Агентство Юридической помощи

Цели государственной национальной политики

Национальная политика государства

Национальная политика призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Российская Федерация – крупное многонациональное государство, где проживает более 100 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, поэтому вопросы национальной политики всегда были в центре внимания отечественных политологов.

В дискурс о национальных отношениях вовлечены все российские политологи, мыслящие категориями нации. Одна из центральных проблем дискурса заключается в том, как сегодня интерпретировать понятие «российский» – как этническую или культурологическую категорию? Некоторые авторы настаивают па генетической трактовке, другие предлагают этноплеменную интерпретацию. Большинство отечественных политологов склонны рассматривать «русскость» как культурологическую категорию. Подобная точка зрения представляется наиболее аргументированной, поскольку опирается на широкие социологические исследования последних лет. Так, 41% населения России уверены, что русским можно считать того, кто воспитан в русской культуре и считает ее своей, 37% респондентов убеждены, что русский – тот, кто любит Россию, и только 26% полагают: главное – чтобы родители были русские.

В России пока не сложился консенсус по широкому кругу основных проблем, связанных с национальными отношениями. Во многом это связано с тем, что на развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен массовыми депортациями и репрессиями в период тоталитаризма. Впоследствии в советский период проводился курс на унификацию национальных отношений, заложивший основу для нынешних противоречий. В постсоветское время начался новый этап в развитии государства, однако достаточно долго (до 1996 г.) в стране отсутствовала концепция государственной национальной политики, что затрудняло процесс становления российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

Таким образом, наследие прошлого, последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. И хотя принятие Конституции РФ, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ снизили остроту нерешенных проблем, факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, сохраняются и сегодня.

В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (далее – Концепция), утвержденная указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. Государственная национальная политика, подчеркивалось в Концепции, призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. При этом государство гарантирует равные права всем гражданам независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания. В выработке и реализации государственной национальной политики должны участвовать основные федеральные органы исполнительной власти. В Концепции в качестве узловых проблем, требующих решения, были названы:

  • – развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства;
  • – развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
  • – обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • – достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • – поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья.

Однако за последние 15 лет в обществе произошли большие изменения, в том числе в сфере межнациональных отношений. Вот почему Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В числе ее основных приоритетов названы уход от политической стороны национального вопроса к смещению акцента на культуру каждого народа в составе страны, сохранение коренных этносов и обеспечение единства народов России. Важной составляющей Стратегии является деполитизация этничности и акцент на развитии этнокультурного разнообразия.

Стратегия государственной национальной политики разрабатывалась рабочей группой Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Однако в создании документа активно участвовало и общество: во всех регионах России прошло большое количество круглых столов, конференций, брифингов по вопросам национальной политики. Одним из основных пунктов Стратегии стало укрепление гражданского единства общества. Разработчики документа предлагают, говоря о нации и государстве, подразумевать не национальное государство, а полиэтническую государственную цивилизацию.

Основные положения Стратегии государственной национальной политики России
1. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений

Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Реализация Концепции государственной национальной политики России, принятой в 1996 г., способствовала сохранению единства п целостности страны. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги но развитию национально-культурной автономии, обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

  • – высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
  • – размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
  • – правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
  • – сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
  • – недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
  • – распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
  • – недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ;
  • – недостаточная урегулированности миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
  • – влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь настоящей Стратегией.

2. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики

Основными вопросами государственной национальной политики, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются:

  • – сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
  • – обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
  • – создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • – поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Целями государственной национальной политики России выступают:

  • – упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • – гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
  • – обеспечение равенства нрав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
  • – успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Эти цели достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан. Перечисленные цели государственной национальной политики России являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

Основными принципами государственной национальной политики России являются:

  • – государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
  • – равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
  • – равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • – предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • – уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  • – государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
  • – взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
  • – обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
  • – обеспечение прав национальных меньшинств;
  • – содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
  • – обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  • – разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

  • – комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
  • – недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  • – взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
  • – своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
  • – пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики России являются:

  • – совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
  • – обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
  • – обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • – создание условий для обеспечения нрав народов России в социально-культурной сфере;
  • – развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • – обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • – информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
  • – развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Эффективность реализации государственной национальной политики России обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Информационная и аналитическая поддержка реализации Стратегии в субъектах РФ и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

Таким образом, в национальной политике России сегодня выделяются два аспекта:

  • а) политический, который реализуется через деятельность государственных и местных органов власти (например, через выделение бюджетных ассигнований, законодательные акты, постановления но конкретным проблемам, в том числе о возвращении культовых зданий, об открытии классов или национальных школ);
  • б) культурный, который реализуется через деятельность национально-культурных центров, средств массовой информации, ассоциаций и национальных школ.

Современная национальная политика России пытается объединить указанные аспекты, консолидируя усилия государства и гражданского общества. Это тем более актуально, поскольку в последнее время наблюдается рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений в условиях постоянно увеличивающихся миграционных потоков.

Главным направлением национальной политики сегодня становится утверждение идеи гражданского патриотизма, идеи России как многонационального государства. Россия исторически сложилась как поликультурная, многонациональная цивилизация, скрепленная русским культурным кодом. Основу этого кода составляет образование, культура. Великая миссия русских состоит в том, чтобы объединять, скреплять цивилизацию – языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Ф. М. Достоевского. Вот почему важно повысить роль таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, в контексте богатства национальных традиций и культур. Именно в этом видится залог взаимоуважения представителей различных этносов.

Второе ведущее направление национальной политики – интеграция мигрантов. Сегодня миграционные процессы относятся к числу наиболее значимых факторов, определяющих состояние межнациональных отношений в стране. Для улучшения интеграционного потенциала миграции на федеральном уровне рассматривается вопрос перехода на балльную систему отбора мигрантов. Те иностранные граждане, кто желает получить вид на жительство в России, будут проходить через балльную систему отбора по девяти категориям, одна из которых – уровень владения русским языком. От того, знает ли иностранец русский язык, зависят его возможности воспринять российский образ жизни, нормально общаться с окружающими, полноценно работать, поэтому для приобретения или продления миграционного статуса обязательным станет прохождение экзамена по русскому языку, истории России, русской литературе, основам государства и права. В планах Федеральной миграционной службы создание сети центров предвыездной подготовки мигрантов в странах, граждане которых наиболее интенсивно переселяются в Россию. В этих центрах потенциальные граждане России смогут повысить свой уровень владения русским языком, получить представление о российских правовых нормах, об истории и культуре нашей страны. В Таджикистане и Киргизии подобные пилотные проекты уже реализуются.

Важным направлением национальной политики становится активизация особой роли институтов гражданского общества для решения национальных проблем. Непосредственное участие в обсуждении национальных проблем могут принимать национальные общественные объединения в субъектах РФ, которые должны взаимодействовать между собой и с органами государственной власти.

Разумеется, еще не все отмеченные выше проблемы и противоречия, доставшиеся нам в наследство от прошлого, урегулированы, но систематические усилия, которые предпринимаются в последнее время в области национальной политики, должны способствовать их решению. Сегодня в российском обществе, и это очень важно, укрепляется понимание того, что гармонизация межэтнических отношений может быть достигнута в значительной степени через культуру и образование, в силу чего усилия гражданского общества не менее важны, чем действия государства.

* * *

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что современная внутренняя политика российского государства направлена на динамичное развитие социально-экономической и политической инфраструктуры общества, призвана защищать институты гражданского общества и обеспечивать их эффективное функционирование.

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории

России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;

развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики, которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства. Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.

В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.

В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.

В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений. Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под национальной политикой?
2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?

Литература

В этот день:

Дни рождения 1929 Родился Валентин Лаврентьевич Янин — российский историк и археолог, действительный член Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор, специалист по археологии Древней Руси, в особенности Новгорода.

Актуальные проблемы развития государственной и национальной политики

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

  • развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
  • развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
  • обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на ее территории. В декабре 2012 г. Указом Президента РФ принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия).

Цели, указанные в пункте 17 настоящей Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

  1. государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
  2. равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
  3. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  4. предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  5. уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  6. государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
  7. взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
  8. обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
  9. обеспечение прав национальных меньшинств;
  10. содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
  11. обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  12. разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  13. комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
  14. недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  15. взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  16. преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
  17. своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
  18. пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.

В ходе реализации настоящей Стратегии Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей.

Реализация настоящей Стратегии может осуществляться также путем заключения международных договоров Российской Федерации, принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.

Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями. специальную статью расходов. Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.

Государственная национальная политика: проблемы реализации

Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методические, правовые и гуманитарные аспекты

Материалы всероссийской научно-практической конференции

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

,

д-р полит, наук, проф. кафедры»

национальных и федеративных отношений

Российской академии государственной

службы при Президенте Российской Федерации,

заместитель полномочного представителя

Республики Татарстан в г. Москве

После Обращения Президента Российской Федерации к Федерально­му Собранию сложились более благоприятные условия для развития рос­сийского федерализма и этнополитики в целом. уделил особое внимание теме федеративных и межнациональных отношений, что расценивается российской общественностью, в частности научным сообществом политологов, историков и социологов, как добрый знак возвращения к конституционным принципам развития государственности многонародной и поликонфессиональной Российской Федерации.

Говоря о федерализме, Президент России обратил внимание на то, что «в своих современных формах он был установлен, сформирован на основе Конституции». Данное положение является принципиальным ответом всем тем, кто хотел бы вернуть Россию к унитаризму и максимально через «вертикаль власти» централизовать управление субъектами Российской Федерации. Президент им просто напомнил: «Читайте Конституцию!».

предложил расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (ст. 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и вопросам, поставленным непосредственно парламентом, и увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет, соответственно.

Не стоит «петь Осанну» любым изменениям, вносимым в Конституцию (если, конечно, они не носят сугубо технический характер, например, изменение субъектного состава РФ). Федеральному Собранию было бы «более к лицу» обсуждать предложения Президента в порядке, установленном федеральным конституционным законом, дав субъектам время до одного года на обсуждение судьбоносных для России вопросов, а не устраивать «гонку без правил», понуждая законодательные собрания субъектов РФ высказаться в пользу предложений «незамедлительно». Возможно, было бы оправданным спросить у избирателя (через референдум) что он думает по этому поводу. Весьма недемократичную позицию в этом вопросе заняла партия «Единая Россия», мобилизовав всех своих членов па «сиюминутное» исполнение воли президента, ведь Конституция страны определила, что «законодательная, исполнительная и судебные ветви власти являются самостоятельными» (ст. 10).

Ветви власти не должны обязательно совпадать в подходах к проблемам общественного развития. Обязательно должны исполняться статьи Конституции и положения федеральных законов.

На наш взгляд, следует процитировать президента дословно. Президент России, комментируя свои предложения в рамках изменения отдельных положении Конституции, отметил, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но всё же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов. Они, скорее, дают необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования. Так что «реформаторский зуд» в отношении Основного закона абсолютно неуместен. Российская Конституция эффективна, она работает, и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми. Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период. И эти фундаментальные установления я как гарант Конституции буду хранить и защищать».

По поводу изменений, вносимых в Конституцию, можно напомнить слова Председателя Конституционного суда : «В нынешних условиях зуд изменений Конституции― это вообще очень опасная политическая болезнь. В российском же случае это болезнь смертельная…».

Поставлены задачи: достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами; сформировать схему оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти». Их вообще очень много, и, по мнению Президента, «надо их сокращать». Нужна и схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти.

Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию о проблеме государственной национальной политики говорил так: «… еще один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию,― это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны. Я уже говорил, что межнациональный мир― это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложился уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения».

Российская Федерация― одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложилось как этнические общности на территории России, и в этом смысле «они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. На территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов»― это цитата из Концепции государственной национальной политики, той самой Концепции, которая была, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г.

Концепция государственной национальной политики сыграла важную историческую роль в жизни российского государства и общества. Из состояния «этнополитической агонии» страна, буквально раздираемая на части очагами национально-политической напряженности, переходит к оздоровлению межнационального климата, построению гармоничного гражданского общества на принципах законодательно обеспеченного равноправия народов.

Концепция создала правовую, идейную и политическую базу для деятельности разных ветвей власти, политических сил и общественных организаций. В документе нашли отражение позитивные достижения международной практики, присутствуют в едином контексте национальный и этноконфессиональный факторы, что свидетельствует о неразрывности этих понятий, их взаимосвязи и взаимовлиянии. Концепция как система взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений требует подкрепления и уточнения в федеральном законодательстве.

Принципы федерализма являются наиболее подходящей основой государственного строительства многонациональной России. Основные направления и содержание национальной государственной политики определяются историческим опытом России, Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, Концепцией государственной национальной политики, законами Российской Федерации и соответствующими нормативными актами субъектов Федерации.

Государственная национальная политика основывается на принципах: государственной целостности Российской Федерации; равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; конституционных гарантий суверенитета и власти в Российской Федерации ее многонационального народа; государственных гарантий права народов и граждан Российской Федерации на развитие национальной культуры, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, ведение традиционного образа жизни; гарантий прав коренных малочисленных народов; защиты прав национальных меньшинств; свободного определения каждым своей национальной принадлежности; равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; запрета любых форм ограничения прав народов и граждан Российской Федерации по признаку национальной принадлежности; пропаганды национального превосходства, а также экстремистских действий, направленных на пробуждение ненависти либо вражды по признакам национальной принадлежности.

Целями государственной национальной политики являются:

– согласование государственных интересов и национальных интересов всех народов и граждан Российской Федерации;

– совершенствование национальных и межнациональных отношений;

– обеспечение равноправия народов в Российской Федерации;

– создание условий для формирования общероссийской идентичности;

– формирование единой российской нации;

– развитие взаимодействия органов государственной власти, национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений;

– развитие национальных культур, языков, традиционного образа жизни народов и граждан Российской Федерации;

– предотвращение и разрешение межэтнических конфликтов;

– решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

Практическая реализация государственной национальной политики осуществляется посредством создания системы гарантий прав народов и граждан Российской Федерации на свободное и равноправное национальное развитие, сохранение национальных культур и родных языков; разработки и принятия концепций государственной национальной политики, федеральных и региональных программ социально — экономического и национально-культурно развития субъектов Российской Федерации и отдельных народов России.

Основные направления государственной национальной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Существуют различные модели развития этнонациональных процессов внутри государства. От выбора такой модели зависит этнокультурная политика страны, а в ряде случаев― государственная национальная политика, предлагаемая властью многонациональному сообществу этносов, проживающих в одном государстве. При этом выбор модели чаще всего происходит автоматически. История сама расставляет акценты на той или иной модели: «модель ассимиляции», «модель плавильного котла», «модель культурного плюрализма», «модель государствообразующего ядра», «модель внутреннего колониализма». Если рассматривать эти модели через призму различных социологических учений, то можно увидеть многочисленные варианты развития межнациональных отношений в поликультурном сообществе,

Этнонациональный фактор в России всегда представлял собой отпечаток кризисного, конфликтного состояния основных сфер общества. Так уже сложилось, что власти в России начинали обращать внимание на этнонациональное лишь в условиях глубоких кризисов и конфликтов на национальной почве. Это происходит в разных уголках России, а объясняется во многом отсутствием у государства внятной этнополитики.

Конституция страны гарантирует права человека, в том числе и лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (ст. 26). «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства» (ст. 29). Есть в Основном законе страны и положения, касающиеся права на сохранение родного языка (ст. 68), и прав малочисленных народов (ст. 69). Суверенитет Российской федерации провозглашен от имени многонационального народа (ст. 3). Конституция закрепляет полиэтничную модель российского общества.

Национальная политика должна выражать интересы и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на своей территории.

Принципиальное значение для формирования институционального пространства имело принятие Закона РФ «О национально-культурной автономии» и Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (15 июня 1996 г.). Это означало: 1) признание того, что национальная политика охватывает все народы, в том числе не имеющие своих административно-политических образований; 2) возможность самоопределения народов без изменения сложившегося государственного устройства.

Создание этнокультурных общественных объединений, центров, национально-культурных автономий (НКА) расширяло пространство для формирования гражданского общества. В частности, общественное движение «Ассамблея народов России» компенсировало отсутствие в парламенте палаты национальностей, существовавшей в Совете Федерации до 1993 г. НKA и Ассамблея проводят съезды, участвуют в подготовке законов в сфере этнополитики. Национально-культурная автономия― это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка и культуры, для достижения национально-культурного самоопределения, т. е. обеспечения жизнеспособности и самостоятельности этноса в национально-культурной сфере.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (ст. 3, ч. 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула). Суверенитет, предполагающий, согласно смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно правовой статус. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Многонациональный народ Российской Федерации объединен исторической судьбой на своей земле. Российские этносы в ходе векового взаимодействия и сотрудничества научились взаимно дополнять друг друга, использовать на благо собственного становления этническую пассионарную энергию. На российском геополитическом пространстве постепенно был сформирован российский суперэтнос, имеющий свои отличительные черты. И это есть главное богатство сегодняшней Российской Федерации.

Совокупность исторических, географических, цивилизационных и социальных факторов придают России абсолютно уникальный этнический колорит. Свое непосредственное выражение он находит в образе жизни, традициях, менталитете, национальных и культурных обычаях, фольклоре. Очевидно, что при такой этнической специфике и многообразии межнациональные отношения в Российской Федерации приобретают особую социальную роль, придавая политике государства в этой сфере первостепенное значение.

Во-первых, проблематика идентичности получила новое осмысление в контексте изучения мировой истории в качестве одного из ключевых пунктов повестки дня при анализе этнополитических процессов, ассоциирующихся с глобализацией. В научных разработках стал популярным тезис, согласно которому унифицирующему воздействию этих процессов в различных сферах общественной жизни противостояли приобретавшие всё большую силу элементы самоидентификации, отражавшие цивилизационную, социокультурную, национальную, этническую самобытность многоплановых субъектов. Этническая принадлежность становилась одним из главных противоречий переходного периода в условиях глобализации.

Во-вторых, идея поиска ориентиров этнической самоидентификации окружающей международной среде по-прежнему не утрачивала своей высокой приоритетности для России, столкнувшейся с вызовами нового мирового порядка. Дилемма «вестернизация― изоляционизм» активно обсуждалась в сообществе российских политиков, в научной и экспертной среде, научной литературе и средствах массовой информации.

В-третьих, трансформация государственно-политического устройства Российской Федерации на различных стадиях ее политической истории дала новые импульсы феномену этнонационального развития и регионализации со всеми присущими ему проблемами и противоречиями (включая этнополитические аспекты)― от «парада суверенитетов» до построения вертикали власти. Это сопровождалось и сопровождается постоянным соотнесением идентифицирующих принципов в координатах «центр― регионы», принципов, которые в зависимости от характера согласования интересов или обострения противоречий между ними, приобретали тот или иной тип взаимной совместимости, сочетаемости или конфликтности.

В государстве недостает фундаментального, научно обоснованного, комплексного подхода, целостного видения составляющих этнополитики в условиях многонациональной России. Наиболее тревожным является тот факт, что в стране, где исторически сожительствуют сотни народов и национальностей, упразднено Министерство по делам федерации и национальностей. В федеративном государстве, где федерализм закреплен в первых статьях Конституции Российской Федерации, нет института федерализма, отсутствует единый научный центр, который анализировал бы процессы федерального и национального развития. Политики часто впадают в крайности, разрушительные для сферы федеративных и национальных отношений.

90-е годы XX века, особенно их начало, стали одним из самых неблагоприятных этапов всей российской истории. Не стали исключением и национальные отношения. На южных и западных рубежах России полыхали этнополитические конфликты, отголоски которых слышны по сей день, а последствия еще долго будут угрожать стабильности и безопасности страны. Крах экономики обезлюдил Север и Дальний Восток, спровоцировал неконтролируемый миграционный бум, что немедленно вызвало демографический перекос во многих регионах и стало поводом для многочисленных противоречий между мигрантами и коренным населением. Стремительная демократизация и поспешные, не всегда продуманные действия в сфере национальной политики новой России усугубили последствия распада СССР. Суверенизация регионов приняла крайние формы, переходящие в сепаратизм. Не подкрепленная соответствующими финансовыми и организационными мерами, лишенная механизмов реализации реабилитация народов спровоцировала искусственный рост национального самосознания, граничащего с национализмом, который разбился о стену невыполненных обещаний со стороны государства и вылился в волну национальной ненависти и противоречий между народами.

Федерализм вообще и государственная национальная политика пока продолжают оставаться в значительной мере недостигнутым рубежом в общественно-политическом и экономическом развитии России. Хотя в этой области и принят ряд необходимых решений, однако эти решения, по сути, представляют собой лишь первые шаги к реальному федерализму, правовому государству и демократии, политическому плюрализму. Очевидно и то, что настоящее время имеет место откат даже от тех скромных результатов, которые были достигнуты в 1990-е годы.

Оценивая итоги последнего десятилетия с точки зрения реализации государственной национальной политики, можно говорить, что в данной области мы пережили десять лет застоя.

Утверждение Концепции государственной национальной политики РФ Указом Президента (19 июня 1996 г., № 000) повысило значимость этнополитических проблем до уровня оборонных и внешнеполитических. Вместе с тем этот документ не стал по ряду причин действенным ориентиром для органов государственной власти в решении этнополитических проблем. Он, по мнению некоторых оппонентов федерализма в России, «оказался фрагментарным, направленным на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста». Вот почему сейчас, якобы для того, чтобы восполнить такие пробелы, Правительством РФ начата работа по корректировке Концепции. Минрегион, например, счел возможным исключить из проекта Концепции главу «Федеративные отношения». Регресс, как говорят, очевиден. В многонациональной стране подвергается ревизии под предлогом улучшения Концепция госнацполитики, отсутствует федеральный закон об основах госнацполитики, упразднено федеральное министерство по делам национальностей, исключен региональный компонент из образовательного федерального стандарта, предпринимается попытка насильственно внедрять в школах предмет православия, пышным цветом расцветают ксенофобия и национальная нетерпимость, исключена графа национальности в паспортах, не получает финансового обеспечения Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и др.

В стадии проектной разработки в Госдуме РФ пятого созыва нахо —

дились два федеральных закона: «Об уполномоченном Федерального собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации». «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». Оба законопроекта так и не стали законами.

Парадокс ситуации заключался в том, что вместо того, чтобы законодательные акты согласовывать с существующей Концепцией государственной политики, правительство предлагает полномасштабную штабную ревизию самой Концепции.

При корректировке Концепции во главу угла ставятся такие цели совершенствование государственных структур в интересах граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов Федерации, обеспечение межнационального согласия, уважения к традициям народов, «любви к родному краю, к России», создание условий для социально-экономического и культурного развития народов и их взаимодействия; предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов.

К сожалению, за дымом словес о великих целях появляются ложные целеполагания, о которых шла речь выше («государствообразующий этнос», «русский народ» и др.), и исчезают принципиальные положения, касающиеся самоопределения народов, составляющие суть Концепции государственной национальной политики.

За последнее десятилетие, особенно в последние годы, ситуация в стране претерпела заметную трансформацию, которая затрагивает почти все сферы государственной общественной жизни. Это касается и этнополитической ситуации. Произошедшие изменения во многом обусловлены проводимой политикой по укреплению государственности; позитивное влияние оказывает работа по разграничению полномочий между уровнями власти; планомерно восстанавливается управляемость страной, внутригосударственными процессами, в том числе этнополитическими.

Принятие основополагающих законодательных актов, гарантирующих права граждан на свободное национально-культурное развитие, приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации― это факторы, которые позволили снизить остроту проблем в сфере межнациональных отношений.

Приняты такие федеральные законы, как «О языках народов Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», «О государственной службе российского казачества» и ряд других.

За последнее десятилетие в России созданы и действуют более тысячи национальных объединений, в том числе 17 федеральных и более 500 региональных и местных национально-культурных автономий. Таким образом, 16 народов имеют федеральные НКА, более 30 народов создали региональные НКА в 56 субъектах РФ. С учетом местных НКА их деятельность охватывает почти 70 регионов. Возможности для этнонационального развития народов России есть, но они остаются нереализованными в силу различных объективных и субъективных причин. Одной из основных причин бездеятельности НКА является отсутствие должного финансирования.

Национальное многообразие России, являющееся фактором ее устойчивого социально-экономического развития, делает невозможным решение этнокультурных проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.

Этнокультурное развитие― это социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ России, учитывающее как этническое и религиозное многообразие страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности.

Реализация государственной национальной политики и региональных стратегий этнокультурного развития должна соответствовать стратегическому приоритету по обеспечению прав и свобод граждан в части развития институтов гражданского общества и этнокультурного развития, задаче развития потенциала государственного управления в части повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти. Противодействие геополитическому, религиозному и политическому экстремизму, снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях должны соответствовать таким приоритетам социально-экономического развития России, как повышение уровня национальной безопасности через снижение угрозы террористических актов, связанных с этническим и религиозным фактором, и развитие потенциала государственного управления через повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти.

Рос. газ.- Неделя. 2008. 6 нояб.

Зорькин и Конституция в XXI веке. 2-е изд. М., 2008. С 16.

Рос. газ.- Неделя. 2008. 6 нояб.

Только для этих областей были специально разработаны государственные концепции утвержденные особыми указами президента России.

I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» | ПАСПОРТ государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики»

I. Приоритеты и цели государственной национальной
политики Российской Федерации, в том числе общие требования
к реализации государственной национальной политики
Российской Федерации субъектами Российской Федерации

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (далее — Программа) основываются на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», модельного Закона «О патриотическом воспитании», принятого на сорок втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление от 16 апреля 2015 г. N 42-6), модельного закона «Об основах этнокультурного взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Государств», принятого на сороковом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление от 18 апреля 2014 г. N 40-13), международных актов, ратифицированных Российской Федерацией.

Приоритеты и цели государственной национальной политики Российской Федерации определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;

развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены задачи, касающиеся:

совершенствования государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечения равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;

обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

содействия национально-культурному развитию;

образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения;

поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России;

формирования системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

совершенствования взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

До недавнего времени субъекты Российской Федерации реализовывали региональные государственные программы (подпрограммы) в сфере государственной национальной политики, ограниченные рамками федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)».

При этом некоторые региональные государственные программы не соответствовали приоритетам, целям и задачам государственной национальной политики Российской Федерации, определенным Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации не имел отдельных профильных региональных программ или подпрограмм и не принимал активного участия в реализации государственной национальной политики.

Программа ставит целью координацию реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года с учетом оптимизации бюджетных ассигнований и ориентации на положительный мультипликативный результат в смежных сферах государственного управления (культура, туризм, образование, социальное обеспечение, занятость, миграция), а также позитивное влияние на общественно-политические процессы и инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации.

Новости

Указ Президента России от 19 декабря 2012 года №1666. Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики. Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Указом Президента России утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).

Стратегией определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики.

Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

Стратегия служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики.

Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов России, развития их национальных языков и культур.

К приоритетным направлениям государственной национальной политики, в частности, относятся:

— совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики;

— обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

— создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

— укрепление единства и духовной общности многонационального народа России (российской нации);

— сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

— обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

— совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

— развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики.

Стратегией предусмотрено, что Правительство России разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики; контролирует ход реализации Стратегии и представляет Президенту России ежегодные доклады, составленные с учётом докладов субъектов Федерации.

Оригинал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *