Агентство Юридической помощи

Нормы браковки каната

Приложение N 4. Нормы браковки стальных канатов подъемных сооружений

Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 (ред. от 12.04.2016) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30992)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Приказ
    • Приложение. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
      • I. Общие положения
        • Общие требования для ПС
        • Цель и основные принципы обеспечения промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС
      • II. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО
        • Структура управления и контроль соблюдения технологических процессов
        • Техническое оснащение
        • Требования к работникам
      • III. Требования промышленной безопасности к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС
      • IV. Монтаж и наладка ПС
        • Выбор оборудования
        • Организация и планирование работ
        • Сборка и соединение сборочных единиц
        • Требования к монтажу и наладке указателей, ограничителей и регистраторов
        • Требования к монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления)
        • Контроль качества монтажа и наладки ПС. Требования к итоговой документации
      • V. Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО
        • Выбор оборудования
        • Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС
        • Контроль качества. Требования к итоговой документации
      • VI. Эксплуатация ПС ОПО
        • Установка ПС и производство работ
        • Пуск ПС в работу и постановка на учет
        • Организация безопасной эксплуатации ПС в составе ОПО
        • Требования к проектам организации строительства, ППР и ТК с применением ПС
          • Организация безопасного производства работ
        • Техническое освидетельствование ПС
        • Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене стальных канатов и цепей
        • Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации рельсового пути
        • Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары
        • Требования к процессу подъема и транспортировки людей
        • Система сигнализации при выполнении работ
        • Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатация ПС должна быть запрещена
        • Действия в аварийных ситуациях работников ОПО, эксплуатирующих ПС
        • Утилизация (ликвидация) ПС
      • VII. Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности
        • Общие положения
      • Приложение N 1. Термины и определения
      • Приложение N 2
        • Таблица 1. Уменьшение величины полезной грузоподъемности крана при оснащении его механизированным и/или электрифицированным грузозахватным приспособлением, в том числе моторным грейфером или электромагнитом
        • Таблица 2. Минимальное расстояние (в метрах) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпном грунте
        • Таблица 3. Минимальное расстояние от стрелы ПС во время работы до проводов линии электропередачи, находящихся под напряжением
        • Таблица 4. Минимальные значения коэффициентов использования канатов Zp, применяемых при их замене
      • Приложение N 3. Нормы браковки элементов рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений
      • Приложение N 4. Нормы браковки стальных канатов подъемных сооружений
      • Приложение N 5. Порядок проведения испытаний стреловых кранов на грузовую устойчивость
      • Приложение N 6. Определение группы классификации механизма подъемного сооружения
        • 1. Класс использования механизма
          • Таблица 1. Класс использования механизма
        • 2. Режим нагружения
          • Таблица 2. Номинальные коэффициенты распределения нагрузок механизмов Km
          • Таблица 3. Группы классификации (режима) механизмов в целом
      • Приложение N 7. Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе
      • Приложение N 8. Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле
        • Таблица 1. Число обрывов проволок, при наличии которых бракуются стальные канаты ПС, работающие со стальными и чугунными блоками
        • Таблица 2. Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
      • Приложение N 9. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника (вышки)
      • Приложение N 10. Знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС (кроме подъемников (вышек))
      • Приложение N 11. Оценка работоспособности ограничителя или указателя опасного приближения к линии электропередачи
      • Приложение N 12. Границы опасных зон по действию опасных факторов
        • Таблица 1
        • Таблица 2
      • Приложение N 13. Предельные нормы браковки элементов ПС (нормы указаны, если отсутствуют в руководствах (инструкциях) по эксплуатации ПС)
        • Таблица 1
        • Определение допустимых остаточных деформаций некоторых элементов металлических конструкций
      • Приложение N 14. Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы
        • Таблица 1. Предельные отклонения или повреждения

Нормы отбраковки стальных канатов

При использовании стальных канатов для подъема и перемещения грузов следует периодически производить их осмотр и замену. Случаи, при которых трос следует немедленно вывести из эксплуатации из-за высокого риска возникновения аварийной ситуации, описываются специальным документом 012-97. Он содержит нормы браковки различных видов грузоподъемных элементов.

Особенности контроля состояния тросов

Руководящий документ 012-97 должен использоваться на различных этапах работы с грузонесущими элементами, представленных:

  • изготовлением,
  • эксплуатацией,
  • проектированием,
  • монтажом,
  • проведением экспертизы,
  • ремонтом грузоподъемных механизмов.

Согласно требованиям этого документа осмотр состояния стального троса, независимо от области его использования, должен производиться перед каждой рабочей сменой. Более детальная оценка проводится каждые 10 дней.

Для обнаружения изъянов рекомендуется периодическое применение дефектоскопов. Этот инструмент предназначен для:

  • контроля уменьшения диаметра металлического сечения,
  • обнаружения внутренней и наружной коррозии,
  • отслеживания образования разрывов и износа отдельных элементов каната.

Повышенная тщательность нужна при проверке участков троса в местах:

  • креплений,
  • контакта с подвижными и неподвижными блоками конструкции,
  • фиксации наибольшего износа внутренних элементов,
  • на концах изделия.

Полная оценка состояния стропа возможна при использовании нескольких различных методов, представленных:

  • косвенной методикой, предполагающей вычисление угловых и линейных повреждений структуры изделия;
  • визуальной оценкой целостности видимых элементов специалистом;
  • дефектоскопическим выявлением повреждений, благодаря воздействию ультразвуковым, рентгеновским и магнитным излучением;
  • инструментальным измерением значений прямизны, изношенности проволок, диаметра сечения троса.

Отбраковка канатов

При определении безопасности использования грузонесущих элементов учитываются:

  • изнашивание внутренних и внешних структур,
  • количество и характер разрывов проволок на указанном промежутке изделия,
  • местное уменьшение сечения троса и проволок,
  • повреждения, вызванные коррозией,
  • остаточное удлинение сравнительно с изначальной длиной,
  • наличие зон скопления обрывов проволок,
  • разрывы прядей,
  • изменения длины витков и расстояния между ними,
  • наличие типовых повреждений (изломов, выпячивания проволок, волнистости),
  • деформации, вызванные перегревом или переохлаждением структур.

Поводом для незамедлительного вывода из эксплуатации каната являются:

  • уменьшение среза наружных проволочек на 40% и более, независимо от длины изношенного участка;
  • снижение или увеличение общего размера среза стропа на 7%, сравнительно с номинальным;
  • повреждение сердечника на 10% от изначального диаметра или на 3% — для малокрутящихся тросов;
  • обрыв и снижение прочности проволок, превышающее допустимые нормы;
  • уплощение стропа по длине;
  • повышенная волнистость, вызванная закручиванием продольной оси изделия по спирали;
  • выпячивание трех и более элементов на промежутке, равном длине 6 диаметров каната;
  • при образовании изломов, перекручивания, загибов, колышков, значительно снижающих прочность изделия.

Отбраковка тросов при различных условиях эксплуатации

Одной из причин отбраковки стального стропа является увеличение его длины более чем на 5%, сравнительно с рабочей протяженностью. Тросы, использующиеся на трущихся шкивах, удлиняются с достаточно высокой скоростью. Такая деформация может привести к выскальзыванию одного из стропов даже при оснащении шкива натяжным механизмом.

Отбраковка несущих тросов и оттяжек происходит при удлинении в процессе работы отрезка, длиной 6 диаметров, на 9%. Увеличение длины свидетельствует о наличии критических дефектов, способных стать причиной аварийного обрыва изделия.

Также причиной вывода из эксплуатации стального троса является обнаружение признаков теплового воздействия, представленных:

  • изменением цвета определенного участка изделия,
  • остатками сажи,
  • расплавленными и обгорелыми элементами.

Подобные дефекты могут возникать под влиянием аварийных токов, брызг от сварки, воздействием раскаленного или расплавленного металла.

Стальные тросы, использующиеся в подъемных конструкциях закрытого характера, должны немедленно изыматься из работы, соответственно требованиям норм браковки, в случае:

  • появления видимого изъяна наружных проволок в замке;
  • изнашивания по высоте внешней проволоки более чем наполовину;
  • обрыва 12-ти фасонных внешних проволок на всей рабочей длине изделия или 3 на участке, равном 30 диаметрам;
  • выхода из замковой структуры одного из наружных элементов.

Выбраковка малокрутящихся грузонесущих элементов, использующихся в лифтовых устройствах, производится при обрыве 8 проволок на участке длиной 30 диаметров каната и 4 – на промежутке, равном длине 6 диаметров. При использовании двух канатов для крепления кабины возможна замена только более изношенного из них.

Соблюдение норм браковки стальных тросов поможет вам избежать аварийных ситуаций на производстве и обеспечит безопасность работы.

Приложение N 6. Нормы браковки канатов ПС

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву; 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву; 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву.

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рис. 5д) или коррозии (рис. 6д) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат допускается к работе при контроле за его состоянием при периодических осмотрах (с записью результатов в журнал осмотров ПС) и смене каната по достижении степени износа, указанной в табл.

Таблица 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Как определить, что стальной канат пора менять?

Как определить, что стальной канат пора менять? Для крепления лифтовых кабин, подъемных механизмов, лебедок, фуникулеров, используются стальные канаты. Постоянная повышенная нагрузка, внешние неблагоприятные воздействия приводят к износу и необходимости полной или частичной замены.
Госгортехнадзором России разработан и рекомендован к использованию Руководящий документ РД РОСЭК-012-97, регламентирующий все вопросы, связанные с выбраковкой стальных канатовлюбого назначения. В документе содержатся положения, обязательные для производителей, проектировщиков, монтажников, эксплуатирующих организаций. Форма собственности предприятия и вид деятельности значения не имеют. Правила едины для всех.
Правила контроля стальных канатов
В соответствии с Руководящим документом контроль производится со следующей периодичностью:
• Не реже 1-го раза в 10 дней.
• На подъемных сооружениях канаты осматриваются до начала каждой рабочей смены.
При необходимости в работе используются дефектоскопы, способствующие выявлению дефектов, незаметных при первичном осмотре:
• Ржавчина на наружных или внутренних проволоках.
• Потеря сечения.
• Наличие обрывов, узлов.
Проведение проверки стального каната в Екатеринбурге предполагает повышенное внимание к следующим участкам:
• Места крепления, соединений.
• Участки, находящиеся на блоках: подвижных и неподвижных.
• Внутренняя структура каната, недоступная для стандартного осмотра.
• Концы и замки каната.
Критерии выбраковки стальных канатов
Стальной канат не может быть использован в работе, если отмечаются следующие признаки:
• Наличие износа, поверхностного и внутреннего.
• На определенной длине отмечены разрывы отдельных проволок. Их общее количество и характер должны соответствовать нормативам, установленным Регламентирующим документом.
• Разрыв пряди полностью. Может наблюдаться выдавливание, перегибы, заломы отдельных прядей, проволок.
• Разорван сердечник, на отдельных участках сечение каната ниже установленного.
• На проволоках, в том числе, внутренних присутствует коррозия.
• Длина изделия после приработки изменилась в большую сторону.
• Свивка изменена в размерах.
• Наружные проволоки вышли за пределы замка.
• Деформации, возможные при воздействии высоких температур, электрического тока.
Выбраковка каната обязательна в следующих ситуациях:
• Сечение наружных проволок по сравнению со стандартным уменьшено на 40% и более. Длина изношенного участка не учитывается.
• Сечение каната уменьшилось на 7% и более вследствие коррозийных процессов. Сравнивается реальное сечение и номинальное. Наличие/отсутствие обрывов отдельных проволок не учитывается.
• Сечение сердечника каната уменьшилось на 10% и более в сравнении с номиналом. Причина уменьшения сечения значения не имеет. Если канат используется в механизмах с небольшим движением, отбраковка производится при уменьшении сечения на 3%.
• Износ отдельных проволок на 40% и более. Такая ситуация приравнивается к обрыву проволоки.
• Увеличение сечения стального каната на 7% и более. Это может произойти, если на сердечник изначально попала вода, затем произошло резкое охлаждение при минусовых температурах.
• Прочность проволоки не соответствует нормативам. При проверке за основу берутся стандарты для каждого вида подъемного оборудования. Выявить дефект можно только при наличии дефектоскопа.
• Изделие сплющено, в частности, в местах соприкосновения с блоком.
• Продольная ось каната имеет спиревидную форму. Не должны совпадать направления спирали и свивки всего изделия.
• На отрезке каната, не превышающем по длине 6 диаметров, наблюдается 3 и более выдавливаний проволоки, равнозначных расслоению конструкции.
• На наружной поверхности присутствуют заломы, перегибы, перекручивания, иные деформации, приводящие к потере прочности.
Канаты на подъемных механизмах: критерии отбраковки
Подъемные механизмы производят подъем грузов, людей с определенной периодичностью. Обрыв может стать причиной аварии, человеческих жертв, остановки производства. Чтобы это не происходило, необходимо соблюдать требования Правил и отбраковывать стальные канаты при наличии следующих признаков:
• Длина увеличилась на 5% и более по сравнению с номиналом. Использование трущихся шкивов приводит к очень быстрому увеличению длины, а соответственно, к проскальзыванию механизмов.
• Отрезок протяженностью 6 диаметров изменил свою длину на 9% и более. На основании подобного измерения можно говорить о наличии критических деформаций, разрывов внутренних проволок.
Изделия, находившиеся под тепловым воздействием, не могут быть использованы в работе и подлежат отбраковке при наличии следующих признаков:
• Изменение цвета и всего каната, и отдельных участков.
• Наличие обгорелых проволок, узлов, отрезков.
• Присутствует сажа.
Описанные симптомы возникают под воздействием электрического тока, повышенных температур при сварочных работах. На стальной канат могут попасть брызги от электродов или свариваемых деталей.
Подъемники с закрытой конструкцией
Значительная часть подъемных механизмов имеет закрытую конструкцию. Постоянный осмотр в такой ситуации может быть затруднен. Особое внимание необходимо уделять качеству изделия до его монтажа и установки. При наличии следующих дефектов канат не может быть использован:
• Наружные проволоки имеют выраженные дефекты, определяемые без дефектоскопов.
• Наружная фасонная проволока изношена на 50% и более. При расчете износа учитывается длина участка.
• На всей протяженности каната отмечено 12 и более разрывов наружной фасонной проволоки. Стальной канат непригоден к эксплуатации, если на участке длиной 30 диаметров отмечено 3 и более разрыва.
• Хотя бы одна наружная проволока вышла из замка.
Канаты, применяемые для лифтов, относящиеся к малокрутящимся, должны быть отбракованы, если на отрезке, равном 30 диаметрам, отмечено 8 и более обрывов наружных проволок или 4-х обрывов на участке, не превышающем по длине 6 диаметров. Если на подъемный механизм установлены два и более каната, проверке подлежат оба. Если износ одного больше, можно заменить только его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *