Агентство Юридической помощи

Регистрация права хозяйственного ведения

Содержание

Хозяйственное неведение

13.10.2010ЭЖ «Юрист» Ольга Кондратьева, юрист, г. Владивосток

В 90-е годы на заре становления новой российской системы права было учреждено множество унитарных предприятий (УП). Схема их создания выглядела так. Осуществляя полномочия, установленные в п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственник (в лице главы муниципального образования или руководителя соответствующего государственного органа) принимал решение об учреждении УП и наделении его определенным недвижимым имуществом. Факт закрепления имущества за предприятием отражался в договоре об использовании имущества и акте приема-передачи. Затем предприятие осуществляло деятельность, для которой было создано, используя переданное собственником имущество, до момента признания его банкротом. Затем развитие событий идет по одному из следующих путей:

1) в ходе конкурсного производства выясняется, что распорядиться недвижимым имуществом предприятия невозможно из-за отсутствия госрегистрации права хозяйственного ведения, после чего происходит обращение в регистрирующий орган, а в случае выявления препятствий в регистрации – в суд;

2) собственник изымает имущество у предприятия-банкрота и передает его другому предприятию.

Право без регистрации?

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, как вещное право, подлежит госрегистрации. Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливает срока для регистрации прав на недвижимое имущество. Отсюда возникает вопрос о моменте возникновения права хозяйственного ведения. В то же время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возник­новения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество по ГК РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Данное определение позволяет заключить, что право на момент госрегистрации уже должно «существовать», то есть должно быть надлежащее основание для регистрации, которая подтверждает законность и обоснованность возникновения права.

В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за УП, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

Указанные нормы можно понимать двояко:

– право хозяйственного ведения как на движимое, так и на недвижимое имущество возникает с момента передачи такого имущества предприятию;

– право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает с момента передачи имущества предприятию, а на недвижимое имущество – с момента госрегистрации, так как специальный порядок в отношении недвижимости оговорен в ст. 131 ГК РФ.

Суждения судов по данному вопросу расходятся, можно выделить две противоположных позиции.

1. Пункт 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило, в силу которого право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает у предприятий после передачи такого имущества распоряжением собственника и не зависит от момента регистрации такого права. При этом суды принимают во внимание отсутствие оснований для прекращения данного права (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и приходят к выводу, что отсутствие госрегистрации права хозяйственного ведения на момент рассмотрения спора не может служить основанием для отказа в иске, учитывая, что обращение предприятия в суд с иском обусловлено необходимостью регистрации этого права (Определение ВАС РФ от 29.06.2009 № ВАС-7598/09, постановления ФАС ДВО от 01.09.2008 № Ф03-А59/08-1/2724, от 19.02.2010 № Ф03-8056/2009).

Что касается срока для обращения за регистрацией права, то несмотря на отсутствие норм, прямо его определяющих, иногда суды обосновывают отказ в признании незарегистрированного права хозяйственного ведения так: госрегистрация права должна быть произведена в «разумный» срок. Если распоряжение о закреплении имущества было издано 09.07.2007, а предприятие обратилось за регистрацией права хозяйственного ведения 30.03.2009, то это «значительный» срок после издания распоряжения (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009). При этом суд не дал оценки тому обстоятельству, что законодатель не только не устанавливает конкретный срок для регистрации права, но также не определяет его как «разумный» и не закрепляет критериев разумности, а соответственно и последствия несоблюдения подобных сроков.

Необходимо отметить, что наличие госрегистрации не всегда признается судом достаточным основанием для признания права при отсутствии документов, подтверждающих принятие решения собственником о передаче имущества и передачу имущества собственником предприятию. В таких случаях зарегистрированное право хозяйственного ведения признается недействительным (определения ВАС РФ от 30.10.2007 № 13191/07, от 31.10.2007 № 13408/07, Постановление ФАС ДВО от 14.10.2008 № Ф03-3916/2008).

Полагаем, что первый подход более правильный, иначе круг замыкается: право не зарегистрировано, значит не возникло и не может быть признано, но в то же время зарегистрировать «отсутствующее» право также невозможно.

Попутные ветры и подводные камни

В случае выявления объекта, право хозяйственного ведения на который не зарегистрировано, требуется выяснить момент получения имущества предприятием. Исходя из ст. 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона (до 28.01.98), признаются действительными при отсутствии их госрегистрации. Она проводится по желанию их обладателей.

При необходимости совершения и регистрации каких-либо сделок в отношении такого имущества придется регистрировать и последующее право, и первоначальное, причем не одновременно.

При обращении за регистрацией права или за признанием права в суд надо учесть следующие обстоятельства.

1. Объект должен быть достаточно индивидуализирован.

Пример  1: суд сделал вывод, что предприятие не доказало наличие у него права на объект недвижимости площадью 3950 кв. м, так как согласно материалам дела объект имеет площадь 4709,6 кв. м (Постановление ФАС ВВО от 01.04.2010 № А11-3425/2009, Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-7960/10).

Пример 2: по мнению суда, истец не представил в материалы дела доказательств, позволяющих достоверно определить спорные объекты в качестве объектов недвижимости и индиви­дуально-определенных вещей, в связи с чем право хозяйственного ведения на спорные объекты не может быть признано за истцом (Постановление ФАС МО от 07.12.2009 № КГ-А41/12489-09, Решение АС ПК № А51-21052/2009).

Пример 3: суд заключил, что представленные заявителем в регистрационную службу документы по содержанию не отражали необходимой информации для регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, площадь которого в результате перепланировки изменилась, и такое нарушение требований к документам, представляемым в регистрационную службу, стало основанием отказа в регистрации права (Определение ВАС РФ от 08.02.2010 № ВАС-193/10).

2. Правообладатель должен располагать всеми подтверждающими факт возникновения права документами: распоряжением о наделении предприятия имуществом и документом, подтверждающим факт передачи имущества. Отсутствие данных документов влечет правомерный отказ в регистрации права (Определение ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-7743/10).

По желанию собственника

Случается, что предприятие, ранее наделенное собственником определенным имуществом, получает от собственника сообщение о том, что предприятие в силу отсутствия регистрации не приобрело права на имущество, вследствие чего оно изымается и, как правило, передается другому предприятию.

При оценке подобных действий собственника необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, ст. 295 ГК РФ определяет полномочия собственника в отношении переданного имущества в виде контроля за использованием по назначению и сохранностью такого имущества и не предполагает право собственника на изъятие имущества у предприятия (Постановление ФАС ЦО от 18.05.2010 № Ф10-1750/10).

Высшие суды выразили свое мнение по этому вопросу:

– собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8);

– поскольку в ст. 295 ГК РФ, устанавливающей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение УП имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Во-вторых, в п. 3 ст. 299 ГК РФ в качестве основания для прекращения указанного права называется правомерное изъятие, под которым нужно понимать случаи нерационального использования, использования не по назначению имущества, закрепленного за предприятием. Кроме того, изъятие имущества неправомерно, если приводит к прекращению деятельности предприятия (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.07.2001 № 1198/01, определения ВАС РФ от 16.07.2008 № 9264/08, от 09.10.2008 № 10984/08).

В-третьих, в п. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сказано, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства собственник не вправе принимать какие-либо решения в отношении имущества предприятия, включая истребование имущества (Определение ВАС РФ от 26.12.2007 № 13753/07).

Очевидно, что действия собственника по распоряжению имуществом, ранее переданным УП при отсутствии противоправных действий со стороны предприятия, являются неправомерными. Однако иногда суд занимает позицию, согласно которой нахождение предприятия в процедуре банкротства не имеет значения, так как право на имущество изначально не возникло вследствие отсутствия его регистрации (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009).

Выводы

Право хозяйственного ведения специфично в ряду вещных прав из-за своего производного, зависимого от воли собственника имущества характера. Поэтому обоснованным представляется признание возникновения права хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество с момента принятия собственником решения о передаче имущества и совершения фактической передачи, то есть с момента документального закрепления воли собственника.

Право хозяйственного ведения подлежит госрегистрации, если возникло после вступления в силу Закона № 122. За регистрацией можно обратиться в любой момент в силу отсутствия прописанных законодателем жестких сроков. При этом следует тщательно изучить содержание имеющихся документов, чтобы избежать дополнительных проблем.

Основания для правомерного изъятия имущества собственником немногочисленны и сводятся к использованию имущества не по назначению или нарушению правил его сохранности.

В случае возникновения у предприятия проблем, связанных с регистрацией права либо неправомерным изъятием имущества собственником, считаем целесообразным обращение за судебной защитой прав.

Подписка Разместить:

Genplace 📌 Реклама

Задача и ее решение

Федеральное государственное унитарное предприятие было создано в 2001 году на основании распоряжения Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ путем реорганизации (выделения) другого юридического лица. При реорганизации ФГУП было передано по акту приема-передачи множество объектов недвижимого имущества, права на которые у реорганизовываемого юридического лица возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Распоряжением компетентного государственного органа за ФГУП было закреплено на праве хозяйственного ведения переданное по акту приема-передачи имущество. Этим же распоряжением компетентный государственный орган обязал ФГУП осуществить регистрацию прав на переданные объекты недвижимого имущества.

Руководствуясь упомянутым распоряжением, ФГУП в течение длительного времени взаимодействовал с органом государственной регистрации, который осуществлял регистрацию права хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости.

К заявлениям на регистрацию прав на объекты недвижимости ФГУП прикладывало установленные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

— платежное поручение об уплате государственной пошлины;

— распоряжение компетентного органа о закреплении за ФГУП объектов недвижимого имущества;

— утвержденный компетентным органом акт приема-передачи с перечнем передаваемого имущества;

— выписка из реестра недвижимого федерального имущества;

— кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества;

— необходимые учредительные подтверждающие полномочия документы.

Вплоть до недавнего времени орган регистрации устойчиво осуществлял регистрационные действия в отношении прав на объекты недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.

Вскоре, вследствие принятия новых нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, ФГУП необходимо было в кратчайшие сроки зарегистрировать права на некоторые оставшиеся незарегистрированными объекты недвижимого имущества.

В очередной раз, обратившись в орган регистрации с заявлением о регистрации прав на оставшиеся объекты недвижимого имущества, ФГУП неожиданно для себя получило отказ в регистрации. В качестве основания такого отказа регистрирующий орган указал на невозможность идентификации заявленных на регистрацию прав объектов (по данным кадастровых паспортов) объектам, указанных в акте приема-передачи, ввиду отсутствия в акте приема-передачи адресов этих объектов.

ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (отказа в регистрации) и обязыванием государственный регистрационный орган осуществить регистрационные действия в отношении прав на спорные объекты недвижимости.

В процессе производства по делу ФГУП настаивало, что заявленные объекты можно сопоставить с объектами, указанными в акте приема-передачи, поскольку данные кадастровых паспортов заявленных на регистрацию объектов совпадают с данными объектов, указанных в актах приема-передачи в части даты ввода в эксплуатацию. Кроме того, совпадают также инвентарные номера, указанные в акте приема-передачи, с инвентарными номерами инвентарных карточек на спорные объекты предприятия.

Никаких иных данных, за исключением несовпадающего названия и стоимости передаваемого объекта, в акте приема-передачи, к сожалению, не содержалось. Вследствие этого у органа регистрации имелись формальные основания отказать ФГУП в регистрации прав на заявленные объекты. Решение арбитражного суда подтвердило позицию регистрирующего органа.

Однако и ФГУП был представлен весь комплект необходимых для регистрации документов и, более того, ФГУП фактически не могло предоставить какие-либо иные подтверждающие документы ввиду их отсутствия, что оставляло основания для обжалования вынесенного решения арбитражного суда в вышестоящих инстанциях.

Вместе с тем, как уже упоминалось выше, ФГУП было сковано сроками регистрации прав, установленными Президентом РФ и Правительством РФ, и не могло позволить себе длительное обжалование решения арбитражного суда в других инстанциях.

В этой связи немногим позже подачи заявления о признании отказа органа регистрации недействующим ФГУП в арбитражный суд было подано заявление о признании права хозяйственного ведения на спорные объекты с указанием в качестве ответчиков представителей собственника спорных объектов – территориальных управлений Росимущества, расположенных по месту нахождения имущества и по месту регистрации ФГУП.

Правовая позиция ФГУП основывалась на том, что суд может установить соответствие объектов недвижимого имущества, которые были переданы ФГУП в результате реорганизации и права, на которые подлежали регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявленным спорным объектам, на которые имелись кадастровые паспорта. Установить такое соответствие, по мнению ФГУП, было возможно на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию объектов и их инвентарных номеров.

Управление Росимущества по месту нахождения объектов недвижимого имущества представило в материалы дела отзыв, в котором подтверждало наличие в реестре недвижимого федерального имущества заявленных спорных объектов, против удовлетворения заявления ФГУП не возражало. Управление Росимущества по месту регистрации ФГУП отзыв не предоставило, в деле не участвовало.

В предварительном судебном заседании суд резонно запросил правовое обоснование привлечения территориальных управлений Росимущества в качестве ответчиков ввиду фактического отсутствия в данном случае спора о праве.

ФГУП пояснило, что в процессе передачи ему недвижимого имущества и закрепления такого имущества на праве хозяйственного ведения, представитель собственника этого имущества не учел необходимость указания сведений, позволяющих однозначно идентифицировать конкретные объекты передаваемого недвижимого имущества, в связи с чем орган регистрации на законных основаниях отказал ФГУП в регистрации своих прав на это имущество. Таким образом, территориальные управления Росимущества, по мнению ФГУП, как представители собственника передаваемого имущества должны нести ответственность за совершенные ненадлежащие действия, которыми, по сути, были нарушены права ФГУП, по передаче недвижимого имущества.

В ходе процесса о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества решение арбитражного суда об отказе признания ненормативного акта органа регистрации недействительным уже было вынесено и вступило в законную силу, что дало ФГУП основания сослаться на это обстоятельство в суде по делу о признании права и указать поданное о признании права заявление как последний возможный способ восстановления нарушенного права.

Упомянутый довод был принят судом, у которого, однако, возникли сомнения, подлежат ли заявленные спорные объекты регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сомнения суда были основаны на его мнении, что некоторые спорные объекты не являются объектами недвижимого имущества.

Такими объектами, по мнению суда, были металлические сооружения высотой от 75 до 246 метров.

Представив в материалы дела адресные справки от органов местного самоуправления, подтверждающие присвоение самостоятельного адреса таким объектам, а также копии технических паспортов на эти объекты, которые подтверждали уровень их капитальности и связи с землей, ФГУП устранил, таким образом, сомнения суда.

После рассмотрения дела по существу суд на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию и инвентарных номеров установил соответствие объектов, указанных в акте приема-передачи, спорным объектам, указанных в заявлении о признание права и удовлетворил заявление ФГУП в полном объеме.

По истечении времени, необходимого для вступления решения в законную силу ФГУП обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимого имущества, приложив в качестве основания для регистрации только вступивший в силу судебный акт. По истечении установленных законом сроков регистрирующий орган осуществил регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП на спорные объекты.

Чего удалось добиться

ФГУП удалось добиться регистрации права хозяйственного ведения на федеральные объекты недвижимости в сроки, установленные нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, и выработать для себя практику регистрации объектов недвижимости посредством получения судебного решения о признании права. В настоящее время ФГУП, регистрируя права на объекты недвижимости, добивается признания своих прав в арбитражном суде во время трехмесячной приостановки регистрации (по заявлению ФГУП), не переплачивая тем самым государственную пошлину за совершение регистрационных действий.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Получатель – юридическое лицо

Необходимые документы:

1) заявление о государственной регистрации права (оригинал);

2) документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);

3) документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);

4) учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов;

5) документы, подтверждающие возникновение права хозяйственного ведения (права оперативного управления) на имущество:

закрепление имущества за государственным или муниципальным предприятием (казенным предприятием, государственным или муниципальным учреждением) (решение собственника о закреплении имущества с указанием пообъектного перечня передаваемого имущества)

приобретение имущества иным способом, предусмотренным гражданским законодательством (вступивший в законную силу судебный акт ; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления; договор, совершенный в простой письменной форме, нотариально удостоверенный договор;

6) документы, подтверждающие передачу имущества собственником государственному или муниципальному предприятию (казенному предприятию, государственному или муниципальному учреждению) на праве хозяйственного ведения (на праве оперативного управления) (при закреплении имущества)

7) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (в случае, если объект недвижимости не поставлен на Государственный кадастровый учет (оригинал и копия);

8) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления) (оригинал и копия);

9) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены:

документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе может быть представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления).

В случае если заявителем такие документы не представлены по собственной инициативе – сведения запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке межведомственного взаимодействия.

При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений, в том числе подтверждающие, что право соответствующего публичного образования на закрепленный объект недвижимости возникло (если данное право ранее не было зарегистрировано).

Срок предоставления услуги:

7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

Государственная пошлина:

22 000 рублей (государственная пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не взимается.)

Результат услуги: Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения владеть, пользоваться и распоряжаться эти имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает два основания возникновения права хозяйственного ведения. Первое — закрепление собственником имущества за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования.
Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества — с момента государственной регистрации. Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного ведения необходимо представить в регистрирующий орган:
— акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием;
— акт приема- передачи этого имущества.
Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права государственной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра государственной или муниципальной собственности. Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует государственной регистрации. В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации. Российская Федерация, Субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение только после государственной регистрации права.
Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст. 299 ГК РФ является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится государственной собственностью и поступает в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. (п.2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации)
В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию права хозяйственного введения взимается государственная пошлина в размере 22000 рублей.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Регистрация права оперативного управления на недвижимость

Документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Закона о госрегистрации недвижимости. Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается. Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется. Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган. Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано. Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица. Рекомендуем также представить учредительные документы либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные самим руководителем. Вместе с тем требовать их регистратор не вправе. Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности. Доверенность от учреждения или казенного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Доверенность от учреждения, которое является органом власти, или от органа, осуществляющего полномочия собственника, нотариально не удостоверяется, если составлена на бланке органа и скреплена печатью и подписью руководителя. В случаях, когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано. Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то к ним прилагается копия документа, удостоверяющего личность. Учреждение или казенное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать следующие документы: — свидетельство о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., — лист записи ЕГРЮЛ); — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; — информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата; — учредительные документы (устав, положение). Документы на регистрацию права на имущество, которое передано в оперативное управление собственником, подает представитель собственника. Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подать документы может его представитель. Документы на регистрацию права на имущество, которое перешло к учреждению или казенному предприятию в порядке реорганизации или было присуждено судом, может подать представитель учреждения (предприятия). В случае, когда объект приобретен по сделке, заявление подается представителем учреждения или казенного предприятия совместно с представителем другой стороны такой сделки. Если право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление может подать нотариус или его уполномоченный работник, либо любая из сторон сделки.

Согласно п.1 ст 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. В случае если недвижимое имущество в оперативное управление на основании решения собственника передано до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ и начала деятельности территориального регистрирующего органа и в решении не установлен момент возникновения соответствующего права, указанные права считаются возникшими с момента передачи имущества (п. 1. ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4 , п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом. Пунктом 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В абз. 7 п. 61 данного Постановления закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи.
При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению — права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе волеизъявления собственника имущества на передачу данного объекта предприятию или учреждению в случаях, когда такое предприятие или учреждение не является застройщиком объекта. Таким образом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе юридического лица судебными доказательствами возникновения права оперативного управления не является.

Что регистрируется первым за вновь построенным объектом недвижимости право оперативного управления или право собственности? Какое нарушение будет в том случае, если сначала зарегистрировано право оперативного управления?

Компания «Консультант Самара» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Что регистрируется первым за вновь построенным объектом недвижимости право оперативного управления или право собственности? Какое нарушение будет в том случае, если сначала зарегистрировано право оперативного управления?

Первоначально, необходимо зарегистрировать право собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление (собственником). В приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 также отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Таким образом, если права на построенные объекты недвижимости не зарегистрированы за собственником, первоначально необходимо будет первоначально зарегистрировать право собственности на вновь построенный объект недвижимости.

Ответственность за регистрацию первоначально права оперативного управления, а не права собственности не предусмотрена, однако территориальное подразделение Росреестра на основании закона может отказаться от регистрации права оперативного управления, при отсутствии регистрации права собственности на вновь построенный объект.

Обоснование:

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть, как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения. По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Гос. регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности: заявления о государственной регистрации, договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления; договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта); решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления; документов о гос. регистрации учреждения и его учредительных документов; документов об объекте недвижимости; других документов, предусмотренных законодательством. Это следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Однако следует учитывать, что первоначально, необходимо зарегистрировать право собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление (собственником).

Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. При этом, в приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 также отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Таким образом, если права на построенные объекты недвижимости не зарегистрированы за собственником, первоначально необходимо будет первоначально зарегистрировать право собственности на вновь построенный объект недвижимости.

Обязательным условием для регистрации завершенного строительством объекта недвижимости является наличие разрешения на ввод его в эксплуатацию (ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Для регистрации завершенного строительством объекта в территориальное подразделение Росреестра представляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— документ об уплате госпошлины;

— копию документа, удостоверяющего личность заявителя, представителя организации-заявителя (выписка из ЕГРЮЛ в отношении организации-заявителя);

— документ, подтверждающий полномочия представителя организации-заявителя;

— копию устава организации-заявителя; копию свидетельства о госрегистрации организации-заявителя;

— копию документа, подтверждающего право собственности на земельный участок либо право пользования участком (аренды);

— копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

— копию разрешения на строительство, за исключением случаев, когда разрешение не требуется (ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

— кадастровый (технический) паспорт объекта незавершенного строительства, содержащий его описание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *