Агентство Юридической помощи

Мса 220 кратко

Содержание

Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита 220 рассматривает специфическую ответственность аудитора в отношении процедур контроля качества для аудита финансовой отчетности. Он также рассматривает, если применимо, ответственность контролера качества по заданию. Данный MCA должен читаться совместно с этическими требованиями.

Система контроля качества

Роль группы по заданию. Аудиторская фирма несет обязанность по созданию и поддержанию системы контроля качества, которая бы обеспечивала разумную уверенность в том, что:

  • • фирма и ее персонал соответствуют требованиям профессиональных стандартов и применимым требованиям законодательства и регулирующих органов;
  • • отчеты, выпускаемые фирмой или руководителями проверок, являются надлежащими в данных обстоятельствах;
  • • процедуры контроля качества являются действенными и связаны с независимостью.

Целью аудитора является применение процедур контроля качества на уровне аудиторского задания, которые обеспечивают для аудитора разумную уверенность в том, что:

  • • аудит соответствует профессиональным стандартам и применимым требованиям законодательства и регулирующих органов;
  • • выданное аудиторское заключение является надлежащим в данных обстоятельствах.

Контроль качества выполнения аудиторского задания – процесс обеспечения объективности (до выдачи аудиторского отчета) существенных оценок, сделанных членами аудиторской группы, и выводов, к которым они пришли при формулировании аудиторского отчета.

Ответственность руководства за качество аудита

Партнер, отвечающий за выполнение задания, должен нести ответственность:

  • • за качество каждого аудиторского задания;
  • • соответствие членов аудиторской группы этическим требованиям;
  • • соответствие требованию о независимости;
  • • процедуры по получению согласия на аудит и поддержанию отношений с клиентом;
  • • уместность выводов аудитора;
  • • отказ от аудиторского задания;
  • • надлежащую компетентность привлекаемых к аудиту лиц;
  • • выполнение аудиторского задания в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и регулятивными и юридическими требованиями;
  • • подготовку уместного аудиторского заключения;
  • • проведение обзорных проверок в соответствии с политиками и процедурами фирмы в области обзорных проверок;
  • • консультации по сложным или понимаемым в определенном контексте вопросам.

Проверка по контролю качества задания

Для аудита финансовой отчетности юридических лиц, чьи бумаги находятся в листинге, и иных аудиторских заданий партнер, ответственный за выполнение аудиторского задания, обязан:

  • • удостовериться, что назначен контролер качества;
  • • обсудить существенные вопросы, возникшие при выполнении аудиторского задания.

Он также обязан не выдавать аудиторского заключения до тех пор, пока не будет закончена проверка контроля качества выполнения аудиторского задания.

Оценка контроля качества должна включать:

  • • обсуждение значимых вопросов;
  • • обзор финансовой отчетности и проекта аудиторского заключения;
  • • обзор выбранной аудиторской документации, сформированной аудиторской группой, в отношении значимых вопросов и достигнутых выводов;
  • • оценку выводов, сформулированных в аудиторском заключении;
  • • рассмотрение того, является ли аудиторское заключение надлежащим.

Для аудита финансовой отчетности юридических лиц, чьи бумаги находятся в листинге, контролер качества обязан также рассмотреть:

  • • оценку независимости фирмы;
  • • уместность консультаций по сложным вопросам;
  • • подтвержденность аудиторской документацией работы, выполненной в отношении существенных суждений и сделанных выводов.

Эффективная система внутреннего контроля включает в себя мониторинг, разработанный с целью обеспечить фирму разумной уверенностью в том, что политика и процедуры, относящиеся к системе контроля качества, являются уместными, адекватными, эффективно работающими и соответствующими практике.

Аудитор обязан включать в аудиторскую документацию:

  • • вопросы, связанные с соответствием применяемым этическим требованиям;
  • • выводы о соответствии требованиям в области независимости;
  • • выводы в отношении принятия и продолжения отношений с клиентом;
  • • характер и объем консультаций.

Контролер качества по заданию обязан документировать в отношении проверенного аудиторского задания то, что:

  • • выполнены требуемые фирмой процедуры по контролю качества выполнения задания;
  • • проверка по контролю качества выполнения задания была закончена до даты аудиторского заключения;
  • • контролеру неизвестны любые неразрешенные вопросы, которые могли бы заставить контролера считать, что значимые суждения и выводы аудиторской группы являются ненадлежащими.

Система внутреннего контроля включает в себя политики и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

  • • ответственности руководства за качество аудита;
  • • этических требований;
  • • принятия задания;
  • • поддержания связей с клиентом;
  • • выполнения аудиторских заданий;
  • • назначения аудиторских групп;
  • • мониторинга.

«Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация»

Данный документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 09.01.2019 N 2н.

Приложение N 3
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 09.11.2016 N 207н

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 230 «АУДИТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ»

Международный стандарт аудита МСА 230 «Аудиторская документация» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по подготовке аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности. В Приложении перечислены прочие МСА, в которых содержатся те или иные требования и рекомендации по вопросам документации. Эти конкретные требования по составлению документации, содержащиеся в прочих МСА не накладывают каких-либо ограничений на применение настоящего стандарта. Законами или нормативными актами могут быть установлены дополнительные требования к документации.

Характер и назначение аудиторской документации

2. Аудиторская документация, отвечающая требованиям настоящего стандарта и специфическим требованиям к документации, содержащимся в прочих применимых МСА, обеспечивает:

(a) доказательства, обосновывающие сделанный аудитором вывод о достижении основных целей аудитора <1>;

<1> МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», пункт 11.

(b) доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.

3. Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных функций, включая следующее:

— помощь аудиторской группе в планировании и проведении аудита;

— помощь членам аудиторской группы, ответственным за контроль, в руководстве и контроле за аудиторской работой, а также в исполнении ими их обязанностей по обзорным проверкам в соответствии с МСА 220 <1>;

<1> МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности», пункты 15 — 17.

— обеспечение подотчетности аудиторской группы в ее работе;

— сохранение данных по вопросам, являющихся значимыми для будущих аудиторских заданий;

— обеспечение проведения обзорных проверок и инспектирования в целях контроля качества в соответствии с МСКК 1 <1> или не менее строгими требованиями национального законодательства <2>;

<1> МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг», пункты 32 — 33, 35 — 38 и 48.

<2> МСА 220, пункт 2.

— обеспечение возможности проведения внешнего инспектирования в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.

Дата вступления в силу

4. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Цель

5. Цель аудитора состоит в подготовке документации, которая обеспечивает:

(a) достаточные и надлежащие данные, обосновывающие аудиторское заключение;

(b) доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.

Определения

6. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

(a) аудиторская документация, рабочая документация, рабочие документы — записи о выполненных аудиторских процедурах, полученных уместных аудиторских доказательствах и сделанных аудитором выводах;

(b) аудиторский файл — одна или более папок, либо иные бумажные или электронные носители информации, предназначенные для хранения данных, содержащие данные, представляющие собой аудиторскую документацию, относящуюся к конкретному заданию.

(c) опытный аудитор — лицо (которое может быть как сотрудником аудиторской организации, так и сторонним по отношению к этой организации специалистом), обладающее практическим опытом проведения аудита и достаточным пониманием следующих вопросов:

(i) аудиторских процедур;

(ii) Международных стандартов аудита и применимых требований законодательства и нормативных требований;

(iii) бизнес-среды, в которой ведет деятельность аудируемая организация;

(iv) аудиторских вопросов и вопросов подготовки финансовой отчетности применительно к отрасли, в которой осуществляет свою деятельность организация.

Своевременная подготовка аудиторской документации

7. Аудитор должен готовить аудиторскую документацию своевременно (см. пункт A1).

Документация о выполненных аудиторских процедурах и собранных аудиторских доказательствах

8. Аудитор должен готовить аудиторскую документацию, которая достаточна для того, чтобы опытный аудитор, ранее не связанный с проведением конкретного аудиторского задания, мог понять (см. пункты A2 — A5, A16 — A17):

(a) характер, сроки и объем выполненных аудиторских процедур для соблюдения Международных стандартов аудита и применимых законодательных и нормативных требований (см. пункты A6 — A7);

(b) результаты выполненных аудиторских процедур и собранные аудиторские доказательства;

(c) значимые вопросы, возникшие в ходе аудиторского задания, сделанные по ним выводы, и значимые профессиональные суждения, использованные при формулировании этих выводов (см. пункты A8 — A11).

9. При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур аудитор должен зафиксировать:

(a) каковы отличительные характеристики протестированных статей или вопросов (см. пункт A12);

(b) кто выполнял аудиторскую работу, с указанием даты, на которую такая работа была завершена;

(c) кто проверял выполненную аудиторскую работу, с указанием даты и объема такой проверки (см. пункт A13).

10. Аудитор должен документировать обсуждения значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, включая характер обсужденных вопросов, а также того, когда и с кем происходили эти обсуждения (см. пункт A14).

11. Если аудитор выявил информацию, которая не соответствует его окончательным выводам в отношении того или иного значимого вопроса, аудитор должен документировать, каким образом он разрешил это несоответствие (см. пункт A15).

Отступление от того или иного применимого требования

12. Если, в исключительных обстоятельствах, аудитор сочтет необходимым отступить от выполнения того или иного применимого требования того или иного МСА, аудитор должен документировать, каким образом выполненные им альтернативные аудиторские процедуры достигают целей, предусмотренных этим требованием, а также каковы причины допущенного отступления (см. пункты A18 — A19).

Вопросы, возникшие после даты аудиторского заключения

13. Если, в исключительных обстоятельствах, аудитор выполняет новые или дополнительные аудиторские процедуры или приходит к новым выводам после даты аудиторского заключения, он должен документировать (см. пункт A20):

(a) каковы обстоятельства, с которыми он столкнулся;

(b) выполненные новые или дополнительные аудиторские процедуры, собранные аудиторские доказательства и сделанные выводы, их влияние на аудиторское заключение;

(c) когда и кем были внесены и проверены соответствующие изменения в аудиторскую документацию.

Окончательное формирование аудиторского файла

14. После даты аудиторского заключения аудитор должен своевременно собрать аудиторскую документацию в аудиторский файл и завершить административные процедуры окончательного формирования аудиторского файла (см. пункты A21 — A22).

15. По завершении окончательного формирования аудиторского файла аудитору запрещается удалять или выбрасывать какую бы то ни было аудиторскую документацию до истечения срока ее хранения (см. пункт A23).

16. Если в обстоятельствах, не подпадающих под описанные в пункте 13, аудитор по завершении окончательного формирования аудиторского файла посчитает необходимым видоизменить существующую аудиторскую документацию или дополнить ее новыми документами, он должен, вне зависимости от характера изменений или дополнений, документировать следующее (см. пункт A24):

(a) конкретные причины, по которым понадобилось внесение изменений или дополнений;

(b) когда и кем они были внесены и проверены.

* * *

Своевременная подготовка аудиторской документации
(см. пункт 7)

A1. Своевременная подготовка достаточной и надлежащей аудиторской документации помогает повысить качество выполнения аудиторского задания и облегчает проведение результативной проверки и оценки собранных аудиторских доказательств и сделанных выводов до завершения работы над аудиторским заключением. Документация, подготовленная после того, как аудиторская работа уже выполнена, скорее всего, окажется менее точной, чем та документация, которая готовилась по ходу выполнения этой работы.

A2. Форма, содержание и объем аудиторской документации зависят от таких факторов, как:

— размер и сложность аудируемой организации;

— характер выполняемых аудиторских процедур;

— выявленные риски существенного искажения;

— значительность собранных аудиторских доказательств;

— характер и объем выявленных расхождений;

— необходимость документирования того или иного вывода или обоснования вывода, которые не очевидны из выполненных работ или собранных аудиторских доказательств;

— применявшаяся методология и инструментарий проведения аудита.

A3. Аудиторская документация может вестись на бумаге либо на электронных или иных носителях. Примеры аудиторской документации:

— аудиторские программы;

— аналитические документы;

— памятные записки по проблемным вопросам;

— краткие сводки значимых вопросов;

— письма-подтверждения и письменные заявления;

— контрольные перечни;

— переписку (включая электронную) по значимым вопросам.

Аудитор может включить в аудиторскую документацию выдержки или копии документов аудируемой организации (например, значимые и специфические договоры и соглашения). Аудиторская документация, однако, не должна подменять собой бухгалтерские записи организации.

A4. Аудитор не обязан включать в аудиторскую документацию изначальные черновые варианты рабочей документации и финансовой отчетности, заметки, в которых отражены неполные или предварительные соображения, исходные копии документов, которые были впоследствии исправлены из-за опечаток и прочих ошибок, а также дублирующие документы.

A5. Устные пояснения аудитора сами по себе не представляют достаточного обоснования выполненной аудитором работы или сделанных им выводов, но могут использоваться для раскрытия и разъяснения информации, содержащейся в аудиторской документации.

Документация по соблюдению Международных стандартов аудита
(см. пункт 8(a))

A6. В принципе соблюдение требований настоящего стандарта приведет к тому, что аудиторская документация будет достаточной и адекватной конкретным обстоятельствам. Для разъяснения применения настоящего стандарта с учетом специфики того или иного МСА такой прочий стандарт аудита может содержать уточняющие требования по составлению документации. Эти конкретные требования по составлению документации, содержащиеся в прочих МСА не накладывают каких-либо ограничений на применение настоящего стандарта. Более того, отсутствие в каком-либо МСА требований по документированию не означает, что выполнение такого стандарта не предполагает составления документации.

A7. Аудиторская документация обеспечивает доказательства того, что проведенный аудит соответствует Международным стандартам аудита. Однако документирование аудитором в ходе аудита всех рассмотренных вопросов или всех выработанных профессиональных суждений не является ни обязательным, ни практически осуществимым. Кроме того, аудитор не обязан документировать отдельно (например, в контрольном перечне) факт соблюдения тех требований, соблюдение которых подтверждается документами, приобщенными к аудиторскому файлу. Например:

— наличие надлежащим образом документированного плана аудита показывает, что аудитор планировал проводимый аудит;

— наличие в аудиторском файле подписанного письма-соглашения об условиях задания показывает, что аудитор согласовал условия аудиторского задания с руководством или, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление;

— аудиторское заключение, в котором содержится надлежащим образом оформленное мнение с оговоркой в отношении финансовой отчетности клиента, показывает, что аудитор выполнил требование выразить мнение с оговоркой в соответствующих обстоятельствах, описанных в Международных стандартах аудита;

— может использоваться целый ряд способов, показывающих соблюдение в рамках аудиторского файла тех требований, которые обычно применяются на протяжении всего аудита:

— например, может не существовать единого способа документирования профессионального скептицизма аудитора. Тем не менее, аудиторская документация может обеспечить наличие доказательств применения аудитором профессионального скептицизма в соответствии с Международными стандартами аудита. Такие доказательства могут включать особые процедуры, выполненные для подтверждения ответов руководства на запросы аудитора;

— тот факт, что руководитель задания в порядке соблюдения Международных стандартов аудита принял на себя ответственность за руководство, контроль и проведение аудиторского задания, может подтверждаться в аудиторской документации целым рядом способов. В частности, это может быть документация о своевременном вовлечении руководителя задания в различные аспекты аудита, такие как участие в обсуждениях аудиторской группы, требуемых МСА 315 (пересмотренным) <1>.

<1> МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения», пункт 10.

Документальное оформление значимых вопросов и соответствующих значимых профессиональных суждений
(см. пункт 8(c))

A8. Оценка значимости того или иного вопроса требует объективного анализа фактов и обстоятельств. Примеры значимых вопросов:

— вопросы, приводящие к возникновению значительных рисков (как это определяется в МСА 315 (пересмотренном)) <1>;

<1> МСА 315 (пересмотренный), пункт 4(e).

— результаты аудиторских процедур, указывающие на то, что (a) финансовая отчетность может быть существенно искажена или что (b) существует необходимость пересмотреть прежнюю оценку аудитором рисков существенного искажения, а также меры, принимаемые аудитором в ответ на эти риски;

— обстоятельства, значительно затрудняющие применение аудитором необходимых аудиторских процедур;

— замечания, которые могут привести к той или иной модификации мнения аудитора или к включению в аудиторское заключение раздела «Важные обстоятельства».

A9. Важным фактором при определении формы, содержания и объема аудиторской документации по значимым вопросам являются масштабы применения профессионального суждения при проведении работ и при оценке их результатов. Документация о выработанных профессиональных суждениях, если они носят значительный характер, позволяет пояснить выводы аудитора и повысить качество суждения. Эти вопросы представляют особенный интерес для тех, кто отвечает за анализ аудиторской документации, включая специалистов, задействованных на последующих аудиторских заданиях, когда они занимаются вопросами, сохраняющими свою значимость (например, при проведении ретроспективной проверки оценочных значений).

A10. Некоторые примеры обстоятельств, при которых в соответствии с пунктом 8 следует подготавливать аудиторскую документацию в отношении использования профессионального суждения, включают следующее, если вопросы и суждения являются значимыми:

— обоснование вывода аудитора, когда от аудитора требуется обязательно рассмотреть определенную информацию или факторы, и это рассмотрение является значимым в контексте проводимого аудита;

— основа для вывода аудитора в отношении обоснованности тех или иных областей субъективных суждений (например, в отношении обоснованности значительных оценочных значений);

— основа для вывода аудитора по вопросу подлинности документа, когда в ходе аудита аудитором были выявлены некие обстоятельства, заставившие его усомниться в подлинности данного документа, и по этому поводу было проведено специальное расследование (например, с использованием процедур, связанных с экспертизой или подтверждением).

A11. Аудитор может счесть полезным подготовить и сохранить в составе аудиторской документации краткую сводку (иногда называемую запиской или меморандумом о завершении работ), в которой описываются значимые вопросы, выявленные в ходе аудита и то, каким образом они были разрешены, или которая включает ссылки на другую подтверждающую аудиторскую документацию, содержащую эту информацию. Такая сводка может способствовать проведению эффективных и эффективных проверок и инспектирования аудиторской документации, особенно по масштабным и сложным аудиторским заданиям. Кроме того, подготовка такой сводки может помочь аудитору при рассмотрении значимых вопросов. Она может также помочь аудитору оценить ситуацию на предмет того, не оказывается ли в свете выполненных аудиторских процедур и сделанных выводов, что существует по крайней мере одна значимая цель, установленная в каком-либо Международном стандарте аудита, которой аудитор не может достичь, что делает невозможным выполнение им основных целей аудитора.

Указание конкретных протестированных статей или вопросов, а также исполнителя и проверяющего
(см. пункт 9)

A12. Фиксирование таких отличительных признаков служит решению целого ряда задач. Например, это дает возможность аудиторской группе обеспечить собственную подотчетность за выполненные работы и облегчает проведение расследований случаев расхождений или несоответствий. Отличительные признаки будут варьироваться в зависимости от применяемой аудиторской процедуры и тестируемой статьи или вопроса. Например:

— для подробного тестирования выпущенных организацией заказов на закупки аудитор может обозначить отбираемые для тестирования документы по их датам или по уникальным номерам заказов на закупки;

— для процедуры, требующей отбора из данной генеральной совокупности или проверки всех статей сверх установленной суммы, аудитор может зафиксировать объем проводимой процедуры и обозначить соответствующую генеральную совокупность (например, все записи в бухгалтерских регистрах сверх установленной суммы);

— для процедуры, требующей систематической выборки из генеральной совокупности документов, аудитор может обозначить отбираемые документы путем указания их источника, начала диапазона выборки и ее интервала (например, систематическая выборка отчетов об отгрузке, отбираемых из журнала отгрузки за период с 1 апреля по 30 сентября, начиная с отчета номер 12345 и отбирая каждый 125-й отчет);

— для процедуры, требующей опроса конкретных сотрудников аудируемой организации, аудитор может зафиксировать даты проведения опросов, а также фамилии и наименования должностей этих сотрудников аудируемой организации;

— для процедуры наблюдения аудитор может описать наблюдаемый процесс или вопрос, имеющих отношение к нему лиц, соответствующие обязанности этих лиц, а также где и когда выполнялось наблюдение.

A13. МСА 220 требует от аудитора проверять выполненную аудиторскую работу путем проверки аудиторской документации <1>. Требование документировать, кто именно проверял выполненную аудиторскую работу, не означает необходимости отражать в каждом рабочем документе подтверждение того, что он был проверен. Это требование, однако, означает, что следует документировать то, какая аудиторская работа проверялась, кто проверял эту работу и когда она была проверена.

<1> МСА 220, пункт 17.

Документирование обсуждений значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, и иными лицами
(см. пункт 10)

A14. Документация не ограничивается только документами, подготовленными аудитором, но может включать и иные надлежащие документы, такие как протоколы заседаний, подготовленные персоналом организации и согласованные с аудитором. В число прочих лиц, с которыми аудитор может обсудить значимые вопросы, могут входить другие сотрудники внутри организации, а также внешние по отношению к ней лица, такие как консультанты, оказывающие услуги по договору с организацией.

Документация о том, каким образом были разрешены несоответствия
(см. пункт 11)

A15. Требование документировать то, каким образом аудитор разрешал несоответствия в информации, не предполагает, что аудитор должен хранить документацию, которая неверна или устарела.

Особенности малых организаций
(см. пункт 8)

A16. Аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации. Кроме того, в том случае, когда в ходе аудита руководитель задания выполняет всю проводимую аудиторскую работу, документация не будет включать вопросы, которые должны документироваться исключительно для того, чтобы проинформировать или проинструктировать членов аудиторской группы или чтобы обеспечить доказательства проведения проверки документации прочими членами аудиторской группы (например, будет нечего документировать по вопросам обсуждений или организации контроля в группе). Тем не менее руководитель задания выполняет основополагающее требование пункта 8 о подготовке аудиторской документации, которую в состоянии понять опытный аудитор, поскольку аудиторская документация может подлежать проверке внешними лицами для законодательных или нормативных целей.

A17. При подготовке аудиторской документации аудитор малой организации может счесть целесообразным и эффективным решением составление единого документа по всем аспектам аудита, включающего в необходимых случаях ссылки на подтверждающие материалы в рабочей документации. Примеры вопросов, которые могут документироваться в едином документе при аудите малой организации, включают понимание аудируемой организации и системы ее внутреннего контроля, общую стратегию и план аудита, существенность, определенную в соответствии с МСА 320 <1>, оцененные риски, значимые вопросы, отмеченные в ходе аудита, и сделанные выводы.

<1> МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».

Отступление от того или иного применимого требования
(см. пункт 12)

A18. Требования Международных стандартов аудита составлены таким образом, чтобы дать возможность аудитору достичь целей, описанных в Международных стандартах аудита, и таким образом достичь общих целей аудитора. Следовательно, если только речь не идет об исключительных обстоятельствах, Международные стандарты аудита призывают соблюдать все требования, которые являются применимыми в обстоятельствах проводимого аудита.

A19. Требование документирования применяется лишь к тем положениям, которые являются применимыми в конкретных обстоятельствах. Данное требование не является применимым <1> лишь в тех случаях, когда:

<1> МСА 200, пункт 22.

(a) весь тот или иной МСА не является значимым (например, если у организации нет службы внутреннего аудита, никакие положения МСА 610 (пересмотренного, 2013 г.) <1> не являются применимыми);

<1> МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов», пункт 2.

(b) требование является обусловленным, а оговоренное условие отсутствует (например, требование модифицировать аудиторское мнение при условии невозможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, в то время как такая невозможность отсутствует).

Вопросы, возникшие после даты аудиторского заключения
(см. пункт 13)

A20. Примеры исключительных обстоятельств включают факты, которые стали известны аудитору после даты аудиторского заключения, но которые существовали на эту дату и которые, если бы они стали известны на эту дату, могли бы вызвать внесение изменений в финансовую отчетность или модификацию мнения аудитора в аудиторском заключении <1>. Соответствующие изменения в аудиторской документации проверяются в соответствии с требованиями, изложенными в МСА 220 <2>, с руководителем задания, который принимает на себя ответственность за эти изменения.

<1> МСА 560 «События после отчетной даты», пункт 14.

<2> МСА 220, пункт 16.

Окончательное формирование аудиторского файла
(см. пункты 14 — 16)

A21. Стандарт МСКК 1 (или не менее строгие требования национального законодательства) требует от аудиторских организаций устанавливать политику и процедуры для своевременного завершения формирования аудиторских файлов <1>. Надлежащий предельный срок для завершения окончательного формирования аудиторского файла обычно не превышает 60 дней после даты аудиторского заключения <2>.

<1> МСКК 1, пункт 45.

<2> МСКК 1, пункт A54.

A22. Завершение окончательного формирования аудиторского файла после даты аудиторского заключения представляет собой административную процедуру, не предполагающую выполнение каких-либо новых аудиторских процедур или формирование новых выводов. Однако в процессе формирования аудиторского файла в аудиторскую документацию могут вноситься изменения, если они носят административный характер. Примеры таких изменений:

— удаление или изъятие устаревшей документации;

— сортировка, упорядочение и расстановка ссылок в рабочей документации;

— подписание контрольных перечней, относящихся к процессу формирования аудиторского файла;

— документирование аудиторских доказательств, которые аудитор собрал, обсудил и согласовал с соответствующими членами аудиторской группы до даты аудиторского заключения.

A23. Стандарт МСКК 1 (или не менее строгие требования национального законодательства) требует от аудиторских организаций устанавливать политику и процедуры хранения документации по заданию <1>. Срок хранения документации по аудиторским заданиям обычно составляет не менее пяти лет с даты аудиторского заключения о финансовой отчетности организации или с даты аудиторского заключения о финансовой отчетности группы, если оно оформлялось позже <2>.

<1> МСКК 1, пункт 47.

<2> МСКК 1, пункт A61.

A24. Пример обстоятельств, при которых аудитор может счесть необходимым видоизменить существующую аудиторскую документацию или добавить новую аудиторскую документацию после завершения окончательного формирования аудиторского файла, — это необходимость внести пояснения в существующую аудиторскую документацию вследствие комментариев, полученных в ходе надзорного инспектирования, выполненных внутренними или внешними по отношению к аудиторской организации лицами.

Приложение
(см. пункт 1)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЧИХ МСА

В настоящем приложении перечисляются те пункты прочих МСА, действующих при проведении аудита финансовой отчетности на 15 декабря 2009 года или после этой даты, которые содержат специфические требования к документации. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.

— МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», пункты 10 — 12;

— МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности», пункты 24 — 25;

— МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при аудите финансовой отчетности», пункты A44 — A47;

— МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», пункт 29;

— МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», пункт A23;

— МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», пункт 12;

— МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения», пункт 32;

— МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита», пункт A14;

— МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски», пункты 28 — 30;

— МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита», пункт 15;

— МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценки справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации», пункт 23;

— МСА 550 «Связанные стороны», пункт 28;

— МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов», пункт 50;

— МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов», пункты 36 — 37.

Контроль качества аудиторской работы МСА № 220

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

Экономический факультет

По дисциплине: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

На тему: Контроль качества аудиторской работы МСА №220

Выполнила: _____________________

_______________________________

Проверила: ______________________

Дата ___________________

Оценка _________________

Подпись _________________

Воронеж 2006

Контроль качества аудиторской работы (МСА № 220)

В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия. Международная организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа.

Международный стандарт 50 Международной электротехнической комиссии, с которой тесно сотрудничает ИСО, характеризует качество услуги как обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею. Как видим, современное представление о качестве базируется на степени удовлетворения запросов потребителей (физических лиц, юридических лиц, общества в целом). Исходя из определения аудита следует, что аудит призван удовлетворять потребность общества в установлении объективной финансовой информации.

Потребность в информации — это свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информацию соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели. При изучении информационной потребности следует учитывать три взаимосвязях ных компонента:

— потребителя информации (круг лиц, заинтересованных в результатах аудита, оформленных заключением); — информационный массив (информация о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, сконцентрированным выражением которой является бухгалтерская отчетность);

— информационную систему (информационный массив, каналы связи между потребителями и совокупность технических средств, преобразующих и поставляющих информацию).

Состав потребителей информации, содержащейся в аудиторском заключении, неоднороден, но их объединяет заинтересованность в объективности данных. В таблице №1 представлена классификация пользователей информации, заключающейся в выраженном аудитором мнении о достоверности финансовой отчетности экономических субъектов.

Ввиду отсутствия у некоторых категорий пользователей прямого доступа к информационному массиву, существует необходимость в посреднике, который мог бы предоставить им в доступном виде требуемую информацию. Роль этого информационного канала выполняет аудит. Таким образом, можно сформулировать понятие потребности в информации, являющейся результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, отражающее необходимость получения информации о достоверности бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствуюших решений. Мнение аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации:

— полнота (достаточность) — количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;

— точность — выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия финансовой отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;

— полезность — аудиторское заключение касается лишь существенных аспектов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не затрагивая бесполезных для потребителей данных;

— доступность — мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации;

— однозначность — результаты аудита излагаются в виде, не допускающем различных толкований;

— оперативность — заключение должно быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям;

— предназначение (адресность) — части аудиторского заключения адресуются конкретным группам пользователей информации (исполнительному органу, акционерам (собственникам)).

Очевидно, что перечисленных в таблице №1 пользователей интересует достоверность данных различных статей финансовой отчетности проверяемого субъекта. Только информация, подготовленная с соблюдением изложенных выше принципов, максимально соответствующая действительному положению дел, может соответствовать потребностям всех категорий пользователей.

Если исходить из существующего международного понимания качества услуги и определения аудита, приведенного в МСА, то следует, что потребители будут настолько удовлетворены результатами аудита, насколько мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности соответствует объективной реальности.

Итак, качество аудита можно определить как обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица.

Критерием качества аудиторских проверок, исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, являются общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, т.е. Международные стандарты аудита.

Таблица 1. Пользователи информации, содержащейся

в аудиторском заключении

Категории пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении Перечень заинтересованных пользователей Примерные области принятия решений
Внутренние пользователи

Учредители

Участники

Собственники

Исполнительный орган Управленческий персонал Внутренние аудиторы

Другие работники

Управление активами и капиталом; реорганизация, реструктуризация, ликвидация, смена исполнительного органа и др.

Совершенствование системы внутреннего контроля, введение бухгалтерского учета и составления отчетности; исправление недостатков, отмеченных аудиторами

Продолжение или прекращение трудовых отношений с аудируемым лицом

Внешние пользователи

Поставщики и подрядчики Покупатели и заказчики

Кредитные организации

Прочие кредиторы (заимодавцы, вкладчики, держатели ценных бумаг)

Продолжение или прекращение договорных отношений с аудируемым лицом

Пересмотр условий договоров на расчетно-кассовое обслуживание; выдача кредитов, возмещение ранее выданных кредитов и процентов за пользование ими

Выдача и возврат займов, приобретение и погашение ценных бумаг, прочее кредитование или погашение ранее образовавшейся задолженности

Спонсоры Выделение или прекращение финансовой помощи, фантов и т.п.
Инвесторы Выделение или сокращение инвестиций

Аудиторские фирмы

(аудиторы)

Выбор данного экономического субъекта в качестве возможного клиента; определение объема аудита; приоритетных направлений проверки
Актуарии и биржевые специалисты Оценка, покупка и продажа ценных бумаг аудируемого лица
Органы статистики Полнота и достоверность принимаемой отчетности
Профессиональные союзы Защита интересов работников аудируемого лица
Средства массовой информации Публикация финансовой отчетности размещение рекламы и освещение отдельных сторон деятельности аудируемого лица
Государственные органы Выдача и аннулирование лицензий, разрешений, предоставление льгот, дополнительная проверка аудируемого лица, судебные разбирательства и др.

Организация работы по обеспечению качества аудиторских услуг со стороны Международной федерации бухгалтеров

В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение о международной бухгалтерской практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию контроля организаций — членов МФБ за качеством деятельности аудиторских фирм. Согласно этому Положению члены МФБ, являющиеся саморегулируемыми организациями, обязаны продемонстрировать программы, гарантирующие соблюдение аудиторами стандартов профессиональной деятельности. Эти программы должны:

— обеспечивать контроль за соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности;

— предусматривать систему непрерывной профессиональной подготовки, нацеленную на изучение методов и процедур контроля качества;

— помогать в осуществлении программы проверки качества профессиональной деятельности.

Программа МФБ предусматривает создание объединения фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе. Это мероприятие было проведено в конце 2000 г. Крупнейшие аудиторские фирмы мира учредили Форум фирм МФБ, о котором уже шла речь выше. Фирмы — члены Форума должны соблюдать определенные требования, в том числе:

— обеспечивать соответствие уровня услуг всеобщему стандарту качества Форума фирм;

— подвергать обязательному контролю качество своей работы с помощью внешних проверяющих (под ними подразумеваются фирмы — члены Форума).

Независимый Совет по общественному надзору должен следить за соблюдением МФБ и Форумом фирм интересов общества.

Политика и процедуры контроля качества аудита

Политика и процедуры контроля качества согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:

• размера фирмы;

• ее расположения;

• организационной структуры;

• соотношения затрат и результатов и других факторов.

Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно включают следующее:

1. Профессиональные требования — определены «Кодексом этики профессиональных бухгалтеров»: независимость, честность, объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения.

2. Навыки и компетентность — сотрудники должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью.

3. Поручение заданий — работа должна быть поручена сотрудникам соответствующей квалификации.

4. Делегирование полномочий — осуществление надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в соответствии выполненной работы стандартам качества.

5. Консультирование — проведение консультаций с компетентными специалистами.

6. Принятие и сохранение клиентов — оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.

7. Мониторинг — определение эффективности политики и процедур контроля качества.

Для обеспечения соблюдения профессиональных требований руководитель аудиторской фирмы должен:

— назначить персонал, ответственный за разрешение этических вопросов;

— довести до сведения всех сотрудников фирмы политику и процедуры, применяемые в отношении профессиональных этических принципов;

— своевременно оповестить сотрудников о клиентах, по отношению к которым применяется политика независимости;

— следить за соблюдением персоналом этических принципов.

В отношении навыков и компетентности задачи руководства аудиторской фирмы следующие:

— разработать и проводить программу по привлечению квалифицированного персонала;

— установить требования к квалификации принимаемых на работу сотрудников и квалификационные должностные характеристики для персонала всех уровней;

— проводить работу с вновь принятым персоналом по ознакомлению с политикой и процедурами фирмы, касающимися требований к навыкам и компетентности сотрудников;

— разработать требования к непрерывности профессионального образования и довести их до сведения персонала;

— информировать работников об изменениях в законодательстве, нормативных актах, стандартах, внутрифирменных материалах, касающихся технической политики и процедур фирмы;

— обеспечивать потребность фирмы в сотрудниках, обладающих специальными знаниями;

— регулярно проводить оценку работы сотрудников и доводить до них результаты оценки;

— назначить лиц, принимающих решения относительно продвижения сотрудников.

В области поручения заданий действия руководства аудиторской фирмы должны быть следующими:

— обеспечить планирование кадровых потребностей фирмы, ее подразделений, а также отдельных проверок;

— определить круг лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудита;

— утверждать графики проведения аудита и назначения персонала. В отношении делегирования полномочий руководство аудиторской организации должно обеспечить:

— проведение процедур для планирования проверок;

— принятие мер для поддержания внутрифирменных стандартов качества при проведении аудита;

— обучение персонала непосредственно на рабочем месте в процессе аудиторской проверки.

Для выполнения требований по консультированию необходимо:

— определить сферы консультаций и поощрять использование персоналом консультаций из авторитетных источников;

— назначить консультантов и определить их полномочия;

— определить требования к документации, в которой будут отражаться результаты консультаций.

Принятие и сохранение клиентов обеспечивается с помощью следующих процедур:

— разработка методики оценки потенциальных клиентов и процедур утверждения клиентов;

— проведение оценки клиентов по наступлении различных событий с целью определения возможности дальнейшего сотрудничества.

Проведение мониторинга предполагает:

— составление внутрифирменной программы с указанием: объема работ, критериев отбора договоренностей об аудите для проверки, сотрудников, привлеченных к мониторингу;

— осуществление проверки соблюдения политики и процедур, направленных на обеспечение качества аудита;

— информирование соответствующих сотрудников о результатах проведенных мероприятий по мониторингу;

— определение необходимых изменений в политике и процедурах фирмы по контролю качества.

Руководство аудиторской фирмы должно быть уверено, что политика и процедуры контроля качества доведены до сведения персонала, понятны всем и применяются на практике.

В отношении отдельных аудиторских проверок: аудитор должен выполнять те процедуры контроля качества, которые являются надлежащими применительно к данной проверке.

Работники аудиторской фирмы, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов, выполняющих порученную им работу, чтобы получить уверенность в том, что работа выполняется с надлежащей добросовестностью и на достаточном профессиональном уровне. Руководство работой ассистентов предусматривает информирование их о следующих вопросах:

• обязанности ассистентов;

• цели выполняемых ими процедур;

• характер бизнеса субъекта;

• возможные проблемы в области учета и аудита.

До ассистентов аудитора указания по проведению аудита доводятся с помощью сметы затрат времени, общего плана и программы аудита.

Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен:

— контролировать ход аудита (определять степень соответствия ассистентов уровню порученных им заданий, следить за соблюдением плана и программы аудита);

— оценивать значимость возникающих в ходе аудита вопросов и вносить изменения в документацию по планированию аудита;

— устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников, при необходимости используя консультации.

Проверка работы ассистентов осуществляется компетентным специалистом в следующих направлениях:

• корректировка и выполнение общего плана и программы аудита;

• документальное оформление процедур и их результатов;

• урегулирование и отражение существенных моментов в выводах аудитора;

• достижение целей аудиторских процедур;

• внесение поправок в финансовую отчетность клиента по результатам аудита;

• соответствие выводов результатам выполненной работы и мнению аудитора.

В высших органах аудита, проводящих проверки государственного сектора, могут существовать дополнительные к МСА 220 требования по поводу политики качества.

Список используемой литературы

1. Грюнинг X., Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: практическое пособие. ICARPublishing, 2002.

3. Панкова СВ. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита // Международный бухгалтерский учет. 2002. № 1.

4. Панкова СВ. Международные стандарты аудита: Учеб. Пособие. – М.: Экономисть, 2004. – 158 с.

Международный стандарт аудита 220. Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 220 «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

Бельдягина Арина
группа ЭЭЗ-401

Сфера применения настоящего стандарта

Настоящий Международный стандарт аудита (МСА)
устанавливает особые обязанности аудитора в отношении
процедур контроля качества при проведении аудита финансовой
отчетности. Обязанностью аудиторской организации является
установление системы, политики и процедур контроля качества. У
организации есть обязанность внедрить и поддерживать систему
контроля качества, обеспечивающую ее разумную уверенность в
том, что:
организация и ее сотрудники соблюдают профессиональные
стандарты и применимые законодательные и нормативные
требования;
заключения, выпущенные организацией или руководителями
аудиторских заданий, носят надлежащий характер в конкретных
обстоятельствах.

Аудиторские группы вправе полагаться на систему контроля
качества аудиторской организации, за исключением случаев,
например, в отношении
профессиональной
компетентности,
обеспечиваемой
программами подбора персонала и обучения;
независимости за счет накопления и распространения
значимой информации о независимости.
Цель аудитора состоит в том, чтобы внедрить
процедуры контроля качества на уровне проводимого
аудиторского задания, обеспечивающие разумную
уверенность аудитора в том, что:
проводимый
аудит
соответствует
профессиональным
стандартам и применимым законодательным и нормативным
требованиям;
выпущенное аудиторское
заключение имеет надлежащий
характер в конкретных обстоятельствах.
Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита
финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15
декабря

Определения

Руководитель задания – партнер или иной сотрудник аудиторской
организации, который отвечает за задание и его выполнение.
Проверка качества выполнения задания – процесс, выполненный
по
состоянию на или до даты заключения и призванный объективно
оценить значимые суждения аудиторской группы и ее выводы,
сделанные при формулировании заключения.
Лицо, осуществляющее
задания –
проверку
качества
выполнения
партнер, иной сотрудник аудиторской организации, стороннее лицо
надлежащей квалификации, или группа таких лиц, никто из которых
не входит в состав аудиторской группы, с достаточным и
надлежащим опытом и полномочиями, позволяющими объективно
оценить значимые суждения, которые сделаны аудиторской группой,
и выводы, к которым она пришла при формулировании заключения.
Аудиторская группа
– все партнеры и сотрудники,
выполняющие
конкретное задание, а также любые лица, привлеченные
аудиторской организацией или организацией, входящей в сеть,
которые выполняют процедуры в рамках данного задания.
Инспектирование

процедуры,
предназначенные
для
обеспечения
доказательств соблюдения аудиторскими группами политики и
процедур контроля качества, установленных в организации в
отношении завершенных заданий.
Мониторинг – процесс, предусматривающий непрерывный
анализ и
оценку системы контроля качества аудиторской организации, в
том
числе периодическое инспектирование на выборочной основе
завершенных аудиторских заданий, с целью обеспечить
Профессиональные
аудита и
стандарты

Международные
стандарты
соответствующие этические требования.
Соответствующие этические требования – этические требования,
предъявляемые
проверку
аудиторской
группе
и
лицам,
осуществляющим
качества выполнения задания.
Сотрудники – не входящие в состав партнеров нанятые аудиторской
организацией профессионалы, включая экспертов.
Партнер – любое физическое лицо, имеющее полномочия возложить
на
аудиторскую организацию обязательства по оказанию проф. услуг.
Персонал – партнеры и сотрудники.
Стороннее лицо надлежащей квалификации – лицо, которое не
является сотрудником организации, обладающее компетенцией и
способностями, чтобы действовать в качестве руководителя
проекта/задания,
сотрудник
например,
партнер
другой
организации
(с соответствующим опытом), состоящий либо в профессиональном
или

Требования

Руководитель задания принимает на себя ответственность за общее
качество всех аудиторских заданий, на проведение которых он

назначен. Руководитель задания в своих действиях и поручениях
членам аудиторской группы подчеркивает:
важность для качества проверки следующих факторов:
выполнения
работ
таким
образом,
чтобы
всегда
соответствовать
профессиональным
стандартам
и
применимым законодательным и нормативным требованиям;
безусловного соблюдения требований политики и процедур
организации по контролю качества;
выпуска аудиторских заключений, которые всегда носят
надлежащий характер в конкретных обстоятельствах;
способности членов аудиторской группы поднимать вопросы,
требующие решения, не опасаясь негативных последствий
для себя лично.
качество имеет принципиальное значение при проведении
аудита.

Независимость

Руководитель задания должен прийти к заключению о соблюдении
требований независимости, которые применяются к конкретному
аудиту. Для этих целей руководитель задания:
получает
соответствующую информацию от аудиторской
организации и, где это применимо, от организации, входящей в
сеть, для выявления и оценки обстоятельств и отношений,
создающих угрозы независимости;
оценивает информацию по выявленным нарушениям политики
и процедур аудиторской организации по обеспечению
независимости для определения того, создают ли они угрозу
независимости для конкретного аудиторского задания;
принимает необходимые меры для устранения таких угроз или
для их ослабления до приемлемого уровня путем принятия мер
предосторожности
или,
если
сочтет
целесообразным,
отказывается от дальнейшего проведения этого аудиторского
задания.

9. Принятие и продолжение отношений с клиентами

Руководитель задания должен убедиться в том, что выполняются
надлежащие процедуры относительно принятия и продолжения
отношений с клиентами, принятия и выполнения определенных
заданий, а также должен определить, что сделанные в этом
отношении выводы носят надлежащий характер.
Если руководитель задания получает информацию, которая, если
бы
она была доступна ранее, привела к тому, что аудиторская
организация отказалась бы от предложения о проведении аудита,
он
должен безотлагательно передать эту информацию в организацию,
с
тем чтобы организация и руководитель задания могли принять

10. Назначение аудиторских групп

Руководитель задания должен убедиться в том, что аудиторская
группа, а также все эксперты аудитора совокупно обладают
соответствующими знаниями и навыками, чтобы провести аудит в
соответствии с профессиональными стандартами и применимыми
законодательными и нормативными требованиями.
При оценке того, насколько можно ожидать, что аудиторская
группа в
целом окажется компетентной и способной, руководитель задания
может рассмотреть следующие характеристики данной группы:
понимание специфики аудиторских заданий подобного характера
и сложности, наличие практического опыта в этой области;
понимание профессиональных стандартов и применимых
законодательных и нормативных требований;
технические знания, включая знание областей бухгалтерского
учета или аудита;
знание соответствующих отраслей, в которых осуществляет
деятельность данный клиент;
способность формировать профессиональное суждение;
понимание политики и процедур контроля качества аудиторской
организации.

11. Выполнение задания

Руководитель задания принимает на себя ответственность:
За руководство, контроль и проведение задания в соответствии с
профессиональными
стандартами
и
применимыми
законодательными
и нормативными требованиями. Руководство аудиторской группой
включает информирование членов группы.
Обсуждение между членами аудиторской группы позволяет менее
опытным членам группы задать вопросы более опытным ее членам
и
таким образом наладить надлежащее профессиональное общение
внутри аудиторской группы.
За
соответствие аудиторского заключения обстоятельствам
задания.

12. Обзорные проверки

Руководитель задания принимает на себя ответственность за
проведение обзорных проверок в соответствии с политикой и
процедурами аудиторской организации по проведению обзорных
проверок.
Обзорная проверка заключается в рассмотрении того, соответствуют
ли действительности, например, следующие утверждения:
работа
выполнена в соответствии с профессиональными
стандартами
и
применимыми
законодательными
и
нормативными требованиями;
значимые вопросы были вынесены на дальнейшее рассмотрение;
надлежащие консультации имели место, а сделанные на их
основе выводы задокументированы и применены;
существует необходимость пересмотреть характер, сроки и объем
выполненной работы;
выполненная
работа поддерживает сделанные выводы и
надлежащим образом задокументирована;
полученные доказательства достаточны и носят надлежащий
характер, чтобы поддержать аудиторское заключение;
цели всех процедур данного аудиторского задания достигнуты.

13. Консультации

Руководитель задания должен:
нести ответственность за то, чтобы члены аудиторской группы
надлежащим образом консультировались по сложным или
спорным вопросам;
убедиться в том, что члены аудиторской группы во время
проведения задания организовали получение необходимых
консультаций как внутри аудиторской группы, так и между
аудиторской группой и другими специалистами соответствующего
уровня внутри организации или за ее пределами;
убедиться в том, что характер и объемы этих консультаций, а
также выводы согласованы с теми, кто их предоставил;
определить, что выводы, сделанные на основе консультаций,
реализованы.

14. Проверка качества выполнения задания

При проведении аудита финансовой отчетности организаций, а
также
Проведении аудита в иных случаях, когда аудиторская организация
определила, что по ним необходима проверка качества выполнения
задания, руководитель аудиторского задания должен:
определить, что состоялось назначение лица, ответственного за
проверку качества выполнения задания;
обсуждать важные вопросы с лицом, осуществляющим такую
проверку;
не датировать аудиторское заключение до завершения проверки
качества выполнения задания.
Лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания,
должно провести объективную оценку значимых
суждений,
сделанных
аудиторской группой, и выводов, полученных при формировании
аудиторского заключения.
Лицо, ответственное за проверку качества выполнения задания,
проводя проверку качества выполнения задания, должно также

15. Мониторинг и документация

Эффективная система контроля качества включает меры
мониторинга, призванные обеспечить аудиторскую организацию
разумной уверенностью в том, что ее политика и процедуры
актуальны, достаточны и функционируют эффективно. Тот или
иной
недостаток в системе контроля качества не обязательно указывает
на то, что конкретное аудиторское задание было выполнено не в
соответствии с профессиональными стандартами и применимыми
правовыми и нормативными требованиями или что аудиторское
заключение было неверным.
Аудитор должен включить в аудиторскую документацию:
выявленные
проблемы
в
отношении
соблюдения
соответствующих этических требований и сведения как они были
разрешены;
выводы по вопросу соблюдения тех требований независимости,
которые применяются к конкретному аудиторскому заданию;
выводы, сделанные по вопросу принятия и продолжения
отношений с клиентами;

16. Мониторинг и документация

Лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания, в
результате проверки по конкретному аудиторскому заданию,
должно
обеспечить документальное подтверждение того, что:
выполнены все процедуры, требуемые политикой аудиторской
организации по проверке качества выполнения задания;
проверка качества выполнения задания была завершена на дату
аудиторского заключения или до этой даты;
лицу, осуществляющему проверку качества выполнения задания,
не известно ни о каких неразрешенных вопросах, которые
заставили бы его полагать, что те значимые суждения, которые
выработала аудиторская группа, и выводы, к которым она
пришла, оказались неправильными.

17. Тест

Обязанностью аудиторской организации
является:
a) установление системы, политики и процедур
контроля качества
b) разработка профессиональных стандартов и
законодательных и нормативных требований
c) принятие и продолжение отношений с клиентами
все зависимости от возникающих обстоятельств

18. Тест

Настоящий стандарт вступает в силу в
отношении аудита финансовой
отчетности за
периоды,начинающиеся:
a) с 1 января 2017 года
b) с 15 декабря 2009 года
c) с 9 ноября 2016 года

19. Тест

Сотрудники – это:
a) любое физическое лицо, имеющее полномочия
возложить на аудиторскую организацию
обязательства по оказанию профессиональных. услуг
b) не входящие в состав партнеров нанятые
аудиторской организацией профессионалы, включая
экспертов
c) партнер, стороннее лицо надлежащей
квалификации, или группа таких лиц, никто из
которых не входит в состав аудиторской группы, с
достаточным и надлежащим опытом и
полномочиями, позволяющими объективно оценить
значимые суждения, которые сделаны аудиторской
группой, и выводы, к которым она пришла при
формулировании заключения

20. Тест

Какой из перечисленных факторов не
относится к требованиям качества
проведения задания:
a) безусловного соблюдения требований политики и
процедур организации по контролю качества
b) аудиторские заключения всегда носят
надлежащий характер в конкретных
обстоятельствах
c) членам аудиторской группы запрещено
обсуждение полученных данных в ходе работы
каждого члена группы, вплоть до окончания
аудиторской проверки и составления заключения

21. Тест

Компетентность аудиторской группы
определяется:
a) знанием соответствующих отраслей, в которых

осуществляется деятельность данного клиента
b) технические знания, включая знания областей
бухгалтерского учета или аудита
c) оба ответа верны

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА Представление дисциплины. — презентация

1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА Представление дисциплины

2 2 Общие сведения по дисциплине Название — Международные стандарты аудита Читается для специальностей — Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Важность изучения дисциплины: Формирование у будущих специалистов профессиональных знаний и умений в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Изучение особенностей и статуса Международных стандартов аудита и Положение о международной аудиторской практике и умение применять их в практической деятельности Сфера профессионального использования: Международные стандарты аудита исполняют роль катализатора, обеспечивающего сближение национальных стандартов аудита, поэтому важное значение имеет практическое применение полученных знаний при проведении независимого аудита и сопутствующих ему услуг

3 3 Краткое описание дисциплины Дисциплина «Международные стандарты аудита», согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рассматривает вопросы, связанные с регулированием методологии и качества аудита на международном уровне, раскрывает сущность международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике, описывает особенности их использования на различных этапах аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг.

4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов твердых теоретических знаний и практических навыков (на основе лучших достижений мировой и отечественной экономической науки): по планированию, проведению аудита как независимого контроля правильности организации и ведения бухгалтерского учета; организации и функционирования системы внутреннего контроля; составления финансовой отчетности, с точки зрения ее достоверности; проверки соблюдения законодательства; оформлению результатов аудиторской проверки с учетом международных стандартов аудита.

5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Изучение международных стандартов аудита призвано помочь специалистам аудиторских фирм и индивидуальным аудиторам грамотно организовать свою работу и повысить ее качество с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности общества в достоверной информации о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности аудируемых организаций. Международные стандарты аудита базируются на полученных знаниях по бухгалтерскому финансовому учету, основам аудита, международным стандартам финансовой отчетности и изучении основ бухгалтерской финансовой отчетности.

6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ полученных при изучении следующих дисциплин: «Бухгалтерский (финансовый) учет», Бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Основы аудита», «Международные стандарты финансовой отчетности».

7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны: знать состав и содержание международных стандартов аудита; порядок их разработки и применения в практике аудиторской деятельности; методику применения международных стандартов аудита при разработке национальных стандартов; уметь использовать международные стандарты аудиторской деятельности при проведении аудиторских проверок международных (транснациональных) организаций; применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок.

8 8 Содержание лекционного курса Тема 1. Роль международных стандартов в становлении аудиторской деятельности. Тема 2. Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита и сопутствующих аудиту услуг. Тема 3. Международные стандарты по планированию аудита. Тема 4. Международные стандарты аудита, регламентирующие методы получения аудиторских доказательств. Тема 5. Международные стандарты аудита, регулирующие порядок использования работы третьих лиц. Тема 6. Международные стандарты аудита, регламентирующие аудиторские выводы и подготовку отчетов.

9 9 Тема 1. Роль международных стандартов в становлении аудиторской деятельности. Первая тема курса посвящена изучению организационных основ разработки международных стандартов аудиторской деятельности: в ней раскрыты сущность и значение стандартов, роль Международной федерации бухгалтеров в стандартизации аудита на международном уровне, методика разработки международных стандартов аудита, взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита. Особое внимание надо обратить на систему международных стандартов аудита, состав документов, издаваемых Международной федерацией бухгалтеров в области регулирования аудиторской деятельности, механизм внедрения разработок Совета по международным стандартам аудита и гарантии достоверности в практику проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

10 10 Тема 2. Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита и сопутствующих аудиту услуг. Вторая тема курса посвящена рассмотрению концепции аудита, принятой в международных стандартах и базовых принципов профессиональной этики аудиторов. При изучении данной темы рассматриваются вопросы, которые раскрывают механизм согласования условий выполнения аудиторского задания, правила подготовки рабочей документации аудитора, ответственность аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и несоблюдения аудируемой организацией нормативных актов. Изучить основные требования к организации внутреннего контроля качества в фирмах, проводящих аудит, обзорные проверки исторической финансовой информации и оказывающих прочие гарантирующие и сопутствующие услуги.

11 11 Тема 3. Международные стандарты по планированию аудита. При изучении данной темы Вы познакомитесь со стандартами, регламентирующими планирование и организацию проведения аудита. При изучении данной темы рассматриваются стандарты разработки общей стратегии и плана аудита, обязанности аудитора по ознакомлению с деятельностью аудируемого субъекта и средой, в которой она ведется, порядок оценки аудитором рисков существенных искажений и реагирования на них, а так же понятие «существенности» и его применение в аудите. Обратить внимание на особенности аудита организаций, поручающих ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности специализированным организациям. При рассмотрении МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями» четко определить что в ходе и по окончании аудиторской поверки аудитору требуется сообщать полученную и оцененную им информацию руководству аудируемого лица.

12 12 Тема 4. Международные стандарты аудита, регламентирующие методы получения аудиторских доказательств. В данной теме, посвященной сбору и оценке доказательной информации в ходе проведения аудита, раскрыты: понятия и источники получения аудиторских доказательств, способы получения аудиторских доказательств в отношении величины товарно – материальных запасов организации – клиента, ее судебных дел и претензионных разбирательств, оценки долгосрочных инвестиций, раскрытия информации по сегментам в финансовой отчетности, особенности проверки начальных сальдо, оценочных значений, операций со связанными сторонами, применимости допущения непрерывности деятельности, правила оценки влияния последующих событий на финансовую отчетность аудируемой организации

13 13 Тема 5. Международные стандарты аудита, регулирующие порядок использования работы третьих лиц. В данной теме рассматривается момент, когда аудитор при подготовке заключения по финансовой отчетности субъекта использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, представленную одним или несколькими компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта. Исходя из этого нужно изучить такие понятия как «главный аудитор», «другой аудитор», «компонент». Обратить внимание на то, что на стадии предварительного планирования аудитор изучает не только систему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и систему внутреннего контроля. Изучая МСА 620 «Использование работы эксперта», дать рекомендации по использованию работы специалистов – экспертов, обладающих соответствующими знаниями в требуемой конкретной сфере деятельности, в качестве аудиторского доказательства.

14 14 Тема 6. Международные стандарты аудита, регламентирующие аудиторские выводы и подготовку отчетов Посвящена изучению установленных международными стандартами требований к составлению отчетных документов по результатам выполнения аудиторских заданий, а именно аудиторского заключения и аудиторских отчетов по проверке полного комплекта финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со всеми требованиями. Освещаются особенности составления аудиторского заключения при наличии в документах прочей информации, а так же порядок модификации аудиторского заключения с учетом результатов проверки сравнительных показателей. Обратить внимание на элементы, виды аудиторского заключения, такие понятия как «прочая информация», «сравнительные показатели».

15 15 Контрольные мероприятия Наиболее целесообразной формой текущего контроля в данном курсе можно считать оценку самостоятельной работы студента, в которую включается изучение дополнительной литературы по дисциплине, ответы на приведенные вопросы к каждой теме. Форма итогового контроля – проведение тестирования по дисциплине, по итогам проведенного теста, при условии 50 % правильных ответов, студент получает зачет.

16 16 Глоссарий Аудит разновидность задания, обеспечивающего уверенность. Выполняется аудитором в целях получения возможности выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность клиента в со­ответствии с установленными принципами подготовки финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Аудиторские доказательства вся информация, используемая аудитором для формирования выводов, на которые опирается его мнение. Аудиторские доказательства включают информацию, полу­ченную из бухгалтерских записей, лежащих в основе финансовой отчетности, и других источников. Объем аудита количество и характер аудиторских процедур, выполнение которых необходимо для достижения цели аудита. Сопутствующие услуги компиляция финансовой информации и согласованные процедуры. Стандарты аудиторской деятельности документы, содержа­щие единые требования, соблюдение которых обеспечивает необхо­димый уровень качества аудита и сопутствующих аудиту услуг. Финансовая отчетность финансовая информация, структу­рированная в соответствии с принятыми принципами и правилами, обычно включающая пояснительные материалы, подготовленные на основе бухгалтерских записей, и предназначенная для раскрытия экономических ресурсов и обязательств организации на определен­ную дату или их изменение за определенный период времени. Наиболее важные понятия, встречающиеся в данном комплексе:

18 18 Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов предполагает: консультации преподавателей; освоение дополнительной информации по литературным источникам;

19 19 Сведения об авторе ФИО: Калуцкая Наталья Алексеевна Место работы: Белгородский государственный университет Ученая степень: Ученое звание: Должность: Ассистент Кафедра: Бухгалтерский учет и аудит Контактная информация: Адрес ул. Победы, 85 Рабочий телефон (0722)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *