Агентство Юридической помощи

Административная ответственность иностранных граждан

Содержание

Статья 2.6 КОАП РФ. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина России двойного гражданства не умаляет его прав и не освобождает от обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В упомянутом Законе урегулированы вопросы, связанные с установлением порядка временного пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, определены основания отказа в выдаче или аннулирования соответствующих разрешений, условия участия указанных лиц в трудовых отношениях, порядок регистрации этих лиц. Установлены порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случае несоблюдения срока пребывания или проживания в Российской Федерации (ст. 31), а также порядок административного выдворения этих лиц за пределы Российской Федерации (ст. 34).

Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.) установлено, что лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами РФ.

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.) определены основания для выдачи визы иностранному гражданину или лицу без гражданства на въезд в Российскую Федерацию и разрешения на выезд из России, порядок въезда-выезда и транзитного проезда через территорию России (ст. ст. 24 — 31 указанного Закона).

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определил порядок осуществления миграционного учета, перечень сведений, фиксируемых при его осуществлении, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в указанной сфере, систему органов миграционного учета и их полномочия.

Правительством РФ утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (Постановление от 15 января 2007 г. N 9) (с изм. и доп.), а также приняты нормативные правовые акты по вопросам определения субъектами РФ потребностей в привлечении иностранных работников, правила подачи соответствующих уведомлений работодателями.

В КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иммиграционных правил (ст. ст. 18.11, 19.27), за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, за незаконное привлечение этих лиц к трудовой деятельности (ст. ст. 18.15, 18.16 и др.).

Находясь на территории России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны соблюдать правила, установленные для граждан РФ и российских юридических лиц. ГК РФ указывает, что установленные гражданским законодательством правила применяются в отношениях с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. В Налоговом кодексе РФ подчеркивается, что иностранные организации обязаны выполнять установленные этим законом правила и несут за их нарушения ответственность, в том числе и административную, наравне с российскими юридическими лицами.

На иностранных граждан, иностранных юридических лиц, а также на лиц без гражданства распространяются нормы Особенной части КоАП РФ, за исключением ряда норм, согласно которым ответственность могут нести только российские граждане и организации (например, за нарушение правил воинского учета, правил пользования документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, и др.).

Вместе с тем иностранные граждане и лица без гражданства обязаны строго соблюдать установленные именно для этих лиц правила миграционного учета, т.е. учета их перемещений, связанных с въездом в Россию, транзитным проездом через территорию России, передвижением по территории России при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах России либо выездом из России. В Кодекс также включены нормы, предусматривающие ответственность только иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства (см. комментарии к ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.5, 18.8). Кодекс предусматривает специфическую именно для иностранных граждан и лиц без гражданства меру административного наказания — административное выдворение за пределы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3.10).

2. Часть 2 комментируемой статьи специально подчеркивает, что иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства несут равную с российскими гражданами и юридическими лицами ответственность за административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (см. комментарии к ст. ст. 8.16 — 8.20, 19.4).

3. Часть 3 комментируемой статьи решает вопросы иммунитета иностранных граждан от административной юрисдикции Российской Федерации. При этом дается отсылка к федеральным законам и международным договорам РФ. Согласно нормам международного права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г., Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., и др.) и основанным на этих документах двусторонним международным договорам Российской Федерации к административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей. Иммунитет от административной юрисдикции РФ распространяется также на полномочных представителей международных организаций универсального характера (ООН, ее специализированных учреждений и др.).

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен особый порядок регистрации иностранных граждан, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и членов их семей (ст. 22).

В соответствии с международными обычаями и взаимными договоренностями государств иммунитетом от административной юрисдикции пользуются члены государственных, парламентских, правительственных делегаций при осуществлении официальных визитов в Российскую Федерацию.

Административная ответственность иностранных граждан за правонарушения на территории Российской Федерации



В статье проведено исследование актуальных вопросов, административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за правонарушения. Внимание уделено возникновению причин совершения данного правонарушения на территории Российской Федерации иностранными гражданами, а также проблемам осуществления наказаний в сфере миграции.

Ключевые слова: миграция, административные правонарушения, конфискация, административное выдворение.

На территории всей Российской Федерации законодательством установлены действия административно-правовых режимов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. С 11 января 2019 года начала действовать новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Новые изменения касаются ответственности и работодателя, незаконно предоставляющих мигрантам жилье и транспорт. Данным законом ужесточена ответственность лиц, потворствующих незаконным мигрантам из стран ближнего и дальнего зарубежья, в несколько раз увеличены административные штрафы:

– для граждан — административный штраф в размере от 2000 до 5000 рублей;

– для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 рублей;

– для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Проведя исследование последних изменения законодательства РФ, регулирующее отношения в сфере миграции, можно проследить смягчение административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, согласно последним поправкам КоАП РФ, кроме увеличения размеров административных штрафов, увеличилось и количество видов деяний, также существенно расширился субъектный состав правонарушения , и как итог изменений, что теперь организации будет выгоднее легализовать работников, чем даже один раз оплатить такой штраф.

По данным Федеральной миграционной службы РФ в январе 2018 было зарегистрировано 3459 случаев совершения правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что на 1,1 % меньше, чем за январь 2017 года. Об этом так же свидетельствуют и данные судебной практики: постановление Верховного Суда РФ от 19.08.2019 N 69-АД19–10; постановление Верховного Суда РФ от 13.05.2019 N 5-АД19–264; постановление Верховного Суда РФ от 04.09.2019 N 35-АД19–3 и др.

Также возросло количество случаев незаконного въезда иностранных лиц на территорию Российской Федерации, что также делает реальную угрозу национальной безопасности государства выше .

После внесения изменений, мы видим, что из отдельных статей КоАП РФ исчезли такие виды наказаний, как предупреждение, применяемо ранее только к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Этим законодатель показывает ужесточение м административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, оставляя одно административное наказание в виде штрафов, а в качестве дополнительного — административное выдворение за пределы Российской Федерации.

В Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором . Как итог сказанному становится ясно, что иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях и к ним нет ни каких исключений. Исключения составляют дипломатические и консульские представители. Они подлежат ответственности в соответствии с нормами международного права.

Ещё одним видом административного наказания является конфискация орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения. Данный вид наказания бы введён ФЗ от 28.12.2004 года. Конфискация применяется в качестве дополнительного вместе со штрафом.

Наказание в виде административного ареста устанавливаются за отдельные виды очень общественно опасных противоправных деяний. Этот вид наказания заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в специальных учреждениях.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года к административному аресту не могут быть привлечены беременные женщины, женщины, имеющие елей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетние и др. лица, перечисленные в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ .

Так же можно сказать, что к числу особых административно-правовых санаций, применяемых к иностранным гражданам, и мы говорили об этом выше, относится административное выдворение за пределы Российской Федерации. Перед рассмотрением дела о таком назначении, иностранному гражданину могут быть применены и другие виды административных наказаний, такие как доставление, административный арест и т. д.

Выдворение предусматривается в ст. 18.8, ч. 2 ст. 18.1, 18.11 и т. д. В ряде санкций выдворение обозначает дополнительную меру наказания, а в других — дополнительное альтернативное наказание. Примером является Постановление Гурьевского районного суда Калининградской области от 16.11.2017 года гражданин Норматин не покинул территорию РФ по истечению срока пребывания. Суд приговорил гражданина к административному штрафу в размере 2000 тыс. рублей с административным выдворением за пределы РФ .

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, что гарантированно п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно привлекался к административной ответственности в течение года за нарушение режима пребывания на территории РФ или подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, то это является существенным основанием для отказа в выдаче, либо же аннулирования разрешения на временное проживание либо вида на жительство . Следовательно, у такого лица появляется «административная судимость», которая влечет для него серьезные последствия.

По результатам проведенного исследования и анализу судебной практики, можно сделать несколько выводов.

Первый и главный из них — необходимо на федеральном уровне внести изменение в редакцию санкции п. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, предусмотрев в ней не только основное и дополнительное наказание в виде штрафа и обязательного административного выдворения, но и возможность не применения к правонарушителю дополнительного наказания (выдворения). Текстуально это могло бы выглядеть так: после слов «…с административным выдворением за пределы Российской Федерации» добавить словосочетание «или без такового».

Научное исследование наглядно показало, что и сегодня есть достаточные основания (международно-правовой акт, решения судов: конституционного, верховного), чтобы не применять дополнительное наказание, но на уровне городских и районных судов о них мало кто знает, и судьи ими не руководствуются. Сколько потребовалось сил, средств и иных издержек для правонарушителей, чтобы были приняты законные и справедливые судебные решения. В связи с этим можно сделать и некоторые другие, более масштабные выводы и предложения.

Прежде всего речь идет о содержании ст. 18.8 КоАП РФ. Как представляется, нельзя признать удачным формат статьи, в котором объединяются совершенно разные по объективной стороне правонарушения: нарушение иностранным гражданином правил въезда на территорию нашей страны и нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Это усложняет само восприятие статьи, которая, как ранее было отмечено, теперь стала состоять из пяти частей, а фактически из семи, вместо двух ранее, так как в пяти частях есть еще и два самостоятельных подпункта с отдельными частями и санкциями.

На необходимость разграничения (разделения) данного вида правонарушения на две отдельные статьи прямо указывают и приведенные примеры из судебной практики. Оба правонарушителя (гр. Г. и гр-ка Ф.) прибыли в нашу страну на законных основаниях, через специализированные пункты пропуска, т. е. не нарушая правил въезда. В дальнейшем у них случились обстоятельства, связанные с нарушением только режима пребывания (проживания). Более того, у них была цель — переселиться на территорию России для постоянного места жительства, купить недвижимость, взамен проданной. Возникает вопрос. Зачем объединять в единой статье нарушение правил въезда и нарушение режима пребывания (проживания)?

Учитывая, что в нашей стране с 2007 г. действуют Государственные программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на наш взгляд, назрела необходимость пересмотра всего института административной ответственности, предусмотренного главой 18 КоАП РФ. Необходимо минимизировать действующие административные наказания — и прежде всего в отношении наших соотечественников, граждан СНГ, пожелавших переселиться на постоянное место жительство в Россию. Следовало бы использовать и опыт зарубежных стран в части «автоматического» получения гражданства в нашей стране при покупке иностранным гражданином (соотечественником) недвижимости.

От решения проблем правового регулирования института ответственности иностранных граждан в определенной степени зависит улучшение демографической ситуации в стране, ускорение ее социально-экономического развития. Именно на эти аспекты обращали внимание известные ученые в научных публикациях, проводя исследования по схожей проблематике. Необходимо привести действующее законодательство в соответствие с международными нормами, так как это улучшит имидж страны, сделает Россию более привлекательной для соотечественников, а органам внутренних дел позволит более эффективно решать правоохранительные задачи в сфере миграции.

Вносимые предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности вполне соответствуют современным директивным высказываниям руководства страны о том, что в России главная ценность — это человек, который в своей общности образует ее население.

Таким образом, привлечение к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства влечёт серьезные правовые последствия. Необходимо дальнейшее совершенствование административного законодательства, а также усовершенствование миграционной политики.

Литература:

Административная ответственность иностранных граждан

Поделиться

Административная ответственность иностранных граждан за правовые нарушения на территории Российской Федерации имеет ряд отличий от наказаний, возложенных на резидентов.

Наши адвокаты по миграционным делам не раз сталкивались в работе с приезжими и готовы помочь в защите Ваших интересов в любом административном деле.

Когда наступает административная ответственность иностранных лиц?

Ответственность по КоАП РФ возникает вне зависимости от расовой принадлежности, языка, полового признака, религиозных предпочтений и других признаков. Иностранные граждане подлежат административной ответственности за несоблюдение закона и совершение противоправных действий на территории нашего государства. При несоблюдении правил и норм нахождения в РФ (нарушение порядка регистрации, срока проживания, транзитных перемещений и т. д.) административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства применяется в соответствии с действующими правовыми актами РФ.

Часто назначенное наказание ничем не отличается от наказания, которое применяется к гражданам РФ. Но разница в том, что если назначенный штраф за нарушение ПДД или хулиганскую выходку для гражданина своей страны приведет лишь к исполнительному производству, то для иностранного подданного вполне реальна такая мера как процедура депортации из России, которая часто является последствием мелких нарушений, которые не обжаловались в срок.

Внимание: чтобы не получить вердикт нежелательного пребывания на территории РФ отнеситесь к защите своего права в административном деле со всей внимательностью, даже если Вам грозит небольшой штраф, ведь в будущем на основе даже статистики по штрафам ПДД возможно административное выдворение иностранного гражданина. Если невиновность не удалось доказать в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, то жалоба по административному делу составленная самостоятельно или с помощью нашего адвоката может помочь исправить судебную ошибку.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечения к административной ответственности иностранных дипломатов, послов, советников, торговых представителей, консулов и др. невозможны по причине подписания Венской конвенции в 1961 году. Административная ответственность иностранных юридических лиц применяется к субъектам, совершившим противоправные поступки на территории федеративного государства, на общепринятых основаниях.

Если находясь за пределами федеративного государства лицо другой страны совершило административные противоправные действия, направленные против интересов нашей Родины, то административная ответственность иностранных граждан на территории РФ действует согласно основным положениям Кодекса об административной ответственности РФ.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Помощь адвоката по административным делам

В отличие от российских граждан к иностранцам применяется такая мера наказания, как выдворение иностранных граждан за пределы РФ. Люди других государств попадают на территорию РФ по разным причинам. Одни бегут с родины и просят вид на жительство у нашего государства, вторые имеют разрешение на временное пребывание в России с определенной целью, третьи нелегально пересекают границу и так далее.

Административная ответственность иностранных граждан РФ направлена на пресечение последующих правонарушений со стороны жителей других стран, а также для контроля над миграционными потоками. Наш миграционный адвокат проконсультирует вас по любому вопросу, а также примет участие в защите Вашего интереса после заключения соглашения на оказание юридической помощи.

Читайте еще по вопросам защиты иностранных лиц:

Все про нежелательность пребывания на территории РФ по ссылке

С нашей помощью запрет на въезд в РФ иностранным гражданам снят в срок

P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Меры ответственности, применяемые в иностранным гражданам за нарушение ими правил пребывания в России

Миграционные органы в целях профилактики и предупреждения нарушений миграционного законодательства, наделены широким рядом полномочий. Миграционным властям предоставлено право проводить контрольные мероприятия, составлять административные материалы, рассматривать дела об административных правонарушениях, принимать решения о депортации. В настоящей главе мы рассмотрим основные вопросы, связанные с привлечением иностранных граждан к административной ответственности, и применением к ним таких мер воздействия, как выдворение и депортация.

За что иностранец может быть привлечен к ответственности?

За нарушение законодательства России иностранный гражданин может быть привлечен к административной и (или) уголовной ответственности. Основания наступления административной ответственности определены в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее также – КоАП РФ), уголовной в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Рассмотрим более подробно основания и порядок привлечения иностранных граждан к административной ответственности.

В соответствии со ст.2.6 КоАП РФ иностранные граждане несут административную ответственность наравне с гражданами РФ, т.е. на общих основаниях. Однако в отличие от российских граждан, за совершение правонарушения иностранный гражданин может быть не только арестован, дисквалифицирован, оштрафован, но и выдворен из России. Полный перечень наказаний, которые могут быть применены к иностранному гражданину, установлен в ст.3.2 КоАП РФ.

Помимо административных составов, действие которых распространяется на всех граждан без исключения, иностранец может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение миграционного законодательства, а именно:

  • нарушение сроков пребывания в РФ;
  • непостановку на учет по месту пребывания или по месту жительства;
  • предоставление в миграционный орган заведомо ложных сведений;
  • осуществление трудовой деятельности без разрешения;
  • неуведомление миграционного органа о подтверждении своего проживания и прочее.

Подробно составы правонарушений описаны в главе 18 КоАП РФ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан осуществляется в общем порядке, установленном КоАП РФ. Иностранный гражданин, в отношении которого возбуждено административное дело, обладает полным комплексом процессуальных прав наравне с российскими гражданами и вправе: заявлять отводы судье или должностному лицу, рассматривающему дело, знакомиться с материалами дела, пользоваться услугами переводчика, адвоката, предоставлять доказательства своей невиновности, обжаловать принятое по делу решение и прочее. Полный перечень прав, принадлежащих лицу, привлекаемому к ответственности, указан в ст.25.1 КоАП РФ.

О признании лица виновным в совершении правонарушения и назначении ему наказания уполномоченным на то должностным лицом, судьей либо иным органом принимается решение в форме постановления (в случае, если дело рассматривается должностным лицом, решение по делу принимается в форме постановления). Постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток с момента вручения гражданину, если оно не было обжаловано в вышестоящий судебный или иной орган, а также вышестоящему должностному лицу.

После вступления решения по делу об административном правонарушении в законную силу, оно может быть обжаловано в порядке, установленном ст.30.12 КоАП РФ.

Что такое выдворение и депортация?

Мерами государственного воздействия на иностранных правонарушителей, препятствующими их дальнейшему нахождению в России, являются: административное выдворение и депортация. Многие иностранные граждане не видят между выдворением и депортацией принципиальных различий, поэтому нередко путают эти два понятия. Рассмотрим эти меры более подробно.

Административное выдворение

Депортация из России

Чем отличается выдворение от депортации?

Как обжаловать выдворение и депортацию?

§ 6. Особенности административной ответственности иностранных граждан.

  • •»Административная ответственность»
  • •Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора н.М. Конина
  • •Рецензенты:
  • •Isbn ©
  • •Предисловие
  • •Программа курса «административная ответственность»
  • •Тема 7. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • •Тема 8. Административная ответственность за отдельные виды административных правонарушений.
  • •Список основной и дополнительной литературы
  • •1. Учебники и учебные пособия
  • •2. Дополнительная специальная литература
  • •3. Рекомендуемые научно-практические комментарии:
  • •Учебник: Краткий курс Тема 1. Понятие и особенности административной ответственности
  • •§ 1. Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения.
  • •§ 2. Понятие и структура административной ответственности
  • •§ 3. Установление и применение административной ответственности
  • •Тема 2. Основания и условия административной ответственности
  • •§ 1. Понятие и виды оснований административной ответственности.
  • •§ 2. Нормативное основание административной ответственности. Развитие законодательства об административной ответственности.
  • •§ 3. Фактическое и процессуальное основание административной ответственности: общая характеристика
  • •§ 4. Условия административной ответственности
  • •§ 2. Понятие состава правонарушения. Элементы и признаки составов. Виды составов.
  • •Тема 4. Субъекты административной ответственности
  • •§ 1. Понятие и виды субъектов административной ответственности
  • •§ 2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних
  • •§ 3. Особенности административной ответственности должностных лиц
  • •§ 4. Особенности административной ответственности юридических лиц.
  • •§ 5. Особенности административной ответственности военнослужащих.
  • •§ 6. Особенности административной ответственности иностранных граждан.
  • •Тема 5. Административные наказания
  • •§1. Понятие и цели административных наказаний
  • •§ 2. Система и виды административных наказаний
  • •§ 3. Правила назначения административных наказаний
  • •§ 4. Освобождение от административной ответственности
  • •Тема 6. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • •§ 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальная правосубъектность
  • •§ 3. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие и виды.
  • •§ 4. Подведомственность дел в производстве, ее виды. Судебная подведомственность и подсудность
  • •§ 5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, их понятие, виды, порядок применения
  • •Тема 7. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • •§ 1. Понятие стадии в производстве по делам об административных правонарушениях. Виды стадий
  • •§ 2. Возбуждение дела об административном правонарушении. Административное расследование
  • •§ 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Постановление и определение по делу. Их виды.
  • •§4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений, вступивших в законную силу
  • •§ 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • •§ 6. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • •Тема 8. Административная ответственность за отдельные виды административных правонарушений
  • •§ 1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
  • •§ 2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
  • •§ 3. Административные правонарушения в области охраны собственности
  • •§ 4. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
  • •§ 5. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
  • •§ 6. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
  • •§ 7. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
  • •§ 8. Административные правонарушения против порядка управления
  • •§ 9. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • •Тесты тест 1
  • •Приложение 1
  • •Основных процессуальных сроков производства по делам об административных правонарушениях
  • •Приложение 2
  • •Определения сроков давности привлечения к административной ответственности
  • •Приложение 3 образцы процессуальных документов
  • •Ходатайство о в закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении
  • •Ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении
  • •Ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
  • •Жалоба на действия сотрудника(ов) милиции (гибдд) при задержании автомашины
  • •На постановление по делу об административном правонарушении
  • •Жалоба на незаконные действия сотрудников милиции
  • •Ходатайство о рассрочке уплаты административного штрафа
  • •Ходатайство о вызове свидетелей
  • •Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении
  • •Установил:
  • •Определил (а):
  • •Определение о вызове лиц для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении
  • •Установил:
  • •Определил (а):
  • •Определение о возвращении протокола и других материалов дела об административном правонарушении
  • •Установил:
  • •Определил (а):
  • •Определение о рассмотрении заявления (ходатайства) об отводе (самоотводе) члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • •Подпись фамилия, имя, отчество определение
  • •Установил:
  • •Определил (а):
  • •Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении
  • •Установил:
  • •Определил (а):
  • •Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении
  • •Установила:
  • •Определил (а):
  • •Поручение по делу об административном правонарушении
  • •Поручаю (ем):
  • •Определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении
  • •Установила:
  • •Определил (а):
  • •Определение о возвращении протокола об административном правонарушении
  • •Установила:
  • •Определил:
  • •Определение об отложении рассмотрения дела и приводе
  • •Определил (а):
  • •Копия определения направлена _________________________________________
  • •Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
  • •Установил (а):
  • •Постановил (а):
  • •Постановление о назначении административного наказания
  • •Установил (а):
  • •Постановила:
  • •Копия постановления направлена _____________________________________
  • •Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования ________района Саратовской области
  • •Событие рассматриваемого дела: _________________________________________________
  • •Постановили:
  • •Определение о рассрочке уплаты административного штрафа
  • •Определила:
  • •Определила:
  • •Председатель комиссии ________________________
  • •Приложение 4
  • •Судебная практика по делам об административных правонарушениях
  • •Постановление Пленума Верховного Суда рф 24 марта 2005 г. № 5
  • •»О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • •Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда рф от 2 июня 2004 г. № 10 «о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

Особенности административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранным же юридическим лицом следует считать юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как нормами внутреннего российского законодательства, так и положениями международных договоров России с другими государствами. Действующее законодательство (ст. 1202 ГК РФ) исходит из того, что гражданская правоспособность, организационно-правовая форма, вопросы создания, реорганизации и ликвидации (в том числе и вопросы правопреемства), порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей определяются по праву той страны, где учреждено юридическое лицо.

В то же время в соответствии с положениями ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, т. е. наравне с российскими лицами и между собой.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16 (невыполнение правил ведения судовых документов), ст.ст. 8.17— 8.20 (нарушение правил или условий действия лицензий; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований; нарушение правил захоронения отходов и других материалов; незаконная передача минеральных или живых ресурсов), ч. 2 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль) КоАП РФ, также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Единственное исключение из сформулированного выше правила содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (имеется в виду дипломатический иммунитет, консульский иммунитет и иммунитет членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию) и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В отношении же иностранных юридических лиц (равно как и лиц без гражданства) закон никаких оговорок на этот счет не делает.

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане РФ. Однако в отношении них законодательством предусматриваются меры, не применяемые к гражданам РФ: — административное выдворение — принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ либо контролируемый самостоятельный их выезд из РФ; — депортация — принудительная высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований пребывания (проживания) в РФ. /10/

Согласно ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства — принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административной ответственности чаще всего назначается судом. Административное выдворение применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства. /2/

С августа 2013 г. в Российской Федерации ужесточены меры иммиграционного контроля и в соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ (предусматривает основания для административного выдворения иностранного гражданина) нарушение иностранным гражданином миграционного законодательства РФ (отсутствие регистрации по месту пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов, даже нарушение сроков пребывания в РФ на один день) — уже является основанием для того, чтобы суд назначил такое наказание, как выдворение иностранных граждан из Российской Федерации (выдворение мигрантов, выдворение иностранцев). Более того, согласно действующему законодательству административное выдворение является безальтернативным видом наказания за нарушение миграционного законодательства./8/

Решение об административном выдворении может исполняться иностранным гражданином самостоятельно, решение о депортации только в принудительном. На основании решения о депортации, как правило, исполняется решения иных органов исполнительной власти — например, Решения Министерства Юстиции «О нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства».

Пример. Суд первой инстанции выдворил иностранного гражданина в силу того, что иностранный гражданин, имея разрешения на осуществление трудовой деятельности в г. Москва, осуществлял трудовую деятельность в Московской области. Однако, по жалобе адвоката, суд второй инстанции постановление суда первой инстанции отменил, производство по делу прекратил, основываясь на следующем: судом второй инстанции было установлено, что иностранный гражданин, имея разрешение на работу в г. Москве — осуществлял работу на территории Московской области, находясь в командировке, что соответствует действующему миграционному законодательству РФ.

Действительно, согласно п. 4.2 ст. 13 Закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Однако, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.07.2010 г. № 564 ( в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2011 г. № 1195) установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Пунктом 1 Приложения к Приказу № 564 предусмотрено, что иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, в случае выполнения им работ по профессиям и должностям, перечисленным в данном приложении. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешении на работу при направлении в служебную командировку либо 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором./9/

В настоящее время, действующее российское законодательство, устанавливает равенство прав граждан России и иностранных граждан, при возникновении административной ответственности. Принцип равенства прав указанных лиц определен в Конституции (статья 62), КоАП РФ (часть 1 статьи 1.4, статья 2.6), Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (статья 33). Как правило, сухая формулировка статей нормативных документов о равенстве прав перед законом не конкретизирует четко, каким правами обладают иностранные лица при привлечении к ответственности, вследствие чего не может проконтролировать их соблюдение. Поскольку речь идет о равенстве прав иностранцев и граждан России, стоит рассмотреть вопрос о перечне прав, имеющихся при наступлении административной ответственности последних.

В статье 25.1 административного кодекса, перечислены права лица, в отношении которого рассматривают дело об административной ответственности:

  • лично изучить материалы дела;
  • дать объяснения (либо отказаться от объяснений), и предоставить доказательства;
  • заявить ходатайства и отводы;
  • привлекать защитника, и истребовать юридическую помощь;
  • присутствовать при изучении дела. По данному пункту присутствие иностранного гражданина обязательно, если рассматриваются дела об административном аресте, выдворении, или обязательных работах.

Данный перечень исчерпывающим не является, поскольку сложное административное производство предусматривает возможное возникновение в ходе разбирательства и иных процессуальных прав: рассмотрение дела по адресу фактического проживания лица, продление действия временного разрешения (для транспортных средств), получать копии документов и прочее.

Указанные права являются обязательными для соблюдения правоохранительными органами при принятии решения о наказании. Но, к сожалению, в большинстве случаев, при административном производстве исполнительные органы грубо нарушают права привлекаемых к ответственности лиц. Зачастую жертвами произвола становятся иностранные граждане.

Наиболее частыми причинами нарушения прав иностранцев при административном производстве являются:

  • не разъяснение прав. Как правило, сотрудники исполнительной власти не утруждают себя разъяснением прав для привлекаемого к ответственности лица, но при этом в обязательном порядке указывают в протоколе графу для подписи, где права были разъяснены.
  • не предоставление переводчика. Значительная часть иностранцев, приехавших на территорию РФ, не изъясняются по-русски, не умеют читать и писать. Пользуясь этим, представители власти очень грубо нарушают права при составлении протоколов, как правило, указывают, что нужно написать в объяснениях, и где поставить подпись.
  • не предоставление защитника, отказ в юридической консультации. Поскольку иностранные граждане идеально не владеют знаниями о законодательстве принимающей страны, соответственно не имеют представление о своих правах, и всевозможных мерах по их защите.
  • не предоставление материалов дела. Отсутствие «на руках» материалов дела, значительно затрудняет понимание сути нарушения и не представляет возможности для дальнейшей стратегии защиты юристом.

Административное производство является очень сложным процессом. Самостоятельную защиту прав в административном производстве осуществлять достаточно сложно, поскольку здесь нужные не только базовые правовые познания, но и знания административного кодекса.

Зачастую иностранные граждане, не владеющие этими познаниями, становятся жертвами правового произвола со стороны исполнителей государственной власти, введении в заблуждение, и даже обмане.

В случае, возникновении ситуаций, влекущих за собой административное производство необходимо немедленное обращение к квалифицированному юристу по миграционным вопросам для оказания помощи на «ранней стадии».

Затягивание дела может привести к весьма плачевным последствиям — выдворению, депортации или запрету на въезд.

Поделиться с коллегами:

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Анализ правил ч. 1 ст. 2.6 показывает, что:

2) иностранные граждане (упомянутые в ст. 2.6) — физические лица, являющиеся гражданами любого иностранного государства (в т.ч. государств, ранее входивших в состав СССР) и при этом не являющиеся гражданами Российской Федерации;

3) лица без гражданства (упомянутые в ст. 2.6) — лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 1-5 Закона о гражданстве).

В практике возникает вопрос: относятся ли правила ст. 2.6 к т.н. беженцам и вынужденным переселенцам? Нет, не относятся: беженцы, которым убежище предоставила Российская Федерация, подлежат административной ответственности наравне с гражданами Российской Федерации. Вынужденные переселенцы — это в основном граждане Российской Федерации. Вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.6, а также ст. 1 Закона о беженцах и ст. 1 Закона о переселенцах;

4) и иностранные граждане, и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях, т.е. так же как и граждане Российской Федерации (с учетом особенностей, указанных в ч. 2, 3 ст. 2.6);

5) иностранные юридические лица (упомянутые в ст. 2.6) это:

— организации, обладающие статусом юридического лица по законодательству любого иностранного государства. В практике возникает вопрос: относятся ли правила ст. 2.6 к филиалам, представительствам иностранных юридических лиц, созданным в установленном порядке в Российской Федерации? Да, относятся, но только в том случае, когда филиал, представительство, иное обособленное подразделение иностранных юридических лиц наделены статусом юридического лица (что допускается законодательством некоторых иностранных государств);

— как коммерческие, так и некоммерческие организации. В практике возникает вопрос: имеются ли в виду в ст. 2.6 коммерческие организации, созданные иностранными гражданами на территории Российской Федерации? Систематический анализ ст. 2.6 и ст. 1-6 Федерального закона от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не позволяет на этот вопрос дать утвердительный ответ: дело в том, что коммерческая организация, учрежденная на территории Российской Федерации иностранным гражданином, суть российское юридическое лицо;

— международные объединения и организации, в т.ч. осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации.

Все упомянутые выше иностранные юридические лица несут ответственность за совершение административного правонарушения на общих основаниях (если иное не установлено в ч. 2, 3 ст. 2.6).

2. Специфика правил ч. 2 ст. 2.6 состоит в том, что они:

1) относятся к случаям, когда административное правонарушение совершено:

а) иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства;

б) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом необходимо исходить из норм ст. 1 Закона об исключительной экономической зоне, где исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также — исключительная экономическая зона) — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации» (выделено мной — А.Г.);

в) на континентальном шельфе Российской Федерации. При этом нужно руководствоваться правилами ст. 1 Закона о шельфе, в соответствии с которым континентальный шельф Российской Федерации (далее — континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. С учетом положений статьи 2 указанного закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права» (выделено мной — А.Г.);

2) имеют приоритет перед правилами ч. 1 ст. 2.6 (т.е. содержат изъятие из этих правил);

3) устанавливают, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на общих основаниях подлежат административной ответственности лишь при совершении административных правонарушений, предусмотренных в:

— ч. 2 ст. 8.16 (о невыполнении правил ведения судовых документов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ст. 8.17 (о нарушении правил (стандартов, условий лицензирования, норм) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ст. 8.18 (о нарушении правил проведения ресурсных и научных исследований в этих местах, см. коммент. к ней);

— ст. 8.19 (о нарушении правил захоронения отходов, других материалов в таких местах, см. коммент. к ней);

— ст. 8.20 (при незаконной передаче минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ч. 2 ст. 19.4 (при невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, см. коммент. к ней).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в других нормах гл. 8 и 19 КоАП, лица, упомянутые в ст. 2.6, несут административную ответственность по особым правилам, а не на общих основаниях.

3. Применяя правила ч. 3 ст. 2.6, нужно учесть, что они:

1) имеют приоритет перед общими правилами ч. 1 ст. 2.6;

2) применимы лишь в том случае, если:

а) административное правонарушение совершил иностранный гражданин (а не лицо без гражданства или иностранное юридическое лицо);

б) упомянутый иностранный гражданин имеет (пользуется) иммунитет (т.е. не подлежит привлечению к административной ответственности);

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Комментарий к статье Судебная практика Комментарии

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 35-ФЗ)

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2016 N 64-ФЗ)

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к ст. 2.6 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

При истолковании понятий «иностранный гражданин», «лицо без гражданства» применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать их различное определение в законодательстве РФ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под лицом без гражданства подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

По смыслу комментируемой статьи к иностранным физическим лицам относятся не только упомянутые в ее ч. 1 иностранные граждане и лица без гражданства, но и лица с двойным или множественным гражданством, а также подданные в монархиях.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях, в которой участвует и Российская Федерация, предоставление дипломатического иммунитета означает предоставление личной неприкосновенности членам дипломатического персонала и их семей, в том числе и иммунитета от административной юрисдикции.

Административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации подлежат только те иностранные физические лица, которые не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации.

2. Согласно ч. 2 данной статьи иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами, юридическими лицами Российской Федерации за совершение следующих административных правонарушений на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ: невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и (или) исключительной экономической зоны РФ, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений (ч. 2 ст. 8.16 КоАП); нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17 КоАП); нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18 КоАП); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19 КоАП); незаконную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20 КоАП); невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна (ч. 2 ст. 19.4 КоАП; см. комментарии к указанным выше статьям КоАП).

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона.

Об административном наказании в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства см. комментарий к ст. 3.10.

3. Административной ответственности на общих основаниях подлежат также и иностранные юридические лица, причем согласно ч. 3 данной статьи иммунитет от административной юрисдикции Российской Федерации распространяется только на иностранных физических лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *