Агентство Юридической помощи

Экологический налог в 2019

Содержание

Экологический налог в России в 2019 году

Министерством финансов подготовлен новый законопроект, согласно которому в России в 2019 году появится новый экологический налог.

Точнее в следующем году планируют только рассмотреть разработанный проект и внести в него возможные поправки, хотя впервые разговоры о нем начали ходить еще 2 года назад. Толчком для таких решительных действий стало обращение бизнесменов к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой систематизировать неналоговые платежи.

Если депутаты поддержат инициативу Минфина, с 1 января 2020 года юридическим и физическим лицам придется платить экологический налог.

Главной целью введения новых взысканий является улучшение экологической ситуации, снижение загрязняющих выбросов и сбросов в окружающую среду. Авторы законопроекта считают, что изменения в Налоговом Кодексе станет отличным стимулом для предприятий внедрять технологии, направленные на снижение нанесения вреда природе в процессе их деятельности. Это поможет сократить размер налога, а значит, имеет финансовую выгоду.

Кто и за что будет платить?

Платить экологический налог, если его примут в 2019 году, придется организациям и предприятиям, а также физическим лицам, которые занимаются индивидуальным предпринимательством, осуществляют хозяйственную или другую деятельность.

Облагаться налогом будут:

  • выбросы, попадающие в атмосферу в процессе производства;
  • сбросы, которые загрязняют реки и водоемы;
  • стоки и другие загрязняющие вещества;
  • отходы, образующиеся в результате добывающего или перерабатывающего производства.

В целом новый налог заменит старые платы за выбросы и сбросы, но механизм уплаты планируют усовершенствовать. К тому же за неуплату будет предусмотрен штраф, поэтому предпринимателям и предприятиям уклоняться от налога будет невыгодно.

Важно!
Освобождаться от налоговых взысканий будут только те предприятия, в процессе деятельности которых образуются исключительно твердые коммунальные отходы.

Дополнительные траты в таком случае будут ложиться на плечи служб, которые занимаются утилизацией твердых отходов. По словам экспертов, механизмы уплаты экологического налога требуют еще серьезной доработки и улучшения. Дело в том, что пока не предусмотрены каналы, по которым деньги от государства будут поступать к утилизационным заводам. Это только один из нюансов, а их довольно много, поэтому законопроект требует не только рассмотрения, но и доработки.

Сколько придется платить?

Если в 2019 году окончательно введут экологический налог, рассчитываться его размер будет по определенной формуле. Размер уплаты будет зависеть от следующих факторов: объема и массы выбросов, сбросов или отходов; их токсичности и опасности для окружающей среды; установленных нормативов и др.

Ныне уже предусмотрены фиксированные ставки за некоторые виды веществ, загрязняющих окружающую среду:

  • аммиак – 138,8 за 1 тонну;
  • сероводород – 686,2 руб. за 1 тонну;
  • диоксида азота – 138,8 руб. за 1 тонну и др.

Довольно сильно могут вырасти расходы у предприятий, которые загрязняют окружающую среду ртутью или свинцом, а также соединения этих тяжелых металлов. За каждую тонну этих веществ придется заплатить более 18 тыс. рублей. Общая политика законопроекта заключается в следующем: чем опаснее вещество для окружающей среды, в частности для человека, тем больше придется платить за его попадание в воздух, воду или грунт.

Важно!
Для предприятий, которые находятся на территории регионов с усиленной охраной природы, дополнительно будет учитываться коэффициент при подсчете суммы к уплате.

Особенности налогообложения.

Известно, что декларацию в местные органы Федеральной Налоговой службы организации и предприниматели должны будут подавать самостоятельно по истечению каждого налогового периода. Все действия можно выполнить через интернет. Достаточно зайти в систему Росприроднадзора, заполнить отчет и загрузить документы на сайт. Такой способ отправки документов не только экономит время, но и позволяет зафиксировать дату и время отправки. Подобная информация может пригодиться в случае судебных разбирательств, если документы не загрузились из-за сбоя в системе или по другим причинам.

Мнения специалистов касаемо новых введений в Налоговый Кодекс сильно отличаются. Некоторые журналисты и эксперты говорят о том, что экологический налог усложнит жизнь простым гражданам в регионах. Дело в том, что выхлопные газы автомобилей также попадают под его действие, но старые машины, которыми владеют люди с низким или средним уровнем достатка, обычно сильнее загрязняют окружающую среду. В тоже время обычные люди не покидают надежды, что новый законопроект будет доработан и усовершенствован с учетом потребностей простых граждан.

Статьи и заметки

Утилизационный сбор вырастет с 1 апреля 2018 года (+ставки)

Подробности Категория: Статьи Опубликовано 21.03.2018

С 1 апреля 2018 года будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колёсные транспортные средства (шасси) и прицепы. Увеличение ставок утилизационного сбора по видам техники составит в среднем порядка 15%.

Напомним, в 2017 году Минпромторг предложил с 1 января 2018 года увеличить утилизационный сбор на автомобили на 87-125%, сообщает портал Avtospravochnaya.com. С 1 января 2018 года ставки утильсбора поменять не успели. Однако, 19 марта 2018 года Правительство утвердило Постановление №300, согласно которому ставки утильсбора вырастут с 1 апреля 2018 года. Документ подписал Дмитрий Медведев. Речь идет о легковых автомобилях, грузовых автомобилях, спецтехнике и прицепах. Поправки напрямую повлияют на продажи отечественных заводов — «КАМАЗа», «Группы ГАЗ» и др.

Согласно документу, с 1 апреля 2018 года будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колёсные транспортные средства (шасси) и прицепы. При этом увеличение ставок утилизационного сбора по видам техники составит в среднем порядка 15%. В соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» полуприцепы и прицепы отнесены к колёсным транспортным средствам. Внесёнными изменениями механизм взимания утилизационного сбора распространён и на полуприцепы. Целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов, сообщает Avtospravochnaya.com.

Увеличение утильсбора на руку отечественным заводам. Такие крупные игроки рынка, как «КАМАЗ» и «ГАЗ» традиционно получают госсубсидии, которые покрывают затраты по уплате утильсбора. Естественно, хуже станет ситуации для импортной техники, особенно старше 3 лет, ставки на которую делают ее ввоз на территорию РФ просто невыгодным.

Напомним, в конце 2017 года «КАМАЗ» сообщил, что инициатива Минпромторга по индексации утилизационного сбора в 2018 году не повлечет повышения розничных цен на продукцию компании. Инициатива министерства отвечает сложившейся рыночной конъюнктуре, а также оправдана с экологической точки зрения. Оказываемая значительная государственная поддержка отрасли в виде мер стимулирования спроса, поддержки производства экологически чистой и перспективной автомобильной техники позволит нивелировать повышение утилизационного сбора, считают на автогиганте.

Ставки утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт

транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

2 Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

3 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

4 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

5 Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

6 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

7 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

8 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25.».

Расчет экологических налогов, порядок уплаты, сдача декларации

С начала 2020 года в России произойдет изменение в области налогообложения. Индивидуальные предприниматели и предприятия будут облагаться новым налогом – экологическим. Не все юридические лица обязаны совершать экологические платежи государству. Оплачивать экологический налог будут вынуждены организации и предприниматели, оказывающие отрицательное действие на окружающую среду. В законодательстве определены и другие ограничения круга лиц, попадающих под налогообложение в сфере экологии.

Срок ввода действия налога

Одна из причин ввода нового налога – перераспределение обязанностей по сбору средств с организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

До 2020 года обязанность по сбору относилась к профильному ведомству – Росприроднадзору. Государственный орган, у которого получение платежей не входило в основные задачи, достигал менее половины необходимого объема по получению компенсаций за нанесенный окружающей среде вред.

Передача обязанностей Федеральной налоговой службе, имеющей необходимый опыт по взысканию задолженностей и организации оплаты обязательных платежей, должна привести к увеличению поступлений средств в бюджет. Теоретически это позволит получить новые ресурсы для защиты окружающей среды. Все собранные средства уйдут в общий бюджет, из которого затем будут выделяться деньги на экологическую защиту.

Кроме изменений адресата платежей, поменялся и сам вид оплаты: экологический сбор стал налогом. Новые положения законодательства во многом дублируют содержание действующего федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (статья 16). По задумке составителей, экологический налог должен сохранить статус-кво для организаций, осуществляющих выплаты. Изменения затронут только недобросовестные предприятия, которые обязаны совершать платежи, но не делают этого. С 2020 года они будут отвечать перед налоговой.

С 1 января по 1 марта 2020 года будет переходный период, в течение которого в Федеральную налоговую службу Росприроднадзор передаст данные по организациям, оказывающим отрицательное действие на окружающую среду. В течение ближайших 10 лет (до 31 декабря 2029) будет действовать пониженная штрафная процентная ставка в 10% для неплательщиков. Ожидается, что изменения в Налоговом кодексе вступят в силу с 1 января 2020 года.

Налогоплательщики экологического налога

Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.

Условия Налогоплательщики
Негативное влияние на окружающую среду Организации, ИП
Образование отходов, кроме ТКО Организации, ИП
Работа с ТКО Региональные операторы
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категории Организации, ИП
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использования Организации, ИП
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шасси Организации, ИП
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизации Организации, ИП

Например, транспортные компании, использующие грузовики, налогом не облагаются, потому что транспортное средство не является стационарным источником выбросов.

Каждое облагаемое налогом лицо обязано встать на учет в местном отделении налоговой службы за 30 дней с момента постановки на государственный учет. Росприроднадзор в течение 10 дней передает в ИФНС данные по новым объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду. Разделение по учету следующее:

  • Росприроднадзор учитывает объекты;
  • ФНС – налогоплательщиков.

Для видов деятельности, относящихся к 4 категории, необходимо получение соответствующего подтверждения. Общее число объектов в России, оказывающих негативное влияние на экологию, – более 250 тысяч.

Объекты налогообложения

В качестве объектов налогообложения выделяется деятельность, относящаяся к негативной для окружающей среды. Под действие экологического налога не попадает:

  • деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
  • объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
  • упаковки и товары, используемые повторно;
  • экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
  • использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
  • скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
  • выбросы на объекте 4 категории;
  • старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.

Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:

  • выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
  • сброс в сточные воды;
  • обработка отходов любого класса опасности.

Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:

  • отработавшие товары и упаковки;
  • транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
  • транспортные средства согласно перечню.

Налоговая база

При подсчетах значения налога в качестве базы используется несколько показателей, связанных с объемом и массой:

  • атмосферные выбросы;
  • сбрасывание в воду;
  • размещаемые отходы.

Дополнительные характеристики способны поднять или опустить итоговый показатель:

  • повторная переработка отходов (понижает);
  • превышение норм, установленных Росприроднадзором (повышает).

Учитываются все виды отходов, обращаемых и вырабатываемых на предприятии. Данные собираются с каждого стационарного источника по результатам экологического контроля на предприятии. Все используемые значения основаны на договорных отношениях самой организации, которая заключает соглашения на вывоз и утилизацию мусора.

Ставка налога

Ставка налога отличается для каждого вида отходов или сырья.

Для развесных товаров используется расчет относительно каждой тонны, для штучных – за единицу. Кроме того, спецификой товара обуславливается применение коэффициентов. К специфическим характеристикам относятся некоторые данные для транспортных средств, например:

  • год выпуска;
  • мощность двигателя;
  • количество осей.

За каждый товар или упаковку значение ставки налога будет аналогично нынешнему экологическому сбору. Размер состоит из 4 характеристик:

  • масса реализованных в России в течение года товаров;
  • коэффициент;
  • масса повторно использованных товаров;
  • ставка.

Значение ставки для некоторых товаров:

Товар или отход Размер ставки, руб.
Самоходные машины и прицепы 172 500
Другие виды транспорта 150 000
Свинцовые аккумуляторы 27 320
Колесные транспортные средства (категория M1, G) 20 000
Хлор 181,6
Диоксид азота, карбонат натрия, аммиак 138,8

Правила расчета начислений

Каждый налогоплательщик рассчитывает размер экологического налога самостоятельно, учитывая каждый источник негативного воздействия на среду, классы опасности, деятельность 1-3 категории опасности. Спустя год с момента вступления закона в силу начнет применяться коэффициент, отражающий смену потребительских цен.

Для мотивации к снижению выбросов и образованию отходов будут применяться соответствующие повышающие коэффициенты:

Значение Условие применения
100 Превышение установленной массы, отсутствие результатов по программе снижения объема выбросов
25 В пределах временно разрешенного превышения

Для расчета налога используется формула, аналогичная вычислениям размера экологического сбора:

С = К * М * Н, где

С – размер налога или сбора,

К – коэффициент,

М – масса на утилизацию за вычетом переработанного сырья,

Н – норма.

Уменьшение размера платежа

Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.

Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.

Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:

Значение Условие применения
0,3 При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов
0,33 Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса
0,49 Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса
0,5 Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности
0,67 Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса

При внедрении наилучших технологий, оплаченных предприятием, в области защиты окружающей среды может применяться нулевой коэффициент, обнуляющий всю сумму налога. Ситуации, при которых предприятие может легально не оплачивать экологический налог:

  • достижение нормативов после внедрение технологий на объекте, оказывающим негативное влияние на экологию;
  • накопленные отходы использованы повторно в собственных нуждах или переданы для этого другой организации.

Порядок и срок уплаты налога

В качестве периода налогообложения используются данные за 1 календарный год.

Все расчеты должны быть произведены до 25 марта следующего года за отчетным. Применяется схема авансовых платежей, которые принимаются после отчетного периода: 1-3 кварталы года. Новые налогоплательщики начинают выплаты с 1 января следующего года после постановки на учет в ФНС.

Для оплаты экологического налога используется авансовая схема, кроме предприятий малого и среднего бизнеса. Всего платеж состоит из 4 частей:

  • 3 авансовых оплаты, равняющихся четверти суммы за прошлый год, – за первые 3 квартала;
  • оплата остатка.

Срок финальной оплаты – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Квартальные платежи выплачиваются не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала.

Представляемая отчетность

Заполнение налоговой декларации происходит только в электронном виде. Налогоплательщик предоставляет и учитывает следующие данные:

  • объем и класс отходов по каждому источнику;
  • ставку и коэффициенты.

Первый показатель определяется путем экологического контроля, а также на основании актов приема-передачи отходов на утилизацию третьим лицам. Все предоставляемые данные, связанные с обращением отходов, должны быть подтверждены контролирующим органом – Росприроднадзором. При заполнении электронной формы указывается место подачи декларации – местное отделение ИФНС.

Порядок заполнения декларации

Форма не заполняется для экспортируемых товаров и упаковок. Включаются в декларацию товары и упаковки, произведенные в России, странах ЕАЭС, третьих странах (после прохождения таможенных процедур).

Декларация производителей заполняется на основании учетных документов, импортеров – таможенных и транспортных. Учитывается каждое наименование и каждая единица товара, а также вес с расхождением от фактического не более килограмма.

Ответственность за неуплату и непредставление декларации

В течение первых 10 лет с момента внедрения закона размер штрафа за отсутствующую или неполную оплату налога будет составлять 10% от неоплаченной суммы. В отличие от Росприроднадзора, налоговая служба при обнаружении недостатков может проверить всю деятельность предприятия, а не только часть экологической защиты.

Помимо повышающих коэффициентов к предприятиям применяются штрафные санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Наказание связано с сокрытием или искажением информации. Для определения размера штрафа используются статья 8.5:

  • 3-6 тысяч рублей – для ИП и должностных лиц;
  • 20-80 тысяч рублей – для организаций.

Другая статья КоАП – 19.7:

  • 3-5 тысяч – для ИП и должностных лиц;
  • 300-500 рублей – для организаций.

Отдельного вида штрафа за неуплату экологического налога не предусмотрено.

Практически любая производственная деятельность связана с образованием отходов. В текущем году предприятия и физические лица уплачивают плату за негативное воздействие на окружающую среду. Но в планах государства с 2020 года заменить ее на экологический налог. Существующая плата признана малоэффективной, и не покрывает в полной мере бюджетных расходов на проведение государственных мероприятий по восстановлению экологии.

У предприятий в 2019 году не предусмотрено выбора: оплачивать существующую плату за загрязнение окружающей среды либо экологический налог. Новый закон будет правомочным только с 01.01.2020.

Какие экологические платежи нужно уплачивать и кому?

Основным документом нормативного характера, регулирующим охрану экологии, является закон от 10.01.02 № 7-ФЗ. Текстом акта определено загрязнение как поступление веществ и (или) энергии в окружающую среду, которое оказывает на нее негативное воздействие. Все негативно влияющие объекты разделяются на 4 категории, где объекты 1 категории наиболее опасные.

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Плата за загрязнение или экологический налог в 2018 году является обязательным платежом.

К плательщикам относят юридических и физических лиц, хозяйственная деятельность которых приводит к образованию отходов. На учет в налоговые органы собственники должны ставить объекты по месту их нахождения. Учет поставленных объектов производится Росприродназдором.

Как рассчитывают платеж

База для расчета экологического платежа определяется исходя из объема либо массы выбросов. При расчете базовую величину умножают на соответствующую ставку и дополнительные коэффициенты, установленные постановлениями Правительства РФ. Расчет экологических налогов производится плательщиком самостоятельно. Экологический налог в России в 2019 году будет взиматься с плательщиков в виде существующей платы за загрязнение.

Перечисляемые суммы на сохранение благоприятной обстановки в сфере экологии страны зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством. Однако существующая плата признана малоэффективной, и Минфин подготовил законопроект о введении экологического налога.

Интересные факты: Швеция занимает лидирующее положение в Европе по озабоченности сохранением экологии. Почти 99% отходов в стране перерабатываются вторично, используются в разных производствах. Важным вкладом в мусоропереработку жители считают сортировку домашних отходов, что позволяет уменьшить уровень захоронения бытовых выбросов до 0,7% общего объема.

Какие изменения законодательства планируются?

Налоговый кодекс РФ с 01.01.2020 будет дополнен соответствующей статьей, в которой будет описан регламент взимания нового платежа. В соответствии с разработанным нормативным актом экологический налог будет обязателен к уплате для физических лиц, включая ИП (подробнее о том сколько налогов платит ИП), а также организаций, которые осуществляют деятельность, негативно влияющую на состояние окружающей среды.

Введение в России экологического налога позволит существенно повысить налоговые доходы, которые государством будут направляться на проведение активной политики по охране окружающей среды. Узнайте подробнее о проблемах переработки мусора в России, и о том, как сбор и переработка мусора могут превратиться в успешных бизнес.

За что и кому нужно будет платить?

Объектом налогообложения законодательно будет определено воздействие на окружающую среду негативного характера, которое может проявляться в одном из видов:

  1. Осуществление сбросов, содержащих компоненты из утвержденного перечисления, в водные объекты сточных вод.
  2. Осуществление стационарными источниками выбросов в атмосферу вредных веществ, включенных в перечень.
  3. Создание, хранение, скопление, захоронение производственных отходов и отходов потребления для каждого класса опасности.

При этом если накопленные отходы будут утилизированы или обезврежены в течение 11 месяцев с даты начала их образования, то не требуется уплачивать новый экологический налог. Также при размещении отходов в специализированных местах размещения, которые не влияют негативно на окружающую среду, обязанности по уплате не возникнет. Независимо от вида занятости, к категории тех, кто должен платить экологический налог, не относятся организации, чья деятельность финансируется из бюджетов всех уровней.

Сроки предоставления отчетности

Предоставлять отчетность тем, кто будет платить экологический налог, нужно один раз в год. При этом, если по плате за загрязнение окружающей среды соответствующий расчет представлялся в контролирующий орган до 10 марта года, следующего за текущим, то по экологическому налогу расчет нужно будет представлять до 1 марта.

Ставки для расчета сумм налоговых платежей будут установлены для всех видов загрязняющих веществ соответственно их классу опасности. Производить расчеты нужно будет по каждому объекту, загрязняющему внешнюю среду, отдельно по окончании календарного года. Администрировать экологический налог продолжает налоговая служба, Минфин решил не вносить изменения в эту статью.

Проект акта об экологическом налоге предусматривает увеличение пени за просрочку уплаты. Сейчас она составляет 1/300 от текущей ставки рефинансирования при возникновении просрочки длительностью до 30 дней и 1/150 от текущей ставки рефинансирования для просрочки длительностью 31 день и более. Штрафные санкции будут предусмотрены и за предоставление неверных расчетов. После того как экологические платежи заменят экологическим налогом нарушителей обяжут уплатить штраф в сумме до 20% от разницы между начисленной и верной суммой.

В чем особенности для малого и среднего бизнеса

Для всех плательщиков налога, за исключением компаний, использующих УСН, и субъектов МСП, находящихся на других налоговых режимах, новый экологический налог будет уплачиваться авансовыми платежами в течение года. Малые и средние организации должны будут представлять только годовые расчеты.

Экологический налог для граждан и субъектов малого, среднего бизнеса, которые имеют исключительно офисную деятельность, не обязателен. Они уплачивают стандартные платежи за вывоз ТКО. Тогда как платить экологический налог в 2019 за размещение ТКО должны региональные операторы, ведущие соответствующую деятельность. При этом размер платы вырастет. Ее расчет будет производиться исхода из цены вывоза кубометра. Конкретные ставки для регионов пока не определены.

Также корпорации помогают охране экологии с помощью маркетинга.

Как уменьшить платежи и чем грозит неуплата?

Поправки, как и существующая норма, будут предоставлять для физических лиц и организаций возможность снижать величину экологического налога. Для этого им нужно проводить мероприятия по уменьшению загрязнений окружающей среды, затраты на которые вычитаются из расчетной величины платы за загрязнение.

Нововведениями законопроекта по экологическому налогу является введение больших штрафных санкций за непостановку на учет в соответствующем органе. Сегодня данный вопрос регламентируется ст. 8.45 КоАП РФ, согласно которой предприятием грозит штраф 30 000 – 100 000 рублей. После вступления в силу поправок к НК РФ, нарушителей при отсутствии оснований будут наказывать согласно ст. 16 НК РФ. Штрафные санкции минимально будут составлять 40 000 рублей. При расчете штрафа доход за время ведения деятельности без постановки на учет будет умножаться на ставку 10%.

Интересные факты: граждане, приезжающие отдыхать на Балеарские острова, обязаны уплачивать налог на солнце. Собранные средства направляются правительством на улучшение экологической сферы островов, а также на раздельный сбор мусора и его утилизацию с прибрежной зоны. А как достичь раздельного сбора мусора в России?

Стратегические направления экологической безопасности России

Экологические налоги в ЕС являются важным инструментом защиты окружающей среды. Предприятия платят значительные отчисления, которые расходуются на очистные и восстановительные мероприятия.

Компенсация вреда от автомобилей

В России этому вопросу стали уделять больше внимания в последние годы. Правительством разработана «Стратегия экологический безопасности» до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ № 176). В документе определены вызовы и угрозы безопасности экологии страны, предложены меры по улучшению текущей ситуации для решения экологических проблем России.

Автомобили причисляются к объектам, которые активно загрязняют воздух. Для решения этой проблемы предлагается заменять бензиновые машины электромобилями. С целью популяризации электрокаров в «Стратегии развития автомобильной промышленности» предлагается ввести экологический налог на автомобиль, с одновременным введением льгот по транспортному налогу для владельцев электрокаров.

Кроме того предлагается внедрять механизмы, увеличивающие стоимость владения старой неэкологичной машиной (повышать транспортные налоги). Это приведет к более активному обновлению автопарка. Существующие эффективные экологические налоги в США и Европе приводят к созданию рециклинговой структуры (возвращение отходов в круговорот производства и потребления) со скоростью выбытия до 8% ежегодно.

Интересные факты: почти все крупные корпорации Европы имеют в своем автопарке электрокары и машины, работающие на биотопливе. В планах корпораций увеличить их долю до 50% общего объема рабочих машин.

Нововведения для курильщиков

Ущерб для атмосферы, который причиняют курильщики, значителен. Поэтому Минздрав предложил свои поправки в проект закона, касающиеся экологического налога на курение. Безусловно, отследить всех граждан с сигаретами налоговые органы не смогут. Поэтому обязанность по уплате экологического налога на курильщиков будет возложена на производителей соответствующих товаров.

Издержки изготовители планируют закладывать в стоимость продукции, поэтому, в конечном счете, возмещать ущерб экологии станут сами курильщики. Точного механизма для данных предложений пока нет, как и нет уверенности, что поправки Минздрава будут учтены при принятии законопроекта.

Таким образом, окончательная замена существующей платы за загрязнение новым экологическим налогом произойдет не в 2019 году, а с 1 января 2020 года. Вместе с тем, некоторые изменения, касающиеся платы за вывоз ТКО, граждане почувствуют раньше.

Экологический налог перенесли на год

Сточные трубы продолжают сбрасывать отходы в российские водоемы. Фото с сайта www.greenpeace.org

После вала критики со стороны бизнеса Минфин представил новый вариант перевода части экологических платежей в Налоговый кодекс. Начало реформы перенесли на год, а предпринимателей обещают не арестовывать за неуплату эконалога в течение 10 лет.

В середине апреля некоторые предприятия страны начали отчитываться о выполнении государственного норматива по утилизации отходов. Например, о 100-процентном выполнении этого норматива в 2018 году отчитался перед Росприроднадзором ЭкоШинСоюз – объединение крупнейших производителей и импортеров резиновых покрышек для автомобилей.

После того как несколько лет назад правительство РФ объявило о возможности производителям и импортерам некоторой продукции (тех же шин, электроники) вместо оплаты экологического сбора самим заниматься переработкой закончившей свой век продукции, такие бренды, как «Континентал», «Ханкук», «Мишлен», «Нокиан и «Йокохама», создали союз, который провел аудит более 50 компаний – переработчиков шин, заключил договоры на утилизацию с 20 из них по всей России. За два года работы договорились с более чем 300 шиномонтажей и 1,5 тыс. предприятий, в которых есть автомобили, было собрано и утилизировано 90 тыс. тонн отходов. На весь проект было потрачено около 300 млн руб.

Однако в какой-то момент вся эта работа оказалась под угрозой со стороны того же правительства. В августе прошлого года Минфин опубликовал проект о включении неналоговых платежей, в том числе утилизационного, экологического и за воздействие на окружающую среду, в Налоговый кодекс. Бизнес высказался резко против, в том числе из за того, что таким образом работа по другому, не так давно введенному закону о самостоятельной переработке предприятиями или привлечении для этого подрядчиков практически перечеркивалась (речь о так называемой расширенной ответственности производителей (РОП), на основании которой и действует тот же ЭкоШинСоюз).

Кроме того, предприниматели опасались, что за неуплату новых налогов теперь вместо штрафов им придется нести совсем другую ответственность, вплоть до уголовной. В начале апреля Министерство финансов России представило новую редакцию законопроекта о включении квазиналогов в Налоговый кодекс и стартовал новый раунд общественного обсуждения. Некоторые ассоциации готовы принять изменения, но РСПП по-прежнему противится. В качестве арбитра пришлось даже пригласить президента Владимира Путина, который попросил вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не педалировать процесс (изначально планировалось, что новые налоги появятся уже с 1 января 2020.

В пресс-службе Минфина «НГ» сообщили, что предлагаемые новации не предполагают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения размера налоговой нагрузки – они направлены на создание понятных и предсказуемых условий ведения бизнеса, систематизируют уже существующие сегодня платежи, ограничивают федеральные и региональные власти в введении новых сборов или изменении их размеров.

Там напомнили, что по итогам состоявшегося недавно заседания рабочей группы по вопросам неналоговых платежей, в котором приняли участие представители бизнес-ассоциаций, Минфина, Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты, была достигнута договоренность о переносе реформы на год, с 1 января 2021 года, чтобы дать бизнесу больше времени на адаптацию к новым условиям.

В Минфине также сообщили, что в разрабатываемом пакете документов будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение законодательства по новым налогам.

«Если возможность самостоятельной утилизации в рамках РОП будет сохранена, то мы готовы поддержать предлагаемые Минфином изменения. В новом проекте предусмотрен налоговый вычет в случае, если производители и импортеры самостоятельно занимаются сбором и утилизацией отходов. Эта мера нас устраивает», – сказал «НГ» представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Вместе с тем эксперт считает, что деятельность правительства по работе с отходами трудно назвать эффективной. «В стране нет проблемы с переработкой отходов, так как существует немало заводов, которые занимаются этим. Проблема в том, что пока их мощности очень часто не загружены – отходов не хватает. Мусорная реформа идет туго, муниципалитеты никак не могут наладить нормальный сбор отходов. И если о раздельном сборе мусора хотя бы говорят, то о специальном, предназначенном для утилизации электробытовой техники, мало кто слышал. Мы торим какие-то свои пути, хотя в Европе давно все налажено, там и раздельным и специализированным сбором занимаются муниципалитеты».

«Подобные законодательные изменения скорее ведут к росту эффективности финансового администрирования, то есть сбора денежных средств у предприятий, чем к экологическим улучшениям, – говорит руководитель департамента Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов. – Предприятия, имеющие ответственную позицию перед обществом, и так выполняют государственные нормативы, и появление более жесткого регулирования для них станет лишь дополнительной административной нагрузкой. А для недобросовестных предприятий внедрение очистных технологий будет лишь вопросом сравнения расходов на выплаты штрафов и налогов и затрат на эти самые очистные технологии».

По мнению эксперта, в сложной экономической обстановке более разумным стимулом к модернизации могли бы стать не новые налоги, а целевые вычеты из старых. «Очень не хотелось бы, чтобы в результате принуждения недобросовестных предприятий к более ответственной позиции пострадали те предприятия, которые и без указаний государства заботятся об экологии», – говорит Удилов.

«Перед вводом нового налога, средства от которого в теории могли бы способствовать модернизации оборудования, необходимо привести в порядок нормативную базу. Сейчас активно обсуждается приказ 63, согласно которому требования к сливным водам в разы выше, чем к питьевой воде, что мешает предприятиям обновить давно устаревшие очистные сооружения. И подобных нестыковок по всей стране достаточно много, – сказал «НГ» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. – Если раньше на подобные нестыковки смотрели сквозь пальцы, то после включения экологического сбора в Налоговый кодекс ответственность предпринимателей вырастет в разы».

«Если мы нацелены на экономический рост, то загрузка предприятий металлургии и машиностроения – а вместе с ней и выбросы в атмосферу – будет безальтернативно увеличиваться. Если мы морально сдались сценарию медленного, квазирецессионного роста, то будет недозагрузка мощностей, и новый налог, даже если он будет введен, вряд ли приведет к значительному притоку средств в казну, – считает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *