Агентство Юридической помощи

Пожарное депо

Пожарное депо на четыре автомобиля спецтехники построят на востоке столицы, сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

По ее словам, городские власти согласились с внесением изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) для территории в 6-ом проезде Подбельского, вл. 8-10 в районе Богородское. Постановление подписал мэр Москвы Сергей Собянин.

«Территория участка под застройку составляет 0,5 га. Пожарное депо оснастят современной техникой, примут на работу профессиональных сотрудников», – сказала Юлиана Княжевская.

На участке построят здания высотой от одного до трех этажей площадью около 7 тыс. кв. метров. Высота строений не превысит 30 метров.

В депо разместится гараж для спецтранспорта и технический блок для сервисного обслуживания пожарных автомобилей. Помимо этого, оборудуют учебные и административные помещения, медкабинет и зал для тренировок.

«Открытие нового депо позволит сократить время прибытия пожарных в экстренных ситуациях. Наша задача – максимально способствовать созданию безопасной инфраструктуры. Объект возведут за счет городского бюджета», – отметила Княжевская.

В Новой Москве будет работать 17 пожарных депо к 2022 году

Комплекс пожарного депо [LV/18090]

…На площади базарной,
На каланче пожарной —
Динь-дон, динь-дон —
Раздается громкий звон.
Начинается работа,
Отпираются ворота,
Собирается обоз,
Тянут лестницу, насос.
Из ворот без проволочки
Выезжают с треском бочки.
Вот уж первый верховой
Поскакал по мостовой.
А за ним отряд пожарных
В медных касках лучезарных
Пролетел через базар
По дороге на пожар…
С.Маршак «Пожар»
В самом сердце города среди известных всем горожанам древних и красивых зданий затерялся памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального уровня – комплекс пожарного депо. Состоит он из каланчи и каретного выезда (сарая). Оба здания, постройки начала ХХ века — представители стиля, в котором имеются признаки классицизма, с кирпичными, не оштукатуренными стенами. Каланча насчитывает четыре этажа, ранее, возможно, имела надстройку со смотровой площадкой. Каретный выезд представляет собой сильно вытянутое вглубь двора двухэтажное здание с прямоугольным планом. На нижнем этаже окна перемежаются большими въездными проёмами (ныне их заделывают до размера обычных подъездных дверей). В своё время оба здания пожарного депо переоборудовали под жилые помещения. Так, например, квартиры в доме № 2а давали пожарным и их семьям. А прежде в нем, поговаривают, располагались конюшни городского главы графа Александра Энгельгардта. К великому сожалению, сейчас и пожарная каланча и каретный сарай, не отвечающие требованиям современных пожарных технологий и потерявшие свою значимость, находятся в плачевном состоянии. А вот раньше у них была очень ответственная роль…
Пожары многие века очень сильно досаждали жителям и властям города, да и не только им.
Вечером 15 января 1787 года, во время пребывания в Смоленске императрицы Екатерины II, путешествующей по своим владениям в Крым, случился пожар, который «причинилъ Ея Величеству не малое безпокойство» (Д.Н.Мурзакевич). Из-за большого числа иллюминации загорелся и сгорел дотла деревянный дом кня­гини Друцкой-Соколинской, фаворитки Екатерины II. Он располагался по соседству с «Государевым Дворцом». Опасность для дворца была так велика, что готовились придворные экипажи для выезда импе­ратрицы и свиты, но пожар скоро был потушен. При отъезде из Смоленска, императрица пожаловала княгине «денег на постройку каменнаго дома изъ суммъ кабинета четыре тысячи рублей» (Дело кабинета е. в., стр. 489 и Дневник Храповицкого). Каменный 2-х этажный дом был возведен на том же месте, что и прежний.
Возможно, как следствие частых пожаров, первый пожарный устав России был разработан уроженцем Смоленской губернии графом А.Д. Шереметевым. Под началом графа в имении Высокое действовала пожарная дружина численностью более тысячи человек. Граф за свой счет выпускал журнал «Императорский вестник пожарного дела в России».
Да и в самом Смоленске в XIX веке существовала хорошо продуманная система противопожарной безопасности. Как только в каком-то районе начинал клубиться дым, над каланчой взмывали черные шары, по количеству которых определяли район пожара. В ближайших приходских церквах звонили в колокола. Помимо пожарных команд, закрепленных за каждым районом, существовали Добровольные пожарные общества, в которых состояли известные жители города. Славились эти добровольцы не только умением тушить пожары, но и музыкальными способностями: имеющиеся при пожарных обществах духовые оркестры были украшением городских праздников.
За информацию и фото спасибо сайтам nasledie.smoladmin.ru, smolnews.ru и Википедии.

НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны

НПБ 101-95

НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МВД РОССИИ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Дата введения 1995-01-01

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России. При подготовке норм использованы материалы ВИПТШ МВД России.
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного Государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 30 декабря 1994 г. № 36.
СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г. № 13/355).
ВЗАМЕН ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны.

1.2. Пожарные депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются:
тип I — центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны городов;
тип II — пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городов;
тип III — центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны предприятий;
тип IV — пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны предприятий;
тип V — пожарные депо на 2, 4 автомобиля для охраны населенных пунктов (кроме городов).

1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком.

1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с прил. 1 и 7.

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:
производственно-технические центры — свыше 400 единиц;
отряды технической службы — от 200 до 400 единиц;
части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, — от 50 до 200 единиц;
отдельные посты технической службы — до 50 единиц.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ И РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений — не менее 30 м.

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется по прил. 2.

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются по прил. 3, при этом допускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожарного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в прил. 3.

2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендованные в прил. 8.

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с прил. 4, а центральных пожарных депо — прил. 5.

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внутренних дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с прил. 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I — IV типов должна составлять 15-18 м, V типа — 12-15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники — по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1,0х0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и саморазмыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо I-IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один — по ступенчатой лестнице, другой — по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размером 1,2х1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2х1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.

4. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами.

4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять + 16 °С.
В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления.
Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннего пожарного крана.

4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу «сверху-вверх».
Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

4.6. Электроснабжение пожарных депо I-IV типов следует предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо I-IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью.

4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями «01», а помещения пожарной техники и дежурной смены — установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

Наименование
специальных

Число жителей в городе (населенном пункте), тыс. чел.

автомобилей

до 50

св.2000

Автолестницы и автоподъемники

1*

**

Автомобили газодымозащитной службы

Автомобили связи и освещения

* При наличии зданий высотой 4 этажа и более.

** Определяется по количеству административных районов из расчета одна автолестница и автоподъемник на район.

Примечание. Количество специальных автомобилей, не указанных в настоящей таблице, определяется исходя из местных условий в каждом конкретном случае с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рекомендуемое). ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОЖАРНОГО ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРНОГО ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое


п.п.

Наименование
сооружений

Площадь, кв.м

Тип пожарного депо

Количество автомобилей в депо, шт.

Учебно-тренировочный комплекс:

спортивный зал с подсобными помещениями

площадка для 100-метровой полосы с препятствиями

подземный резервуар вместимостью 50 куб.м и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей

площадка с учебной башней

баскетбольная и волейбольная площадки

Закрытый гараж-стоянка резервных автомобилей

Склады:

пожарного оборудования и хозяйственного инвентаря

огнетушащих средств (порошок, пенообразователь и т.д.)

автозаправочная станция с подъездной площадкой для автомобилей

Площадь определяется по действующим нормам и заданию на проектирование

Пункт связи

диспетчерская

аппаратная

комната персонала

Рукавный участок:

помещение для обслуживания и хранения рукавов

помещение для мойки и сушки спецодежды

Пост газодымозащитной службы (ГДЗС):

помещения для хранения и проверки противогазов

депо

здание пожарной части

Альтернативные описания

• в пинокле: марьяж в любой масти (карточный термин)

• вагонный парк

• где отдыхает трамвай

• железнодорожное предприятие

• здание для пожарных машин и приспособлений для тушения огня

• место ремонта тепловозов, паровозов

• место стоянки, ремонта подвижного состава

• пожарные машины

• ремонт вагонов

• специально оборудованное здание для стоянки и текущего ремонта подвижного состава

• склад по-французски

• здание для стоянки и ремонта вагонов

• куда приводят все трамвайные пути?

• это бывает пожарным и транспортным, может иметь отношение к крови, а в переводе с французского обозначает «склад», «укрытие»

• термин, обычно применяемый к ценным бумагам и ценностям, передаваемым на хранение в кредитные учреждения

• французский «склад»

• куда ночью идут трамваи?

• пожарная контора

• стойло тепловоза

• паровозный санаторий

• гараж-сервис поездов

• место отдыха поездов

• парк поездов

• гараж для электричек

• стоянка локомотивов

• ночлежка для пожарок

• гараж электричек

• локомотивный «ангар»

• гараж для пожарных машин

• ремонтная зона у вокзала

• трамвайное «стойло»

• трамвайный парк

• парк для починки поездов

• место ночлежки трамваев

• пожарное здание

• «гараж» с рельсами

• гараж паровоза

• здание для пожарных машин

• локомотивный гараж

• троллейбуспарк, а поезд?

• «гараж» для паровоза

• здание с каланчой

• место отстоя трамваев и троллейб.

• «гараж» трамвая

• локомотивный «дом»

• трамвайный «дом»

• туда ведут все трамвайные пути

• «дом отдыха» для поездов

• все рельсы ведут туда

• «офис» пожарников

• пристанище для тепловозов

• дом «отдыха» для трамваев

• ж/д гараж

• моторвагонное …

• пристанище для трамваев

• здание для трамваев

• гараж для тепловозов

• здание в пожарной части

• метро-гараж

• гараж для локомотива

• помещение для паровозов

• здание для паровозов

• место работы вагонника

• здание для пожарной техники

• «загон» для электричек

• Здание, сооружение для ж/д подвижного состава

• Термин, обычно применяемый к ценным бумагам и ценностям, передаваемым на хранение в кредитные учреждения

• Место ремонта тепловозов, паровозов

• Железнодорожное предприятие

• Здание для пожарных машин

• «Гараж» для паровоза

• «Гараж» с рельсами

• «Дом отдыха» для поездов

• «Загон» для электричек

• «Офис» пожарников

• дом «отдыха» для трамваев

• куда ночью идут трамваи

• ср. несклон. франц. место для собрания, складки и хранения каких-либо предметов, с особою, определенною целью: склад, скоп, запас, хранилище, сохранница, бережница. Военно-топографическое депо, место для хранения военных чертежей, а также управление для производства относящихся к сему работ. Депозитный билет или депозитка ж. лат. бывшие у нас в обороте бумажные денежные знаки, которые выдавались за вносы звонкою монетой; они заменены впоследствии кредитными. Депозитный банк, сохранная казна, принимающая вносы. Депозитный билет, депозитка, упраздненные ныне бумажные деньги, в виде расписок от государственного казначейства, за внесенную монету или денежные знаки

• трамвайное ‘стойло’

• трамвайный «дом»

• троллейбуспарк, а поезд

• французский «склад»

• это бывает пожарным и транспортным, может иметь отношение к крови, а в переводе с французского обозначает «склад», «укрытие»

Размещение личного состава и пожарной техники в пожарной части

Российская Федерация богата обширными территориями, а по этому и имеет большую проблему в борьбе с пожарами. В 2013 году произошло 152959 пожаров (-6,1% по сравнению с 2012 годом), при которых погибло 10548 человек (-9,5%), в том числе 499 детей (-8,8%). На пожарах получили травмы 11076 человек (-9,4 %). Пожары в зданиях временного проживания людей составили 0,7% от общего количества пожаров. Основные причины пожаров: электрооборудование пожарный караул

В контрольной работы я затронул вопрос которыё, касается размещения личного состава и техники. Кто имеет допуск в служебные помещения пожарной части.

Размещение личного состава и пожарной техники в пожарной части: перечень служебных помещений, допуск в служебные помещения, требования к караульному помещению.

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров — боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах.

Гарнизонная служба создается с целью обеспечения постоянной готовности личного состава подразделений гарнизона пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР, совместной подготовки и слаженной работы подразделений, организации связи подразделений со службами жизнеобеспечения населения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона пожарной охраны.

Гарнизон пожарной охраны — совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и пожарно-технических учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Караульная служба предназначена для поддержания постоянной готовности дежурных караулов (дежурных смен) подразделений, обеспечения тушения пожаров и проведения АСР.

Пожарная часть — здание, в котором размещается дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. В пожарной части обычно находятся от 2 до 8 пожарных автомобилей; в крупных городах строятся более вместительные пожарные части. Планировка пожарной части должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава в гараж по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в кратчайший срок. Расстановка автомобилей в гараже пожарной части однорядная с воротами для каждого автомобиля. На участке пожарной части размещаются, кроме основного здания, учебно-тренировочный городок и бензозаправочная станция.

В пожарной части имеются помещения:

  • · Караульное помещение
  • · База ГДЗС
  • · Гараж
  • · Рукавная база
  • · Учебная башня
  • · Склады горючих и смазочных материалов, пенообразователя и порошка.

Для караула (дежурной смены) предусматриваются помещения в соответствии с требованиями норм проектирования объектов пожарной охраны.

В караульном помещении, гараже, учебном классе, других помещениях для личного состава на видном месте размещаются: табель основных обязанностей личного состава отделений караула на пожарной автоцистерне расписание занятий, распорядок дня, обязанности лиц внутреннего наряда, условные и графические обозначения пожарной и аварийно-спасательной техники, правила пожарной безопасности, необходимые инструкции.

В караульном помещении для отдыха в ночное время личного состава караула устанавливаются однотипные кушетки (топчаны, кровати, кресла) из расчета 100% обеспеченности штатной численности караула (дежурной смены).

В помещении (раздевалке) должны быть установлены индивидуальные шкафы для размещения одежды и обуви, обмундирования, специальной одежды и снаряжения и предметов личной гигиены из расчета 100% обеспеченности всего личного состава караулов (дежурных смен).

В помещении гаража подразделения устанавливаются стеллажи для укладки специальной боевой одежды и снаряжения из расчета 100% обеспеченности штатной численности караула (дежурной смены) и 100% резерва с учетом усиления службы.

Все служебные помещения имеют описи находящегося в них имущества.

На фасаде здания размещается вывеска с наименованием подразделения и звуковое оборудование для вызова должностных лиц караула (дежурной смены).

У фасада здания подразделения допускается установка видеонаблюдения или оборудованного помещения (поста) для несения службы дежурными внутреннего наряда.

Порядок размещения транспорта личного состава подразделения на закрепленной территории определяется его начальником (руководителем).

Запрещается размещение нештатного автотранспорта в гараже и у фасада здания подразделения.

В помещения подразделения допускаются лица, прибывшие:

  • · для проверки караула;
  • · для сообщения о пожаре (вызове);
  • · по служебным делам;
  • · в составе делегаций и экскурсий, посещающих подразделение по согласованию с вышестоящим руководством (начальником (руководителем) подразделения).

Для проверки подчиненных подразделений беспрепятственно допускается руководство Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также руководство отрядов.

У лиц, прибывших для проверки подразделения требует предъявления предписания на право проверки и удостоверения личности. В дневное и вечернее время подает команду: «СМИРНО», после чего докладывает по форме: «Товарищ майор или товарищ проверяющий. Дежурит первый караул…, в карауле… (докладывает, сколько единиц пожарной и аварийно-спасательной техники находится в карауле, чем занят личный состав, при наличии происшествий докладывает о них). Начальник первого караула лейтенант внутренней службы Журавлев или начальник первого караула Журавлев», после доклада сопровождает прибывших лиц.

У других лиц, прибывших в подразделение, начальник (руководитель) караула (дежурной смены) выясняет цель прибытия и сопровождает прибывших к руководству подразделения.

Гараж (помещения пожарной техники и техобслуживания)

Гараж — помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделении ГПС.

Указанные требования распространяются и на другие помещения, расположенные в пожарном депо на 2 этаже.

Размещение пожарных автомобилей в гараже должно быть таким, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение пожарных по сигналу тревоги между автомобилями, а также между ними и стенами. Должны выдерживаться следующие расстояния:

  • · между автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены — не менее 2 м;
  • · от крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены не менее 1,5 м;
  • · от автомобиля до грани колонны — не менее 1 м;
  • · от автомобиля до передней или задней стены:
  • · в гаражах на 1 …3 пожарных автомобиля — не менее 2 м;
  • · в гаражах на 4 и более пожарных автомобилей — не менее 3 м.

В пожарных частях, где находятся специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобиля до выступающих конструкций зданий должно быть не менее 1 м. Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.

Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % от всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размерами не менее 0,7×2 м.

Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

Техническое обслуживание следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1.0…1,! м. Глубина канавы может быть 1,2… 1,4 мот уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.

Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.

Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.

Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.

В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

Помещения гаража должны соответствовать требованиям технической эстетики.

Правильная окраска помещения способствует снижению психофизиологических нагрузок, улучшает условия зрительных восприятий, уменьшает вероятность травматизма. Разрешается настилать полы в гаражах железобетонной плиткой.

Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении гаража оборудуется табло погодных условий. На передней стенке у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размерами не менее 1х 0,4 м.

Запрещается стоянка в гараже автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ГПС, а также зарядка аккумуляторных батарей, применение открытого огня, отдых личного состава подразделений ГПС в пожарных автомобилях, заправка автомобилей ГСМ, а также их хранение.

Для обеспечения постоянной боевой готовности пожарных автомобилей они должны находиться в закрытом, отапливаемом гараже с расчетной температурой воздуха не ниже +16 °С. После каждого выезда на пожар или учебное занятие пожарные автомобили должны быть очищены, протерты.

Боевая одежда и снаряжение каждого пожарного укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи с фиксирующимися в открытом положении дверцами или тумбочки. Стеллажи (тумбочки) с боевой одеждой личного состава караула должны располагаться у стены за пожарными автомобилями.

Допускается размещать их сбоку пожарных автомобилей, если расстояние от стеллажа (тумбочки) до автомобиля составляет не менее 1,5 м.

На посту ТО необходимо иметь:

  • · инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;
  • · защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
  • · первичные средства пожаротушения;
  • · стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
  • · аптечку первой помощи.

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

  • · загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
  • · держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
  • · мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
  • · держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
  • · хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
  • · заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать их при просачивании топлива из бака без предварительного слива.

При проведении ТО запрещается:

  • · наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;
  • · применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;
  • · выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т. п.;
  • · обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;
  • · работать на станках и оборудовании без их заземления;
  • · пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;
  • · выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.);
  • · подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;
  • · производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;
  • · выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

Караульное помещение:

В караульном помещении температура воздуха должна быть не ниже 18 °С, стены окрашиваются в светлые мягкие тона, полы устраиваются деревянными, а в остальных помещениях—бетонными или железобетонными плитами.

Для прибытия личного состава подразделений ГПС в гараж из караульного помещения, расположенного на втором этаже, устанавливаются спусковые столбы из металла диаметром 200 мм с гладкой поверхностью, из расчета 1 столб на 7 человек караула1.

У основания столба на полу укладываются легкие упругие маты диаметром не менее 1 м для смягчения удара при приземлении.

Кабины спусковых столбов должны иметь плотно пригнанные двери с уплотнением в притворах, мягкими прокладками для предупреждения проникновения выхлопных газов из гаража. Двери должны быть двухстворчатыми, открываться внутрь кабины и иметь устройство, удерживающее их в открытом и закрытом состоянии.

В случае проведения косметического (капитального) ремонта указанных помещений запрещается изменять диаметр спускового столба, убирать упругие маты от основания столба, демонтировать устройство, удерживающее двери спусковой кабины в открытом состоянии

В Допуск в служебные помещения подразделения.

Помещения подразделения допускаются лица, прибывшие:

  • · для проверки караула;
  • · для сообщения о пожаре (вызове);
  • · по служебным делам;
  • · в составе делегаций и экскурсий, посещающих подразделение по согласованию с вышестоящим руководством (начальником (руководителем) подразделения).

Для проверки подчиненных подразделений беспрепятственно допускается руководство Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также руководство отрядов.

У лиц, прибывших для проверки подразделения, за исключением лиц указанных в пункте 9.2, начальник (руководитель) караула (дежурной смены) требует предъявления предписания на право проверки и удостоверения личности. В дневное и вечернее время подает команду: «СМИРНО», после чего докладывает по форме: «Товарищ майор или товарищ проверяющий. Дежурит первый караул…, в карауле… (докладывает, сколько единиц пожарной и аварийно-спасательной техники находится в карауле, чем занят личный состав, при наличии происшествий докладывает о них). Начальник первого караула лейтенант внутренней службы Журавлев или начальник первого караула Журавлев», после доклада сопровождает прибывших лиц.

У других лиц, прибывших в подразделение, начальник (руководитель) караула (дежурной смены) выясняет цель прибытия и сопровождает прибывших к руководству подразделения.

Смотреть что такое «Пожарное депо» в других словарях:

  • пожарное депо — Объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные… … Справочник технического переводчика

  • Пожарное депо — 24) пожарное депо объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и… … Официальная терминология

  • пожарное депо — 2.4 пожарное депо: Специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны. Источник: СП 11.13130.2009: Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПОЖАРНОЕ ДЕПО — Объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и её технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещения о пожаре, технические и вспомогательные… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

  • Московское пожарное депо — (улица , 22), бывший дом , купленный у него в 1835 для размещения Московского пожарного депо, переведённого с в связи с началом строительства . В основе здания — двухэтажный Г образный объём, выстроенный в 1764. На рубеже XVIII и XIX вв. был … Москва (энциклопедия)

  • ДЕПО — (франц. depot от лат. deponere отлагать, складывать). 1) складочное место, магазин; вообще, склад известного рода запасов. 2) совокупность ценностей, представленных в обеспечение кредита. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

  • депо — нескл. и. и ср. depôt m. 1. Склад, хранилище (первоначально военного имущества). Сл. 18. Прибыл я с войсками к Шангирейскому ретраншаменту, .. где и заложил мой депо. 1766. Прозоровский. Прис. Крыма 1 145. При закупке провианта в каком либо депо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Депо — средний род, нескл.(фр. dépôt склад, хранилище; устаревш. место управления) многозначный термин: Депо предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, городского транспорта, пожарных… … Википедия

  • ДЕПО — ДЕПО, нескл., ср. (франц. depot). 1. Здание стоянки паровозов и вагонов на железных дорогах (ж. д.). Паровозное депо. || Помещение при пожарной части, где стоят машины (спец.). Пожарное депо. 2. Место для хранения чего нибудь, склад (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

  • Депо — I нескл. ср. Помещение и предприятие, обеспечивающее эксплуатацию, ремонт и стоянку подвижного состава (обычно рельсового). II нескл. ср. Комплекс строений, где размещаются пожарные машины и специальное оборудование; пожарное депо. III нескл. ср … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *