Агентство Юридической помощи

Нормативно правовые акты местного самоуправления примеры

Акты местных органов власти

Смотреть что такое «Акты местных органов власти» в других словарях:

  • НАЛОГОВЫЕ ПРАВА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ — права, предоставленные представительным органам местного самоуправления в части установления и введения в действие налогов и сборов, отнесенных ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным, определения по ним налоговых льгот и налоговых ставок в… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Акты органов государственной власти — в СССР обязательные для исполнения общие правила или предписания индивидуального характера, издаваемые представительскими учреждениями Советского государства Советами депутатов трудящихся. Поскольку все органы государственной власти в… … Большая советская энциклопедия

  • АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ — АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, события и действия, касающиеся гражд. правового статуса человека и в совокупности характеризующие его гражд. состояние. В СССР А. г. с. подлежат обязательной регистрации в органах загса, которые peгистрируют рождение … Демографический энциклопедический словарь

  • Акты гражданского состояния — регистрация и учёт фактов рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии. С регистрацией А. г. с. закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых… … Большая советская энциклопедия

  • Акты органов государственного управления — в СССР юридическая форма реализации исполнительно распорядительных полномочий органов государства. Путём издания таких актов органы государственного управления, в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов регулируют… … Большая советская энциклопедия

  • Акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации подлежат такие акты гражданского состояния, как рождение,… … Административное право. Словарь-справочник

  • акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (ФЗ Об актах гражданского состояния от 15 ноября 1997 г.). А.г.с. называется также сама… … Большой юридический словарь

  • Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

  • Подзаконные нормативные правовые акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении… … Большой юридический словарь

  • Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений — Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству, которое находится в ведении… … Жилищная энциклопедия

Вопрос: Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочны принимать нормативные правовые акты? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Верховный Суд Российской Федерации определил понятие нормативного правового акта, указав признаки, характерные для него. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: 1) издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Термин «нормативный правовой акт органа местного самоуправления» употребляется в целом ряде федеральных законов: в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Земельном кодексе Российской Федерации. В некоторых федеральных законах законодатель употребляет два термина, например: Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит два термина: «муниципальный нормативный правовой акт» и «нормативный правовой акт органов местного самоуправления»; в Федеральном законе от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» также употребляются сразу два термина: «нормативные правовые акты органов местного самоуправления» и «нормативные правовые акты муниципального образования» и в др.

Несмотря на то, что во многих федеральных законах применяются различные по формулировке термины, они являются тождественными. К сожалению, ни в одном федеральном законе не дано определение этим терминам. Следует признать, что отсутствие в действующем федеральном законодательстве определения понятия «муниципальный нормативный правовой акт» создает трудности для нормотворческих органов при создании нормативных правовых актов (в т.ч. и местных) и для правоприменителей в обращении с тем или иным правовым актом.

Статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) вводится понятие «федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов». В федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов включаются только муниципальные нормативные правовые акты. Во исполнение указанной нормы все субъекты Российской Федерации приняли законы, регулирующие правовые отношения по организации и ведению региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов. В некоторых регионах законодатели дали определение муниципальному нормативному правовому акту. Так, например, в Законе Московской области от 05 декабря 2008 года N 193/2008-ОЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области» под муниципальным нормативным правовым актом понимается муниципальный правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. В соответствии с Законом Калининградской области от 10 марта 2009 года N 331 «О региональном регистре муниципальных нормативных правовых актов» под муниципальным нормативным правовым актом понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий или отменяющий общеобязательные правила.

В Законе Рязанской области от 31 декабря 2008 года N 227-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области» дается такое определение: «муниципальный нормативный правовой акт — правовой акт, принятый непосредственно населением на местном референдуме (сходе граждан) по вопросам местного значения либо органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленный, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений».

Учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации и приведенные выше определения, с нашей точки зрения, можно вывести следующие общие признаки муниципального нормативного правового акта: акт должен быть принят управомоченным на то органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления; содержать нормы права, направленные на урегулирование либо изменение и прекращение общественных отношений; обязателен для неопределенного круга лиц в границах муниципального образования; рассчитан на неоднократное его применение; документально оформлен; принят в установленном порядке.

С учетом указанных выше признаков и следует относить тот или иной правовой акт к нормативному или ненормативному.

В соответствии с частью 1 статьи 34 и частью 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ к нормативным правовым актам органов местного самоуправления относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ за местной администрацией закреплено право принимать в том числе и нормативные правовые акты. Право принятия таких актов по конкретным вопросам закреплено в ряде федеральных законов.

Так, например, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) установлено, что реестры расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования (пункт 5 статьи 87).

Согласно пункту 10 статьи 93.2 БК РФ условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

Пунктом 3 статьи 93.3 БК РФ установлено, что основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

По указанным выше вопросам местной администрацией могут приниматься муниципальные акты, имеющие нормативный характер.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

Ответственность за неисполнение правовых актов местного самоуправления (федеральный и региональный аспекты)

Кузьмин Михаил Александрович — заместитель министра юстиции Чувашской Республики, кандидат юридических наук.

Институт ответственности является одним из важных и эффективных инструментов в механизме защиты муниципальных прав и свобод граждан, реализации гарантий местного самоуправления, обеспечения исполнения решений, принятых на муниципальном уровне. Однако сегодня он остается одним из малоизученных и неразработанных институтов в науке муниципального права. Скажем, в юридической литературе по муниципальной проблематике понятие «ответственность» (как правило) в большей степени употребляется тогда, когда речь идет об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, физическими и юридическими лицами.

В связи с этим в настоящей статье предлагается рассмотреть вопросы правовой регламентации ответственности за неисполнение правовых актов местного самоуправления в федеральном и региональном законодательстве.

Следует отметить, что ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов упоминается и в межгосударственных документах, и в российском законодательстве. Но конкретной меры ответственности в них не установлено <*>. Так, Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества (ст. 6) гласит: «Невыполнение решений, принятых органами местного самоуправления либо населением путем референдумов и иных форм непосредственного народовластия, влечет ответственность в соответствии с законами» <**>. Согласно ст. 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов влечет ответственность в соответствии с законами <***>.

<*> Вместе с тем административная ответственность была установлена в Законе Российской Федерации от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации». В п. 5 ст. 87 Закона было записано: «Невыполнение решений местного Совета, местной администрации, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010.
<**> См.: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 г. // Ясюнас В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. М., 1997. С. 32.
<***> См.: СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

Как видим, российский законодатель четко не определил, в соответствии с какими именно законами: федеральными или законами субъектов Федерации, породив тем самым различную правотворческую практику в регионах.

Попытаемся уяснить суть этой нормы, исходя из анализа федерального и регионального законодательства.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на территории соответствующего муниципального образования. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание иного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта, при этом указанный срок не может превышать один год <*>. Пункт 3 ст. 79 названного Закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами. Из этого вытекает, что установление уголовной, административной ответственности за нарушение законодательства в части неисполнения или ненадлежащего исполнения решений, принятых на местном референдуме, относится к ведению федерального законодателя.

<*> См.: СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

На наш взгляд, это не совсем соотносится с п. 15 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесены принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления.

Более прогрессивным в этом отношении является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 7 которого предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение правовых актов, принятых населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации <*>. Из этого можно заключить:

<*> См.: РГ. 2003. 8 окт.

  • в Законе предусматривается установление ответственности только за неисполнение муниципальных правовых актов; законодатель не применяет термин «ненадлежащее исполнение», а следовательно, не вводит ответственность за данные действия;
  • субъектам Российской Федерации предоставляется право принимать собственные законы об ответственности за неисполнение муниципальных решений. При этом Закон по-прежнему не уточняет, в каком объеме может осуществляться правовое регулирование в этой области.

Учитывая, что федеральное законодательство четко не регулирует данный институт, а на федеральном уровне не установлена ответственность в этой области <*>, региональные законодатели сами предусматривают различные формы и виды ответственности за неисполнение правовых актов местного самоуправления.

<*> В настоящее время Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают юридическую ответственность за неисполнение решений, принятых на муниципальном уровне. Но в то же время необходимо заметить, что административная ответственность ранее была установлена ст. 193.3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В июне 2003 г. Советом Федерации РФ был внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона «О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (N 345827-3), предусматривающий ответственность за неисполнение нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, решений, принятых при осуществлении местного самоуправления путем прямого волеизъявления граждан.

Проведенный нами анализ законодательства более 30 субъектов Российской Федерации в части регламентации вопроса об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов позволяет разделить их на две основные группы.

  1. Первая группа включает регионы, в которых установлена административная ответственность за данный вид правонарушения (Удмуртская Республика, Курская и Самарская области, Алтайский край и др.). Например, согласно Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. (ст. 9.3) неисполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Статьей 12.3 этого Закона предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьей Кодекса, вправе составлять главы местного самоуправления (главы администраций) и их заместители <*>.

<*> См.: Правовая среда. 2003. 28 мая.

В статье 66 Закона Самарской области «О местном самоуправлении в Самарской области» <*> предусматривается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области.

<*> См.: Волжская коммуна. 1996. 2 февр.; 2002. 10 июля.

Закон Удмуртской Республики от 16 ноября 2001 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (в ред. Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 г.) установил, что неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно невыполнение в установленный срок постановления должностного лица местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или настоящим Законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 19) <*>.

<*> См.: Известия Удмуртской Республики. 2002. 24 дек.

Статья 55 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (в ред. Закона Алтайского края от 16 июня 2003 г.) предусматривает, что «неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также гражданами решений по вопросам местного значения, принятых на местном референдуме, на собраниях, сходах (конференциях) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают мировые судьи» (ст. 74) <*>.

<*> Алтайская правда. 2002. 26 июля; 2003. 2 июля.

В ст. 58 Закона Курской области от 4 января 2003 г. «Об административных правонарушениях в Курской области» закреплено, что умышленное неисполнение или ненадлежащее исполнение решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан на собраниях (сходах граждан), решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей Закона, составляют должностные лица органов внутренних дел (ст. 7) <*>.

<*> См.: Курская правда. 2003. 11 янв.

  1. Вторая группа — это субъекты Федерации, в законодательстве которых не предусмотрена ответственность в этой сфере (Чувашская Республика, Астраханская, Смоленская, Томская области и др.). Подчеркнем, что состав этой группы «подвижен», поскольку в ряде регионов вопрос об установлении ответственности за данный административный проступок уже находится на стадии проработки. Например, соответствующая законодательная инициатива имеется в Чувашской Республике. Подготовленный группой депутатов республиканского парламента законопроект предусматривает внесение дополнения в действующий Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

В заключение можно сделать вывод о том, что институт ответственности за неисполнение правовых актов местного самоуправления в муниципальном праве нуждается в более детальном, тщательном научном исследовании и четкой регламентации в текущем законодательстве.

Статья 51. Обязательность исполнения муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, принятые населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, Уставом муниципального образования, в пределах их полномочий, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования город Ломоносов.

2. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с Федеральными Законами и Законами Санкт-Петербурга.

3. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления муниципального образования или должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и Законами Санкт – Петербурга, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, Санкт – Петербурга (пункт в редакции, принятой Решением Муниципального Совета муниципального образования город Ломоносов № 499 от 12.09.2013 года).

Статья 52. Ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов

Неисполнение гражданами, руководителями организаций всех форм собственности, должностными лицами органов государственной власти и должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных правовых актов влечет наложение административного штрафа в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальные правовые акты

Понятие муниципального правового акта.Определение муниципального правового акта сформулировано в ч. 1 ст. 2 ФЗ № 131.Под муниципальным правовым актомпонимается решение:

1) по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, или по вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления;

2) принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;

3) документально оформленное;

4) обязательное для исполнения на территории муниципального образования;

5) устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов.Систему муниципальных правовых актов образуют:

1) устав муниципального образования, решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования;

4) правовые акты местной администрации;

5) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования –комплексный, основополагающий нормативный правовой акт муниципального образования, принимаемый в особом порядке, обладающий прямым действием и высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и являющийся основой развития системы муниципальных правовых актов.

Решение, принятое на местном референдуме– оформленные в виде правового акта решение населения, принятое на местном референдуме и сходе граждан, обладающее прямым, непосредственным действием и высшей юридической силой на территории муниципального образования.

Принятое на местном референдуме решение:

— подлежит официальному опубликованию (обнародованию);

— подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования;

— не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления;

— может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Акты представительного органа муниципального образования. По вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает представительный орган муниципального образования:

1) решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа);

2) решение об удалении главы муниципального образования в отставку;

3) решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;

4) решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Акты главы муниципального образования. Глава муниципального образованияв пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения (нормативные и индивидуальные правовые акты):

1) по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования);

2) постановления главы местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации).

Председатель представительного органа муниципального образованияиздает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

Акты главы местной администрации. Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования:

1) постановления по вопросам местного значения и вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

2) распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лицаместного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Общие требования к муниципальным правовым актам(ст. 7 ФЗ № 131):

1) могут приниматься либо населением непосредственно, либо муниципальными органами власти.

2) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, могут приниматься на основе и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

3) подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципальных образований.

4) не должны противоречить федеральному и региональному законодательству Российской Федерации.

Обязательные требования для вступления в силу муниципальных правовых актов(ст. 47 ФЗ № 131):

1) вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок отмены муниципальных правовых актов. В соотв. со ст. 48 ФЗ № 131 муниципальные правовые акты могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено:

1) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт или к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта;

2) судом;

3) уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *