Агентство Юридической помощи

План тушения лесных пожаров

Содержание

ГЭСНр 53-03-03

Прорезка проемов в стенах и перегородках: каркасно-обшивных

ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСНр 53-03-03

Наименование Единица измерения
Прорезка проемов в стенах и перегородках: каркасно-обшивных 1 м2 проемов
Состав работ
01. Разметка проема. 02. Прорезка проема. 03. Обделка проема колодой или коробкой.

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

Расценка учитывает ПЗ работы на 2000 год (Московские цены), рассчитаны по ГЭСН образца 2009 года. К стоимости нужно применять индексацию перевода в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Для определения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат применялись ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

РАСХОД МАТЕРИАЛОВ

Шифр Наименование Ед. Изм. Расход Ст-сть ед.
Руб.
Всего
Руб.
1 101-1805 Гвозди строительные т 0,0005 11978 5,99
2 203-0515 Доски строганные в четверть, толщиной 40-60 мм, III сорта м3 0 1356 0,00
3 509-9900 Строительный мусор т 0,03 0 0,00
Итого Руб. 5,99

ИТОГО ПО РЕСУРСАМ: 11,07 Руб.

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 39,17 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в текущих ценах открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕРр 53-03-03

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Смета на строительство дома, на ремонт и отделку квартир — программа DefSmeta
Аренда программы В программе предусмотрен помощник, который превратит составление сметы в игру.

План тушения лесных пожаров

  • Новости
  • О министерстве
  • Государственные учреждения Республики Коми, в отношении которых Минпром Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя
    • ГКУ Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми»
    • ГБУ РК «Территориальный фонд информации Республики Коми» (ГБУ РК «ТФИ РК»)
    • Приказ от 03.04.2019 № 56 «Об утверждении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных учреждений, в отношении которых Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми осуществляет функции и полно
    • План контрольно-ревизионной работы на 2017 г.
  • Направления деятельности отраслей
  • Национальные проекты курируемые Министерством
    • Международная кооперация и экспорт
    • Производительность труда и поддержка занятости
  • Государственные услуги
  • Информационные материалы
    • Информируем о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских межмуниципальных водных перевозок в Печорском бассейне в территориальных границах Республики Коми
    • Информация об объемах средств, предусмотренных на финансирование расходов на информационное освещение деятельности Минпрома Республики Коми
    • Материалы семинара, проводимого Министерством промышленности и торговли России при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО по программе «Федеральная практика»
    • Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 596
    • Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика»
    • Развитие конкуренции
    • Акты лесопатологического обследования
    • Сведения о ведущих машиностроительных предприятиях Республики Коми
    • Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший токарь»
    • Материалы семинаров
    • Транспортное обслуживание населения
    • Программы, стратегии и концепции
    • Доклады
  • Нормативная правовая база
  • Государственная поддержка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности
  • Противодействие коррупции
    • Информационные материалы
    • Антикоррупционная программа Минпрома РК на 2018-2020 гг
    • «Телефон доверия» — 25 54 33
    • Сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Отчет о ходе реализации Программы «Противодействие коррупции в Министерстве инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми»
    • Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Коми
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции (для заполнения)
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Антимонопольный комплаенс
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Общественный совет при Министерстве инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми
    • Состав Совета
    • Положение о Совете
    • Протоколы и выписки заседаний Совета
    • План работы Общественного совета на 2018 год
    • Отчет о деятельности Общественного совета за 2017 год
    • План работы Общественного совета на 2017 год
    • Отчет о деятельности Общественного совета за 2016 год
    • План работы Совета на 2016 год
    • Отчет о деятельности Общественного совета за 2015 год
  • Транспортное обслуживание населения в Республике Коми (расписание, реестры маршрутов, тарифы)

    • Автомобильный транспорт
    • Железнодорожный транспорт
    • Водный транспорт
    • Воздушный транспорт
    • Нормативные правовые акты
  • Инвестиционная деятельность
    • Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности
    • Сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна
    • Формы поддержки институтов развития
    • Инвестиционный портал Республики Коми
  • Инновации
    • Аналитическая информация
    • Оперативная информация
    • Конкурс инновационных проектов
    • Премия Правительства Республики Коми за достижения в области внедрения инноваций
    • Организации инновационной инфраструктуры
    • Инновационно-активные организации
    • База данных инновационных проектов
    • Потребности в инновациях
    • Методические материалы
    • «Дорожная карта «Технет»
  • Внешнеэкономическая деятельность
    • Оперативная информация
    • Поиск партнеров и рынков сбыта
    • Мониторинг внешнеэкономической деятельности Республики Коми
  • Наилучшие доступные технологии
  • Территория опережающего социально-экономического развития г. Емва
  • Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми
    • Проект приказа «Об утверждении порядка согласования мест посадки и высадки пассажиров на территории муниципальных образований Республики Коми при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу»
    • Проект приказа Минприроды Республики Коми «О мерах по реализации законодательства о противодействии коррупции в части представления сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера»
    • Проект приказа Минприроды Республики Коми «О мерах по реализации законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Коми»
    • Проект приказа Минприроды Республики Коми «О мерах по реализации законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Коми»
    • Проект приказа Минпрома РК «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 27 июня 2017 г. N 1334
    • Проект приказа Минпрома РК «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 27 июня 2017 г. N 1344
    • Проект приказа Минпрома РК «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 27 июня 2017 г. № 1336
    • Проект приказа Минпрома РК «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 26 октября 2017 г. № 2266
    • Проект приказа Минпрома Республики Коми «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 9 февраля 2017 г. № 260»
    • Проект территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Коми, на период до 2027 года
    • Проект приказа Минпрома Республики Коми «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
    • Проект Постановления Правительства Республики Коми «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Коми АССР»
    • Проект постановления Правительства Республики Коми «Об утверждении порядков рассмотрения прямых обращений субъектов инвестиционной деятельности к руководству Республики Коми в электронной форме на Инвестиционном портале Республики Коми в информационно-тел
    • Проект закона Республики Коми «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Республике Коми»
    • Проект Постановления Правительства Республики Коми «Об утверждении Порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образован
    • Проект приказа Минпрома Республики Коми «Об утверждении порядка организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам
    • Проект приказа Минпрома Республики Коми «О Комиссии по отбору заявок и рассмотрению отчетов по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов на территории Республики Коми»
    • Проект постановления Правительства РК «Об утверждении шкалы для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по
    • Проект Постановления Правительства Республики Коми «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 415 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие лесного хозяйства»
    • Проект Постановления Правительства Республики Коми «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 30 июня 2006 г. № 167 «Об Экономическом совете Республики Коми» и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Ко
    • Проект Постановления Правительства Республики Коми «О начале в 2017 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми»
    • Проект Постановления Правительства Республики Коми «Об утверждении Порядка взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Коми и АО «Корпорация по развитию Республики Коми» при реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории
    • Проект постановления Правительства Республики Коми «Об образовании государственного природного заказника республиканского значения «Чернореченский» и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Коми об особо охраняемых природных
    • Проект постановления Правительства Республики Коми «О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Коми»
    • Сводный отчёт оценки регулирующего воздействия по проекту постановления Правительства РК «О дополнительных критериях, которым должны отвечать инвестиционные проекты, направленные на развитие пассажирских перевозок автотранспортом на газомоторном топливе,
    • Проект постановления Правительства РК «О дополнительных критериях, которым должны отвечать инвестиционные проекты, направленные на развитие пассажирских перевозок автотранспортом на газомоторном топливе, и реализуемые субъектами инвестиционной деятельност
    • Проект постановления Правительства Республики Коми «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. №419 «О государственной программе Республики Коми «Развитие промышленности»
    • Проект постановление Правительства Республики Коми «Об утверждении шкалы для оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных
    • Проект приказа Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми «Об утверждении перечня межмуниципальных маршрутов, по которым осуществляются регулярные перевозки по нерегулируем тарифам».
    • Проект приказа Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми «Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Республики Коми»
    • «Проект Закона Республики Коми «О некоторых вопросах реализации промышленной политики в Республике Коми»
    • Проект приказа «Об утверждении требований к закупаемым Министерством промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми, отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства
    • Проект приказа «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми»
    • Проект Концепции развития системы комплексной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в Республике Коми до 2020 года
    • Проект приказа Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми «О внесении изменений в приказ Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми от 01.06.2015 г. № 34 «О порядке формирования и ведения реестра межмуниципаль
    • Проект постановления Правительства Республики Коми «О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров и формирование региональной
    • Проект приказа «О внесении изменений в приказ Минпрома РК от 25.11.2013 года № 94 «О порядке организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом в муниципальном сооб
    • Проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми от 19 ноября 2012 года № 102»
    • Проект постановления Правительства Республики Коми «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. №419 «О государственной программе Республики Коми «Развитие промышленности»
  • Школьная форма в Республике Коми
  • Государственная программа Республики Коми «Развитие промышленности»
    • Нормативно-правовые акты
    • Реализация государственной программы
    • Комплексный план
  • Развитие Биотехнологий
    • Распоряжение Правительства Республики Коми от 16.07.2018г. № 317-р
    • Реализация дорожной карты «Развитие биотехнологий в Республике Коми» (2016-2020 годы)
    • Распоряжение Правительства Республики Коми от 13 апреля 2016 года № 155-р
    • Распоряжение Правительства Республики Коми от 25 сентября 2015 г. №371-р
    • Технологии лесохимической промышленности
    • Заседания
    • Материалы
    • Документы
  • Лицензирование и разрешительная деятельность

    • Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов
    • Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
    • Реестры
    • Плановые проверки
    • Профилактика нарушений
    • Публичные обсуждения правоприменительной практики
    • Доклады
    • Отчеты
    • Судебная практика
  • Импортозамещение
    • Информационные материалы
    • Нормативно-правовые акты
  • Наградная политика министерства
    • Государственные награды Российской Федерации
    • Награды и поощрения в Республике Коми
    • Ведомственные награды и поощрения Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми
  • Специализированные стоянки по хранению задержанных транспортных средств на территории Республики Коми
  • Поставщики строительных материалов на территории Республики Коми
    • ООО «Цементная северная компания»
    • ООО «Завод железобетонных изделий»
    • ООО «Печорский завод ЖБК»
    • ООО «Ухтинский завод глиняного кирпича»
    • ООО «Бетон-Инвест»
    • ООО «КВСМ»
    • ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат»
  • Лесопромышленный кластер Республики Коми
    • О лесопромышленном кластере Республики Коми
    • Специализированная организация кластера
    • Отчеты о деятельности специализированной организации
    • Аудиторские заключения
    • Участники лесопромышленного кластера Республики Коми
    • Мероприятия
    • Документы
    • Новости
    • Государственная поддержка кластеров
    • Контакты
  • Противодействие идеологии терроризма
  • Фотогалерея

Методы и способы тушения лесных пожаров

Тушение лесного пожара разделяется на следующие последовательно осуществляемые стадии (фазы):

  • остановку распространения кромки пожара;
  • локализацию пожара;
  • дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища;
  • окарауливание (регулярный осмотр лесной площади, пройденной огнем, и тушение в случае возникновения новых очагов пожара).

Наиболее сложными и трудоемкими являются остановка и локализация пожара. Надежная локализация пожара представляет собой решающую фазу работ по его тушению.

При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

  • захлестывание огня по кромке пожара ветками;
  • засыпка кромки пожара грунтом;
  • прокладка на пути распространения пожара заградительных и менирализованных полос (канав);
  • пуск отжига (встречного низового и верхового пала огня);
  • тушение горящей кромки водой;
  • применение химических веществ;
  • искусственное вызывание осадков из облаков.

Остановка распространения пожара осуществляется непосредственным воздействием на его горящую кромку. Это дает возможность выиграть время и затем сосредоточить силы и средства на более трудоемких работах по его локализации – прокладке заградительных полос и канав и на необходимой дополнительной обработке периферии пожара с тем, чтобы исключить возможность возобновления его распространения.

Захлестывание, засыпка грунтом или заливка (особенно с помощью лесных огнетушителей) кромки пожара водой или растворами химикатов в большинстве случаев обеспечивает лишь временную остановку распространения кромки пожара, причем горение кромки часто через некоторое время возобновляется и пожар продолжает распространяться. Поэтому локализованными следует считать только те пожары, вокруг которых проложены заградительные минерализованные полосы или канавы, надежно преграждающие пути дальнейшего распространения горения, либо, когда у руководителя тушения имеется полная уверенность, что применявшиеся другие способы локализации пожаров также надежно исключают возможность их возобновления.

Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Окарауливание пожара состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвратить возобновление пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании.

При выборе тактических приемов и способов тушения лесных пожаров руководитель тушения должен учитывать особенности лесной растительности, рельеф местности (горный, равнинный), категорию земель (лесная, покрытая или не покрытая лесной растительностью), мерзлотность и скелетность почв, вид пожара, его интенсивность и размер, текущие и прогнозируемые погодные условия, наличие сил и средств борьбы, а также особенности тушения пожаров на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами. Его усилия должны быть направлены на обеспечение наиболее быстрой остановки и локализации пожара находящимися в его распоряжении силами и средствами. При этом должны быть учтены максимальное использование имеющихся на местности препятствий для распространения пожара и возможности применения наиболее эффективных тактических приемов и технических способов тушения.

Захлёстывание огня по кромке низового пожара

Захлестывание (сбивание) пламени на кромке низового пожара применяют для остановки продвижения огня, используя обычно пучок из свежесломанных веток лиственных пород, срубленное небольшое деревце длиной 1.5…2 м или другие подручные средства, например, мешковину, прорезиненную ткань либо другую материю, прикрепленную к палке. Сбивание огня на кромке пожара указанными средствами осуществляют при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности. Удары по горящей кромке наносят резкими движениями под углом 45…30 град. к поверхности земли, прижимая при этом веник к земле и протягивая его в сторону пожарища. После каждого удара веник отряхивают над выгоревшей площадью от прилипших тлеющих углей.

Подробная статья по ссылке:

Низовой пожар. Виды, характеристика, причины и правила тушения

Захлёстывание огня по кромке низового пожара

Засыпка кромки низового пожара грунтом

Для засыпки кромки грунтом из прикопок лопатой берут грунт и веером бросают на горящую кромку. Бросок следует направлять вдоль кромки или под углом к ней. Вначале сбивают грунтом пламя, а затем засыпают им тлеющую кромку сплошной полосой шириной 40 – 60 см и толщиной 6 – 8 см.

Горящие пни, валежник, порубочные остатки и другие очаги засыпают грунтом полностью и более плотным слоем.

При наличии в лесничестве лесопожарного мотогрунтомета, который тушит кромку пожара, забрасывая грунтом, скорость тушения кромки пожара многократно возрастает.

Огонь без доступа кислорода затухает под частицами земли. Однако данный способ результат хорош, если почва на пожарище рыхлая, что не составляет особого труда для добычи земли. Также усугубляется положение на дернистых участках, когда комья земли не рассыпаются.

Поэтому данный способ лучше применять на легких песчаных и супесчаных слабозадернелых почвах.

Засыпка кромки низового пожара грунтом

Прокладка на пути распространения пожара заградительных минерализованных полос и канав

Заградительные и опорные минерализованные полосы и канавы прокладывают в целях:

  • локализации пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;
  • надежной локализации пожаров, распространение которых было приостановлено;
  • применения отжига от опорных полос.

Для прокладки заградительных и опорных полос могут применяться следующие почвообрабатывающие орудия и механизмы:

  • тракторные и конные плуги;
  • специальные тракторные грунтометы и полосопрокладыватели;
  • бульдозеры (при необходимости расчистки полос от кустарника, завалов и пр.);
  • специальные лесопожарные агрегаты с навесными почвообрабатывающими орудиями.

Заградительные полосы в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос – их создают в несколько ходов. Однако необходимо иметь в виду, что прокладка перед кромкой пожара широкой заградительной полосы с помощью почвообрабатывающей или землеройной техники требует значительно больших затрат времени, чем создание такой полосы отжигом. Поэтому в таких случаях лучше применять отжиг от опорной полосы.

Каждая заградительная полоса создается на некотором удалении от кромки пожара и должна своими концами упираться на какие-либо естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы и др.)

Для прокладки канав применяют плуг – канавокопатель ПКЛН-500А, прокладывающий канаву глубиной 0.5 м и шириной по дну 0.3 м и канавокопатель ЛКН-600, прокладывающий канаву глубиной 0.7 м и шириной по дну – 0.3 м.

При отсутствии механизированных средств или нецелесообразности либо невозможности их применения (в случаях небольших пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя и т.д.) заградительные полосы можно прокладывать с помощью ручных орудий, удаляя граблями напочвенный покров (на легких почвах с незначительным покровом) или снимая дернину (лопатами или мотыгами) до минерального слоя.

Заградительные (опорные) минерализованные полосы и канавы прокладывают и с помощью взрывчатых материалов. Этот способ применяют авиапожарные подразделения в соответствии с Технической инструкцией по безопасному ведению взрывных работ при борьбе с лесными пожарами и Едиными правилами безопасности при взрывных работах, главным образом, в районах авиационной охраны лесов.

Прокладка заградительных минерализованных полос

Заградительные полосы в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос – их создают в несколько ходов. Однако необходимо иметь в виду, что прокладка перед кромкой пожара широкой заградительной полосы с помощью почвообрабатывающей или землеройной техники требует значительно больших затрат времени, чем создание такой полосы отжигом. Поэтому в таких случаях лучше применять отжиг от опорной полосы.

Расположение линии отсечки огня

Далее приведены основные принципы, применимые к определению места расположения линии отсечки огня:

  • Начинайте строительство линии отсечки огня от якорной точки.

Линия отсечки огня

  • Линия отсечки огня должна находиться на минимальном удалении от зоны горения. Иными словами, старайтесь проводить прямую атаку, поскольку данный метод обеспечивает наибольшую степень защиты пожарных, которые, при необходимости, могут спокойно вернуться назад в уже выгоревшие участки.

Минимальное удалении линии отсечки от зоны горения

  • Для предотвращения опасной ситуации, когда огонь обойдет с флангов, всегда устанавливайте точки отсчета линии отсечки огня к препятствию или второй линии отсечки огня. Препятствия могут быть как природного, так и искусственного происхождения, например, железные дороги, реки, озера, горы, старые места пожаров, отсутствие топлива на пути пожара, автодороги.

Лесные пожары

  • Всегда выжигайте топливо между линией отсечки огня и границей пожара, начиная с якорных точек и далее, по мере строительства линии отсечки огня.

Графическое обозначение на примере теплового света

  • Если скорость распространения огня слишком велика или температура горения слишком высокая для проведения прямой атаки, проведите линию отсечки огня на достаточном удалении от границы пожара, это даст вам время для строительства линии отсечки огня и выжига лишнего топлива, т.е. для создания безопасных условий пожаротушения.
  • Старайтесь избегать строительства линий отсечки огня выше по склону относительно зоны горения. Строительство линии отсечки огня, когда пожар (или пожар на природных территориях, выжег или обратный пал) находится непосредственно ниже по склону, также является одной из потенциально опасных ситуаций. Скорость распространения огня вверх значительно выше.

Таким образом, пожарные, строящие линию отсечки огня выше по склону, подвергаются риску быть обойденными огнем с флангов или же того, что при вынужденном отступлении огонь легко сможет догнать их.

Пуск отжига встречный пал

Встречный пал – является наиболее эффективным способом, применяемым при тушении верховых, а также низовых лесных пожаров высокой и средней интенсивности. Встречный пал позволяет быстро останавливать распространение указанных пожаров небольшими по численности силами.

Встречный пал (отжиг) выжигание напочвенных горючих материалов перед кромкой лесного пожара. Отжиг производится от имеющихся на лесной площади рубежей: дорог, троп, речек, минерализованных полос и других естественных или искусственных преград, а при их отсутствии – от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, ВВ, растворов химических веществ и другим способом, шириной не менее 0,3 м.
Пуск отжига осуществляют, прежде всего, против фронта пожара на таком расстоянии, чтобы до кромки низового лесного пожара выгорела полоса шириной не менее 10 м. При верхо­вых лесных пожарах в зависимости от силы ветра и скорости распространения пламени не­обходимо отжечь полосу шириной 100-200 м.

Наиболее оптимальным временем применения отжига являются вечер и раннее утро, когда снижается интенсивность горения, и такие пожары в большинстве случаев полностью или частично переходят в низовые. В этих условиях пожар может быть остановлен выжженной полосой значительно меньшей ширины, и пуск отжига можно осуществить на более близком расстоянии от пожара.

Подробная статья по ссылке:

Верховой пожар виды, характеристика, причины и правила тушения

Для ускорения выжигания полосы в зависимости от вида пожара, скорости ветра, рельефа местности и лесных горючих материалов используют различные способы отжига. При тушении верхового лесного пожара наиболее целесообразно использовать способ ступенчатого огня, который заключается в создании (дополнительно к основной опорной полосе) двух других полос, прокладываемых параллельно на расстоянии 1-30 м друг от друга. От каждой полосы производят отжиг, начиная с ближайшей к пожару. При тушении быстро распространяющихся низовых лесных пожаров, в т.ч. на открытых участках (вырубках, редколесьях), где отсутствует опасность перехода низового огня в верховой, ускоренное выжигание полосы осуществляется способом опережающего огня или способом «гребёнки». В первом случае отжиг осуществляют от опорной полосы, и на расстоянии 4-8 м производят дополнительный отжиг в две и три ступени без опорной полосы. При способе «гребёнка» поджигание покрова осуществляют не только вдоль опорной полосы, но и перпендикулярно к ней через каждые 6-8 м.

1. Для пуска «встречного огня» рекомендовалось рубить широкую просеку с канавой посередине.

Отжиг же делают от опорной линии, в качестве которой может служить узкая минерализованная полоска (шириной около 40 см), дорога, тропа, ручей, край сырой лощины или заболоченного участка, а весной, до просыхания подстилки, даже просто смоченная из опрыскивателя полоса.

2. Перед пуском «встречного огня» требовалось сложить по краю канавы, обращенному к пожару, вал из сучьев, веток, лесного хлама, чтобы враз вспыхнуло большое пламя.

Для отжига, наоборот, убирают валежник и излишний горючий материал с края опорной полосы, обращенной к пожару, чтобы при поджигании пламя вначале было слабым и огонь не мог перейти опорную линию.

3. Пуск «встречного огня» должен был происходить в опасной близости от фронта верхового пожара, по сигналу, в момент появления «встречной тяги». Уловить этот момент и одновременно поджечь длинный вал — для этого требовалось большое искусство и присутствие духа. А если учесть, что достаточно сильная «встречная тяга», как правило, не наблюдается, то подожженный вал чаще всего только усиливал верховой пожар. Поэтому эффективные описания пуска «встречного огня» имеются, как правило, лишь на страницах художественных произведений.

Отжиг, напротив, начинают заблаговременно, не дожидаясь подхода кромки пожара, и ведут его непрерывно, зажигая напочвенный покров по краю опорной линии. Двигаясь против ветра, пламя отжига не может перейти на кроны и вызвать верховой пожар. Таким образом, для проведения отжига совсем не требуется особого искусства и высокой храбрости. Это простой, безопасный и надежный метод.

Неудача отжига, сопровождаемая некоторой опасностью, может возникнуть в том случае, если опорная линия выбрана и проложена слишком близко перед фронтом пожара и пламя отжига не успело выжечь полосу необходимой ширины.

Другая неудача отжига наблюдается при нарушении условий непрерывного зажигания, по мере готовности опорной линии, т.е. отжиг не делают до тех пор, пока не будет готова вся опорная линия, а затем зажигают покров вдоль всей опорной линии одновременно (как при пуске «встречного огня»). В результате бывает упущено время для выжигания достаточно широкой полосы против «головы» пожара, а главное при одновременном зажигании вдоль всей опорной линии трудно заметить и своевременно потушить все искры, которые перелетают через опорную линию в пусковой момент. Для тренировки в отжиге можно использовать проведение целевых палов.

Тушение горящей кромки водой и водным раствором пенообразователя

Наиболее эффективным и распространенным средством тушения лесных пожаров является вода. Она может применяться для тушения низовых, верховых (устойчивых) и почвенных (подстилочных и торфяных) лесных пожаров, причем в зависимости от вида пожара, условий, в которых он распространяется, наличия воды и вида используемых механизмов применением этого способа могут решаться задачи как предварительной остановки распространения кромки пожара, так и полного его тушения.

Для тушения лесных пожаров водой используют насосные установки пожарных автоцистерн, пожарные мотопомпы (переносные, прицепные, малогабаритные), навесные насосы, работающие от моторов автомобилей, а также лесные огнетушители. Кроме того, для тушения низовых и торфяных пожаров можно применять водораздатчики, поливочные машины и агрегаты для подачи (перекачки) воды к пожару.

Воду применяют в виде мощной компактной либо распыленной струи. Мощная компактная струя разрушает структуру горящих материалов, перемешивает их с грунтом и отбрасывает на уже пройденную огнем территорию.

Подробная статья по ссылке:

Способы тушения торфяных пожаров

В целях увеличения огнетушащих свойств воды в нее добавляют смачиватели (поверхностно активные вещества «ПАВ»), снижающие поверхностное натяжение жидкости и делающие ее более проникающей в мельчайшие поры. Воду со смачивателями следует применять при тушении низовых и почвенных пожаров, а также при дотушивании пожаров.

Использование пенообразователей или других добавок (смачивателей, полимеров) увеличивает эффективность тушения и экономит воду.

Тушение горящей кромки раствором пенообразователя

С помощью лесных огнетушителей можно тушить низовые пожары слабой и средней интенсивности. Применение ранцевой аппаратуры наиболее целесообразно при наличии вблизи пожара водоисточников, а также в горных условиях, где использовать для тушения лесных пожаров грунт и почвообрабатывающие орудия в большинстве случаев невозможно и вода (хотя бы привозная) часто является почти единственным эффективным средством пожаротушения, особенно для тушения горения в расщелинах между камнями.

При мощном слое подстилки и на задернелых почвах ранцевая аппаратура менее эффективна. Здесь следует применять мощную сплошную струю с помощью насосных установок со значительно большим расходом воды на квадратный метр горящей площади.

Сплошные дальнобойные струи следует применять также при тушении сильных очагов горения (в скоплениях хлама и т.п.) и для тушения огня на высоких сухостойных деревьях.

Для тушения почвенных (подстилочных и торфяных) пожаров образовавшуюся спекшуюся корку разбивают мощными струями воды со смачивателем, превращая горящий торф в жидкую массу и сильно промачивая торф, прилегающий к очагу.

При таком способе требуется расход воды до 50 л на 1 кв. м горящей кромки, в связи с чем тушение обычно проводится водой из имеющегося вблизи пожара водоисточника.

Более эффективным для локализации и тушения водой торфяных пожаров является применение торфяных стволов (ТС-1 и ТС-2), с помощью которых в почву вокруг очага нагнетается под давлением 30 – 40 м водяного столба вода со смачивателем. С применением ствола ТС-1 можно тушить пожары с глубиной прогорания 1,2 м, а ствола ТС-2 – до 2 м.

Для подачи воды в торфяные стволы необходимы рукава диметром 26 мм. Если в комплекте мотопомпы или другой пожарной машины узких рукавов на нужную протяженность нет, используют рукава диаметром 51 или 66 мм, которые подключают к насосу, а в конечную линию через переходные головки и разветвления подключают рукава диаметром 26 мм.

При тушении пожаров водой широкое применение получили мотопомпы, с помощью которых воду подают из водных источников по пожарным рукавам на кромку пожара: наиболее часто используемые из них малогабаритные МЛП-0,2 (плавающая), МЛВ- 2/12, МЛВ-22/0,25 и переносные МП-600, МП-800Б.

Организуя тушение лесного пожара с подачей воды из имеющегося в лесу водного источника, руководитель тушения должен:

  • подобрать площадку у водоисточника для забора воды в соответствии с техническими требованиями эксплуатации мотопомп;
  • определить направление прокладки магистральных рукавов, способы усиления подачи воды и порядок развертывания работ при тушении пожара;
  • рассчитать в каждом отдельном случае дальность подачи воды на кромку пожара в зависимости от способов подачи воды, превышения местности и технической характеристики насосов и комплектующего оборудования.

Площадка (место) у водного источника для установки насосного агрегата и его оборудования должна быть ровной. Ее высота над зеркалом водоема не должна превышать технически допустимую высоту всасывания, указанную в паспорте агрегата. Расстояние между насосом и забором воды должно соответствовать общей длине имеющихся в комплекте агрегата всасывающих рукавов.

Магистральную линию следует прокладывать к фронту пожара по кратчайшему расстоянию по возможности, минуя резкие подъемы, спуски и повороты.

При прокладке магистрали на большие высоты, когда подача воды не может быть обеспечена одним насосом, применяется способ перекачки – последовательное соединение двух или более насосных агрегатов. При этом первые насосы работают на слив, перекачивая воду в установленные на магистральной линии промежуточные буферные емкости. Последний агрегат забирает воду из крайней емкости и подает ее на кромку пожара.

Прокладка магистральной линии к фронту пожара

Применение химических веществ

Для тушения лесных пожаров используют различные химические составы. Они подразделяются на смачивающие, огнезадерживающие (ретарданты) и огнегасящие.

Добавление в воду специальных химических составов повышают эффективность применения воды в 2-4 раза.

Из смачивающих химикатов наиболее известен сульфанол. Это легкий желтый порошок, быстрорастворимый в воде. Его добавка в количестве 30 г на ведро воды (0,3 % по весу к воде или другим растворам) повышает смачивающие свойства. В качестве поверхностно активных веществ (ПАВ) можно рекомендовать также средства типа ПО-6НП, ПО-6ЦТ, ПО-1, ПО-6 и др. В настоящее время для тушения лесных пожаров разработан пенообразователь “ФАЙРЭКС”, которой как смачиватель применяется с концентрацией раствора 0,3-0,5%, а для создания заградительных полос пеной с концентрацией 1%. Водные растворы сульфанола и другие смачиватели незаменимы для борьбы с устойчивыми почвенными пожарами, особенно с торфяными, они способны быстро проникать в толстые слои торфа и лесные подстилки.

Растворы огнетушащих солей и растворы ПАВ готовят и хранят на пожарно-химических станциях в специальных емкостях и доставляют к пожару в цистернах пожарных машин, полиэтиленовых канистрах, а также непосредственно в резервуарах лесных огнетушителей или готовят на месте работ.

При их хранении, транспортировке и использовании необходимо также строго соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Огнетушащие химикаты применяют для тушения горения на кромке низового пожара, создания опорных полос для отжига, а также для дотушивания оставшихся очагов горения после локализации пожара.

Для приготовления воднохимических растворов и применения их при тушении пожаров работники осуществляющие данные работы должны хорошо ознакомиться:

  • с характеристикой используемого химиката;
  • технологией приготовления рабочего раствора;
  • назначением лесопожарного оборудования, его технической характеристикой и порядком работы с ним;
  • технологическими схемами тушения лесных пожаров рабочими растворами;
  • методикой расчета потребности составов для тушения пожаров;
  • правилами хранения составов, их транспортировки и техники безопасности при работе с ними.

Лиц, работающих с химическими составами, обеспечивают комплектом спецодежды. При приготовлении рабочих растворов исполнителей необходимо снабжать очками и респираторами. Емкости, резервуары и РЛО, предназначенные для работы с химрастворами, должны иметь яркую надпись “Для растворов ХВ”. После окончания работы с химикатами необходимо снимать одежду, мыть тщательно руки, лицо, прополаскивать рот и горло. Курить во время работы с химикатами запрещается.

Любые химические составы применяемые на тушении лесных пожаров должны обладать экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей работающих в зоне лесного пожара.

Искусственное вызывание осадков из облаков

Искусственное вызывание осадков применяется для тушения крупных пожаров, когда борьба обычными средствами невозможна или малоэффективна, а также в отдаленных местностях для тушения множества одновременно действующих мелких и средних очагов лесных пожаров. Практика применения дорогого и экологически небезупречного способа с использованием химических реагентов для создания облачности и вызывания осадков показала его неэффективность.

В последние годы апробирован и прошел серию натурных испытаний более чистый с точки зрения экологии способ инициирования осадков над очагами природных пожаров. Он заключается в использовании ионизаторов типа “ГИОНК”. Ионизаторы и их комплексы позволяют инициировать осадки в виде дождя над очагами пожаров на больших площадях (до 100 тыс. гектаров) от нескольких часов до трех суток, а также снизить класс пожарной опасности погодных условий с V (чрезвычайная пожарная опасность) до I (отсутствие пожарной опасности).

Применение указанного способа возможно лишь при наличии в районе действующих пожаров мощных переохлажденных кучевых облаков. В вершины таких облаков с самолета вводятся специальные реагенты (в настоящее время применяют йодистый свинец или сернистую медь), мельчайшие частицы которых становятся ядрами кристаллизации переохлажденной воды. Реагенты вводят из расчета 10…14 г йодистого свинца или 100…120 г сернистой меди на 8…10 куб. км облачной массы. Реагенты, вызывающие осадки, могут вводиться в облака и с помощью ракет, запускаемых с Земли.

Мониторинг хода тушения лесных пожаров с помощью авиации

Для тушения удаленных, быстро распространяющихся лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов, а также пожаров, действующих на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами, применяют самолеты – танкеры, взлетающие с сухопутных аэродромов, и гидросамолеты (амфибии), оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды и огнетушащих составов ОС-А1 и ОС-А2 на кромку пожара или создания перед фронтом пожара заградительной полосы, а также вертолеты с выливными устройствами.

С помощью применяемых для тушения с воздуха самолетов и вертолетов решаются задачи:

  • тушение кромки горения на отдельных участках пожаров;
  • задержка распространения пожара;
  • оказание помощи пожарным в тушении очагов сильного горения;
  • предупреждение перехода низового пожара в верховой;
  • придание огнестойкости смежным с пожаром насаждениям;
  • помощь наземным силам в повышении надежности создаваемых противопожарных барьеров;
  • тушение начавшихся (точечных) лесных пожаров в недоступной горной местности.

Возможность и целесообразность применения авиационных методов тушения в каждом отдельном случае решается руководителями соответствующих органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и обслуживающих баз авиационной охраны лесов.

Литература:

  1. Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утверждены и введены в действие на территории Российской Федерации приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.95 № 100;
  2. Рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров, утверждены заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Д.И. Одинцовым 17.12.1997;
  3. Методические рекомендации по применению беспилотных летательных аппаратов, Москва 2016.

Основы тушения лесных пожаров

Администратор

Пожароопасный сезон в лесу длится с момента схода снегового покрова до наступления устойчивой дождливой осенней погоды (апрель-ноябрь). Пожароопасный сезон разделяют на пожароопасные периоды и периоды отсутствия пожарной опасности, которые возникают после выпадения осадков (более 3 мм).

К наиболее пожароопасным лесным насаждениям относятся: сосновые и лиственные леса, кедровые леса, лишайники, брусничники, вейники, багульники. В период, когда на деревьях зеленая листва, она является преградой для распространения верховых пожаров хвойных пород древостоя.

В насаждениях на сухих песчаных почвах пожары возникают наиболее часто и быстро распространяются, но они не носят устойчивого характера и тушить их относительно легко.

В хвойных лесах с толстым слоем из опавших листьев, сучьев, травы в засушливый год пожары принимают опасные формы (верховые и подземные) и наносят большой ущерб.

В летний период (июль-август) количество пожаров в лесу становится максимальным, поэтому в это время года необходимо сосредоточить силы и средства для ликвидации возникающих в лесу пожаров.

Наибольшее влияние на пожарную опасность в лесу оказывают:

  • осадки;
  • температура воздуха и его влажность;
  • ветер и облачность.

Для оценки состояния пожарной опасности в лесу используется комплексный показатель, который учитывает все основные факторы, влияющие на пожарную опасность лесных горючих материалов.

По комплексному показателю определяется очередность загорания различных лесных участков и травяного покрова.

В зависимости от класса пожарной опасности работа авиаотделений и наземных пожарных служб регламентируется следующим порядком:

I класс пожарной опасности (К до 300) — отсутствие опасности. Наземное патрулирование в местах огнеопасных работ. Авиапатрулирование не проводится. Могут быть эпизодические вылеты для контроля за действующими пожарами и оказания помощи в тушении. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не проводится.

II класс пожарной опасности (К от 300 до 1000) — малая пожарная опасность.

Наземное патрулирование проводится на участках I и II классов пожарной опасности и в местах отдыха граждан, авиапатрулирование — через 1-2 дня, а при наличии пожаров — ежедневно 1 раз в середине дня. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и пунктах приема донесений о пожарах от самолетов и вертолетов осуществляется с 11 до 17 ч.

III класс пожарной опасности (К от 1001 до 4000) — средняя пожарная опасность.

Наземное патрулирование проводится на участках I-III классов пожарной опасности, авиапатрулирование — 1-2 раза в день, осуществляется дежурство на пожарных наблюдательных пунктах. Команды находятся в местах дежурств, ведут подготовку пожарно-технического вооружения (ПТВ) и пожарной техники к использованию.

IV класс пожарной опасности (К от 4001 до 10000-12000) — высокая пожарная опасность.

Наземное патрулирование ведется в местах расположения объектов, складов, местах отдыха и т.д. Авиапатрулирование — не менее двух раз по каждому маршруту, дежурство на пожарных наблюдательных пунктах с 9 до 20 ч. Наземные и авиакоманды в местах дежурств находятся в полной боевой готовности, резервные пожарные команды лесхозов приведены в готовность. По радио и другим средствам оповещают об осторожном обращении с огнем в лесу. Лесхозы вносят предложение местным органам государственной власти о запрещении посещения леса для отдыха на определенный период.

V класс пожарной опасности (К более 10000-12000) — чрезвычайная опасность.

Наземное патрулирование осуществляется в течение всего светлого времени суток. Усиление патрулирования за счет привлечения членов ДПД, рабочих, милиции. Авиапатрулирование не менее трех раз в день по каждому маршруту с привлечением дополнительных авиасредств.

На пожарных наблюдательных вышках в течение всего светлого времени суток ведется дежурство. Наземные команды увеличиваются за счет привлечения рабочих лесхозов и находятся в местах дежурств круглосуточно. Им придается дополнительная техника (автотранспорт, тракторы, бульдозеры и т.д.).

Численность авиационных пожарных команд увеличивается за счет других авиаподразделений, охраняющих менее опасные районы.

Въезд и вход в лес для отдыха запрещается: у леса устанавливают щиты-сигналы о пожарной опасности.

Мероприятия по ограничению распространения пожара в лесу

Для успешного тушения пожаров необходимо провести ряд мероприятий по созданию условий ограничения их распространения:

  • создание противопожарных барьеров;
  • устройство дорог;
  • устройство водоемов.

Противопожарными барьерами в лесу могут служить минерализованные и другие защитные полосы, противопожарные разрывы и канавы, противопожарные заслоны в виде полос из деревьев лиственных пород.

Минерализованная полоса — это полоса земли шириной до 1,4 м, с которой полностью удалена растительность до минерального слоя почвы.

Она служит для остановки низового пожара, а также используется как опорная линия для пуска отжига (встречного огня).

Защитную полосу шириной 10 м создают на границе леса и сельхозугодий путем вспашки, выжигания или насаждения малогорящих растений.

Противопожарные разрывы шириной 50 м и более — это просеки в хвойных древостоях, на которых созданы защитные противопожарные полосы. Они разделяют лес на участки площадью от 2 до 12 га и служат опорной полосой и дорогой при тушении лесных пожаров.

Лиственные опушки шириной 50-60 м устраивают для улучшения условий борьбы с пожарами и ограничения распространения верховых пожаров по обеим сторонам противопожарных разрывов, дорог, трубопроводов и т.п. Общая ширина противопожарного барьера составляет 12÷150 м.

Противопожарные канавы — для защиты особо ценных пород лесных участков от перехода на них подземных пожаров с соседних площадей, опасных в пожарном отношении. Глубина канав — до минерализованного слоя или грунтовых вод.

Противопожарные водоемы — устраивают в лесу около дорог с помощью запруд в ручьях и искусственных водоемов вместимостью не менее 100 м3, а также увеличивая глубину естественных водоемов.

Виды лесных пожаров и их распространение

В зависимости от того, в каких элементах насаждения распространяется огонь, лесные пожары бывают:

  • низовые;
  • верховые;
  • подземные (почвенные).

Рис 1. Классификация лесных пожаров.

Таблица 1

Параметры пожара Значения показателей силы пожара
слабого среднего сильного
Низовой пожар
Скорость распространения огня, м/мин до 1 1—3 более 3
Высота пламени, м до 0,5 0,5—1,5 более 1,5
Верховой пожар
Скорость распространения огня, м/мин до 3 3—100 более 100
Подземный пожар
Глубина прогорания, см до 25 25-30 более 50

Низовой пожар

Низовым называется лесной пожар, распространяющийся по почвенному покрову. Низовой пожар бывает двух видов:

  • беглый;
  • устойчивый.

Скорость распространения лесных низовых пожаров против ветра в 6-10 раз меньше, чем по ветру.

Беглым называется пожар, при котором горят почвенный покров, опавшие листья и хвоя. Пожары чаще бывают весной и распространяются с большой скоростью там, где есть высохший напочвенный слой. Горение напочвенного покрова на единице площади продолжается короткое время, при этом обгорают корни деревьев, кора, хвойный подлесок.

Устойчивый пожар — это пожар, при котором после сгорания покрова горят подстилка, пни, валежник и т.д. Он развивается обычно летом, горение продолжается длительное время. Здесь могут создаваться условия для развития верховых пожаров. Бывает, что пожар по мере развития 2 или 3 раза проходит по одной и той же площади. Для низового пожара характерна вытянутая форма пожарища с неровной кромкой. Цвет дыма при низовом пожаре — светло-серый.

При расчете требуемого количества сил и средств для тушения таких пожаров необходимо учитывать скорость их распространения.

В ночное время суток скорость распространения пожара меньше, чем в дневное.

На открытых, возвышенных местах может развиваться крупный пожар, а под пологом леса и в низинах его распространение будет значительно меньшим.

При изменении ветра (его направления) усложняется форма пожара и трудно определить основные элементы пожара — фронт, фланг, тыл. Возможно окружение людей в лесу огнем. Ориентироваться в обстановке на крупном пожаре можно только с помощью авиационной разведки.

Крупные пожары в связи с их неоднородностью являются смешанными (низовыми и верховыми одновременно).

Скорость распространения низовых пожаров во все стороны не одинакова и зависит от скорости и направления ветра, неравномерности распределения горючих материалов, их влажности и других факторов.

Скорость ветра почти полностью определяет контур пожара. Чем сильнее ветер, тем более будет вытянут контур пожара по его направлению. Для ветра в лесу характерна суточная цикличность. В течение ночи, как правило, ветер слабый и сравнительно постоянный по скорости и направлению. Утром скорость его начинает возрастать и достигает своего максимума, а затем к вечеру снижается до минимальной.

Ветер со скоростью от 6 до 10 м/с неустойчив, со скоростью более 10 м/с устойчив. Изменение ветра приводит к изменению направления распространения пожара. Исходя из этого можно ожидать, что в течение небольшого промежутка времени фланги могут стать фронтом пожара.

При скорости ветра более 6 м/с низовые пожары могут переходить в верховые.

Развитие низовых пожаров во многом зависит от характера лесного массива. Низовые пожары на вырубках обычно распространяются с большей скоростью, чем под пологом древостоя. В изреженных молодняках скорость распространения горения при ветре, как правило, значительно выше, чем в сомкнутых.

Значительное влияние на развитие пожаров оказывает рельеф местности. В верхней части склона ветер обычно сильнее, чем у подножья. Поэтому при движении фронта пожара вверх скорость его распространения будет возрастать, при движении вниз к склону скорость его будет уменьшаться в зависимости от крутизны склона.

При развитии низовых пожаров при ветре наблюдается встречная тяга к фронту распространения горения. У средних пожаров при ветре под пологом леса встречная тяга со скоростью 2-3 м/с наблюдается на расстоянии не далее 25 м от фронта. При большей скорости ветра встречной тяги не наблюдается. Максимальное расстояние возникновения встречной тяги, равное 100 м, отмечено у сильного валежного пожара на площади 19 га.

Верховой пожар

Верховой пожар является дальнейшей стадией развития низового пожара. Низовой пожар является необходимой частью верхового пожара. Чаще всего верховые пожары бывают в горных лесах и при сильном ветре. На участках верховых пожаров хвойные деревья почти полностью сгорают.

Верховые пожары бывают:

  • беглые;
  • устойчивые.

Беглые верховые пожары наблюдаются только при сильном ветре. Огонь обычно распространяется по пологу древостоя скачками, иногда значительно опережая фронт низового пожара. При движении пожара по кронам ветер разносит искры, горящие ветви, которые создают новые очаги низовых пожаров на сотни метров впереди основного очага. Во время скачка пламя распространяется по кронам со скоростью 15-25 км/ч, однако скорость распространения самого пожара меньше, так как после скачка происходит задержка, пока низовой огонь не пройдет участок с уже сгоревшими кронами.

Форма площади при беглом верховом пожаре вытянутая по направлению ветра. Дым верхового пожара — темный.

При устойчивых верховых пожарах — огонь распространяется по кромкам пожара по мере продвижения кромки устойчивого низового. После такого пожара остаются обугленные остатки стволов и наиболее крупных сучьев.

Подземные пожары

Подземные пожары — возникают на участках с торфяными почвами или с мощным слоем подстилки до 20 см, когда эти слои хорошо просохли.

Пожар по слою торфа распространяется медленно, до нескольких метров в сутки. Торф сгорает на всю глубину до минерального слоя почвы или до влажных слоев, где горение невозможно, т.е. при влажности 70% и более.

При подземных пожарах создается большое количество отдельных очагов горения, которые ликвидировать полностью очень трудно.

Пожары считаются крупными: в США площадью 120 га и более; в Германии площадью 100 га, в России площадью 200 га и более.

Наиболее характерными особенностями крупных лесных пожаров являются следующие:

  • возникновение во время продолжительных засушливых периодов, чаще всего при сильных ветрах с одновременным появлением мелких и средних пожаров;
  • высокая интенсивность тепловыделения;
  • высокая скорость распространения с преодолением различных препятствий (минерализованных полос, противопожарных разрывов небольших рек и ручьев);
  • возникновение большой зоны плотной задымленности, затрудняющей действия всех средств тушения лесного пожара.

Организация тушения лесных пожаров

Силами, призванными обеспечить своевременное тушение лесных пожаров на территории лесхозов, являются:

  • службы лесной охраны, за работниками которой закреплены участки леса временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон в помощь охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;
  • пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные специальной лесопожарной техникой и средствами автотранспорта;
  • резервные пожарные команды, специально организованные из производственных рабочих и служащих лесхозов с прикрепленными к ним производственной техникой средствами транспорта и мелким пожарным оборудованием и инвентарем (лопаты метла и т.д.);
  • оперативные отделения баз авиационной охраны лесов с имеющимися в их составе парашютами, авиадесантными пожарными командами и механизированными отрядами.

В случае, когда быстрая ликвидация возникающих лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожара на большие площади для тушения привлекаются население, пожарная техника и транспортные средства местных предприятий, организаций и учреждений, а при необходимости и невоенизированные формирования субъектов Российской Федерации краев и областей.

Лесхозы ежегодно до марта месяца представляют органам государственной исполнительной власти и местным органам самоуправления предложения для разработки плана привлечения населения, пожарной техники и транспортных средств предприятий, организаций и учреждений на тушение лесных пожаров.

В предложениях предусматривается:

  • прикрепление тесных участков к населенным пунктам на случай тушения лесных пожаров с указанием по каждому пункту количества рабочих, которые могут быть привлечены для тушения пожаров, наименования и количества пожарного инвентаря;
  • прикрепление к лесным участкам пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций и учреждений с указанием наименования количества и очередности привлечения к тушению пожаров;
  • организация питания, медицинской помощи людям, занятым тушением пожаров;
  • организация связи между РТП, лесхозом и районной лесопожарной комиссией, а также между РТП и руководителями отрядов, команд, групп при тушении пожаров;
  • указание пунктов сбора привлекаемых для тушения лесных пожаров сил и средств.

Для привлечения указанных выше сил и средств директор лесхоза запрашивает в местном органе исполнительной власти рабочих и привлекаемую технику, вместе с ведомственной пожарной комиссией решает вопрос об организации питания и медицинской помощи.

Общее руководство тушением пожара и ответственность за его ликвидацию возложена на администрацию лесхоза.

Координация и руководство пожарами в масштабе административного района или нескольких районов области, края возложена на районные (областные) пожарные комиссии, в которых создаются лесопожарные штабы, возглавляемые главными лесничими лесхозов (управлений), соответствующими министерствами или председателями государственных комитетов.

В районах авиационной охраны лесов руководство тушением пожаров осуществляют старшие по должности работники из числа находящихся на пожаре парашютно-пожарных и авиадесантных групп.

Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара осуществляет начальник пожарно-химической станции или бригадир, если прибыла лишь одна бригада из команды станции. До прибытия этих сил руководство тушением пожара осуществляют работники лесной охраны. Если на тушение лесных пожаров привлекаются невоенизированные формирования ГО или воинские подразделения, а также пожарная охрана МВД России, то руководят ими прибывшие начальники (командиры) подразделений УГПС.

Старшие начальники этих подразделений входят в лесопожарный штаб тушения пожара.

Руководитель подразделения, прибывшего на пожар первым, ставит об этом в известность лесхоз и приступает к разведке пожара. При этом имеющиеся силы и средства пожаротушения могут временно использоваться для ограничения распространения пожара на наиболее опасных или ценных участках вблизи места нахождения этих сил и средств.

При разведке пожара РТП устанавливает:

  • вид, скорость и площадь пожара;
  • наиболее опасное направление распространения пожара по фронту, флангам и т.п.;
  • наличие препятствий для распространения пожара;
  • возможность усиления или ослабления пожара вследствие особенностей лесных участков на пути его распространения;
  • возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и ликвидации его;
  • наличие водоисточников и возможность их использования;
  • наличие опорных полос для пуска встречного низового огня, условия прокладки таких полос;
  • безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих в случае прорыва огня, места укрытия людей и техники;
  • границы распространения пожара в ближайшие 2-3 ч.

Разведку пожара производят:

  • руководители команд, групп, участков (РТП);
  • авиаподразделеиия;
  • работники лесной охраны.

Для проведения разведки используют:

  • вертолеты, лесные вездеходы;
  • мотоциклы;
  • автомобили;
  • катера и пр.

По результатам разведки РТП разрабатывает план тушения пожара, в котором предусматриваются:

  • способы и приемы ликвидации пожара (локализация по фронту, сведение на клин, отжиг, устройство опорной полосы и т.д.);
  • сроки выполнения отдельных видов работ по тушению;
  • организации связи с отрядами, командами, группами и бригадами;
  • мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения;
  • вопросы безопасности.

Решение на тушение лесного пожара принимают в зависимости от объективных сведений об обстановке.

Для локализации пожаров могут быть использованы следующие тактические способы (рис. 2):

  • окружение пожара (для небольших пожаров);
  • охват с фронта (применяется, если в течение 1 ч невозможно осуществить окружение пожара);
  • охват с флангов;
  • охват с тыла.

Рис 2. Основные способы введения сил и средств при тушении лесных пожаров а) — окружение пожаров; б) — охват с фронта; в) — тушение с тыла.

В зависимости от вида пожара применяются следующие приемы по его локализации и ликвидации:

  • захлестывание кромки пожара грунтом;
  • тушение водой, огнетушащими химическими веществами;
  • прокладка заградительных полос;
  • отжиг;
  • прокладка канав;
  • применение взрывчатых веществ;
  • искусственное вызывание осадков из облаков.

Выбор тактических способов и приемов зависит от характера пожара, наличия сил и средств тушения, их технических возможностей.

Фронтальная атака — способ остановки продвижения фронта. Тушение осуществляется двумя группами, начиная с середины фронта и продвигаясь на фланги и тыл.

При тушении лесных низовых пожаров силы и средства могут быть сосредоточены:

  • одновременно по всему периметру пожара (при достаточном количестве сил и средств для тушения слабых низовых пожаров);
  • на фронте пожара с последующим продвижением на фланги и тыл (при недостатке сил и средств);
  • в тылу пожара с последующим продвижением по флангам к его фронту (при сильных низовых пожарах, когда перед фронтом пожара имеется надежная преграда дальнейшему распространению горения. При отсутствии преград перед фронтом действия сил и средств с тыла практически будут выполнимы только в случае, когда скорость тушения в тылу и по флангам превышает скорость продвижения фронта пожара);
  • с флангов с постепенным продвижением к фронту пожара.

РТП должен выбирать способ сосредоточения сил и средств исходя из сложившейся обстановки на пожаре и имеющегося количества сил и средств в его распоряжении. В случае угрозы распространения горения на населенные пункты, лесоразработки, лесные массивы, торфяные поля и т.д., основные силы и средства в первую очередь необходимо сосредоточить для ликвидации горения в этих направлениях.

При тушении слабых низовых пожаров имеющиеся силы и средства распределяются на три группы: основная группа действует на решающем направлении, а две другие обеспечивают ограничение распространения горения на оставшиеся части периметра пожара (фланги и тыл).

Нормативов потребности сил и средств для тушения лесных пожаров нет. При локализации пожаров способом создания преград на путях распространения горения расстояния от фронта пожара до места создания преграды можно определить расчетом.

При проведении работ по прорубке и расчистке просек с валкой деревьев, уборкой валежника и сучьев норма выработки за 8 ч на одного человека составляет, м2:

по лесу
спелому густому 200
средневозрастному 300
мелкому и кустарнику 400
по редколесью 650

В настоящее время для создания преград на пути фронта распространения сильных пожаров на удаленных лесных массивах наиболее широко используются взрывчатые вещества. Этот прием применяют только парашютно-пожарные и авиадесантные команды.

Как показывает практика тушения, большинство сильных и средних пожаров при недостаточном количестве сил и средств локализуется за счет пуска встречного огня (отжига) от опорных полос.

Опорными полосами могут являться естественные (реки, ручьи, озера и т д) и искусственные (дороги, просеки, минерализованные полосы и др.) преграды.

При пуске встречного огня опорная полоса должна быть замкнутой, т.е. окружать пожар или своими концами упираться в непроходимые для огня препятствия.

РТП при подготовке опорной полосы для пуска встречного огня должен определить, на каком расстоянии необходимо ее создавать.

Если к месту пожара будут доставлены раствор химикатов и средства для его подачи, то опорная полоса может быть создана в любом месте за исключением лесного массива, где имеется большая захламленность и наличие хвойного подростка и подлеска. Это вызвано тем, что фронт пожара движется неравномерно, встречный огонь пускают против центра фронта. Для осуществления этого приема создают две бригады рабочих. Первоначально пускают огонь на участке протяженностью 20-30 м (против центра фронта пожара), а затем бригады расходятся по опорной полосе в противоположные стороны и производят поджог на следующих участках.

Для локализации низового пожара встречный огонь должен пройти от опорной полосы не менее 20 м, а при верховом пожаре — не менее 100÷200 м. При сильном ветре и на особо пожароопасных участках эти расстояния необходимо увеличивать.

Для снижения опасности встречного огня целесообразно пускать его поздно вечером или рано утром, а впереди опорной полосы необходимо уменьшить количество горючих материалов.

К числу способов, обеспечивающих локализацию и тушение всех низовых пожаров, относится тушение водой при помощи пожарных автомобилей и мотопомп. Как показывает практика, этот способ можно применить в лесных массивах с развитой сетью дорог при наличии естественных водоисточников.

Для локализации верховых пожаров РТП необходимо прежде всего использовать все имеющиеся на местности препятствия. Верховые пожары локализуют большие озера, реки с широкими поймами, луга, болота, лиственные насаждения, вырубки и др. Если ширина естественных препятствий недостаточна и рассчитывать на самолокализацию пожара нет оснований, то целесообразно применять встречный низовой огонь. Принцип применения этого способа при тушении верховых пожаров не отличается от действий по тушению низовых пожаров этим же способом.

Для своевременного обнаружения и ликвидации возникающих очагов горения за опорной полосой необходимо организовать патрулирование.

Первоочередной задачей при тушении подземных пожаров является остановка распространения низового пожара.

В большинстве случаев подземные пожары ликвидируют, окапывая их канавой, кроме того, их тушат водой или растворами смачивателей.

Ввиду снижения скорости развития лесных пожаров вечером и особенно ночью РТП должен максимально использовать этот период для локализации и ликвидации пожара.

После локализации лесных пожаров на площади, охваченной пожаром, производится дотушивание оставшихся очагов горения. Ликвидация оставшихся очагов горения производится полностью в том случае, когда площадь пожара не превышает 5-10 га. При больших площадях пожаров оставшиеся очаги горения ликвидируются в полосе шириной 10-20 м, прилегающей к кромке пожара. Ликвидация оставшихся очагов горения, как правило, производится путем засыпки землей, заливания водой или растворами химикатов. После полной ликвидации горения выделяют рабочих для охраны места пожара. Продолжительность охраны определяется в зависимости от метеорологических условий.

Правила охраны труда при тушении лесных пожаров

Особое внимание при тушении лесных пожаров должно быть обращено на соблюдение правил охраны труда. Все участники тушения должны быть проинструктированы о соблюдении правил безопасности.

Во время тушения лесных пожаров не разрешается:

  • переходить за кромку горения (вглубь пожара);
  • находиться в зоне между фронтом распространяющегося пожара и встречного огня;
  • оставлять свое место без разрешения руководителя, за исключением прямой опасности для жизни;
  • оставлять без надзора перед фронтом пожара транспортные средства и пожарные агрегаты.

Пускают встречный огонь только при отсутствии людей между фронтом горения и опорной полосой.

При пуске встречного огня (отжиге) применяют ранцевые зажигатели. При открытии крана необходимо насадок-распылитель направлять от себя, чтобы горючая жидкость не попала на одежду.

При расчистке леса и подготовке рубежа к пуску встречного огня применяют бензомоторные пилы. Пожарный, работающий с пилой, должен находиться со стороны, противоположной наклону дерева.

При работе с химикатами и приготовлении воды со смачивателем для ранцевого опрыскивания необходимо следить за тем, чтобы раствор или смачиватель не попадал на слизистую оболочку глаз (при попадании в глаза необходимо промыть водой), а также за тем, чтобы пожарные и члены ДПД не оказались в окружении огня.

Для высадки пожарных десантов необходимо иметь площадку размером 25×50 м. Высадку парашютистов производят на лесные поляны.

В случае угрозы окружения людей, участвующих в тушении пожара, огнем необходимо указать им пути отступления (выхода) из зоны пожара и установить сигналы отхода.

Лесные пожары: виды, причины, способы тушения. Справка

Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В сухую погоду низовой пожар легко переходит в верховой, а верховой, в свою очередь, может распространиться на огромную площадь.

По интенсивности лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и силы ветра.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, сильного – свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний – до 100 м/мин, а сильный – свыше 100 м/мин.

Высота слабого низового пожара до 0,5 м, среднего – 1,5 м, сильного – свыше 1,5 м. Слабым почвенным (подземным) пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним – 25 50 см, сильным – более 50 см.

Существующие методики оценки лесопожарной обстановки позволяют определить площадь и периметр зоны возможных пожаров в регионе (области, районе). Исходными данными являются значение лесопожарного коэффициента и время развития пожара. Значение лесопожарного коэффициента зависит от природных и погодных условий региона и времени года.

Время развития пожаров определяется временем прибытия сил и средств ликвидации пожара в лесопожарную зону.

Согласной прогнозу Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России, в 2009 году в связи с малоснежной зимой, быстрым сходом снежного покрова и положительными аномалиями температур воздуха, которые будут способствовать возникновению многочисленных очагов лесных пожаров, большая опасность угрожает лесам на территории Дальневосточного (Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО), Сибирского (Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), Уральского (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области), Северо-Западного (Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Псковская области) и на всей территории Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов.

Решение лесопожарной проблемы связано с целым рядом организационных и технических проблем и в первую очередь с осуществлением противопожарных и профилактических работ, проводимых в плановом порядке и направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров.

Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров предусматривают осуществление ряда лесоводческих мероприятий (санитарные рубки, очистка мест рубок леса и др.), а также проведение специальных мероприятий по созданию системы противопожарных барьеров в лесу и строительству различных противопожарных объектов.

Чтобы уменьшить опасность возгорания леса надо очистить его от сухости и валежника, устранить подлесок, проложить 2 3 минерализованных полосы с расстоянием между ними 50 60 м, а надпочвенный покров между ними периодически выжигать.
Работы по тушению крупного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара; локализация пожара, т.е. устранение возможностей нового распространения пожара; ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ.
Разведка пожара включает в себя уточнение границ пожара, выявление вида и силы горения на кромке и ее отдельных частях в разное время суток. По результатам разведки прогнозируют возможное положение кромки пожара, ее характер и силу горения на требуемое время вперед.

На основании прогноза развития пожара с учетом лесопатологической характеристики участков, окружающих пожар, с учетом возможных опорных линий (рек, ручьев, лощин, дорог и пр.) составляется план остановки пожара, определяются приемы и способы остановки пожара.
Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожара. Как правило, локализация лесного пожара проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется остановка распространения пожара путем непосредственного воздействия на его горящую кромку. На втором этапе производится прокладка заградительных полос и канав, обрабатываются периферийные области пожара с целью исключения возможности возобновления его распространения.

Локализованными считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся способы локализации пожаров не менее надежно исключают возможность их возобновления.
Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.
Окарауливание пожарища состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади и, в особенности, кромки пожара, с целью предотвратить возобновление распространения пожара. Окарауливание пожарищ производится путем систематических обходов по полосе локализации. Продолжительность окарауливания определяется в зависимости от погодных условий.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *