Агентство Юридической помощи

Общественная организация

Содержание

Устав детской общественной организации

МКОУ Городокская СОШ №2

Утверждаю: директор

УСТАВ

ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИИ

«НАДЕЖДЫ РОССИИ»

Городок – 201_ г.

1. Общие положения

Детская организация «НАДЕЖДЫ РОСИИ» — добровольная, независимая, самоуправляемая организация учащихся 1-11 классов, действующая на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Городокской средней общеобразовательной школы № 2 Минусинского района Красноярского края.

2. Цели и задачи.

Детская организация преследует цель сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.

Детская организация решает следующие задачи:

  • Развивать индивидуальные качества учащихся через различные формы
    внеклассной и внеурочной деятельности;

  • Развивать инициативу и творчество в процессе коллективных дел;

  • Быть полезным окружающим людям.

3. Принципы деятельности.

В своей деятельности организация руководствуется принципами

  • демократии;

  • добровольности;

  • гуманизма;

  • самостоятельности;

  • творческой активности.

4. Права и обязанности.

Члены организации имеют право:

  • Свободно войти и выйти из организации;

  • Подавать на обсуждение любые вопросы;

  • Избирать и быть избранным в руководящие органы организации;

  • Участвовать в проводимых организациях делах;

  • Получать текущую информацию о работе детской организации;

  • Открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого
    мнения другими;

  • Обращаться в детскую организацию за помощью в защите своих интересов.

Члены организации обязаны:

  • Соблюдать данный устав и выполнять решения организации;

  • Активно участвовать в работе организации, уважать мнение
    коллектива и его традиции;

  • Уважать права и считаться с интересами других членов организации.

Все участники организации имеют равные права, строят свои отношения на основе взаимного уважения и творчества.

5. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Пришёл – не молчи.

Критикуешь – предлагай.

Предлагаешь – действуй.

Что говоришь – думай.

Что думаешь – говори.

Умей слушать других.

Дал слово – держи.

Твори, выдумывай, пробуй.

6. Структура детской организации

Каждая возрастная ступень учащихся имеет свою организацию и свои органы управления. Детская организация каждой ступени является полноправной частью общешкольной организации «Надежды России».

Первая ступень 1- 4 классы — «ДЕТСТВО»

Вторая ступень 5-11 классы — «РАДУГА»

7. Органы управления.

Высшим органом управления организации «НАДЕЖДА РОССИИ» является общешкольное ученическое собрание. Общешкольное собрание заслушивает и утверждает план работы на год, заслушивает и утверждает отчеты органов самоуправления, принимает изменения устава организации, решает вопросы организации учащихся и другие вопросы. Общешкольное ученическое собрание проводится не реже одного раза в год.

Главным координирующим органом детской организации является Совет старшеклассников, который действует между общешкольными собраниями учащихся и состоит из учащихся избранных в классных коллективах (по 2 человека от класса). Совет старшеклассников избирается на один год. Заседание Совета старшеклассников проводится не реже 2 раз в месяц.

8. Основные направления деятельности

Детская организация представляет собой систему взаимодействия Совета дела и Совета старшеклассников.

КОМИССИЯ «ЗНАНИЯ»

  • Осуществляет контроль посещаемости учащихся;

  • Оказывает помощь в подготовке уроков;

  • Способствует развитию познавательной деятельности.

КОМИССИЯ «ПОРЯДОК»

  • Координирует дежурство по школе;

  • Обеспечивает порядок при проведении школьных вечеров и других массовых мероприятий.

  • Организует деятельность по благоустройству школьной территории, генеральные уборки, т рудовые десанты, субботники.

КОМИССИЯ «ЮНОСТЬ»

  • Оказывает помощь в организации и проведении соревнований, походов, дней Здоровья;

  • Координирует деятельность организации и военно-спортивного клуба «Каскад»;

  • Ведет пропаганду здорового образа жизни.

КОМИССИЯ «ИСКУССТВО»

  • Организует и проводит школьные вечера, праздники, линейки и

  • другие внеклассные мероприятия.

  • Участвует в оформлении школы.

КОМИССИЯ «ВОЖАТЫЕ»

  • Содействует организации младших школьников;

  • Координирует работу по преемственности в детской организации «Надежды России».

ПРЕСС-ЦЕНТР

  • Информирует о деятельности детской организации;

  • Накапливает информацию о проведенных мероприятиях с целью создания фотоальбома о деятельности детской организации «Надежды России»;

  • Координирует работу детской организации и школьной библиотеки.

Эмблема



Наш девиз:

От интереса – к знаниям,

Через самостоятельность — к успеху.



Кодекс чести

  1. Помните везде и всегда о своей святой обязанности учащегося.

  2. Стремитесь открывать истину, углубляться в науку, творить новое.

  3. Будьте готовы брать знания. Уважительно относитесь к тем, кто вам их дает.

  4. Овладевая знаниями, сумейте открывать их другим.

  5. Будьте верными и преданными России, земле, которая выкормила вас, народу, который вырастил вас.

  6. Укрепляйте и приумножайте традиции российского народа.

  7. Уважайте своих родителей, помогайте взрослым и беспомощным.

  8. Будьте честными и добросовестными, морально чистыми и скромными.

  9. Любите людей, отдавайте все силы своей души ради того, чтобы люди вокруг вас становились лучше, духовно совершеннее.

  10. Будьте достойны высокого звания «ЧЕЛОВЕК»!

Общественные объединения и их характеристика

Введение

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому число общественных объединений множится из года в год.

Основа правового статуса общественных объединений – конституционная норма о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.). По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру — фиксированное и нефиксированное членство.

Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

1. Общественные объединения: признаки, функции, типы

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. .

Законодательство различает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию. .

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. .

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз». .

2. Общественные движения и их виды

Особенностью современного общества является появление общественных движений, позволяющих сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общими чертами общественных организаций и общественных движений являются добровольность, а в качестве побудительного мотива к объединению выступает интерес.

Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеет устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. В отличие от общественной организации общественное движение не представляет собой такой четко организованной структуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами, в нем отсутствует фиксированное членство и т.д.

В качестве основных отличий общественных движений от политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и широкую социальную базу.

B становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:

— стадия создания предпосылок движения;

— стадия разработки и формулирования целей и задач;

— стадия агитации;

— стадия развернутой деятельности;

— стадия затухания движения;

В своей деятельности общественные движения выполняют ряд функций:

— представительства и защиты интересов граждан;

— объединения граждан;

— мобилизации действий;

— посредничества;

— формирования общественного мнения. .

Разнообразие типов общественных движений и большое их количество предопределило существование различных типологий:

— Политические (те, которые преследуют явно политические цели – антивоенное движение, движение за разоружение, движение в защиту прав человека) и неполитические (непосредственно с политикой не соприкасаются – движение в защиту памятников культуры, «Красный крест» и др.). Грань между ними условна и подвижна.

— В зависимости от долговременной ориентации:

а) консервативные (выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживают власть, опираются на нее);

б) реформаторские (выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленного порядка);

в) движения протеста (резко протестуют против существующего порядка вещей, критикуют власть).

— По способам и методам действий:

а) насильственные (допускают применение насилия и террора для достижения своих целей);

б) ненасильственные (избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивление и привлечение внимания общественности).

— Половозростная типология:

а) женские;

б) молодежные;

в) детские;

г) ветеранские организации и т.д.

— По социальной принадлежности:

а) рабочие;

б) крестьянские;

в) дворянские движения и т.д.

— По профессиональному признаку.

— По целям и задачам.

3 Общественные организации, их место и роль в современном обществе

Академия МВД республики Беларусь

Кафедра философии и идеологической работы

Контрольная работа

По дисциплине: История общественных движений и политических партий

На тему: Общественные объединения и их характеристика

Минск 2009 г.

Введение

1. Общественные объединения: признаки, функции, типы

2. Общественные движения и их виды

3. Общественные организации, их место и роль в современном обществе

4. Анализ прав и обязанностей общественных объединений согласно белорусскому законодательству (практическая часть)

Заключение

Список использованной литературы

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.

Добровольность формирования — важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. .

Законодательство различает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации — выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию. .

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. .

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз». .

2. Общественные движения и их виды

Особенностью современного общества является появление общественных движений, позволяющих сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общими чертами общественных организаций и общественных движений являются добровольность, а в качестве побудительного мотива к объединению выступает интерес.

Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеет устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. В отличие от общественной организации общественное движение не представляет собой такой четко организованной структуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами, в нем отсутствует фиксированное членство и т.д.

В качестве основных отличий общественных движений от политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и широкую социальную базу.

B становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:

— стадия создания предпосылок движения;

— стадия разработки и формулирования целей и задач;

— стадия агитации;

— стадия развернутой деятельности;

— стадия затухания движения;

В своей деятельности общественные движения выполняют ряд функций:

— представительства и защиты интересов граждан;

— объединения граждан;

— мобилизации действий;

— посредничества;

— формирования общественного мнения. .

Разнообразие типов общественных движений и большое их количество предопределило существование различных типологий:

— Политические (те, которые преследуют явно политические цели — антивоенное движение, движение за разоружение, движение в защиту прав человека) и неполитические (непосредственно с политикой не соприкасаются — движение в защиту памятников культуры, «Красный крест» и др.). Грань между ними условна и подвижна.

— В зависимости от долговременной ориентации:

а) консервативные (выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживают власть, опираются на нее);

б) реформаторские (выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленного порядка);

в) движения протеста (резко протестуют против существующего порядка вещей, критикуют власть).

— По способам и методам действий:

а) насильственные (допускают применение насилия и террора для достижения своих целей);

б) ненасильственные (избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивление и привлечение внимания общественности).

— Половозростная типология:

а) женские;

б) молодежные;

в) детские;

г) ветеранские организации и т.д.

— По социальной принадлежности:

а) рабочие;

б) крестьянские;

в) дворянские движения и т.д.

— По профессиональному признаку.

— По целям и задачам.

3. Общественные организации, их место и роль в современном обществе

Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. В последние десятилетия произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе — это, прежде всего, процесс изменения институциональной структуры. Появились новые социальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональные образования, и значительно трансформировались старые. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. В первую очередь, следует отметить изменения в структуре, которые приобрели устойчивый и воспроизводимый характер. Изменения стали элементом функционирования организации. «Новые» организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствования всех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является и одной из причин падения роли политических партий. Предназначенные политическим партиям функции они не выполняют. Из всех функций востребованной оказалась, прежде всего, функция мобилизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти. Сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX — начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг. 20 ст., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Многочисленные партии не представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скорее бюрократического аппарата и имеют элитарный характер. .

Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.

Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.

В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движения имеют иерархию (самая простейшая — это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. На наш взгляд, это связано со спецификой их организационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. .

Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественные движения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности, дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группа институционализируется в движении только тогда, когда она конституируется как коллективный субъект. Равно как движение, так и организации борются за институционализирование, но борются на основе различных проблемно решающих практик».

Для изучения процесса институционализации современных общественных организаций и движений наряду с другими теориями следует использовать теорию «мобилизации ресурсов». Данная теория возникла на рубеже 70-х гг. Ее представителями могут считаться М. Залд, Дж. Маккарти, М. Асим. Данный подход социологически анализирует «тактику и стратегию движения, проблему их роста, упадка и изменения». Ядром теории является понятие организации общественных движений. Организация идентифицируется с ценностями — целями того или иного общественного движения, сформированными той или иной социально-культурной ситуацией. Для успешной деятельности организации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельности движения: легализация в общественном мнении и на уровне права, информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. «Классический» тип — это организация, ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкую социальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения. К «профессиональному» типу относятся организации с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурированные современные общественно — политические движения.

Кроме организационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы:

1) активных участников, вкладывающих в организацию движения время и деньги;

2) сторонников, разделяющих цели и задачи движения;

3) пассивных наблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…». .

Сторонники теории «мобилизации ресурсов» Н.Залд, Ч.Тилли определяют движение достаточно широко — как совокупность установок на социальное изменение. Эти установки являются предпосылками формирования организации движения, имеющего общественно-политическую направленность. Французский социолог А.Турен считает движения действующими акторами. По его мнению, движение — такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности вмешиваются в ход истории. Общественные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений. По-мнению А.Турена, движение является основой классовой борьбы, иными словами, действием классовых сил, нацеленных на контроль за историчностью. Движение представляет собой совокупность трех составляющих: идентичности (общественное движение должно определить себя в конфликте), оппозиционности (борьба с классовым противником, которого движение должно быть способно определить), тотальности (определение актором поля конфликта). .

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

4. Анализ прав и обязанностей общественных объединений согласно белорусскому законодательству (практическая часть)

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36-З «Об общественных объединениях» (далее Закон) регламентирует права и обязанности общественных объединений в Республике Беларусь.

Согласно ст. 5 Закона общественные объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства и на основании их учредительных документов.

Ст. 20 Закона определяет круг прав общественных объединений, союзов. Общественные объединения со дня их государственной регистрации имеют право:

— осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;

— беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности;

— пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

— учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

— защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

— участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством;

— поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами;

— создавать союзы.

Союзы имеют права, предусмотренные настоящей статьей для общественных объединений, за исключением прав, предусмотренных абзацами седьмым и девятым части первой настоящей статьи.

Общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Общественные объединения, союзы могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

В ст. 11 Закона указано, что общественные объединения имеют фиксированное членство.

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.

Членами союза являются общественные объединения, входящие в этот союз.

Кроме прав общественные организации так же имеют определенные обязанности.

В своей деятельности общественное объединение обязано:

— соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

— ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения и сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

— представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;

— допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего общественного объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений.

Заключение

Рассматривая общественные объединения следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в Конституции Республики Беларусь.

Действующее законодательство регламентирует деятельность системы общественного объединения. Оно закрепляет статус союзов общественных объединений и субъектов, входящих в их системы.

Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие каких бы то ни было указаний о статусе структурных подразделений. Хотя Законодательством предусмотрены четыре вида таких подразделений, оно не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства.

Список использованной литературы

1. Димитров Р. Организация, движение : учебное пособие / Р.Димитров. — М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2006. — 215 с. — ISBN 5-8648-0680-0.

4. Коэн Д.Л. Гражданское общество и политическая теория : курс лекций / Д.Л.Коэн. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2005. — 301 с. — ISBN 5-8316-0467-3.

6. Сазонов Н. Основы политологии : учебное пособие / Н.Сазонов. — М., «Юридическая литература», 2005. — 327 с. — ISBN 5-8411-0580-0.

Основные характеристики общественных организаций

Общественно-политические организации — добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

  • — общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.
  • — в отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.
  • — это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:

Общественно-политические движения — объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

  • — может структурно не оформляться;
  • — может объединять организации различной политической ориентации;
  • — как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

Общественно-политические движения можно подразделять на:

  • — национальные (в рамках одной страны);
  • — региональные;
  • — континентальные;
  • — мировые.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения — защита прав женщин.

Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении «слабого пола».

Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный «мужской шовинизм». По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.

Первым требованием феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление сексуальной свободы.

2. Антивоенное движение.

Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель — ликвидация угрозы войны.

3. Экологическое движение

Это движение в защиту окружающей среды.

«Зеленые» выступают:

  • — за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;
  • — за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
  • — за закрытие вредных производств;
  • — против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения — предотвращение глобального экологического кризиса.

4. Правозащитное движение

Объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.

5. Молодежное движение

Выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.

6. Национальное движение

Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

Кроме того, существуют:

  • — движение неприсоединения;
  • — движение против расовой и национальной дискриминации;
  • — движение за установление нового экономического порядка;
  • — движение крестьян за землю и социальные права;
  • — пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные, по способам и методам действий — на насильственные и ненасильственные.

Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер — рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам — молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий «зеленых» во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Но хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Уже сам факт пользования гражданами конституционным правом на объединение включает их в орбиту политических действий.

Степень воздействия различных общественных формирований на политические отношения различна. Одни из них — рабочее, профсоюзное, национальное движения и др. — оказывают существенное воздействие на политическую ситуацию, другие — практически не участвуют в политической жизни. Однако в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Концепция групп интересов или заинтересованных групп разработана американскими политологами А. Бентли, Д. Трумэном и другими и давно пользуется признанием в западной политологии. Согласно А. Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы интересов — это «добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций».

В конкуренции групп значительная часть организованных интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общества. Но в ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует властных решений. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, этнические и религиозные связи и др.). Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения (кроме политических партии) представляют собой разновидность групп интересов.

общественный политический движение

Публикации

Детские общественные организации: инвариант и вариативность

Куприянов Б.

Издание: Нар. образование.– 2007.– №7.– С. 207–214

Сущность детских общественных организаций

Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях: возрастной, социально-педагогической, общественной, организованной.

Возрастные особенности общественных организаций подростков связаны с принадлежностью к одному поколению и возрасту .Они определяются атрибутами повседневности, общими ориентациями , настроениями и ожиданиями. Различие между миром взрослых и миром детей определяется разницей в степени социальной зрелости, отличием в уровне полноправного участия в системе социальных отношений. Пространство проявления особенности детского мира – культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых – господствующая, а детская (подростковая) является субкультурой. В правовом плане – взрослые – дееспособны, а дети – не дееспособны, поэтом детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемые в правовом плане группы населения. В социальном смысле взрослый человек ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, а для ребенка прежде всего важен процесс, эмоциональное состояние.

Социально-педагогическая составляющая в детско-подростковых общественных организациях существенно ограничена в правовом аспекте. Правовой статус вожатого может быть не выше, чем у подростков – участников сообщества. Характерной чертой детских общественных организаций является их автономность по отношению к государственной системе образования.

В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и метод работы, являются примером некоммерческих организаций. Они потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной власти и бизнеса. В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» – поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Спонсорами могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры.

В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации. Существенным является наличие корпоративных ценностей и символики, которые регламентируют поведение участников группы.

Характерные черты детских общественных организаций

В качестве первой характерной черты детских общественных организаций следует рассматривать добровольность вхождения в них учащихся. Она связана с потребностью в общении, в новом социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, стремление принести пользу обществу. Детская общественная организация предлагает ему писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых.

Вторая характерная черта – назначение детских общественных организаций, которое можно рассматривать как цель, которую ставят перед собой дети и как воспитательные задачи, которые решает взрослое сообщество. Эти задачи – составляющие духовно-ценностной ориентации на: самоорганизацию добровольной совместной деятельности, преобразование окружающей действительности, самосовершенствование, осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей.

Третья характерная черта – опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового взаимодействия, корпоративную культуру.

Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях. С одной стороны субъектом выступает вся организация, с другой – существенную роль играет взрослый, участник детской общественной организации. Процесс организации деятельности в сообществе становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг , что означает: консультирование подростков, использование технологии развития способностей, отказ взрослого от экспертной позиции, создание условий для принятия подростком решений.

Вариативность форм детских общественных организаций

Формы детских организаций (объединений), встречающихся наиболее часто:

«общество любителей» (группа собравшихся для реализации сходных интересов); «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой); «добровольцы (группа, ориентированная на служение обществу); «коммуна» (объединение для решения актуальных задач по месту жительства, работы или учебы).

Ключевым словом для понимания ядра деятельности «общества любителей»

является хобби, увлечение. Общественная организация становится условием для успешных занятий своим любимым делом. Деловые отношения в обществе носят либеральный характер, отличаются высокой степенью свободы и независимости.

Вторая распространенная форма детских общественных организаций «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающим помощь нуждающимся. Главная задача таких объединений – глубоко внутренняя, личностная. За счет сплоченности и чувства ответственности ее членов она достигает весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. Главное в этой группе – ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров.

Данную форму отражает общественная детская организация «Лига юных журналистов». Представители Лиги участвуют в фестивалях и конкурсах кино-теле-видопрограмм, конкурсах детского и юношеского радо, прессы, информационных форумах. Примером также такой формы объединений может служить Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» (ДИМСИ). В основе идеологии организации – добровольческое служение молодежи в гражданском обществе.

К третьей форме организации можно отнести деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Межрегиональной детско-юношеской организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей». В таких объединениях для значительного числа подростков приход в отряд – это испытание себя, самоутверждение и самореализация. Ведущим способом бытия отряда является инициация – специфическая форма продвижения в социальном статусе. Участники объединения включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, марш-бросок.

Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести их также к третьей форме.

Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации «коммуна», характерен способ совместного решения актуальных проблем в обустройстве окружающей жизни. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммуны – социальное проектирование. В организации преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые выполняют роль консультантов или руководителей отдельных проектов.

В чистом виде формы детских общественных организаций встречаются редко, но в каждой из них можно обнаружить доминанты, характерные для той или иной формы, объединения.

Тест по обществознанию Политические партии и движения для учащихся 9 класса. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Политика. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

Часть 1

1. Уклонение избирателей от участия в выборах называется

1) абсолютизмом
2) антропоцентризмом
3) охлократией
4) абсентеизмом

2. Высшим руководящим органом общественного движения является

1) съезд (собрание)
2) президент
3) директор
4) совет акционеров

3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

4. Участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие возраста

1) 10 лет
2) 12 лет
3) 14 лет
4) 16 лет

5. Участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие возраста

1) 8 лет
2) 10 лет
3) 12 лет
4) 14 лет

6. Принцип, способствующий многообразию политических сил и конкуренции между ними за представительство в ор­ганах государственной власти

1) разделение властей
2) политический плюрализм
3) альтернативность
4) парламентаризм

7. Депутатское объединение по политическому принципу в Государственной Думе называется

1) комитетом
2) объединением
3) комиссией
4) фракцией

8. Деятельность в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, канди­датов, список, списки кандидатов, называется

1) проведением референдума
2) опросом
3) предвыборной агитацией
4) парламентаризмом

9. Добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации об­щих целей, называется

1) общественным объединением
2) политической партией
3) общественным фондом
4) общественным учреждением

10. За ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь выступают партии

1) коммунистические
2) социал-демократические
3) консервативные
4) националистические

11. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Многопартийность была восстановлена в Советском Союзе в начале 30-х гг.
Б. В России политические партии обладают правом выдви­гать кандидатов на любые выборные должности и в лю­бые представительные органы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Цели и задачи партии излагаются в ее прокламации.
Б. Как правило, политическая партия не имеет местных региональных организаций, а все ее действия направ­ляются из единого центра.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Идеи революционного переустройства общества характер­ны для партий

1) коммунистических
2) либеральных
3) консервативных
4) правящих

14. Какой из перечисленных признаков не относится к полити­ческим партиям?

1) стремление к власти
2) изложение идей партии в политической программе
3) отсутствие фиксированного членства
4) стремление завоевать поддержку больших масс людей

15. К основным целям политической партии не относится

1) политическое образование и воспитание граждан
2) изменение существующего политического режима
3) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни
4) участие в выборах в органы власти

Часть 2

1. Политический режим, для которого характерен политический плюрализм, называется __________.

3. К так называемым правым партиям относятся

1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, могут включаться в названия политических партий.

Либеральная, демократическая, экстремистская, комму­нистическая, народная, социалистическая, христианско­-демократическая.

Найдите и укажите термин, который не может быть вклю­чен в название политической партии.

Часть 3 (темы эссе)

1. «В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе» (Ш. де Голль).

2. «Если вы не будете заниматься политикой, политика зай­мется вами» (Ш. Монталамбер).

3. «Каждый волен верить, во что он хочет. Я только против то­го, чтобы заставлять всех верить во что-то одно» (А Азимов).

Общественное движение (право)

У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное движение (значения).

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (России). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Общественное движение в юриспруденции — организационно-правовая форма общественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам.

В Российском законодательстве общественным движением «является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения».

  • 1 Общественные движения в мире
  • 2 Законодательство в России
    • 2.1 Правовой статус общественных движений
    • 2.2 Виды общественных движений
    • 2.3 Общественные движения и политические партии
  • 3 Примечания

Общественные движения в мире

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Законодательство в России

Правовой статус общественных движений

Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий орган общественного движения — выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы. С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.

Виды общественных движений

В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать:

  • молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);
  • детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:

  • общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
  • межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
  • региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
  • местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

Общественные движения и политические партии

В соответствии с федеральным законом «О политических партиях», общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.

В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Юридические лица

Коммерческие

Хозяйственные товарищества и общества (Полное • На вере) • Общество с ограниченной ответственностью • Общество с дополнительной ответственностью • Акционерное общество (Открытое • Закрытое) • Производственный кооператив • Унитарное предприятие

Некоммерческие

Потребительский кооператив • Общественное объединение (Организация • Движение • Фонд • Учреждение • Орган самодеятельности • Политическая партия) • Религиозная организация • Фонд • Учреждение

Государственная регистрация

Государственная регистрация • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

Прочее

Несостоятельность • Ассоциация (союз) • Индивидуальный предприниматель • Ограниченная ответственность • Учредитель

Общественная организация — это некоммерческая организация?

Таким образом, ОО не вправе в своей деятельности ставить перед собой цели, не являющиеся уставными. Аналогично необходимо действовать при выявлении иных несовпадений в тексте ГК и закона № 82-ФЗ.

Процедура создания общественной организации

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы.

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской.

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов».

Устав некоммерческой общественной организации

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации.

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации — образец 2017-2018 года». Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом.

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16).

Членство в общественных организациях

Общественная организация — это некоммерческая организация, основанная на принципе членства. Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ членами ОО могут быть и физические, и юридические лица, в свою очередь являющиеся общественными объединениями. Ограничения для юридических лиц или их типов могут быть установлены уставом ОО, законом № 82-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ст. 123.6 ГК РФ член ОО несет обязанности и осуществляет корпоративные права, в том числе имеет право на безвозмездное пользование услугами организации. Согласно ст. 6 закона № 82-ФЗ намерение стать членом или присоединиться к целям, декларируемым общественной организацией, должно быть выражено в заявлении или ином документе, который позволит руководству ОО вести учет членов.

Все члены ОО равноправны. Они могут быть избраны в руководящие и ревизионные органы на равном основании. Неисполнение обязанностей или злоупотребление правами может повлечь за собой исключение из ОО в порядке, который должен быть описан в уставе.

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Из смысла статьи вытекает, что создание коллегиального исполнительного органа, избрание его членов полностью остается в ведении высшего органа — конференции или общего собрания.

Имущество общественной организации

Согласно ст. 30 закона № 82-ФЗ ОО может владеть на праве собственности любыми активами, в том числе акциями. Отдельно выделено право ОО на владение средствами массовой информации и издательствами. Эти активы должны организовываться или приобретаться за счет собственных средств ОО.

Источниками создания имущества выступают:

  • взносы членов;
  • добровольные пожертвования от третьих лиц;
  • доходы от проводимых мероприятий и общественной деятельности.

Члены ОО полностью утрачивают право на внесенное ими в ОО имущество, в том числе на вступительные и членские взносы. Даже при ликвидации общественной организации они не имеют права на получение части имущества, оставшегося после ликвидации. Данное имущество направляется на цели, соответствующие целям деятельности ликвидированной ОО (ст. 26 закона № 82-ФЗ).

Собственником имущества является общественная организация. Свои территориальные подразделения она вправе на основании ст. 32 закона № 82-ФЗ наделять имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно п. 4 ст. 123.4 ГК РФ ОО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация ОО может быть произведена в добровольном и принудительном порядке. Деятельность ОО согласно нормам ст. 42 закона № 82-ФЗ может быть приостановлена в случае нарушения законов или ведения деятельности, не соответствующей нормам устава. Если требования представления не выполнены, подготовивший его орган может приостановить деятельность ОО на период до 6 месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или ОО существенно нарушила закон, причинила ущерб охраняемым законом интересам, то по нормам ст. 44 закона № 82-ФЗ ОО может быть ликвидирована в судебном порядке. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 закона № 82-ФЗ, по решению высшего органа управления. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть израсходовано на цели, указанные в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *