Агентство Юридической помощи

Основные принципы служебного поведения

Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.

Они являются основой поведения граждан РФ в связи с нахождением их на госслужбе. Сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, они призваны.

  • • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
  • • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и госслужащих;
  • • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего госоргана и органа местного самоуправления;
  • • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • • уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • • соблюдать: установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы; беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений; нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессионалыюму согласию;
  • • воздерживаться от: поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным
  • (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
  • • публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности госслужащего;
  • • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории страны товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами и показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством, международными договорами нашей страны, обычаями делового оборота;
  • • принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность госорганов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, их и граждан при решении вопросов личного характера;
  • • соблюдать установленные в госоргане или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • • уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе госоргана или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
  • • соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ и ФЗ, иные НПА.

В своей деятельности они не должны допускать нарушение законов и иных НПА, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам. Они обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике. При исполнении должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей он обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Он обязан: принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей; представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи; уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких- либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной их обязанностью.

Им запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные им в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, органа местного самоуправления и передаются им по акту в госорган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством. Он может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в госоргане или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством РФ. При этом госслужащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Он призван: принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; принимать меры по предупреждению коррупции; не допускать случаев принуждения госслужащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений. Он также должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему лица не допускали коррупцион- но опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

Кодексом закреплены рекомендательные этические правила служебного поведения госслужащих. Так, в служебном поведении ему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. А также воздерживается от: любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Все госслужащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Его внешний вид при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Единый документ также предупреждает об ответственности за нарушение положений Типового кодекса госслужащими (гражданскими и муниципальными). Так, нарушение им положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к их служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента России от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к нему мер юридической ответственности.

Соблюдение ими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

  • Комиссии оказывают содействие госорганам по двум направлениям. Во-первых, они обеспечивают соблюдение госслужащими ограничений, запретов,требований и обязанностей. Во-вторых, комиссии способствуют предупреждению коррупции. Работа комиссий не распространяется на госслужащих, назначаемых Президентом и Правительством России, а также на руководителей аппаратов палат парламента, ЦИК России и Счетной палаты РФ, их заместителей.Вопросы в отношении них рассматривает президиум Совета при Президенте РФпо противодействию коррупции. Это также не касается лиц, замещающих должности военной и иной, кроме гражданской, службы. Для них действуют аттестационные комиссии. Основанием для заседания комиссии, в частности, являетсяпредставление руководителем госоргана материалов проверки. Последние должны свидетельствовать о направлении госслужащим недостоверных или неполныхсведений о доходах и имуществе (своих и членов семьи). Поводом также можетстать заявление о невозможности представить эти сведения. Кроме того, заседание проводится, если поступили материалы о несоблюдении госслужащим установленных ограничений, запретов, требований и др. Комиссия по-прежнему нерассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения. Также она не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины. Пересмотрен состав обязательных идополнительных членов комиссии. Ее председателем является заместитель руководителя госоргана (СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3446).

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. На сегодняшний день одной из важнейших задач государства является формирование высококвалифицированных государственных гражданских служащих способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти.

Актуальность выбранной темы объясняется объективными потребностями современной России в повышения эффективности труда государственных гражданских служащих. Именно они основные исполнители проводимых демократических и социально-экономических преобразований. В действующем законодательстве и нормативных правовых актах сформулированы концептуальные подходы и описание особенностей труда государственных гражданских служащих. Это позволяет определять пути совершенствования служебной деятельности государственных гражданских служащих и стимулирования их труда.

Служебное поведение государственных служащих являются малоизученным феноменом, как за рубежом, так и в нашей стране. Теоретической базой для изучения организационной культуры служат концепции, сформированные за рубежом под влиянием интереса к решению практических проблем управления. Эти исследования заложили основы рассмотрения организационной культуры как фактора обеспечения эффективности деятельности организации (П. Друкер, А. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотермен). В отечественной литературе тема организационной культуры долгое время не исследовалась. Первые работы в этой области касались, в основном, проблем управленческой культуры и связаны с исследованиями Е.С. Жарикова, О.В. Козловой, З.П. Румянцевой, Е.И. Комарова и ряда других авторов. Общие вопросы формирования, развития и влияния принципов служебного поведения государственных служащих рассматриваются такими отечественными учеными, как Аверина О.Р., Атаманчук Г.В., Зубарев С.М., Ионова А.И., Карпенко А.В., Клеандров М.И.

Интерес к изучению организационной культуры государственных и муниципальных служащих возрастает в 90-х годах XX века, что вызвано изменением обращенных к аппарату управления общественных ожиданий и переосмыслением организационных основ гражданской службы.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего имеется в виду система принципов и норм служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам. Настоящие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».

На сегодняшний момент в большинстве своём граждане России испытывают негативное отношение к государственной службе. Причиной тому является понятие, которое отождествляется с государственными служащими. Это слово-бюрократия. К бюрократизму государственного аппарата россияне приписывают ещё и произвол чиновников. Равнодушие к проблемам народа, предвзятое и грубое отношение к гражданам, длинные очереди и безрезультативность работы государственных служащих. Всё это cформировало негативное мнение о государственной службе и требует координальных решений для обновления общественного сознания.

В социологических исследованиях предложена необходимость обеспечения «обратной связи» между населением и органами власти, которая является обязательным условием для достижения обозначенных целей управления. Анализ данной работы показывает, что существуют существенные расхождения в оценках одних и тех же явлений населением и государственными гражданскими служащими. Так, в ответах на вопрос о сложившемся в общественном сознании мнении о государственных гражданских служащих существует большое расхождение в представлениях населения и самих служащих. Население благожелательнее относится к государственным гражданским служащим, чем они это себе представляют. Подобное расхождение может привести к существованию барьеров, к непониманию, недоверию и настороженному отношению со стороны государственных гражданских служащих, что затрудняет диалог и взаимопонимание .

Известно, что работа государственного аппарата предопределяет многое в функционировании любого государства. Результативность деятельности государственных служащих создаёт эффективное решение государственных задач по социально-экономическому развитию страны для улучшения благосостояния граждан. В исследованиях социологов были определены, что среди основных знаний, которых не хватает гражданским служащим, для выполнения служебных обязанностей, преобладают юридические, экономические, знания по теории и практике государственного и муниципального управления, по информатике и искусству делового общения. .

В связи с этим не вызывает сомнения, острая необходимость в качественно новой подготовке управленческих кадров, обладающие высокой степенью эрудиции, умениями самостоятельно и гибко мыслить, развитием управленческой культуры, в том числе и социологической, которая в свою очередь, формирует особенности социологического мышления и социологического воображения, влияющие на результативность в практической деятельности.

Но как добиться того, чтобы все государственные служащие соблюдали требования к их служебному поведению и служили своему государству и народу? Рационально полагать, что необходим контроль над поведением государственных служащих.

В социологии под контролем понимают управленческую деятельность, направленную на обнаружение и ликвидацию отклонений от принятых целей и норм организации. В социологической науке выделяют 3 вида осуществления контроля: контроль через социализацию, социальный контроль через групповое давление и контроль через принуждение .

Мы считаем, что действенными механизмами контроля над поведением государственных служащих может быть социологический подход:

  1. Контроль через социализацию индивидов к групповым нормам. Руководство государственного органа выбирает те образцы поведения и групповые нормы, которые формируют позитивный имидж государственного служащего. Руководитель госаппарата должен воспитывать и прививать такие качества как: патриотизм, честность, гуманизм, справедливость, ответственность – это главные характеристики для человека, желающего занимать место в аппарате государственных служащих. Постепенно данные групповые образцы становятся привычными, в конечном итоге чиновники чувствуют дискомфорт при нарушении этих норм. Государственные служащие социализируются, усваивают основополагающие требования к своему поведению. Итогом становится то, что государственные служащие сами начнут применять санкции к нарушителям принципов служебного поведения, а значит, формируется самоконтроль за соблюдением базовых требований.
  2. Контроль через групповое давление. В данном случае команда, с которой работает государственный гражданский служащий, обладает большими рычагами власти над соблюдением требований к служебному поведению. Команда чиновников формирует и поддерживает определенный тип поведения госслужащих через их конформное участие. Если государственный служащий нарушает принципы служебного поведения, то коллеги применяют неформальные санкции (бойкот, публичное порицание). Каждый индивид нуждается в общении, это одна из наших необходимых потребностей. Государственный служащий не является исключением. Итак, большинство членов государственного аппарата будут следовать принципам служебного поведения, которые способствуют обеспечению целей института государственной службы.
  3. Контроль через принуждение. Данный метод контроля основывается на применении определенных санкций к членам государственного аппарата. Выделяют несколько видов санкций. Экономические санкции предполагают лишение доступа к материальным благам. Экономическое стимулирование побуждает человека к активным действиям. У государственных служащих тоже должна быть заинтересованность в их работе. Однако постоянно повышая заработную плату чиновникам, государство не добьётся результативности от их работы. Ведь финансовые ресурсы всегда ограниченны. Материальная сторона не должна выдвигаться на первый план в такой профессии как государственный служащий, хотя бы, потому что такой вид деятельности предполагает служение, а не работу. Но было бы утопически предполагать, что государственные служащие работали бы только за идею, за любовь к своей Родине и народу. Естественно, государственная служба должна достойно оплачиваться. Но заработная плата чиновников должна формироваться не только как окладная часть. Оплата труда госслужащего должна состоять из процентов в зависимости от проделанной работы. В неё могут входить различные бонусы за добросовестный труд. Мотивация к надлежащему выполнению обязанностей чиновников может быть как позитивная, так и негативная. Позитивная мотивация может включать различные виды поощрений труда государственного служащего, а именно, премии, прибавки к зарплате. Каждый государственный служащий имеет возможность получить ежемесячную премию, но только в том случае, если выполняет, возложенные на него обязательства в полной мере.

Негативная же мотивация может включать в себя ежедневные штрафы государственного служащего за грубость в общении с гражданами, за несвоевременное выполнение своих обязанностей и т. д.

Политические санкции – это потеря власти, т. е. своих служебных полномочий. Позитивным аспектом здесь может быть: продвижение по карьерной лестнице за должное исполнение требований к служебному поведению, которое будет зависеть только от его заслуг, а не от количества нужных связей. Порядочный, ответственный, трудолюбивый сотрудник не должен задерживаться на одном и том же посту годами, если человек проявил себя только с хорошей стороны, он имеет право получить новую должность. Карьерная лестница за счёт личный качеств, профессиональных навыков и признание со стороны граждан. Именно такую схему продвижения по службе должен представлять себе каждый человек, находящийся на государственной должности. Тогда у любого чиновника будет желание добросовестно работать, ведь каждый сможет добиться успеха за счет своих усилий, а не за счёт блата. Государственный служащий служит народу, так пусть граждане и оценивают работу чиновников. В каждом государственном центре будут располагаться благодарственные письма и служебные записки. Если гражданину понравилось, как общался с ним госслужащий и предоставил ему помощь, то он может написать благодарственное письмо. Обратная ситуация, значит, гражданин пишет жалобу/служебную записку на имя этого госслужащего. Негативный аспект – это возможность лишиться работы из-за некорректного отношения к гражданам, которые обратились за помощью к государственному служащему.

Кроме того, помимо социального, политического, экономического контроля государство должно осуществлять законодательный контроль над поведением государственных гражданских служащих. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» не уточнены способы контроля и санкции за нарушения. Государственный гражданский служащий обязан знать меру ответственности, которая будет применена к нему, в случае несоблюдения принципов служебного поведения. Как известно, для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Вследствие этого законодательство РФ должно четко регламентировать ответственность государственных служащих за неисполнения требований к их служебному поведению.

Таким образом, наиболее перспективными направлениями совершенствования механизмов контроля над поведением государственных служащих должны быть: индивидуальный, групповой, экономический, политический, законодательный контроль. Мотивируя каждого государственного служащего на продуктивную, честную и качественную работу, государство поднимет статус государственной службы. Имидж государственного аппарата строится на доверие народа. При соблюдении принципов служебного поведения государственными служащими, можно добиться результативности работы госаппарата, а значит навсегда изменить образ чиновника в глазах граждан страны.

Список литературы:

  1. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник / Черепанов В.В. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. – 679 c.
  2. Проказина Н.В. Развитие социологической культуры // автореферат дис. доктора социологических наук: 22.00.08 / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2013.
  3. Проказина Н. В. Особенности социологической культуры государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2012. № 1. С. 75-79.
  4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001.- С 95-98.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом». ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ Written by: Хмызова Елена Андреевна Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА Date Published: 04/14/2017 Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13) Available in: Ebook

Одобрен

решением президиума Совета

при Президенте Российской Федерации

по противодействию коррупции

от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)

ТИПОВОЙ КОДЕКС

ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (Постановление N 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее — государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения

государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного

поведения государственных (муниципальных) служащих

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Нормы и правила служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих

Служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной сфере. Служебное поведение служащих во многом регламентируется принципом правомочности и неправомочности действий и поступков. На стыке правомочности и неправомочности служебной деятельности возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

1) обязательное (по принуждению в соответствии с законом);

2) должное (по договору в соответствии с распределением обязанностей и т.п.);

3) желательное (по собственной воле).

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора служащим модели поведения и деятельности, соответствующей управленческой ситуации. В служебном поведении гражданского и муниципального служащего отражаются свойства основных субъектов его социальной жизни: личности, группы, коллектива (службы).

Необходимо выделить четыре вида мотивационных предпочтений служебного поведения:

1) стремление к творческой самореализации (получение удовлетворения от работы и профессионального роста);

2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов);

3) прагматическую ориентацию (стремление обеспечить индивидуально-денежный достаток);

4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Особое значение в понимании сущности служебного поведения имеет понятие «стиль поведения». Стиль служебного поведения отражает, во-первых, свойства черт личности служащего, во-вторых, уровень его компетентности, способности и воли оптимально использовать личностные черты для выполнения служебных задач, управленческой ситуации.

Многие условия современной жизни способствуют дегуманизации служебного поведения чиновников. Бюрократические рутинные технологии управленческой деятельности, иерархическое подчинение приводят к тому, что служащие начинают относиться к службе и друг к другу обезличенным образом. Устанавливаемые нормы служебного поведения призваны снизить неизбежные негативные последствия организации управленческой служебной деятельности.

На службе объективно существует система определенных стандартов поведения служащих, обеспечивающих реализацию властных функций при исполнении должностных обязанностей. Эти стандарты не регламентируют личную жизнь гражданских и муниципальных служащих, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы служебного поведения, представляющие собой ценности.

Нормы служебного поведения могут быть переданы служащему либо через пример других служащих, либо через научение, хотя обычно эти два способа действуют одновременно. Служащие, особенно руководители, далеко не всегда поступают в жизни так, как сами проповедуют. Противоречивая практика, при которой руководители снисходительны к себе или отдельно избранным сотрудникам, а для других устанавливают строгие стандарты, снижает вероятность того, что установленные нормы служебного поведения будут усвоены и исполнены всеми служащими.

В настоящее время российский законодатель не предусматривает способы воздействия на этическое поведение государственных служащих с точки зрения как дисциплинарного, так и публичного права.

Для того чтобы новому сотруднику успешно адаптироваться на службе, ему необходимо изучить систему норм и поведенческих стереотипов, характерных для службы. Особенно важно знать те из них, которые являются ключевыми и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между ним и его окружением на службе. Установление системы таких норм и ценностей служебного поведения чиновников и их соответствующее описание являются важной задачей политического руководства государства.

В настоящее время существуют нормативные документы, ориентированные на формирование общих принципов служебного поведения гос. служащих. Это, в частности, Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885
«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

Содержание этого регламентирующего документа потом частично вошло в текст ст. 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Там обозначены 15 ключевых принципов поведения гражд. служащих в демократическом государстве.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

По сути дела в федеральном законе в целом выражена концепция формирования «рациональной бюрократии», разработанная на рубеже 19-20 вв. известным немецким ученым М. Вебером. Среди главных идей его концепции находится единство ценностных ориентаций чиновников, высокое развитие у них чувства служебного долга, беспристрастности, компетентности, истинного понимания государственных интересов.

Согласно этой концепции первостепенное значение имеют следующие требования, которым в идеале должны соответствовать основные категории работников аппаратов государственного управления:

1. Служба в аппарате органа управления является для чиновника единственной и главной профессией;

2. чиновники должны обладать личной свободой, но при этом неукоснительно подчиняться в работе служебному долгу и служебной дисциплине под строгим контролем демократических институтов;

3. работа чиновника должна осуществляться не на основе произвольных распоряжений и поручений начальства, а в рамках четкой регламентации его служебной компетенции, ибо он является слугой государства;

4. чиновнику запрещено присваивать служебное место и, выражаясь современным языком, использовать имеющиеся привилегии для получения «статусной ренты» в виде незаконной платы за его услуги и другие материальные преимущества;

5. чиновник работает по найму (контракту) у государства в соответствии с профессиональной квалификацией.

Международной ассоциацией муниципальных администраторов изложены постепенно нарастающие по сложности пять основных нормативных уровней профессиональной морали должностных лиц. Служащий должен:

1) обладать честностью и неукоснительно следовать закону;

2) уметь находить правильный подход к разрешению конфликтных ситуаций;

3) ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения;

4) быть достаточно компетентным в определении государственной и муниципальной политики;

5) уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования.

Нетрудно заметить, что все эти уровни определяют типы поведения и границы действий, которые служащий очерчивает для себя в конкретной ситуации. Таким образом, этическая культура личности чиновника – важнейший коррелятор, формирующий служебное поведение служащего.

Можно также привести пример формирования системы норм поведения должностных лиц в американской правительственной службе.

1. Бескорыстие. Лица, занимающие государственные должности, должны действовать исключительно в общественных интересах. Они не должны использовать свое положение для приобретения финансовой или другой материальной выгоды для самих себя, своих семей или своих друзей.

2. Принципиальность. Лица, занимающие государственные должности, не должны связывать себя какими-либо финансовыми или иными обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим пытаться повлиять на выполнение ими служебных обязанностей.

3. Беспристрастность. Лица, занимающие государственные должности, при решении служебных вопросов, включая назначение на должность, распределение государственных контрактов либо рекомендации о награждении тех или иных лиц или предоставление им льгот, должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов.

4. Подотчетность. Лица, занимающие государственные должности, подотчетны обществу за свои решения и действия и обязаны не препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью.

5. Открытость. Лица, занимающие государственные должности, должны проявлять максимально возможную открытость во всех своих действиях и решениях. Они должны обосновывать свои решения, ограничивая информацию лишь в тех случаях, когда этого определенно требует обеспечение более широких общественных интересов.

6. Честность. Лица, занимающие государственные должности, обязаны заявлять о любых своих частных интересах, связанных с их официальными обязанностями, и предпринимать шаги по разрешению любых возникающих конфликтов интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов.

7. Лидерство. Лица, занимающие государственные должности, должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером.

Этический режим на службе не может превращаться в набор раз и навсегда данных правил для реагирования на те или иные поступки и наказания ничего не подозревающих служащих. Скорее это руководство к действию, позволяющее создать атмосферу, которая способствует этически приемлемому поведению. Здесь основная задача не пригрозить наказанием, а дать разъяснение. Главная особенность любого этического набора норм поведения состоит в том, что это не «полосатый жезл» и не «шлагбаум», а комплект «дорожных знаков» для безопасного движения.

Учебно-методический комплекс

Формат 60×90 1/16.

Печ. л. 4,4. Тираж 50 экз.

Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих (с изменениями на 16 июля 2009 года)

Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих

(с изменениями на 16 июля 2009 года)

В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации (преамбула в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 814
постановляю:

1. Утвердить прилагаемые общие принципы служебного поведения государственных служащих.

2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
12 августа 2002 года
N 885

Общие принципы служебного поведения государственных служащих

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 12 августа 2002 года N 885
(в редакции Указа Президента
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 814 —
см. предыдущую редакцию)

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
служебного поведения государственных служащих

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее — государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации»;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

2. Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

при угрозе возникновения конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации;

воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота.

3. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Документы

Размещен: 15 Марта 2013 г.

Принципы профессиональной этики госслужащих

Принципы профессиональной этики госслужащих

Требования к служебному поведению на граждан­ской службе — система принципов и норм (пра­вил) служебного поведения и деятельности гражданских слу­жащих. Система требований включает подсистемы пра­вовых норм, морального регулирования и правил служебно­го этикета.

Система моральных требований к служебному поведению гражданских служащих включает:

· этические принципы

Одна из форм нравственного сознания, в которой в наиболее общей форме выражаются выработанные в моральном сознании общества или данной профессиональной среды требования к нравственной сущно­сти и социальному назначению деятельности должностных лиц.

· этические нормы

Этические нормы, с одной стороны, конкре­тизируют требования этических принципов в виде заповедей, правил, присяги, с другой — выступают в форме нравствен­ных отношений как обычай, воспроизводимый в однотипных поступках под воздействием силы общественного мнения, массового примера, коллективной привычки и т. д.

· запреты на те или иные действия, вступающие в противоречие с этическими принципами и нормами служебного поведения

· рекомендации.

В основе систематизации этических принципов служеб­ного поведения гражданских служащих как основополагаю­щих требований к нравственной сущности и социальному на­значению их профессиональной деятельности, которых долж­ны придерживаться гражданские служащие в процессе вы­полнения своих служебных обязанностей, должна лежать идея общественного служения, вытекающая из положений Кон­ституции Российской Федерации о социальном характере российского государства.

Принципы профессиональной этики гражданских служащих:

1. принцип законности;

Принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принци­пов деятельности гражданских служащих.

В Законе «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» принцип законности определялся как прин­цип «верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении госу­дарственными служащими должностных обязанностей и обес­печении их прав» (п. 1 ст. 5). Правовой аспект этого прин­ципа состоит в том, что гражданский служащий, принимая управленческие решения или совершая иные действия в про­цессе исполнения своих должностных обязанностей, обязан руководствоваться нормами действующего законодательства и не вправе отступать от них даже в случае получения непра­вомерного, с его точки зрения, распоряжения руководства.

Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должно­стных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной служ­бы служить своему народу верой и правдой даже тогда, когда над ним не довлеет принудительная сила закона и угроза санкций.

В практике следования принципу законности нередко воз­никает этическая коллизия: как следует поступать должност­ному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение руководства?

Закон «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» также не обошел вниманием эту коллизию. Однако решение предлагается уже иное. В новом Законе, по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), порядок разрешения этой этической коллизии принципиально изменен. Пп. 2 и 3 ст. 15 Закона гласят, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение», а в случае исполнения такового «гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дис­циплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».

2. принцип гуманизма;

Принцип гуманизма, выраженный в требовании ува­жения к человеку, веры в него, признания суверенитета и дос­тоинства личности. Этот принцип закреплен в Законе «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» (п.п. 2 п. 1, ст. 18), обязывающем гражданского служащего «ис­ходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержа­ние его профессиональной служебной деятельности».

Признание верховенства Конституции влечет за собой не­обходимость обеспечения прав человека и гражданину од­ним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.

Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип на­ходит выражение во внешних формах поведения граждан­ских служащих, проявляясь в характере их взаимоотноше­ний как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государствен­ные организации по своим житейским проблемам.

В соответствии с требованиями Закона «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» и руковод­ствуясь принципами общественного служения, законности и гуманизма, гражданский служащий не должен оказывать «предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», совершать действия, «связан­ные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финан­совых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей»2. Он не должен до­пускать ситуации конфликта интересов, при которой «лич­ная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должност­ных обязанностей и при которой возникает или может воз­никнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».

3. принцип беспристрастности и независимости.

Принцип беспристрастности и независимости нашел правовое закрепление в Законе «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации» в форме запретов на:

· участие на платной основе в деятельности органа управ­ления коммерческой организацией;

· замещение должности гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную долж­ность, а также избрания на выборную должность в орга­не местного самоуправления или на оплачиваемую вы­борную должность в органе профессионального союза;

· представительство по делам третьих лиц в государствен­ном органе, в котором он замещает должность граждан­ской службы;

· осуществление предпринимательской деятельности;

· получение в связи с исполнением должностных обя­занностей вознаграждения от физических и юридичес­ких лиц;

· выезд в связи с исполнением должностных обязаннос­тей за пределы территории страны за счет средств фи­зических и юридических лиц;

· использование сведений конфиденциального характе­ра, служебной информации, а также средств материаль­но-технического и иного обеспечения в целях, не свя­занных с исполнением должностных обязанностей;

· использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений и иных орга­низаций, а также публичное выражение своего отноше­ния к ним;

· создание в государственных органах структур полити­ческих партий, других общественных объединений (ст. 17).

Принципы профессиональной этики гражданских служащих:

1. принцип ответственности;

Принцип ответ­ственности. Наука выработала различные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространен­ным среди которых является деление видов ответственности на юридическую и моральную.

Меры юридической (дисциплинарной) ответственности гражданских служащих за невыполнение требований к слу­жебному поведению, несоблюдение ограничений и запретов предусмотрены ст. 57 Закона «О государственной граждан­ской службе Российской Федерации». Однако в пределах «по­веденческого люфта» за ненадлежащие действия и поступки гражданский служащий должен нести моральную ответствен­ность.

Действующим началом моральной ответственности вы­ступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная от­ветственность может обеспечиваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов (эти­ческих кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести) и разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюде­нием этих требований.

2. принцип справедливости;

Принцип справедливости реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в дей­ственной защите прав граждан (а не в имитации ее), в удов­летворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.

Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, на­носит моральный ущерб авторитету власти в целом. Ведь, будучи непосредственно причастными к подготовке и приня­тию управленческих решений, которые могут оказаться судь­боносными для значительной части населения страны, чи­новники обладают делегированными властными полномочи­ями в глазах общественности. Поэтому они начинают иден­тифицироваться с государством, авторитет которого стано­вится производным от конкретных действий его функционе­ров, оцениваемых прежде всего по шкале «справедливо — несправедливо».

Данный принцип зиждется на равном уважении достоинства всех людей, требует одинаковых для всех сво­бод, равенства всех перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной за­щищенности.

3. принцип лояльности;

Одним из центральных принципов практически во всех эти­ческих кодексах государственных служащих зарубежных стран является принцип лояльности, который должен пониматься прежде всего как:

· верность обществу, доверившему гражданскому служащему обеспечение его прав и законных интересов, т. е. об­щественному долгу;

· верность Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т. е. гражданскому долгу;

· верность своему делу, т. е. служебному долгу;

· верность слову, данным обязательствам, которые состав­ляют основу доверия населения к публичной службе и государственной власти в целом;

· законность действий, благожелательность и коррект­ность в отношении к гражданам, которым он оказывает социальные услуги в рамках своей компетенции.

4. принципа политической нейт­ральности.

Соблюдение принципа политической нейт­ральности гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей является признаком высокого профес­сионализма и нравственной зрелости. Речь идет о нейтраль­ной позиции в отношении политических партий и движений, о позиции осознанной лояльности и добросовестного служе­ния государству и его главному суверену — народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *