Агентство Юридической помощи

Концепция демографической политики

Содержание

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

На сайте правительства России указаны ответственные за Концепцию чиновники — курирующий вице-премьер Антон Силуанов и министр внутренних дел Владимир Колокольцев.

Настоящая Концепция разработана в соответствии:

  • с Конституцией Российской Федерации,
  • федеральными конституционными законами,
  • федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации,
  • Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года,
  • стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
  • с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции.

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

  • а) академическая мобильность — международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;
  • б) временная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и тому подобного;
  • в) долгосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);
  • г) квотирование привлечения иностранной рабочей силы — регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
  • д) краткосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;
  • е) миграция на постоянное место жительства — международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства;
  • ж) незаконная миграция — перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности;
  • з) образовательная (учебная) миграция — миграция с целью получения или продолжения образования;
  • и) организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников) — деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации перемещений иностранных работников в Российскую Федерацию, включающая организованный набор необходимых работников в стране происхождения, их довыездную подготовку, прием и трудоустройство на законных основаниях на заранее выделенные рабочие места;
  • к) сезонная трудовая миграция — вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года;
  • л) трудовая миграция — временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).

Полный текст Концепции можно посмотреть на официальном сайте.

Приложение. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в раздел 3 внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;

внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях, организация качественного горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных организаций.

Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

ГАРАНТ:

См. Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г., одобренную распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р

создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных организациях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию их дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских образовательных организаций высшего образования, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании обучения;

совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Концепция демографической политики РФ до 2025

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 — 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда..

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

· сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

· сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

· сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

· повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

· привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

· сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;

· улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь.

· сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим;

· сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

· сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

· сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;

Из Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 (одобрена Правительством России в сентябре 2001)

Задачами демографического развития Российской Федерации являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения…

Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации

Основными целями являются:

  • укрепить здоровье жителей страны;
  • увеличить продолжительность жизни населения;
  • поднять рождаемость;
  • обеспечить Россию крепкими семьями;
  • урегулировать миграционные потоки и повысить эффективность в их использовании.

Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?

  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
  • создание условий для самореализации молодёжи;
  • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.

Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции

Если выполнить полностью все поставленные задачи, одобренные правительством по отношению к миграции, то демографическая ситуация заметно улучшиться.

  1. Регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации. Сейчас в стране действительно происходит естественная убыль населения, которая является главной причиной сокращения населения, следовательно, эта задача играет важную роль в решении проблем с миграционными потоками.
  2. Повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации. Ситуация в данный момент такая, что идет неконтролируемый большой приток мигрантов, связанных с другими культурными традициями, а это далеко не безболезненный процесс, поэтому надо исправлять сложившиеся положение.
  3. Обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. Некоторые россияне относятся к мигрантам положительно, а другие порой очень негативно. И что будут думать о нас как о русской нации?

Цели и задачи Концепции демографической политики РФ до 2025 года

В 2001 году приняли «Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в ней отражается довольно неутешительная демографическая ситуация в России, а также, в ней сформулированы основные цели и задачи демографической политики в целом. В 2007 году, в свою очередь, была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» Статья «Концепция уволена, да здравствует концепция!», В.А, Елизаров// http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0309/polit01.php.

Целями демографической политики России на период до 2025 года можно назвать стабилизацию численности населения России к 2015 году на планке 142 — 143 млн. человек и создание условий для ее увеличения к 2025 году желательно до 145 млн. человек. Помимо этого, упоминается улучшение качества жизни и рост продолжительности жизни до 70 лет в 2015 году и до 75 лет в 2025 году соответственно. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Безусловно, достижение поставленных целей зависит от удачного решения обширного круга задач социально-экономического развития, которые включают в себя обеспечение стабильного экономического роста, а также роста общего благосостояния населения, сокращение уровня бедности и снижение различий по доходам, кроме того необходимо отметить также создание эффективной социальной инфраструктуры, обеспечение доступным жильем, развитие гибкого рынка труда и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Ниже приведены основные принципы, положенные в основу демографической политики России:

·комплексность разрешения демографических задач. Иными словами, меры, принимаемые в этой сфере должны охватывать все направления демографического развития (такие как рождаемость, смертность и миграция) в их взаимосвязи;

·оперативное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде;

·учет региональных нюансов демографического развития и разграниченный подход к разработке и реализации необходимых региональных демографических программ;

·согласование между органами государственной власти и институтами гражданского общества друг с другом;

·координирование действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными же задачами демографической политики Российской Федерации до 2025, в свою очередь, являются:

·уменьшение уровня смертности более чем в 1,5 раза, в первую очередь в трудоспособном возрасте от различных внешних причин;

·уменьшение уровня материнской, а также младенческой смертности более чем в 2 раза, улучшение репродуктивных способностей населения, а также здоровья детей и подростков;

·укрепление здоровья населения, рост продолжительности активной жизни, создание и сохранение условий для здорового образа жизни, а также создание мотивации для ведения ЗОЖ, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, рост качества жизни больных, которые страдают хроническими заболеваниями, и инвалидов;

·увеличение уровня рождаемости (рост суммарного показателя рождаемости до 1,5 раза) за счет рождения второго ребенка в семье и последующих детей;

·укрепление института семьи, а также возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций и семейных отношений;

Решение, например, такой задачи, как сокращение уровня смертности населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте от различных внешних причин, включает в себя:

·уменьшение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;

·улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную;

·сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных;

·сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·сокращение уровня смертности от самоубийств;

·сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний;

·сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИД;

·внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

·повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Так же, осуществляется решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни. Они включают в себя:

·формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни;

·разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя,;

·создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний;

·обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями;

·внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков реабилитации после перенесенных заболеваний и травм;

·разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей.

Безусловно, одними из главных задач являются задачи по повышению уровня рождаемости. Они включают в себя:

·усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;

·создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми;

·создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

·расширение использования гибких форм занятости , позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

Еще одна группа задач — это задачи по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений. Эта группа включает в себя:

·развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи;

·пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей;

·реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа абортов;

·повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

·создание специализированной системы защиты прав детей.

Последняя группа задач — это задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития и эта группа включает в себя:

·содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

·привлечение квалифицированных иностранных специалистов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

·совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

·разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов;

·создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Пути реализации демографической политики и критика Концепции демографической политики РФ до 2025 года

В первую очередь, для реализации настоящей Концепции необходимы данные государственной статистики, итоги переписей населения и данные социологических исследований.

Из этого следует, что для получения достоверных сведений о состоянии населения Российской Федерации необходимо создать систему государственного статистического наблюдения, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития.

Кроме того, необходимо обеспечить информационную поддержку проведения демографической политики Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, появлением на рынке опасных для здоровья товаров и о многом другом.

А так же, очевидно, что следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса семей, имеющих двух или более детей.

Таким образом, реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года осуществляется и будет осуществляться в дальнейшем путем:

совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики;

включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

развития научных исследований в сфере народонаселения.

Так же, в концепции указано, что реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

Если же говорить о конкретных цифрах, то к 2025 году предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения до 145 млн. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Однако с принятием Концепции возникли некоторые вопросы, относительно возможности её реализации. Одним из таких вопросов, по мнению экспертов, является отсутствие закрепленных в ней показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. Если быть точнее, то в проекте доклада министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» используются такие статистические показатели как «общий коэффициент рождаемости», «общий коэффициент смертности», «ожидаемая продолжительность жизни» и т.д. Но, не смотря на это, не все из этих показателей можно считать объективными, так как ряд из них зависит не только от сложившейся в стране кризисной ситуации в демографической сфере и предпринимаемых государственных мер по её устранению, но и от накапливавшихся многие десятилетия особенностей демографической структуры населения.

Иными словами, возросший в последние годы уровень рождаемости обусловлен не только мероприятиями государственной поддержки, но и особенностью половозрастной структуры населения страны, в которой поколение детей 1980-х годов рождения, значительно больше, чем поколение 1970-х, и тем более 1990-х годов рождения. Министр здравоохранения и социального развития, в вышеупомянутом докладе отмечает, что «полученный результат напрямую связан с большой правовой и организационной работой, существенным увеличением финансовой базы мероприятий по улучшению демографической ситуации». Однако, как показывает статистика и демографические расчеты, государственные мероприятия по улучшению демографической ситуации как бы «наслоились» на благоприятную демографическую конъюнктуру. Эта же демографическая конъюнктура может привести к кризису государственной демографической политики в ближайшие годы, когда уровень рождаемости будет, скорее всего, падать, в связи с тем, что в репродуктивный возраст вступят родившиеся в 1990-х, вплоть до 2020-х годов.

Кроме того, аналогичную закономерность можно так же выявить и при анализе показателя смертности. Например, в период 2010-2015 годов в возраст среднестатистической смерти (для России это 69 лет) вступило крайне малочисленное поколение людей, рожденных в 1941-1945 годах, т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И, наоборот, после 2015 года примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране.

Помимо всего этого, одним из минусов современной демографической политики России, является отсутствие единой координирующей её системы, так как эта политика реализуется множеством министерств и ведомств, финансируется из различных источников, по совершенно разным проектам и программам, которые не объединены ни концептуально, ни технологически. Так, например, демографическими вопросами в нашей стране занимаются Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

Указанное же в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является органом, не имеющим реальных рычагов воздействия на направления демографической политики, которые реализуются другими ведомствами. Более того, в Министерстве не существует структурного подразделения, которое отслеживало бы ход реализации мероприятий в демографической сфере, как и не существует никаких систематизированных отчетов в этой области. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.// Поэтому, очевидно, что в стране, которая находится в критической демографической ситуации, за реализацию государственной демографической политики должно отвечать отдельное, специально созданное ведомство, которое будет контролировать и периодически отчитываться о ходе реализации мероприятий, основываясь на объективных демографических показателях.

И, конечно же, так как Концепция представляет собой декларативный программный документ, который устанавливает общие принципы и направления государственного регулирования демографической сферы, она нуждается в дальнейшем развитии в нормативно-правовом и управленческом отношении. Это развитие получило продолжение в плане мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Сазонова Е.С. Демографический кризис: феноменология и государственное управление// Материалы Всероссийской научной конференции от 2009 года, в котором предусмотрены конкретные меры по реализации задач, установленных в Концепции. В целом, план достаточно хорош, но, несмотря на это, есть смысл отметить, что одним из минусов данного документа является то, что в нём делается упор в основном на мероприятия социально-экономической направленности, в то время как социокультурным мероприятиям уделено слишком мало внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *