы на замещение вакантных должностей руководителей государственных учреждений
    • Аттестация руководителей учреждений
    • Итоги деятельности подведомственных учреждений
    • История министерства
    • Периодические издания и публикации министерства
    • Доска почета
    • Каталог ссылок
    • Контакты и реквизиты
    • Трудовые отношения
        Условия и охрана труда Оплата труда и уровень жизни Социальное партнерство Легализация трудовых отношений Российская организация высокой социальной эффективности Производственный календарь (Норма рабочего времени в Республике Башкортостан) Ведомственный контроль «Горячая линия» по вопросам повышения оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Часто задаваемые вопросы Новое в трудовом законодательстве Национальная система квалификаций Финансовая грамотность Календарь профессиональных праздников
    • Социальная поддержка
        Ветераны и инвалиды ВОВ, Труженики тыла Ветераны труда, пенсионеры Инвалиды Ветераны боевых действий Меры социальной поддержки семьям с детьми, предоставляемые через подведомственное учреждение государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения Лица, пострадавшие от радиации Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию Граждане, пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации «Почетный донор» Субсидия на оплату ЖКУ Выдача сертификатов на газификацию индивидуальных жилых домов отдельным категориям граждан Пособие на погребение Формы и бланки заявлений
    • Социальное обслуживание
        Реализация Федерального закона №442-ФЗ Социальное обслуживание на дому Республиканский центр социального обслуживания населения Психоневрологические интернаты Дома-интернаты для престарелых и инвалидов Центры «Семья», социальные приюты для детей Детские дома Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями Очередность на предоставление услуг Центры социальной помощи лицам БОМЖ Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Башкортостан Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания Эффективный контракт Социологические исследования и опросы Аттестация педагогических работников
    • Занятость населения
    • Семейная политика
    • Опека и попечительство над несовершеннолетними
    • Благотворительность
    • Поддержка СО НКО РБ
    • Народный университет третьего возраста
    • Для инвесторов
    • Доступная среда
    • Национальные проекты
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие терроризму и экстремисткой деятельности
    • Оказание государственных услуг и (или) функций
    • Государственные закупки
    • Государственная служба
    • Конкурсы и фестивали
    • Все виды деятельности
    • Общая информация об обращениях граждан
    • Написать обращение
    • Личный приём
    • Вопросы и ответы
    • Действующие документы
    • Проекты документов
    • Планы
    • Отчеты
    • Результаты проверок
    • Утратившие силу
    • Прочие документы
    • Все документы
    • Порядок обжалования НПА
    • Новости
    • СМИ о нас
    • События
    • Доклады и выступления
    • Прямая речь
    • В центре внимания
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Информация для СМИ
    • Опросы

25 лет исполнилось российской службе соцзащиты

Они пришли помогать одиноким старикам, беззащитным детям, всем нуждающимся в 90-е, когда наедине с нуждой и горем оказались тысячи людей. Сумели — поддержать, обогреть теплом своего сердца. Сегодня служба социальной защиты Новосибирской области слаженная система работы огромного коллектива больше 11- ти тысяч сотрудников. Комплексные центры социального обслуживания , детские дома, дома престарелых. Ежегодно населению оказывают более 10 миллионов социальных услуг

Сергей Пыхтин, Министр социального развития Новосибирской области: » За эти 25 лет Удалось выстроить работающую систему 0053 Недавно был в Москве, где была оценена работа социальной службы Новосибирской области — показатели наши одни из первых».

Их будни помощь и , что не менее важно общение. Марина Молчанова один из лучших работников службы. Считает здесь могут работать только те, кто может чужого человека принять — как своего.

Марина Молчанова, Социальный работник, победитель конкурса «Лучший социальный работник»: » Мы же все знаем, что все будем такие. Они у меня как родители. Я прихожу — и всем сердцем, с любовью обращаюсь к ним».

На опыте работы Марины Молчановой — создается программа «Связь поколений» . Вообще социальные службы области — пионеры в реализации многих инновационных идей .А еще — социальные работники успевают помогать не только своим подопечным. Ведут общественную работу, в депутатском корпусе Новосибирска — они активные помощники всегда, когда к депутатам обращаются за помощью. Среди награжденных — депутат Совета депутатов города Новосибирска, директор комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района Николай Тямин.

Дмитрий Асанцев, Председатель Совета депутатов города Новосибирска: » Очень большое количество обращений персонально к каждому депутату и в Совет идет от людей, которые нуждаются в такой помощи 0224 У нас в Совете депутатов есть представители — профессионалы, кто работает в этой службе, и они четко отслеживают ситуацию».

Забот у социальных работников сегодня прибавляется. Пять лет назад службе передали полномочия по опеке и попечительству несовершеннолетних. Реабилитация наркозависимых — теперь тоже их забота. Говорят – справятся. Тем более — власти сегодня заверили: зарплату им постараются поднять так, что станет ощутимо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *