Агентство Юридической помощи

Основы судебного делопроизводства

Тема 1. Общие характеристики судебного делопроизводства в Российской Федерации

Вопрос 1. Понятие судебного делопроизводства как отрасли деятельности. Общая характеристика.

Делопроизводство – это регулируемая правовыми нормами деятельность, направленная на регистрацию, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль исполнения документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию.

Делопроизводство — важнейший вид деятельности любого суда, поскольку эффективно организованное делопроизводство в суде способствует выполнению одной из главных функций, возлагаемых на суды, — рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел в установленные законом сроки и принятию законных и обоснованных решений, т.е. осуществлению правосудия.

Вопрос 2. Общие признаки, функции и стадии судебного делопроизводства.

Организация делопроизводства в суде имеет своей целью обеспечить соблюдение процессуальных норм, исполнение приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд граждан, юридических лиц, представителей учреждений и организаций, выполнение других функций суда,

Главной отличительной чертой судебного делопроизводства является то, что требование создания, обработки, использования судебных документов базируется на нормах закона Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях. В этих актах содержатся основные правила, регламентирующие структуру поступающих и создаваемых в суде документов, их обязательные реквизиты, схему движения дела в зависимости от категории дела и порядка его рассмотрения, процессуальные сроки рассмотрения, порядок обращения к исполнению судебных актов и т.д.

При организации и ведении судебного делопроизводства необходимо учитывать основные требования к оформлению документов в обычном деловом документообороте (ГОСТ Р 6.30—2003).

Государственный стандарт Российской Федерации распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к унифицированной системе организационно-распорядительной документации: постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты и другие документы, включенные в общероссийский классификатор управленческой документации.


Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов и требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации. Эти требования в полной мере относятся к документам общего делопроизводства в суде (например, деловые письма, протоколы и решения собраний судей, приказы по личному составу, акты проверок состояния делопроизводства в суде).

Основным нормативно-методическим документом, определяющим и устанавливающим единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, является Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36.

Ключевые определения

Определения суда – это судебные акты, которыми могут оформляться результаты разрешения судом вопросов на любом этапе судебного процесса. Основное отличие определения от решения: в определениях не дается ответа по существу заявленных требований.

Постановление суда — в РФ вид судебных актов. В уголовном процессе это решение, принятое президиумами судов при пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; всякое решение, принятое судьей единолично, кроме приговора.

Приговор — процессуальный акт правосудия. Это решение суда о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания, либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции.

Процессуальные нормы — нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий.

Решение суда – это выносимое судом решение по существу заявленных истцом или заявителем требований. Решением суда производство по делу оканчивается/прекращается.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте понятие судебного делопроизводства как отрасли деятельности.

2. Назовите, каким документом регламентируется основные требования к оформлению документов в обычном деловом документообороте.

3. Объясните цель организации делопроизводства в суде.

4. Перечислите, основные положения, которые устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 к требованиям ведения делопроизводства в суде.

Краткие итоги

Судебное делопроизводство – совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документооборота.

Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы судов, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства.

Понятие судебного делопроизводства: правовые основы, порядок ведения, значение.

Делопроизводство – совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документооборота.

Документ – информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в своей деятельности.

Документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения обращения к исполнению решений по ним, отправки или сдачи в наряд. Порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения документов, утвержденных председателем суда.

Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы судов, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства.

Толковый словарь русского языка определяет делопроизводство как ведение канцелярских дел.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова глагол «документировать» означает «обосновывать документами».

Принципы документооборота:

— четкая организация движения документов;

— оперативность их обработки;

— контроль исполнения документов.

ГОСТ Р – НПА, государственный стандарт РФ, стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.

Согласно ГОСТ Р 51411-98 «Делопроизводство и архивное дело» делопроизводство или документационное обеспечение управления – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

ГОСТ отражает терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Документ или документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать.

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа.

Дело – совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.

Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подлинник (официального) документа – первый или единичный экземпляр официального.

Дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

Копия документа – документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.

Заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Делопроизводство в районном суде организуется а основании требований «Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36.

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело».

Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Инструкция состоит из следующих частей:

— Общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства

— Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

— Регистрация и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях

— Регистрация и учет предложений, заявлений и жалоб на работу суда, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством

— Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

— Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

— Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

— Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

— Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

— Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядке исполнения приговоров

— Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

— Порядок выдачи судебных дел и документов

Делопроизводство в Верховном суде РФ ведется по правилам, содержащимся в «Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.12.2010 N 17-П) (ред. от 17.04.2014).

Делопроизводство в арбитражных судах ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» (утвержденной Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)»).

Основные направления реформирования судебной системы Российской Федерации

Введение

В данной работе рассматриваются основные направления реформирования судебной системы Российской федерации, а так же проблема судебного реформирования страны и роль судебной реформы в государственном устройстве на современном этапе.

Целью написания данной работы является анализ этапов, направлений реформирования судебной системы Российской Федерации, анализ проблемы судебного реформирования, рассмотрение концепции реформирования судебной системы Российской Федерации.

Сторонники судебной реформы понимали бесперспективность отдельных, несвязанных между собой попыток корректировки действовавшего законодательства, и то, что укоренившиеся ведомственные интересы будут тормозить реформирование судебной системы и правоохранительных органов. «Концепция судебной реформы» была представлена в Верховный Совет РСФСР первым Президентом РФ осенью 1991 г. В ней были отражены планы реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве: организация состязательного процесса, установление паритета между обвинением и защитой, введение более высоких стандартов для установления допустимости доказательств и судебного контроля над предварительным следствием, включая судебное санкционирование задержания, заключения под стражу и вторжения в частную жизнь. Чтобы сделать судебную власть влиятельной силой, независимой от исполнительной и законодательной властей, предлагалось восстановить суд присяжных.

Впрочем, первые практические шаги реформы были сделаны еще в июле 1991 г. с принятием законов «О Конституционном Суде РСФСР» и «Об арбитражном суде». Действовавшие до того времени государственные арбитражи были, по сути, административными органами, которые не столько разрешали экономические споры, сколько «укрепляли» плановую государственную дисциплину. Их заменили арбитражные суды, в сферу действия которых попали почти все хозяйственные дела, причем предприятия получили право оспаривать решения государственных органов в сфере экономики.

Создание Конституционного Суда (КС) стало беспрецедентным явлением для России. Советские суды никогда не имели полномочий по проверке законов или подзаконных актов на их соответствие Конституции, из-за чего конституционные права граждан оставались пустой декларацией. Разработанный по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость судей КС, их неподотчетность никому, запрет заниматься политической деятельностью и работать по совместительству. Их главная задача — определять конституционность международных договоров России, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и правоприменительной практики. Судьи должны руководствоваться исключительно Конституцией, а не решениями законодательной и исполнительной властей.

Вопрос судебной реформы в настоящее время очень широко освещается в юридической литературе.

Здесь в первую очередь следует отметить работы авторов Климова О.Ю. «Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства» и Филиппова П.С. «Социально-экономические проблемы России». В этих трудах авторы делают анализ некоторых итогов судебной реформы в Российской Федерации и рассматривают узловые моменты ее происхождения, связанные с проблемами судебной власти, а также эти работы содержат положения и предложения к проводимой судебной реформе в РФ.

  1. Основные направления реформирования

судебной системы Российской Федерации.

Начиная с конца 80-х годов, в России предпринимались попытки реформирования существовавшей судебной системы. В то время Верховный Совет СССР одобрил 4 августа 1989 г. Закон СССР «О статусе судей в СССР», а 13 ноября 1989 года — «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик». Оба этих закона, как и Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», а также Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8 июля 1981 года и другие правовые акты содержали ряд прогрессивных норм, но не обеспечили в полной мере процесса реформирования существующей судебной системы. Однако эти законодательные акты в определенной степени послужили основой для разработки задач судебной реформы в России.

Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.)1.

Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления кризиса отечественной юстиции в широком понимании этого слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного Суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов. Основополагающие идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся в 1991 году и последующие годы2.

Решающие шаги в практическом осуществлении судебной реформы были предприняты Верховным Советом РФ незадолго до принятия Конституции РФ 1993 г. В этот период в компетенцию судов общей юрисдикции перешли новые категории дел: налоговые, земельные, пенсионные, о праве на занятие предпринимательской деятельностью, на свободу слова, получение и распространение информации, разрешение конфликтов в сферах административного регулирования, споров о праве заниматься политической и общественной деятельностью и др. Расширился круг полномочий в сфере уголовного судопроизводства, области контроля за соблюдением законодательства о выборах, трудового законодательства

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила основные принципы осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым создав прочную правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ исключительное право на осуществление правосудия в Российской Федерации предоставлено судам. В части 2 указанной статьи закреплены четыре формы осуществления судебной власти в виде конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которые, несмотря на специфику каждой из них, базируются на единых принципах.

Конституция РФ закрепляет главное условие существования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, — независимость судей, их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону. В свою очередь независимость судей обеспечивается их несменяемостью и неприкосновенностью3.

Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (31.12.96, № 1-ФКЗ). За ним последовали другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:

— Федеральный закон «О судебных приставах» (21.07.97, №118-ФЗ);

— Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (21.07.97, № 119-ФЗ);

— Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (08.01.98, № 7-ФЗ);

— Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (17.12.98, № 188-ФЗ);

— Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации» (10.02.99, № 30-ФЗ);

— Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (23.06.99, № 1-ФКЗ);

— Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (29.12.99, № 218-ФЗ);

— Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (02.01.2000, № 37-ФЗ).

Первый, романтический, этап судебной реформы завершился к 1996 году, когда демократические завоевания в области судоустройства и судопроизводства были приспособлены бюрократией к ее нуждам, органы судейского сообщества стали проводниками воли судейского начальства, а председатели судов добились узаконения своего пожизненного пребывания у власти. Объем полномочий этих должностных лиц превысил разумные и безопасные для независимости их коллег пределы. Конституционный Суд Российской Федерации получил незабываемый урок в период «поэтапной конституционной реформы» 1993 года, когда деятельность Суда была насильственно приостановлена, и этот опыт наложил отпечаток на практику конституционного контроля. Демократические реформы практически не коснулись прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, как бы ни менялись их названия.

Положительными результатами романтического этапа судебной реформы оказались:

— подготовка правовых и, отчасти, организационных предпосылок возрождения судебной власти в России на демократических принципах;

— формальное признание непосредственного действия в России международных актов о правах человека в качестве части ее правовой системы;

— расширение круга вопросов, подлежащих разрешению судами;

— создание действующих моделей конституционного контроля и состязательного судопроизводства, перераспределение полномочий в системе «силовых» министерств и ведомств.

Ни одно из введенных сверху новшеств не закрепилось в сознании правоприменителей в качестве необратимого, они лишь в небольшой степени повлияли на содержание технологий деятельности судов и правоохранительных органов. При этом подспудные, теневые технологии работы органов правосудия (обвинительный уклон, фальсификация протоколов судебных заседаний) и силовых структур (применение пыток, фабрикация доказательств, выборочное уголовное преследование) сохранились. Усугубилось отчуждение судов и правоохранительных органов от народа, нарастал кризис доверия к этим системам.

Вторая волна преобразований пришлась на начало нынешнего века, когда под эгидой Президента Российской Федерации обновилось процессуальное законодательство и были пересмотрены многие судоустройственные нормы. Превратившись из частного дела проникших в бюрократический аппарат энтузиастов в государственное мероприятие, судебная реформа изменила свою направленность и стала средством укрепления вертикали власти.

Результатами второго этапа судебной реформы стали:

— перераспределение каналов влияния на судебную систему от органов власти субъектов Российской Федерации в пользу Администрации Президента Российской Федерации;

— упрочение зависимости судей от председателей судов, а тех -от президентских структур;

— в конечном итоге — возвращение судебной системы к фактической роли придатка предержащей власти.

Продолжали заимствоваться, хотя и с купюрами, принятые в правовых государствах схемы организации судебной и правоохранительной деятельности (в частности, судебный контроль за предварительным расследованием уголовных дел). Внедрение новых институтов происходило при сопротивлении правоприменителей, которые продолжали и продолжают воспроизводить прежние обыкновения и, открыто либо под прикрытием буквалистского толкования законов, выхолащивать и игнорировать новшества, придавать им смысл, противоречащий замыслу законодателя4.

Принятая в рамках второго этапа преобразований Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 года (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805) фактически является документом, направленным не на развитие судебной системы, а лишь на обеспечение ее функционирования на лучших условиях и в расширенном варианте.

Этапы реформирования судебной системы РФ

За последние 20 лет в стране предпринимается уже третья попытка реформы судебной системы. Первая датируется концом 1980-х годов. Начало ей положило принятие в 1989 году Закона СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан».

В 1991 году была утверждена Концепция судебной реформы, и период 1991-1995 годов стал временем наиболее радикальных реформ в судебной сфере. Появились практически новые отрасли права, например, налоговое и земельное. Дела, связанные с правоотношениями этого рода были переданы в суды общей юрисдикции. В 1994 году приступил к работе на основе специально принятого закона созданный еще в 1991 году Конституционный суд РФ. Была создана система арбитражных судов, заменившая тоталитарный по своей природе советский государственный арбитраж.

Следующий период, 1995-2000 годов, можно назвать пятилетием закрепления заявленных в предшествующие годы реформ в правовой системе. Были приняты законы о социальных гарантиях для судей, закон 1997 года об исполнительном производстве, закон о судебных приставах, закон 1998 года о мировых судьях. Начало действовать конституционное положение о судах присяжных. Беда, однако, заключалась в том, что именно в 1998-1999 годы финансирование судов упало до опасного минимума (3,4 млрд. руб. в 1998 году). Денег не хватало ни на судебные командировки, ни на проведение экспертиз.

— В 2002 -2006 гг. был инициирован новый виток судебной реформы. Проект был весьма амбициозным: предполагалось сделать суды независимыми. Для этого необходимо было наполнить реальным содержанием и укрепить созданные еще в 1990-е годы институты — судебных приставов, мировых судей, третейских судей. Следовало также приблизить к реальности такие, остающиеся пока не вполне осязаемыми, принципы правосудия, как гласность судебного разбирательства, тайна совещательной комнаты.

Основные направления реформирования судебной системы в Российской Федерации

Дальнейшее законодательное развитие эта проблема получила в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

С его принятием в основном сформировалась совокупность законодательных мер, гарантирующих самостоятельность судов. Основные из них:

— осуществление правосудия только судом и запрет на присвоение функций по осуществлению правосудия для любых других органов под страхом уголовной ответственности;

— закрепление структуры судебной власти в виде трех её самостоятельных ветвей — конституционной, общей юрисдикции и арбитражной;

— запрещение создания чрезвычайных судов, возможность создания специализированных судов для рассмотрения административных и гражданских дел только путем принятия федеральных конституционных законов;

— окончательность решений судов, вступивших взаконную силу, невозможность их пересмотра иными органами;

— обязательность судебных постановлений, не требующих их подтверждения другими органами;

— запрет на издание законов и иных нормативных

правовых актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей;

— сосредоточение организационно-распорядительных функций по обеспечению деятельности судов внутри судебной системы, в т.ч. путем учреждения Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

— создание гарантий, обеспечивающих финансирование судов в соответствии с требованиями ст. 124 Конституции РФ;

— упразднение надзора за осуществлением правосудия со стороны других государственных органов, включая органы прокуратуры.

Закрепление в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» структуры органов судебной власти и исчерпывающего перечня федеральных судов и судов субъектов Федерации исключает создание иных видов профессиональных судов вне рамок судебной системы.

Вместе с тем, развитие судебной системы нельзя считать законченным, возможно и целесообразно формирование новых её звеньев.

Значение запрета на издание законов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, содержащегося в ст. 5 Закона «О судебной системе РФ», весьма актуально в свете участившихся в последнее время попыток ограничить самостоятельность суда, снизить уровень правовых гарантий независимости судьи.

В условиях острого экономического и финансового кризиса в РФ самостоятельность судов оказалась в прямой зависимости от состояния финансирования, которое определяется двумя факторами:

1. Объемом средств, выделенных в федеральном бюджете органам судебной власти;

2. Исполнением бюджета, т.е. реальным выделением запланированных в бюджете ассигнований.

Начиная с 1995 года, объем финансирования судов в реальном исчислении сокращается, поскольку Министерство финансов при составлении бюджета на очередной год индексировало в соответствии с ростом цен только заработную плату работников судов, в результате чего произошло резкое уменьшение средств, выделяемых на содержание судов и на осуществление правосудия. При таких условиях суды вынуждены в нарушение требований ст. 124 Конституции РФ прибегать к поиску дополнительных источников финансирования, прежде всего за счет бюджетов местного самоуправления и бюджетов субъектов Федерации.

Материальная зависимость от местных властей отрицательно влияет на самостоятельность судов.

Требования ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» о том, что правительство разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования во взаимодействии с председателями высших судов РФ, директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Советом судей РФ, а при наличии разногласий прилагает к проекту федерального бюджета предложения перечисленных выше органов вместе со своим заключением, Правительство не соблюдает.

Положение усугублялось систематическим невыполнением исполнительной властью РФ бюджетных обязательств по финансированию судов. Хотя п. 5 ст. 33 Закона «О судебной системе РФ» допускает уменьшение запланированных ассигнований лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации, ежегодно Министерство финансов недодавало судам более 10 процентов предназначенных средств.

Верховный Суд РФ обратился в связи с этим в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности тех положений Закона о (федеральном бюджете на 1998 год, которые позволяли Правительству производить сокращение бюджетных ассигнований на органы судебной власти при недополучении запланированных доходов бюджета.

Верховный Суд РФ исходил из того, что условия и порядок финансирования судов, в отличие от других ветвей власти, предусмотрены непосредственно Конституцией РФ /ст. 124/. В связи с этим обязательства Правительства по выделению средств на судебную власть носят как бы «над-бюджетный» характер, т.е. независимо от состояния доходов и потребностей других бюджетополучателей ассигнования судам должны «обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия», поскольку это требование Конституции РФ. Так как объем ассигнований, отвечающий данным условиям, определен в бюджете страны, правительство не должно проводить самостоятельно, без согласования с Советом судей РФ или Съездом судей РФ, его сокращение. Произвольно уменьшая средства, предназначенные судам, исполнительная власть ограничивает тем самым самостоятельность судебной власти.

Конституционный Суд РФ своим постановлением от 17 июля 1998 года № 23П признал не соответствующей статьям 76 ч. 3 /непротиворечие федеральных законов федеральным конституционным законам/, 124 /финансирование судов/ Конституции РФ ч. 1 ст. 102 Закона о федеральном бюджете на 1998 год в части, позволяющей правительству сокращать финансирование судов в зависимости от поступления доходов в бюджет.

Для обеспечения самостоятельности судов в финансово-хозяйственной сфере принципиальное значение имело принятие в декабре 1998 года Федерального закона «О финансировании судов»/ СЗ РФ, 1999г., № 7, ст. 877/, который впервые дал надежный механизм защиты судов от произвольных действий финансовых органов. Закон установил, что выделенные в бюджете ассигнования на суды перечисляются получателям ежемесячно до 10 числа в размере 1/12 от годовых ассигнований. При неперечислении или неполном перечислении средств недополученные суммы списываются со счетов Минфина РФ в безакцептном порядке по инкассовым поручениям судебных органов.

Для окончательного решения проблемы финансовой независимости суда необходимо реализовать требования ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» о том, что финансирование федеральных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов. Первая попытка установить такой норматив оказалась неудачной. Разработанный

Верховным Судов РФ проект закона «О порядке реализации требований ст. 124 Конституции РФ», поддержанный судебными органами, не собрал необходимого числа голосов в Государственной Думе.

Однако, принятие подобного нормативного акта необходимо, поскольку он позволит поставить финансирование судов на твердую почву закона, окончательно оградит правосудие от волюнтаризма при формировании его материальной базы.

3. Одной из трудно решаемых в ходе судебной реформы проблем оказалось исполнение судебных решений. Если в сфере исполнения уголовного наказания существовал более или менее приемлемый порядок, то исполнение решений по гражданским делам даже в советский период, когда предметом спора были, как правило, незначительные объекты, принадлежащие гражданам на праве личной собственности или находящиеся в их пользовании, становилось с большими трудностями.

Между тем, как точно заметил Генеральный секретарь Международного центра по урегулированию инвестиционных споров профессор Ибрагим Шихата: «Если не обеспечить принудительного исполнения судебных решений, судебная деятельность может превратиться в академическую научную дисциплину». Вполне обоснованно на начальных этапах судебной реформы главное внимание обращалось на проблемы независимости судей и самостоятельности судов, расширения судебной компетенции. Вопросы исполнения судебных решений как бы оставались в тени.

Однако, если постановления судов, вынесенные независимыми судьями, остаются благими пожеланиями, нельзя говорить о наличии полноценной судебной власти, а следовательно, об успешном ходе судебной реформы.

Между тем, ситуация с исполнением судебных решений резко ухудшилась в связи с принципиальным изменением характера имущественных споров и размера исков. По данным Министра юстиции РФ, опубликованным в «Российской газете» от 20 августа 1997г., в 1996 году не было исполнено только по арбитражным судам судебных решений на 118 триллионов рублей. Судьи указывали, что в ряде судов исполнение решений по гражданским делам составляет не более 25 процентов По данным Минюста РФ, исполнение таких судебных решений по различным регионам колебалось от 25 до 35 процентов.

Создавшееся положение способствовало появлению полукриминального и криминального методов взыскания долгов.

С принятием в июле 1997г. Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» создана нормативная база для наведения порядка в исполнении судебных решений. Эта работа возлагается на орган исполнительной власти — службу судебных приставов, входящую в систему Министерства юстиции РФ.

Однако, структура организации органов юстиции такова, что они фактически находятся в двойном подчинении: федеральном — как подразделение Минюста РФ и местном — как подразделение исполнительной власти субъекта Федерации. Между тем, характер исполняемых решений весьма чувствительно затрагивает как политические /административные дела/, так и экономические интересы органов представительной и исполнительной властей субъектов Федерации.

Поэтому любая форма зависимости исполнителей судебных решений от местных властных группировок / которые не обязательно по своим интересам совпадают с исполнительной или представительной властями субъектов Федерации в целом/ является нежелательной.

Кроме того, учрежденная Законом «О судебных приставах» служба состоит не только из приставов-исполнителей, но и из приставов, выполняющих по существу полицейские функции в суде, поскольку на них возложены обязанности по обеспечению установленного порядка деятельности органов правосудия.

Учитывая, что в обязанность приставов-полицейских входят такие функции, как обеспечение в здании суда безопасности судей, участников процесса, свидетелей и экспертов, охрана помещений судов и совещательных комнат в рабочее время, поддержание общественного порядка в здании суда, в т.ч. и во время судебных процессов, обеспечение тайны совещания судей, охрана документов и вещественных доказательств от хищения и уничтожения и многое другое, непосредственно связанное с деятельностью суда, представляется ошибочным подчинение их органам юстиции. Получается, что служба обеспечения деятельности и безопасности суда оказалась в подчинении у исполнительной власти.

Таким образом практика показывает, что осталось еще немало проблем, которые не получили разрешения ни в Конституции, ни в принятых позже законодательных актах. Причин такого положения, как представляется, несколько.

Во-первых, отсутствие у реформаторов теоретической проработки реформирования российского общества (в том числе и модели устройства судебной системы), понятных обществу перспектив его развития.

Во-вторых, резкое ухудшение экономической ситуации в стране, криминализация общества, сращивание криминала с властью, коррупция в органах власти, разгул преступности, взяточничество, отсутствие достоверной информации о реальном положении в стране и т.д. негативно сказались на общем правовом поле в стране и обществе.

В-третьих, резкое обострение социальных проблем большинства населения, в том числе безработица явная и скрытая, резко снизившийся прожиточный минимум, низкая и не в установленные сроки выплата заработной платы, необеспеченность старости, ограничение доступа молодежи к образованию в связи с увеличением в нем платной составляющей, недоступность квалифицированного медицинского обслуживания и т.д.

В-четвертых, реформирование любой сферы общества требует определенных материальных и финансовых затрат. С самого начала судебной реформы она не только не финансируется как приоритетная отрасль, но из-за отсутствия средств просто не имеет возможности осуществлять свои функциональные обязанности; а большинство граждан по тем же причинам не может воспользоваться услугами судебной системы.

Таким образом, на наш взгляд, нельзя полностью согласиться с мнением ряда ученых, политиков, специалистов, что кризис судебной реформы в современной России вызван только несовершенством Конституции и ряда законов, отсутствием некоторых нормативных документов.

Действительно, эти проблемы существуют. Но главная причина — в социально-политическом и экономическом положении, сложившемся в стране и обществе.

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы»// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г., N 49, ст. 4623

Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Конституционное право. 3-е изд. СПб., 1913. Т. 1. С. 102. См.: Там же. С. 105-107.

Основные направления реформирования судебной власти

123456789

Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В теории разделения властей судебная власть прежде всего выполняет специфические для нее правосудные функции, разрешает споры между субъектами права, и прежде всего между гражданами, а также определяет меры уголовного или административного наказания для лиц, виновных в соответствующих правонарушениях.

Вместе с тем судебная власть помимо ее прямых правосудных функций – в рамках разделения властей – призвана контролировать деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

органы судебной власти, наделенные полномочиями конституционного контроля, имеют право признавать законы и иные нормативные акты неконституционными. В результате признания их неконституционными такие законы и иные соответствующие акты утрачивают свою силу.

Помимо этого, в случае выдвижения обвинений против высших представителей исполнительной власти, как правило, именно судебные органы должны подтвердить наличие или отсутствие в действиях того или иного должностного лица противоправного поведения.

Судебная власть – это ветвь государственной власти.

Сущность судебной власти раскрывается через три характеризующих ее элемента: во-первых, судебная власть понимается как разновидность власти. Во-вторых, это одна из ветвей государственной власти. И в-третьих, судебная власть квалифицируется именно как судебная, что отличает ее от иных разновидностей государственной власти.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти является средством управления обществом. И в связи с этим она может быть рассмотрена в различных аспектах. Например, как социально-политический феномен. Судебная власть может быть представлена как обязательный атрибут политически организованного общества

Статья 118 Конституции РФ отражает, что судебная класть как одна из ветвей государственной власти осуществляется посредством судопроизводства, т.е урегулированной процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей из разрешения дела по существу, а также в решении иных правовых вопросов, возникающих в ходе процессуальной деятельности по конкретному делу

Основные направления реформирования судебной власти

Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.

Положение о народном суде РСФСР 1918 г. и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривали образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение в первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.

В целом на данном этапе развития судебной системы значительное влияние на осуществление правосудия оказывала исполнительная власть (Наркомат юстиции).

Очередной этап связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Была установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФсР. В новых условиях тенденция вмешательства в правосудие исполнительной власти не ослабла.

В период репрессий (1930–1950 гг.) суды осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.

Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960–1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.

После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию СССР Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960 г., был пересмотрен и уточнен в 1981 г.

Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрения принципов осуществления правосудия только судом, гласности процессов, расширения прав обвиняемых на защиту.

Однако отсутствовали реальные гарантии независимости суда, на законодательном уровне устанавливались надзор и вмешательство прокуратуры в деятельность суда. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе.

Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности.

В Конституцию РСФСР в 1990–1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:

– об образовании Конституционного Суда РСФСР и системы арбитражных судов;

– о возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями;

– о рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей;

– о расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти.

Конституция РФ 1993 г. закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти как самостоятельной и независимой ее ветви, исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.

1. ИНСТРУКЦИЯ ПО СУДЕБНОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В РАЙОННОМ СУДЕ

1. Общие положения и руководство организацией
судебного делопроизводства

1.1. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

1.2. Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» и в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-методическими документами Федеральной архивной службы России.

Процессуальные документы суда оформляются в соответствии с процессуальным законодательством.

Организационно-распорядительные документы суда оформляются в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

1.3. Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

1.4. Председатель районного суда в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» осуществляет в том числе следующие функции:

организует работу суда;

устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе распределяет обязанности между работниками аппарата суда, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.5. Ответственный за делопроизводство, назначенный председателем суда, обеспечивает его организацию в соответствии с Инструкцией и знакомит всех работников аппарата суда с нормативно-методическими документами по делопроизводству.

1.6. Задачи и функции отделов делопроизводства, обеспечения судопроизводства по гражданским делам, обеспечения судопроизводства по уголовным делам регламентируются положением об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент), а также положениями о соответствующих отделах, утвержденными приказом председателя соответствующего районного суда.

Абзац исключен с 1 января 2012 года. — Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232.

1.7. Обязанности, права и ответственность работников аппарата суда определяются их должностными регламентами, утверждаемыми председателем суда.

1.8. Прием граждан в суде производится в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, положением о приемной суда и регламентом организации деятельности приемной суда, утвержденными председателем соответствующего суда (либо лицом, исполняющим его обязанности), на основании Типовых правил внутреннего распорядка суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации, Примерного положения о приемной федерального суда общей юрисдикции и Типового регламента организации деятельности приемной федерального суда общей юрисдикции, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

1.9. Номенклатура основных нарядов и дел, которые ведутся в суде, формируется в соответствии с Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения и Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утвержденными Судебным департаментом.

Автоматизированные информационные технологии в судебном делопроизводстве.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

ЛЕКЦИЯ 1: СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ СФРЫ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА.

ПЛАН:

Понятие судебного делопроизводства, его значение. Классификация судебных документов. Функции судебного документа.

Профессиональная подготовка специалистов в области судебного делопроизводства. Основы судебного делопроизводства как учебная дисциплина.

Организация труда работников сферы судебного делопроизводства.

3.1. Виды должностей в сфере судебного делопроизводства, содержание выполняемой работы.

Научная организация труда в области судебного делопроизводства. Нормирование труда работников судебного делопроизводства.

Автоматизированные информационные технологии в судебном делопроизводстве.

– 1 –

Под делопроизводством понимается деятельность по созданию документов и организации работы с ними. Судебное делопроизводство предполагает создание и организацию работы с документами в судебных органах. Таким образом, судебное делопроизводство включает в себя:

Ø создание документов (документирование) – запись необходимой информации на различных носителях (бумажных и электронных) по определенным правилам;

Ø организацию работы с документами – деятельность по осуществлению документооборота, использованию документов и их хранению. Под документооборотом понимается движение документов с момента их получения (входящие) или создания (исходящие) до завершения исполнения, отправки адресату или поступления на хранение в дело.

Современная наука делопроизводства классифицирует все документы следующим образом:

1. По способу документирования: рукописные, электронные, графические, кино-, фото-, фонодокументы.

2. По сфере использования: организационно-распорядительные, финансово-бухгалтерские,

научно-технические, по труду, отчетно-статистические.

3. По месту составления и использования: входящие, исходящие, внутренние.

4. По уровню доступа: открытые, для служебного пользования, секретные, совершенно секретные, особой важности, конфиденциальные.

5. По происхождению: официальные и личные.

6. По юридической силе: подлинники, дубликаты, заверенные копии, копии.

7. По форме изложения: индивидуальные, трафаретные, типовые.

8. По срокам хранения: бессрочные, долговременного хранения, временного хранения.

Структура и характер документов, создаваемых и используемых в судебных органах, зависит от круга вопросов, решаемым конкретным органом и и вида самого органа. Документационный массив различен в судах общей юрисдикции различного уровня, мировых, арбитражных, конституционных и уставных судах.

В судебных органах выделяют три укрупненные группы документов:

1. Основные документы. Содержание этой группы определяется функциональными особенностями конкретного судебного органа (судебные дела, производства, обзоры и т.д.

2. Документы по личному составу.

3. Документы экономического обеспечения деятельности судов (бухгалтерские балансы, сметы, расчетные ведомости и т.д.).

Делопроизводство в судах возложено на определенную категорию работников. Это вызвано необходимостью освобождения судей от выполнения дополнительной работы, которая не связана напрямую с осуществлением правосудия. Указанная работа (заполнение статистических карточек, составление сопроводительных писем, регистрация входящей и исходящей документации в журналах разнообразных утвержденных форм, выписывание повесток, оформление и сшивание томов и т.п.) в силу свой повторяемости и простоты может быть поручена специалисту менее высокой квалификации, чем непосредственно судья. С учетом чрезвычайной загруженности судей это ведет к высвобождению их рабочего времени на организацию судебных процессов, то есть на деятельность, непосредственно связанную с осуществлением правосудия. Указанное размежевание функций правосудия и делопроизводства основано на научном принципе разделения труда. При этом в области судебного делопроизводства судьи и председатель суда осуществляют общее руководство.

Основные понятия, используемые в судебном делопроизводстве:

· черновой документ (черновик) – отражает авторскую работу над его текстом;

· подлинник – единственный либо первый экземпляр документа;

· копия – объект на бумажном лпбо электронном носителе, воспроизводящим информацию документа. Копии могут быть выполнены в виде:

а) дубликата — повторного экземпляра основного документа, имеющего равную с ним юридическую силу;

б) выписки — разновидности документа, воспроизводящей его часть и заверенной должным образом.

в) отпуска — копии, остающейся в учреждении при отправке исходящего документа;

· номенклатура дел – специальный документ – справочник (перечень, список), который показывает, какой номер, заголовок и срок хранения нужно написать на скоросшивателе и какие документы затем подшить в данную папку.

Значительная часть судебной информации подлежит документированию. Документы, возникающие в его процессе, выполняют ряд функций:

1. Информационная – документ является носителем и источником информации.

2. Управленческая – документпозволяет руководству суда организовывать, регулировать, контролировать и анализировать управленческие процессы в суде.

3. Правовая – документ является юридической основой судебной процессуальной деятельности, подтверждает имевшие место факты и события.

4. Коммуникативная – с помощью документов производится обмен информацией между структурными подразделениями суда, между судами различного уровня, а так же между судебной системой и внешней средой.

5. Учетная – документ накапливает сведения за определенный период времени, что позволяет в дальнейшем подвергнуть их количественному анализу.

6. Социальная – документ отражает социально-экономическую, политическую, общественную и иные сферы жизни современного общества.

7. Культурно-историческая – документ является памятником культуры своей эпохи, закрепляет ее специфику, содержит знания о событиях прошлых времен.

– 2 –

Фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав н свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.

Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы РФ невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.

Качество функционирования судебной системы прямо зависит от уровня подготовки секретарского состава. Профессиональная квалификация конкретного специалиста позволяет определить, какую именно работу он сможет выполнять максимально эффективно, поскольку имеется прямая зависимость между уровнем квалификации работника, занятого в сфере судебного делопроизводства, и уровнем результатов его трудовой деятельности. В

В настоящее время наблюдается острая нехватка высококвалифицированных работников аппаратов судов. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке работников аппаратов судов.

Для оценки пригодности кандидата на должность работника в области судебного делопроизводства служат основанием его квалификация (образование), стаж и опыт работы по специальности, личные и деловые качества.

Введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах) и помощника федерального судьи арбитражного суда позволяет освободить судей от технической работы и дает им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции — отправлении правосудия.

Важными факторами, влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников аппаратов судов.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов аппаратов судов в области делопроизводства большую роль играет учебная дисциплина «Основы судебного делопроизводства», в рамках которой будущие и уже работающие секретари суда и судебного заседания, помощники судей, архивариусы и другие специалисты аппаратов судов имеют возможность изучить теоретический материал, который даст им возможность эффективно и квалифицированно трудится в сфере обеспечения судебной деятельности. О важности указанной учебной дисциплины свидетельствует то обстоятельство, что делопроизводство в аппарате отечественных судов является наиболее объемной долей всей работы, выполняемой ими в процессе ежедневной деятельности.

Цель учебной дисциплины «Основы судебного делопроизводства» — помощь будущим и практикующим работникам аппаратов судов в рациональной организации делопроизводства.

Предмет учебной дисциплины «Основы судебного делопроизводства» — знания об организации делопроизводства в судебных органах.

– 3 –

Виды должностей в сфере судебного делопроизводства, содержание выполняемой работы.

Структура и штаты подразделений, обеспечивающих ведение судебного делопроизводства, должны отвечать целям, задачам и функциями конкретного судебного органа. В действующей судебной системе предусмотрены разнообразные должности специалистов, исполнение трудовых функций которых связано со сферой судебного делопроизводства. Каждая штатная должность имеет определенную специфическую характеристику в зависимости от цели, содержания и объема выполняемой работы.

Должности, предусмотренные для судов:

Должность Выполняемая работа Категория суда
1. Помощник председателя суда осуществляет: подготовку планов работы суда; организацию работы аппарата суда, проведение проверок работы аппарата; помощь председателю суда в приеме граждан; работу с корреспонденцией председателя суда и подготовку отчетов по вопросам, не касающихся рассмотрения дел; работу по подбору и подготовке кадров аппарата суда; организацию и проведение производственной учебы аппарата суда; выполнение поручений председателя. Районный суд, суд субъекта федерации
2. Начальник приёмной суда осуществляет: прием граждан; организацию предварительной записи на прием к руководству суда и членам суда; организацию приема посетителей руководством и членами суда; дает справки по телефону. Районный суд, суд субъекта федерации
3. Заведующий канцелярией суда по первой инстанции осуществляет: распределение обязанностей между сотрудниками и контроль за их исполнением; распределение поступившей корреспонденции; учет движения и хранения уголовных и гражданских дел и других материалов; учет и регистрацию поступивших в суд предложений, заявлений, жалоб и контроль за сроками их исполнения (кроме жалоб на приговоры, решения и определения); ведение нарядов, ведение финансовой документации; меры по обеспечению хранения вещественных доказательств; контроль за своевременным направлением дел с кассационными частными жалобами и протестами в вышестоящий суд; прием граждан; выполнение поручений председателя суда, его заместителей; повышение квалификации. Суд субъекта федерации
4. Заведующий канцелярией суда осуществляет: распределение поступившей корреспонденции; учет движения н хранения утоловных и гражданских дел, административных и других материалов, обеспечение работы архива суда; учет и регистрацию поступивших в суд предложений, заявлений, жалоб и контроль за сроками их исполнения (кроме жалоб на приговоры, решения и определения), контроль за исполнением судебных поручений других судов; ведение нарядов, ведение финансовой документации, а также учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей; работу с контрольными и сводными исполнительными производствами; меры по обеспечению хранения вещественных доказательств; контроль за своевременным направлением дел с кассационными частными жалобами и протестами в вышестоящий суд; прием граждан; выполнение поручений председателя суда, его заместителей; учет рабочего времени сотрудников суда, ведение книги приказов и распоряжений по суду, личных дел, карточек учета на сотрудников суда и трудовых книжек; повышение квалификации. Районный суд
5. Секретарь суда осуществляет: регистрацию, учет и хранение дел и материалов, заполнение к ведение форм первичного учета; учет и хранение вещественных доказательств, исполнение судебных постановлений в части вещественных доказательств; оформление и подготовку дел для направления в кассационную или надзорную инстанции; подготовку и направление документов по исполнению приговоров, решений, определений и постановлений; контроль за получением сообщений об исполнении; прием и отправку корреспонденции; подготовку и сдачу в архив законченных дел, журналов, картотек; подготовку сводных описей судебных дел постоянного хранения; составление статистических отчетов; выдачу справок и документов по делам; выполнение распоряжений председателя суда и заведующего канцелярией; повышение квалификации. Районный суд, суд субъекта федерации, арбитражный суд
6. Заведующий канцелярией, ответственный секретарь 2-ой инстанции осуществляет: распределение обязанностей между сотрудниками и контроль за их выполнением; распределение поступившей корреспонденции в канцелярию; контроль за выполнением работ секретарями судебной коллегии; прием граждан, ответы на их телефонные запросы; организацию ведения статистической отчетности; работу с поступившими жалобами и протестами; составление оперативных сводок о сдаче членами суда дел в канцелярию после рассмотрения; ведение табеля учета рабочего времени; проверку журналов сдачи дел в канцелярию; контроль за сроками отправки дел в суды; определение сроков хранения нарядов и других документов; подготовку документов для сдачи в архив; подготовку актов на уничтожение; составление нарядов, журналов на текущий год; повышение квалификации. Суд субъекта федерации
7. Секретарь судебной коллегии 2-ой инстанции осуществляет: регистрацию поступившей корреспонденции и дел; ведение форм статистического учета и учетных журналов; прием граждан; ответы на телефонные запросы; ведение нарядов; оформление дел после рассмотрения; подготовку дел к отправке в суды. Суд субъекта федерации
8. Заведующий канцелярией – ответственный секретарь Президиума суда осуществляет: распределение обязанностей между сотрудниками и контроль за их выполнением; распределение поступившей корреспонденции; составление справок о сроках рассмотрения жалоб и истребованных дел; контроль за поступлением истребованных дел; контроль за оформлением производств по жалобам и дел; контроль за отправкой корреспонденции; ведение графика заседаний президиума; составление статистических отчетов о работе президиума; подготовку документов для сдачи в архив; подготовку актов на уничтожение; составление нарядов, журналов на текущий год; ведение табеля учета рабочего времени работников аппарата суда; прием граждан; ответы на телефонные запросы граждан; повышение квалификации. Суд субъекта федерации
9. Секретарь судебной коллегии – секретарь руководства осуществляет: организацию приема граждан; ответы на телефонные запросы; подготовку корреспонденции руководству; распределение корреспонденции с визой руководства исполнителям; выполнение печатных работ; выполнение поручений руководства; повышение квалификации. Суд субъекта федерации
10. Секретарь Президиума суда осуществляет: регистрацию корреспонденции; подбор производств по жалобам; распределение производств, дел по исполнителям; ведение учетной и статистической документации на жалобу; оформление документов на истребование дел; оформление производства по жалобе после ее рассмотрения; рассылку документов заинтересованным лицам перед рассмотрением протеста президиумом суда; оформление дела после рассмотрения; рассылку копий постановлений и отправку дел в суды; ведение нарядов и учетных журналов. Суд субъекта федерации
11. Архивариус осуществляет: приемку в архив уголовных и гражданских дел, исполнительных и надзорных производств, других материалов; систематизацию архивных материалов; ведение журнала выдачи и высылки дел; изготовление и выдачу копий судебных документов; подготовку и передачу архивных дел на государственное хранение; отбор архивных дел для уничтожения; уничтожение документов; прием граждан; повышение квалификации. Районный суд, суд субъекта федерации
12. Ведущий специалист по судебной статистике суда (статистик) осуществляет: выполнение работ по составлению форм первичного статистического учета и единовременных отчетов суда по формам и в сроки, установленные официальными органами; контроль и ввод данных форм первичного учета и форм статотчетности в персональный компьютер; проверку правильности полученных данных, их сопоставимость по отдельным подразделениям с данными за предшествующие периоды; систематизацию и обработку цифровых данных (группировку, подведение итогов, расчет относительных показателей и так далее); изучение инструктивных указаний об изменениях статистического учета; контроль за правильностью заполнения и полнотой статистических карточек на подсудимого; ведение учета осужденных к ИМИ; составление основных показателей работы судей райгорсудов; анализ и обобщение статистических показателей работы суда; подготовку справок на основе данных статистического учета. Районный суд, суд субъекта федерации
13. Консультант суда по информатизации осуществляет: настройку компьютерной техники и программного обеспечения, апробацию н внедрение автоматизированных рабочих мест судей и работников аппарата суда; контролирует работу с компьютерными программами по делопроизводству в суде, судебной статистике, по ведению базы законодательства; проводит обучение судей н работников аппарата суда работе с компьютерной техникой и программным обеспечением. Районный суд, суд субъекта федерации
14. Секретарь судебного заседания по уголовным делам осуществляет: извещение участников процесса и других лиц о времени и месте судебного разбирательства; вызов народных заседателей; составление и вывешивание списков назначенных к рассмотрению дел; проверку уведомлений об извещении участников процесса, вручении копии обвинительного заключения; проверку явки лиц, вызванных в судебное заседание; оформление отметок в судебных повестках о нахождении лиц в судебном заседании; оформление разрешений на свидание с осужденным; ведение протокола судебного заседания, доклад о явке; оформление документов на оплату проезда вызванным свидетелям и потерпевшим; оформление рассмотренного дела, в том числе протокола судебного заседания; изготовление копий судебных документов по рассмотренному делу; ознакомление осужденного с протоколом судебного заседания; оформление исполнительных листов и передача их по принадлежности; оформление дел об административных правонарушениях; оформление материалов, связанных с исполнением приговора; производственную учебу; выполнение других работ (прием населения, машинопись н так далее); оформление материалов в порядке выполнения отдельного судебного поручения; выполнение поручений председателя суда, судьи. Районный суд, суд субъекта федерации
15. Секретарь судебного заседания по гражданским делам осуществляет: участие в приеме населения судьей; подготовку запросов, писем, выписку повесток, вызов участников процесса и свидетелей; вызов народных заседателей; проверку явки лиц, вызванных в суд, и отметку на повестках времени их нахождения в суде; ведение протокола судебного заседания; оформление дела после рассмотрения, изготовление протокола судебного заседания; изготовление копий судебных документов, выписку исполнительных листов и передачу их по принадлежности; производственную учебу; выполнение других работ по заданию судьи (выполнение машинописных работ и так далее); выполнение поручений председателя суда, судьи. Районный суд, суд субъекта федерации

Кроме секретарей судов общей юрисдикции должности секретарей судебных заседаний предусмотрены также в арбитражных судах.

Аппарат мирового судьи.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» работу мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судья являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ. Аппарат мирового судьи должен, как правило, предусматривать должности секретаря судебного заседания и секретаря канцелярии. На судебных участках с небольшим объемом работы аппарат мирового судьи может состоять только из секретаря судебного заседания. Аппарат мирового судьи может быть и увеличен, если у мирового судьи большой объем работы. При этом в аппарат мирового судьи вводится должность заведующего канцелярией и помощника.

Сущность, принципы и задачи делопроизводства

Необходимость упорядочения всех процедур работы с документами возникла в России в XVII в., когда стали закладываться основные правила централизованной работы с официальными документами. С тех пор выделяют следующие исторические периоды развития делопроизводства: приказное, коллежское, министерское и советское «научное» делопроизводство.

Под воздействием развития технических средств коммуникации и компьютерной техники, делопроизводство стремительно совершенствуется. Многие стандартные документационные операции приобрели новое содержание, а компьютеризация существенно расширила сферу этой деятельности. С развитием компьютерных технологий делопроизводство стало доступным любому пользователю, поскольку появилась возможность не только самостоятельно работать с различными видами документов, но и создавать электронные архивы индивидуального пользования.

Область знаний о порядке создания документов и правилах работы с ними является самостоятельной дисциплиной, называемой документационным обеспечением управления (ДОУ), которая сохраняет связи с теорией социального управления. В законодательных актах этот термин понимается как тождественный термину «делопроизводство». Это не вполне справедливо, поскольку принципы ведения дел в управлении отличаются от тех, что ведутся в судопроизводстве, в следственных органах, в нотариатах и других областях.

Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. В соответствии с отраслью деятельности, в которых циркулируют официальные документы, выделяют управленческое и специальное делопроизводство.

Управленческое делопроизводство регулируется системой законодательных актов. Оно осуществляет операции с управленческой документацией: распорядительной, организационной и справочной. Перечень наименований дел в организации утверждается в специальной номенклатуре. Систематизацию этих дел осуществляют службы ДОУ, деятельность которых принято относить к числу вспомогательных, обеспечивающих функций управления.

Специальное делопроизводство регулируется законами, исполнение которых связано с реализацией основной функции учреждения или организации: правоохранительной, правообеспечительной, надзорной, контролирующей и др. Создание и систематизация документов в дела осуществляется по специальным правилам. Заведение дел не связано напрямую с управленческим делопроизводством.

Существующие правила работы с управленческими документами, контроль над их движением и хранением, информационная работа с ними, другие компоненты делопроизводства создают условия для оптимизации управленческой деятельности. Соответственно, рациональная организация документационного обеспечения в целом позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления.

Принципы в организации делопроизводства, как и в любой иной области человеческой деятельности, определяют исходные правила и общие начала. К числу основных принципов следует отнести:

1. Унификации, который подразумевает приведение какого-либо объекта к единой форме, системе. Процесс унификации выражается в создании наиболее общей универсальной модели, применяемой к ряду объектов с некоторыми общими признаками. На основе данного принципа в современном делопроизводстве разрабатываются правила выполнения документационных операций. Эти правила носят общий характер для отраслевых министерств и конкретизируются в их нормативно-методических актах.

2. Стандартизации, выражающийся в установлении и применении стандарта как образца, который принимается в качестве исходного для сопоставления с ним других подобных объектов. Стандартизация – это высшая степень унификации, выраженная в обязательной правовой форме. Хотя оба процесса взаимосвязаны, между стандартизацией и унификацией не существует тождества. Как нормативно-методический документ стандарт представляет собой комплекс норм, правил и требований к объекту стандартизации, утверждаемый компетентным органом. В России государственная политика в области стандартизации осуществляется Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

3. Системности нормативно-методического регулирования делопроизводства, который является основой для установления единых требований к организации делопроизводства. Законодательные, нормативные и методические акты по делопроизводству структурируются исходя из их иерархии и компетенции. В результате образуется система нормативно-методического обеспечения.

4. Централизации органов контроля и методического обеспечения делопроизводства, отражающий значение соответствующих функций в системе органов власти и управления. Центральным органом контроля обеспечения делопроизводства в Российской Федерации являются Госстандарт, а методического контроля – Росархив.

5. Децентрализации делопроизводства, проявляющийся в том, что каждое министерство, ведомство, учреждение, предприятие самостоятельно устанавливает задачи служб ДОУ в своих структурных подразделениях исходя из ведомственных задач. Данный принцип закреплен в Типовой инструкции по делопроизводству. При этом ведомственные нормативно-методические документы (инструкции) не должны ей противоречить только по основным положениям.

Развитие и внедрение принципов научной организации делопроизводства является задачей всего общества и государства, так как их применение создает условия для сокращения документов и потерь времени, затрачиваемого на обработку документов. Отсутствие определенного единообразия работы с документами ведет к бюрократии, к произвольному увеличению числа документов, их форм и назначений.

В процессе развития делопроизводства сформировалась единая терминология этого вида деятельности. Наиболее распространенными являются следующие термины.

Документирование – запись информации на различных носителях по установленной форме. Оно предполагает некую форму представления информации. При этом процесс записи информации должен обеспечивать ее хранение на каком-либо твердом носителе – бумаге, полимере, оптическом, магнитном носителях и т.д.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Оно предполагаетналичие источника информации, материального носителя информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. В делопроизводстве по отношению к понятию «информация» главным является ее фиксация, а форма ее представления (графика, печать, магнитозапись и прочее) – второстепенным.

Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных. Формирование и использование информационных ресурсов в Российской Федерации является сферой государственного регулирования.

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Для документа важна форма представления информации. Эту форму обеспечивает наличие ряда реквизитов, совокупность которых на документе позволяет относить информацию к документам определенного вида и назначения, то есть идентифицировать информацию.

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа. Действующий стандарт для управленческой документации указывает строго определенное место реквизитов в документе. Однако только некоторые реквизиты являются обязательными и придают документу юридическую силу.

Официальные документы – это документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. Понятие документа может иметь самую широкую область применения, например, в текстовом процессоре Wordкаждый файл является документом. Официальным документ становится только после его полного оформления и удостоверения, то есть после заполнения необходимых реквизитов.

Юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Юридическая сила документа способна передавать его распорядительное начало, поэтому данное понятие не тождественно понятию официального документа. Юридическая сила документа обязательно включает в себя следующие компоненты:

· соответствие содержания закону;

· полномочность издающего органа;

· оформление всех необходимых реквизитов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документу конкретного вида.

Архивный документ – документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника. В определении имеется в виду любой документ на материальном носителе, который может сохраняться как в государственном, так и личном архиве. Архивные службы в учреждениях – это самостоятельные структурные подразделения. Деятельность архивов регулируется отдельной от делопроизводства системой законодательных, нормативных и методических актов.

Нормативно-правовое регулирование делопроизводства – это область компетенции целого ряда центральных органов государственной власти и управления. Система этих органов устанавливает правила, нормативы и стандарты, которые в совокупности должны обеспечивать единую систему делопроизводства на территории Российской Федерации. Эта система должна обеспечивать:

· обязательность исходных принципов делопроизводства для учреждений, организаций независимо от форм собственности (например, государственный язык, на котором ведется делопроизводство; государственное регулирование в сфере использования информации и другие принципиальные положения);

· установление основных задач и правил в сфере документационной деятельности (например, создание типовых инструкций, образцов документов и другие вопросы);

· общность требований к осуществлению документирования в наиболее важных областях государственного управления (например, обороноспособность, судопроизводство, бухгалтерский учет, гражданское состояние, сфера здравоохранения, правоохранительная деятельность).

Фундаментом единой системы делопроизводства являются положения Конституции Российской Федерации. Основой для организации делопроизводства являются такие принципы, как: право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции), право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции) и ряд других.

В целях упорядочения работы с различными документами, а также обеспечения соответствующего взаимодействия с различными ведомствами и учреждениями формируются службы документационного обеспечения управления, призванные контролировать правила работы с документами, проводить в жизнь единую систему делопроизводства.

Служба документационного обеспечения управления (служба ДОУ)является структурным подразделением министерства, ведомства, предприятия, организации или учреждения. На это подразделение возлагается контроль за соблюдением единой системы делопроизводства. В структуре министерств и ведомств службы ДОУ обычно называются: либо Общий отдел, либо Управление делами. В администрации Президента РФ аналогичная структура носит название Управление документационного и информационного обслуживания Президента Российской Федерации. Независимо от названия, каждая служба ДОУ выполняет схожие правила организации работы с документами, то есть осуществляет единую систему делопроизводства.

Нормативно-методические акты Министерства внутренних дел России в отношении организации делопроизводства не используют термин «документационное обеспечение управления». Единая система делопроизводства в аппарате и подразделениях МВД России реализуется в процессе исполнения ими своих задач и функций. Организация и совершенствование системы делопроизводства, а также контроль над соблюдением установленного порядка работы с документами осуществляются аппаратом министерства.

Особенностью нормативно-методического регулирования делопроизводства в системе органов внутренних дел является то, что отдельные его компоненты входят в функции большинства служб и подразделений. Например, дежурная часть является самостоятельным органом оперативного управления горрайлиноргана и одновременно обязана документировать целый ряд вопросов управленческой деятельности. Однако основные задачи делопроизводства решают специальные подразделения – секретариаты (канцелярии).

Секретариат является самостоятельной структурной единицей в органах внутренних дел. Основными задачами секретариатов являются документационные и организационные задачи.

Документационные задачи связаны с документированием процесса управления и организацией работы с документами. К ним относятся:

· прием и регистрация входящих документов, отправка исходящих документов;

· предоставление документов руководителю для ознакомления и наложения им резолюции, то есть краткого указания о порядке исполнения документа;

· передача документов сотрудникам – исполнителям, которая должна производиться под роспись исполнителя в регистрационном журнале с указанием даты его получения;

· контроль над сроками исполнения документов;

· информационно-справочная работа;

· составление (подготовка проектов документов) и изготовление документов в соответствии с поручениями и указаниями руководства, изготовление и выдача копий;

· систематизация документов, находящихся в делопроизводстве, в соответствии с описью документов;

· хранение документации в делах (папках), внутри которых документы располагаются в хронологическом порядке;

· обеспечение сохранности печатей, бланков и штампов для регистрации и заверения официальных документов;

· формирование дел в соответствии с номенклатурой, утверждаемой начальником органа внутренних дел, в текущем делопроизводстве (ведение дел на протяжении календарного года);

· подготовка документов и дел для передачи в архив с указанием сроков его хранения.

Организационные задачи делопроизводства связаны с вопросами оптимизации процессов управления и отдельных управленческих процедур. К ним относятся:

· подготовка рабочего места руководителя;

· обслуживание штатных средств оргтехники и информационно-справочных картотек (автоматизированных баз данных);

· организация приема посетителей;

· вызов сотрудников по указанию руководителя;

· организация телефонных переговоров;

· выдача справок по телефону;

· подготовка служебных командировок;

· подготовка совещаний, заседаний, а также их стенографирование;

· подготовка информационно-справочных материалов по указанию руководства;

· обучение сотрудников методике организации документооборота;

· внедрение средств автоматизации делопроизводства.

Документационные и организационные задачи формируют необходимость создания в структуре секретариатов специализированных подразделений, обеспечивающих исполнение и копирование документов, а также общественные приемные и прочие структуры. Сложность выполняемых обязанностей определяется объемом документов, циркулирующих через секретариаты. Непосредственно в секретариатах концентрируется управленческая документация органа внутренних дел. Другие создаваемые и получаемые документы (оперативного характера, по уголовным делам, справочные) хранятся в специальном делопроизводстве либо непосредственно в структурных подразделениях.

Оглавление Введение 3 1. Оперативность судебного делопроизводства 4 2. Современное техническое оснащение 10 3. Принципы целесообразности делопроизводственных операций и составления документов только в тех случаях, когда это необходимо 16 Заключение 18 Список использованных источников 19 Введение

Актуальность темы. Делопроизводство – это дисциплина о том, как правильно вести документацию в той или иной организации и управлять решениями. Основные принципы делопроизводства : 1. Оперативность — быстрота. 2. Современное техническое оснащение. 3. Целесообразность всех делопроизводственных операций. 4. Составление документов только в тех случаях, когда это необходимо или установлено законодательными или нормативными актами. В любой организации должен быть установлен единый порядок составления документов и работы с ними. Его обычно закрепляют в инструкции по делопроизводству, которая доводится до сведения всех сотрудников, работающих с документами. Общие принципы делопроизводства применяют и в судах. Их установление обеспечивается инструкциями по делопроизводству изданные для каждого из видов судов (для Верховного суда, Арбитражного, районного, мирового и т.д.).

Заключение

Основные принципы делопроизводства в судах РФ: 1. Оперативность — быстрота. 2. Современное техническое оснащение. 3. Целесообразность всех делопроизводственных операций. 4. Составление документов только в тех случаях, когда это необходимо или установлено законодательными или нормативными актами. Принцип оперативности судебного делопроизводства в суда, реализуемый посредством установления сроков в Инструкциях по делопроизводству, построен по одной системе, однако сами сроки отличаются в судах различных видов, что объяснятся особенностями функционирования этих судов. Инструкции по делопроизводству учитывают принцип современного технического оснащения, устанавливают правила работы с автоматизированными системами судебного делопроизводства, с электронной почтой, факсом, ауди- и видео- средства фиксации, электронными носителями информации, справочно-правовыми системами. Принципы целесообразности делопроизводственных операций и составления документов только в тех случаях, когда это необходимо применяются в судах РФ. Эти принципы заключаются в нормах инструкций, основанных на законодательстве РФ и общепринятых правилах делопроизводства.

Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2002. N 46. ст. 4532. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2001. N 52 (ч. I). ст. 4921. 3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2002. N 30. ст. 3012. 4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.1995. N 18. ст. 1589. 5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ.2009. N 25. ст. 3060. 6. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»// Российская газета. N 246. 2004. 7. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» // СПС «Консультант Плюс» 8. Временная инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации, утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.08.2014 N 28-П // СПС «Консультант Плюс» 9. Приказ Управления по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы от 07.08.2014 N 79 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству у мирового судьи города Москвы»// СПС «Консультант Плюс» 10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. N 10. 2014. 11. Положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.12.2011 // СПС «Консультант Плюс» 12. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» // М., ИПК Издательство стандартов, 2003 Научная и учебная литература 13. Кирсанова М. В. Современное делопроизводство. М.: Нова, 2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *