Агентство Юридической помощи

Главный редактор СМИ

Порядок регистрации СМИ

Порядок регистрации СМИ

Вниманию заявителей!

С 1 января 2018 г. вступают в силу Федеральные законы от 29 июля 2017 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – Федеральный закон № 239-ФЗ (PDF, 736.81 Kb)) и № 253-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33333 и 33334 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 253-ФЗ (PDF, 184.82 Kb)).

Федеральным Законом № 239-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ), касающиеся уточнения и совершенствования процедуры регистрации средств массовой информации по принципу ведения Роскомнадзором Общероссийского реестра средств массовой информации и предоставления Выписки из него.

Кроме того, Федеральным законом № 239-ФЗ установлено взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации. Также предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации и для отзыва ранее выданного разрешения. Порядок распространения зарубежных периодических печатных изданий приводится в соответствие с аналогичным порядком, установленным для российских СМИ.

Федеральным законом № 253-ФЗ изменены размеры государственной пошлины за регистрацию СМИ (вне зависимости от формы периодического распространения) и установлены размеры государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации.

По мере уточнения действующих и принятия новых нормативных правовых актов соответствующая информация будет представлена на нашем сайте. Следите за обновлениями в разделе «Массовые коммуникации. Регистрация СМИ».

Изменения в отраслевом законодательстве (PDF, 678.36 Kb)

Перечень нормативно-правовых актов:

— Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 06.06.2019) «О средствах массовой информации» (Закон РФ № 2124-1);

— Постановление Правительства РФ от 16.10.2015 N 1107 «Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» (Постановление Правительства РФ N 1107);

— Приказ Роскомнадзора от 18 декабря 2017 года № 255 «Об утверждении Порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации» (Приказ Роскомнадзора № 255);

— Приказ Роскомнадзора № 100 от 17.05.2019 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (Приказ Роскомнадзора № 100).

Комплект документов при подаче заявления о регистрации СМИ учредителем — юридическим лицом

1. Заявление на регистрацию СМИ (образец заполнения, требования к заполнению);

2. Документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины с точным указанием названия, формы распространения и вида издания средства массовой информации и действием по нему (регистрация, выдача дубликата, внесение изменения в запись о регистрации);

3. Копии документов, удостоверяющих личность и содержащих сведения о месте регистрации каждого учредителя, акционера, участника общества и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, которое является учредителем СМИ, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4. Копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п.1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида;

5. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью либо документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складчатом) капитале юридического лица или о долях в уставном (складчатом) капитале (для заявителя – иностранной организации);

6. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» (при наличии).

В случае подписания заявления о регистрации СМИ лицом, уполномоченным заявителем, к заявлению прилагается доверенность либо ее копия, заверенная в установленном порядке. Подлинник доверенности подлежит возврату заявителю по окончании предоставления государственной услуги.

Комплект документов при подаче заявления о регистрации СМИ учредителем – физическим лицом

1. Заявление на регистрацию СМИ (образец заполнения, требования к заполнению);

2. Документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины с точным указанием названия, формы распространения и вида издания средства массовой информации и действием по нему (регистрация, выдача дубликата, внесение изменения в запись о регистрации);

3. Копии документов, удостоверяющих личность и содержащих сведения о месте регистрации физического лица, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (страхового свидетельства государственного пенсионного страхования), заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» (при наличии).

В случае подписания заявления о регистрации СМИ лицом, уполномоченным заявителем, к заявлению прилагается доверенность либо ее копия, заверенная в установленном порядке. Подлинник доверенности подлежит возврату заявителю по окончании предоставления государственной услуги.

Комплект документов при подаче заявления о внесении изменений в запись о регистрации средств массовой информации учредителем — юридическим лицом

1. Заявление с указанием в п.13 причины внесения изменений в запись о регистрации СМИ (образец заполнения, требования к заполнению);

2. Документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины с точным указанием названия, формы распространения и вида издания средства массовой информации и действием по нему (регистрация, выдача дубликата, внесение изменения в запись о регистрации);

3. Копии документов, удостоверяющих личность и содержащих сведения о месте регистрации каждого учредителя, акционера, участника общества и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, которое является учредителем СМИ, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4. Копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке. В соответствии с п.1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида;

5. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью либо документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складчатом) капитале юридического лица или о долях в уставном (складчатом) капитале (для заявителя – иностранной организации);

6. Копии действующего на момент подачи заявления устава редакции средства массовой информации либо заменяющего его договора между учредителем и редакцией (главным редактором), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

7. Копия документа о передаче прав и обязанностей учредителя средства массовой информации третьему лицу, согласованного с редакцией (главным редактором) и соучредителями, а также копия приказа о назначении главного редактора или иного документа, подтверждающего его полномочия, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации в связи со сменой или с изменением состава соучредителей);

В случае подписания заявления о внесении изменений в запись о регистрации СМИ лицом, уполномоченным заявителем, к заявлению прилагается доверенность либо ее копия, заверенная в установленном порядке. Подлинник доверенности подлежит возврату заявителю по окончании предоставления государственной услуги.

Комплект документов при подаче заявления о внесении изменений в запись о регистрации средств массовой информации учредителем — физическим лицом

1. Заявление с указанием в п.13 причины изменения в записи о регистрации СМИ (образец заполнения, требования к заполнению);

2. Документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины с точным указанием названия, формы распространения и вида издания средства массовой информации и действием по нему (регистрация, выдача дубликата, внесение изменения в запись о регистрации);

3. Копии документов, удостоверяющих личность и содержащих сведения о месте регистрации физического лица, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (страхового свидетельства государственного пенсионного страхования), заверенная в установленном порядке;

5. Копии действующего на момент подачи заявления устава редакции средства массовой информации либо заменяющего его договора между учредителем и редакцией (главным редактором), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6. Копия документа о передаче прав и обязанностей учредителя средства массовой информации третьему лицу, согласованного с редакцией (главным редактором) и соучредителями, а также копия приказа о назначении главного редактора или иного документа, подтверждающего его полномочия, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации в связи со сменой или с изменением состава соучредителей);

В случае подписания заявления о внесении изменений в запись о регистрации СМИ лицом, уполномоченным заявителем, к заявлению прилагается доверенность либо ее копия, заверенная в установленном порядке. Подлинник доверенности подлежит возврату заявителю по окончании предоставления государственной услуги.

Комплект документов при подаче заявления о внесении изменений в реестр СМИ в связи с прекращением деятельности СМИ

(В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 17.05.2019 № 100)

В случае принятия учредителем (соучредителями) СМИ решения о прекращении деятельности СМИ учредитель (соучредители) в письменном виде уведомляет Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу о принятом решении (форма уведомления)

Для внесения в реестр зарегистрированных СМИ записи о прекращении деятельности СМИ по решению учредителя (соучредителей) заявитель представляет следующие документы:

1. Решение учредителя (соучредителей) о прекращении деятельности СМИ, подписанное учредителем (соучредителями) СМИ;

2.Доверенность, либо её копию (в случае подписания уведомления о прекращении деятельности СМИ представителем учредителя (соучредителей)).

Формы заполнения документов для подачи уведомлений

  1. Для получения сведений из реестра зарегистрированных СМИ заявитель предоставляет в регистрирующий орган заявление о предоставлении сведений из реестра зарегистрированных СМИ (форма заявления)
  2. Для приостановления/возобновления деятельности СМИ заявитель уведомляет в письменной форме регистрирующий орган о приостановлении/возобновлении деятельности СМИ с указанием периода приостановления или даты возобновления, подписанное учредителем (соучредителями) СМИ (форма уведомления)
  3. При изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель в месячный срок уведомляет регистрирующий орган о произошедших изменениях (форма уведомления)
  4. В случае если в выписке из реестра зарегистрированных СМИ, выданной в результате предоставления государственной услуги допущены опечатки и ошибки, заявитель вправе обратиться с заявлением об исправлении выявленных опечаток и (или) ошибок (форма заявления)

Способы и адреса подачи заявления о регистрации СМИ

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами подается учредителем в центральный аппарат Роскомнадзора (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр.

2) на территориях двух и более субъектов Северо-Кавказского федерального округа, подается учредителем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу (355040, Ставрополь, Тухачевского ул., д. 8.)

3) на территории Кабардино-Балкарской Республики, подается учредителем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике.(360051, г. Нальчик, Шогенцукова пр., д. 14.)

4) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа, подается учредителем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу(109544, г. Москва, Школьная ул., д. 37)

Размеры государственной пошлины (PDF)

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в течение тридцати рабочих дней с даты его поступления.

Информация о регистрации, внесении изменений в запись о регистрации, получения сведений о конкретном средстве массовой информации предоставляется непосредственно в помещении Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике.

Консультацию возможно получить в соответствии с графиком работы Управления по телефону (8662) 420884, 424000, электронная почта (rsoc07@rkn.gov.ru).

Адрес Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике: 360051,г. Нальчик, Шогенцукова пр., д.14 (9 этаж).

Время публикации: 16.02.2010 11:25
Последнее изменение: 25.09.2019 16:55

Конституционно-правовой статус средств массовой информации

Основы правового статуса организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и других средств массовой информации (далее — СМИ) установлены в ст. 29 Конституции РФ, предусматривающей гарантии свободы массовой информации, мысли и слова, запрет цензуры, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В правовом статусе СМИ указанные конституционно — правовые элементы занимают не только большой объем, но имеют определяющее, приоритетное значение по отношению к иным элементам, установленным в других нормативно-правовых актах.

Специализированным международным правовым актом, регулирующим деятельность СМИ, является Резолюция № 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека», принятая 23 января 1970 г. и собственно Декларация. Указанная Декларация определяет статус печати и других средств массовой информации, систему гарантий их независимости и меры по обеспечению ответственности СМИ.

Более детально права и обязанности СМИ регламентированы в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). В основу данного Закона положен принцип свободы массовой информации, в нем закреплена свобода поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также учреждения СМИ. Подтверждено запрещение цензуры, но запрещено и злоупотребление свободой массовой информации.

К содержащимся в Конституции Законом добавлены запреты: использования СМИ в целях совершения преступлений, для разглашения государственной тайны, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Правовой статус СМИ можно определить как совокупность следующих элементов: обязательная государственная регистрация; лицензирование теле- и радиовещания; порядок выпуска средств массовой информации; обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица; обеспечение государством редакционной самостоятельности; экономическая государственная поддержка; регулирование рекламы в средствах массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

СМИ подлежат регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Государственную регистрацию СМИ и ведение реестра зарегистрированных средств массовой информации в России осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы (Роскомнадзор).

По состоянию на 15.05.2014 г. в общероссийском реестре средств массовой информации было зарегистрировано всего СМИ 88 610, из них печатных — 65 596, электронных — 15 694, сетевых — 6220, информационных агентств — 1663.

Учредительным документом СМИ является Устав, который принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов и утверждается учредителем редакции. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, может являться юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.

Закон о СМИ также содержит термин «специализированное СМИ», под которым понимается средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила.

В числе специализированных средств массовой информации в Законе о СМИ выделяются рекламные и эротические издания. Специальный правовой режим рекламных средств массовой информации в законодательстве существует в силу п. 11 ст. 14 и п. 10 ст. 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

В рамках данной категории можно также выделить социально значимые средства массовой информации, специализирующиеся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения.

В настоящее время наметилась тенденция к формированию особого правового режима научных средств массовой информации, выразившаяся в издании Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, к которым предъявляются определенные требования, обусловленные социальной ролью таких средств массовой информации.

По месту производства и распространения продукции средства массовой информации подразделяются на национальные, зарубежные и международные. В соответствии со ст. 54 Закона о СМИ гражданам России гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

В зависимости от содержания и тематики продукции средства массовой информации могут быть: официальными; научно-просветительскими; политическими; религиозными; рекламными; развлекательными. В основе такой классификации — корпоративные требования со стороны журналистского сообщества к содержанию продукции средств массовой информации.

Необходимо также отметить Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», принятый в целях своевременного и достаточно полного информирования населения посредством государственных федеральных и региональных СМИ о деятельности органов государства.

Ключевая роль в регулировании правового статуса и деятельности СМИ принадлежит гражданскому законодательству. Данный тезис справедлив в первую очередь для экономической стороны деятельности СМИ. Положительным является тот факт, что нормы Гражданского кодекса РФ распространяют свои положения на защиту нематериальных прав, в числе которых достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна.

Однако далеко не во всех зарубежных странах есть специальные законы, регулирующие деятельность печати и других СМИ. Ряд национальных правовых систем, например США, Канады, Великобритании, Голландии, Испании и Австралии не признают информационного права как самостоятельной отрасли права. В указанных странах СМИ регулируются нормами, преимущественно, гражданского законодательства. Не случайно те страны, конституции которых уделяют особое внимание свободе массовой информации, имеют специальные законы о печати. В германских землях существуют собственные (хоть и весьма схожие) законы о прессе. В Австрии и Швеции есть национальные законы о прессе, причем в Швеции такой закон является конституционным.

Следует отметить, что даже в странах, не имеющих базовых национальных законов о печатных СМИ и правах журналистов, есть законы о телерадиовещании, регулирующие вопросы функционирования общественного и частного телевидения, а также радио, порядка выдачи лицензий и т.п. В некоторых государствах приняты законы, существенно ограничивающие сбор и распространение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 г.).

В зарубежных странах с демократическим режимом функции государственного регулирования в информационной сфере сводятся, в основном, к лицензированию телерадиовещания. Радиочастотный диапазон, используемый для осуществления эфирного или спутникового вещания, представляет собой ограниченный природный ресурс, в распределении которого участвует авторитетный арбитр. Органы регулирования вещательной деятельности являются независимыми, на них распространяется специальный порядок финансирования, а руководство осуществляется, как правило, коллегиально.

Члены таких органов назначаются высшими органами государственной власти совместно (Федеральная комиссия связи в США, Высший совет по вопросам радио и телевидения во Франции, Национальный совет по вопросам вещания в Польше) либо парламентом (Чехия, Исландия, Турция). В странах, где существует культура доверия органам государственной власти и, прежде всего, правительству, допускается назначение членов органов вещательного контроля лишь центральными исполнительными органами власти (Великобритания).

В отличие от аудиовизуальных СМИ, в сфере периодической печати в зарубежных странах обычно доминируют органы саморегулирования. Для осуществления контроля за соблюдением норм журналистской этики и правил делового соперничества такие органы наделяются квазисудебными полномочиями, а также полномочиями по наложению штрафов и порицаний и требованию опубликования опровержений или публичных извинений.

Памятка для учредителей и главных редакторов средств массовой информации

Обязанность главных редакторов средств массовой информации не допускать злоупотребления свободой массовой информации

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.
При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-3 части четвертой статьи 41 Закона.

Перечень видов информации, распространение которой не допускается в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не является исчерпывающим. Информация, на распространение которой налагается запрет другими федеральными законами, также является ограниченной в обращении и не может свободно распространяться.
Редакциям средств массовой информации необходимо неукоснительно соблюдать ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части недопущения использования средств массовой информации для распространения экстремистских материалов, в которых, в частности, могут содержаться признаки возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
К редакциям средств массовой информации, допустившим распространение материалов с признаками экстремизма, применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При установлении нарушений требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» регистрирующий орган обязан вынести официальное письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации.
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона «О средствах массовой информации», по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.
Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Обязанность учредителей и главных редакторов средств массовой информации по доставке обязательного экземпляра периодических печатных изданий, письменных уведомлений, уставов и договоров

Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике — Чувашии напоминает, что статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее – Закон) предусмотрена обязанность производителя документов (редакции) доставлять через полиграфическую организацию обязательный бесплатный экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода в свет первой партии тиража.

Адреса рассылки обязательных федеральных экземпляров периодических печатных изданий:

2. Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»: 143200, г. Можайск, ул. 20-го Января, д. 20, корп. 2 Национальное фондохранилище филиала ИТАР ТАСС «Российская книжная палата».

Количество экземпляров, направляемых в «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»:

16 журналов на русском языке;

4 журнала на языках народов РФ (за исключением русского) и на иностранных языках.

3. Книжные палаты и (или) библиотеки субъектов Российской Федерации (для обязательных экземпляров субъекта Российской Федерации) — 3 обязательных экземпляра. Для СМИ, зарегистрированных на территории Чувашской Республики – Национальная библиотека Чувашской Республики: 428003, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 15.

4. Библиотеки муниципальных образований (для обязательных экземпляров муниципального образования) — 2 обязательных экземпляра.

Роскомнадзор не является получателем обязательного экземпляра продукции средств массовой информации.

Производители документов в течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют с использованием информационно-телекоммуникационных сетей по одному обязательному экземпляру печатных изданий в электронной форме, заверенному квалифицированной электронной подписью производителя документа, в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) и в Российскую государственную библиотеку.

Адреса доставки в сети «Интернет»:

1) Российская государственная библиотека (РГБ) https://oek.rsl.ru/

2) Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) http://www.bookchamber.ru/

Доставка обязательных экземпляров в электронной форме производится в личном кабинете пользователя на указанных сайтах.

Для регистрации на сайтах доставки экземпляра печатного издания в электронной форме производитель документов подписывает заявку на отправку квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Производитель документов может действовать как лично, так и через представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть заводить специальную ЭЦП для отправки экземпляров не требуется, можно использовать уже имеющуюся ЭЦП. При этом редакция или главный редактор СМИ должен передать право на направление экземпляров владелицу ЭЦП (доверенность, приказ, распоряжение руководителя и друге документы, подтверждающие передачу полномочия).

В случае несоответствия отправленного экземпляра требованиям, получатель в месячный срок направляет на адрес электронной почты производителя документов уведомление о необходимости повторной отправки экземпляра печатного издания в электронной форме с описанием проблемы.

Производитель документов в месячный срок после получения уведомления обязан устранить выявленную проблему и через свой личный кабинет осуществить повторную отправку экземпляра печатного издания в электронной форме.

Обязанность по доставке экземпляра печатного издания в электронной форме считается исполненной после получения производителем документа в личном кабинете на сайте доставки экземпляра уведомления о принятии экземпляра печатного издания в электронной форме получателем документов.

Согласно ст. 11 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» учредители СМИ обязаны уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

— изменении местонахождения (адреса) редакции, учредителя (изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса);

— изменение периодичности выпуска средства массовой информации;

— изменение максимального объема средства массовой информации (тираж, формат и количество страниц);

— принятии решения учредителями о приостановлении, возобновлении или прекращении деятельности СМИ.

Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.

Отдельно отмечаем, что Законом о СМИ не предусмотрено, что средства массовой информации с определенной периодичностью распространения («ежеквартально», «один раз в месяц», «два раза в неделю») и так далее должны выходить в свет в определенный день. Конкретная дата выхода в свет очередного выпуска издания определяется редакцией средства массовой информации.

Уведомление представляется в регистрирующий орган непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление может быть представлено в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае, если уведомление подано неуполномоченным лицом или сведения, содержащиеся в нем, не соответствуют действительности, такое уведомление подлежит возврату.

Если у СМИ несколько учредителей, то уведомление подписывается каждым из них.

За нарушение установленного законом порядка предоставления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров предусмотрена административная ответственность по ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 20 Закона «О СМИ», в течение 3 месяцев со дня первого выхода в свет СМИ в регистрирующий орган необходимо направить копию устава редакции или заменяющего его договора. Для периодических печатных изданий, предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за её пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом является Роскомнадзор.

Копия устава, заверенная надлежащим образом, с сопроводительным письмом предоставляется в Роскомнадзор по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр. 2. Устав утверждается всеми учредителями средства массовой информации.

Согласно ч.1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной.

Устав редакции должен содержать следующие пункты:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.

Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.

Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ, до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 – 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.

За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

— на граждан – в размере от двухсот до пятисот рублей;

— на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;

— на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Обязанность учредителей и главных редакторов средств массовой информации по соблюдению порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации

Согласно ст. 11 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии внесения изменений в запись о регистрации средства массовой информации.
Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации.осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
За нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации предусмотрена административная ответственность по ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обязанность главных редакторов средств массовой информации по соблюдению порядка объявления выходных данных

Согласно ст. 27 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет;

5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии;

9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

10) зарегистрировавший орган и регистрационный номер.

Все вышеперечисленные сведения являются обязательными для указания в выходных данных.

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
1) название программы;
2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) тираж;
5) редакция и ее адрес;
6) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно».
Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.
За нарушение порядка объявления выходных данных предусмотрена административная ответственность по ст. 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Время публикации: 31.01.2012 14:53
Последнее изменение: 13.11.2019 14:47

В рамках Недели российского интернета — Russian Internet Week — состоялась презентация обновлённого кластера «Медиа и технологии» Российской ассоциации электронных коммуникаций.

В пятницу, 13 декабря, топ-менеджеры ведущих российских СМИ обсудили медиа-тренды с председателями объединения Надеждой Арабкиной и Вазгеном Аскаряном.

Первый заместитель главного редактора Издательского дома «Комсомольская правда» Олеся Носова также приняла участие во встрече. Она наглядно продемонстрировала, как новость о первом полете человека в космос распространилась бы в современном цифровом формате.

Первый заместитель главного редактора ИД «Комсомольская правда» Олеся Носова и гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков. Фото: «Медиа в современном обществе»

А генеральный директор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков высказался на актуальную тему перехода от бумажных СМИ к электронным, выступив за сохранение контента в обоих вариантах.

Заместитель главного редактора ИД «Московский комсомолец» Екатерина Деева поддержала обсуждение этого вопроса и поделилась столетним опытом создания газеты. Также она предположила, что будет представлять из себя журналистика в будущем.

Вазген Аскарян и Надежда Арабкина. Фото: «Медиа в современном обществе»

Еще одним гостем презентации стал директор по развитию медиа «Rambler group» Владимир Тодоров. Он сделал акцент на необходимости поиска новых каналов дистрибуции контента. Эти и многие другие вопросы еще будет обсуждаться на собраниях кластера «Медиа и технологии» ассоциации электронных коммуникаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *