Агентство Юридической помощи

Кому принадлежат недра

Координирование отношений по недропользованию происходит через право собственности на них. Право государственной собственности включает три составляющих: владение, пользование и распоряжение.

Определение 1

Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже слоя почвы, а если почва отсутствует, то ниже земной поверхности и дна водоемов до глубины, доступной для геологического изучения и освоения.

Замечание 1

Право собственности на недра на территории РФ, включая недра, находящиеся под землей, ресурсы в виде органических и минеральных образований, содержащиеся в недрах, энергетические ресурсы, принадлежит государству. Участки недропользования не могут продаваться, покупаться, дариться, наследоваться, отчуждаться, кроме случаев, которые предусмотрены Законом РФ «О недрах».

Органические и минеральные образования, добытые из недр, могут находиться в собственности государства, субъектов РФ, муниципалитетов, частных лиц на основании выданной государственной лицензии.

Замечание 2

После добычи полезные ископаемые уже не являются объектом природопользования, а становятся товарно-материальными ценностями.

Регулирование отношений по использованию недр в РФ

Замечание 3

Правовое регламентирование недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами. Полномочия в сфере управления собственностью на недра и недропользование четко разграничены между РФ и субъектами.

Права муниципалитетов в области использования подземного пространства городов и сел, права владения, распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, такими как песок, глина, гравий, торф, значительно расширены. Поэтому органы местного самоуправления являются важным звеном в правовом регулировании. Местные органы – участники использования и охраны недр, субъекты управления с публичной собственностью на них.

Вышеперечисленные органы осуществляют государственное регламентирование и координирование сферы горных отношений, связанных с геологическим исследованием и охранной деятельностью территории России и ее континентального шельфа, с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств.

Вывод 1

В РФ узаконена исключительная собственность государства на недра с предоставлением прав частной, муниципальной, государственной собственности на добытые из недр минеральные и другие природные ресурсы.

Развитие права собственности на недра

В России институт права собственности на недра и ресурсы недр развивался довольно интересно. Петром I были провозглашены принципы горной регалии и горной свободы. В 1782 г. они отменяются императрицей Екатериной II. Ресурсы рассматривались как общее достояние, и государство регулировало их освоение, включая и частные земли.

Пример 1

Например, статья 28 Устава Горного говорила о том, что министр торговли и промышленности должен наблюдать за обработкой рудных и минеральных запасов на частных землях. Еще более жестко контролировались недра на казачьих землях и других, территориях, переданных в общественное пользование. Все благородные металлы и минералы, которые добывались на этих землях, передавались в государственную казну. Уже в те времена государство пыталось регулировать добычу и использование природных ресурсов.

Первые советские акты в этой области не несли серьезной правовой нагрузки, законодатель ограничивался определениями типа «достояние народа», «собственность на недра отменяется» и пр. И только в Конституции 1936 года было определено, что земля, ее недра являются государственной собственностью, т.е. общенародным достоянием. Конституция отнесла пользование недрами к ведению СССР, союзные республики могли распоряжаться в своих пределах единым государственным фондом недр. В 1977 году природные ресурсы были возведены в ранг исключительной собственности государства. После распада СССР формула права собственности принципиально изменилась.

Сегодня значим допуск зарубежных компаний к владению, использованию и распоряжению российскими недрами. Особенно это касается крупных месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для страны. В большинстве мировых экономик строго регулируется доля зарубежных инвестиций в освоении месторождений.

Минеральные и другие ресурсы не возобновляются, они исчерпываются. Государство стремится обеспечить ресурсами будущие поколения путем разработки перспективных месторождений, контролируя эти объекты.

Участки недр, относящиеся к федерально-значимым

Замечание 4

Статус недр федерального значения определяется на основе решения федеральных органов и органов субъектов РФ.

Для того, чтобы удовлетворить потребности России в ресурсах, которые обеспечивают ее независимость и безопасность, определяются участки федеральных недр. Часть месторождений включена в федеральный фонд месторождений, находящихся в резерве. К участкам федеральных недр относятся:

  • месторождения урана, алмазов, никеля, кобальта, платины;
  • нефть, газ, золото, медь.

В 2008 году был принят ФЗ, где устанавливаются критерии, по которым иностранные инвесторы имеют ограниченный доступ к пользованию федеральными участками недр.

На основе международного права приняты меры, которые обеспечивают независимость российского топливно-энергетического комплекса от вмешательства без оснований.

Правительство РФ ведет работу по регулированию собственностью России на недра, кроме федеральных законов, действующих в этой области, приняты постановления Правительства РФ, регламентирующие данные отношения.

Право собственности и иные права на недра.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

**

Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и других специфических минеральных ресурсов.

Континентальный шельф РФ включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Российская Федерация осуществляет свои суверенные права в пределах исключительной экономической зоны, равной 200 морским милям от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов.

Горные отношения урегулированы Законом о недрах, Законом о соглашениях о разделе продукции, Федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» , а также международными договорами РФ и нормами международного права в той части, в какой устанавливается правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Недра в пределах государственной границы Российской Федерации составляют государственный фонд недр. При приватизации земли порядок использования недр осуществляется в соответствии с Законом о недрах, исключающим негосударственную собственность на недра. Распоряжение государственным фондом осуществляется централизованно, в основном в соответствии с федеральным законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ по каждому конкретному участку недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции либо по решению Правительства РФ, либо по совместному решению федерального органа управления недрами (его территориального органа) и органа исполнительной власти субъекта РФ, либо только субъекта РФ.

Утверждение государственной монополии на недра и строго централизованное распределение горных отводов продиктовано интересами экономической безопасности страны. Ограничение прав граждан и их объединений допустимо в силу нормы ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Интересы национальной безопасности и другие цели, названные в ст. 55 Конституции РФ, служат основанием для введения ограничений или запрещений в пользовании недрами или на приобретение права собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты. Монополия в этой сфере обусловливает подчинение горных правоотношений антимонопольному законодательству.

Права применительно к континентальному шельфу закон называет исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы, никто не может делать это без ее согласия, а также разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей, сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Регулирование рассматриваемых отношений и прежде всего отношений собственности и недропользования, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в особом централизованном порядке, а рынок продукции минерального сырья ограничен, поскольку в результате формируется Золотой запас государства, Алмазный фонд Российской Федерации, другие государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, а также государственный бюджет. Все это требует особого учета, отчетности, государственного контроля и ответственности за нарушение установленного порядка изучения, разведки и добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

В состав государственного фонда входит Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, формирующийся для регулирования объемов добычи и обеспечения в перспективе потребностей, состоящий из резервных месторождений.

Недра предоставляются в пользование для геологического поиска, разведки, добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей (строительство и эксплуатация подземных сооружений), либо для использования природных лечебных ресурсов курорта (питьевые воды и лечебные грязи). Объект пользования — в границах лицензионного участка в виде горного отвода. Для определения границ учитываются размеры участка недр, зоны подхода и эксплуатации горных выработок и другие факторы.

Пользователи недр — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и иностранцы, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователям, т.е. получившие или переоформившие лицензию на пользование участками недр в установленном порядке (в отдельных случаях недропользователям, право которых досрочно прекращено, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр может быть предоставлено право краткосрочного (до одного года) пользования прежним участком недр с оформлением соответствующей лицензии).

Работы по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивного сырья и радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов разрешено вести исключительно юридическим лицам, имеющим лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти на эти цели. Лечебно-профилактическая деятельность с использованием природных лечебных ресурсов разрешена только санаторно-курортным организациям, имеющим статус лечебно-профилактических организаций, функционирующим на основании выданных лицензий.

Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно юридическими лицами. При этом закон предусматривает, что Российской Федерации, субъектам РФ, а также организациям, созданным без участия иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов. Разрешена старательская добыча как способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе артелями старателей, кроме добычи алмазов. Аффинаж драгоценных металлов (их очистка от примесей) могут осуществлять только организации по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Поскольку недропользователями могут быть иностранные физические и юридические лица, законом (ст. 23 Закона о соглашениях о разделе продукции) в соответствии со ст. 127 ГК предусмотрена возможность отказа государства в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и(или) судебно-арбитражного решения.

Деятельность, связанная с пользованием недрами, лицензируется в установленном порядке. Права и обязанности недропользователей возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции — с момента вступления такого соглашения в силу. В последнем случае не допускается передача участниками соглашений прав и обязанностей третьим лицам без согласия государства.

Орган, выдающий лицензию, принимает решение, проводить конкурс или аукцион на право пользования участками недр. Правительством РФ рекомендовано использовать преимущественно аукционную систему предоставления лицензий, предусматривать в условиях конкурсов (аукционов) требования, препятствующие участию в них юридических и физических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджеты разных уровней, принимать меры по досрочному прекращению права пользования недрами, если недропользователи, допускающие нерациональное использование ресурсов недр, отказываются от включения в лицензии и соглашения дополнительных условий, необходимых для выполнения требований законодательства по пользованию недрами.

Лицензия — это специальное разрешение, удостоверяющее право ее владельца на пользование участком недр в соответствии с указанными в ней целью и видом деятельности. Так, для целей геологического изучения и добычи подземных питьевых вод или вод промышленного использования наделение правом пользования осуществляется по совместному решению федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальным органом) и органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таков же порядок принятия решений для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, а также для размещения промышленных и бытовых отходов.

Порядок получения права пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий) или участками недр местного значения, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусматривается органом представительной власти субъекта РФ. Как правило, выдача соответствующих разрешений поручается органам местного самоуправления.

Участки недр предоставляются на срок или без определенного срока. Для геологического изучения — на срок до пяти лет, добычи полезных ископаемых — на неопределенный срок (время отработки месторождения).

Драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые из недр, а равно другая продукция и доходы, правомерно полученные при добыче, являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями, договорами поставок (договорами поставок для федеральных нужд), заключенных с участием этих субъектов, а также международными договорами РФ. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является государство.

Аффинированные (очищенные от примесей) драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или регулированные (извлеченные из отработанных или выведенных из эксплуатации изделий технического назначения) драгоценные камни при продаже субъектами их добычи и производства предлагаются в приоритетном порядке:

1) для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней и Золотого запаса Российской Федерации;

2) субъектам РФ, на территории которых они были добыты, для пополнения их государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Российская Федерация и ее субъекты наделены преимущественным правом на заключение договоров купли-продажи добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения указанных фондов. Эти ограничения не применяются при исполнении соглашений о разделе продукции относительно участников соглашений.

Соглашение о поиске, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции формируется только начиная со дня вступления в силу федерального закона о конкретном участке недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Проекты этих законов (изменений, дополнений) вносятся в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются ею при наличии заключений Правительства РФ и решений представительных органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более трети разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Если участки недр находятся на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, требуется решение органа местного самоуправления, а решение субъекта РФ должно учитывать интересы этих народов.

Правительством РФ могут быть установлены случаи и порядок выплаты компенсаций коренным малочисленным народам, если не будут приняты меры по защите исконной среды их обитания и традиционного образа жизни в процессе выполнения работ по соглашению на объектах, расположенных на их территориях, и хозяйственной деятельности.

Переговоры и заключение соглашений об этом поручаются исключительно Правительству РФ и органу исполнительной власти субъекта РФ. Субъект РФ законодательно регулирует свое участие в соглашениях.

В отдельных случаях перечни участков недр, право пользования которыми осуществляется на условиях раздела продукции, могут быть предоставлены на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти субъекта РФ, но только при определенных нормативах месторождений нефти, газа, золота и иных стратегических видов полезных ископаемых, установленных законом. В этих случаях инвестор является пользователем недр для разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных федеральным законодательством условиях, отличных от условий соглашения.

Правительство РФ обязано организовать конкурс или аукцион для выявления инвестора. Только по решению Государственной Думы Федерального Собрания РФ разрешается бесконкурсное предоставление участков недр. Условия конкурса или аукциона должны включать предусмотренные законом условия и порядок раздела продукции. В случае же заключения соглашения без проведения конкурса или аукциона порядок раздела продукции устанавливается решением Правительства РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах ее исключительной экономической зоны, также утверждаются отдельными федеральными законами.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также направляет доклад в Счетную палату РФ. Государственная Дума рассматривает доклад только по представлении заключения Счетной палаты РФ.

Предмет соглашения — поиск, разведка и добыча минерального сырья, раздел произведенной продукции, а также ее транспортировка, обработка, хранение, переработка, использование, реализация или распоряжение иным образом (кроме алмазов).

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции установлены Законом о соглашениях о разделе продукции, правила которого имеют приоритет перед правилами, установленными иным законодательством, в том числе гражданским.

Права и обязанности сторон соглашения, имеющие гражданско-правовой характер, определяются и названным законом, и гражданским законодательством с учетом отмеченного выше соотношения.

Сторона, противостоящая по соглашению (договору) государству, субъект предпринимательской деятельности, именуемый в соглашении инвестором, обязуется осуществить за свой счет те действия, которые предусмотрены предметом договора.

Произведенная инвестором продукция подлежит разделу между государством и инвестором, как это обусловлено соглашением. Часть, остающаяся в собственности инвестора, состоит из так называемой компенсационной продукции (возмещающая инвестору его затраты на выполнение работ) и части прибыльной продукции, являющейся долей инвестора. Полученная государством другая часть прибыльной продукции в соответствии с соглашением подлежит распределению с субъектом РФ, на территории которого расположен предоставленный инвестору в пользование участок недр, уже на основе другого договора, заключенного между органами исполнительной власти РФ и ее субъекта.

Договор определяет условия и порядок поступления этой продукции или ее стоимостного эквивалента в согласованных пропорциях в федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Порядок использования федеральной собственности устанавливается Правительством РФ, выручка от ее реализации зачисляется в федеральный бюджет. Порядок использования части продукции, поступающей в собственность субъекта РФ, определяется его законодательством. Имущество инвестора, приобретенное для производства работ, является его собственностью, если иное не установлено соглашением. Право собственности на это имущество может перейти к государству, если стоимость этого имущества полностью возмещена.

Вся первичная геологическая, геофизическая и иная информация, производные данные, а также образцы горных пород, выявленных в результате работ по соглашению, принадлежит государству. Инвестор вправе безвозмездно пользоваться информацией на условиях конфиденциальности.

Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:

— разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата;

— ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр;

— регулярные платежи (роялти) в процентах от объема добычи минерального сырья между РФ и ее субъектом, территория которого используется для проведения работ по заключенному соглашению; распределение указанной продукции, полученной государством, осуществляется на основе отдельных договоров, заключаемых органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ.

Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а также сопровождающая иная продукция и доходы, правомерно полученные, становятся собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. Иное может быть установлено лицензиями на их добычу или договорами поставок (в том числе для федеральных нужд). Те из них, которые оказались непригодными для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни подлежат продаже по договорной цене (не ниже мировых цен) субъектами их добычи, в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федерального органа исполнительной власти, а затем — субъекта РФ.

Правило о приоритетной продаже Государственным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и субъектам РФ не распространяется на исполнение соглашений о разделе продукции при осуществлении поиска, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме алмазов) *(501) в отношении участников соглашений.

Виновные в нарушении установленного порядка изучения, разведки и добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней привлекаются к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

Не приобретенные в приоритетном порядке в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ самородки возвращаются субъектам их добычи или реализуются по их поручениям, в том числе с аукциона, равно как и другие драгоценные металлы и драгоценные камни, не выкупленные соответственно Государственными фондами РФ и субъектов РФ. Они реализуются субъектами их добычи и производства на свободном рынке любым физическим и юридическим лицам, в том числе через биржу драгоценных металлов и драгоценных камней, могут быть использованы также в собственном производстве либо в качестве залога, а также вывезены с территории страны для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом РФ.

Не востребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов используется их собственниками по своему усмотрению на внутреннем и внешнем рынках. Оплаченная, но не востребованная в течение 3 месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ на ответственное хранение: она может быть востребована по предъявлении прав собственника.

Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ строго централизован: Правительство РФ утверждает ежегодный план их использования с указанием конкретных целей отпуска, а отпуск золота и сверх плана других ценностей для целей, не предусмотренных планом или сверх запланированного объема, производится только по представлению Председателя Правительства РФ и решению Президента РФ с внесением соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Пользователи недр не могут приобретать слитки у других субъектов и друг у друга, передавать полученное минеральное сырье его участникам (акционерам), а также не допускается его передача между участниками (акционерами) пользователями недр.

Природа права пользования недрами: дискуссионный аспект

Право государственной собственности на недра в Российской Федерации: понятие, содержание и особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.06, кандидат юридических наук Свиридова, Ольга Станиславовна

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Свиридова, Ольга Станиславовна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Нормативные правовые акты

1. Международные правовые акты

1. Конвенция Организации Объединенных наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 1.

2. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.) // Ведомости ВС СССР. 1964. № 43. Ст. 472.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. № 44. Ст. 4177.

5. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №23. Ст. 2381.

7. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 2.

8. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

9. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 524.

11. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1) Ст. 3105.

12. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-I // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

13. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 436.

14. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 2. Ст. 2581.

15. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2669.

16. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.

17. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (с изменениями от 26 июня 2007 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 20 августа 1992 г. № 33. Ст. 1917.

18. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 61 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования для целей геологического изучения недр

(за исключением недр на участках недр федерального значения)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 20.

19. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. № 126 «Об утверждении Временных положения и классификаций» // Природно-ресурсные ведомости. 2001. № 23.

20. Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №31.

21. Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ, МПР РФ 31 декабря 1997 г., 7 февраля 1998 г. №№ 58, 56) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 7.

22. Инструкция по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (утв. Постановлением МПР РФ и Госгортехнадзора РФ от 25 марта 1999 г. № 18/2) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 20.

23. Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 сентября 1996 г. № 35) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. №9.

24. Закон Республики Татарстан от 25 декабря 1992 г. № 1722-ХП «О недрах» // Ведомости Татарстана. 1993. № 28.

25. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 8-П «О проверке конституционности Земельного

кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №25. Ст. 2728.

27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429.

28. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92-0 «О признании утратившими силу и не подлежащими применению отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 6.

29. Концепция развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. №11.

3. Нормативные правовые акты Российской империи и СССР

1. Именной Указ Петра I 1719 г. «Об учреждении Берг-Коллегиума для ведения в оном дел о рудах и минералах» // Полное собрание законов Российской Империи. Т. V. 1713-1719. № 3464. СПб., 1830.

2. Манифест Екатерины II 1782 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Т. VIII. № 15447. СПб., 1830.

3. Устав монетный, горный, о соли // Полное собрание законов Российской Империи. Т. VII. СПб., 1893.

4. Декрет II Съезда Советов от 26 октября 1917 г. «О земле» // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 3.

5. Декрет от 17 февраля 1918 г. «О социализации земли» // СУ РСФСР. 1918. №25. Ст. 346.

6. Конституция РСФСР 1918 г.// Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. 1918. № 151.

7. Декрет СНК «О недрах земли» от 30 апреля 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. №36. Ст. 171.

8. Положение о недрах земли и их разработке от 7 июля 1923 г., утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1923. № 54. Ст. 532.

9. Конституция СССР 1924 г. // Юридическое издание Наркомюста, 1924.

10. Конституция РСФСР 1925 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. № 118.

11. Горное положение Союза ССР от 9 сентября 1927 г., утвержденное ЦИК и СНК СССР // СУ РСФСР. 1927. № 68. Ст. 687, 688.

12. Горный закон РСФСР от 15 октября 1928 г., утвержденный ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1928. № 133. Ст. 871.

13. Конституция СССР 1936 г. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1937.

14. Конституция РСФСР 1937 г. // СУРРКП РСФСР. 1937. № 2.

15. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. М.: Юридическая литература, 1967.

16. Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о недрах, утвержденные ВС СССР 9 июля 1975 г. // Вестник ВС СССР. 1975. № 84. Ст. 435.

17. Закон РСФСР от 1 ноября 1976 г. «Кодекс РСФСР о недрах» // Вестник ВС РСФСР. 1976. № 28. Ст. 895.

18. Конституция СССР 1977 г. // Ведомости ВСНД и ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

19. Конституция РСФСР 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

II. Научная литература

1. Абамелек-Лазарев С.С. Нужно ли вводить в России горную свободу, отмененную в Германии. СПб., 1909. — 33 с.

2. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Д.Н. Бахрах. М.: БЕК, 1997. — 330 с.

3. Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950.-307 с.

4. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1981. -360 с.

5. Алексеев С.С. Перед выбором. М., 1990. — 288 с.

6. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 3-е изд. М., 2007.-240 с.

7. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск: СвЮрИнститут, 1972. — 396 с.

8. Анализ нормативно-правовых баз по недропользованию, действующих в России и Канаде. М.: ВНИИОЭНГ, 2001. — 340 с.

9. Асланян ИЛ. Основные начала российского частного права. Иркутск: Издательство ИГЭА, 2001. — 270 с.

10. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004. — 400 с.

11. Башмаков Г. С. Право пользования недрами в СССР. М.: Наука, 1974. -156 с.

12.Башмаков Г.С., Каверин A.M., Краснов Н.И. Законодательство о недрах. М.: Юридическая литература, 1976. — 80 с.

13. Бахрак Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. — 816 с.

14. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 1628 с.

15. Бринчук М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений. М.: Институт государства и права РАН, 2011. — 152 с.

16. Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика. М.: ООО Издательство «Нестор Академик», 2007. -352 с.

17. Василевская Д.В. Правовой режим недропользования в России и зарубежных странах. М.: ООО «ПравоТЭК», 2010. — 376 с.

IS. Василевская Д.В. О совершенствовании законодательства и государственного управления отношениями недропользования на континентальном шельфе РФ / Серия: Академические чтения. Вып. 63. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2010. — 22 с.

19 .Венедиктов A.B. Право государственной социалистической собственности. М.; Л., 1948. — 839 с.

20. Виткявичюс П.П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс, 1978. — 208 с.

21. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М.: МЗ-Пресс, 2002. — 170 с.

22. Вовчок В. Недра земли в России и их обобществление. СПб., 1908. -164 с.

24. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. -232 с.

25. Галлов В.В., Зинченко С.А. Собственность и производные вещные права. Теория и практика. Ростов-н/Д., 2003. — 200 с.

27. ГенкинД.М. Право собственности в СССР. М., 1961. — 223 с.

28.Гордин Д.В. Природные ресурсы — как основа функционирования мировой экономики. Киров: ВГПУ, 2001. — 85 с.

29. Горная энциклопедия. Т. 3. М., 1987. — 592 с.

30. Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Издательство БЕК, 2003. — 816 с.

31. Гражданское право: учебник: В 3 т. Т. 1 / E.H. Абрамова, H.H. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. M.: ТК Велби, 2008.- 1008 с.

32. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Маслаева. М.: Юристъ, 2002. — 536 с.

33. Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., 1996.

34. Григорьев К. Вопросы теории земельного права. М., 1963. — 210 с.

35. Даль В. Толковый словарь живого русского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1989. -575 с.

Ъ1.Дорохин C.B. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2008. — 136 с.

38. Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность, свобода, право. Ростов-н/Д., 1995.- 160 с.

39. Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993. — 376 с.

40. Карасе A.B. Право государственной социалистической собственности. Объекты и содержание. М., 1954. — 280 с.

41. Кеппен А.П. О необходимости коренной реформы законодательства о правах на недра. СПб.: Типография С. Корнатовского, 1894.

42. Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма РАН, 1999. — 144 с.

43. Клюкин БД. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец-издат, 2000. — 400 с.

44.Кокин В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2005. — 224 с.

47. Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М., 1972. — 216 с.

48. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. М.: Издательство БЕК, 2002. — 592 с.

49. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. A.C. Прудникова, В.И. Авсеенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 767 с.

50. Корнеее С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964. — 268 с.

51 .Крассов О.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М.: Юристъ, 2003. — 815 с.

52. Крассов О.И Природные ресурсы России. Комментарий законодательства. М., 2002. — 480 с.

53. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб., 2002. — 544 с.

54. Ленин В.И. Поли. собр. соч. М.: Издательство политической литературы, 1967.

55. Лискоеец Б.А. Правовое регулирование разведок и разработок месторождений полезных ископаемых в СССР. М., 1960. — 119 с.

56. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004.-384 с.

57. Матеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юристъ, 1999. — 384 с.

58. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. Т. 4, 19, 25. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981.

59. Международно-правовые основы недропользования: Учебное пособие / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М.: Норма, 2007. — 528 с.

60. Мельгунов В.Д. Виды и сроки пользования недрами. Порядок предоставления недр в пользование. Переход и прекращение прав пользования недрами: Конспект лекций. М.: РГУ нефти и газа им. И.М.

Губкина, 2004. — 23 с.

62. Миргазизова Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации (на примере нефти и газа). Новосибирск: Наука, 2000. — 176 с.

63. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Эксмо, 2007.

— 448 с.

64.Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.-352 с.

65. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.

— 848 с.

67.Певзнер М.Е. Горное право: Учебник для вузов. М.: Издательство «Горная книга»; Издательство Московского государственного горного университета, 2009. — 376 с.

68.Перчик А.И. Горное право: Учебник. М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002. — 525 с.

69. Перчик А.И. Горное право: Учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2008. —

392 с.

70. Перчик А.И. Основы горного права. М.: Недра, 1996. — 298 с.

71. Перчик А.И. Горное право. Словарь. Термины, понятия, институты. М.: Изд-во «Квадратум», 2000. — 303 с.

73. Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом ИНФРА-М, 1999.-1110 с.

74. Система советского законодательства / Под ред. И.С. Самощенко. М.: Юридическая литература, 1980. — 328 с.

75. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. М: Дело, 2000. — 512 с.

76. Советское гражданское право / Под ред. Д.М. Генкина. Т. 1. М.: Юриздат, 1950. — 495 с.

77. Советское гражданское право / Под ред. С.Н. Братуся. М.,1950. — 288 с.

78. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М.: Статут, 2004. — 223 с.

79. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991. — 240 с.

80. Сыродоев H.A. Правовой режим недр. М., 1969. — 168 с.

81. Тененбаум-Мушинский В.О. Государственная власть и государственная собственность. Саратов, 1984. — 109 с.

100. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. — 570 с.

101. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997.-475 с.

103. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: БЕК, 1995. — 496 с.

106.Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. — 227 с.

108. Турубинер A.M. Право собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958.-331 с.

109. Удинцев В.А. Пределы горной свободы. Баку, 1927.

110. Удинцев В.А. Русское горно-земельное право. Киев, 1909. — 373 с.

111 .Ушаков H.A. Суверенитет в современном международном праве. М., 1963.-271 с.

112. Хвостов В. Общая теория права. М., 1914.-155 с.

113. Ходырев П.М. Право собственности на недра и их ресурсы: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010.-152 с.

114. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994.-240 с.

115 .Шамхалов Ф. Собственность и власть. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 412 с.

116. Щенникова JI.B. Вещные права в гражданском праве России. М.: Издательство БЕК, 1996. — 200 с.

117. Щенникова Л.В. Вещное право. Пермь, 2001. — 240 с.

118. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005.-461 с.

120. Штоф A.A. Сравнительный очерк горного законодательства в России и Западной Европе. СПб., 1882. — 232 с.

121. Штоф A.A. Нужна ли нам «горная свобода»? Харьков, 1905.

122. Яковлев В.Н. Экологическое право. Кишинев, 1988. — 342 с.

123. Яновский А.Е. Основные начала горного законодательства и пересмотр его в России. СПб., 1900. — 166 с.

III. Научные статьи и публикации в периодических изданиях

2. Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в Российской Федерации и концепция публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 2-7.

3. Башмаков Г. С. Понятие недр по советскому законодательству // Советское государство и право. 1973. № 9. С. 129-132.

4. Вельский КС. О функциях исполнительной власти // Государство и право. №3. 1997. С. 14-21.

5. Бринчук М.М. Частная собственность и природа // Государство и право. 2011. №9. С. 24-33

6. Бринчук М.М. Право собственности на природу: проблемы теории // Труды Института государства и права РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2011. № 4. С. 153-174.

7. Бринчук М.М. Потенциал природы как методологическое основание государственной экологической политики и экологического права // Экологическое право. 2010. № 3. С. 2-8.

8. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями права // Государство и право. 2009. № 7. С. 25-37.

9. Бринчук М.М. Сочетание интегрированного и дифференцированного подходов — основа прогрессивного развития экологического права в XXI веке // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Экологическое и природоресурсное право. Трудовое право. Предпринимательское право. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2001.С. 3-10.

10. Бринчук М.М. Эколого-правовые аспекты собственности на природные ресурсы в контексте публичного и частного права. Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. Сборник научных статей / Под ред. А.И. Бобылева, H.A. Духно. Вып. 1. М.: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения, 2000. С. 48-56.

12. Винницкий A.B. Проблема соотношения сделок и административных актов в сфере управления государственной собственностью // Государство и право. 2009. № 12. С. 25-32.

13. Винницкий A.B. О современной концепции публичной собственности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 125133.

15 .Дозорцев В. А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 1. С. 26-35.

17. Ибрагимов В.Б. Недра и Закон «О недрах»: проблема соотношения понятий // Нефть, газ, право. 2010. № 3. С. 46-57.

18.Кажлаев С.А. Об оптимальном соотношении частного и публичного права в развитии рыночной экономики России // Право и экономика. 2010. № 7. С. 4-8.

20. Клеандров М.И. Нефтегазовый комплекс России и базовые проблемы права собственности // Правовые проблемы нефтегазового комплекса: Сборник научных трудов. Вып. 4 / Под общ. ред. М.И. Клеандрова, О.И. Клоца. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2003. С. 13-29.

21 .Клеандров М.И. «Недоправоспособные» хозяйствующие субъекты в нефтегазовом комплексе России // Правовые проблемы нефтегазового комплекса: Сборник научных трудов. Вып. 5 / Под общ. ред. М.И. Клеандрова, Р.Н. Салиевой. Тюмень: Отдел правовых проблем нефтегазового комплекса ТюмНЦ СО РАН, ТГНГУ, 2004. С. 18-38.

23. Кокин В.Н. Право собственности на недра: мировой опыт и российский путь // Нефть, газ, право. 2004. №. 5. С. 39-48.

24. Крассов О.И., Рюмина Р.Б. Право государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право. 1995. № 9. С. 33-41.

25. Кряжков A.B. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10. С. 91-99.

26. Кутафин O.E. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 46-54.

27. Лагуткин A.B. Государственные границы в недрах // Государство и право. 2010. №6. С. 105-109.

30. Малая Т.Н. Природные ресурсы как объекты права собственности: о соотношении природоресурсного и гражданского законодательства в определении их режима // Экологическое право. 2009. № 5-6. С. 46-48.

31. Матузов Н.И. Гносеологический аспект. О праве в объективном и субъективном смысле // Правоведение. 1999. № 4. С. 129-143.

32. Мелъгунов В.Д. Право пользования недрами в Российской Федерации // Государство и право. 2008. № 9. С. 43-50.

34. Мороз СЛ., Жусупов Е.Б. Недра как объект вещных прав // Правовые вопросы недвижимости. 2007. № 2. С. 19-24.

35. Морозова Л.А. Государство и собственность (Проблемы межотраслевого института) // Государство и право. 1996. №.12. С. 1932.

37. Певзнер М.Е. Основные направления совершенствования законодательства о недрах // Государство и право. 1997. № 5. С. 70-73.

38. Перчик А.И. Критическое прочтение Закона «О недрах»: понятия, институты, терминология // Нефть, газ, право. 2007. № 2. С. 9-16.

39.Перчик А.И. Критическое прочтение Закона «О недрах»: понятия, институты, терминология // Нефть, газ, право. 2007. № 3. С. 14-20.

43. Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 55-64.

44. Теплое О.М. К разработке Основ законодательства Российской Федерации о недрах // Государство и право. 1994. №З.С. 101-107.

45. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 3-12.

46. Тихомирова С.Р. Горные отношения в России на рубеже XV-XVII веков // Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом

комплексе. Вып. 1: Научные труды кафедры горного права. М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001. С. 33-57.

47. Толстой Ю.К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № 1.С. 15-23.

48. Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 31-38.

49. Толстых Н.И. Правовые проблемы реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере недропользования // Нефть, газ, право. 2007. № 5.

50. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 101-111.

51. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 87-101.

52.Яковлев В.Ф. О взаимодействии публичного и частного права // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической техники: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999.

IV. Диссертации и авторефераты диссертаций

3. Данилова Н.В. Право государственной собственности на недра: Дисс. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. — 251 с.

5. Коган М.Е. Право государственной собственности на недра земли в СССР: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1955. — 11 с.

9. У сков О.Ю. Право государственной собственности в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. Белгород, 2003. -203 с.

10. Храмов Д.Г. Право пользования недрами в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. — 194 с.

Вернуть право на недра гражданам России, проживавшим на территории РФ до 1993 года.

Чтобы исключить разбазаривание природных ресурсов России и подчинить их использование на благо граждан РФ, я предлагаю в Конституции РФ дополнить статью 9 пунктом 3: «Земля и ее недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются собственностью граждан РФ. Использование Земельных участков, природных ресурсов на всей территории РФ регламентируется только государством, исключительно для повышения благосостояния граждан РФ».

Конституция СССР 1977 года, статья 11 обеспечивала гражданам страны право на бесплатное лечение, обучение и жилье, а так же пенсионные выплаты равные заработной плате и устоявшийся до настоящего времени пенсионный возраст, она гласила:
Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

После развала СССР шайкой антинародных депутатов, под руководством США был принят ряд антинародных законов, позволяющих безнаказанно разворовывать наши недра.

Закон РФ «О недрах» 1992 года. Статья 1.2. Собственность на недра.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В 1993 году без общенародного обсуждений была принята ныне действующая Конституция из которой исключили статью о принадлежности недр народу, т.е. подкрепили антинародный закон, Статья 9 Конституции РФ гласит:
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

То есть в основном законе РФ не закреплено ни право Государства РФ, ни право .граждан РФ на недра, а лишь однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности. Но Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Эти правомочия в комплексе составляют юридическое право собственности. Право распоряжения – это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Российская Федерация самая большое по площади государство в мире, занимающее 17 125 191 кв. км. На ее территории и в недрах сосредоточена большая часть мировых запасов природных ресурсов.

В России 9% продуктивных пахотных земель мира и 50% мировых черноземов.
Россия по разведанным данным занимает 1-е место в мире по запасам газа, серебра и алмазов. 3-е по запасам угля и золота, по запасам нефти и урана РФ занимает 7-е место и только наше законное право на недра вернет нам наши права, позволит нам жить, а не существовать.

Право собственности на недра

Ключевым элементом регулирования отношений по использованию и охране недр являются отношения собственности на них. Закрепление в праве экономических конструкций недропользования начинает занимать все большее место и привлекать пристальное внимание российских и зарубежных природопользователей, что обусловливается рядом факторов.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Добытые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом природопользования и охраны окружающей среды, поскольку теряют связь с ней, а становятся предметом гражданского оборота) по условиям выданной государством лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По ГК РФ государственная собственность имеет две формы – собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ. Указанная законодательная формула успешно развивается в виде четкого разграничения полномочий в области управления государственной собственностью на недра и недропользования между Российской Федерацией и субъектами РФ.

В связи с муниципальной реформой увеличивается компетенция муниципальных образований и органов местного самоуправления в области использования подземного пространства городов и иных поселений, их прав владения, распоряжения добытыми общераспространенными полезными ископаемыми (песок, глина, торф, гравий).

Поэтому необходимо и органы местного самоуправления считать важными элементами правового механизма – участниками использования и охраны недр, субъектами управления публичной собственностью на них.

Таким образом, в России провозглашена исключительная государственная собственность на недра с предоставлением прав частной, муниципальной, государственной собственности на добытые из недр минеральные и иные природные ресурсы.

Историческая справка

Вопрос принадлежности недр государству, физическим и юридическим лицам всегда находился на повестке дня – при освоении новых земель при Петре I в России в XVIII в. и при «золотой лихорадке» в США в XIX в. Принятый на стыке XIX и XX вв. Устав горный Российской империи уже содержал частноправовые и публично-правовые принципы с тенденцией усиления вторых, что и получило отражение в законодательстве последующего столетия.

В связи с обострением на планете минерально-сырьевых проблем возрастает значение допуска иностранных физических и юридических лиц к владению, пользованию и распоряжению недрами, обособления крупных национальных месторождений, имеющих стратегическое значение для развития страны.

В большинстве развитых государств законодательством досконально регулируется участие иностранных юридических лиц (иностранного капитала) в проектах по освоению месторождений, расположенных как на суше, так и на континентальном шельфе.

Это обусловливается конечностью и невозобновляемостью минеральных ресурсов, стремлением государства обеспечить указанными ресурсами будущие поколения, функциями контроля за объектами, обеспечивающими публичный интерес в долгосрочной перспективе .

Участки недр федерального значения

Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и требованиями национального права.

Это делается в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России и обеспечивает ее суверенитет. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

К участкам недр федерального значения относятся, в частности:

После принятия Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» были установлены критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения и ограничения доступа иностранных инвесторов к пользованию этими участками.

Принятие Европейской энергетической хартии, обострение проблем проектирования и строительства нефтепроводов в обход России, перекрытие в некоторых странах российских газонефтепроводов обусловливают принятие на основе международного права мер, направленных на обеспечение независимости российского ТЭК от необоснованного вмешательства кого-либо.

В этих направлениях осуществляется деятельность Правительства РФ по управлению собственностью России на недра на основании федеральных законов, в том числе Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Приняты постановления Правительства РФ:

  • – от 16.09.2008 № 697 «Об утверждении Положения о принятии решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии» (недропользователем, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства);
  • – от 07.11.2008 № 823 «О Порядке официального опубликования перечня участков недр федерального значения в официальном издании Российской Федерации»;
  • – от 27.11.2008 № 897 «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения»;
  • – от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *