Агентство Юридической помощи

Ценовые зоны оптового рынка

Единый контактный центр 8 (800) 550-7004

Оптовый рынок

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует в рамках Единой энергосистемы России. Участники оптового рынка – это крупные производители и покупатели электрической энергии, среди которых можно выделить гарантирующих поставщиков, энергосбытовые организации, а также конечных потребителей электроэнергии. С законодательной точки зрения функционирование оптового рынка определяется Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172.

Оптовый рынок электроэнергии разделен на ценовые и неценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. Неценовые зоны включают в себя Архангельскую и Калининградскую области, Республику Коми и регионы Дальнего Востока.

На оптовом рынке осуществляется торговля двумя различными товарами: электроэнергией и мощностью.

В ценовых зонах оптового рынка торговля электрической энергией и мощностью осуществляется как по регулируемым ценам, так и по свободным. При этом с 1 января 2011 года электроэнергия и мощность по регулируемым ценам приобретается только в отношении поставок населению и приравненным категориям потребителей.

Торговля электрической энергией по нерегулируемым ценам осуществляется в рамках следующих секторов в ценовых зонах оптового рынка:

  • «Рынок на сутки вперёд», на котором покупаются/продаются объёмы электроэнергии в объёме, запланированном за сутки до начала поставки;

  • «Балансирующий рынок», на котором торгуются отклонения фактических объёмов производства/потребления от запланированных.

Торговля мощностью по нерегулируемым ценам осуществляется в рамках следующих секторов в ценовых зонах оптового рынка:

  • По ценам конкурентного отбора мощности (КОМ);

  • На основе договоров, заключаемых в отношении генерирующего оборудования атомных электростанций и гидроэлектростанций (ДДМ).

Кроме этого в рамках оптового рынка возможно заключение свободных договоров на поставку электрической энергии и (или) мощности. Заключение стандартизированных контрактов на поставку электрической энергии и мощности (СДЭМ) также возможно в рамках функционирующей биржевой площадки.

Точное планирование потребления электроэнергии, а также использование рыночных механизмов позволяет профессиональным участникам оптового рынка минимизировать стоимость приобретаемых на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

В неценовых зонах по технологическим причинам ограничена конкуренция и реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам преимущественно с сохранением регулируемых отношений.

Объем и цены свободных договоров купли-продажи электрической энергии, зарегистрированных в зоне деятельности ГП

Что такое оптовый рынок электроэнергии

По состоянию на сегодняшний момент в России отношения по купле-продаже электроэнергии можно условно разделить на две основные части:

  • купля-продажа на оптовом рынке электроэнергии (оптовый рынок электроэнергии и мощности);
  • купли-продажа электроэнергии на розничном рынке электроэнергии;

Основы розничного рынка электроэнергии рассматривались в других статьях сайта, поэтому в этой статье остановимся более подробно на понятии оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ.

Итак, что такое оптовый рынок электроэнергии и мощности, какие правила оптового рынка электроэнергии существуют, а также какие субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности имеют право на нем работать об этом и пойдет речь в настоящей статье.
На оптовом рынке продавцами и покупателями могут выступать:

  • генерирующие компании оптового рынка электроэнергии;
  • операторы экспорта/импорта электроэнергии;
  • энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики;
  • сетевые компании (территориальные сетевые компании и ОАО «ФСК ЕЭС» ) — в части покупки потерь;
  • крупные потребители.

Указанные выше субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ могут быть как продавцами на оптовом рынке электроэнергии и мощности, так и покупателями. Для того, чтобы получить статус оптового рынка электроэнергии и мощности и право торговать на нем организация, желающая стать участником оптового рынка электроэнергии и мощнсоти, должна удовлетворять требованиям, которые изложены в «Правилах оптового рынка электроэнергии», утвержденном в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172, а также в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (его можно скачать на сайте НП «Совет рынка»).

В России оптовый рынок электроэнергии и мощности пока действует только на территории ценовых зон. Ценовая зона – это часть территории РФ, где возможна конкуренция между участниками оптового рынка электроэнергии и мощности. Существует две ценовые зоны:

  • первая ценовая зона (территория Европейской части России и Урала);
  • вторая ценовая зона (Сибитрь).

Кроме того, есть так называемые неценовые зоны (регионы Дальнего Востока, Архангельская область, Калининградская область и Республика Коми). На этих территориях конкуренция пока по различным техническим причинам невозможна. В неценовых зонах реализация электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности производится по регулируемым ценам. О ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергии более подробно рассмотрено ниже.

Основные принципы работы оптового рынка электроэнергии и мощности

Как следует из названия, на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществлятеся торговля двумя товарами – электроэнергией и мощностью.
Мощность – это особый товар, при покупке которого у покупателя возникает право требования к генерирующим компаниям оптового рынка поддерживать оборудование, предназначенное для выработки электроэнергии в постоянной готовности.

В настоящем виде оптовый рынок электроэнергии и мощности работает с 2006г.

Рынок электроэнергии

На оптовом рынке электроэнергии и мощности работают несколько секторов рынка:

  • сектор регулируемых договоров;
  • рынок на сутки вперед;
  • сектор свободных договоров;
  • балансирующий рынок.

По регулируемым договорам сектора регулируемых договоров тарифы на электроэнергию определяется ФСТ РФ. При этом в этом секторе приобретается электроэнергия только для поставки населению, а также для потребителей в зоне работы МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, которые не приобретаются по регулируемым договороам, покупаются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Основной смысл свободных договоров это то, что участники оптового рынка электроэнергии и мощности самостоятельно определяют с кем они будут заключать договоры, а также цены и объемы поставки электроэнергии.

Рынок на сутки вперед (РСВ) оптового рынка электроэнергии и мощности это проводимый ОАО «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для подачи заявки на покупку электроэнергии на рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка направляют эти заявки в соответствии с установленными сроками в адрес ОАО «АТС». Таким образом, все крупные потребители, которые работают на оптовом рынке электроэнергии и мощности должны подавать заявки с плановым почасовым потреблением электроэнергии для приобретения электроэнергии на рынке на сутки вперед.
Для исключения рисков манипуляции ценами на рынке на сутки вперед в первую очередь должны удовлетворяться заявки на приобретение электроэнергии с наименьшей ценой.
Вместе с тем, фактическое потребление электроэнергии всегда отличается от планового потребления электроэнергии. В связи с этим у потребителя, который подал заявку на приобретение электроэнергии на рынке на сутки вперед будет либо недостаток электроэнергии (в случае если факт больше плана), либо избыток приобретённой на рынке на сутки вперед электроэнергии (план больше факта). В связи с этим торговля этими отклонениями производится в режиме реального времени на балансирующем рынке. Стоит отметить, что цена покупки электроэнергии на балансирующим рынке значительно выше чем цена покупки на рынке на сутки вперед, а цена продажи – значительно ниже. Т.е. планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, т.к. значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Кроме того, отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

  • В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;
  • Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;
  • В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.
  • В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

Ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии.Ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии На территории России принято выделять две ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности. На карте они отмечены 1 и 2. На территории ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ, электрическую энергия и мощность может поставляться по нерегулируемым (свободным) ценам. Т.е. цены электроэнергии на оптовом рынке формируются с учетом конкурентных заявок продавцов и покупателей (субъектов оптового рынка электроэнергии). Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии и мощности также осуществляют продажу выработанной электрической энергии и мощности на оптовом рынке по нерегулируемым ценам. Среднее значение нерегулируемой цены за месяц для участника оптового рынка электроэнергии и мощности называется средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию. Гарантирующие поставщики электроэнергии обязаны ежемесячно размещать на своем официальном сайте свободные нерегулируемые цены на электроэнергию. Вместе с тем, не везде на территории России цена на электроэнергию и мощность для потребителей формируется с использованеим элементов конкуренции: так, на территории, отмеченной на карте цифрой 5, конкуренция в принципе не возможна. Такие зоны называются изолированными зонами оптового рынка электроэнергии и мощности.

Территории, отмеченные 3 и 4 это неценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности.

На некоторых территориях, которые на карте заштрихованы установлены особенности работы оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности.

Хотите узнать как выйти на оптовый рынок электроэнергии, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Субъекты России, входящие в первую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Республика Адыгея

Республика Башкортостан

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Краснодарский край

Пермский край

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Московская область

Нижегородская область

Новгородская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

Москва

город Санкт-Петербург

часть территории Томской области (в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка) и Омской области, для которых электрическая энергия поставляется с территории объединенной энергетической системы Урала

территории Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ставропольского края, Республика Карелия, Мурманская область, Тюменская область, в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка.

«

Субъекты России, входящие во вторую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область и Томская область (в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка), за исключением территорий, входящих в первую ценовую зону

территории Республики Алтай, Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края, в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка

Субъекты России, входящие во неценовые зоны оптового рынка электроэнергии

Первая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности:

Калининградская область

Республика Коми

Архангельская область

Вторая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности:

Территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области

Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков

Республика Дагестан;

Республика Ингушетия;

Кабардино-Балкарская Республика;

Карачаево-Черкесская Республика;

Республика Северная Осетия — Алания;

Чеченская Республика;

Республика Тыва.

Приложение. Перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода

I. Первая ценовая зона (зона Европы и Урала)

Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика

Краснодарский край, Ставропольский край

Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, часть территории Томской области и Омской области, для которых электрическая энергия поставляется с территории объединенной энергетической системы Урала, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область

г. Москва, г. Санкт-Петербург

Коми-Пермяцкий автономный округ, территории Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка

Модель рынка

На оптовом рынке электроэнергии торгуются два товара – электроэнергия и мощность.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории РФ, разделенной на две ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь.

В неценовую зону входят Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока, реализация электроэнергии и мощности в которых осуществляется по регулируемым тарифам.

РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки электроэнергии: сектор регулируемых договоров (РД), рынок на сутки вперед (РСВ), сектор свободных договоров (СДД) и балансирующий рынок (БР).

Регулируемые договоры (РД). С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности РД заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, действующим на территории республик Северного Кавказа и Республики Тыва.

Объем поставки электроэнергии и мощности по РД для каждого поставщика электроэнергии может составлять не более 35% от планового объема в балансе производства и поставки электроэнергии и мощности, формируемого федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (ФСТ РФ) на текущий период регулирования (календарный год).

Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по РД рассчитываются по определяемым ФСТ РФ формулам индексации цен.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой конкурентный отбор ценовых и ценопринимающих заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. формируется цена самого дорогого поставщика с учетом сетевых ограничений путем балансирования спроса и предложения, по которой продается электроэнергия всем участникам рынка. В соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой. Цена РСВ определяется для каждого узла обеих ценовых зон (порядка 8000 узлов). Организатором торговли выступает коммерческий оператор (ОАО «АТС»).

В рамках свободных договоров участники рынка должны самостоятельно определять контрагентов, объемы и цены поставки. Фактически такие договора не заключаются по причине постоянных изменений в законодательстве в сфере электроэнергетики и отсутствии переговорной позиции участников оптового рынка. Построение долгосрочных финансовых отношений между компаниями приводят к существенным рискам и возможным потерям, вызванным неопределенностью правил торговли.

На балансирующем рынке (БР) осуществляется торговля отклонениями фактического графика производства от планового по ценам, сформированным на основе конкурентного отбора заявок участников БР (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой) по маржинальному принципу, такие отборы проводит СО ЕЭС каждые 3 часа до часа фактической поставки. Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий самого участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд СО или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии.

Принцип определения равновесной цены

РЫНОК МОЩНОСТИ

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка (потребителю) право требования к продавцу мощности по поддержанию готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого СО ЕЭС. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, подают заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную ФСТ России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. В соответствии с действующими правилами, КОМ проводится на каждый календарный год.

Ценообразование на КОМ осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП). Перечень ЗСП формируется СО ЕЭС на каждый период регулирования.

КОМ производится исходя из формируемого Системным оператором (СО) прогноза спроса на мощность в ЗСП с учетом перетоков и объема резервирования мощности. В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается объем располагаемой мощности исходя из прогноза СО ЕЭС.

Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы и/или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ РФ.

Для зон свободного перетока, в которых предельный уровень цен не вводится, продажа мощности, попавшей в 15% наиболее дорогого предложения и при этом отобранной на конкурентном отборе, производится поставщиками либо по тарифу ФСТ, либо по цене, указанной в заявке, в зависимости от того, какая цена окажется ниже. Цена конкурентного отбора в этом случае формируется либо по самой дорогой заявке из оставшихся 85% предложенной мощности, либо по цене, балансирующей спрос и предложение, если она оказалась ниже цены в самой дорогой из оставшихся заявок.

Конечная цена на мощность для потребителя складывается из цены КОМ, цены ГЭС и АЭС, цены ДПМ и тарифа для генерации, поставляющей мощность в вынужденном режиме. Таким образом, конечная цена на мощность для потребителя в 2012 году в 2 раза превышает предельный уровень цен на мощность, установленную ФАС РФ.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

Нормативно-правовая основа ОРЭМ второй неценовой зоны

Основные принципы функционирования модели оптового рынка электроэнергии и мощности второй неценовой зоны определены в Постановлении Правительства РФ №1172 от 27.12.2010, раздел XIII, «Правовые основы осуществления торговли электрической энергией и мощностью в неценовых зонах оптового рынка».

Нормативно-правовые акты в действующей редакции:

  • Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
    (Garant.ru, Consultant.ru)
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»
    (Garant.ru, Consultant.ru)

Действующая модель оптового рынка электроэнергии и мощности второй неценовой зоны

С 01 января 2008 г. Постановлением Правительства РФ №951 от 29 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства РФ в связи с определением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны» утверждены изменения, которые внесены в Постановления Правительства РФ в связи с определением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – ОРЭМ) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны.

К неценовым зонам ОРЭМ относятся следующие субъекты РФ:

Первая неценовая зона: Калининградская область, Архангельская область, Республика Коми.

Вторая неценовая зона: субъекты Дальневосточного Федерального Округа, включенные в состав Объединенной Энергетической Системы Востока (ОЭС Востока), а именно: Амурская область, Еврейская Автономная Область, Хабаровский край, Приморский край и территория Южно-Якутской энергосистемы.

С 01 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. на территориях вышеуказанных субъектов РФ действовала переходная модель ОРЭМ.

С 01 января 2011 г. по н.в. действует новая модель ОРЭМ, определенная разделом XIII Правил оптового рынка электроэнергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства №1172 от 27.12.2010 года.

Ключевым элементом новой модели ОРЭМ является Единый Закупщик, который определен согласно п. 170 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности:

…В договоры, на основании которых осуществляется торговля электрической энергией и мощностью на территории Дальнего Востока, включаются условия, предусматривающие:
продажу электрической энергии и мощности поставщиками, функционирующими на территории Дальнего Востока, энергосбытовой организации, созданной в результате реорганизации функционировавших на указанной территории акционерных обществ энергетики и электрификации и поставляющей на розничный рынок более половины объема электрической энергии, потребляемой на территории Дальнего Востока (за исключением объемов электрической энергии и мощности, произведенных поставщиками в соответствии с пунктами 179 и 180 настоящих Правил);
компенсацию указанной энергосбытовой организации покупателями электрической энергии и мощности — участниками оптового рынка, функционирующими на территории Дальнего Востока, расходов, связанных с ее деятельностью по их обслуживанию. В указанные расходы включаются группы расходов, которые в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике подлежат включению в необходимую валовую выручку…»

Предложение «за исключением объемов электрической энергии и мощности, произведенных поставщиками в соответствии с пунктами 179 и 180 настоящих Правил» говорит об объемах электрической энергии, произведенных поставщиками согласно двухсторонним договорам купли-продажи электрической энергии. Главной особенностью двухсторонних договоров является цена электрической энергии, определенная поставщиком и покупателем самостоятельно, но не выше предельного уровня цен (тарифов), ежегодно устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Основными участниками ОРЭМ второй неценовой зоны являются:

1. Инфраструктурные организации:
1.1 относящиеся к коммерческой инфраструктуре: НП «Совет рынка», АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии», в том числе АО «Центр финансовых расчетов»;
1.2 относящиеся к технологической инфраструктуре: АО «Системный оператор Единой энергетической системы», ПАО «Федеральная сетевая компания».

2. Поставщики электрической энергии и мощности:
2.1 АО «Дальневосточная генерирующая компания»,
2.2 ПАО «РусГидро».

3. Энергосбытовая организация со статусом Единого закупщика:
3.1 ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в интересах всех потребителей как оптового рынка электроэнергии и мощности второй неценовой зоны, так и розничных рынках).

4. Покупатели электрической энергии и мощности:
4.1 ПАО «ДЭК» как Гарантирующий поставщик (в интересах всех потребителей розничных рынков),
4.2 ПАО «ДЭК» как ЭСК (в интересах ряда крупных потребителей),
4.3 ПАО «Якутскэнерго» как Гарантирующий поставщик (в интересах всех потребителей розничного рынка на территории Южно-Якутского энергорайона),
4.4 ПАО «ИнтерРАО» (для экспорта электроэнергии в Китайскую Народную Республику),
4.5 ПАО «Федеральная сетевая компания» (в качестве потерь электроэнергии в магистральных сетях высокого напряжения),
4.6 ООО «Русэнергоресурс» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.7 ООО «РГМЭК» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.8 ООО «Транснефтьэнерго» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.9 ЗАО «Система» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.10 АО «ННК-Энерго» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.11 ООО «Инженерные изыскания» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.12 ООО «Главэнергосбыт» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.13 ООО «Мечел-энерго» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.14 АО «Витимэнергосбыт» (в интересах ряда крупных потребителей),
4.15 ООО «Русэнергосбыт» (в интересах ряда крупных потребителей).

Отличительной особенностью ОРЭМ второй неценовой зоны является расчет стоимости электрической энергии и мощности, поставляемой участникам ОРЭМ, а также участникам розничных рынков электроэнергии (мощности), исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органами государственной исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Стратегия технологического развития ОЭС Востока предполагает создание технологических условий для внедрения на территории ОРЭМ второй неценовой зоны рыночных взаимоотношений по аналогии с ценовыми зонами ОРЭМ России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *