Агентство Юридической помощи

Какая часть населения подлежит защите от ЧС

Гражданская оборона и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Гражданская оборона

Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Задачи ГО

1. обучение населения в области гражданской обороны;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13. срочное захоронение трупов в военное время;

14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

ПАМЯТКА населению по действиям при получении сигналов гражданской обороны >>>

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения
    • Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 8 — 11.1)
    • Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 11.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций
  • Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 12 — 17)
    • Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших (ст.ст. 18 — 19)
    • Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 20 — 21)
    • Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 22 — 25)
    • Статья 22. Финансирование целевых программ
    • Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
    • Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Глава VII. Государственная экспертиза и государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 26 — 28)
    • Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности
    • Статья 27. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 29)
    • Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
  • Глава IX. Заключительные положения (ст.ст. 30 — 31)
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009-2014 гг., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21 октября 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организация защиты населения и территорий

Организация защиты представляет собой совокупность взаи­мосвязанных действий, направленных на ее реализацию.

Организация защиты включает в себя:

определение цели и задач защиты;

планирование мероприятий по защите населения;

доведение задач до исполнителей и их подготовку;

контроль и проверку исполнения поставленных задач;

руководство непосредственным исполнением мероприятий за­щиты в Ч С.

Вся организационная работа осуществляется в рамках функцио­нирования — РСЧС.

Цель и задачи РСЧС определены Федеральным законом «О за­щите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Основная цель создания этой системы — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, орга­нов представительной власти субъектов РФ, городов и регионов, а также организаций, учреждений и предприятий в области пре­дупреждения и ликвидации ЧС.

Основные задачи РСЧС.

1. Реализация целевых научно-технических программ, направлен­ных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функциони­рования предприятий, учреждений и организаций в условиях ЧС (важность этой задачи обусловлена тем, что по мере увеличения числа ЧС и роста ущерба от них усилия по ликвидации их последствий становятся все менее эффективными из-за нехватки средств; по под­счетам международных экспертов затраты на прогнозирование ЧС и обеспечение готовности к ним значительно ниже).

2. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты от ЧС.

3. Сбор, обработка и выдача гласной, открытой, достоверной и оперативной информации в области защиты сведений:

о прогнозируемых и возникших ЧС и их последствиях;

радиационной, химической, медико-биологической, пожарной и экологической обстановках на территории.

4. Подготовка населения к действиям в ЧС. — 5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

6. Осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от ЧС.

Структура РСЧС представляет собой многоуровневую иерар­хическую структуру, обычную для сложных организационных си­стем. Она имеет пять уровней, отвечающих административному строению страны: федеральный, региональный, территориальный (в пределах территории субъекта РФ), местный (в соответствии с административным делением субъекта РФ: область, город, рай­он), объектовый (предприятия, организации, учреждения).

На каждом уровне существуют территориальные и функциональ­ные органы, образующие по вертикали соответствующие подсистемы.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-террито­риальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы создаются федеральными орга­нами исполнительной власти для решения задач по защите насе­ления и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем насчитывается более 30. К ним относятся:

подсистема наблюдения и контроля за стихийными гидроме­теорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Федеральной службы России по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

подсистема охраны лесов от пожаров на базе Федеральной служ­бы лесного хозяйства РФ;

подсистема контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Гостехнадзора и Госатомнадзора России;

подсистема сейсмологических наблюдений и прогноза земле­трясений на базе Российской академии наук, Министерства обо­роны Российской Федерации и др.

Каждый уровень РСЧС имеет свои координирующие органы в виде постоянно действующих комиссий по чрезвычайным ситуа­циям (КЧС), силы и средства, финансовые и материальные ре­зервы и т.д.

Координирующие органы РСЧС:

на федеральном уровне — Межведомственная комиссия (МВК) по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти (министер­ствах, ведомствах) — КЧС;

на всех остальных уровнях — соответствующие КЧС (региона РФ, субъекта РФ, района, города, района в городе, объектовые ко­миссии).

Режимы функционирования РСЧС.В зависимости от обстанов­ки, масштаба ожидаемой или возникшей ЧС в пределах конкрет­ной территории решением органов исполнительной власти или местного самоуправления устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

повседневной деятельности — при нормальных производствен­но-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановках;

повышенной готовности — при ухудшении (отклонение от нормальной) обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

чрезвычайной обстановки — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

В каждом из этих режимов осуществляются те или иные меро­приятия, связанные с организацией защиты.

В режиме повседневной деятельности организуется проведение следующих основных (и очевидных) мероприятий: планирование, наблюдение, подготовка (обучение) населения к действиям в ус­ловиях ЧС.

В режиме повышенной готовности все силы и средства защиты и ликвидации ЧС приводятся в готовность к немедленному при­менению по назначению в соответствии с Планом действий. В ре­жим непрерывного действия переводятся силы и средства органов

управления, контроля и наблюдения; силы и средства ликвида­ции последствий при необходимости выводятся в районы пред­полагаемой ЧС. Руководство функционированием территориаль­ных и функциональных подсистем принимают на себя соответ­ствующие комиссии по ЧС.

В режиме чрезвычайной обстановки осуществляется немедлен­ное применение всех сил и средств по их назначению и реализу­ются меры по непосредственной защите населения от ЧС.

Защита населения осуществляется в три этапа.

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите, включающие в себя:

оповещение населения об опасности;

использование имеющихся средств для защиты населения и локализации источников ЧС;

соблюдение режимов поведения в зонах загрязнении, а при необходимости — эвакуация.

На втором этапе проводятся аварийно-спасательные и аварий­но-восстановительные работы, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

На третьем этапе решаются задачи по первоочередному жизне­обеспечению населения в районах, пострадавших в результате действия ИЧС. С этой целью выполняются:

временное размещение населения, оставшегося без жилья;

обеспечение населения незагрязненными продуктами питания, водой и предметами первой необходимости; -распределение материальной помощи и т.д.

Основные мероприятия этого этапа проводятся органами ме­стной власти. Нормы обеспечения населения (пострадавших и эва­куированных) продовольствием, предметами первой необходи­мости, материально-техническим имуществом устанавливаются каждым субъектом РФ. К материально-техническому имуществу относятся строительные материалы (цемент, шифер, рубероид, лес, стекло и т.д.), нормы на которые не определены, а установ­лена только их номенклатура.

Глава 5

Дата добавления: 2016-01-16; просмотров: 2579;

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральным законом от 1 апреля 2012 г. N 23-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в подпункт «в» части первой статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 404-ФЗ подпункт «г» части первой статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст подпункта в предыдущей редакции

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов постановление СМ — Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 38-ФЗ в подпункт «д» статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом «и»

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Требования к организациям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены требования к организациям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обязанности должностных лиц по организации работы в данной области.

В Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены обязанности организаций (как юридических лиц), а, следовательно, и их руководителей (как должностных лиц), в частности:

Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В Положении о РСЧС определено, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

Согласно указанному закону в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13.11.2003 на опасных объектах разрабатывается паспорт безопасности опасного объекта. Типовой паспорт безопасности опасного объекта утвержден приказом МЧС России от 04.11.2004 N 506.

В соответствии с приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся:

— разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

— прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

— обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств, к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;

— сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

— декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;

— создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в соответствии с разделом V данных Требований, организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссиями МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с учетом класса опасности объекта. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация в соответствующую комиссию представляет следующие материалы:

— необходимую проектную документацию на строительство;

— план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— декларацию безопасности объекта;

— план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При необходимости комиссии предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.

Поскольку организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет МЧС России, а оно определило, что в субъекте Российской Федерации, местном органе самоуправления, организации и объекте разрабатывается соответствующий План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то выполнение или невыполнение данного пункта рассматривается в аспекте реализации планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соответствующих организационно-методических указаний на очередной год и ряда других документов. Осуществление мер по защите персонала объектов от чрезвычайных ситуаций определяется исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Одним из основных способов защиты персонала объектов и населения является предоставление средств индивидуальной защиты.

Порядок использования и содержания средств индивидуальной защиты, требования к складским помещениям, а также порядок накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля определены «Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», введенными в действие приказом МЧС России от 27.05.2000 N 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».

Создание запасов средств индивидуальной защиты на объектах осуществляется в повседневной деятельности и обеспечения, хранения в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению сохранности указанных средств.

Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — в военное и мирное время) (п. 2 Приложения к Приказу МЧС России от 21.12.2005 N 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечении населения средствами индивидуальной защиты»).

Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и в составе государственного материального резерва (п. 3 Приложения к Приказу МЧС России от 21.12.2005 N 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечении населения средствами индивидуальной защиты»).

Важной составной частью мероприятий по защите персонала предприятий является обеспечение медицинскими средствами индивидуальной защиты.

Накопление средств медицинской защиты персонала предприятий производится согласно нормам содержания запасов медикаментов и медицинского имущества НАСФ (Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999).

Наложение административного взыскания за нарушение правил использования и содержания средств индивидуальной защиты осуществляется при условии нарушения Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, введенных в действие приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».

Еще одним способом защиты персонала объектов при ЧС является использование для укрытия при пожарах, разливах АХОВ, наводнениях (затоплениях) защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО).

Требования к содержанию и эксплуатации ЗС ГО отражены в п. 4 приложения 12 к Методическим рекомендациям и в п. 8 настоящего приложения.

Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации убежищ и противорадиационных укрытий осуществляется при условии нарушения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», к объектам гражданской обороны относятся не только убежища и противорадиационные укрытия, но и специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Создание подобных объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определено, что организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, следовательно, руководители организаций как должностные лица несут ответственность за соблюдение правил эксплуатации объектов гражданской обороны и, в случае нарушения ими этих правил, на них может быть наложен административный штраф, предусмотренный статьей 20.7 Кодекса.

Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта осуществляется при условии нарушения правил эксплуатации объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.

Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, введенных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:

— заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;

— заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта).

Важной частью выполнения обязанностей организаций в данной области является обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов, повышение устойчивости их функционирования, в частности:

— для потенциально опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — разработка декларации промышленной безопасности и заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

— в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» — выполнение нормы о лицензировании всех видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан;

— выполнение предписаний госнадзорных и контрольных органов по предотвращению возможных чрезвычайных ситуаций;

— наличие установленных нормативными актами инженерных систем по локализации зон возможного опасного химического и радиоактивного заражения.

Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень конкретных сил постоянной готовности федерального уровня утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, на территориальном уровне утверждается в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, на территориях местного самоуправления и в организациях решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций на базе существующих специализированных предприятий, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и т.д.) могут создаваться территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

— заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в

— случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

— обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, введенных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов.

Следовательно, в обязанности организаций, их руководителей входит создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств РСЧС, установленных для данной организации.

Подготовка и обеспечение готовности к действиям сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых организацией, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе формирований является одной из первоочередных задач КЧС ПБ, а, следовательно, и должностных лиц — руководителей организаций (объектов) и председателей КЧС ПБ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», соответствующих организационных указаний по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций на определенный период, других нормативных методических документов МЧС России.

Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», нормативными правовыми документами субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций определены организации, обязанные создавать локальные системы оповещения.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В соответствии со статьей 67 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, введенных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», обязательным показателем готовности потенциально опасного объекта является наличие системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возлагается в первую очередь на эти объекты как юридических лиц, а, следовательно, и на их руководителей. Организация оповещения входит и в задачи КЧС ПБ и председателей КЧС ПБ как должностных лиц;

Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций, согласно Положению о РСЧС, осуществляется в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций в первую очередь силами и средствами организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий, т.е. нарушение, предусмотренное статьей 20.6 Кодекса, можно рассматривать:

— неготовность сил и средств РСЧС, установленных для данного объекта, несоответствие их порядку применения и действий, определенных соответствующими Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— ненадлежащее руководство силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций со стороны руководителей организаций, председателей КЧС ПБ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, приведшее к расширению границ зон чрезвычайных ситуаций, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На руководителей организаций и председателей КЧС ПБ как должностных лиц, основываясь на вышерассмотренных положениях и ГОСТах, других нормативных правовых актах, за невыполнение мероприятий по обеспечению организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 20.6 Кодекса;

Финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Порядок финансирования мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера — за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Положением о РСЧС на объектовом уровне постоянно действующими органами управления единой системы являются структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Финансирование органов управления по делам ГО и ЧС бюджетных организаций осуществляется в соответствии со сметой, финансово-плановым актом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание организаций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1996 N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации;

Создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Положением о РСЧС и Порядком создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов создается за счет собственных средств организаций, а номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, введенных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», обязательным показателем готовности потенциально опасного объекта является наличие резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.

Следовательно, финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств организаций.

Предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право получать, а организации, независимо от форм собственности, обязаны предоставлять сведения, об их деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций введена приказом МЧС России от 07.08.1997 N 382.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 6 вышеназванного закона сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непредставление организациями в установленном порядке данной информации может быть расценено как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий, т.е. нарушение, предусмотренное статьей 20.6 Кодекса.

Сбор информации и обмен ею в установленном порядке осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а это предполагает наличие дежурно-диспетчерских служб, должностных лиц (дежурных), определенных для приема информации и доведения ее до руководящего состава или непосредственно до работников организаций с использованием технических средств связи и информирования, локальных или объектовых систем оповещения.

Отсутствие возможности своевременного оповещения работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций может быть расценено как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей организацией, следовательно, и их руководителями, другими должностными лицами организаций, ответственными за предоставление соответствующей информации, т.е. как нарушение, предусмотренное статьей 20.6 Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *