Агентство Юридической помощи

Стоимость тепловой энергии

Законодательной основой расчета тарифов на тепловую энергию до 2010 года включительно являлся федеральный закон от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», а с 2011 года тарифообразование регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – 190-ФЗ).

Законодательство определяет тарифы в сфере теплоснабжения – как систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Федеральный законом «О теплоснабжении» вводит право выбора из четырех методов регулирования тарифов:

  1. метод экономически обоснованных расходов (затрат);

  2. метод индексации установленных тарифов;

  3. метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

  4. метод сравнения аналогов.

При установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Рассмотрим нововведения предусмотренные 190-ФЗ.

В случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования в соответствии с условиями такого договора устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При регулировании тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала такие тарифы устанавливаются на срок не менее чем пять финансовых лет или при первом применении на срок не менее чем три финансовых года.

Закон вводит возможность установления не только одноставочного, но и двухставочного тарифа на теплоэнергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.

Тема введения двухставочных (многоставочных) тарифов в теплоснабжении не нова: за рубежом двухставочные тарифы широко применяются в расчетах между энергетиками и потребителями. В сфере электроэнергетики крупные потребители практически повсеместно перешли на расчеты по двухставочным тарифам, которые в обязательном порядке применяются на оптовом рынке и все шире используются на розничном (потребительском) рынке.

Основное отличие двухставочного тарифа от одноставочного состоит в том что затраты, формирующие тариф на теплоэнергию распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность, корреспондириующие соответственно переменным и постоянным затратам, в то время как при одноставочном тарифе все затраты считаются переменными и относятся на ставку за энергию.

В настоящее время практически на всей территории России (за небольшим исключением) на теплоэнергию устанавливаются одноставочные тарифы.

Основным методом ценообразования является метод «издержки плюс», предполагающий формирование необходимой валовой выручки (с заданной прибылью) под обеспечение планируемого объема производства и передачи энергии. Как следует из приведенного названия, одноставочный тариф формируется из одной стоимостной составляющей теплоэнергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. Вышеуказанная стоимостная составляющая, в конечном счете, определяет цену единицы энергии, поставляемой потребителю.

Двухставочные тарифы в свою очередь образуются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной). В «мощностную» составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, аренда, и т.д.), то есть все те затраты, которые энергоснабжающая организация несет независимо ни от чего, а в «переменную» составляющую включаются все издержки прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь топливо). Необходимо отметить, что для достижения положительного эффекта от введения системы двухставочных тарифов указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.

Проблема двухставочных тарифов

В настоящее время практически на всей территории Российской Федерации, за небольшим исключением, на тепловую энергию устанавливаются одноставочные тарифы. Основным методом ценообразования является метод «издержки плюс», предполагающий формирование необходимой валовой выручки (включая определенную величину прибыли) под обеспечение планируемого объема производства и передачи энергии.
Мы попросили Василия Тарасюка, первого заместителя председателя комитета по энергетике Государственной думы, поделиться с «Тепловой энергетикой» своим мнением на этот счет.
– Василий Михайлович, какие все же существуют проблемы или недостатки применения одноставочных тарифов?
– Думаю, что недостатками одноставочных тарифов являются: во‑первых, ярко выраженная сезонность; во‑вторых, «температурная зависимость»; в‑третьих, отрицательная мотивация ресурсоснабжающих организаций к энергосбережению у потребителей и, наконец, отсутствие стимулов к экономической и технологической оптимизации производства тепловой энергии.
В последнее время многие специалисты и руководители активно обсуждают возможность изменения существующего порядка тарифообразования на тепловую энергию и сопутствующие услуги и перехода к так называемым двухставочным тарифам. Тема введения двухставочных (многоставочных) тарифов в сфере теплоснабжения не нова: во многих зарубежных странах двухставочные тарифы широко применяются в расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями.
Основное отличие двухставочного (или двухкомпонентного) тарифа на тепловую энергию и сопутствующие услуги от традиционно применяемого в России одноставочного (или однокомпонентного) тарифа состоит в том, что в случае двухставочного тарифа затраты, формирующие тариф на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающей организацией, распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность (нагрузку), относящимися к переменным и постоянным затратам предприятия, соответственно, в то время как при одноставочном тарифе все затраты считаются переменными и относятся на ставку за энергию.
– Каковы преимущества двухставочных тарифов?
– Я бы назвал несколько: снижение издержек энергоснабжающих организаций на содержание резервов тепловых мощностей и источников теплоснабжения; снижение субсидирования населения; адресная субсидия на топливо независимо от его видов; повышение устойчивости финансирования объемов работ по ремонтам и реконструкции; увеличение прогнозируемости финансового результата ресурсоснабжающих компаний; повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости энергоснабжающих организаций; то, что доходы энергоснабжающих организаций изменяются в зависимости от температуры наружного воздуха и обеспечивают выполнение всей производственной программы.
Существенное преимущество заключается и в том, что выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций происходит за счет «мощностной» ставки (равномерно распределенной по году). Это позволяет гораздо точнее планировать деятельность компании, снижает потребность в привлеченных средствах за счет снижения этой составляющей в тарифах.
Наконец, к преимуществам таких тарифов следует отнести оптимизацию энергетических балансов и высвобождение дополнительных резервов по мощностям; повышение экономической заинтересованности потребителей в совершенствовании средств учета; минимизацию политических рисков от роста цен на газ.
Недостатками введения двухставочных тарифов являются отсутствие практики использования двухставочных тарифов, а также ряд организационных вопросов, которые достаточно просто решаются на уровне организационно-распорядительных документов региональных энергетических комиссий.
К числу основных неразрешенных организационных вопросов следует отнести неурегулированность ряда методических вопросов при расчете и установлении двухставочных тарифов, а также угрозу обвального пересмотра в договорах величин присоединенной нагрузки. Эти проблемы решаются через ограничение возможности пересмотра нагрузки (договорной кампании) временными рамками, позволяющими учитывать корректировку нагрузок в следующем периоде регулирования.
Двухставочные тарифы складываются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной). В «мощностную» составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, аренда и т. д.), то есть все те затраты, которые энергоснабжающая организация несет независимо ни от чего, а в «переменную» составляющую включаются все издержки, прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь затраты на топливо). Необходимо отметить, что для достижения положительного эффекта от введения системы двухставочных тарифов указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.
Регулирование отношений в области теплоснабжения при отсутствии федерального закона о теплоснабжении осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ, а также ряда подзаконных актов, среди которых следует выделить, прежде всего, постановление правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (в редакции от 7 апреля 2007 года).
Ключевой проблемой правового регулирования, связанной с введением двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, на мой взгляд, служит определение величины оплачиваемой тепловой нагрузки, соответствующей плате за мощность. Согласно статье 541 Гражданского кодекса, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В числе других неразрешенных организационных вопросов, связанных с введением двухставочных тарифов, следует выделить: неурегулированность ряда методических аспектов расчета и установления двухставочных тарифов (распределение прибыли между ставками на энергию и мощность; учет перекрестного и/ или бюджетного субсидирования); необходимость определения круга потребителей, для которых переход на двухставочные тарифы является обязательным (решается в зависимости от оснащенности потребителей приборами учета); возможность определения тепловой нагрузки имеющимися приборами учета; возможность применения двухставочных тарифов для потребителей, не оснащенных приборами учета; возможность перехода на двухставочные тарифы при расчетах платежей граждан за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение); порядок организации расчетов между смежными теплоснабжающими или теплосетевыми организациями, участвующими в процессе теплоснабжения потребителей одного населенного пункта.
Возможный способ решения большинства данных вопросов (при отсутствии нормативно-правовых актов федерального уровня) – разработка и принятие на уровне соответствующего субъекта Федерации или органа местного самоуправления одного или нескольких нормативно-правовых актов, устанавливающих для данного субъекта РФ или муниципалитета порядок расчета, установления и применения двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги.
Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить, что принципиальные проблемы, связанные с введением (установлением) двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, отсутствуют. Более того, введение системы двухставочных тарифов позволит создать совершенно новые стимулы к повышению эффективности энергопотребления, обеспечит финансовую устойчивость и экономическую эффективность энергокомпаний, повысит надежность энергоснабжения.
В результате мы приходим к парадоксальному выводу: для нормального развития отрасли приборный учет необходим, но при этом установка теплосчетчиков отражается на экономике тепловых компаний и, как следствие, качестве и стабильности предоставления услуг абонентам. Поэтому необходима такая схема тарификации, которая учитывает интересы как потребителей тепловой энергии, так и ее поставщиков.
Расходы любой теплосети можно разделить на две составляющие: переменную, определяемую объемом потребления, и постоянную – затраты на эксплуатацию теплотрасс и поддержание циркуляции теплоносителя.
Логично таким же образом разделить тариф на тепло: плата за фактическое потребление и плата за возможность пользования услугой. В этом и заключается смысл введения двухставочных тарифов. Таким образом, при снижении расхода тепла затраты потребителей и прибыль тепловой компании уменьшаются пропорционально, при этом суммарный бюджет остается сбалансированным.
Здесь нужно заметить, что сегодня применение двухставочных тарифов на тепловую энергию в нашей стране уже практикуется. Например, в Нижнем Новгороде и Челябинске, а в ряде городов Подмосковья она используется уже несколько лет. Однако далеко не везде ее внедрение проходит гладко. Так, в Иванове двухставочный тариф был введен и действовал, но был отменен судом. Формально – из‑за отсутствия нормативной базы, а фактически – вследствие борьбы между высокопоставленными руководителями.
– Какие страны продвинулись в этом направлении?
– Если в России двухставочные тарифы – еще экзотика, то на Западе они используются уже довольно давно. Европейские примеры позволяют оценить эффективность и удобство этой системы оплаты тепла.
Например, в Дании двухставочный тариф используется с начала 1980‑х годов. За четверть века он доказал свою эффективность и позволил оптимизировать системы теплоснабжения в этой стране, сделав ее мировым лидером в области энергосбережения. Постоянная составляющая тарифа обеспечивает стабильный доход теплосетей, не зависящий от погодных условий и объемов потребления.
Переменная часть платежа не менее важна для стабильности теплоснабжения. Чтобы оптимизировать свою работу и более точно планировать бюджеты, тепловые компании собирают статистику потребления и регистрируют существенные изменения расхода тепла по сравнению с нормальным. Это становится возможным благодаря использованию современных приборов учета. Например, вычислитель ультразвукового теплосчетчика MULTICAL® позволяет вести учет в дополнительных регистрах по мощности, температуре в прямом и обратном трубопроводах, расходу теплоносителя, времени суток, благодаря чему поставщик тепла может быстро реагировать на изменение потребностей абонентов.
Еще больше оптимизировать свою работу датским поставщикам энергии позволяет политика единообразия в выборе средств измерений. Использование однотипных приборов учета тепла позволяет минимизировать общую погрешность, упростить процесс обслуживания и поверки теплосчетчиков, а также легко объединить их в сеть диспетчеризации.
– Одним словом, повсеместный переход к оплате тепла по факту его потребления – очевидная необходимость?
– Да, но любые нововведения требуют тщательно продуманного подхода. Применение системы расчетов по показаниям приборов «в лоб» может привести к кризису теплосетей и системы централизованного теплоснабжения в целом. Разумной альтернативой, доказавшей свою эффективность как в России, так и за рубежом, является использование двухставочного тарифа. Однако его эффективное внедрение невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы.

Только отопсезон вошел во все дома, как перед потребителями этой коммунальной услуги, возник вопрос: насколько больше придется платить? И вообще, из чего формируется тариф на тепло?

— Зачастую наши жители под термином «тариф» понимают все цены на ЖКХ, — сообщает референт отдела регулирования тарифов в теплоснабжении КГРТ Татьяна Никифорова. —

Однако в действительности тарифы — это утвержденные государством ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты за оказанные услуги. У поставщика эти услуги стоят одинаково, независимо от управляющей организации, обслуживающей ваш дом, ТСЖ или ЖСК.

В этом году повышались тарифы не с начала года, а с его середины, 1 июля. Тепловая энергия выросла не больше чем на 4,2 процента. При этом плата за тепло и горячую воду в зимние месяцы — это 80 процентов от общей суммы месячной квартплаты за все услуги.

— Расчет тарифов на тепловую энергию носит заявительный характер, — сообщает Татьяна Александровна. — Эксперты нашего комитета проверяют обоснованность каждой заявленной статьи затрат. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из расчета тарифа.

Компания, в управлении которой находится ваш жилой дом, оплачивает тепло в рублях за гигакалорию. А мы, жильцы, платим за квадратный метр. Если в вашем доме нет общедомового прибора учета и ваш поставщик тепловой энергии ОАО «Волжская ТГК», то стоимость отопления одного квадратного метра жилой площади обойдется вам в отопительный период в 46,18 рубля.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

— У нас котельная находится во дворе дома, а за тепловую энергию платим столько же, сколько и жители отдаленных домов. Почему?

— Чтобы исключить любые домыслы, в очередной раз обращаем внимание, что Федеральным законодательством установлено: в случае если источники тепловой энергии принадлежат одной регулируемой организации, то тарифы на тепловую энергию устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии, — сообщает Татьяна Никифорова.

— Мне кажется, я плачу за тепло больше, чем должен. Можно как-то рассчитать потребление именно в мой дом?

— Для того чтобы узнать стоимость тепловой энергии, поступающей непосредственно в ваш дом, необходимо у управляющей организации или у председателя ТСЖ или ЖСК узнать, с кем заключен договор на поставку тепловой энергии и уже тогда найти информацию на сайте комитета или же позвонить в отдел теплоснабжения по телефону 8(8452) 27-54-94.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

123 теплоснабжающие организации работают в области.

Около 40 предприятий осуществляют деятельность на территории Саратова.

В следующем материале эксперты ответят, из чего состоит ОДН и как проверить, что с вас не взяли лишнего.

Плата за отопление составляет примерно четвертую часть общей суммы квитанции за коммунальные услуги. Тариф, стоимость одной единицы энергии (гигакалория на квадратный метр), затрачиваемой на обогрев помещения, ежегодно повышается. Соответственно, увеличивается и размер расходов на коммунальное обслужтвание в каждой отдельно взятой семье или организации. Многих интересует вопрос, какие изменения тарифа стоит ожидать в ближайшее время.

Последние новости/изменения

На итоговую сумму в строке «Начислено» по виду платежа «Отопление» влияет не только количество квадратных метров помещения. При расчетах учитываются также теплопотери при транспортировке ресурса, соответственно на платежи влияет состояние, степень изношенности, труб и оборудования. Именно необходимость проведения капитального ремонта и модернизации централизованной системы теплоснабжения вынуждает региональные власти повышать тарифы.

По прогнозам Минэкономразвития темп роста цен на тепловую энергию в период с 2018 по 2020 будет незначительным, повышение тарифа не будет превышать 4% в год. Изменение тарифа обычно происходит с середины года, так, с середины лета в 2019 году плата за единицу энергии в Москве выросла с 2199,24 до 2279,95 руб., т.е. прирост составил всего 3,67%. Аналогичного повышения стоит ожидать и в середине 2020 года.

Стоит также отметить, что в столице и регионах все чаще в новых многоэтажках, современных жилых комплексах и элитных клубных домах создается автономная система теплоснабжения с собственными котельными, рассчитанными на обогрев одного или нескольких домов.

Новое оборудование и возможность персонального регулирования подачи тепла в зависимости от температуры не только позволяют создать комфортные условия для жильцов, но и способствуют экономии ресурсов и соответственно средств на оплату коммуналки.

Соответствующий закон (ФЗ-279), направленный на рост частных инвестиций в развитие и модернизацию системы теплоснабжения, был принят в середине 2017 года. Помимо основного поставщика тепловой энергии, удерживающего практически весь рынок в своих руках, появились и другие компании, вводящие в эксплуатацию и обслуживающие локальные котельные.

Для населения

Для жильцов многоквартирных домов при расчете платежа учитывается площадь не только собственного жилого помещения, но и общих пространств, межквартирных лестничных площадок, самих лестниц и подвалов, которые также обогреваются в период отопительного сезона.

Для расчета начисления используются следующие данные:

  • норматив потребления гигакалорий;
  • общая площадь (площадь квартиры+площадь общих помещений, поделенная на количество квартир в доме);
  • продолжительность отопительного сезона (например, 7/12);
  • тариф тепловой компании.

Официальную информацию относительно норматива можно найти в Постановлении правительства Москвы («О нормативах потребления тепловой энергии…»). Нормой расхода в месяц считается 0,016 Гкал/кв.м.

Для большинства московских квартир учитывается тариф для домов, подсоединенных к тепловой сети не напрямую, а через тепловые пункты. В начала 2019 года размер тарифа составлял 2199,24 руб., после повышения тарифа, плата за единицу тепла составляла уже 2279,95 руб.

Тариф для пользователей, подсоединенных к тепловой сети непосредственно без промежуточных преобразовывающих энергию пунктов, ниже и составляет 1806,89 руб., если поставщиком ресурсов является компания «МОЭК» и 1773,19 руб., если поставщик – «Мосэнерго».

Аналогичное повышение тарифа на тепловую энергию произошло и в других регионах. В Санкт-Петербурге стоимость одной единицы увеличилась с 1678,72 до 1745 руб. В Самарской области отопление в середине года подорожало с 1552,88 до 1605,98 руб. за гигакалорию.

В Тюмени с середины года был выбран единый поставщик услуг по отоплению многоквартирных домов для населения («УТСК»), а тариф составил 1 610,68 руб. В Ярославле рост цен за коммунальные услуги также не превысил 4%, тариф увеличился с 1551 руб. до 1615 руб. В Краснодарском крае тариф увеличился с 1993,61 руб./Гкал до 2038,12 руб./Гкал.

Продолжительность отопительного сезона в различных регионах неодинакова. В центральном регионе отопление включают в октябре, а отключают в апреле, таким образом, 7 месяцев из 12 жилые помещения отапливаются. При этом оплата за отопление в столичном регионе производится ежемесячно равными долями.

Получая квитанции на оплату в летние месяцы, новоиспеченные москвичи нередко удивляются, почему в списке видов платежей фигурирует отопление. Делается это для того, чтобы равномерно распределить финансовую нагрузку по оплате коммунальных услуг.

Платеж в данном случае рассчитывается по формуле:

Норматив потребления * общая площадь * 7/12 * тариф

В каждом отдельном субъекте РФ принцип начислений определяется региональными властями. В большинстве регионов за отопление платят только зимой, в месяцы фактического предоставления услуги.

В этом случае платеж рассчитывается по формуле:

Норматив потребления * общая площадь * тариф

Разница сумм коммунальных платежей в летние и зимние месяцы получается существенной.

Рассмотрим пример расчета начисления в Москве (общая площадь 60 кв.м.) по формуле:

0,016*60*7/12*2279,95 = 1276,77 руб.

В среднем москвичи, проживающие в стандартной двушке панельного дома, на сегодняшний день платят порядка 1300 руб. С середины 2020 года ожидается повышение тарифа, которое не должно превысить 4%, соответственно платеж увеличится примерно на 50 руб. и составит порядка 1350 руб.

Для юридических лиц

Расчет платежей за отопление офисного пространства или других помещений, находящихся на балансе юридических лиц, производится либо на основании установленных счетчиков, либо на основании формулы, определяющей нагрузку с учетом амплитуды колебания температур:

Q = объем помещения × 1,08 × 0,5 × (18°-(-26°)) / 1000000 Гкал/ч

Потребление тепловой энергии в течение отопительного сезона при среднем показателем температуры (-1,9°С):

W = Q × 24 часа × 220 дней × (18°-(-1,9°)) / (18°-(-26°))

Температурный режим в офисе, гаражах, ангарах, складах и производственных цехах определяется нормами СанПиН.

В Москве действуют следующие тарифы для юридических лиц:

  • подсоединенных к тепловой сети непосредственно без промежуточных преобразовывающих энергию пунктов — 1 531,26 без учета НДС
  • подсоединенных к сети не напрямую, а через тепловые пункты (через эксплуатируемые теплосетевой организацией пункты) — 1 932,16 без учета НДС

Для нежилых помещений

Тарифы, которые приняты компанией, поставляющей тепловую энергию, применяются при расчетах за ресурсы для нужд населения управляющей компанией, независимо от того, является ли компания ИП или представляет собой другую организационно-правовую форму. При этом тарифы для жилых и нежилых помещений одинаковы.

Расчет производится на основании норматива, если в доме не установлены общедомовые и квартирные счетчики, или на основании фактического потребления, если счетчики в доме есть.

Виды тарифов

Тариф — система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями. К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого острова Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Тарифная ставка (оклад, должностной оклад) — это размер денежной выплаты (оклад, должностной оклад) в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за установленное время без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Эта выплата фиксирована, обязательна к выплате и является минимальной гарантией оплаты труда работника, ниже которой он не может получить при условии выполнения должностных обязанностей. (Таб.1)

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации тарифная ставка (оклад) фиксируется в трудовом договоре работника вместе с другими обязательными условиями трудового договора, такими как трудовые обязанности и так далее.

Для удобства работы работодатель может разрабатывать схемы должностных окладов, тарифные сетки, штатные расписания, в которых указываются оклады и диапазоны окладов для групп должностей (профессий) и которые используются для установления конкретному работнику оклада при заключении с работником трудового договора, а также для расчёта и выплаты работнику заработной платы. Для разработки системы окладов в организации могут использоваться различные современные методики, такие как грейдинг.

Виды тарифов:

1. Таможенный тариф

2. Транспортный тариф

3. Запретительный тариф

4. Конвенционный тариф

5. Тарифы связи

1. Таможенный тариф — инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ, которые обязательно публикуются в Российской газете.

В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 г. №1002. С 01.01.2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и ставки ввозных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утверждённые Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) Базовые — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Иначе такие ставки называют минимальными;

б) Преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые). В Российской Федерации в настоящий момент величина преференциальных ставок составляет 3/4 от базовых ставок;

в) Максимальные — по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е. государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима.) Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

2. Транспортный тариф — цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и т.п.; формируются по видам транспорта.

Существуют тарифы следующих видов транспорта:

· железнодорожного,

· автомобильного,

· речного,

· морского,

· воздушного,

· трубопроводного.

Железнодорожные тарифы — цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных работ.

В большинстве стран, в том числе в России, железнодорожные тарифы регулируются государством как цены на продукцию естественных монополий. Европейские железные дороги находятся в состоянии жесткой конкуренции с автомобильным и водным транспортом. Таможенные тарифы в РФ на перевозку пассажиров, багажа и почты жестко регламентируется государством.

Пассажирские перевозки убыточны в связи с относительно невысоким уровнем железнодорожных тарифов и большим количеством льгот на проезд различным категориям пассажиров. Уровень пассажирских тарифов сдерживается платежеспособным спросом населения. Убыточность пассажирских перевозок покрывается доходами от грузовых перевозок и бюджетными дотациями.

Автомобильные тарифы — цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг автомобильным транспортом.

Для автотранспорта и тарифов на его услуги характерно наименьшее по сравнению с другими видами транспорта регулирующее вмешательство государство в связи с развитой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на рынке перевозок.

Речные тарифы — цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг речным транспортом.

Тарифы на речной транспорт регулируются органами местного самоуправления, в каждой области РФ индивидуально. При этом предельные тарифы на речной транспорт устанавливаются Федеральной службой по тарифам России (ФСТ).

Перед тем, как новые тарифы на речной транспорт подлежат утверждению, экспертные комиссии тщательно изучают экономическую ситуацию в регионах и другие важные моменты, и только после этого дают свои рекомендации по установлению тарифов на речной транспорт.

Тарифы на речной транспорт подразделяют на такие подвиды:

· тарифы на грузоперевозки;

· тарифы на пассажирские перевозки.

Тарифы на речной транспорт зависят от длины маршрута:

· внутригородские маршруты;

· пригородные маршруты;

· дальние маршруты.

Обычно гражданам доступны тарифы на речной транспорт в трех категориях:

· стоимость полного билета — тарифы на речной транспорт для взрослых пассажиров;

· стоимость детского билета;

· стоимость перевозки багажа.

Морские тарифы — цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг морским транспортом.

Предельные тарифы на морской транспорт, и на услуги в морском порту, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Компании, предоставляющие услуги в морском порту, вправе устанавливать и высказывать свои пожелания насчет изменения тарифов на перевозки морским транспортом, впоследствии органы ФСТ России их должны утвердить.

Тарифы на морской транспорт, такие как перевозка пассажиров и грузов водным транспортом, устанавливают транспортные предприятия, которые предоставляют услуги в сфере морских перевозок. При этом учитывается комфортабельность во время поездки (для пассажирских перевозок), а также тот фактор, в какую страну перевозят груз (для грузоперевозок и пассажирских перевозок).

Тарифы на морской транспорт, в частности тарифы на перевозку, подразделяют на:

· тарифы на морской транспорт для пассажиров;

· тарифы на морской транспорт на перевозку грузов

Морской транспорт считается относительно недорогим видом транспорта, поэтому тарифы на морской транспорт, особенно на грузоперевозки, невысокие.

Воздушные тарифы — цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг воздушным транспортом (авиатранспортом).

Авиакомпании России вправе самостоятельно рассчитывать стоимость своих предоставляемых услуг (Таб.2.). При этом они должны учитывать, что тарифы на авиатранспорт могут дифференцироваться в зависимости от комфортабельности во время перелета, а также от предлагаемого качества обслуживания пассажиров.

Утверждая тарифы на авиатранспорт, авиакомпания учитывает все своих расходы на предоставление услуг, налог на добавленную стоимость, стоимость дополнительных услуг для более комфортного перелета, а также страховой платеж в размере, который установлен законодательством РФ. Базовым тарифом на авиатранспорт считается тариф эконом-класса, который не содержит в себе никаких дополнительных услуг. Воздушные тарифы рекомендовано менять в сторону повышения не чаще одного раза в квартал, а в сторону понижения — по мере надобности, с учетом экономической ситуации на рынке авиауслуг.

Трубопроводный транспорт.

Россия обладает уникальной сетью трубопроводного транспорта. Протяженность магистральных трубопроводов в России наконец 2004 г. составляла 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктопроводы — 151 тыс. км, нефтепроводных — 46,7 тыс. км, нефтепродуктопроводных — 19,3 тыс. км.

По системе магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого в России газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтеперерабатывающих предприятий.

На долю трубопроводного транспорта в начале третьего тысячелетия приходилось 55% всего грузооборота страны.

По протяженности магистральных трубопроводов, по их плотности (12 км на 1 тыс. кв. км) Россия в начале третьего тысячелетия занимала одно из ведущих мест в мире. Это — единственный вид транспорта в России, который по уровню развития близок к мировым стандартам.

Развитие системы трубопроводного транспорта имеет не только стратегический интерес для России, но является важным геополитическим фактором. Через систему трубопроводного транспорта Россия имеет возможность регулировать поставки газа и нефти на внутренний и внешний рынки.

Трубопроводный транспорт в перспективе может приносить государству огромные доходы. Значительные доходы может получать Россия в качестве платы за транзит по территории страны газа и нефти, добываемых в странах СНГ.

3. Запретительный тариф — цены услуг, установленные на достаточно высоком уровне, чтобы создать условия для сокращения (вплоть до полного устранения) спроса на данный вид услуги.

4. Конвенционный тариф — вид таможенных пошлин, устанавливаемых в соответствии с договором или соглашением (конвенцией). Конвенционные таможенные пошлины устанавливаются по соглашению между государствами. Ставки конвенционных пошлин, как правило, ниже ставок обычного таможенного тарифа.

5. Тарифы связи — цены за услуги, оказываемые потребителям предприятиями связи.

Тарифы связи в СССР, разновидность государственных плановых цен, по которым предприятия связи реализуют услуги различным потребителям по передаче писем, телеграмм, посылок, осуществлению междугородных телефонных разговоров и т.д. В процессе передачи сообщений, как правило, участвует несколько предприятий связи. Поэтому доходы, получаемые отдельными предприятиями связи по установленным тарифам (тарифные доходы), характеризуют в денежном выражении стоимость продукции всех предприятий, участвующих в передаче сообщений.

Авиабилеты (виды тарифов)

ЭкспрессАэро / полезные советы / полезная информация

При бронировании билета следует обдумать, какой из действующих тарифов целесообразно выбрать в конкретном случае. Это зависит от маршрута полета, класса обслуживания и некоторых других обстоятельств. Все авиакомпании применяют нормальные (полные) и специальные (льготные) тарифы. Если по каким-либо причинам авиабилет полностью или частично не был использован, то для решения вопроса о возмещении его стоимости необходимо обратиться по месту его оформления.

Пассажир, приобретающий билет по нормальному (полному) тарифу, имеет ряд преимуществ, поскольку в этом случае условия бронирования, оплаты и оформления билетов наиболее гибкие. Срок действия такого авиабилета — один год, нет никаких требований по минимальному сроку пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте, в большинстве случаев можно без штрафных санкций изменять дату вылета. При полном тарифе существует также возможность изменения маршрута. Возврат авиабилета осуществляется без выплаты штрафа. Можно приобрести билет в одну сторону, если это не нарушает правила, установленные страной назначения.

Применение любого из льготных тарифов определяется отдельными правилами, и чем ниже выбранный тариф, тем больше он содержит ограничений по сроку действия билета, возможностей изменения дат вылета, возврата выплаченной за него денежной суммы (в случае неиспользования) и т.д. Применение специальных тарифов не ведет к снижению качества сервиса. Пассажир, купивший билет по льготному тарифу, получает место в салоне экономического класса и соответствующее этому классу обслуживание. В настоящее время действует более десяти различных типов специальных тарифов, причем их количество постоянно меняется, поэтому для примера приведем лишь некоторые из них.

В периоды сезонного спада перевозок авиаперевозчики устанавливают на отдельных направлениях льготные, сниженные тарифы, такие как «СуперПЕКС», «СуперАПЕКС» или Sale. Благодаря невысокой цене они дают возможность совершить авиапутешествие в рамках весьма скромного бюджета, но и условия бронирования, оформления билетов, перебронирования дат вылета и возврата оплаченных сумм в этом случае более жесткие. К тому же число направлений, на которых они действуют, сроки и даты их применения, а также количество мест на рейсе очень ограничены.

Скидки для лиц, достигших 60 лет, применяются при полетах в Европу (за исключением стран Скандинавии и Великобритании). Скидки предусмотрены к полным и экскурсионным тарифам для лиц, достигших 60 лет.

Экскурсионный тариф. Срок действия билета — от одного до шести месяцев. На некоторых направлениях оговаривается минимальный срок пребывания в стране назначения. Иными словами, действует «правило воскресенья», то есть в какой бы день недели турист ни прибыл в страну назначения, ночь с субботы на воскресенье он обязательно должен провести в этой стране, а улететь обратно можно в это же воскресенье или после него. Допускается изменение даты обратного вылета в пределах срока действия тарифа.

Тариф ПЕКС. Срок действия этого билета, как правило, не превышает трех месяцев. По тарифу ПЕКС установлен минимальный срок пребывания в стране назначения. На некоторых направлениях действует «правило воскресенья». Условия бронирования, оплаты и оформления билета регламентированы специальными правилами. Дата вылета может быть изменена только после дополнительной оплаты (штрафа). В случае, если турист не улетел в установленные сроки по своей вине, деньги за неиспользованный билет не возвращаются или возвращаются за вычетом установленного штрафа.

Тариф АПЕКС. Срок действия авиабилета — от менее одного до трех месяцев. Бронирование, оплата и оформление билета регламентированы специальными условиями. На некоторых направлениях обязательно предварительное бронирование, причем билет должен быть выкуплен не позднее определенного срока до дня вылета. Даты вылета и прилета фиксированы. Как правило, их невозможно изменить, но в некоторых случаях можно поменять дату обратного вылета в пределах срока действия тарифа с оплатой штрафа или переоформить билет от начального пункта вылета по более высокому тарифу, оплатив разницу в цене. Если пассажир не улетел в установленный срок по своей вине, то деньги за неиспользованный билет не возвращаются, но они, как правило, засчитываются при приобретении другого авиабилета по более высокому тарифу. Это зависит от направления перевозки и правил применения тарифа АПЕКС для данного направления.

Молодежным тарифом, как правило, могут воспользоваться пассажиры моложе 25 лет, документально подтвердившие свой возраст. Молодежная скидка может быть применена к нормальным тарифам экономического класса и по некоторым направлениям — к экскурсионным. Для полета в ряд стран существуют специальные молодежные тарифы, регламентируемые особыми правилами.

Тариф для групп школьников применяется для групп учащихся школ и других учебных заведений в возрасте до 19 лет и сопровождающего их руководителя при полетах в некоторые пункты Европы. Минимальная численность группы — 10 детей плюс один взрослый, который приобретает билет по льготному тарифу. Цель поездки — повышение уровня образования и культурный обмен. Скидки для детей в возрасте до двух и до двенадцати лет по этому тарифу не предоставляются. Условия применения тарифа для группы школьников определяются специальными правилами.

Супружеский тариф применяется при полетах в ограниченное число стран. Одному из супругов предоставляется 50% скидка от тарифа первого, бизнес- или экономического класса. Срок действия билета — 1 месяц. Дополнительные скидки к данному тарифу не предоставляются. Условия применения и возврата билета по супружескому тарифу регламентированы специальными правилами.

Семейный тариф применяется на ограниченном числе направлений. Скидка 50% предоставляется к тарифу экономического класса для сопровождающего супруга и детей в возрасте от двух до двадцати пяти лет. Срок действия билета ограничивается одним месяцем. Дополнительные скидки к семейному тарифу не применяются. Условия применения этого тарифа регламентированы специальными правилами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *